2. Булате В.Г. Бреманис Э.Б. О возможности повышения физической работоспособности студентов специального медицинского отделения // Теория и практика физической культуры. 1976. № 2. С. 55-58.
3. Вавилова Н.Н. Утренняя гигиеническая гимнастика в системе физической реабилитации: метод. рекомендации. Благовещенск, 1990. С. 3-16.
Сизоненко Константин Николаевич, канд. пед. наук, доц., p-l-vi@,mail.ru, Россия, Благовещенск, Амурский государственный университет,
Черкашин Андрей Викторович, доц., [email protected], Россия, Благовещенск, Амурский государственный университет
CONSTRACTION OF PHYSICAL ACTIVITY PROGRAMS FOR STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL DEPARTMENT OF AMUR STATE UNIVERSITY
K.N. Sizonenko, A.V. Cherkashin
This article discusses aspects ofplanning for physical education in a special medical department of students with respiratory diseases. Analyzed the nature and forms of physical activity, covers the problems of creating physical activity programs for students with physical disabilities. Established and developed recommendations in the preparation of a rehabilitation program.
Key words: Physical Activity, Physical education, physical culture, physical activity objectives, forms of physical activity, program of physical activity.
Sizonenko Konstantin Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, p-l-vi@,mail.ru, Russia, Blagoveshchensk, Amur State University,
Cherkashin Andrey Viktorovich, associate professor, [email protected], Russia, Blagoveshchensk, Amur State University
УДК 796.011.3
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ШКОЛЬНИКОВ К ПЛАВАНИЮ
О.В. Соколова, М. Соколова
Научными исследованиями доказано, что интерес детей к плаванию является важным условием успешного осуществления их физического воспитания. Только в этом случае можно достичь всестороннего развития учеников, укрепления их здоровья и поддержания на высоком функциональном уровне физических и психических сил и возможностей. Поэтому остро встает проблема разработки технологии привлечения детей к занятиям плаванием.
Ключевые слова: интерес, двигательная активность, плавание.
Плавание развивается не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями детей. Поэтому
следует учитывать интерес детей к занятиям по плаванию, потому что это является важным условием успешного осуществления их физического воспитания.
Плавание содействует гармоничному физическому развитию, стимулирует деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Когда дети занимаются плаванием, они расширяют свой волевой, двигательный, эмоциональный опыт. Плавание считается одним из лучших средств закалки, формирование навыка правильной осанки.
Занятие плаванием осуществляется под воздействием определенных стимулов, побуждений, которые выступают в роли движущих сил учебной деятельности учеников. Такими побудительными силами являются потребности, интересы, убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Они образуют мотивационную сферу учебной деятельности.
Недостаточная двигательная активность негативно влияет на большинство функций подрастающего организма. И это является патогенетическим фактором к возникновению и развитию ряда заболеваний [1]. Учитель физической культуры, и тренер детско-юношеской спортивной школы, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны сочетать профессиональные интересы и потребность детей. Это, безусловно, поможет определить перспективную область применения сил, в которой наиболее полно могут раскрыться их способности.
Как было замечено выше, интерес является важным условием успешного осуществления их физического воспитания. В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).
Сущность интереса, исследователи наводят самые разнообразные его определения, в частности: интерес - это выборочная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов; выявление умственной и эмоциональной активности; активатор разнообразных чувств, активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение человека к окружающему миру [3]. По мнению И.Р. Бондаря и Е.А. Котова, интерес содержит в себе эмоциональный компонент, который оказывается в выборочном позитивном отношении личности к объектам окружающей действительности, а также в потребности к познанию и практической деятельности [2, 5]. В.С. Васильев, О.Ю. Савельев считают, что игры
укрепляют мышцы, приучают ребенка свободно ориентироваться в воде и готовят к плаванию [4].
На занятиях по плаванию с детьми обязательно нужно применять игры и развлечения на воде. Игры делают уроки плавания более эмоциональными, повышают интерес детей до повторения знакомых упражнений, помогают воспитанию смелости, самостоятельности, инициативности, развивают чувство общества, коллективизма [6].
Одним из важнейших факторов физического совершенствования детей есть развитие у них интереса к движению и двигательным действиям. Поэтому занятие плаванием вызывает у детей чувство радости и удовольствие от движений, способствует эмоциональному и двигательному раскрепощению, желаниям заниматься, то есть, учит наслаждаться движением. Чтобы школьники сознательно занимались плаванием, нужно учитывать их интересы, разработать достаточно простые, но вместе с тем эффективные индивидуальные программы, которые смогут ликвидировать негативное отношение детей к занятиям по плаванию.
Целью работы является изучение особенностей формирования интереса школьников к занятиям по плаванию.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «интерес».
2. Провести анкетирование на определение уровня заинтересованности школьников к занятиям по плаванию.
В своей работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, анкетирование, педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
С целью выявления мотивации к занятиям по плаванию было проведено анкетирование. Ученикам предлагалось разместить в порядке возрастания заинтересованность (проранжировать) к занятиям по плаванию (по 10-балльной шкале).
Анализируя полученные данные в процентном отношении, были выявлены отличия между мальчиками и девочками. Результаты показывают, что лишь 9,7-21,5 % школьников имеют высокий уровень интереса к занятиям по плаванию. Самая многочисленная группа детей имеет средний или выше среднего интерес к плаванию (таблица).
Уровень интереса к плаванию у девочек ниже, чем у мальчиков. 21,2 % мальчиков шестого класса имеют высокий интерес к плаванию, 21,1 % - выше среднего, 28,2 % - средний, 7,2 % - ниже среднего, 6,8 % -низкий. У девочек эти показатели ниже.
Результаты анкетирования школьников
Уровень интереса Пол Класс
5 6 7 8 9
Высокий Д 18,3 17,2 16,2 21,1 9,7
М 21,5 21,2 20,2 12.5 14,8
Выше среднего Д 18,2 20,9 20,2 26,3 24,1
М 22,5 21,1 24,7 23,1 22,4
Средний Д 28,1 19,2 26,8 25,1 18,2
М 30,1 28,2 32.3 30,5 26,2
Ниже среднего Д 4,2 5,4 6,2 5,7 4,3
М 6,2 7,2 6,9 6,8 7,4
Низкий Д 4,1 4,8 5,3 5,1 4,1
М 6,1 6,8 5,8 6,2 6,7
Интерес отсутствует Д 3,8 3,7 3,9 4,5 3,6
М 5,8 6,3 5,2 5,7 5,3
Отношение негативно Д 3,1 2,8 2,6 3,4 3,6
М 4,3 4,9 5,1 5,7 5,4
Проанализировав научную литературу, можно сделать вывод, что уровень интереса школьников к плаванию невысокий. В процессе учебы в школе наблюдается тенденция к снижению интереса школьников к плаванию.
Формирование интересов детей к плаванию может укрепить их здоровье и приводит к поддержанию на высоком функциональном уровне физических и психических сил и возможностей.
Список литературы
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев: Здоров'я, 1998. 248 с.
2. Бондарь И.Р. Физическое воспитание студентов с низким уровнем физической подготовленности: автореф. дис. ...канд. наук фiз. исх. и спорту. Луцк, 2000. 19 с.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание в пионерском лагере. 3-е изд., перераб. и дополн. М.: ФиС, 1989. 28 с.
4. Васильев В.С., Савельев О.Ю. Подготовительные упражнения для обучения спортивным способом плавания // Физкультура в школе. 1988. № 6. С. 43-45.
5. Котов Е.О. Подготовка студентов высших учебных заведений образования к самостоятельным занятиям физическими упражнениями: автореф. дис. .канд. наук. физ. восп. и спорту. Харьков, 2003. 20 с.
6. Современные оздоровительно-реабилитационные технологии: сб. науч. трудов. № 1. Луцк: Луцкий институт развития человека университета «Украина», 2005. 41 с.
Соколова Ольга Валентиновна, канд. физ. восп., доц., [email protected], Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет,
Соколова Марина, студентка, ms.valeri71@,mail.ru, Украина, Запорожье, Запорожский национальный университет
FORMING OF INTERESTS OF SCHOOLCHILDREN TO SWIMMING O.V. Sokolova, M. Sokolova
It is well-proven scientific researches, which taking into account of interest of children to swimming are the important condition of successful realization of their physical education. Only it is then possible to attain all-round development of students, strengthening of their health and maintenance at high functional level ofphysical and psychical forces and possibilities. Therefore sharply the problem of development of technology of bringing in of children appears to engaging in swimming.
Key words: interest, motive activity, swimming.
Sokolova Olga, candidate in Physical Education and Sport, associate professor, [email protected], Ukraine, Zaporozhye, ZaporizhzhyaNational University,
Sokolova Marina, student, [email protected], Ukraine, Zaporozhye, Zaporizhzhya National University
УДК 796.06
МОНИТОРИНГ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ВУЗЕ
А.В. Старостина
Физкультурно-оздоровительная деятельность имеет цель - поддержание дееспособности, повышение физической и функциональной подготовленности организма, сохранение и укрепление здоровья студентов. Нами осуществлена попытка проведения ежегодного мониторинга для принятия более эффективных решений, способов оптимизации процесса физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, физическая культура, здоровье, физическое воспитание, мониторинг, спортивно-массовая работа в вузе.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, предъявляют к здоровью, двигательному потенциалу человека, особенно молодежи, повышенные требования. В свою очередь, это влечет за собой существенные изменения в отношении к физической культуре, спорту, досугу, интересам, запросам, потребностям студентов в процессе обучения [2, 3]. Это происходит как под влиянием субъективных факторов, зависящих от человека, так и объективных факторов, таких как возможные преобразования, нововведения в организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы в вузе.