NONSTANDARD APPROACH ON THE SELF-DEFENSETRAINING SESSIONSWITH
GIRLS FROM UNIVERSITY
N.N. Sizova, J.D. Ismagilova
The authors are disclose some special features of using methods, means of organization and holding preparatory part of self-defense training sessions with students. Presented material confirm a positive impact of proposed methodology on motivation and students interest to self-defense training sessions.
Key words: self-defense, the student, aerobics, training process, the method of preparation.
Sizova Nadezhda Nikolaevna, senior teacher, [email protected], Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy,
Ismagilova Julia Damirovna, senior research fellow of research Department, [email protected]. Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy
УДК 796.077.5; 796.011.3
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ, РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ
О.В. Соколова, М.Л. Соколова
Научными исследованиями доказано, что учет интересов студентов к физической культуре - важное условие успешного осуществления их физического воспитания. Укрепление здоровья, поддержка на высоком уровне физических и психических сил, всестороннее развитие студентов, напрямую связана с проблемой разработки технологии привлечения студентов к занятиям спортом.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, интерес.
Одной из первостепенных проблем нашей жизни выделяют проблему здоровья нации. Следовательно, физическое воспитание играет важнейшую роль в решении, а также является весомым средством формирования личности. В современной студенческой молодежи недостаточно развито мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом, что свидетельствует о необходимости поиска эффективных путей формирования познавательной активности и к предмету «Физическое воспитание». Учеными отмечаются факты несоответствия и отставания показателей физической подготовленности, физического развития и функциональных возможностей значительной части студентов с нормативными показателями рассматриваемого возраста. Ряд исследователей отмечают уменьшение физической активности студентов от первого к четвертому курсу и, как следствие, снижение уровня физической подготовленности [3, 7].Уровень физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по
ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют (до 60 % подростков страдают острыми респираторными заболеваниями!), имеют избыточную массу (до 20 %), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40 %), только 20-30 % здоровы.
Физическая культура представлена как учебная дисциплина в высших учебных заведениях. Процесс обучения студентов в вузе - это последовательное чередование в течение всего периода обучения учебных занятий, экзаменационных сессий и каникул. Физическое воспитание студентов осуществляется преимущественно в процессе регламентированных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». В другие периоды обучения (в период экзаменационных сессий и на каникулах) студенты не имеют академических занятий по физической культуре [1].
Занятия в высших учебных заведениях проводится, как правило, на первых двух курсах. Одно занятие - факультативное, одно -обязательное. В последнее время по многочисленным научным данным [3-5] наблюдается устойчивое ухудшение состояния здоровья населения и, в частности, студенческой молодежи.
В нашей стране возникло противоречие между состоянием здоровья и эффективностью физического воспитания студенческой молодежи. Следовательно, проводится достаточно много разнообразных исследований для решения этого противоречия. Например, предлагается увеличить двигательную активность студентов, усовершенствовать управленческие основы физического воспитания, учесть индивидуальные особенности молодежи, формировать здоровый образ жизни, конкретизировать учебный процесс. Поэтому следует привлечь студентов к систематическому выполнению физических упражнений. И для того, чтобы привлечь студентов к занятиям физическими упражнениями, следует повысить их интерес к этой деятельности.
В исследованиях И.Р. Бондаря и Е.О. Котова, интерес содержит в себе эмоциональный компонент, который оказывается в выборочном позитивном отношении личности к объектам окружающей действительности, а также в потребности к познанию и практической деятельности [2, 5]. Некоторыми авторами рассмотрен вопрос формирования мотивов, потребностей и отношение студентов к занятиям физическими упражнениями [4, 8].
Целью нашего исследования является изучение особенностей формирования интереса студентов к занятиям физической культурой и спортом. В эксперименте использовались такие методы исследования: анкетирование, теоретический анализ, обобщение литературных источников, методы математической статистики и педагогические наблюдения.
Результаты анкетирования свидетельствуют, что уровень интереса студентов к физической культуре и спорту высших учебных заведений
невысокий (табл.). С целью выявления мотивации к занятиям физической культурой и спортом было проведено анкетирование. Студентам предлагалось разместить в порядке возрастанию заинтересованности (проранжировать) к занятиям физической культурой и спортом (по 10-балльной шкале). Уровень интереса у молодежи к физической культуре отсутствует или даже сформировалось негативное к ней отношение.
Данные показали, что в процентном отношении были выявлены отличия между мужчинами и женщинами. Уровень интереса к физической культуре у мужчин выше, чем у женщин. Например, 20,5 % студентов-мужчин первого курса имеют высокий интерес к занятиям физической культурой и спортом, 20,4 % - выше среднего, 19,1 % - средний, 5,2 % -ниже среднего, 4,6 % - низкий. У студенток эти показатели ниже.
Уровень интереса к занятиям физической культурой и спортом, %
Уровень интереса Пол Курс обучения
1 2 3 4
Высокий Ж 20,2 16,1 13,1 11,1
М 20,5 19,1 17,3 15,5
Выше среднего Ж 19,2 18,9 16,2 17,3
М 20,4 19,1 17,6 19,2
Средний Ж 17,2 18,2 18,8 17,1
М 19,1 20,5 21,3 22,5
Ниже среднего Ж 7,7 7,6 6,8 5,6
М 5,2 5,2 6,4 7,1
Низкий Ж 5,3 7,9 5,8 6,1
М 4,6 5,8 5,7 5,4
Интерес отсутствует Ж 3,7 5,6 3,6 5,1
М 3,5 4,3 5,2 4,7
Отношение негативно Д 3,2 4,9 4,7 5,5
М 2,2 3,8 5,2 3,8
Результаты, приведенные в таблице, свидетельствуют, что с возрастом уровень интереса к физической культуре снижается, что обусловливается состоянием физического воспитания в школах, где они учились. Интенсификация учебного процесса в высших учебных заведениях, активизация самостоятельной работы, увеличение психических нагрузок остро поставили вопрос о внедрении в повседневную жизнь студентов физической культуры и спорта. Проанализировав научную литературу, сделан вывод, что формирование интересов студентов к физическим упражнениям - это мощное средство всестороннего воспитания молодежи, которое сможет укрепить их здоровье.
Список литературы
1. Авсарагов Г.Р. Физическое воспитание студентов вузов в различные периоды учебного процесса: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Набережные Челны, 2010. 23 с.
2. Бондарь 1.Р. Физическое воспитание студентов с низким уровнем физической подготовленности: автореф. дис. ...канд. наук фiз. исх. и спорта. Луцк, 2000. 19 с.
3. Горелов А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 1 (47). С. 28-33.
4. Иванова Г.Е. Валеологические основы физкультурно-оздоровительной работы среди студентов в высших технических учебных заведениях: учеб. пособие. Луцк,1999. 80 с.
5. Котов С.О. Подготовка студентов высших учебных заведений образования к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: автореф. дис. .канд. наук. физ. восп. и спорту. Харьков, 2003. 20 с.
6. Малимон А. А. Дифференцированный подход в процессе физического воспитания студентов: автореф. дис. ...канд. наук физ. исх. и спорта. Луцк, 1999. 19 с.
7. Романченко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с.
8. Щербина В. Г. Композиционные упражнения как средство управления развитием творческих способностей студентов художественно-графического факультета: учеб.-метод. пособие. Кривой Рог, 1998. 90 с.
Соколова Ольга Валентиновна, канд. физ. восп., доц., hostkvoamail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Соколова Марина Леонидовна, студентка, hostkvoamail. ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет
SELF-EMPLOYMENT, TO IMPROVE THEMOTIVATION TO SPORTS O.V. Sokolova, M.L. Sokolova
Scientific studies have shown that taking into account the interests of students in physical education is an import ant condition for the success full implementation of the ir physical training. Only then can strengthen the ir health, maintain a high level of physical and mental strength and capabilities, as well as to achieve the comprehensive development of students. Therefore, there is acute problem of developing technology to attract students in sports.
Key words: physical education, physical education, interest
Sokolova Olga Valentinovna, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, [email protected], Ukraine, Zaporozhye, Zaporozhye National University,
Sokolova Marina, student, hostkvoamail.ru, Zaporozhye, Zaporozhye National University