УДК 796.015.5
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО САМООБОРОНЕ С ДЕВУШКАМИ ВУЗОВ
Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова
Раскрываются некоторые особенности использования методов и средств организации и проведения подготовительной части учебно-тренировочного занятия по самообороне со студентками. Представленные данные подтверждают положительное влияние предлагаемой методики на мотивацию и интерес девушек к учебным занятиям по самообороне.
Ключевые слова: самооборона, студентки, аэробика, учебно-тренировочный процесс, методика подготовки.
Одной из главнейших задач высшей школы готовящих кадры для таможенных органов, является воспитание конкурентоспособной молодежи, имеющий достаточный уровень профессиональной готовности к выполнению поставленных перед ними задач [2]. Усилия таможенников направлены на решение важных государственных задач: содействие внешнеэкономической деятельности, пополнение федерального бюджета, защиты экономической безопасности страны, борьба с таможенными правонарушениями и преступлениями. Согласно требованиям, предъявляемым будущим специалистам таможенникам, в программе по физической подготовке для студентов таможенной академии предусмотрено прохождение курса «Самооборона» [3].
Учебные занятия по самообороне проводятся по общей программе как для юношей, так и для девушек, и методика подготовки не учитывает особенностей занятий с девушками. В настоящее время у студенток Владивостокского филиала Российской таможенной академии не сформирована устойчивая внутренняя мотивация в учебных занятиях по самообороне. На данный момент, у девушек академии превалируют ситуативные мотивы, основанные на получении зачета по самообороне. Очевидно, что система средств, используемых в занятиях по самообороне, не привлекает девушек, носит характер обязательных мероприятий, а не увлекательных занятий, которые обеспечивали бы не только физическое развитие, но и эмоциональное расслабление. Главной задачей филиала является подготовка высококвалифицированных специалистов в различных отраслях, ориентированных на службу в таможенных органах, и результативность данной подготовки значительно возрастет, если у студенток будет сформирована позитивная мотивация к учебным занятиям по самообороне. Для девушек данный фактор является одним из решающих, поскольку многообразие применяемых упражнений и их разнообразие являются залогом для активных занятий.
На формирование двигательных навыков и развитие физических качеств влияет не только содержательная составляющая учебного процесса, но и деятельностный компонент самих занимающихся, который зависит от эмоционального состояния индивидуума. Подготовительная часть занятия наравне с функциональными и двигательными задачами должна решать эмоциональную задачу. Решение данной задачи заключается в психологической подготовке студентов к ожидаемой работе, формировании положительных эмоций, позитивном настрое и мобилизации организма к выполнению физической нагрузки [1]. Хорошее настроение способствует не только скорейшему выполнению физической работы, но и ее более качественной реализации. В настоящее время у девушек филиала большой популярностью пользуются различные виды аэробики, которые создают превосходные предпосылки для формирования позитивного психоэмоционального фона.
Исследовав взаимосвязь субъективных показателей эмоциональной сферы студентов (самочувствие, активность и настроение) с объективными показателями практической подготовленности студенток, мы пришли к выводу, что между данными показателями существует корреляционная зависимость (рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь показателей эмоциональной сферы и практической подготовленности студенток ВФРТА
Примечание: 1 - челночный бег 3*10 м; 2 - бег на 2000 м; 3 - поднимание туловища из положения лежа на спине; 4 - стоя, наклон вперед; 5 - прыжок в длину с места; 6 - защита от удара ножом прямо; 7 - бросок через бедро; 8 - обезоруживание при угрозе пистолетом
У студенток между показателями эмоциональной сферы и практической подготовленностью прослеживалось десять весьма тесных взаимосвязей и восемь тесных. Таким образом, проанализировав взаимосвязь показателей эмоционального состояния и практической
подготовленности, мы сделали вывод, что с улучшением настроения, активности и самочувствия улучшаются показатели физической подготовленности и качественнее формируются прикладные навыки самообороны.
Наличие данных факторов предопределило выбор упражнений для использования их в образовательном процессе по самообороне.
Главным отличием экспериментальной методики являлось комплексное применение, наряду с общепринятыми средствами и методами, комплексов прикладной аэробики продолжительностью 20 минут, используемых в подготовительной части занятия. Действенность подготовительной части во многом зависит от ее взаимосоответствия с задачами конкретного занятия, этапом подготовки и характером предстоящей деятельности (Озолин Н.Г., 2002; Платонов В.Н., 2004).
Предлагаемые комплексы выполнялись методом продолжительного тренинга в течение 20 минут, преимущественно в зоне аэробного энергообеспечения в диапазоне 60-70 % от МПК при ЧСС 132-154 уд/мин.
Комплексы прикладной аэробики состояли из трех взаимосвязанных, последовательно выполняемых блоков.
В первый блок входили упражнения локального и регионального воздействий на организм студентов (дыхательные упражнения, общеразвивающие упражнения стоя, направленные на разогревание отдельных мышечных групп и на растяжение мышечно-связочного аппарата).
Основу второго блока составляли базовые элементы аэробики (шаги, приставные шаги, модифицированные шаги, повороты, подскоки, прыжки, разноамплитудные движения руками и ногами) на месте и с перемещениями, с одновременными движениями руками и ногами, связки и комбинации из элементов. Аэробный блок выполнялся в аэробно-анаэробном режиме без интервалов отдыха. При выполнении кардио-блока втягивающего и поддерживающего этапов применялся равномерный метод выполнения упражнений. В развивающем и стабилизирующем этапах использовался переменный метод, основанный на сочетании нагрузки различной интенсивности.
Третий блок был сформирован из упражнений, направленных на восстановление дыхания, и упражнений на гибкость, состоящих из упражнений немаксимальной амплитуды, выполняемых из различных исходных положений.
С целью изучения влияния комплексов прикладной аэробики на динамику мотивации девушек к обязательным учебным занятиям по разделу «Самооборона» проводился контроль над мотивационной заинтересованностью девушек экспериментальной и контрольной групп.
В результате анализа данных анкетирования выяснилось, что у испытуемых экспериментальной и контрольной групп кардинально изменился интерес к образовательному процессу по самообороне (рис. 2).
■ ЭГ до □ ЭГ после 95,4 ■ КГ до □ КГ после Л . ~ _ ~ 63,6 -
тщ * ** / * 100 9,1 27,2 1 о -та те
/V ✓
Рис. 2. Удовлетворенность учебными занятиями по самообороне студентками экспериментальной и контрольной групп
Если у девушек экспериментальной группы по окончании исследования на 72,7 % увеличилось количество студенток, которым стали нравится учебные занятия, то в контрольной группе на 31,7 % повысилось число девушек, которым учебные занятия по данному разделу не нравятся. Необходимо отметить, что в экспериментальной группе, к концу исследования, не было отмечено ни одного человека, которому не нравились бы учебные занятия по самообороне и всего лишь один человек (4,5 %) высказался, что ему не всегда нравятся занятия.
Занятия с использованием комплексов прикладной аэробики позволили придать новую смысловую окраску мотивации студенток. Исследование структуры мотивационной сферы девушек выявило, что в начале эксперимента ведущим мотивом у большинства студенток экспериментальной (86,4 %) и контрольной групп (81,8 %) была аттестация по разделу «Самооборона».
Рассматривая результаты по окончании исследования, у девушек экспериментальной группы было зафиксировано перераспределение мотивационных ориентаций (рис. 3).
Рис. 3. Структура мотивационной сферы студенток экспериментальной и контрольной групп к учебным занятиям
по разделу «Самооборона»
Примечание: 1 - укрепление и сохранение здоровья; 2 - аттестация по предмету;
3 -приобретение двигательных умений и навыков; 4 - коррекция телосложения; 5 - улучшение самочувствия и настроения; 6 - снижение умственного напряжения.
Большинство студенток экспериментальной группы стали посещать обязательные учебные занятия по самообороне с целью улучшить свое настроение и самочувствие (86,4 %), укрепить и сохранить здоровье (81,8%), снять умственное напряжение (72,7%), исправить погрешности телосложения (63,6 %) и приобрести жизненно важные двигательные умения и навыки (50,0 %). Для 95,4 % студенток контрольной группы, где большинству обучающихся учебные занятия по самообороне не нравятся, и они не получают удовольствие от происходящего действия, доминирующим мотивом по прежнему остался мотив долженствования (мотив получения аттестации по предмету).
Подводя итоги исследования мотивационной сферы девушек к учебным занятиям по самообороне, необходимо отметить сформировавшееся позитивное отношения девушек экспериментальной группы к учебным занятиям по самообороне. В процессе исследования у них на 72,7 % увеличилось количество опрошенных, которым стали нравиться учебные занятия и не зафиксировано, на данный момент, ни одной девушки, которой бы учебные занятия не нравились. В свою очередь, в контрольной группе на 31,7 % увеличилось количество девушек недовольных нынешними учебными занятиями, и зафиксировано, всего лишь, 9,1 % - тех, кому нравятся учебные занятия по разделу «Самооборона».
Наблюдаемое позитивное отношение студенток экспериментальной группы к учебным занятиям, под влиянием использования комплексов прикладной аэробики, незамедлительно отразилось на отношении девушек к самим занятиям (рис. 4)
Рис. 4. Посещаемость студентками экспериментальной и контрольной групп учебных занятий по самообороне в вузе
Если на начало педагогического эксперимента (сентябрь 2014 г.) в обеих группах был отмечен довольно низкий процент студенток, посещающих учебные занятия без пропусков (36,4 % - ЭГ и 40,9 % - КГ), то к окончанию исследования (май 2014г.) в экспериментальной группе
данный показатель увеличился на 50 %. В контрольной группе, наоборот, отмечено небольшое снижение данного критерия и зафиксировано существенное (на 22,7 %) увеличение количества девушек зачастую пропускающих учебные занятия по самообороне.
Необходимо отметить сформировавшуюся внутреннюю мотивацию у студенток экспериментальной группы к учебным занятиям по самообороне. Преимущество данной мотивации заключается в том, что она не нуждается в поощрении (в данном случае в виде аттестации по разделу), а деятельность индивидуума происходит по собственной инициативе. Студенты вовлекаются в работу ради самой деятельности, а не ради получения каких-либо внешних наград в виде получения зачета.
Как показывают результаты эксперимента, у девушек экспериментальной группы сформировались внутренние мотивы к выполняемой деятельности, которые, конечно же, благоприятствуют образованию активного интереса к учебным занятиям, во время которых занимающиеся получают удовлетворение от происходящего действия.
На успешную деятельность влияют не только знания и способности человека, но и уровень его мотивации к данному роду активности. Наиболее замотивированная личность будет прилагать большие усилия и, в итоге, будет достигать лучших успехов в своей деятельности.
Подводя итог, можно констатировать, что использование комплексов прикладной аэробики в качестве одного из средств подготовки позволило повысить уровень мотивации к учебным занятиям по разделу «Самооборона».
Список литературы
1. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.
2. Сизова Н.Н. Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2015. № 1 (119). С. 151-156.
3. Сизова Н.Н. Исмагилова Ю.И. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на занятиях по самообороне с девушками вузов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. № 6 (112). С. 173-177.
Сизова Надежда Николаевна, ст. преп., [email protected], Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Российской таможенной академии,
Исмагилова Юлия Дамировна, ст. науч. сотрудник, [email protected], Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Российской таможенной академии
NONSTANDARD APPROACH ON THE SELF-DEFENSETRAINING SESSIONSWITH
GIRLS FROM UNIVERSITY
N.N. Sizova, J.D. Ismagilova
The authors are disclose some special features of using methods, means of organization and holding preparatory part of self-defense training sessions with students. Presented material confirm a positive impact of proposed methodology on motivation and students interest to self-defense training sessions.
Key words: self-defense, the student, aerobics, training process, the method of preparation.
Sizova Nadezhda Nikolaevna, senior teacher, [email protected], Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy,
Ismagilova Julia Damirovna, senior research fellow of research Department, [email protected]. Russia, Vladivostok, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy
УДК 796.077.5; 796.011.3
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ, РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ
О.В. Соколова, М.Л. Соколова
Научными исследованиями доказано, что учет интересов студентов к физической культуре - важное условие успешного осуществления их физического воспитания. Укрепление здоровья, поддержка на высоком уровне физических и психических сил, всестороннее развитие студентов, напрямую связана с проблемой разработки технологии привлечения студентов к занятиям спортом.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, интерес.
Одной из первостепенных проблем нашей жизни выделяют проблему здоровья нации. Следовательно, физическое воспитание играет важнейшую роль в решении, а также является весомым средством формирования личности. В современной студенческой молодежи недостаточно развито мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом, что свидетельствует о необходимости поиска эффективных путей формирования познавательной активности и к предмету «Физическое воспитание». Учеными отмечаются факты несоответствия и отставания показателей физической подготовленности, физического развития и функциональных возможностей значительной части студентов с нормативными показателями рассматриваемого возраста. Ряд исследователей отмечают уменьшение физической активности студентов от первого к четвертому курсу и, как следствие, снижение уровня физической подготовленности [3, 7].Уровень физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по