Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Надежда Олеговна, Федорова Наталья Игоревна, Комачева Олеся Александровна, Ситкина Мария Григорьевна

В статье представлено содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре для учащихся с умственной отсталостью, которое разработано с учетом особенностей психомоторного развития и имеющихся соматических заболеваний у детей. Программный материал представлен разделами: основы знаний, адаптивная легкая атлетика, корригирующая гимнастика, адаптивная лыжная подготовка, подвижные игры на воздухе; психогимнастика. Таким образом, разработанное для учащихся с умственной отсталостью содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре позволяет укрепить их здоровье и повысить показатели физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Надежда Олеговна, Федорова Наталья Игоревна, Комачева Олеся Александровна, Ситкина Мария Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the content of extracurricular activities on adaptive physical culture for students with mental retardation, which is developed taking into account the peculiarities of psychomotor development and existing somatic diseases in children. The program material is presented in sections: fundamentals of knowledge, adaptive athletics, corrective gymnastics, adaptive ski training, outdoor games; psychogymnastics. Thus, the content of extracurricular activities on adaptive physical culture developed for students with mental retardation makes it possible to strengthen their health and increase physical fitness indicators.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

4. Maksimtsev, I.A., Gorbashko, E.A. and Antokhina, Yu. A. (2017), Innovative quality assurance of education in the context of international integration: monograph, St. Petersburg.

5. Polevaya, N.M. and Sitnikova, V.V. (2017), "Satisfaction with the quality of educational services received (on the example of a survey of undergraduates of the economic direction)", Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_28997333_64101846.pdf (accessed: 10.11.2021).

6. Tyutyukov, V. G., Galitsyn, S.V., Chiligin, D.V. and Borodin P.V. (2019), "The quality of education at the Academy of Physical Culture in the context of its perception by students", "Physical culture and sport in modern society", materials of the All-Russian scientific and practical conference, Khabarovsk, pp. 282-290.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2021

УДК 376.42

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ

Надежда Олеговна Федорова, магистрант, Наталья Игоревна Федорова, кандидат педагогических наук, доцент, Олеся Александровна Комачева, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Григорьевна Ситкина, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск

Аннотация

В статье представлено содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре для учащихся с умственной отсталостью, которое разработано с учетом особенностей психомоторного развития и имеющихся соматических заболеваний у детей. Программный материал представлен разделами: основы знаний, адаптивная легкая атлетика, корригирующая гимнастика, адаптивная лыжная подготовка, подвижные игры на воздухе; психогимнастика. Таким образом, разработанное для учащихся с умственной отсталостью содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре позволяет укрепить их здоровье и повысить показатели физической подготовленности.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, внеурочная деятельность, школьный возраст, умственная отсталость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p489-492

CONTENT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Nadezhda Olegovna Fedorova, the master's student, Natalia Igorevna Fedorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olesya Aleksandrovna Komacheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Grigoryevna Sitkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports, Smolensk

Abstract

The article presents the content of extracurricular activities on adaptive physical culture for students with mental retardation, which is developed taking into account the peculiarities of psychomotor development and existing somatic diseases in children. The program material is presented in sections: fundamentals of knowledge, adaptive athletics, corrective gymnastics, adaptive ski training, outdoor games; psychogymnastics. Thus, the content of extracurricular activities on adaptive physical culture developed for students with mental retardation makes it possible to strengthen their health and increase physical fitness indicators.

Keywords: adaptive physical culture, extracurricular activities, school age, mental retardation.

Для укрепления здоровья школьников большое значение имеет внеурочная деятельность, организуемая в образовательном учреждении, которая направлена на оптимизацию учебной нагрузки обучающихся; создание условий для наиболее полного раскрытия индивидуальных способностей ребенка; улучшение условий его развития [1, 2]. Однако в научно-методической литературе вопросы содержания внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре по-прежнему остаются слабо освещенными.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре, позволяющее укрепить здоровье и повысить показатели физической подготовленности школьников с умственной отсталостью.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научной литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент был проведен на базе государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) образовательная школа (8 вида) № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга. Были организованы экспериментальная (п=18) и контрольная группы (п=19), представленные учащимися 4-х классов (мальчики), в диагнозе которых была отмечена легкая степень умственной отсталости.

В экспериментальной и контрольной группе урочная форма была представлена: три урока адаптивной физической культуры в неделю по 40 минут (по В.В. Воронковой, 2001) [3]. В контрольной группе внеурочные занятия были направлены на общую физическую подготовку. Участники экспериментальной группы занимались по разработанному нами содержанию внеурочных занятий.

Нами было разработано содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Проведение занятий предполагает групповую форму и направлено в первую очередь на общее развитие детей, повышение их двигательных возможностей с учетом рекомендаций по ограничению двигательного режима при использовании средств адаптивной физической культуры для коррекции, имеющихся у детей отклонений в психическом и физическом развитии. Содержание разработано с учетом особенностей психомоторного развития и имеющихся соматических заболеваний у детей с умственной отсталостью.

Содержание внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности взаимосвязано с образовательной программой по адаптивной физической культуре (рисунок 1).

Рисунок 1 - Взаимосвязь разделов внеурочной деятельности взаимосвязано с образовательной программой по

адаптивной физической культуре

Корригирующим упражнениям (коррекция ходьбы, бега, осанки и плоскостопия) отводится значительное время на занятиях адаптивной физической культурой с учащимися с умственной отсталостью. Комплексы подобных упражнений разработаны с учетом рекомендаций представленных в научно-методической литературе.

Каждый раздел учебной программы сопровождают подвижные игры, которые были отобраны с учетом психомоторных особенностей учащихся с умственной отсталостью. Для оценки эффективности разработанного содержания внеурочных занятий было выполнено сравнение исследуемых показателей детей контрольной и экспериментальной групп (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели тестирования детей контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента_

Тест Контрольная группа М±т Экспериментальная группа М±т г Р

до эксперимента

Проба Ромберга 0,37±0,4 0,40±0,06 0,07 >0,05

Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спина (кол-во раз) 19,2 ±1,1 19,8±1,5 0,32 >0,05

Метание набивного мяча на дальность 204,5±9,5 203,9±10,1 0,04 >0,05

ЖЕЛ 1640±118 1702±112 0,38 >0,05

после эксперимента

Проба Ромберга 0,58±0,5 0,97±0,08 1,4 >0,05

Сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спина (кол-во раз) 23,6 ±1,2 30,1±1,7 5,3 <0,05

Метание набивного мяча на дальность 210,1± 10,2 268,1±12,3 4,1 <0,05

ЖЕЛ 1870±127 2250±122 3,5 <0,05

В начале педагогического эксперимента были изучены показатели физической подготовленности и оценка функционального состояния дыхательной системы мальчиков из контрольной и экспериментальной группы. Полученные результаты, показали, что между группами нет достоверной разницы. Как следует из данных таблицы 1, у мальчиков экспериментальной группы результаты выше, чем у детей контрольной группы; различия носят статистически достоверный характер.

В результате внедрения содержания внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре в экспериментальной группе по сравнению с контрольной произошло улучшение результатов, характеризующих развитие силовой выносливости, скоростно-силовых способностей, статического равновесия (Р<0,05). Произошло улучшение функции дыхательной системы, ЖЕЛ достоверно улучшилась у мальчиков экспериментальной группы (Р<0,05).

Наиболее значимые изменения при сравнении контрольной и экспериментальной групп произошли в оценки развития статического равновесия, использовались результаты выполнения «пяточно-носочной» пробы Ромберга, результат выше в экспериментальной группе на 67,2%.

При оценке развития динамической силовой выносливости мышц туловища, которая определялась результатом выполнения сгибаний-разгибаний туловища из исходного положения лежа на спине (количество раз), показатель в экспериментальной группе выше на 27,5%, чем в контрольной группе.

При оценке развития скоростно-силовых способностей мышц рук, которая определялась результатом выполнения метания набивного мяча двумя руками из-за головы на дальность, показатель в экспериментальной группе выше на 27,6%, чем в контрольной группе.

Поскольку в настоящее время складывается эпидемиологическая ситуация по СОУГО-19, развитие возможностей дыхательной системы для детей, является чрезвычайно актуальной задачей, можно заключить, что применение разработанного нами содержания внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре оказывает позитивное

воздействие на улучшение такого показателя, как ЖЕЛ (улучшился на 20,3%).

ВЫВОДЫ

Разработанное содержание внеурочной деятельности по адаптивной физической культуре для учащихся с умственной отсталостью предусматривающее, такой программный материал, как основы знаний, адаптивная легкая атлетика, корригирующая гимнастика, адаптивная лыжная подготовка, подвижные игры на воздухе; психогимнастика позволяет укрепить здоровье и повысить показатели физической подготовленности школьников с нарушением интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22

2. Наумова Е.В. Влияние двигательной активности на физическую подготовленность обучающихся с нарушением интеллекта / Е.В. Наумова, Т.В. Фендель // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 3. - С. 72-74

3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой. - Москва : Просвещение, 2006. - 192 с.

REFERENCES

1. Malofeev, N.N., Nikolskaya O.S., Kukushkina O.I., and Goncharova E.L. (2010), "Unified concept of a special federal state standard for children with disabilities: basic provisions", Defectology, No. 1, pp. 6-22

2. Naumova, E.V. and Fendel T.V. (2020), "The influence of motor activity on the physical fitness of students with intellectual disabilities ", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 72-74

3. Voronkova V.V. (2006), Programs of special (correctional) general educational institutions of VIII type: Preparatory, grades 1-4, Enlightenment, Moscow

Контактная информация: fedorovabadya1996@gmail.com

Статья поступила в редакцию 31.10.2021

УДК 797.123

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ СИНХРОНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ ПО АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ

Екатерина Игоревна Федоровцева, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость синхронизации физической и технической подготовки у квалифицированных спортсменов по академической гребле. К ним относятся: необходимость прогнозирования динамики роста спортивного мастерства у гребцов, недостаточный уровень технически правильного выполнения гребка веслом. Важными факторами являются: ухудшение показателей скорости на финишном отрезке дистанции в академической гребле; недостаточный уровень физической готовности у отдельных членов команды гребцов; необходимость выравнивания уровня физической и технической подготовки у гребцов; разный уровень развития скоростной выносливости у членов команды гребцов.

Ключевые слова: факторы; квалифицированные спортсмены по академической гребле; синхронизация физической и технической подготовки; физические качества; технические навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.