Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К АРМИИ: ПРОБЛЕМЫ, МОТИВЫ, ОПЫ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К АРМИИ: ПРОБЛЕМЫ, МОТИВЫ, ОПЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ / ВОЕННО - СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СОБРАНИЕ ОТЦОВ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зелинский Александр Константинович

В статье представлены проблемы и причины слабой физической подготовки молодого поколения к службе в армии и опыт организации внеурочных занятий по физической культуре в Новониколаевском районе. Показаны основные причины, делающие неспособным молодое поколение к службе в армии - это инфантилизация, цифровизация, погруженность в виртуальный мир. Заинтересованность в физической подготовке могут организовать учителя как во внеурочное время, так и на секционных занятиях, привлекая в занятия военно - спортивные игры, соревнования, походы. Занятия по физической подготовке к службе в армии проводились в пять этапов с учащимися 10 - 11 классов. Исследованы мнения учащихся до начала занятий по физической подготовке и после того, как учащиеся прошли курс физических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зелинский Александр Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF PREPARING YOUNG PEOPLE FOR THE ARMY: PROBLEMS, MOTIVES, EXPERIENCE

The article presents the problems and causes of poor physical fitness of the younger generation for military service and the experience of organizing extracurricular physical education classes in the Novonikolaevsky district. The main reasons that make the younger generation unable to serve in the army are infantilization, digitalization, immersion in the virtual world. Interest in physical training can be organized by teachers both during extracurricular hours and in sectional classes, involving military sports games, competitions, hiking in classes. Physical training classes for military service were conducted in five stages with students of grades 10-11. The opinions of students before the start of physical training classes and after the students have completed a course of physical training were investigated.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К АРМИИ: ПРОБЛЕМЫ, МОТИВЫ, ОПЫ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К АРМИИ:

ПРОБЛЕМЫ, МОТИВЫ, ОПЫТ

PHYSICAL CULTURE AS A MEANS OF PREPARING YOUNG PEOPLE FOR THE ARMY:

PROBLEMS, MOTIVES, EXPERIENCE

Зелинский Александр Константинович

cmydeHm

Институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогического университет

г. Волгоград, Россия Zelinsky Alexander Konstantinovich

student

Institute of technology, economics and service Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье представлены проблемы и причины слабой физической подготовки молодого поколения к службе в армии и опыт организации внеурочных занятий по физической культуре в Новониколаевском районе. Показаны основные причины, делающие неспособным молодое поколение к службе в армии - это инфантилизация, цифровизация, погруженность в виртуальный мир. Заинтересованность в физической подготовке могут организовать учителя как во внеурочное время, так и на секционных занятиях, привлекая в занятия военно-спортивные игры, соревнования, походы. Заня-тия по физической подготовке к службе в армии проводились в пять этапов с учащимися 10-11 классов. Исследованы мнения учащихся до начала занятий по физи-ческой подготовке и после того, как учащиеся прошли курс физических занятий.

Abstract. The article presents the problems and causes of poor physical fitness of the younger generation for military service and the experience of organizing extracurricular physical education classes in the Novonikolaevsky district. The main reasons that make the younger generation unable to serve in the army are infantilization, digitalization, immersion in the virtual world. Interest in physical training can be organized by teachers both during extracurricular hours and in sectional classes, involving military sports games, competitions, hiking in classes. Physical training classes for military service were conducted in five stages with students of grades 10-11. The opinions of students before the start of physical training classes and after the students have completed a course of physical training were investigated.

Ключевые слова: физическая подготовка мотивация к занятиям; военно-спортивные игры; внеурочные занятия; собрание отцов учащихся.

Keywords: physical training; motivation for classes; military sports games; extracurricular activities; a meeting of the fathers of students.

Конституция Российской Федерации в 59 статье указывает, что защита Оте-чества является долгом и обязанностью гражданина России. А Министр Обороны Российской Федерации С. К. Шойгу назвал службу в армии даже почетной обязанностью (как это было в СССР). По сути, с точки зрения Министра обороны С. К. Шойгу, каждый мужчина должен служить в армии и считать для себя такое служение почетным долгом. Кто защитит Отечество, если мы сами не будем его

защищать? И каждый молодой человек, достигший совершеннолетнего возраста должен послужить Отечеству своему.

Служение в армии дело нелегкое: требует как интеллектуальных, так и физических затрат. Несмотря на то, что интеллектуальная составляющая современных войск весьма высока, в стороне не могут быть оставлена серьезная физическая подготовка воинов. Концепцией совершенствования физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации предусмотрено повысить статус физической подготовки в системе воинского обучения как базового элемента военно-профессиональной и морально-психологической готовности войск.

Однако на современном этапе развития нашего общества мы являемся свидетелями того, что немалое число граждан России по состоянию своего здоровья непригодны к службе в армии. И дело не только в том, что у некоторых членов нашего общества имеются определенные физические болезни, которые привели человека к инвалидности. Дело в том, что многие молодые люди физически не готовы к службе в Вооруженных Силах - ни физически, ни психологически. Они физически не развиты, не могут выполнить норм «Готов к труду и обороне» ГТО, немотивированны на физический труд, преодоление препятствий. Нередко эти дети инфантильны. Погруженность в цифровые технологии, в социальные сети, компью-терные игры оторвало детей от свежего воздуха, от подвижных игр, походов - от всего того, где бы челове-ческий организм мог закаляться, обретать физическую крепость и силу. Несомненно, в такой инфантильной среде и человеческий организм расслабляется и становится весьма болезненным.

«В укреплении здоровья населения, гармоническом развитии личности, в подготовке молодежи к трудовой деятельности и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь» [5, с. 3]. И только серьезная научно-обоснованная и выверенная физическая подготовка может помочь молодым людям обрести соответствующие возрастным нормативам физическое состояние.

Каковы же причины столь слабой физической подготовки молодого поколения? Среди причин физической расслабленности мы могли указать на:

a) доминирование интеллектуальных предметов в общеобразовательной школе. Никто не будет спорить, что умственное развитие - важнейшая направление в образовании человека. Гуманитарные интеллектуальные предметы необходимы, но и три часа в неделю физической культуры в общеобразовательной школе явно недостаточно для того, чтобы человеческий организм обретал физическую крепость. В период же подготовки к Единому Государственному экзамену (ЕГЭ) физические нагрузки падают до минимума, что вредит, на наш взгляд, не только физическому здоровью человека, но и продуктивности результатов ЕГЭ;

b) отношение к занятиям физической культуре как не основным - главное ЕГЭ;

c) отсутствие нормальных условий (инвентарь, спортивные площадки) для физического развития подрастающего поколения.

По сути, мы говорим о серьезном снижении двигательной активности учащих-ся, а снижение двигательной активности «может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость

мышц, ломкость костей и нарушение общего мозгового кровообращения» [2, с. 62].

Исходя из такого положение, можно сказать, что имеется необходимость усилить занятия по физической культуре, чтобы подрастающий человек становился физически крепким, развитым, не боялся трудностей, умел преодолевать жизнен-ные препятствия. Но проблема заключается в том, что простое усиление физических нагрузок не дает нужных результатов. Во-первых, никто не позволит отнимать дополнительные часы от предметов гуманитарного цикла, во-вторых, при той расслабленности современного молодого поколения, увеличение физических нагрузок, может привести ровно к противоположенному результату, а именно, снижению физического здоровья; в-третьих, отсутствие мотивации к служению в рядах армии провоцирует избегание физических нагрузок. Итак, налицо явные противоречия между:

- важностью занятий по физической культуре, направленных на подготовку молодежи к армии и отсутствия определенных условий для таких занятий;

- значимостью для страны физической подготовки молодого поколения к службе в армии и второстепенной ролью физкультуры в общеобразовательных школах;

- возможностью увеличить физические нагрузки и расслабленностью молодого поколения, поглощенного цифровыми технологиями, их немотивированностью к служению в рядах Армии Российской Федерации;

- призывом к выполнению почетного долга перед Отчизной и отсутствием мотивации к служению.

В своем небольшом исследовании мы не можем обратить внимание на все противоречия и их разрешение. Есть противоречия, которые могут решаться только на уровне государства. Мы обратим внимание на те противоречия, которые могут быть решены непосредственно школой и семьей.

Это направленность на мотивацию к физическому развитию и подготовки к службе в армии. Обращаю внимание, что мы, делая акцент на мотивации, не уходим от темы. В свое время известный философ Дитрих фон Гильдебранд сказал, что «ничто не может быть объектом воли, не будучи содержанием мысли. Но мы должны доба-вить: не обладающее значимостью для нас не может стать объектом воли» [3, с. 33]. То есть, если человек не мотивирован, то и воля его будет слаба, человек будет не целеустремлен. А «целеустремленность - это сознательное направление личности на достижение более или менее отдаленной по времени цели» [4, с. 139]. Если физическая культура как средство подготовки к служению в армии не станет значимым, то и подготовить молодого человека к такому служению будет весьма и весьма трудно. Важно пробудить в нем желание к достижению цели защитника Отечества.

В данной статье мы раскроем опыт мотивированной физической подготовки ребят для службы в армии в Новониколаевском районе Волгоградской области.

Главные гипотетические положения:

Любой мальчик - это по определению есть будущий защитник как малой родины, так и Отчизны. Любой мальчик - это защитник своей семьи, своих родных и близких от всякого зла, а значит, должен быть физически сильным, крепким,

умелым.

Реальные физические занятия, проводимые в соответствии возрастными нормами, дают определенные результаты в физическом развитии человек. Более того, они делают человека жизнестойким. А «жизнестойкость - это мужество быть» [5, с. 14].

Физические занятия должны быть развивающими и интересными, насыщенны играми военно-патриотической тематики.

Физические занятия не могут ограничиваться только школьной программой, а потому физическая подготовка предполагает дополнительные занятия как во внеурочное время, так и в спортивных учреждениях дополнительного образования. И, конечно же, по мере погруженности в физические занятия - физическая подготовка должна быть и домашней.

Исследования учителей Новониколаевских школ №№ 1 и 2 показали, что у ребят 15-16 лет нет тяги к служению в армии. Из 62 опрошенных ребят, только 17 человек серьезно занимались физическим развитием. Были выявлены причины негативных отзывов о физических занятиях. Среди причин были названы: «неинтересно», «меня больше интересует программирование», «не хочу тратить время», «а я уже ходил в спортивную секцию, мне не понравилось», «мне лень, надо рано вставать», «не вижу в этом никакой пользы» и так далее.

Для преодоления негативного состояния было предложено пять этапов. Собственно этапы развивались последовательно. Однако второй этап, будучи этапом промежуточным, объединял между собой все остальные этапы.

Первый этап. Инициативной группой учителей было предложено организовать такие занятия во внеурочное время, которые могли хотя бы мотивировать детей на физические занятия. Учащиеся должны были почувствовать, что, даже при решении важных житейских проблем, они физически слабы. Были организованы специальные военизированные игры («Зарница», «Русь святая зовет», «Казачья слава», «Пейнтбол») и походы (иногда даже с ночевкой) с элементами спортивного ориентирования. Основной задачей было вывести детей на воздух, организовать подвижные игры, показать недостаточность их физической подготовки. Походы с элементами спортивного ориентирования были важны потому, что давали возможность проверить ребятам свои силы, укрепить характер, проявить мужество. Но главное, что требуется для спортивного ориентирования - это «развивать силу, выносли-вость, скоростные и скоростно-силовые способности, совершенствовать технику бега» [1, с. 15].

Второй этап. Проведение бесед на тему важности физической подготовки для молодого человека и определение дальнейших внеурочных занятий, а также распределение физических нагрузок. Второй этап пронизывал все остальные этапы, то есть беседы, обсуждение, анализ проводился после всякого важного спортивного события в жизни ребят.

Третий этап. Подготовка к спортивным конкурсам и играм («Казачья слава», «Русь Святая зовет»). Все конкурсы проводились не спонтанно, а подготовлено. Конкурсы, «игры приобретают подлинно воспитательно-образовательную ценность тогда, они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются именно

в педагогических целях». У ребят появился стимул для физических занятий. Так, например, конкурс «Казачья слава» предполагал как интеллектуальные конкурсы (знание истории казачества, медицинские знания, как оказание первой помощи), так и конкурсы на проявление физической силы и умений (метание гранаты, подтягивание, поднятие гири, легкоатлетические эстафеты, полоса препятствий). К этим конкурсам надо было подготовиться.

Четвертый этап. Создания групп общефизической подготовки и проведения занятий. Учитывая, что сами конкурсы показали недостаточность физической подготовки ребят, учащиеся проявили инициативу дополнительно заниматься физической подготовкой.

Пятый этап. Спортивные соревнования: «Лучше, быстрее, смелее» - это этап подведения итогов занятий. Где-то они организовывались по типу сдачи ГТО, где-то -как спортивные конкурсы с множеством зрителей.

Также проводились и беседы с отцами учащихся мальчиков. Основное содержание бесед было направлено на важность для мальчиков физического развития как основы для защиты большой Отчизны и малой родины. Акцентированное внимание было направлено и на это, что сами отцы должны серьезно заниматься поддержанием своей физической формы. Данное предложение способствовало организации соревнований между отцами учащихся.

Каковы же результаты проделанной работы?

Изменилось отношение ребят к своей физической форме. 41 человек из 62 стали заниматься общефизической подготовкой, посещать секции.

57 человек сдали требуемые нормативы, три - недотянули по некоторым параметрам, два - выбыли по определенным причинам из специальных занятий по физической подготовке.

Изменилось отношение и к армейскому служению. Некоторые ребята поже-лали служить в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации (РФ), а некоторые готовы были посвятить себя профессиональной военной деятельности. Узнав, о требованиях к физической подготовке, усилили свои занятия.

Первый опыт организации военно-спортивных игр был передан новым учащимся. Военно-спортивные игры и занятия по физической подготовке стали традиционными для школ Новониколаевского района.

Среди отзывов на организацию и проведения военно-спортивных мероприятий были следующие: «мне было очень интересно, но чувствовал, что не справляюсь и даже на себя разозлился, хлюпик я что ли? И стал усиленно заниматься: «по началу я даже подсмеивался над всем тем, что делалось: мы же немаленькие в игры играть, а затем я включился в игру и она меня подтолкнула к занятиям, я стал себя лучше чувствовать»; «мне понравилось заниматься физическими нагрузками, я вдруг почувствовал в себе силу и бодрость»; «больше всего мне понравились наши руководители, которые были строги, но всегда поддерживали нас. Было ощущение, что их сила с нами, и мы все можем»; «меня подтолкнули на занятия наши руководители Ольга Сергеевна и Михаил Иванович. Они сами всегда занимались физическими нагрузками. Я брал с них пример».

В заключение хочется отметить, что физическая подготовка действительно важна

для службы в армии, но должна быть правильно организована с учетом интересов молодого поколения. Для физической подготовки важны и персоналии, те, кто проводит занятия - их знания, их настрой, их умения. Для физической подготовки молодого поколения важна система занятий, реально показывающая достижения ребят.

Литература

1. Васильев З. В. Развитие двигательных способностей спортсменов, специализи-рующихся в ориентировании бегом, на основе применения тренажеров и технических устройств // Проблемы и перспективы развития спортивного ориентирования и активных видов туризма : материалы Всероссийского научно-практической конференции с международным участием (г. Смоленск, 9-10 октября 2021 г.). Смоленск : Смоленский государственный университет спорта, 2021. С. 14-21.

2. Высоцкая Л. В., Бескостова А. А., Мищенков В. Л. Спортивное ориентирование как средство повышения двигательной активности школьников. Проблемы и перспек-тивы развития спортивного ориентирования и активных видов туризма : материалы Всероссийского научно-практической конференции с международным участием (г. Смоленск, 9-10 октября 2021 г.). Смоленск : Смоленский государственный университет спорта, 2021. С. 60-63.

3. Гильдебрант Д. Этика. СПб. : Алетейа, 2001. 569 с.

4. Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2000. 288 с.

5. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А. Жизнестойкость и ее диагностика. Москва : Смысл, 2016. 159 с.

References

1. Vasil'ev Z. V. [Development of motor abilities of athletes specializing in orienteering by running, based on the use of simulators and technical devices]. Problemy i perspektivy razvitiya sportivnogo orientirovaniya i aktiv-nykh vidov turizma. Materialy Vserossiyskogo nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Smolensk, 9-10 oktyabrya 2021 g.) [Problems and prospects of development of orienteering and active types of tourism. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Smolensk, October 9-10, 2021)]. Smolensk, Smolensk State University of Sports Publ., 2021, pp. 14-21. (In Russia).

2. Vysotskaya L. V., Beskostova A. A., Mishchenkov V. L. [Orienteering as a means of increasing the motor activity of schoolchildren]. Problemy i perspek-tivy razvitiya sportivnogo orientirovaniya i aktivnykh vidov turizma. Materialy Vserossiyskogo nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (g. Smo-lensk, 9-10 oktyabrya 2021 g.) [Problems and prospects of the development of orienteering and active types of tourism. Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Smolensk, October 910, 2021)]. Smolensk, Smolensk State University of Sports Publ., 2021, pp. 60-63. (In Russia).

3. Gil'debrant D. Etika [Ethics]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2001, 569 p.

4. Il'in E. P. Psikhologiya voli [Psychology of will]. St. Petersburg, Peter Publ., 2000, 288 p.

5. Rasskazova E. I., Leont'ev D. A. Zhiznestoykost' i ee diagnostika [Resilience and its diagnostics]. Moscow, Smysl Publ., 2016,159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.