ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский// Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. -С. 28-30.
3. Верхошанский Ю.В. Теория и методология спортивной тренировки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
4. Олесов Н.П. Состояние и перспективы развития легкой атлетики в Северо-Восточном федеральном университете / Н.П. Олесов, Е.С. Борисов, М.А. Оконешникова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 10. - С. 31-33.
5. Садилкин А.Ф. Построение годичного цикла подготовки высококвалифицированных по-лиатлонистов на основе попеременной концентрации тренировочных нагрузок / А.Ф. Садилкин, С.А. Загузова, А.М. Шпичко // Вестник Тамбовского университета. - 2014. - № 3 (131). - С. 123-131.
6. Фатьянов И.А. Проблема формирования специфического профиля энергообеспечения при подготовке к марафонской дистанции / И.А. Фатьянов // Современные проблемы науки и образования. . - 2013. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11455 (дата обращения: 01.01.2021).
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of special physical training of athletes, Physical culture and sport, Moscow.
2. Verkhoshansky, Yu.V. (1993), "Actual problems of modern theory and methodology of sports training", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 28-30.
3. Verkhoshansky, Yu.V. (2005), "Theory and methodology of sports training: block system of training high-class athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 14-16.
4. Olesov, N. P., Borisov, E.S. and Okoneshnikova, M.A. (2015), "State and prospects for the development of athletics at the North-Eastern Federal University", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 31-33.
5. Sadilkin, A.F., Zaguzova, S.A. and Shpichko, A.M. (2014), "Construction of an annual training cycle for highly qualified polyathletes based on an alternating concentration of training loads", Bulletin ofthe Tambov University, No. 3 (131), pp. 123-131.
6. Fatyanov, I.A. (2013), "The problem of forming a specific profile of energy supply in preparation for the marathon distance", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11455.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2021
УДК 373.103.71-056.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОГО СКАЛОЛАЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Олеся Сергеевна Попова, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации (Калининградский филиал), г. Калининград; Татьяна Васильевна Пономарева, кандидат биологических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты оценки влияния занятий адаптивным скалолазанием на уровень развития физических качеств слабовидящих детей, обучающихся в 1-2 классах специаль-
ной (коррекционной школы). В результате проведенного исследования выявлено положительное влияние использования адаптивного скалолазания в процессе внеурочных занятий по адаптивной физической культуре. Использование занятий на скалодроме значительно повысили уровень развития силы, общей выносливости, гибкости, а так же уровень развития координационных способностей у детей, что является одной из приоритетных коррекционных задач физического воспитания данного контингента. Так же важно отметить, что использование предложенной методики занятий показало свою эффективность как у слабовидящих детей с сохранным интеллектом, так и у слабовидящих с умственной отсталостью, что расширяет возможности ее использования.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, слабовидящие дети, младший школьный возраст, физические качества, адаптивное скалолазание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p355-360
USE OF ADAPTIVE CLIMBING IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG SCHOOL AGE CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT
Olesya Sergeevna Popova, the post-graduate student, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Alexander Alexandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Kaliningrad Branch), Kaliningrad; Tatiana Vasilevna Ponomareva, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Kuban State University of Physical Education,
Sports and Tourism, Krasnodar
Abstract
The article presents the results of assessing the impact of adaptive rock climbing classes on the level of development of physical qualities of children with various visual impairments studying in grades 1-2 of a special (correctional school). As a result of the study, a positive effect of the use of adaptive rock climbing in the process of extracurricular activities in adaptive physical culture was revealed. The use of classes at the climbing wall significantly increased the level of development of strength, general endurance, flexibility, as well as the level of development of coordination abilities in children, which is one of the priority corrective tasks of physical education of this contingent. It is also important to note that the use of the proposed training methodology has shown its effectiveness both in visually impaired children with intact intellect and in visually impaired children with mental retardation, which expands the possibilities of its use.
Keywords: adaptive physical culture, visually impaired children, primary school age, physical qualities, paraclimbing.
ВВЕДЕНИЕ
Наличие депривации зрения у детей сопровождается недостаточностью развития всех физических качеств, при этом особое внимание привлекает уровень развития координации, обеспечивающий возможность передвижения в пространстве при дефиците зрительного контроля [7]. Для данной категории детей одной из основных коррекционных задач адаптивного физического воспитания является развитие ориентирования в пространстве, статического и динамического равновесия, точности движений [4, 5].
Использование адаптивного скалолазания позволяет эффективно повысить уровень развития физических качеств данной категории детей, что обусловлено особенностями данного вида двигательной активности. Нахождение тела ребенка в подвешенном положении при занятиях на скалодроме позволяет значительным образом воздействовать на вестибулярный аппарат, при этом необходимость поддержания вертикального положения развивает мышечную силу силы за счет вовлечения большего количества мышечных групп по сравнению с выполнением упражнений с опорой [1, 3, 6]. Наличие цветных зацепов, специально расположенных цветовых маркеров так же позволяют воздействовать на зрительный анализатор детей. Немаловажным фактором является и развитие морально волевых качеств у занимающихся [2]. Так, свойственный слабовидящим детям страх про-
странства, нежелание к коммуникациям, низкая мотивация к занятиям с легкостью можно нивелировать на скалодроме. При подъеме по маршруту в каждом ребенке возникает желание преодолеть себя, доказать свою значимость, самоактуализироваться в обществе, что особенно важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Все это позволило нам разработать методику занятий по адаптивному физическому воспитанию с использованием адаптивного скалолазания для детей с депривацией зрения и оценить эффективность ее использования.
Цель исследования. Оценить влияние занятий адаптивным скалолазанием на уровень развития базовых физических качеств и двигательных навыков слабовидящих детей младшего школьного возраста.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Развитие физических качеств у детей определялось по общепринятым методикам, так же использовалась авторская методика оценки сформированности двигательных навыков. Анализ результатов проводилась с использованием методов математической статистики (^-критерий Стьюдента).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 42 слабовидящих школьника с различным уровнем развития интеллекта, учащихся в 1-2 классах специальной коррекционной школы. Исследование проводилось в течение одного учебного года на базе ГБОУ школа №91 г. Краснодар. Дети были разделены на три группы: КГ-1 и ЭГ-1 (дети с сохранным интеллектом) и ЭГ-2 (дети с умственной отсталостью), до начала эксперимента группы были статистически однородны. Дети контрольной группы занимались по программе коррек-ционного курса «Адаптивная физическая культура», утвержденной образовательной организацией, участники экспериментальных групп занимались по разработанной нами экспериментальной методике с использованием адаптивного скалолазания.
Эффективность использования адаптивного скалолазания на занятиях по адаптивной физической культуре со слабовидящими детьми младшего школьного возраста оценивалась уровнем развития физических качеств по общепринятым методикам, которые включали следующие тесты: «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Бег на 30 м», «Прыжок в длину с места», « Бег до первой остановки», «Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье», «Бросок мяча в цель». Так же нами была разработана и использована методика оценки сформированности двигательных навыков, которая включала 5 тестовых заданий, представленных в таблице 1.
Таблица 1 - Содержание комплексной методики оценки сформированности двигательных навыков
Название тестового задания Цель Содержание
«Полоса препятствий» Определение уровня развития координационных способностей: ориентировки в пространстве и равновесия Выполнить проход по гимнастической скамье с перешагиванием препятствий (блоки желтого цвета, размер 230х100 мм). Оценивается время выполнения задания, при падении или сбивании препятствия к конечному времени добавляется 1 штрафная секунда
«Лесенка» Оценка уровня развития силовой выносливости крупных мышечных групп (верхних и нижних конечностей, мышц туловища), динамического равновесия и уровня развития ориентировки в пространстве Выполнить подъем вверх и спуск вниз по гимнастической лестнице. Оценивается время выполнения задания, при падении к конечному времени добавляется 1 штрафная секунда
«Змейка» Оценка уровня развития силовых способностей крупных мышечных групп, динамического равновесия и уровня развития ориентировки в пространстве Выполнить подъем и спуск по трассе (2м) на скалодроме, расположенной в виде зигзага по зацепам, отмеченным маркерами определенного цвета. Оценивается время выполнения
Название тестового задания Цель Содержание
задания, при падении или касании пола к конечному времени добавлялась 1 штрафная секунда.
«Вис» Оценка силовой выносливости мышц Необходимо хватом удержаться на зацепах на прямых руках. Оценивается время удержания хвата.
«Скала» Оценка уровня развития силовых способностей крупных мышечных групп, динамического равновесия и уровня развития ориентировки в пространстве Выполнить подъем по зацепам до указанного маркера в свободном маршруте. Оценивается время выполнения задания, при падении или касании пола к конечному времени добавлялась 1 штрафная секунда.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Динамика показателей развития физических качеств слабовидящих детей с различным уровнем развития интеллекта учащихся в 1-2 кассах представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Динамика показателей развития физических качеств слабовидящих детей с различным уровнем интеллекта, учащихся в 1-2 классах_
КГ-1 ЭГ-1 ЭГ-2
(Х1±ш1) п=14 Р (Х2±ш2) п=14 Р (Хз±тз) п=14 Р
до | после до | после до | после
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во
2,8±0,2 | 3,1±0,2 - 2,4±0,3 | 3,9±0,3 0,001 3,1±0,3 | 4,4±0,3 0,001
Бег на 30 м, с
10,5±0,3 | 9,9±0,2 - 10,2±0,3 | 9,5±0,2 - 10,7±0,2 | 10,2±0,2 -
Прыжок' в длину с места см
90,7±2,9 | 94,7±3,0 - 88,0±1,8 | 94,3±1,8 - 92,6±1,6 | 97,1±1,4 0,05
Бег до первой остановки , м
135,6±12,5 | 146,0±13,7 - 146,2±15,4 | 204,7±15,5 0,01 141,4±19,3 | 200,0±20,6 0,05
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см
2,0±0,7 | 2,9±0,5 - 1,8±0,6 | 4,0±0,6 0,01 2,2±0,4 | 3,5±0,4 0,05
Бросок мяча в цель, кол-во
0,8±0,2 | 1,2±0,1 - 0,5±0,1 | 1,3±0,1 0,001 0,9±0,2 | 1,7±0,2 0,001
В тесте «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» выявлен значительный прирост показателей в экспериментальных группах: в ЭГ-1 показатель количества отжиманий увеличился на 1,5 раз (р<0,001), в ЭГ-2 на 1,3 раз (р<0,001), тогда как в КГ-1 статистически достоверных изменений не выявлено.
В тесте «Бег до первой остановки» в ЭГ-1 наблюдался прирост показателя на 58,5 м (р<0,01), в ЭГ-2 показатель так же увеличился и составил 200,0±20,6 м (р<0,001).
В тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» в ЭГ-1 показатель увеличился на 2,2 см (р<0,01), в ЭГ-2 так же выявлен прирост показателя на 1,3 см (р<0,05).
При оценке точности движений в тесте «Бросок мяча в цель» в ЭГ-1 наблюдался прирост показателя почти в 2,5 раза и составил 1,3±0,1 успешных бросков (р<0,001), в ЭГ- 2 показатель возрос на 0,8 раз (р<0,001).
В тесте «Прыжок в длину с места» достоверные изменения показателя выявлены только в ЭГ-2, где наблюдалось увеличение показателя на 4,5 см (р<0,05). Только в одном тесте «Бег на 30 м» как в экспериментальных так и в контрольной группах выявлены изменения, которые статистически не достоверны (р>0,05).
Таким образом, динамика показателей развития физических качеств детей контрольной и экспериментальной групп свидетельствует о высокой эффективности использования занятий на скалодроме с целью развития физических качеств, наибольший прирост показателей наблюдался в тестах, оценивающих уровень развития силы и
координации. Так же важно отметить, что статистически достоверные изменения показателей наблюдались как у слабовидящих детей с сохранным интеллектом, так и у слабовидящих детей с умственной отсталостью.
Анализ динамики показателей сформированности двигательных навыков по предложенной нами методике предложен в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика показателей сформированности двигательных навыков слабовидящих детей с различным уровнем интеллекта, учащихся в 1-2 классах_
_КГ-1 (Х1±ш1) п=14
до
_ЭГ-1
(Х2±ш2) п=14
до
_ЭГ-2
(Х3±ш3) п=14
до
Тестовое задание «Полоса препятствий», с
7,0±0,1
6,8±0,1
6,8±0,1
6,4±0,07
0,001
6,9±0,08
6,5±0,06
0,001
Тестовое задание «Лесенка», с
19,6±0,3
19,3±0,3
19,4±0,2
17,0±0,3
0,001
19,5±0,3
17,7±0,3
0,001
Тестовое задание «Змейка», с
38,2±1,2
37,3±1,3
38,0±0,7
36,2±0,6
38,1±0,7
36,2±0,7
Тестовое задание «Вис», с
16,6±0,4
17,4±0,4
16,2±0,4
18,7±0,4
0,001
16,7±0,4
18,7±0,5
0,01
Тестовое задание «Скала», с
51,3±1,5
49,7±1,4
52,0±1,3
47,2±1,3
0,01
53,0±1,1
49,9±1,1
Р
Р
Р
В тестовом задании «Полоса препятствий» в КГ-1 выявлена положительная динамика, время выполнения теста сократилось на 0,2 с (р>0,05), в ЭГ-1 и в ЭГ-2 прирост показателя был выше и составил 0,4 с, важно отметить, что изменения показателя только в экспериментальных группах имели достоверные различия (р<0,001).
При оценке времени выполнения детьми тестового задания «Лесенка» выявлена положительная динамика во всех группах: в КГ-1 среднегрупповой показатель улучшился на 0,3 с и составил 19,3±0,3 с, в ЭГ-1 результат теста улучшился, время выполнения сократилось на 2,4 с, в ЭГ-2 на 1,8 с. Выявленные изменения носят достоверный характер только в экспериментальных группах ЭГ-1 и ЭГ-2, где р<0,001.
Анализ развития силы в тестовом задании «Вис» показал прирост показателя во всех группах: в КГ-1 прирост составил 0,8 с (р>0,05), в ЭГ-1 и ЭГ-2 был значительно выше прирост и составил 2,5 с (р<0,001) и 2,0 с (р<0,01) соответственно.
При оценке динамики показателя тестового задания «Скала» выявлено: в КГ-1 время выполнения данного теста сократилось на 1,6 с по сравнению с первоначальным результатом, однако данные изменения не носили статистически достоверно характера (р>0,05), при этом в экспериментальных группах выявлен более значительный прирост результатов: в ЭГ-1 на 4,8 с (р<0,01), в ЭГ-2 на 3,1 с (р>0,05).
Динамика показателя тестового задания «Змейка» как в контрольной, так и в экспериментальных группах имела позитивные изменения, однако они не имели статистически достоверных различий, что может быть связано с особенностями тестового задания, которые предъявляют значительные требования к анализируемым показателям, и в свою очередь требуют внесения дополнений в разработанную методику занятий.
Полученные результаты оценки динамики показателей сформированности двигательных навыков у исследуемого контингента позволяют констатировать эффективность использования адаптивного скалолазания у слабовидящих детей. Важно отметить, что движения детей экспериментальных групп стали более плавными и координированными, дети легче справлялись с заданиями.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты свидетельствуют о положительном воздействии использования адаптивного скалолазания в процессе адаптивного физического воспитания слабовидящих детей. В ходе исследования выявлено, что занятия на скалодроме значительно
повышают уровень развития силы, общей выносливости, гибкости, а так же на уровень развития координационных способностей у детей, что является одной из приоритетных коррекционных задач физического воспитания данного контингента. Так же важно отметить, что использование предложенной методики занятий показало свою эффективность как у слабовидящих детей с сохранным интеллектом, так и у слабовидящих с умственной отсталостью, что расширяет возможности ее использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зданович И. А. Методика занятий рекреационным скалолазанием с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / И.А. Зданович, Д.И. Зданович, Д.А. Колесникова // Физкультурное образование Сибири. - 2019. - № 2. - С. 20-23.
2. Методика рекреационных занятий по скалолазанию для подростков и молодежи с учетом мнения потенциальных потребителей / Т.А. Кравчук, И.А. Зданович, Д.И. Зданович, А.О. Мас-сон // Омский научный вестник. - 2015. - №3 (139). - С. 161-165.
3. Пиратинский А.Е. Скалолазание: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А.Е. Пиратинский. - Москва : Советский спорт, 2006. - 84 с.
4. Оринчук В.А. Эффективность занятий по адаптивному скалолазанию в развитии физических качеств детей и подростков с инвалидностью / В.А. Оринчук, М.В. Курниковa // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4. - С. 181-184.
5. Методические рекомендации по организации занятий адаптивным скалолазанием: учебно-методическое пособие / В.А. Оринчук, М.В. Курникова, Ю.А. Бахарев, М.А. Кавинов. -Нижний Новгород : Нижегородский университет, 2019. - 111 с.
6. Оценка уровня развития физических качеств детей-инвалидов различных нозологий, занимающихся адаптивным скалолазанием / В.А. Оринчук, М.В. Курникова, Ю.А. Бахарев, М.А. Кавинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 220-226.
7. Частные методики адаптивной физической культуры : учебник / под общ. ред. Л.В. Шапковой. - Москва : Советский спорт, 2007. - 607 с.
REFERENCES
1. Zdanovich, I. A., Zdanovich, D.I. and Kolesnikova D.A. (2019), "Recreational rock climbing practice with children of preschool and primary school age", Physical culture education in Siberia, No 2, pp. 20-23.
2. Kravchuk, T.A., Zdanovich, I. A., Zdanovich, D.I. and Masson, A.O. (2015), "Methodology of recreational rock climbing classes for adolescents and youth, taking into account the opinions of potential consumers", Omsk Scientific Bulletin, No 3 (139), pp. 161-163.
3. Piratinskiy, A.E. (2006), Climbing: an exemplary sports training program for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of the Olympic reserve, Soviet sport, Moscow.
4. Orinchuk, V.A. and Kurnikova, M.V. (2020), "The effectiveness of adaptive rock climbing classes in the development of physical qualities of children and adolescents with disabilities", Physical culture and health, No 4, pp. 181-184.
5. Orinchuk, V.A., Kurnikova, M.V., Baharev, Y.A. and Kavinov, M.A. (2019), Methodical recommendations for organizing adaptive climbing classes, Nizhny Novgorod.
6. Orinchuk, V.A., Kurnikova, M.V., Baharev, Y.A. and Kavinov, M.A. (2019), "Assessment of the level of development of physical qualities of children with disabilities of various nosologies involved in adaptive rock climbing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (175), pp. 220-226.
7. Shapkova, L.V. (2007), Private methods of adaptive physical culture, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2021