ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 796
Коломыц Николай Владимирович, Храменкова Лиляна Романовна
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ
naira-m@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КАДЕТ
В статье рассматриваются особенности использования народных игр терского казачества в физическом воспитании кадет 5-х классов. Установлено, что использование народных подвижных игр терского казачества способствовало совершенствованию показателей двигательной подготовленности у подростков кадетских классов.
Ключевые слова: народные казачьи игры, терское казачество, физическая подготовка кадет.
В современной истории, теории и методике физической культуры практически отсутствуют исследования самобытных систем физического воспитания российских казачеств.
Осуществляемая в рамках казачьих образовательных учреждений физическая подготовка учащихся имеет ряд недостатков, негативно отражающихся на качестве решаемых педагогических задач. Существующее унифицированное программно-методическое обеспечение не позволяет в полной мере учитывать региональные условия, этнические, социокультурные и другие традиции казачества. Отсутствуют научно-обоснованные методики организации процесса физического воспитания и военно-прикладной подготовки казачьей молодежи. Все это может оказаться фактором, ограничивающим процесс физического совершенствования подрастающего поколения казаков.
В многообразии средств физического воспитания детей школьного возраста особое место, в виду своей универсальности, доступности и эмоциональности, занимают народные подвижные игры. Несмотря на отмечаемую многими специалистами (Л.В. Белеева, В.М. Григорьев, 2007 и др.) педагогическую ценность народных игр, они до настоящего времени не нашли должного применения в практике физической подготовки старших школьников, обучающихся в средних казачьих военно-учебных заведениях. Кроме того до настоящего времени не разработан комплексный подход к оценке подвижных игр, учи-
тывающий не только их организационно-педагогические признаки, но и параметры предъявляемых нагрузок. В связи с этим физическое воспитании детей и молодежи казачества целесообразно ориентировать на активное использование в практической деятельности элементов исторически сложившейся казачьей системы физического воспитания, что будет способствовать культивации среди занимающихся патриотических идей.
Весьма актуальной представляется проблема разработки педагогических технологий использования самобытных казачьих подвижных игр в учебном процессе образовательных учреждений терского казачества.
По мнению И.В. Смирнова, Н.Н. Великой для достижения данной цели необходимо решение целого ряда педагогических задач, к которым относятся: совершенствование навыков базовых двигательных действий и их вариативного использования в учебных заданиях; расширение двигательного опыта учащихся посредством базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности; увеличение границ двигательной активности учащихся путем направленного воспитания основных физических качеств и развития физических способностей (быстроты и общей выносливости, координационных и скоростно-силовых способностей); обучение учащихся групповому взаимодействию, развитие его форм посредством игр и соревнований; активизация и совершенствование основных психических процессов: мышления и др. [1; 2; 3].
178
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Коломыц Н.В., Храменкова Л.Р., 2011
Возникает необходимость поиска и обоснования инновационных форм, технологий и методик здоровьеформирования кадет. При этом, здоровье определяется как цель, объект и результат образовательного процесса, характеризующего оптимальные условия для физического, психического и духовного развития подрастающего поколения. Одной из наиболее эффективных форм, оказывающих комплексное психофизическое воздействие, является организация кадетских классов.
Обучение в кадетских классах предполагает воспитание определенного типа личности, соответствующего ценностным ориентациям конкретного социума. К числу ключевых ценностных ориентации следует отнести физическое и духовное здоровье детей, психическое благополучие, высокий уровень нравственности и интеллектуального развития, патриотизма, активности, автономии (самоуправления) личности. Данные ценностные ориентации актуализируют проблему активного здоровьеформирования учащихся кадетских классов, в первую очередь, через повышение, оптимизацию двигательной активности, ее рационального включения в учебное расписание [4; 5; 6].
Цель работы совершенствование оптимизации физического состояния детей, повышения их функциональных возможностей, удовлетворения биологической потребности в двигательной активности, нивелирование негативного влияния учебной нагрузки в кадетских классах. Предложен и реализован расширенный двигательный режим различной интенсивности с использованием народных игр терского казачества:
- увеличено до 6 раз в неделю количество занятий с двигательной активностью;
- в программу физической культуры (2 занятия в неделю) включены упражнения повышенной координационной сложности (парные упражнения, элементы акробатики, спортивной и художественной гимнастики и др.);
- введены дополнительные занятия (кадетский компонент) - уроки хореографии, строевой подготовки, единоборства (дзюдо);
- использованы в учебном процессе народные подвижные игры: «Горелка», «Казаки и разбойники», «Перетяжка» (рис. 1, 2, 3).
- рационализировано учебное расписание в течение дня и недели (табл. 1).
Народные подвижные игры терского казачества
1. «Горелки»
Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, точности, быстроты двигательной реакции в соревновательных условиях.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: ДЮСШ.
Содержание: Участники игры (7-21чел.) разделившись на тройки, становятся в шеренгу, взявшись за руки. Сзади (в 3-5м) стоят водящие - «го-рельщики». Между тройками играющих и «го-рельщиками» происходит диалог, с последним словом которого игроки начинают бежать вперед за линию площадки.
При этом водящий старается поймать кого-либо из бегущих. Если это удается, то «горель-щик» образует с пойманным новую тройку, а оставшийся становится «горельщиком». В противном случае «горельщик» (водящий) - прежний.
Правила: 1. Играющие начинают бег только после диалога с водящим.
2. «Горельщику» достаточно дотронутся до бегущего.
3. Игрок, «горевший» (водящий) реже других -побеждает.
4. Игра ведется установленное время.
ОМУ: Диалог:
Водящий: Горю, горю, пень!
Игроки: О ком горишь?
Водящий: О тебе, душа молодой!
Игроки: Любишь?
Водящий: Люблю!
Игроки: Купишь?
Водящий: Куплю!
Игроки: Покупай!
Для более частого вызова участников можно организовать игру в нескольких местах с меньшим числом игроков.
Игра завершается по сигналу преподавателя.
2. «Перетяжка»
Задачи: развитие силы, ловкости; формирование волевых качеств, навыков ведения единоборств.
Инвентарь: гимнастические палки.
Место проведения: ДЮСШ.
Содержание: Играющие (2-20 чел.), делятся на 2 команды.
Игроки команд, разделенных линией, проходящей по полу, стоят друг против друга. Двумя руками они держатся за биту (гимнастическую палку).
По сигналу преподавателя участники игры начинают тянуть палку с соперником на себя, стараясь перетянуть его на свою сторону.
Правила: 1. Побеждает игрок, перетянувший соперника за линию.
2. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.
ОМУ: Перетягивание начинать только по сигналу преподавателя. Игрокам каждой команды необходимо браться за палку на одинаковом расстоянии от ее середины.
бобооб
Рис. 2.
3. «Казаки и разбойники»
Задачи: воспитание силовой выносливости, освоение навыка выведения соперников из со-
стояния равновесия в условиях коллективных взаимодействий; развитие ловкости, совершенствование быстроты двигательной реакции.
Инвентарь: не требуется.
Место проведения: ДЮСШ.
Содержание: Играющие (10-20 чел.) разделяются на 2 равные команды - «казаки» и «разбойники». «разбойники» выстраиваются за боковыми линиями площадки, а «казаки» свободно размещаются в пределах поля.
По сигналу руководителя «разбойники» вбегают на площадку и стараются, используя борцовские приемы, вытеснить соперников за пределы площадки или опрокинуть их.
«Казаки» противостоят нападающим.
Через определенное время команды меняются ролями.
Правила: 1. Запрещается ударять соперников и делить болевые захваты.
2. Можно использовать захваты за одежду, борцовские обхваты и броски, исключающие нанесение травм и удушье.
3. За каждый правильно выполненный бросок или вытеснение соперника за пределы площадки игрок получает 1 очко.
4. Побеждает команда, игроки которой в сумме набрали большее количество очков.
ОМУ: Перед игрой необходимо детально ознакомить участников с правилами.
Игру следует начинать только после рукопожатия команд.
Преподаватель следит за правильностью выполнения задания и контролирует время игры.
Таблица1
Программа двигательной активности учащихся начальных кадетских классов
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
09.00-09.45 физкультура 09.00- 14.00 уроки 09.00-14.00 уроки 09.00- 09.45 физкультура 09.00-14.00 уроки 10.00- 12.00 уроки
10.00-14.00 уроки 14.15-16.45 свободное время (прогулка, подготовка к урокам) 15.00-16.00 хореогра- фия 10.00- 14.00 уроки 14.15-16.45 свободное время (прогулка, подготовка к урокам) 13.00- 14.00 строевая подготов- ка
14.15-17.00 программа дополнитель. уроков 17.0018.00 Народные игры 16.15-18.00 свободное время (подготовка к урокам) 14.1517.00 программа продленного дня 17.00-18.00 Народные игры
180
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
• е е
• е
е е
• е
• е е
Рис. 3.
Реализация данной программы в течение учебного года (сентябрь-июнь) определила следующие адаптационные сдвиги в организме кадет пятых классов.
В кадетских классах у школьников повысились показатели роста, веса, снизилась частота пульса в покое. Данные изменения носили в том и другом случае однонаправленный характер и практически не имели существенных различий.
По характеристикам двигательной подготовленности в течение учебного года значительно более выраженные сдвиги отмечены у школьников кадетских классов. По всем тестам, отражающим уровень развития основных двигательных способностей, улучшение результатов составило 4,8-91,7%. В обычных классах данный прирост был в пределах 1,3-75,0%, а в челночном беге 3^10 м (координационные способности) отмечено снижение (-1,9%). Последнее можно объяснить существенным уменьшением естественной двигательной активности детей в связи с регламентированным поведением в учебном процессе.
Более выраженные сдвиги в показателях двигательной подготовленности у подростков кадетских классов наблюдаются и по количеству подростков, демонстрирующих высший и средний уровень результатов по различным тестам. Необходимо отметить в данных классах и меньшие значения среднегрупповой вариативности (V) показателей данных тестов, что свидетельствует не только о большей выраженности полученных сдвигов, но и о «выравнивании» двигательной подготовленности.
Таким образом, полученные материалы свидетельствуют о большей эффективности организации двигательной активности в кадетских классах с использованием народных игр в системе физического воспитания. Последнее обусловлено проявлением факторов, как естественного возрастного развития организма подростков, так и стимулируемого воздействия на основные компоненты двигательной подготовленности. Следует отметить положительные моменты «острой» адаптации школьников кадетских классов к режиму обучения и пребывания в инновационных школьных условиях. Это нашло отражение в лучшей успеваемости, меньшей заболеваемости и большей организованности подростков кадетов, по сравнению со школьниками обычных классов.
Библиографический список
1. Великая Н.Н. Система физического воспитания у терских казаков // Вопросы северокавказской истории. Вып. 1. - Армавир, 2006. - С. 153201.
2. Попко И. Терские казаки со стародавних времен. Гребенское войско. Вып. 1. - СПб., 1880. -315 с.
3. ПчелинцеваН.Д., СоловьеваЛ.Т. Традиции социализации детей и подростков у народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: бытовые традиции в ХХ в. - М., 2009. - С. 81-94.
4. Ржевуский А. Терцы. - Владикавказ, 1888. -263 с.
5. Смирнов И.В. О роли родителей и школы в физическом воспитании детей у терских казаков (вторая половина XIX - нач. XX в.) // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы Первой региональной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. - Армавир; Железноводск, 2008. - С. 69-77.
6. Чеботарева В.Г. Календарный обряд и календарная обрядовая поэзия казаков Терека // Некоторые вопросы русской и вайнахской филологии. Сер. филологическая. N° 34. Вып. 17. - Грозный, 1972. - С. 47-54.