Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
513
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1863-1874 ГГ / ГИМНАСТИКА / ШВЕДСКАЯ ГИМНАСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / А. БИБЕРГАЙЛЬ / Л.Л. ЗЕДДЕЛЕР / К.А. ШМИДТ / В.Г. УХОВ / М.И. ДРАГОМИРОВ / А.Д. БУТОВСКИЙ / П.Ф. ЛЕСГАФТ / PHYSICAL EDUCATION / MILITARY SCHOOLS / MILITARY REFORMS OF 1863-1874 / GYMNASTICS / SWEDISH MOVEMENT SYSTEM / A. BIBERGAIL / L.L. SEDDELER / K.A. SCHMIDT / V.G. UKHOV / M.I. DRAGOMIROV / A.D. BUTOVSKY / P.F. LESGAFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёв Николай Анатольевич

В статье рассматриваются особенности организации физического воспитания в военно-учебных заведениях, а также вклад ведущих педагогов, учёных и военных деятелей в развитие физического воспитания во второй половине XIX - начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьёв Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN RUSSIAN MILITARY SCHOOLS AT THE JUNCTURE OF THE 19TH AND 20TH CENTURIES

The paper examines the features of organizing physical training in military schools, and also the contribution of leading educationists, scholars and military figures to the development of physical education in the second half of the 19th century and in the early 20th century.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ»

Н.А. ВОРОБЬЕВ N.A. VOROBYEV

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв.

PHYSICAL EDUCATION IN RUSSIAN MILITARY SCHOOLS AT THE JUNCTURE OF THE 19th AND 20th CENTURIES

f

Сведения об авторе. Воробьёв Николай Анатольевич — помощник командира по физической подготовке — начальник физической подготовки воинской части, аспирант кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета, капитан (г. Нижний Тагил. E-mail: nik-vorob@list.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации физического воспитания в военно-учебных заведениях, а также вклад ведущих педагогов, учёных и военных деятелей в развитие физического воспитания во второй половине XIX — начале XX века.

Ключевые слова: физическое воспитание; военно-учебные заведения; военные реформы 1863—1874 гг.; гимнастика; шведская гимнастическая система; А. Бибергайль; Л.Л. Зедделер; К.А. Шмидт; В.Г. Ухов; М.И. Драгомиров; А.Д. Бутовский; П.Ф. Лесгафт.

Information about author. Nikolai Vorobyev — Commander Assistant for Physical Training, Head of Military Unit for Physical Training, postgraduate at the Pedagogy and Psychology Department of the Nizhny Tagil State Socio-Pedagogic Institute, Branch of the Russian State Vocational Teacher Training University, Captain (city of Nizhny Tagil. E-mail: nik-vorob@list.ru).

Summary. The paper examines the features of organizing physical training in military schools, and also the contribution of leading educationists, scholars and military figures to the development of physical education in the second half of the 19th century and in the early 20th century.

Keywords: physical education; military schools; military reforms of 1863—1874; gymnastics; Swedish movement system; A. Bibergail; L.L. Seddeler; K.A. Schmidt; V.G. Ukhov; M.I. Dragomirov; A.D. Butovsky; P.F. Lesgaft.

\___J

Вторая половина XIX века в Российской империи выделяется целым рядом реформ в государственной, социальной, экономической и общественной жизни. Реформы затронули и военное ведомство. Основной причиной тому послужило поражение в Крымской войне 1853—1856 гг., в которой Российская империя противостояла коалиции Британской, Французской, Турецкой (Османской) империй и Сардинского королевства.

НОГОЧИСЛЕННЫЕ иссле- ствий на поле боя под плотным и ные. Кроме того, появление новых

М

|дования показывают, что к моменту начала войны Россия имела множество проблем в военной организации. Как отмечает С.В. Походяев в исследовании, посвящённом педагогическим аспектам военной реформы 1863—1874 гг., армия Российской империи имела огромные пробелы в подготовке личного состава: «...Крымская война (1853—1856 гг.) продемонстрировала отставание российской армии от армий противников не только в плане технического прогресса, но и в обучении и воспитании личного состава. Это была грандиозная демонстрация мужества и героизма, но, одновременно, необученности российских солдат и матросов. Русская армия, долгие годы считавшаяся одной из самых сильных в мире, потерпела постыдное поражение»1.

Опыт, полученный Российской империей в Крымской войне, дал понять, что ведение боевых дей-

точным огнём требовало от личного состава уверенных действий на пересечённой местности, умения быстро преодолевать значительные расстояния и препятствия, как естественные, так и искусствен-

образцов вооружения требовало от военнослужащих умелого владения штыком, меткой стрельбы, физической готовности к переноске тяжестей. Поднималась роль офицеров, ведь им необходимо

Применение шведских гимнастических упражнений

в российской армии

Генерал

Алексей Дмитриевич Бутовский

было не только быть хорошо физически подготовленными, но и уметь обучать солдат физическим упражнениям2. Этот опыт послужил толчком к реконструкции существовавшей системы обучения и воспитания будущих офицерских кадров в ходе военных реформ 1863—1874 гг. под руководством военного министра Д.А. Милютина.

Систему физического воспитания в военно-учебных заведениях условно можно разделить на два периода: до начала военных реформ и после их завершения. Как показали исследования, до 1860-х годов организация физического воспитания в российских военно-учебных заведениях не имела плавного характера и находилась на крайне низком уровне. Всё обучение сводилось к отдельным и бессистемным гимнастическим упражнениям под руководством лиц, очень далёких от знания человеческого организма3. В дальнейшем был предпринят ряд попыток под руководством Главного управления военно-учебных заведений привести физическое воспитание к единым подходам, но к 1880 году этого добиться не удалось. Так, например, А.В. Николаев в своих исследованиях утверждает, что процесс занятий физическими упражнениями в военно-учебных заведениях России был организован по различным методикам4. Одни были взяты из европейских стран, другие были предложены российскими педагогами и учёными. Как бы то ни было, они дали большой

толчок развитию физического воспитания и заложили основу для дальнейших педагогических идей. Выделяются следующие гимнастические системы тех лет.

Шведская система физического воспитания. Она была создана шведским педагогом П.Х. Лин-гом. Её основу составлял принцип «каждое занятие — замкнутое единство». Занятие начиналось с разминки, далее переходило в основную часть, которая посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствовавших развитию силы.Тренировки были наполнены статическими упражнениями, за что критики порой называли их «гимнастикой поз». Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление5. Как показали исследования, шведская гимнастическая система нашла своё применение в отдельных военно-учебных заведениях Российской империи, например в Финляндском кадетском корпусе6.

Система физических упражнений педагога А. Бибергайля. Этот гражданский специалист в области физического воспитания считал эффективным проведение занятий по гимнастике в учебных учреждениях, где обучались мальчики, как правило, от десяти до шестнадцати лет, разделённые на три возраста. По его программе предусматривалось проведение гимнастики три раза в неделю, и в каждом уроке принимал участие целый возраст. Продолжительность урока составляла один час. В качестве преподавателей гимнастики А. Бибергайль предлагал использовать выпускников учительских классов Московского училища военного ведомства, прошедших курс гимнастики, поскольку они были знакомы с устройством гимнастических снарядов и залов7. Его система проведения занятий по гимнастике действовала во многих военно-учебных заведениях в течение более десяти лет, с 1864 по 1875 год.

Система физической подготовки генерал-лейтенанта Л.Л. Зедде-лера. Под его руководством был разработан документ «Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах» (1890 г.). Он предлагал использовать в физическом воспитании кадетов строевую подготовку,

фехтование, рубку, верховую езду и плавание. Эти занятия, по его мнению, имели цель вырабатывать профессионально значимые для будущих офицеров умения и навыки, формировать нравственные качества, в т.ч. воинскую дисциплину, бесстрашие и смелость, настойчивость и силу воли, решительность и быстроту реакции8. Особое место в данной системе уделялось гимнастике и подвижным играм. Это обусловливалось, с одной стороны, многообразием входивших в них упражнений, с другой — физиологическим и гигиеническим значением этих упражнений.

Система физических упражнений педагога К.А. Шмидта. Она нашла применение в войсках и в некоторых военно-учебных заведениях и по своей сути совмещала в себе подходы,принятые в то время в Швейцарии и Германии. К.А. Шмидт формулировал две основные цели для гимнастики. Первая, общая гигиеническая: «чтобы доставить телу человека полное, по возможности всестороннее и притом гармоничное, соответствие всех его физических способностей». Вторая цель, военно-специальная, призвана была «облегчить солдату усвоение различных отраслей военного образования и сделать его способным как к перенесению трудов боевой жизни, так и к выполнению его боевых обязанностей»9.

Занятия по гимнастике К.А. Шмидт предлагал проводить ежедневно, преимущественно утром, до начала других занятий, с привлечением только здоровых учеников. Он обращал внимание на необходимость строго учитывать нагрузку и чередовать упражнения. По его мнению, эффективно было использовать систему оценки физического развития, которая полагала выставлять общую оценку как сумму количества раз выполнения трёх упражнений: подтягивание,сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях и «откидывание пяток»10.

Система физических упражнений педагога В.Г. Ухова. Он подчёркивал важность грамотного подхода к преподаванию гимнастических упражнений. Придавал особое значение занятиям под руководством «опытных и знающих людей». Свою педагогическую методику В.Г. Ухов основывал на физиологических особенностях организма,разделяя преподавание гимнастики по воз-

Н.А. ВОРОБЬЁВ. Физическое воспитание в военно-учебных заведениях России...

I

растным группам. Воспитанников военно-учебных заведений он настраивал на то, чтобы выпускники при необходимости могли заменить преподавателя гимнастики и были способны к самостоятельному обучению подчинённых11. Эта система нашла своё практическое применение в подготовительном пансионе Николаевского кавалерийского училища.

Система физической подготовки генерала М.И. Драгомирова. Его система имела прикладной характер, в ней применялись упражнения, связанные с действием штыком, ударами по подвижной мишени, преодоление полосы препятствий, штыковой бой, лазание, бег, вольтижировка (особенно для кавалериста) и др.12 Основной принцип, который прививал Драгомиров: «Учить войска тому, что будет необходимо на войне». Этого же принципа он придерживался и в физическом воспитании.С целью развития физической выносливости М.И. Драгомиров предлагал использовать гимнастику, под которой он понимал совокупность тех упражнений, которые помогали укрепить организм солдата в военном отношении. К ним он относил: носку всего того, с чем солдат не расстаётся на войне, и походные передвижения. Генерал утверждал, что гимнастика развивает не только силу, ловкость, но и даже бесстрашие13. Система М.И. Драгомирова нашла своё применение в воинских частях. Считалось, что физическая подготовка должна быть главным средством воспитания у солдата физических и морально-волевых качеств.

Система, предложенная генералом А.Д. Бутовским. Он полагал, что физическое воспитание должно способствовать всестороннему физическому развитию и готовить человека к любой жизненной деятельности, а физические упражнения должны способствовать оздоровлению организма и скрашивать досуг воспитанников военно-учебных заведений14. Для достижения этих целей А.Д. Бутовский считал «необходимыми введение в кадетских корпусах: строевого обучения и военно-подготовительных занятий, физические упражнения (гимнастика и подвижные игры, фехтование, плавание и танцевание), пение и музыку, ручной труд»15. Под его руководством был выпущен ряд

работ, все они имели практическую направленность в регулировании вопросов физического воспитания. Рекомендациями Бутовского пользовались во многих кадетских корпусах.

Система, разработанная П.Ф. Лесгафтом. Работы П.Ф. Лес-гафта стали основой для дальнейшего развития физического воспитания и имеют особое методологическое и практико-ориентиро-ванное значение для современной педагогики. Проведённое нами исследование позволило выделить совокупность основных идей известного учёного и педагога:

1. Физическое образование направлено на целостное развитие личности, в т.ч. её умственных способностей, посредством физических упражнений.

2. Физические упражнения с физиологической точки зрения должны задействовать максимальное количество суставов и движение этих суставов во всех возможных плоскостях, что позволит целостно развивать тело человека.

3. Применение принципа перехода от простого к сложному, например, освоив элементарные движения, переходить к более сложным и только потом использовать отягощения.

4. Деление упражнений на подготовительные и специальные, готовящие к военной службе.

5. Применение игр, поскольку они позволяют развивать способность подчиняться правилам, эмоционально разгрузиться и развивают способность принимать решения.

6. Привлечение в качестве педагогов физического воспитания специально подготовленных учителей. (П.Ф. Лесгафт лично руководил процессом физического воспитания при 2-й Петербургской военной гимназии.)16

Каждая из перечисленных выше систем физического воспитания (или отдельные их элементы) нашла применение в конкретных военно-учебных заведениях, хотя имела свои достоинства и недостатки.

Однако именно это многообразие деятельности педагогов, военных и организаторов физического развития привело к дальнейшей модернизации системы физического воспитания в военно-учебных заведениях. Новым этапом реформирования системы физического воспитания стал период после 80-х годов XIX века, когда

П.Ф. Лесгафт

Военное министерство опубликовало ряд документов, определявших основные требования к занятиям по физической подготовке. Среди них особое место занимает «Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах» (1890 г.). Этот документ предписывал увеличить время занятий до полутора часов в день, включая в них гимнастику, военно-подготовительные упражнения, фехтование, плавание и танцы. Все гимнастические упражнения стали делиться на упражнения без снарядов, с подвижными снарядами и на неподвижных снарядах. Подбор физических упражнений был определён с учётом возрастных особенностей. Так, воспитанникам младшего возраста было предписано выполнять простейшие упражнения в лазании, прыгании и передвижении. В последующем для воспитанников среднего и старшего

Генерал М.И. Драгомиров

возрастов увеличивался подбор упражнений с добавлением более сложных, координирующих действий как со снарядами, так и без них17.

Из особенностей физического воспитания 1880—1900 гг. следует выделить применение «ручного труда». Уже в те годы вышеперечисленные военные и учёные были убеждены, что физическое воспитание есть процесс развития личности человека как в физическом отношении, так и в интеллектуальном. Исходя из этого, ручной труд в совокупности с занятием физическими упражнениями позволял кадетам развиваться во всех аспектах. Это подчёркивает и А.Д. Бутовский, утверждая, что «ремесленные занятия вносят вклад в душу ребенка, которыми нельзя пренебрегать в воспитании»18.

Текущие положительные сдвиги в организации и проведении физической подготовки в России не

принесли значительного повышения физической подготовленности военнослужащих. Подтверждением этому стала Русско-японская война 1904—1905 гг., в ходе которой использовались новые образцы стрелкового оружия с повышенной скорострельностью и плотностью огня. Это требовало от личного состава более энергичных действий при передвижении и способности адаптироваться к новым условиям боя19. Увы, в этом плане картина была безрадостной. В частности, исследователь А.В. Николаев утверждает, что в сводке донесений штаба 2-й Маньчжурской армии говорилось о слабой физической подготовке личного состава20.

Поэтому одной из составляющих военных реформ начала XX века стали преобразования в системе физического воспитания. Вновь был поставлен вопрос о выработке общей концепции физического

воспитания, создании единой системы обучения гимнастике, разработке универсальной методики обучения физическим упражнениям для всех военно-учебных заведений России. В 1908 году вводится новый документ — «Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов». Отличительной особенностью данного документа стало подробное раскрытие гигиенических требований по организации занятий по гимнастике, содержанию помещений для занятий гимнастикой, а также питанию воспитанников. Времени на занятия гимнастикой отводилось не менее двух часов в неделю. Гимнастика в этот период была направлена на правильное развитие организма воспитанников, сохранение их здоровья, укрепление костей, мускулов и нервов. Подчёркивалась взаимосвязь физического воспитания и духовного развития21.

Особое место в физическом воспитании в военно-учебных заведениях русской армии занимает внедрение в 1910 году сокольской системы гимнастики, которая взяла своё начало в Чехии. Она включала в себя большое разнообразие физических упражнений, имевших определённую классификацию, кроме того, предусматривала работу по патриотическому, нравственному воспитанию и образованию молодёжи, формирование навыков и умений, воли и мужества22. Итогом внедрения сокольской системы гимнастики стало утверждение «Наставления для обучения войск гимнастике» (1910 г.). Оно содержало новую программу гимнастических упражнений для военно-учебных заведений.

Физическое воспитание как система включало в себя и педагогические средства, которые применялись на протяжении всего периода развития и реформирования. Основным средством физического воспитания были физические упражнения, которые выполнялись на занятиях по гимнастике, фехтованию, танцам, а также в подвижных играх, плавании. В кавалерийских юнкерских училищах программа физических упражнений дополнительно включала вольтижировку23. Как показали исследования, до 60-х годов XIX века физические упражнения вообще не имели чёткой классификации и применялись хаотично в

Н.А. ВОРОБЬЁВ. Физическое воспитание в военно-учебных заведениях России... •

Воспитанники Пажеского корпуса играют в городки во дворе кадетского корпуса

том виде, в котором их «видели», к сожалению, неподготовленные педагоги. Со временем, с приходом шведской системы гимнастики, а также благодаря нашим ведущим педагогам и военным деятелям удалось добиться понимания и разделить упражнения на подготовительные, упражнения на снарядах, упражнения без снарядов, военно-специальные упражнения и игры. И к 1910 году с появлением сокольской системы гимнастики в военном ведомстве пришли к относительно чёткой системе упражнений, разделённых на четыре группы:первая — упражнения без снарядов (ходьба, бег, маршировка, приседания,стойки, наклоны и др.); вторая — со снарядами (булавами, кольцами, палками, флажками, гирями и др.), на снарядах (перекладине, брусьях, коне, кольцах, лестнице, шесте, бревне); третья — групповые упражнения (пирамиды, массовые выступления, игры и т.п.); четвёртая — боевые упражнения (приёмы защиты и нападения, бокс)24. Следует отметить, что с появлением сокольской системы военно-специальные упражнения отошли на второй план, а приоритетом стали упражнения на снарядах.

Помимо физических упражнений в военно-учебных заведениях в конце XIX — начале XX века применялись дополнительные средства, например естественные силы природы, к которым командование военно-учебных заведений относилось весьма серьёзно и считало их основными источниками закаливания организма. Каждый кадет, находясь в достаточно тёплом помещении, должен был ежедневно по утрам протирать тело полотенцем или губкой, смоченной в воде, при температуре от 15°до 18°С. После этого кадеты выводились на прогулку. В летнее время в зависимости от погодныхусловий необходимо было как можно чаще выводить кадет на купание25. Помимо водных процедур закаливанию организма также способствовало поддержание определённой температуры в жилых помещениях. В классах и столовых температура была 13—15°С, в спальных помещениях — 11—13°С, а в гимнастических залах, коридорах и на лестницах — не менее 10°С. Вместе с тем комнатный воздух должен был иметь определённую и по возможности постоянную степень влажности26.

Кроме того, большое значение уделялось гигиеническим условиям жизни воспитанников. Все помещения учебных заведений имели свои гигиенические нормы содержания27.

Физические упражнения применялись в ходе утренней и вечерней гимнастики, учебных занятий, а также самостоятельно в перерывах между занятиями. Утренняя гимнастика впервые была введена в 1883 году в военных училищах и первоначально заключалась в выполнении на утреннем осмотре вольных гимнастических упражнений в течение всего 10 минут. В последующем требования изменились, и утренняя гимнастика стала проводиться на улице с использованием вольных гимнастических упражнений, ходьбы, бега, подвижных игр и других упражнений, а продолжительность была увеличена до 15 минут. Определённых указаний по проведению утренней гимнастики не было28.

В ходе учебных занятий на строевое обучение отводились один—два часа в неделю; на уроки гимнастики и обучение подвижным играм — два часа, на танцы — один час в неделю, фехтование — каждому кадету два раза в неделю по 10 минут. Как видим, меньше внимания уделялось фехтованию, а также плаванию. Фехтование преподавалось только для воспитанников старших рот, причём не менее двух уроков в неделю. Плаванию предполагалось обучать воспитанников в летние месяцы, по возможности ежедневно. Кроме того, кадеты старших классов на

летних лагерных сборах проходили особый курс полевой гимнастики. В его содержание входило обучение преодолению препятствий в соответствии с «Наставлением для обучения войск гимнастике и полевая гимнастика» (1906 г.)29. В пехотных юнкерских училищах в учебном году на гимнастику отводилось 60 часов. Помимо этого отдельно планировались занятия по гимнастике при проведении летних лагерных сборов. В кавалерийских юнкерских училищах программой физических упражнений дополнительно были предусмотрены вольтижировка и владение холодным оружием; продолжительность занятий составляла 110 часов в год30. В конце учебного года, в период экзаменов, предусматривалось проведение смотра по гимнастике директором кадетских корпусов. Оценка определялась по четырём разделам обучения: строевому образованию, гимнастике, фехтованию и танцам. Из четырёх оценок выводился средний балл «за строевое и физическое образование». Он выставлялся в свидетельство о годичных успехах кадета и в его аттестационную тетрадь31.

Вечерняя гимнастика проводилась по 15—20 минут после занятий. В её содержание входили вольные упражнения и упражнения заключительной части занятия по гимнастике. В младших классах, если позволяло помещение, вечернюю гимнастику заменяли массовые игры, в программу которых обычно входили бег с препятствиями, метание копья и мяча, стрельба из лука, футбол, лапта32. К вечерней

гимнастике привлекались все кадеты за исключением освобождённых по состоянию здоровья. Она проводилась в ротном помещении под руководством дежурного офи-цера-воспитателя33.

Что касается руководителей занятий, то до 1880 года, как правило, занятия по физической подготовке проводили офицеры-воспитатели, не имевшие специальной подготовки. В некоторых случаях в помощь учителю назначались воспитанники старших классов или наиболее подготовленные помощники, носившие название «мониторов», из числа солдат, служивших при корпусе. В последующем П.Ф. Лесгафту удалось добиться организации двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офицеров при Второй Петербургской военной гимназии, которые в дальнейшем были закрыты. В 1888 году членом комиссии при Министерстве народного просвещения был назначен полковник (с 1891 г. генерал-май-ор)А.Д. Бутовский, деятельность которого была направлена на совершенствование преподавания военной гимнастики. Именно под его руководством были восстановлены педагогические курсы, готовившие преподавателей гимнастики34. Важным этапом в подготовке преподавателей физического воспитания можно считать 1894 год, когда в Санкт-Петербурге был разработан проект создания специализированной гимнастической школы. Но данный проект был отложен до 1900, а затем до 1904 года, и лишь 1 сентября 1909 года была учреждена Главная гимнастическо-фехтовальная школа, представлявшая первое государственное военно-физкультурное учебное заведение, предназначенное для подготовки специалистов высшей квалификации по гимнастике для российской армии35.

Подводя итог данному обзору, следует отметить, что до реформ 1860-х годов физическое воспитание в структуре профессиональной подготовки военно-учебных заведений России находилось на крайне низком уровне. Как правило, занятия представляли собой бессистемное выполнение упражнений. Руководители занятий сами не имели необходимой теоретической и методической подготовки. Учебно-материальная база практически отсутствовала. В дальнейшем, в ходе реформ 1863—1874 гг., а также после

1880 года преобразование системы физического воспитания было направленно на совершенствование обучения и повышение физической подготовленности военнослужащих. В тот период совершенствовались средства, методы, формы проведения занятий. Важным моментом являлось введение целенаправленного обучения преподавателей физического воспитания.

Деятельность выдающихся педагогов, учёных и представителей военного ведомства определила основные идеи и приоритетные направления развития физического воспитания, но все эти знания и навыки начали складываться воедино лишь к XX веку. Конечно, современное физическое воспитание — это процесс физического, умственного, духовного и нравственного совершенствования человека как личности, далеко ушедший вперёд от тех лет. Но именно тот период знаменателен значительным вкладом в дальнейшее развитие, можно сказать, послужил переломным моментом в научном, методическом и педагогическом направлениях физического воспитания военнослужащих в России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Походяев С.В., Асриев Ю.А. Педагогические аспекты военной реформы 1863—1874 годов // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Интернет-ресурс: https :// cyberleninka.ru.

2 Николаев А.В. Развитие физического воспитания в военно-учебных заведениях в конце XIX — начале ХХ вв. Дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. С. 22.

3 Бутовский А.Д. Телесные упражнения и внеклассные занятия в кадетских корпусах. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1898. С. 3.

4 Николаев А.В. Указ. соч. С. 39.

5 Пельменев В.К. История физической культуры: учебное пособие. Калининград: Изд. Калининградского университета, 2000. С. 53, 54.

6 Николаев А.В. Указ. соч. С. 39.

7 Извлечение из протоколов заседаний педагогических собраний 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии за 1863—1864 учебный год // Педагогический сборник. 1865. № 4. С. 141.

8 Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. С. 5, 6.

9 Шмидт К.А. Руководство гимнастики для действующих войск с особым прило -жением для стрелковых частей, учебного пехотного батальона и военных и юнкерских училищ. СПб.: Тип. Министерства путей сообщения (А. Бенке), 1873. С. 1.

10 Там же. С. 7—10.

11 Ухов В.Г. Руководство к педагогической и гигиенической гимнастике по системе шведского гимназиарха Линга. Ч. 1. СПб.: Тип. Замысловского и Бобылева, 1870. С. 7—19.

12 Комаров С.Н., Цатурова К.А., Курамшин Ю.Ф. и др. История физической культуры: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. С. 90—115.

13 Драгомиров М.И. Учебник тактики. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1879. С. 38.

14 Бутовский А.Д. Указ. соч. С. 5.

15 Он же. Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах. СПБ.: Тип. Главного управления уделов, 1899. С. 2.

16 Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 4. М.: Физическая культура и спорт, 1953. 355 с.

17 Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. С. 31—57.

18 Бутовский А.Д. Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах. С. 15.

19 Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века: очерки военно-экономического потенциала. М.: Наука, 1986. С. 77.

20 Николаев А.В. Указ. соч. С. 106.

21 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб.: издатель

B. Березовский, 1908. С. 2—12.

22 Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: учебник. М.: Советский спорт, 2013. С. 56, 57.

23 Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах.

C. 32—40.

24 Мельникова Н.Ю. Указ. соч. С. 56, 57.

25 Кудрявцев Ф.Ф. Мальтийские рыцари: [история Пажеского корпуса]. М.: Московский рабочий, 1993. С. 16.

26 Лазунов П.Ф. Августейшие кадеты и их участие в лагерных сборах военно-учебных заведений: [по материалам архива Первого Кадетского корпуса]. СПб., 1902. С. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Бернацкий В.А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений. 1863—1913 / По офиц. источникам сост.

B.А. Бернацкий. СПб.: Главное управление военно-учебных заведений, 1913. С. 8.

28 Братцев А.А. История физической культуры и физической подготовки армий: курс лекций для слушателей Краснознамённого военного института физической культуры и спорта имени В.И. Ленина. Л., 1958. С. 83.

29 Наставление для обучения войск гимнастике и полевая гимнастика. С. 3—10.

30 Общая программа и инструкция для преподавания учебных предметов в юнкерских училищах. СПб.: Государственная типография, 1882. С. 17.

31 Там же. С. 18, 19.

32 Наставление для обучения войск гимнастике. СПб.: Военная типография, 1879. С. 10.

33 Общая программа, распределение времени и наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах.

C. 41.

34 Николаев А.В. Указ. соч. С. 109.

35 Военный институт физической культуры 1909—2014 гг. / Под ред. А.А. Обвинцева. СПб., 2014. С. 20. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.