Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В XIX ВЕКЕ'

К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КУЛАЧНЫЙ БОЙ / СОЛДАТЫ / СОТРУДНИКИ / КАЗАКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варинов Владислав Владимирович, Похоруков Олег Юрьевич, Михайлов Андрей Сергеевич

В статье рассматривается исторический аспект развития и организации прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов XIX века. Для проведения исследования авторами был использован метод изучения разноплановых историко-педагогических литературных источников. Авторы сделали заключение, что в Русской армии физическому воспитанию солдат уделялось пристальное внимание. Система физического воспитания в армии имела выраженную военно-прикладную направленность. В то же время на государственном уровне вопрос физического воспитания крестьянства, казачества не рассматривался. Процесс физического воспитания молодого поколения, годного для службы, происходил за счет самостоятельных занятий народными подвижными играми, кулачными боями, физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE DOMESTIC PENITENTIARY SYSTEM IN THE XIX CENTURY

In the article, the authors consider the historical aspect of the development and organization of applied physical training of law enforcement officers of the XIX century. To conduct the research, the method of studying diverse historical and pedagogical literary sources was used. The authors concluded that the Russian Army paid close attention to the physical education of soldiers. The system of physical education in the army had a pronounced military-applied orientation. At the same time, the issue of physical education of the peasantry and the Cossacks was not considered at the state level. The process of physical education of the young generation, fit for service, took place at the expense of independent classes in folk outdoor games, fistfights, and physical exercises.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В XIX ВЕКЕ»

та и взаимосвязаны между собой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д. Психология физического воспитания / Г. Д. Бабушкин - Омск : Сиб-ГАФК, 1998. - 157 с.

2. Быкова М.В. Особенности эмоционального интеллекта и семейного социального климата студентов, занимающихся спортом и не занимающихся спортом / М.В. Быкова, М.В. Быков, А.В. Катылевская // Наука и образование: Сохраняя Прошлое, Создаём Будущее : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2017. - С. 285-288.

3. Теория и методика физической культуры / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. - 4-е изд., стер. - Москва : Советский спорт, 2010. - 320 с.

4. Мутко В. Л. Необходимо менять спортивную политику / В. Л. Мутко // Спортивные сооружения и индустрия. - 2008-2009. - № 4(10)-1(11). - С. 8-9.

5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 127 с.

6. Хлебников В.А. Основные принципы технической подготовки в спорте / В.А. Хлебников // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2020. - С. 117-120

REFERENCES

1. Babushkin G. D. (1998), Psychology of physical education, SibGAFK, Omsk, pp.157.

2. Bykova M. V., Bykov M.V. and Katylevskaya A.V. (2017), "Features of emotional intelligence and family social climate of students engaged in sports and not engaged in sports", ХШ International Scientific and Practical Conference "Science and education: Preserving the Past, Creating the Future", Penza, pp. 285-288.

3. Kuramshin Y. P. (2010), Theory and methodology of physical culture, Soviet sport, Moscow.

4. Mutko V. L. (2008-2009), "It is necessary to change the sports policy", Sports facilities and industry, No. 4(10) - 1 (11), pp. 8-9.

5. Filin V. P. (1987), Theory and methodology of youth sports, Physical culture and sport, Moscow.

6. Khlebnikov V. A. (2020), "Basic principles of technical training in sports", Collection of scientific papers based of the materials of the International Scientific and Practical Conference "Science, technology and Education in the XXI century: problems of interaction and integration", Belgorod, pp. 117-120.

Контактная информация: rbljik08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.04.2021

УДК 796.011.1

К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В XIX ВЕКЕ

Владислав Владимирович Варинов, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, доцент, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк, Олег Юрьевич Похоруков, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Андрей Сергеевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

В статье рассматривается исторический аспект развития и организации прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов XIX века. Для проведения исследования авторами был использован метод изучения разноплановых историко-педагогических литературных источников. Авторы сделали заключение, что в Русской армии физическому воспитанию солдат

уделялось пристальное внимание. Система физического воспитания в армии имела выраженную военно-прикладную направленность. В то же время на государственном уровне вопрос физического воспитания крестьянства, казачества не рассматривался. Процесс физического воспитания молодого поколения, годного для службы, происходил за счет самостоятельных занятий народными подвижными играми, кулачными боями, физическими упражнениями.

Ключевые слова: прикладная физическая подготовка, народные подвижные игры, физические упражнения, кулачный бой, солдаты, сотрудники, казаки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p72-78

ON THE QUESTION OF PHYSICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE DOMESTIC PENITENTIARY SYSTEM IN THE XIX CENTURY

Vladislav Vladimirovich Varinov, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, Oleg Yuryevich Pohorukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Novokuznetsk Institute (branch) Kemerovo State University, Novokuznetsk, Andrey Sergeevich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract

In the article, the authors consider the historical aspect of the development and organization of applied physical training of law enforcement officers of the XIX century. To conduct the research, the method of studying diverse historical and pedagogical literary sources was used. The authors concluded that the Russian Army paid close attention to the physical education of soldiers. The system of physical education in the army had a pronounced military-applied orientation. At the same time, the issue of physical education of the peasantry and the Cossacks was not considered at the state level. The process of physical education of the young generation, fit for service, took place at the expense of independent classes in folk outdoor games, fistfights, and physical exercises.

Keywords: applied physical training, folk outdoor games, physical exercises, fist fight, soldiers, employees, Cossacks.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных направлений развития Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) является повышение качества подготовки кадров. В этом процессе не последнюю роль играет физическая подготовка. Для того, чтобы не происходило стагнации, требуется постоянный поиск путей совершенствования того базового уровня, что имеется на текущий момент. Важным источником научного поиска является опыт предыдущих поколений. Исследователи исторического аспекта развития прикладной физической подготовки сотрудников правоохранительных органов, как правило, ограничиваются рамками XX века, потому что в это время появились первые источники по данной тематике [8]. При этом, не следует забывать, что пенитенциарная система появилась задолго до этого. Людям, которые обеспечивали её функционирование, тоже требовалась физическая подготовка, причём не меньше чем в XX-XXI веках, потому что у них не было таких совершенных специальных средств и инженерно-технических средств охраны и надзора, которыми располагаем мы. Отсутствие научных исследований по этой проблеме определило цель нашего исследования.

Цель исследования - изучить вопрос организации физической подготовки сотрудников отечественной пенитенциарной системы в XIX веке.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило в Федеральном казённом образовательном учреждении высшего образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России». Для проведения исследования был использован метод изучения разноплановых историко-педагогических литературных источников [7]. Были проанализированы литера-

турные источники по истории России, по истории уголовно-исполнительной системы России и по истории физической культуры и спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В XIX веке рядовой состав тюремной охраны и конвойной стражи комплектовались преимущественно солдатами, не способными нести полевую службу при причине болезни или ранений [3]. Российская армия тех лет комплектовалась на 90% крестьянством. В разные годы XIX века возрастные границы призывников менялись, но в основном этот были молодые люди не моложе 20 и не старше 35 лет [2].

Вопрос физического воспитания крестьян в Российской империи в XIX веке ещё не рассматривался на государственном уровне, но это не означает, что они совсем не занимались физическими упражнениями. Средствами физического воспитания крестьян были народные физические упражнения, гигиенические средства и естественные силы природы [9].

Содержание народных подвижных игр и физических упражнений было обусловлено региональными особенностями, условиями быта и трудовой деятельности, традициями. Массовой народной формой физического воспитания в нашей стране были кулачные бои. Примечательно, что уже в то время было разделение рукопашного боя на борьбу и кулачный бой. С одной стороны это привело к снижению их прикладного значения для реального боя, но с другой стороны, создавало условия для усовершенствования техники и тактики каждого из этих видов, а так же снизило травматизм в тренировках и особенно в состязаниях.

Первое изображение борцовской схватки датируется 12 веком. На нём изображены два вида борьбы: борьба в обхват и поясная борьба. При борьбе в обхват одна рука каждого соперника должна находиться над, а другая под плечом противника. За спиной руки должны быть сцеплены. Из этого положения необходимо было бросить соперника на землю, не расцепляя захват. Поясная борьба представляла собой борьбу из предварительного парного захвата за пояс без применения подножек, подсечек и обвивов. Цель борьбы свалить противника на землю. Смена захвата не разрешалась. Решающую роль в поединке играли силовые и скоростно-силовые способности борцов, позволяющие, например, перекинуть противника через себя без помощи подножек.

Кулачный бой подразделялся на три разновидности: «сам на сам», «стенка на стенку», «сцеплялка-валка». В кулачном бою разрешалось наносить удары «костяшками» пальцев, основанием кулака, головками фаланг. Запрещалось наносить удары ниже пояса, добивать бойцов, упавших на землю, надевать рукавицы и шапки, смягчающие удары. Боец, упавший на землю, либо присевший на корточки, считался проигравшим.

Наиболее распространённой разновидностью кулачного боя в средневековой Руси была «стенка на стенку». Такой бой представлял собой сражение двух групп людей. Обычно бои «стенка на стенку» проводились в зимнее время на льду посередине реки. Цель боя заключалась в том, чтобы заставить команду противника сместиться к своему берегу. «Стенка на стенку» прививала навык сражаться сообща с товарищами. В каждом отряде имелись свои вожаки, «Надежи», рядовые бойцы. Вожаки следили за тем, чтобы наиболее подготовленные бойцы без команды не лезли вперед в одиночку и не теряли из виду своего товарища, а в случае необходимости приходили ему на помощь. «Надежами» называли наиболее подготовленных бойцов, которых использовали для нанесения удара в наименее подготовленную часть строя и его разрыва. Участие в подобных боях начиналось с отроческого возраста и продолжалось, как правило, на всем протяжении жизни мужчины.

Кулачный бой «сцеплялка-свалка» представлял собой разновидность боя, в котором каждый бился сам за себя и против всех.

Наиболее престижным был бой «сам на сам», поскольку в таком бою всё зависело только от индивидуальной физической подготовленности человека. В «Повести временных лет» отмечено, что битвы обычно начинались с единоборства двух наиболее подготовленных с каждой стороны воинов. Победа такого воина имела большое значение для состояния морально-боевого духа целого войска [1].

Подготовка мальчиков к кулачным боям начиналась с раннего возраста. Средствами подготовки к таким боям были разнообразные игры, например такие как «Царь горы», «Куча мала» и другие игры, предусматривающие контакт и соперничество с партнёром.

Из сказанного выше следует, что на службу в русскую армию поступали уже физически подготовленные молодые люди, имеющие опыт участия, хоть и в кулачных, но всё же боях.

В Русской армии физическому воспитанию солдат уделялось пристальное внимание. Ещё в XVIII веке Великий русский полководец А.В. Суворов боевую и физическую подготовку рассматривал исключительно как единый процесс. В нашей стране он первым в армии ввёл утреннюю физическую зарядку для солдат. По его инициативе проводились строевые занятия, марши, продолжительные походы, бег, обучение приёмам рукопашного и штыкового боя как индивидуального, так и в составе подразделения. Так же были организованы занятия по преодолению разнообразных препятствий. Для выработки у солдат устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды занятия по военно-физической подготовке проводились при любых погодных условиях [5].

В 1838 году в гвардейских полках были введены занятия гимнастикой. Для внедрения таких занятий в Россию был приглашён иностранный специалист де Паули. Он был представителем, так называемой, «Французской военно-прикладной гимнастической системы». Содержание и методика преподавания этой гимнастики была изложена им в книге «Военная гимнастика и фехтование на штыках и саблях верхом». Эта система физического воспитания включала в себя бег, прыжки в высоту и в длину, прыжки с использованием «штурмовой палки», переноска тяжести, преодоление препятствий, фехтование на шпагах, саблях, штыках, причем как в пешем строю, так и верхом. Приёмы рукопашного боя в программу физического воспитания не входили. Не смотря на то, что термин рукопашный бой в армейский учебных руководствах того времени отсутствовал, на практике эти навыки передавались военнослужащими неофициально из поколения в поколение.

Для проведения занятий в воинских частях были построены гимнастические городки. Для оценки уровня физической подготовленности солдат были установлены нормативы по бегу на 1, 4, 8 верст, на марш различной протяженности, для прыжков в длину и прыжков со «штурмовым шестом». В 1860-1870-ых годах в войсках Русской армии были введены всеобщие «Правила обучения гимнастике в войсках», «Правила для обучения употреблению в бою штыка», «Наставление для изучения войск гимнастике». В обязанности командиров входило ежедневное проведение со своими подчиненными двухчасового занятия по гимнастике и штыковому бою. Для обеспечения должного качества преподавания офицерами гимнастики и фехтования в военных округах для офицеров проводились инструкторские курсы [6].

Помимо солдат инвалидов и старослужащих солдат в 19 веке для организации конвойной службы, как арестованных, так и ссыльных, каторжных людей активно привлекались казаки. Казачество представляло собой военное сословие, в которое входили вольные люди. Они работали по найму и преимущественно в пограничных районах нашей страны [3].

У казачества имелась своя самобытная система физического воспитания. Она имела ярко-выраженную военно-прикладную направленность и охватывала всё мужское население. Формами физического воспитания казаков были игры, смотры, праздники, военные походы, а их основными методами были подражание, копирование.

Физическое воспитание казаков начиналось практически с их рождения. К трём годам они были способны ездить по «двору» на лошадях, а к пяти годам ездить по улицам и участвовать в военных играх. В возрасте двенадцати лет мальчики участвовали в смотре молодых казаков. В программе смотра были состязания в скачках на лошадях, стрельбе, в том числе и при передвижении на лошади, подбирании мелких предметов на полном скаку на лошади, бой на плетях, форсирование водной преграды, кулачные бои, борьба и др. физические упражнения. С двенадцати лет мальчиков зачисляли в служилые казаки. Большую часть жизни они проводили в военных походах, следовательно, имели богатый опыт участия в боевых действиях [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, вопрос физического воспитания сотрудников пенитенциарной системы в XIX в. Российской империи на государственной уровне не рассматривался. Комплектование тюремной охраны и конвойной стражи осуществлялось преимущественно солдатами, рождёнными в крестьянских семьях, которые были не способны нести полевую службу из-за болезни или ранений. Помимо солдат для организации конвойной службы, как арестованных, так и ссыльных, каторжных активно привлекались казаки.

Физическому воспитанию крестьян государство внимания не уделяло, однако это не означает, что они совсем не занимались физическими упражнениями. Средствами физического воспитания крестьян были народные игры, физические упражнения, гигиенические средства и естественные силы природы [9]. Наиболее распространенной разновидностью физических упражнений у крестьян были кулачные бои. При поступлении на воинскую службу новобранцы уже имели богатый опыт участия в кулачных боях.

В Русской армии физическому воспитанию солдат уделялось пристальное внимание. Система физического воспитания в армии имела выраженную военно-прикладную направленность и включала в себя бег, прыжки в высоту и в длину, прыжки с использованием «штурмовой палки», переноска тяжести, преодоление препятствий, фехтование на шпагах, саблях, штыках, причем как в пешем строю, так и верхом.

У казачества имелась своя самобытная система физического воспитания. Формами физического воспитания казаков были игры, смотры, праздники, военные походы, а их основными методами пример, подражание, копирование.

Таким образом, в пенитенциарной системе Российской империи в XIX в. её сотрудники имели опыт участия в боевых действиях, владели навыками ведения кулачного боя, умели преодолевать препятствия, фехтовать на шпагах, саблях и штыках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грунтовский А.В. Русский кулачный бой: история, этнография, техника / А.В. Грунтов-ский. - 4-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Русская земля, 2002. - 295 с.

2. Дьяконов М.В. История проведения рекрутских наборов в России середины XIX столетия / М.В. Дьяконов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011. - №3 (19). - URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=21 (дата обращения: 10.04.2021).

3. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России : учебник / Ю.А. Реент. -Рязань : Академия права и управления Федеральной службой исполнения наказаний, 2006. - 373 с.

4. Козлов В.В. Физическое воспитание детей и молодежи на традициях российского казачества : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Козлов Вячеслав Вячеславович. - Москва, 2004. - 21 с.

5. Роль великих русских полководцев в развитии военно-физической подготовки солдат и офицеров русской армии / В.М. Князев, Г.Г. Дмитриев, Э.Б. Порцевская, О.Б. Эктова // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 6-8.

6. Николаев, А.В. История становления и развития физической подготовки в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX-начале XX в.: автореф. дис. ... канд. истор. наук / Николаев Александр Валентинович. - Москва, 2006. - 21 с.

7. Сергеева С.В. Историко-педагогическое исследование: системный подход, принципы, методы / С.В. Сергеева, Е.В. Козлова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 11. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18364 (дата обращения: 15.04.2021).

8. Никоноров, Е.А. Самозащита без оружия как важнейший элемент профессионально-прикладной подготовки сотрудников органов внутренних дел (исторический аспект) / Е.А. Никоноров, В.М. Бычков // Вестник Московского университета МВД России, 2015. - №8. - С. 261-264.

9. Пельменев В.К. История физической культуры : учеб. пособие / В.К. Пельменев, Е.В. Конеева. - Калининград : Изд-во КГУ, 2000. - 186 с.

10. Черпаков, А.И. Организационно-правовое обеспечение физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Черпаков Алексей Игоревич. - Рязань, 2006. - 28 с.

REFERENCES

1. Gruntovsky, A.V. (1993), Russian fist fight: History, ethnography, technique, Publishing house "St. Petersburg Society of fans of fist fighting", St. Petersburg.

2. Diakonov, M.V. (2011), "History of recruiting sets in Russia in the middle of the XIX century", Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, No. 3. (19), available at: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=21 (accessed 10.04.2021).

3. Reent, Yu.A. (2006), History of the Russian penal system, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan.

4. Kozlov, V.V. (2004), Physical education of children and youth on the traditions of the Russian Cossacks, dissertation, Moscow.

5. Knyazev, V.M., Dmitriev, G.G., Poetsevskaya, E.B. et al (2016), "The Role of the great Russian generals in the development of military-physical training of soldiers and officers of the Russian army", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рр. 6-8.

6. Nikolaev, A.V. (2006), History of the formation and development ofphysical training in military educational institutions of Russia in the second half of the XIX-early XX century, dissertation, Moscow.

7. Sergeeva, S. V. and Kozlova E.V. (2015), 'Historical and pedagogical research: a systematic approach, principles, methods", Electronic scientific journal Modern Problems of science and education, No, 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18364 (data accessed: 04/01/2921).

8. Nikonorov, E. A. and Bychkov, V. M. (2015), "Self-defense without weapons as the most important element of professional and applied training of employees of internal affairs bodies (historical aspect)", Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 8, pp. 261-264.

9. Pelmenev, V. K. and Koneeva E. V. (2000), History of physical culture, KSU Publishing House, Kaliningrad.

10. Cherpakov, A.I. (2006), Organizational and legal support ofphysical training of employees of the penal system, dissertation, Ryazan.

Контактная информация: aksen-anna71@rambler.r

Статья поступила в редакцию 23.04.2021

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ЛФК И ПЛАВАНИЯ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ

Надежда Максимовна Варламова, инструктор по плаванию Краевое государственное автономное учреждение центр спортивной подготовки, Красноярск; Анастасия Васильевна Мусиенко, инструктор по физической культуре и спорту, Детский сад № 94, Красноярск; Ирина Юрьевна Петряева, старший преподаватель, Наталья Юрьевна Старшова, доцент, Маргарита Викторовна Дунаева, старший преподаватель, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Аннотация

Введение. В современном мире проблема диагностики и лечения детей с патологией опорно-двигательного аппарата, в частности сколиоза, является не только актуальной, но и социально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.