УДК 796.011.1
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СИСТЕМЕ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
INDEPENDENT STUDY PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF LIFE VALUES OF
THE MODERN STUDENT
Аннотация. Систематические занятия физической культурой и спортом повышают уровень физической подготовленности и здоровья студентов, помогают обрести уверенность в своих силах, что в дальнейшем положительно сказывается на их профессиональной деятельности.
Summary. Systematic physical training and sports increase the level of physical abilities and health level of students, help to gain confidence in their abilities, that in future has positive impact on their professional activities.
Ключевые слова. Физическая культура, студенты, жизненные ценности, самостоятельные занятия.
Keywords. Physical education, students, life values, self-education.
В связи с развитием современной науки и технологий спортивный образ жизни у многих юношей и девушек уходит на второй план. Часто мы слышим о высоких спортивных достижениях команд и отдельных спортсменов, но мало кто знает какой ценой достаётся им победа. Для кого-то занятия физической культурой и спортом -это смена деятельности, для кого-то возможность саморазвития, но увы не для многих со временем это становится важной частью их жизни. Именно поэтому очень важно для каждого человека начинать придерживаться правил и норм здорового образа жизни смолоду.
Жизненные ценности - это те ценности, которые организуют жизнь человека, это внутренние правила, которые каждый считает для себя обязательными. Следуя базовым установкам, люди, тем не менее, живут в соответствии с тем пониманием
Савкина Наталья Валентиновна старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орел, Россия
Savkina Natalia Valentinovna Senior Lecturer of the department «Physical culture»
Orel State University, Orel, Russia
правил, которые диктует профессиональная деятельность, круг общения и личные интересы каждого.
Здоровье - качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учёбы в Вузе совпадают со временем активного становления личности и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала человека [2, с. 120].
Досуг молодого поколения можно разделить на две категории: активное и пассивное времяпровождение. К пассивным занятиям относится: чтение книг, прослушивание музыки, просмотр фильмов и многое другое. К сожалению, огромное влияние на свободное время оказывает научно-технический прогресс. Компьютер и другие различные "гаджеты" играют доминирующую роль в жизни студента. Их он, как правило, использует в качестве развлечения. Всё это далеко не лучшим образом сказывается на его общем здоровье.
Уровень физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют (до 60 % - острыми респираторными заболеваниями), имеют избыточную массу (до 20 %), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40 %), только 20-30 % практически здоровы [4, с. 74].
Существует прямая связь между уровнем физического здоровья молодежи и общественно-экономической эффективностью, социальной гармонией, а также моральным состоянием общества. Несмотря на важность формирования здорового образа жизни, тем не менее, значительная часть современной молодежи еще не приобщилась к системе ценностей заботы о себе и своем здоровье. Поэтому продолжает оставаться актуальным вопрос о том, какой механизм необходимо задействовать для успешного формирования ценности здорового образа жизни у молодежи [3, с.155].
Многочисленными исследованиями доказано что регулярные физические нагрузки - эффективное средство профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, хронических обструктивных заболеваний лёгких, диабета. заболеваний опорно-двигательного аппарата, почек, тревожных и депрессивных и многих других патологических состояний. В настоящее время не существует более физиологичного метода стимуляции и оптимизации регуляторных систем организма человека, чем рациональная мышечная деятельность [2, с. 55].
Несмотря на существование разных организационных форм занятий физической культурой, современные юноши и девушки порой не знают какой вид спорта или какие упражнения предпочесть. Объективная оценка своего физического развития, телосложения, физической подготовленности, а также ознакомление с «возможностями» разных видов необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для дальнейшего физического совершенствования [1]. Подбирая определённый вариант, молодые люди должны объективно оценить свои возможности и сопоставить их с планируемыми целями. Необходимо пробовать разные виды физической нагрузки, пока не подберётся оптимальный вариант.
Автором данной статьи был проведен социологический опрос среди 200 студентов 1-ого курса ФГБОУ ВО «Орловский Государственный университет имени И.С. Тургенева» (ФГБОУ ВО «ОГУ»). Среди них физически активно занимаются
только во время обязательных занятий по физической культуре - 56% и 44% занимаются ещё и в свободное время.
Большая часть студентов утверждает, что занятие физической культурой для них - это стремление быть здоровым, другие что это их образ жизни. Но если это так, то студенты должны посвящать занятию спортом как можно больше свободного времени и делать это регулярно. Из количества респондентов регулярно занимаются - 47, от случая к случаю - 41, и совсем не уделяют время, не учитывая обязательных занятий, своей физической подготовке - 112 человек (рис.1)
Рис.1. Диаграмма занятий физической культурой среди студентов 1-ого курса ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»
А это значит, что физическая культура и спорт у многих студентов ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С.Тургенева» не являются необходимой жизненной ценностью. Со временем это худшим образом сказывается на их здоровье.
Занятия физической культурой и спортом - это прекрасный способ уйти от повседневной рутины, компьютера, телевизора. Большинство (около 60 %) из числа регулярно занимающихся студентов предпочитает, заниматься физкультурой в спортивных и тренажерных залах и платить за это огромные средства. Но на самом деле можно просто в свой распорядок дня включить пешие прогулки. Существенно улучшится здоровье, если гулять регулярно по несколько километров. Так же положительных результатов можно достичь и при занятиях оздоровительным бегом или ездой на велосипеде, это поможет с легкостью не только укрепить здоровье, но и преодолеть стрессовые ситуации.
Молодые люди должны уделять больше внимания самостоятельным занятиям физической культурой, которые помогут им обрести здоровье и красоту тела, бодрость духа, уверенность в себе, что в дальнейшем положительно скажется на их профессиональной деятельности. Физическая культура и спорт должны
занимать лидирующее положение среди множества жизненных ценностей молодежи.
_а
Список литературы
1. Афанасьев, В. В. Самостоятельные занятия физической культурой в НТУУ "КПИ" как форма физического совершенствования студентов/ В. В. Афанасьев, И. В. Бурлака, В. И. Шишицкая, В. К. Щербаченко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: Издательство: Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины.-№4, 2009. С.9-16 - Режим доступа: http://www.sportedu.org.ua/html/journal/2009-04/09avvspi.pdf (дата обращения 01.03.2016).
2. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. — Москва : КНОРУС, 2013. — 240 с.
3. Садовников, Е. С Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе / Е. С. Садовников, В. Н. Гуляихин, О. Е. Андрющенко // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта»,- 2014 - № 5 (111). - С.154-159. - Режим доступа: http://lesgaft-notes.spb. ru/files/5-111 -2014/p154-159. pdf (дата обращения 01.03.2016).
4. Соколова О. В. Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотивации к занятиям спортом /О. В. Соколова, М. Л. Соколова // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - Тула: Издательство: Тульский государственный университет. - №3. - 2015. - С.73-76.
_Q
References
1. Afanasiev, V. V. Independent study physical education at NTUU "KPI" as a form of physical improvement of students/ V. V. Afanasiev, I. V. Burlaka, V. I. Silicka, V. K. Shcherbachenko // Physical education of students of creative specialties. - Kharkiv: Publisher: Kharkov regional branch of National Olympic Committee of Ukraine. - № 4, 2009. - P. 9-16.
2. Vilenskiy, M. Y. Physical culture and healthy lifestyle of the student: proc.the allowance / M.Y.Vilensky, A. G. Gorshkov. - 3rd ed., erased. — Moscow : KNORUS, 2013. — 240 c.
3. Sadovnikov, E. With a Healthy lifestyle of youth: the mechanism of thinking aktivity in the system of care of the self / E. S. Sadovnikov, V. N. Gulyaikhin, O. E. Andryuschenko // Scientific-theoretical journal "scientific notes University. P. F. Lesgaft". - 2014 - № 5 (111). - P. 154-159.
4. Sokolova O. V. Physical culture and sport among students, the role of self-study, ways of improving motivation in sport / O. V. Sokolova, M. Sokolov, L. // Izvestiya of Tula state University. Physical culture. Sport. - Tula: Publishing house of Tula state University -No. 3. - 2015. - P. 73-76.