УДК 796
Н.В. Коломыц А.Н. Доев а
Nikolay Koiomyts USE OF FOLK GAMES TEREK COSSACKS IN THE Aiya Doeva PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AS A MEANS
OF PATRIOTIC AND INTERNATIONAL EDUCATION OF
Патриотизм как особое качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, привязанности человека к родной земле, культуре и лучшим традициям своего народа, является важнейшей составляющей общенациональной идеи любого государства. Неслучайно патриотическая идея всегда была и остается в центре внимания многих зарубежных и отечественных педагогов-ученых [1].
Патриотическое и интернациональное воспитание российской молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, негативно отразились на патриотических чувствах и сознании молодого поколения. Распад Советского Союза и военные события в Чечне значительно ослабили патриотическое и интернациональное воспитание молодежи, подорвали авторитет нашей армии. Все острее ощущается дефицит духовно-нравственной культуры молодежи. У значительной ее части потеря нравственных устоев приводит к проявлениям негуманных качеств личности - цинизма, нигилизма, жестокости, безразличия, неуважительного отношения к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственности и т.д.
Все эти процессы обусловлены отсутствием четко продуманной, социально ориентированной молодежной политики и целенаправленной программы по нравственному воспитанию молодежи, в том числе отсутствием должной работы по патриотическому и интернациональному воспитанию, подготовке молодежи к военной службе. Военная служба требует большого физического и нервно-эмоционального напряжения. Только правильно организованные и регулярные занятия физической культурой и спортом могут обеспечить высокий уровень развития физических и морально-волевых качеств у молодежи - будущих солдат и офицеров. На решение этой задачи должно быть нацелено физическое воспитание детей, подростков и молодежи [2].
© Коломыц Н.В., Доева А.Н., 2014
Abstract. The article considers the technology used in the process of physical training of pupils in a number of secondary schools cadet corps, Vladikavkaz, in particular, folk games Terek Cossacks. Identified methods of teaching, activating the cognitive activity of children and youth to form military-Patriotic and international education.
Keywords: physical culture, folk games, tersky cossacks, military-patriotic and international education.
Физическая культура как нельзя лучше способствует формированию духовной сферы личности, таких чувств, как взаимовыручка, патриотизм, коллективизм. Эффективными формами патриотического и интернационального воспитания учащейся молодежи являются соревнования, спартакиады по военно-прикладным видам спорта, военизированные игры. Практическая реализация новой концепции физкультурного образования, реформа физкультурных образовательных программ, реализация Законов РФ «Об образовании» и «О развитии физической культуры и спорта» должны существенно улучшить нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание детей подростков и молодежи.
В последние годы широкое распространение на занятиях по физической культуре в ряде общеобразовательных школ РСО-Алания получили народные игры терского казачества под эгидой кадетского корпуса г. Владикавказа [1]. Большое значение в воспитании детей и подростков имеют игры различной направленности:
1. Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, - это игры развлекательного характера, но неосознанно (или сознательно - учителем) направленные на развитие кисти, пальцев - на силу, цепкость, подвижность, выносливость и др. Они способствуют воспитанию воли, терпеливости, целеустремленности, настойчивости. Это всевозможные игры с палочками, с камешками и с косточками, которые нужно подкидывать и ловить в определенной последовательности с конкретной целью.
2. Игры с промысловой направленностью, несомненно, способствуют приобретению многих полезных навыков, умений и, конечно, знаний. Эти игры помогают выявить самого сильного, ловкого, смелого, сноровистого игрока. К ним относятся игры со стрельбой из лука, из ружья по движущейся и статической мишени. Большой спектр игр рыболовной и охотничьей тематики в основном направлены на развитие меткости.
3. Спортивно-прикладные игры - это коллективные игры, которые кроме развития физических качеств способствуют развитию чувства ответственности, коллективизма, а также помогают выявить скрытые возможности человека. К этим же играм можно отнести и боевые игры, которые проводятся как индивидуально, так и командным способом (игры с палками, палочные бои, фехтование на палках).
4. Игры с прыжками, которые помогают развить пространственную ориентацию, скорость реакции, а также укрепляют силу и упругость мышц ног, воспитывают смелость, волю, решительность, развивают такие физические качества, как сила, быстрота, ловкость и выносливость. Это всевозможные прыжки на дальность, точность, координацию на одной и обеих ногах,. Сюда же относятся и прыжки с помощью шеста, а также со связанными ногами и через веревочку. Национальной игрой казаков считается тройной прыжок с места на двобеихух ногах на дальность, скачки на одной ноге (обычно десятикратный прыжок).
5. Игры разнонаправленного характера, которые подчеркивают самобытность казачества. Это игры с камешками в воде (и по воде), игры на меткость и на дальность. Есть у них и игры в шашки, скачки на лошадях, ходьба на ходулях и др.
6. Силовые единоборства особо ценятся у казаков. Примечательно то, что они практически полностью сохранены и могут быть использованы в современных образовательных учреждениях. Единоборства проводятся по определенным правилам, в специальной национальной одежде с обязательным традиционным кожаным поясом. Мы перечислим только несколько из них: борьба на пальцах, борьба ногами, руками, перетягивание ремня руками и шеей, перетягивание палки или любого другого предмета. Ряд силовых единоборств направлен на то, чтобы повалить соперника на обе руки и обе ноги (колена) или положить на лопатки.
7. Национальный спорт терских казаков невозможно представить без традиционной лыжной подготовки, которая включает гонки на специальных охотничьих лыжах со стрельбой и без, скорост-
ные спуски. Разновидностью скоростного спуска является лавирование между деревьями на огромной скорости, где требуется виртуозность владения охотничьими лыжами; в конце спуска необходимо сделать разворот на 180° и остановиться.
8. Соревнования по поднятию тяжестей и камней существовали всегда и у всех народов и пользовались огромной популярностью, что мы наблюдаем и у терских казаков.
Большое внимание при проведении современного процесса физического воспитания в государственных общеобразовательных учреждениях должно быть уделено физическому и психическому закаливанию детей и подростков, которым с младенчества приходится жить в природных условиях, стимулирующих иммунную систему организма и его защитные свойства, его невосприимчивость к холоду.
Современная этническая физическая культура коренных малочисленных народностей Северного Кавказа [4], в частности казаков, поддерживается (сохраняется и развивается). Однако ее необходимо не только фольклорно и спонтанно сохранять, а более эффективно использовать в современном процессе физического воспитания молодого поколения казачества. Задача нашего времени и поколений - сохранить все то ценное, что накопило человечество во всех сферах его жизнедеятельности. Только в таком случае казаки будут чувствовать себя самодостаточными. Уникальность и самобытность традиционных средств физического воспитания будет им в этом только помогать.
Бытовавшие в народе игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована. Элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали: где и как будут играть, куда можно выручать пойманных и т.п. В процессе игры применялись своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения обычно складывались из того, что победитель первым начинал игру, получал право ведения игры, выбора партнера, назначение наказания проигравшему [5].
Положительным качеством народных подвижных игр терского казачества является то, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Это очень важно для здоровья. Именно отсутствие в таких играх строго регламентированных правил, сложной техники и тактики, характерных для спортивных игр, делает ненужной специальную подготовку. Кроме этого, положительным моментом является то, что проведение их предполагает использование для игры любой площадки, а не только строго очерченного (по размерам) поля. К участию в подвижной игре влечет всех учащихся независимо от возраста, способностей и подготовки. По этой причине подвижные игры являются подлинно массовым и общедоступным средством физического и нравственного воспитания детей и молодежи, в частности терского казачества [6].
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно так мы находим ответы на многие вопросы сегодняшнего дня. Широкое внедрение наиболее ярких и красочных элементов народных игр и спортивных состязаний терского казачества в современные обряды способствует целям духовного и физического совершенствования личности. Это исключительно важно в связи с тем, что, как правило, элементы народных игр казачества очень просты и доступны и могут повысить мотивацию в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
В связи с вышеизложенным представленная тема исследования является актуальной. В общероссийском масштабе физическое воспитание и военно-прикладная подготовка учащихся кадетских корпусов, в том числе и казачьих, производятся согласно унифицированному наставлению по физической подготовке суворовцев, нахимовцев и воспитанников военно-музыкальных училищ [3]. Учебные занятия организуются по следующим темам: 1) строевая подготовка; 2) гимнастика; 3) легкая
атлетика и ускоренное передвижение; 4) подвижные и спортивные игры; 5) преодоление препятствий; 6) прикладное плавание; 7) рукопашный бой; 8) гребля; 9) лыжная подготовка.
Вместе с этим предусматривается и использование регионального компонента в обучении детей и молодежи. В казачьих корпусах, школах и лицеях в работе зачастую применяются инновационные программы и проекты. На базе терского казачьего кадетского корпуса в 2012 году был разработан и внедрен в учебный процесс тематический план по физическому воспитанию и военно-прикладной подготовке кадет. Указанный план предусматривает следующие разделы.
I. Подготовительный и основной периоды обучения: 1) строевая подготовка; 2) гимнастика; 3) легкая атлетика; 4) спортивные (подвижные) игры; 5) преодоление препятствий; 6) рукопашный бой; 7) комплексные занятия.
II. Обучение в период пребывания в лагере: 1) преодоление препятствий; 2) рукопашный бой; 3) плавание.
Реализация тематического и развернутого планов физической подготовки кадетов осуществляется на основании существующих программно-нормативных документов.
Таким образом, физическое воспитание и профессионально-прикладная физическая подготовка подрастающего поколения казачества основывается на применении разнообразных средств и форм физической культуры, ориентированных на учебные планы общеобразовательных школ и средних военно-учебных заведений Российской Федерации, играет важную роль в нравственном и военно-патриотическом воспитании молодежи. В Республике Северная Осетия-Алания созданы все условия для эффективного анализа традиционных принципов педагогических систематизаций самобытных игровых средств в структуре учебно-воспитательной работе в общеобразовательных учебных заведениях терского казачества.
Библиографический список
1. Великая H.H. Система физического воспитания у терских казаков // Вопросы северокавказской истории. -2006.-№ 1.-С. 129-132.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М: AKADEMIA, 1999. - 250 с.
3. Заседателева Л.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI-XIX в. // КЭС. - 1984. - № 8. - 197 с.
4. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. Лебедева. - М.: Ключ, 1999. -396 с.
5. Смирнов И.В. О роли родителей и школы в физическом воспитании детей у терских казаков (вторая половина XIX - нач. XX в.) // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Первой региональной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. - Армавир-Железноводск, 2008. - 79-89 с.
6. Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л.Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. - М., 2012. - 212 с.