Соколова Ольга Валентиновна, канд. физ. восп., доц., ms.valeri71@mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Соколова Марина, студентка, ms.valeri71@,mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет
FORMING OF INTERESTS OF SCHOOLCHILDREN TO SWIMMING O.V. Sokolova, M. Sokolova
It is well-proven scientific researches, which taking into account of interest of children to swimming are the important condition of successful realization of their physical education. Only it is then possible to attain all-round development of students, strengthening of their health and maintenance at high functional level ofphysical and psychical forces and possibilities. Therefore sharply the problem of development of technology of bringing in of children appears to engaging in swimming.
Key words: interest, motive activity, swimming.
Sokolova Olga, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, ms.valeri71@mail.ru, Ukraine, Zaporozhye, ZaporizhzhyaNational University,
Sokolova Marina, student, ms.valeri71@mail.ru, Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhya National University
УДК 796.06
МОНИТОРИНГ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ВУЗЕ
А.В. Старостина
Физкультурно-оздоровительная деятельность имеет цель - поддержание дееспособности, повышение физической и функциональной подготовленности организма, сохранение и укрепление здоровья студентов. Нами осуществлена попытка проведения ежегодного мониторинга для принятия более эффективных решений, способов оптимизации процесса физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, физическая культура, здоровье, физическое воспитание, мониторинг, спортивно-массовая работа в вузе.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют к здоровью, двигательному потенциалу человека, особенно молодежи, повышенные требования. В свою очередь, это влечет за собой существенные изменения в отношении к физической культуре, спорту, досугу, интересам, запросам, потребностям студентов в процессе обучения [2, 3]. Это происходит как под влиянием субъективных факторов, зависящих от человека, так и объективных факторов, таких как возможные преобразования, нововведения в организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы в вузе.
Целью физического воспитания в вузе является содействие подготовке гармонично развитой личности высококвалифицированного специалиста [1]. Одним из возможных вариантов отслеживания динамики реализации данной цели может быть ежегодный мониторинг. Мониторинг - это система сбора, обработки и дальнейшей передачи информации для принятия эффективных решений, оперативного выявления воздействия различных факторов и способов необходимой оптимизации процесса. Целью ежегодного мониторинга физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе является отслеживание динамики реализации оздоровительных задач физического воспитания с помощью субъективной оценки студентов.
Направление и организационные формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведениях зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической спортивной подготовленности студентов, а также от имеющейся спортивной материально-технической базы, традиций вуза и других условий. С нашей точки зрения, неотъемлемой составляющей валеологического образования учащихся вузов является комплекс специально организованных мероприятий по сохранения и укреплению здоровья, то есть физкультурно-оздоровительная деятельность.
В связи с этим, было принято решение провести мониторинг данной деятельности, цель которого - оценить физкультурно-оздоровительную работу, состояние материально-технической базы, учитывая мнения, пожелания и предложения, касающиеся проведения учебных, тренировочных, секционных занятий, спортивных соревнований для дальнейшей оптимизации и совершенствования работы кафедры физической культуры университета.
Исследование проводилось в 3 этапа: 1) анализ теоретического материала по данной проблеме; 2) подбор и составление анкеты для студентов; 3) обработка и выявление результатов исследования. В анкетировании участвовало 150 студентов 1-4-х курсов филологического и исторического факультетов Вологодского государственного университета. Ответы на вопросы анкеты позволили нам раскрыть реальную картину, возможности и перспективные направления дальнейшей организации физкультурно-оздоровительной деятельности с помощью субъективной оценки студентов вуза.
Результаты исследования показали, что большинство (58 %) студентов позитивно оценивают организацию физкультурно-оздоровительной работы в вузе. 22 % респондентов отметили отличную организацию данной работы и 20 % студентов поставили оценку «удовлетворительно». Отрицательного отношения студентов не выявлено, равнодушных к данному виду деятельности не оказалось. Следовательно, в целом, работа физкультурно-оздоровительного сектора в вузе студентами оценена положительно (рис. 1).
Отлично ■ Хорошо Удовлетворительно
Рис. 1. Оценка физкультурно-оздоровительной работы в вузе
Спортивно-массовую работу в вузе студенты оценили следующим образом: 18 % студентов - на «отлично»; 44 % студентов - как хорошую работу; 34 % студентов - на «удовлетворительно»; лишь 4 % студентов не интересуются спортивными мероприятиями, которые проводятся в вузе (рис. 2).
Отлично "Хорошо
Удовлетворительно Безразлично
Рис. 2. Оценка спортивно-массовой работы в вузе
Необходимым условием реализации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы является состояние материально-технической базы вуза. Большинство (55 %) респондентов оценивают состояние материально-технической базы как удовлетворительное, 35 % студентов - как хорошее, лишь 6 % студентов полностью довольны и 4 % респондентов выражают отрицательное отношение к данному вопросу. В действительности, стадионы, спортивные площадки и залы университета требуют ежегодного ремонта, их оснащенность может быть решена за счет особого внимания и финансирования со стороны руководства вуза (рис. 3).
4%
6%
М 35%
55%
| Отлично 1 Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Рис. 3. Оценка состояния материально-технической базы вуза
Далее, 47 % респондентов указывают на острую необходимость проведения ремонтных работ и оснащения новым оборудованием университетского стадиона (11 % студентов), увеличения размера мужской и женской раздевалок (23 % студентов) и 15 % респондентов - наличия душевых комнат. Недовольных состоянием спортивного инвентаря лишь 3 % студентов и 1 % студентов озабочен недостаточным финансированием проводимых в вузе соревнований (рис. 4).
47%
123%
11% 15%
2% 1%
Пп ох о е с ост ояние Пп ох о е с ост ояние От сут ствие От сут ствие душевых Пл ох о е с ост ояние От сут ствие стадиона спортивных снарядов просторных комнат инвентаря финансирования
раздевалок соревнований
Рис. 4. Детальная оценка материально-тезнической базы вуза
На вопрос анкеты о роли учебных и тренировочных занятиях, а также спортивных соревнований в жизни студента предпочтение отдается учебным занятиям (50 % человек), тренировочным занятиям (27 % человек), спортивным соревнованиям (23 % человек).
Наибольший интерес у студентов в этом учебном году вызвали занятия следующими видами спорта: волейбол, футбол, баскетбол, спортивные танцы и бадминтон. Самым распространённым, доступным и любимым видом спорта студенты считают волейбол (33 % человек). Также повысился спрос к занятиям в секции спортивными танцами (30 % человек). Баскетболом хотели бы заниматься 17 % человек, футболом -12 % человек, бадминтоном - 8 % человека. Также студенты проявили
желание открытия секционных занятий по самозащите, армрестлингу, боксу, легкой и тяжелой атлетике, хоккею. Мужская часть молодежи требует разнообразить тренировочный процесс за счет введения новых видов спорта.
Решая данный вопрос, за введение новых видов спортивных секций на платной основе высказались 43 % респондентов, против платных услуг - 26 % респондентов и 31 % респондентов не интересуются этим вопросом.
Далее, анкетирование показало заинтересованность 88 % студентов в организации непрерывной секционной работы по отдельному виду спорта в течение года для всех желающих, а 12 % студентов устраивает работа спортивных секций и дополнительных занятий в зависимости от графика мероприятий Спартакиады вуза.
На вопрос анкеты «Заботятся студенты о своем здоровье?» все респонденты ответили положительно. Отмечено, что 37 % студентов регулярно посещают врача, 24 % студентов следят за правильным питанием, 44 % студентов занимаются физическими упражнениями дома самостоятельно, 28 % студентов предпочитают заниматься коллективно, посещают различные спортивные секции. Обозначены основные виды физической активности - футбол, легкая атлетика, тренажерный зал, хоккей, волейбол, бег на свежем воздухе, танцы.
Респонденты (48 %) высказали желание о проведении учебных занятий по физической культуре в плавательном бассейна, 31 % респондентов большинство не поддержали, остальные 21 % респондентов не определились во мнении по данному вопросу.
Удовлетворение от занятий физической культурой получают 58 % студентов вуза. Желание заниматься самостоятельно физическими упражнениями испытывают 37 % студентов. Понимание значимости занятий физической культурой и спортом для дальнейшей жизни составляет у 39 % студентов.
В заключительной части мониторинга среди предложений студентами выделены следующие положения об улучшении физкультурно-оздоровительной работы в вузе: не смешивать учащихся, принадлежащих к разным медицинским группам, во время учебных занятий физической культурой, выделить спортивную группу студентов; создать группы поддержки различных факультетов на спортивных соревнованиях, различных мероприятиях и рассмотреть возможность в дальнейшем проводить между ними состязания; разработать введение дополнительной системы стимулов и поощрений для наиболее активных студентов - спортсменов.
Таким образом, нами была получена полезная информация о событиях и фактах, отражающих активную реализацию направлений физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в вузе, об успешности этой реализации, а также практические рекомендации и пожелания, заслуживающие пристального внимания со стороны
педагогического коллектива кафедры физической культуры университета.
Общее полезное дело в сфере учебно-воспитательной деятельности, а также в рамках многих физкультурно-оздоровительных мероприятий вуза должно осуществляться с непосредственным участием обеих сторон, одна из которых - студенческая молодежь.
С помощью проведенного мониторинга были получены действительно важные сведения, отмечена заинтересованность учащихся, они готовы объективно оценивать, предлагать, обоснованно менять, содействовать, выражать мнения, что особенно ценно для поддержания высокого уровня организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе.
Отступая от привычных педагогических принципов, мы учим студентов самостоятельно ориентироваться в физкультурно-оздоровительных технологиях, направляем их на активный, индивидуальный поиск самостоятельных решений, развиваем нестандартное мышление, таким образом, строим эффективную систему валеологического образования, приспособленное к требованиям общества.
Список литературы
1. Примерная программа дисциплины физическая культура URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ppd/20110323164024.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
2. Распоряжение Правительства РФ от 07 августа 2009г № 1101-р. «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020г». URL: http://fizvosp.ru/assets/media/d 1/ee/1370.pdf (дата обращения: 11.09.2015).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html (дата обращения: 12.09.2015).
Старостина Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., annastart1@,mail.ru, Россия, Вологда, Вологодский государственный университет
MONITORING SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN HIGH SCHOOL
A.V. Starostina
Physical recreational activities are goal - maintaining capacity, improving physical and functional fitness of the organism, preserving and improving the health of students. We have made an attempt to conduct annual monitoring to make better decisions, ways to optimize the process of sports and recreational activities at the university.
Key words: sports and recreational activities, physical education, health, physical education, monitoring, sports and mass work at the university.
Starostina Anna Vladimirovna, candidate of pedagogic Sciences, associate professor, annastart1@,mail.ru, Russia, Vologda, Vologda State University