Научная статья на тему 'Педагогические аспекты использования народных игр терского казачества в физическом воспитании кадет'

Педагогические аспекты использования народных игр терского казачества в физическом воспитании кадет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ / ТЕРСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАДЕТ / CADETS' PHYSICAL PREPARATION / COSSACK FOLK GAMES / TEREK COSSACKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломыц Николай Владимирович, Храменкова Лиляна Романовна

В статье рассматриваются особенности использования народных игр терского казачества в физическом воспитании кадет 5-х классов. Установлено, что использование народных подвижных игр терского казачества способствовало совершенствованию показателей двигательной подготовленности у подростков кадетских классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломыц Николай Владимирович, Храменкова Лиляна Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic aspects of use of folk games of the Terek Cossacks in physical training of cadets

Features of use of folk games of the Terek Cossacks in physical training of cadets of 5th forms are considered in the article. It is established that use of folk outdoor games of the Terek Cossacks promoted perfection of indicators of improving readiness of teenagers of cadet forms.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты использования народных игр терского казачества в физическом воспитании кадет»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 796

Коломыц Николай Владимирович, Храменкова Лиляна Романовна

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ

naira-m@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАДЕТ

В статье рассматриваются особенности использования народных игр терского казачества в физическом воспитании кадет 5-х классов. Установлено, что использование народных подвижных игр терского казачества способствовало совершенствованию показателей двигательной подготовленности у подростков кадетских классов.

Ключевые слова: народные казачьи игры, терское казачество, физическая подготовка кадет.

В современной истории, теории и методике физической культуры практически отсутствуют исследования самобытных систем физического воспитания российских казачеств.

Осуществляемая в рамках казачьих образовательных учреждений физическая подготовка учащихся имеет ряд недостатков, негативно отражающихся на качестве решаемых педагогических задач. Существующее унифицированное программно-методическое обеспечение не позволяет в полной мере учитывать региональные условия, этнические, социокультурные и другие традиции казачества. Отсутствуют научно-обоснованные методики организации процесса физического воспитания и военно-прикладной подготовки казачьей молодежи. Все это может оказаться фактором, ограничивающим процесс физического совершенствования подрастающего поколения казаков.

В многообразии средств физического воспитания детей школьного возраста особое место, в виду своей универсальности, доступности и эмоциональности, занимают народные подвижные игры. Несмотря на отмечаемую многими специалистами (Л.В. Белеева, В.М. Григорьев, 2007 и др.) педагогическую ценность народных игр, они до настоящего времени не нашли должного применения в практике физической подготовки старших школьников, обучающихся в средних казачьих военно-учебных заведениях. Кроме того до настоящего времени не разработан комплексный подход к оценке подвижных игр, учи-

тывающий не только их организационно-педагогические признаки, но и параметры предъявляемых нагрузок. В связи с этим физическое воспитании детей и молодежи казачества целесообразно ориентировать на активное использование в практической деятельности элементов исторически сложившейся казачьей системы физического воспитания, что будет способствовать культивации среди занимающихся патриотических идей.

Весьма актуальной представляется проблема разработки педагогических технологий использования самобытных казачьих подвижных игр в учебном процессе образовательных учреждений терского казачества.

По мнению И.В. Смирнова, Н.Н. Великой для достижения данной цели необходимо решение целого ряда педагогических задач, к которым относятся: совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативного использования в учебных заданиях; расширение двигательного опыта учащихся посредством базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности; увеличение границ двигательной активности учащихся путем направленного воспитания основных физических качеств и развития физических способностей (быстроты и общей выносливости, координационных и скоростно-силовых способностей); обучение учащихся групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований; активизация и совершенствование основных психических процессов: мышления и др. [1; 2; 3].

178

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Коломыц Н.В., Храменкова Л.Р., 2011

Возникает необходимость поиска и обоснования инновационных форм, технологий и методик здоровьеформирования кадет. При этом, здоровье определяется как цель, объект и результат образовательного процесса, характеризующего оптимальные условия для физического, психического и духовного развития подрастающего поколения. Одной из наиболее эффективных форм, оказывающих комплексное психофизическое воздействие, является организация кадетских классов.

Обучение в кадетских классах предполагает воспитание определенного типа личности, соответствующего ценностным ориентациям конкретного социума. К числу ключевых ценностных ориентации следует отнести физическое и духовное здоровье детей, психическое благополучие, высокий уровень нравственности и интеллектуального развития, патриотизма, активности, автономии (самоуправления) личности. Данные ценностные ориентации актуализируют проблему активного здоровьеформирования учащихся кадетских классов, в первую очередь, через повышение, оптимизацию двигательной активности, ее рационального включения в учебное расписание [4; 5; 6].

Цель работы совершенствование оптимизации физического состояния детей, повышения их функциональных возможностей, удовлетворения биологической потребности в двигательной активности, нивелирование негативного влияния учебной нагрузки в кадетских классах. Предложен и реализован расширенный двигательный режим различной интенсивности с использованием народных игр терского казачества:

- увеличено до 6 раз в неделю количество занятий с двигательной активностью;

- в программу физической культуры (2 занятия в неделю) включены упражнения повышенной координационной сложности (парные упражнения, элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики и др.);

- введены дополнительные занятия (кадетский компонент) - уроки хореографии, строевой подготовки, единоборства (дзюдо);

- использованы в учебном процессе народные подвижные игры: «Горелка», «Казаки и разбойники», «Перетяжка» (рис. 1, 2, 3).

- рационализировано учебное расписание в течение дня и недели (табл. 1).

Народные подвижные игры терского казачества

1. «Горелки»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, точности, быстроты двигательной реакции в соревновательных условиях.

Инвентарь: не требуется.

Место проведения: ДЮСШ.

Содержание: Участники игры (7-21чел.) разделившись на тройки, становятся в шеренгу, взявшись за руки. Сзади (в 3-5м) стоят водящие - «го-рельщики». Между тройками играющих и «го-рельщиками» происходит диалог, с последним словом которого игроки начинают бежать вперед за линию площадки.

При этом водящий старается поймать кого-либо из бегущих. Если это удается, то «горель-щик» образует с пойманным новую тройку, а оставшийся становится «горельщиком». В противном случае «горельщик» (водящий) - прежний.

Правила: 1. Играющие начинают бег только после диалога с водящим.

2. «Горельщику» достаточно дотронутся до бегущего.

3. Игрок, «горевший» (водящий) реже других -побеждает.

4. Игра ведется установленное время.

ОМУ: Диалог:

Водящий: Горю, горю, пень!

Игроки: О ком горишь?

Водящий: О тебе, душа молодой!

Игроки: Любишь?

Водящий: Люблю!

Игроки: Купишь?

Водящий: Куплю!

Игроки: Покупай!

Для более частого вызова участников можно организовать игру в нескольких местах с меньшим числом игроков.

Игра завершается по сигналу преподавателя.

2. «Перетяжка»

Задачи: развитие силы, ловкости; формирование волевых качеств, навыков ведения единоборств.

Инвентарь: гимнастические палки.

Место проведения: ДЮСШ.

Содержание: Играющие (2-20 чел.), делятся на 2 команды.

Игроки команд, разделенных линией, проходящей по полу, стоят друг против друга. Двумя руками они держатся за биту (гимнастическую палку).

По сигналу преподавателя участники игры начинают тянуть палку с соперником на себя, стараясь перетянуть его на свою сторону.

Правила: 1. Побеждает игрок, перетянувший соперника за линию.

2. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.

ОМУ: Перетягивание начинать только по сигналу преподавателя. Игрокам каждой команды необходимо браться за палку на одинаковом расстоянии от ее середины.

бобооб

Рис. 2.

3. «Казаки и разбойники»

Задачи: воспитание силовой выносливости, освоение навыка выведения соперников из со-

стояния равновесия в условиях коллективных взаимодействий; развитие ловкости, совершенствование быстроты двигательной реакции.

Инвентарь: не требуется.

Место проведения: ДЮСШ.

Содержание: Играющие (10-20 чел.) разделяются на 2 равные команды - «казаки» и «разбойники». «разбойники» выстраиваются за боковыми линиями площадки, а «казаки» свободно размещаются в пределах поля.

По сигналу руководителя «разбойники» вбегают на площадку и стараются, используя борцовские приемы, вытеснить соперников за пределы площадки или опрокинуть их.

«Казаки» противостоят нападающим.

Через определенное время команды меняются ролями.

Правила: 1. Запрещается ударять соперников и делить болевые захваты.

2. Можно использовать захваты за одежду, борцовские обхваты и броски, исключающие нанесение травм и удушье.

3. За каждый правильно выполненный бросок или вытеснение соперника за пределы площадки игрок получает 1 очко.

4. Побеждает команда, игроки которой в сумме набрали большее количество очков.

ОМУ: Перед игрой необходимо детально ознакомить участников с правилами.

Игру следует начинать только после рукопожатия команд.

Преподаватель следит за правильностью выполнения задания и контролирует время игры.

Таблица1

Программа двигательной активности учащихся начальных кадетских классов

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

09.00-09.45 физкультура 09.00- 14.00 уроки 09.00-14.00 уроки 09.00- 09.45 физкультура 09.00-14.00 уроки 10.00- 12.00 уроки

10.00-14.00 уроки 14.15-16.45 свободное время (прогулка, подготовка к урокам) 15.00-16.00 хореогра- фия 10.00- 14.00 уроки 14.15-16.45 свободное время (прогулка, подготовка к урокам) 13.00- 14.00 строевая подготов- ка

14.15-17.00 программа дополнитель. уроков 17.0018.00 Народные игры 16.15-18.00 свободное время (подготовка к урокам) 14.1517.00 программа продленного дня 17.00-18.00 Народные игры

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

• е е

• е

е е

• е

• е е

Рис. 3.

Реализация данной программы в течение учебного года (сентябрь-июнь) определила следующие адаптационные сдвиги в организме кадет пятых классов.

В кадетских классах у школьников повысились показатели роста, веса, снизилась частота пульса в покое. Данные изменения носили в том и другом случае однонаправленный характер и практически не имели существенных различий.

По характеристикам двигательной подготовленности в течение учебного года значительно более выраженные сдвиги отмечены у школьников кадетских классов. По всем тестам, отражающим уровень развития основных двигательных способностей, улучшение результатов составило 4,8-91,7%. В обычных классах данный прирост был в пределах 1,3-75,0%, а в челночном беге 3^10 м (координационные способности) отмечено снижение (-1,9%). Последнее можно объяснить существенным уменьшением естественной двигательной активности детей в связи с регламентированным поведением в учебном процессе.

Более выраженные сдвиги в показателях двигательной подготовленности у подростков кадетских классов наблюдаются и по количеству подростков, демонстрирующих высший и средний уровень результатов по различным тестам. Необходимо отметить в данных классах и меньшие значения среднегрупповой вариативности (V) показателей данных тестов, что свидетельствует не только о большей выраженности полученных сдвигов, но и о «выравнивании» двигательной подготовленности.

Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о большей эффективности организации двигательной активности в кадетских классах с использованием народных игр в системе физического воспитания. Последнее обусловлено проявлением факторов, как естественного возрастного развития организма подростков, так и стимулируемого воздействия на основные компоненты двигательной подготовленности. Следует отметить положительные моменты «острой» адаптации школьников кадетских классов к режиму обучения и пребывания в инновационных школьных условиях. Это нашло отражение в лучшей успеваемости, меньшей заболеваемости и большей организованности подростков кадетов, по сравнению со школьниками обычных классов.

Библиографический список

1. Великая Н.Н. Система физического воспитания у терских казаков // Вопросы северокавказской истории. Вып. 1. - Армавир, 2006. - С. 153201.

2. Попко И. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. Вып. 1. - СПб., 1880. -315 с.

3. ПчелинцеваН.Д., СоловьеваЛ.Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: бытовые традиции в ХХ в. - М., 2009. - С. 81-94.

4. Ржевуский А. Терцы. - Владикавказ, 1888. -263 с.

5. Смирнов И.В. О роли родителей и школы в физическом воспитании детей у терских казаков (вторая половина XIX - нач. XX в.) // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы Первой региональной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. - Армавир; Железноводск, 2008. - С. 69-77.

6. Чеботарева В.Г. Календарный обряд и календарная обрядовая поэзия казаков Терека // Некоторые вопросы русской и вайнахской филологии. Сер. филологическая. N° 34. Вып. 17. - Грозный, 1972. - С. 47-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.