ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ВОЛЕЙБОЛОМ ПО-ЯПОНСКИ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ
И ПСИСХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
THE INFLUENCE OF MINI-VOLLEYBALL TRAININGS
IN JAPANESE STYLE ON ACADEMIC MOTIVATION
AND PSYCHOEMOTIONAL STATE OF MILD-RETARDED PUPILS
Г.И, Высовень
G.I. Vysoven
Учащиеся с умственной отсталостью, учебная мотивация, самочувствие, активность, настроение, внеурочная деятельность, мини-волейбол по-японски. В статье представлены результаты изучения учебной мотивации и психоэмоционального состояния школьников 12-13 лет с умственной отсталостью в процессе проведения педагогического эксперимента, направленного на апробацию методики занятий мини-волейболом по-японски, дана сравнительная характеристика полученных результатов у детей контрольных и экспериментальных групп и в сравнении с литературными данными.
Retarded pupils, academic motivation, general state, activity, mood, extracurricular activities, mini-volleyball in Japanese style. The article presents the results of the study of academic motivation and psychoemotional state of 12-13-year-old retarded pupils during a pedagogical experiment aimed at the testing of training methods of mini-volleyball in Japanese style. It gives a comparative analysis of the results obtained from children in control and experimental groups, and in comparison with the literarure data.
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды [Халимо-ва, Найденова, 2014, с. 127].
Одним из важнейших вопросов современной педагогики является формирование школьной мотивации у учащихся. В адаптивной физической культуре изучение потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии здоровья также является объектом пристального внимания современных ученых С.П. Евсеев, 0.3. Евсеева, Н.Л. Литош, Л.М. Шипи-цына, Д.Н. Исаев, М.В. Лузик, Е.Ю. Пели к и др).
Для исследования учебной мотивации и изменения психоэмоционального состояния школьников с умственной отсталостью под воздействием внеурочных занятий мини-волейболом по-японски нами был организован и проведен сравнительный педагогический эксперимент. Иссле-
дование проводилось с 2010 года с участием 36 учащихся 12-13 лет специализированных кор-рекционных образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная школа-интернат № 1 г. Владивостока» и «Коррекционная школа-интернат для детей-сирот VIII вида г. Артема». Для экспериментальной группы детей были организованы внеурочные занятия мини-волейболом по-японски, контрольная группа на внеурочных занятиях осваивала классический волейбол. Занятия в контрольной группе проводились во второй половине дня 2 раза в неделю по методике обучения классическому волейболу. Экспериментальная группа занималась по предлагаемой нами методике обучения мини-волейболу по-японски 2 раза в неделю.
Для изучения мотивационной сферы учащихся с легкой степенью умственной отсталости 12-13 лет мы использовали методику
<
m
Щ
I %
С и
о
ь
X
к
W m H
и
Рч < ^
о ^
о о ^ h о Q
£
W H
S о
Рч
w
о §
X
«
«
и w
V
S
ь
l-ч
<с
ri w с
[173]
« S
д
H
и
W PQ
М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмае-вой [Бадмаева, 2004].
В результате были получены следующие результаты: из всех учащихся, принявших участие в исследовании, лишь у 16 % учащихся было выявлено два ведущих мотива учебной деятельно-
сти, остальные школьники устойчиво отдавали предпочтение лишь одному мотиву из 11 предложенных в методике М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой.
Ранжирование мотивов учебной деятельности представлено на рис 1.
3,4
1 2 3 4 5 6 7 3
МОТИВЫ
Рис. 1. Ранжирование мотивов учебной деятельности учащихся 12-13 лет с умственной отсталостью. Мотивы: 1 - «самоопределения и самосовершенствования»; 2 - «достижения успеха»; 3 - «благополучия»; 4 - «коммуникативные»; 5 - «аффилиации»; 6-«долга и ответственности»; 7 - «избегания неудачи» «творческой самореализации»; 8 - «престижа»
Ведущим мотивом учебной деятельности является мотив самоопределения и самосовершенствования (этот мотив выделили 33,4 % учащихся), на втором месте мотив достижения успеха (23,3 % учащихся указали на этот мотив), на третьем месте мотив благополучия (16,7 % учащихся), четвертое место разделили мотивы коммуникации (6,7 %), аффилиации (6,6 %), долга и ответственности (6,6 %), на пятом месте группа мотивов избегания неудач (3,4%) и престижа (3,3 %). Интересно отметить, что такие мотивы, как содержание учения, процесс учения и мотив творческой самореализации вовсе не были выбраны ни одним учащимся, что является тревожным сигналом само по себе и должно послужить причиной для корректировки учебного процесса в данной школе с учетом выявленных нами ведущих мотивов учебной деятельности.
Если провести сравнительный анализ полученных нами результатов и данных Е.Ю. Пелих,
то, по ее данным, мотив получения удовольствия от процесса выполнения физических упражнений является ведущим мотивом у школьников, на втором месте мотив общения со сверстниками [Пелих, 2011]. Как видим, данные, полученные нами, существенно отличаются от приведенных Е.Ю. Пелих, видимо, это связано с особенностями организации учебного процесса на занятиях физической культурой, особенностями контингента детей, принимавших участие в эксперименте, традиций школ и, конечно, влияния учителей и родителей на формирование учебной мотивации учащихся.
Психоэмоциональное состояние учащихся изучалось с использованием методики САН, представляющей собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение) [Тест..., 1973].
На рис. 2 представлено изменение самочув- зультаты учащихся аналогичного возраста, кото-
ствия у учащихся контрольной и эксперимен- рые посещали внеурочные занятия нефизкуль-
тальной групп в течение педагогического экспе- турной направленности (условно - «модельная»
римента, кроме того, для создания более полно- группа), а кружки «Кройки и шитья» (девочки) и
го представления нами были использованы ре- «Юный тракторист» (юноши).
баллы
1 четверть 2 четверть 3 четверть
^—Самочувствие Э.Г. (занятия мини-волейболом по-японски)
5,5 6,1
4.91____
4,8 _ц _ 4,1
' — - 3,8
3,12
1 1 1
4 четверть
— • — Самочувствие«модельной» группы {внеурочные занятия нефизкультурной
направленности)
— —Самочувствие К.Г. (занятия классическим волейболом)
Рис. 2. Изменение самочувствия у учащихся контрольной, экспериментальной и «модельной» групп
в течение педагогического эксперимента
Как видно из рисунка, до начала педагогического эксперимента (1 четверть) свое самочувствие дети всех трех групп оценивали примерно одинаково: все значения располагаются в диапазоне от 4,78 до 4,91 баллов. Но в течение учебного года, и особенно к концу 4 четверти динамика самочувствия разительно отличается. Так, если у экс-
баллы 8
периментальнои группы детей она устойчиво повышается и к концу учебного года лишь незначительно снижается, то как в контрольной группе, так и в группе детей, посещающих кружки нефизкультурной направленности, тенденция очень тревожная - неуклонное ухудшение самочувствия.
На рис. 3 представлена динамика активности.
6,5
5,35 — - 6,71
4,5
4,6 __ 4,3 _ _ _ _ 43
4,34 4,55 • • ___
3,25 ~~~ ' • 2,89
1 1 1
о
1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Активность Э.Г. (занятия мини-волейболом по-японски)
— • Активность «модельной» группы (внеурочные занятия нефизкультурной
направленности)
— — Активность К.Г. (занятия классическим волейболом)
Рис. 3. Динамика активности у учащихся контрольной, экспериментальной и «модельной» групп в течение педагогического эксперимента
[175]
< РЗ
га *
с д
О I ог< а га
3 Ё е 5
< а
о ^
е§
5 и
л К ^ й о р к Ь
о ^
< «
рн га
* с «
X
н
и
и
Р5
Общая картина у детей экспериментальной группы представлена повышением показателей с 4,5 баллов в первой четверти до 6,5 к третьей с небольшим увеличением до 6,71 к концу учебного года. Что касается детей контрольной группы, то их результаты по показателю «активность» имеют равномерный характер (плато), у детей, посещающих кружки «Кройки и шитья» и «Юный тракторист», активность практически не изменяется ко 2 четвертям, но резко ухудшается к 3 и 4 четверти. Наиболее низкие показатели зафиксированы в конце учебного года.
баллы 8
На рис. 4 показана динамика настроения. В экспериментальной группе не происходит ухудшения настроения в течение учебного года, а к концу года лишь наблюдается плато, в контрольной же группе с 1 к 3 четверти настроение незначительно ухудшается, но в 4 четверти показатели стабилизируются. Тревожные результаты у учащихся, посещающих кружки нефизкультурной направленности, - их настроение неуклонно снижается в течение всего учебного года и резко ухудшается к концу 4 четверти.
^^---- 6,85
4.9 — --11-1 я _ 1
4<45 3,12
' 1 • • — 2,45
1 1 1
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
■Настроение Э.Г.(занятия мини-волейболом по-японски)
— • Настроение «модельной» группы (внеурочные занятия нефизкультурной
направленности)
- — — -Настроение К.Г. (занятия классическим волейболом)
Рис. 4. Динамика настроения у учащихся контрольной, экспериментальной и «модельной» групп
в течение педагогического эксперимента
При интерпретации полученных результатов
мы склонны придерживаться мнения В.А. Доскина и соавт., в данном случае повышение показателей во всех трех категориях у детей экспериментальной группы свидетельствует об активной ролевой позиции участника эксперимента и стеничности эмоциональных переживаний, что можно интерпретировать как адекватное состояние. Что касается детей контрольной группы, где выявлены снижение показателей настроения и самочувствия, но показатели активности не снижаются, то, по мнению В.А. Доскина и соавт., активность может даже повышаться на фоне понижения самочувствия и настроения. Подобное сочетание, по всей вероятности, свидетельствует о дискомфорте личности в игровой роли, но отрицательные эмоции в сочетании с высокой активностью носят конструктивный характер [Тест..., 1973].
Тревожным сигналом являются показатели учащихся, посещавших кружки нефизкультурной
направленности, так как снижение показателей по всем трем категориям является признаком неблагоприятного положения ребенка в группе, высокой тревожности и т. д.
Подтверждением этого факта являются высказывания детей в личной беседе. Так, они указывали на нежелание посещать эти занятия, высокую утомляемость и безразличие к результатам своей внеучебной деятельности.
В заключение необходимо сказать, что проведение внеурочных занятий с использованием мини-волейбола по-японски не только улучшает психоэмоциональное состояние школьников с умственной отсталостью, но и позволяет повысить уровень их физической подготовленности. Так, анализ результатов в начале и в конце эксперимента в исследуемых группах позволил установить повышение показателей, характеризующих уровень развития координационных способностей: в
«челночном беге 5x6 м» (с) в экспериментальной группе мальчики достоверно улучшили результат (Р< 0,05) на 9,62 %, девочки - на 1,14 % (Р>0,05); тогда как в контрольной группе у мальчиков только на 3,47 % результат достоверный (Р< 0,05), у девочек - на 3,87 % (Р>0,05). Результаты пяточно-носочной пробы Ромберга (с) оказались достоверными (Р< 0,05) и в экспериментальной, и контрольной группе. В экспериментальной мальчики показали большее время на 15,38 %, девочки - на 21,75 %; в контрольной мальчики улучшили время на 8,57 %, девочки - на 8,04 %.
Прирост показателей в тесте Душанина «ловля линейки» произошёл в экспериментальной и контрольной группах, но в экспериментальной эти показатели больше. В экспериментальной у мальчиков результат увеличился на 13,26%, у девочек на 13,13 % (Р< 0,05). В контрольной группе результат увеличился у мальчиков на 8,33 %, у девочек на 2,67 % (Р< 0,05). Статистически достоверными (Р< 0,05) оказались результаты у девочек экспериментальной группы и у девочек контрольной группы.
В тесте «бег 30 м» (с) увеличился результат в экспериментальной группе у мальчиков на 8,39 %, у девочек на 2,76 %, в контрольной группе у мальчиков на 1,15 %, у девочек на 1,75 %.
В тесте «прыжок в длину с места» повысился результат в экспериментальной группе у мальчиков на 7,35 %, у девочек на 12,39 %, в контрольной группе-у мальчиков на 2,83 %, у девочек - на 4,31 %.
Прирост показателей в процентном соотношении имеет место в тесте «метание набивного мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы стоя». Так, в экспериментальной группе результат увеличился у мальчиков на 8,38 %, у девочек на 8,82 %, в контрольной группе у мальчиков улучшился результат на 4,13 %, у девочек на 4,63 %. 3
В тесте «наклон вперед» (см) результаты занимающихся в экспериментальной группе увеличились у мальчиков на 105 %, у девочек на 36,8 %. В контрольной группе у мальчиков результат выше А на 66,67 %, у девочек на 29,33 %.
Показатели в тесте «подъем туловища в сед» (кол-во раз) в экспериментальной группе относительно контрольной, увеличились у мальчиков на
[177]
20,7 % и у девочек на 18,79 %. В контрольной результат увеличился у мальчиков на 9,13 %, у девочек на 6,26 %. Результаты этого теста оказались статистически достоверными (Р< 0,05) как в экспериментальной, так и в контрольной группе у мальчиков и девочек.
Анализ изменения показателей в тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (кол-во раз) после педагогического эксперимента позволяет говорить о достоверном увеличении (Р< 0,05) результатов в экспериментальной группе у мальчиков на 32,64 %, у девочек на 59,88 %, но при статистической обработке результат недостоверный (Р>0,05). Такая же картина в контрольной группе: у мальчиков результат улучшился на 27,46 % (Р< 0,05), у девочек на 50,9 % (Р>0,05).
Заключая изложенное выше, необходимо сказать, что под воздействием методики внеурочных занятий мини-волейболом по-японски произошли позитивные изменения психоэмоционального состояния и физической подготовленности школьников с умственной отсталостью.
Библиографический список
1. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадма-евой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004, С. 149-150.
2. Пелих Е.Ю. Формирование мотивации к физ-культурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгаф-та. СПб., 2011.166 с.
3. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, H.A. Лаврентьева, М.П. Мирошников, М.П. Шарай // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 141-145.
4. Халимова H.M., Найденова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 3. С. 127-130.
<С
I
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
м