Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты специальной медицинской группы / физическая культура / учебный процесс / дистанционное обучение / students of a special medical group / physical culture / educational process / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Онищенко Александр Николаевич, Лавричева Ирина Анатольевна, Куземко Юлия Владимировна, Трушечкина Елизавета Валериевна

Изучена организация и реализация учебно-воспитательного процесса, предложены мероприятия для его оптимизации на кафедре физической культуры и спорта для студентов с отклонениями в состоянии здоровья в период covid-ограничений. Получены данные об изменениях функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальной медицинской группы во время учебного семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Онищенко Александр Николаевич, Лавричева Ирина Анатольевна, Куземко Юлия Владимировна, Трушечкина Елизавета Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE OF SPECIAL MEDICAL STUDENTS GROUPS AT THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNDER LIFE RESTRICTION

The organization and implementation of the educational process has been studied and measures have been proposed to optimize it at the Department of Physical Culture and Sports for students with disabilities in the state of health during the period of covid-restrictions. Data on changes in the functional state of the body and physical fitness of students of a special medical group during the academic semester were obtained.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 796.011.3

DOI: 10.24412/2305-8404-2022-9-17-27

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Н. Онищенко, И.А. Лавричева, Ю.В. Куземко, Е.В. Трушечкина

Изучена организация и реализация учебно-воспитательного процесса, предложены мероприятия для его оптимизации на кафедре физической культуры и спорта для студентов с отклонениями в состоянии здоровья в период covid-ограничений. Получены данные об изменениях функционального состояния организма и физической подготовленности студентов специальной медицинской группы во время учебного семестра.

Ключевые слова: студенты специальной медицинской группы, физическая культура, учебный процесс, дистанционное обучение.

PERFORMANCE OF SPECIAL MEDICAL STUDENTS GROUPS AT THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS UNDER LIFE RESTRICTION

Onishchenko A.N. doctor of medical sciences, professor, prof-fiz@yandex.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy, Lavricheva LA., candidate of pedagogical sciences, associate professor, irina-lavriche-va@yandex.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy,

Kuzemko Ju. V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kyv72@mail.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy, Trushechkina E.V., senior lecturer, elizaveta tru@mail.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy

The organization and implementation of the educational process has been studied and measures have been proposed to optimize it at the Department of Physical Culture and Sports for students with disabilities in the state of health during the period of covid-restrictions. Data on changes in the functional state of the body and physical fitness of students of a special medical group during the academic semester were obtained.

Key words: students of a special medical group, physical culture, educational process, distance learning.

Онищенко Александр Николаевич, д-р мед. наук, проф., prof-fiz@yandex.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Лавричева Ирина Анатольевна, канд. пед. наук, доц., irina-lavricheva@yandex.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Куземко Юлия Владимировна, канд. пед. наук, доц., kyv72@mail.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Трушечкина Елизавета Валериевна, старший преподаватель, elizaveta tru@mail.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия

В настоящее время не представляется возможным утверждать о наступлении эпидемиологического благополучия в человеческой популяции. К сожалению, продолжается волнообразная агрессия COVID-19, поступают сведения о возникновении и распространении различных очагов других возбудителей инфекционных заболеваний. Создавшаяся в связи с этим обстановка и необходимость проводить комплекс ограничительно-защитных мероприятий крайне негативно влияют на все стороны жизнедеятельности населения. В полной мере к новым условиям функционирования всем стра-

нам пришлось адаптировать образовательное пространство всех уровней обучения и повышения квалификации. Высшие учебные заведения были вынуждены работать на фоне высокого

уровня заболеваемости персонала и студенческой молодежи, применения широкого спектра противоэпидемических мероприятий, зачастую сниже -ния обеспечения различными ресурсами, необходимости сохранения каче -ства учебно-воспитательного процесса и ритмичности подготовки необходимых для государства специалистов [1, 3, 4, 9].

Вне всякого сомнения, применение ограничительно -изоляционных воздействий во время острой фазы инфекционной агрессии в первую оче -редь заставило руководство вузов разрабатывать, совершенствовать и экс -тренно широко внедрять дистанционные образовательные технологии. Произошла интенсификация использования информационно-телекоммуникационных сетей, различных коммуникационных технических устройств, разработки специфического программного обеспечения, повыше -ния «компьютерной» квалификации всех категорий работников и обучающихся [1, 2, 4, 5].

Наряду с другими учебными дисциплинами преподавание «Физиче -ской культуры и спорта» и «Элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту» в высшем учебном заведении было вынуждено приспосабливаться к применению здоровьесберегающих педагогических технологий и целенаправленного воздействия средств физкультурной направленности на фоне общения педагога и студента на расстоянии. Групповые практические занятия в условиях физкультурно-оздоровительных комплексов с использованием оздоровительных сил природы и соблюдением специальных гигиенических требований, которые позволяли в подавляющем количестве случаев достигать необходимых результатов, были заменены на индивидуальные упражнения в домашних условиях и на открытых площадках [2, 5-8].

Рассматривая вопросы физической культуры студентов в высшем учебном заведении в период covid-ограничений необходимо обратить внимание на традиционное распределение обучаемых по результатам первичного медицинского обследования на группы допуска к занятиям: основная - без ограничений, подготовительная - сниженные физическая подготовленность и физическое развитие, специальная - имеющие различные заболевания с рекомендациями ограничения физических нагрузок [10, 11]. Даже в период эпидемиологического благополучия зачастую в вузах были случаи некачественного проведения медицинского освидетельствования, которое носило поверхностный и формальный характер: срывов графиков обследования, сокращения перечня необходимых исследований, отсутствия необходимых специалистов и квалифицированных заключений, некачественного информационного обмена между врачами и преподавателями, непроведения последующих ежегодных осмотров и медосмотров для допуска к занятиям после перенесенных острых заболеваний. Имеются факты сокращения или блокирования учебной нагрузки для специальных

медицинских групп, отсутствия повышения квалификации для преподавателей по данному направлению, нехватки специализированных учебных площадей и инвентаря. Необходимо отметить, что учебные занятия со студентами с особыми образовательными потребностями в рамках кафедры физической культуры и спорта пересекают грань и частично взаимосвязаны с лечебной физической культурой. Поэтому во многих медицинских вузах учебная нагрузка для этих групп передана на кафедры лечебной физ -культуры и спортивной медицины.

В контексте полученных данных представляется перспективным проведение научных исследований, направленных на совершенствование дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта, в том числе лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Крайне важно у студентов, имеющих хронические заболевания, выработать потребность к физическим упражнениям, что позволит овладеть ценностями физической культуры даже в условиях ограничения жизнедеятельности. Однако рас -сматриваем обучение на расстоянии исключительно как кратковременно вынужденную меру в противостоянии с высококонтагиозными, а зачастую, со смертельными инфекционными возбудителями.

Цель исследования - поиск путей оптимизации дистанционного обучения студентов специальной медицинской группы по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях ограничения жизнедеятельно -сти.

Задачи исследования:

1) изучить организацию учебного процесса на кафедре физической культуры и спорта для студентов с отклонениями в состоянии здоровья в условиях пандемии;

2) оценить показатели функционального состояния организма и физической подготовленности у студентов с особыми образовательными потребностями;

3) предложить ряд мероприятий для совершенствования учебно-воспитательного процесса в специальной медицинской группе в период дистанционного обучения.

Методика и организация исследования. Исследование осуществлялось в Саратовской государственной юридической академии в процессе второго семестра обучения (первое полугодие 2021 года) в условиях covid -ограничений. На кафедре физической культуры и спорта в этот период было организовано дистанционное обучение 331 студента (212 девушек и 119 юношей) первого курса в специальной медицинской группе (22,7 % от числа всех первокурсников). Во время работы анализировалась научная литература, оценивался конкретный фактический материал учебно-воспитательного процесса при преподавании дисциплины «Физическая культура и спорт», систематизировался педагогический опыт задействованных в исследовании преподавателей, проводились опрос и экспертная оценка, нор -мативно-правовое наблюдение.

В течение рассматриваемого периода проведены две серии комплексной самооценки функционального состояния организма и физической подготовленности (в начале и конце семестра). В батарею тестов вошли: методики «Самочувствие, активность, настроение», исследования физического развития, респираторной и сердечно-сосудистой систем, измерения времени простой сенсомоторной реакции и скорости переработки информации, тестовые упражнения на быстроту, силу и выносливость.

В конце исследования на основе анализа и сопоставления полученных данных разрабатывались мероприятия по оптимизации обучения на расстоянии в образовательном пространстве неспециального физкультурного образования студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Статистическая обработка в процессе исследования проводилась при помощи пакета прикладных программ <^а^йса» (10 версия).

Результаты исследования и их обсуждение. Осуществление медико-профилактических и карантинных мероприятий, целью которых было снижение уровня инфекционной заболеваемости, сделало обучение на расстоянии учебным процессом выбора в системе высшего образования. Во время исследования опирались на уже ранее успешно разработанную архитектуру модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды с применением разностороннего функционала официаль -ного интернет-сайта юридического вуза.

Перед началом обучения были решены проблемы доступа к необходимым Интернет-ресурсам, наличия относительно современных коммуникационных устройств, повышения «компьютерной грамотности» преподавателей, назначения ответственных за дистанционную работу, разработки специфических методических материалов, апробирования стандартных схем и алгоритмов учетно-отчетной деятельности, проверки аспектов обратной афферентации в масштабах регионов проживания студентов, соответствия содержания портала рабочим учебным программам, специфического наполнения учебно-воспитательного процесса для специальной медицинской группы, целенаправленных педагогических воздействий с учетом индивидуальных характеристик каждого обучающегося.

На образовательном портале вуза (wp2.ssla.ru) для студентов очной формы обучения можно посмотреть раздел кафедры физической культуры и спорта:

- организация занятий по физической культуре на семестр;

- дополнительная информация по организации занятий по физиче -ской культуре на семестр;

- раздел объявлений;

- общая информация о кафедре и направлениях работы;

- пошаговая инструкция работы на портале;

- инструкция по прикреплению и отправке задания преподавателю;

- инструкция «Как написать преподавателю сообщение, используя форум»;

- график очных (с соблюдением медико-профилактических мероприятий) и заочных консультаций преподавателей на семестр;

- методика ведения дневника тренировок студента;

- преподаватели учебных групп и связь с ними;

- рабочие программы дисциплины;

- семь двухнедельных модулей практических занятий студентов в домашних условиях и теоретического материала с последующим предоставлением отчетного файла;

- раздел подготовки к зачетно-экзаменационной сессии - обучающий тест;

- комплексы лечебной физической культуры (корригирующей гимнастики при нарушении осанки, сколиозе, при гипотонической болезни, при дискинезиях желчевыводящих путей и хронических холециститах, при остеохондрозе с нарушением кровообращения головного мозга, при гипертонической болезни, при пиелонефрите, при остеохондрозе, при поясничном остеохондрозе, на осанку, при увеличении щитовидной железы, при полиартритах, при плоскостопии, при компрессионном переломе позвоночника);

- самостоятельные тренировочные занятия (модуль содержит комплексы упражнений различной направленности: на развитие силы, гибкости, выносливости, с элементами йоги, на ковриках, с гантелями, с фитбо -лом, с резиновыми амортизаторами, видеокомплекса ритмической гимнастики).

В течение семестра в свободное время в качестве самостоятельных занятий можно выбрать любой вид двигательной активности и систематически заниматься для поддержания здоровья, профилактики стрессовых состояний, укрепления организма и повышения работоспособности. Желающие могут прислать преподавателю видеоотчет своих тренировок. Связь с преподавателем осуществляется либо на форуме, либо через социальную сеть «Вконтакте», либо в другой форме, установленной в начале семестра. Конкретная «батарея» предложенных комплексов следующая: для развития выносливости, разминка перед силовым комплексом, комплексы упражнений на силу для юношей и девушек, на развитие гибкости после силовых упражнений, комплекс с элементами йоги «Здоровая спина», упражнения для восстановления функций позвоночника, на коврике для развития гибкости спины, с фитболом для развития силы, с фит-болом для развития гибкости, с эластичным эспандером, три блока ритмической гимнастики.

Особо отметим модуль комплексной самооценки «Результаты ком -плексного обследования психофизиологического и физического состояния студента». Методические рекомендации по выполнению тестов представ -лены внутри данного модуля. После выполнения тестов и проб все показатели заносятся в таблицу и направляются преподавателю.

В конце раздела кафедры физической культуры и спорта представлены нормативно-правовые акты и глоссарий.

Студенты специальной медицинской группы выполняли комплексы физических упражнений с учетом исходного уровня функционального состояния организма и физической подготовленности, а также нозологической формы имеющегося заболевания, готовили реферативные работы по здоровьесберегающим технологиям, адаптивной и лечебной физической культуре, представляли эссе о здоровом образе жизни и его составляющих. Контроль выполнения комплексов студентами был усилен путем увеличения количества консультаций, круглых столов и конференций (с использованием Интернет-технологий), более частого представления отчетного материала и дистанционного контроля физиологических резервов.

Некоторые данные функционального состояния организма и физи -ческой подготовленности студентов специальной медицинской группы представлены в таблице.

Показатели студентов специальной медицинской группы (по результатам комплексной самооценки)

Показатели M±m t P

В начале семестра В конце семестра

Студенты-юноши

Методика «Самочувствие, активность, настроение», баллы 5,98±0,11 5,82±0,08 1,07 >0,05

Методика «Простая сенсомоторная реакция», мс 231,43±5,37 220,43±4,45 1,57 >0,05

Скорость переработки информации, бит/с 1,34±0,02 1,61±0,03* -6,34 <0,05

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи), с 41,90±1,41 46,53±1,53* -2,18 <0,05

Время восстановления ЧСС после физической нагрузки, мин 2,06±0,09 1,82±0,09 1,73 >0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз 35,83±1,07 31,61±0,99* 2,88 <0,05

Бег на месте с высоким подниманием бедра за 15 секунд, кол-во движений 36,46±1,03 35,78±0,96 0,62 >0,05

Тест Купера (комплекс упражнений на время), мин 3,40±0,05 3,73±0,08* -2,16 <0,05

Окончание

Показатели M±m t P

В начале семестра В конце семестра

Студенты-девушки

Методика «Самочувствие, активность, настроение», баллы 5,41±0,11 5,56±0,07 -1,08 >0,05

Методика «Простая сенсомоторная реакция», мс 235,91±2,62 241,30±3,22 -1,30 >0,05

Скорость переработки информации, бит/с 1,55±0,02 1,56±0,01 -0,13 >0,05

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи), с 39,80±0,28 37,44±0,51* 4,05 <0,05

Время восстановления ЧСС после физической нагрузки, мин 2,69±0,14 2,23±0,07* 2,85 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, кол-во раз 33,12±0,69 36,11±0,75* -2,91 <0,05

Бег на месте с высоким подниманием бедра за 15 секунд, кол-во движений 39,51±0,84 39,50±0,66 0,01 >0,05

Тест Купера (комплекс упражнений на время), мин 3,90±0,05 3,70±0,04* 2,77 <0,05

Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - средняя ошибка средней

арифметической, Р - достоверность различий, ^ - критерий Стьюдента, ЧСС - частота сердечных сокращений, * - различия статистически значимы.

Средние показатели обследованных юношей составили: возраст -18,2 года, рост - 179,8 см, масса тела - 75,1 кг, окружность грудной клетки на выдохе - 90,1 см, окружность грудной клетки на вдохе - 93,5 см, частота сердечных сокращений (ЧСС) - 73,5 уд/мин, артериальное давление -120,0/77,8 мм рт.ст., частота дыхания - 16,2 раз/мин.

Видно, что показатели самочувствия, активности, настроения и времени простой сенсомоторной реакции у студентов-юношей к концу семестра значимо не изменились. Можно отметить лишь тенденцию к снижению силы нервных процессов, что может быть обусловлено влия -нием на организм особенностей учебно-воспитательного процесса в условиях ограничения жизнедеятельности.

Достаточно заинтересовало статистически достоверное увеличение скорости переработки информации, объясняемое с нашей точки зрения завершением адаптации первокурсников-юношей в образовательном пространстве вуза с проявлением эффекта суперкомпенсации. Также обращает внимание статистически значимое снижение результатов пробы Генчи, оценки силовых способностей и выносливости с сохранением имеющегося уровня результатов в упражнении на быстроту.

Средние показатели обследованных девушек составили: возраст -18,1 года, рост - 165,8 см, масса тела - 57,8 кг, окружность грудной клетки на выдохе - 81,9 см, окружность грудной клетки на вдохе - 85,1 см, частота сердечных сокращений - 72,5 уд/мин, артериальное давление -117,1/74,1 мм рт.ст., частота дыхания - 18,8 раз/мин.

Полученные данные свидетельствуют о следующих изменениях показателей к концу избранного в исследовании периода времени: име -ются тенденции к улучшению самооценки психоэмоционального состоя -ния и ухудшению времени простой сенсомоторной реакции, статистически достоверные взаимопротивоположные изменения отдельных характеристик функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы (сокращение времени пробы Генчи и восстановления ЧСС после физической нагрузки), статистически значимые позитивные изменения показателей силовых способностей и выносливости. Полученные результаты, по-видимому, отражают особенности адаптационного процесса к условиям жизнедеятельности, реакции функционального состояния организма и варьирование уровня физиологических резервов в процессе обучения, соответствуют целенаправленным педагогическим воздействиям средствами физической культуры по избранной программе.

В конце исследования было проведено итоговое тестирование знаний студентов (дистанционный зачет). По его результатам 97,5 % обучающихся специальной медицинской группы были оценены положительно (в основной группе - 89,8 %).

Полученные в ходе исследования сведения позволили предложить ряд мероприятий по совершенствованию дистанционного обучения на ка -федре физической культуры и спорта (для студентов с отклонениями в со -стоянии здоровья):

- подготовить кейс различных вариантов учебно-методической документации для осуществления деятельности в различных условиях чрез -вычайных ситуаций (в том числе строгого противоэпидемического режима, военного положения; террористической угрозы, стихийных бедствий и т. д.);

- улучшить систему медицинских осмотров студентов, своевременность и ритмичность их проведения, качество и объем, взаимосвязь и взаимодействие с физкультурными кафедрами;

- директивно обязать руководство вузов выделять обязательный объем учебной нагрузки для специальных медицинских групп;

- организовать систематическое повышение квалификации преподавателей по вопросам лечебной физической культуры и дистанционному обучению;

- улучшить учебно-материальную базу для занятий в специальной медицинской группе (можно рассмотреть вопрос об организации пункта

проката необходимого для лечебной физической культуры и адаптивных занятий спортивного и специального инвентаря);

- усилить для повышения эффективности обучения на расстоянии ценностно-мотивационные воздействия, разработать индивидуальные карты овладения ценностями физической культуры с учетом имеющегося заболевания в домашних условиях, разработать инновационные методы контроля и мониторинга учебных занятий с учетом санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, новые методы и средства поощрения;

- исключить случаи формализма и тиражирования отчетов и результатов.

Вне всякого сомнения, невозможно эффективно заменить практические занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» какими-либо другими способами воздействия на организм для повышения функцио-нальных резервов организма, физической подготовленности, сохранения и укрепления здоровья. Авторы вынуждены в создавшихся условиях искать свое место в образовательном пространстве каскадной схемы «очное, очно-заочное, заочное, дистанционное и возможные другие виды обучения» на фоне волнообразной агрессии инфекционных агентов.

Выводы. Проведенное исследование позволило дополнить и расширить имеющиеся сведения об организации и осуществлении учебного процесса на кафедре физической культуры и спорта для студентов специ -альной медицинской группы в период covid-ограничений. Получены данные об изменениях функционального состояния организма и физической подготовленности студентов с отклонениями в состоянии здоровья во время учебного семестра. Предложен ряд мероприятий, которые, вне вся -кого сомнения, помогут улучшить работу преподавателей в специальных медицинских группах и позитивно отразятся на уровне психофизических характеристик обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Список литературы

1. Алпацкая Е.В., Грец А.Н., Юденков А.В. Методы оптимизации учебного процесса в условиях дистанционной работы в вузах физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 9-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вариант дистанционного обучения на кафедре физической куль -туры и спорта в период со^-ограничений / А.Н. Онищенко [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 3. С. 34-42.

3. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 11. С. 65-67.

4. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., Шнайдер М.Г. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 10. С. 23-30.

5. Онищенко А.Н., Шитов Д.Г., Ларин Н.В. Содержание и органи -зация дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта вуза в условиях ограничения жизнедеятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 1. С. 76-79.

6. Постол О.Л. Элективные курсы по физической культуре и спорту студентов транспортного вуза, обучающихся на заочной форме обучения с применением дистанционных технологий (ДОТ) // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли: сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Ю. Маскаевой, Ю.А. Грекова. М.: Изд-во РУЕ, 2019. С. 113-117.

7. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе физкультурного вуза / С.Н. Трегубова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 30-32.

8. Радаева С.В., Сосуновский В.С., Беженцева Л.М. Отношение студентов к организации процесса физического воспитания в дистанционном формате обучения // Теория и практика физической культуры. 2021. № 10. С. 75-77.

9. Сандирова М.Н., Илясова А.Ю., Абдрахманова И.В. Организационная модель обучения с использованием дистанционных образователь -ных технологий в вузах физической культуры // Инновации в образовании. 2019. № 4. С. 107-115.

10. Физическая культура студентов специального учебного отделе -ния: учеб. пособие / Л.Н. Галецкая [и др.]. Красноярск: Изд-во СФУ, 2014. 220 с.

11. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник / С.И. Филимонова [и др.]. М.: РУСАЙНС, 2020. 356 с.

References

1. Alpackaya E.V., Grec A.N., Yudenkov A.V. Metody optimizacii uchebnogo processa v usloviyah distancionnoj raboty v vuzah fizicheskoj kul'tury [Methods for optimizing the educational process in conditions of remote work in the universities of physical culture] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 2 (192). P. 9-13.

2. Variant distancionnogo obucheniya na kafedre fizicheskoj kul'tury i sporta v period covid-ogranichenij [A variant of distance learning at the Department of Physical Culture and Sports during covid-restrictions] / A.N. Onishchenko [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosu-darstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2022. Iss. 3. P. 34-42.

3. Distancionnoe obuchenie po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah samoizolyacii [Distance learning in the discipline "Physical culture and sport" in conditions of self-isolation] / T.Yu. Pokrovskaya [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 11. P. 65-67.

4. Kolesnikova O.B., P'yanzina N.N., Shnajder M.G. Ispol'zovanie distancionnyh tekhnologij po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» u studentov vuza [The use of remote technologies in the discipline "Physical culture and sport" among university students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Iss. 10. P. 23-30.

5. Onishchenko A.N., Shitov D.G., Larin N.V. Soderzhanie i organizaciya distan-cionnogo obucheniya na kafedre fizicheskoj kul'tury i sporta vuza v usloviyah ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti [The content and organization of distance learning at the department of physical culture and sports of the university in conditions of disability] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2021. No. 1. P. 76-79.

6. Postol O.L. Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu studentov transport-nogo vuza, obuchayushchihsya na zaochnoj forme obucheniya s primeneniem distancionnyh tekhnologij (DOT) [Elective courses in physical culture and sports of students of a transport university studying in correspondence form of education using distance technologies (DOT)] // Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry: sat. proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. / ed. T.Yu. Maskaeva, Yu.A. Grekov. M.: Publishing House RUE, 2019. P. 113-117.

7. Primenenie distancionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe fizkul'turnogo vuza [The use of remote technologies in the educational process of a sports university] / S.N. Tregubova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 11. P. 30-32.

8. Radaeva S.V., Sosunovskij V.S., Bezhenceva L.M. Otnoshenie studentov k orga-nizacii processa fizicheskogo vospitaniya v distancionnom formate obucheniya [The attitude of students to the organization of the process of physical education in distance learning format] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 10. P. 75-77.

9. Sandirova M.N., Ilyasova A.Yu., Abdrahmanova I.V. Organizacionnaya model' obucheniya s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuzah fizicheskoj kul'tury [Organizational model of education using distance learning technologies in higher education institutions of physical culture] // Innovacii v obrazovanii [Innovations in education]. 2019. No. 4. P. 107-115.

10. Fizicheskaya kul'tura studentov special'nogo uchebnogo otdeleniya [Physical culture of students of a special educational department]: textbook. allowance / L.N. Galets-kaya [et al.]. Krasnoyarsk: SFU Publishing House, 2014. 220 p.

11. Fizicheskaya kul'tura studentov special'noj medicinskoj gruppy [Physical culture of students of a special medical group]: textbook / S.I. Filimonova [et al.]. M.: RUSAYNS, 2020. 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.