2014. - №3 (46). - С. 107-108.
REFERENCES
1. Barkalov, S.N. (2018), "Features of the organization of physical training of the teaching staff of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of articles of the XX International scientific and practical conference, Irkutsk, pp. 22-26.
2. Broev, A.H. (2018), "On methods of improving the physical training of police officers with combat techniques of wrestling", Pedagogical journal, Vol. 8. No. 3A, pp. 38-44.
3. Grichanov, A.S. (2021), "About some features of pedagogical activity of teachers of physical training of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov. Series: Pedagogical and psychological sciences, No. 46 (65). pp. 63-70.
4. Kardanov, A.K. (2020), "The role of professional competence of a physical training teacher in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Pedagogical Journal, Vol. 10. No. 1-1, pp. 176-182.
5. Petrenko, D.A. (2014), "Definition of the concept of professional competence of instructor-pedagogical personnel for internal affairs bodies", The world of science, culture, Education, No. 3 (46). pp.107-108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2021
УДК 376.3
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Елизавета Сергеевна Лозненкова, магистрант, Лариса Викторовна Виноградова, кандидат медицинских наук, доцент, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Михайловна Федоскина, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
Аннотация
В статье рассматривается содержание внеурочных форм занятий адаптивным физическим воспитанием учащихся с нарушением слуха. Задачи внеурочной формы занятий адаптивным физическим воспитанием направлены на коррекцию показателей физического и психического развития учащихся с нарушением слуха. Основными средствами адаптивного физического воспитания являются: адаптивная легкая атлетика на основе визуального воздействия; коррекционные подвижные игры с мячом и эстафеты с мячом; элементы йоги; упражнения для коррекции и профилактики нарушения осанки с визуальным воздействием; элементы психогимнастики. Таким образом, для повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха необходимо в содержание внеурочных форм занятий включать группы физических упражнений, учитывающие особенности нарушений у учащихся и содействующие их коррекции.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, внеурочная форма занятий, девочки с нарушением слуха, школьный возраст.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p229-232
CONTENT OF EXTRACURRICULAR FORMS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH HEARING IMPAIRMENT
Elizaveta Sergeevna Loznenkova, the master's student, Larisa Viktorovna Vinogradova, the
candidate of medical sciences, senior lecturer, Natalia Igorevna Fedorova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Elena Mikhailovna Fedoskina, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports, Smolensk
Abstract
The article discusses the content of extracurricular forms of adaptive physical education classes for students with hearing impairment. The tasks of the extracurricular form of adaptive physical education classes are aimed at correcting the indicators of physical and mental development of students with hearing impairment. The main means of adaptive physical education are: adaptive athletics based on visual impact; correctional outdoor ball games and ball relay races; yoga elements; exercises for correction and prevention of posture disorders with visual impact; elements of psychogymnastics. Thus, in order to increase the effectiveness of the process of adaptive physical education of children with hearing impairment, it is necessary to include groups of physical exercises in the content of extracurricular forms of classes that take into account the peculiarities of disorders in students and contribute to their correction.
Keywords: adaptive physical education, extracurricular activities, girls with hearing impairment, school age.
На сегодняшний день по данным официальной статистики в мире насчитывается 32 миллиона детей в возрасте до 15 лет страдающих потерей слуха. Следовательно, большое значение имеет ранняя диагностика и разработка системы воспитательной работы с детьми с данной патологией [2]. По мнению ряда авторов [1,3,4], для развития ребенка с нарушением слуха необходима своевременная педагогическая коррекция, предусматривающая использование средств адаптивного физического воспитания.
Однако не всегда учитывается, что глухие и слабослышащие дети могут компенсировать нарушения слуха при выполнении физических упражнений за счет активизации деятельности зрительного анализатора и, как следствие, недооценивается педагогический потенциал визуального метода обучения, основанного на визуальных сигналах и ориентирах.
Цель исследования: разработать содержание внеурочных форм занятий адаптивным физическим воспитанием учащихся школьного возраста с нарушением слуха для улучшения показателей физического и психического развития.
Использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; контрольное тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 20 девочек школьного возраста (7-9 лет)с нарушением слуха из ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска». Данный эксперимент был направлен на выявление и коррекцию показателей физического и психического развития учащихся с нарушением слуха.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале педагогического эксперимента были изучены показатели физического здоровья, физической подготовленности девочек из контрольной и экспериментальной группы. Полученные результаты, показали, что между группами нет достоверной разницы. Психоэмоциональное состояние школьниц изучали посредством определения уровня тревожности по методике, разработанной Спилбергом. В результате было выявлено, что 80% девочек экспериментальной группы находятся в состоянии высокой и 20% в состоянии умеренной личностной тревожности, в контрольной группе наблюдаются показатели 70% и 30% соответственно.
Содержание адаптивного физического воспитания внеурочной формы занятий у учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Задачи внеурочной формы занятий адаптивным физическим воспитанием представлены в таблице 1. Средства адаптивного физического воспитания: адаптивная легкая атлетика на основе визуального воздействия; коррекционные подвижные игры с мячом и эстафеты с мячом; элементы йоги; упражнения для коррекции и профилактики нарушения осанки с визуальным воздействием; элементы психогимнастики Чистяковой М.И.
Таблица 1 - Задачи внеурочной формы занятий адаптивным физическим воспитанием учащихся с нарушением слуха_
Задачи Направленность
Оздоровительные снижение уровня тревожности, улучшение показателей физического здоровья и физической подготовленности детей с нарушением слуха
Образовательные формирование и совершенствование основных двигательных умений и навыков, теоретических знаний о технике и правилах выполнения физических упражнений, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий
Воспитательные формирование мотиваций к регулярному выполнению физических упражнений; воспитание дисциплины и личной организации; формирование нравственности и эстетики
Коррекционные коррекция слухового восприятия; коррекция функционирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем; коррекция отстающих показателей физической подготовленности; содействие коррекции и становлению устойчивого психоэмоционального состояния
На заключительном этапе педагогического эксперимента, показатели физического здоровья девочек экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют об улучшении морфофункционального состояния отстающих систем организма, однако изменения первых более значительны (таблица 2).
Таблица 2 - Изменения показателей физического здоровья девочек ЭГ и КГ за период эксперимента (Х±5)______
Показатели период ЭГ (п=10) КГ (п=10) г р
Кетле (г/см) до эксперимента 226,6±16,7 224,9±10,4 0,42 >0,05
Робинсона (усл. ед.) 98,2±10,2 95,2±7,0 1,47 >0,05
Скибински (усл. ед.) 461,2± 107,1 466,1±104,1 1,72 >0,05
Шаповаловой (усл. ед.) 99,5±23,7 96,4±18,7 1,41 >0,05
Руфье (усл. ед.) 14,6±2,4 14,2±2,3 0,49 >0,05
Уровень здоровья(балл) 10,2±1,3 10,0±1,4 0,18 >0,05
Кетле(г/см) после эксперимента 228,2±11,4 234,2±11,2 1,19 >0,05
Робинсона (усл. ед.) 89,1± 12,1 98,8±12,3 2,22 <0,05
Скибински (усл. ед.) 602,3±56,6 504,1±82,2 3,68 <0,01
Шаповаловой (усл. ед.) 110,5±26,3 102,7±22,5 1,59 >0,05
Руфье (усл. ед.) 10,7±2,0 13,2±2,7 3,87 <0,01
Уровень здоровья(балл) 14,4±1,5 12,1±1,7 4,71 <0,001
Разница показателя уровня здоровья при сравнении экспериментальной и контрольной групп составила 16%. Наибольший прирост показателей физической подготовленности, на заключительном этапе педагогического эксперимента, отмечается у девочек, входящих в состав экспериментальных групп. Данному факту свидетельствует статистически достоверная положительная динамика, которая отмечается в исследуемых нами показателях (таблица 3).
Таблица 3 - Изменения показателей физической подготовленности девочек ЭГ и КГ за период эксперимента_
Тесты, единицы измерения ЭГ (п=10) Х±5 | КГ (п=10) Х±5 | г | р
до эксперимента
Бег 30 метров, с. 7,4±0,1 7,6±0,2 2,01 >0,05
Челночный бег 3x10 метров, с. 11,7±0,3 11,8±0,2 0,42 >0,05
Прыжок в длину с места, см. 116,4±3,6 115,4±4,8 0,72 >0,05
Наклон вперед из положения сидя, см. 3±5,2 4,3±5,3 0,63 >0,05
Метание набивного мяча из и. п. сидя, м. 2,5±0,5 2,6±0,4 0,78 >0,05
после эксперимента
Бег 30 метров, с. 6,0±0,5 7,2±0,6 9,01 <0,001
Челночный бег 3x10 метров, с. 10,2±0,3 11,4±0,2 6,85 <0,001
Прыжок в длину с места, см. 134,3±6,4 123,0±5,8 4,01 <0,01
Наклон вперед из положения сидя, см. 8,0±2,6 5,0±4,7 2,12 <0,05
Метание набивного мяча из и. п. сидя, м. 3,3±0,2 3,2±0,7 5,89 <0,001
За период педагогического эксперимента у девочек ЭГ статистически достоверно (р<0,001) по сравнению с КГ изменились показатели: бег 30м. - на 20%; челночный бег
3*10м. - на 12%. Наблюдается значительное улучшение показателей физической подготовленности в экспериментальной группе при сравнении показателей в контрольной группе. В процессе исследования коррекция тревожности осуществлялась элементами психогимнастики М.И. Чистяковой, а также средствами игрового и соревновательного характера. В ходе проведенного исследования наблюдаются положительные изменения показателей уровня тревожности у девочек ЭГ относительно их сверстниц из КГ, что позволяет говорить об эффективности применяемых средств внеурочной формы занятий адаптивным физическим воспитанием (таблица 4).
Таблица 4 - Изменение уровня тревожности девочек 7-9 лет ЭГ и КГ за период эксперимента
Уровни тревожности Методика Спилберга ЭГ (n=10) КГ (n=10)
до эксперимента
ЛТ СТ ЛТ СТ
Высокая тревожность 8-80% 4-40% 7-70% 2-20%
Умеренная тревожность 2-20% 6-60% 3-30% 8-80%
Низкая тревожность 0-0% 0-0% 0-0% 0-0%
после эксперимента
ЛТ СТ ЛТ СТ
Высокая тревожность 6-60% 2-20% 7-70% 3-30%
Умеренная тревожность 4-40% 6-60% 3-30% 6-60%
Низкая тревожность 0-0% 2-20% 0-0% 1-10%
Таким образом, для повышения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха необходимо в содержание внеурочных форм занятий включать группы физических упражнений, учитывающие особенности нарушений у учащихся и содействующие их коррекции; широко использовать методы наглядности при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих деятельность по направлению 49.03.02-«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» / С. П. Евсеев. - Москва : Спорт, 2016. - 614 с.
2. Хода Л. Д. Основные положения социальной интеграции не слышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры / Л. Д. Хода // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 7. - С. 7-15.
3. Хрущёв С.В. Экспресс-оценка физического здоровья школьников : метод. рекомендации для врачей, медсестер и преподавателей физкультуры / С.В. Хрущев, С. Д. Поляков, И.Л. Иванов. -Москва : Лаб. возраст. акад. пед. наук, 1994. - 15 с.
4. Шапкова Л.В. Культурологическая составляющая адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 12. - С. 9-12.
REFERENCES
1. Evseev, S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture: textbook for educational institutions of higher professional education operating in the direction of49.03.02-"Physical culture for persons with disabilities in health (adaptive physical culture) ", Sport, Moscow.
2. Khoda, L. D. (2008), "The main provisions of the social integration of deaf people in various types of adaptive physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 7. pp. 7-15.
3. Khrushchev, S.V., Polyakov, S.D. and Ivanov, I.L. (1994), Express assessment of physical health of schoolchildren : method. recommendations, Moscow.
4. Shapkova, L.V. (2009), "Culturological component of adaptive physical culture", Theory and practice of physical culture, No. 12. pp. 9-12.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.10.2021