ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 Идрисова Р.Ф. , Крылов В.М.
1Идрисова Регина Фидусовна - студент, факультет башкирской и тюркской филологии;
2Крылов Владимир Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Аннотация: в работе рассмотрены проблемы преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Развитие студента как личности на занятиях физической культуры и процесс взаимодействия преподавателя в данной области. Ключевые слова: физическая культура, здоровье, спорт.
Введение: занятия физической культурой влияют на все стороны развития личности: развиваются не только физические, но личностные навыки, что способствует дальнейшему роста гармоничной личности.
Актуальность: в связи с нововведениями в области образования качество преподавания физической культуры в высших учебных заведениях является актуальной проблемой. Перед преподавателями вузов стоит важная проблема воспитание здорового специалиста отвечающего требованиям современного мира.
Цель: проследить факторы и условия, при которых преподавание физической культуры в вузе будет способствовать развитию всесторонне развитой личности.
Задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Обработать данные и систематизировать их.
3.Определить условия, при которых будут корректно поставлены задачи занятий физической культуры и их реализации.
Научная новизна: ранее практически не изучалась роль физической культуры в системе высшего образования.
На настоящем этапе в научных кругах актуальной стала проблема физической культуры и спорта в системе высшего образования. Модернизация высшего образования Российской Федерации обусловливает необходимость его построения на основе современных технологий и подходов обучения, воспитания, развития и оздоровления студенческой молодежи. В этой связи работа преподавателя физического воспитания в высших учебных заведениях должна быть выстроена особым образом.
Вопросом исследования физической культуры и спорта в условиях высшего образовательного пространства занимались такие отечественные исследователи, как В.А. Масляков, В.С. Матяжов, Ю.А. Ямпольская и др.
В общепринятом понимании физическая культура и спорт представляют собой составную часть общей культуры, которая представляет собой ценности, нормы, знания, необходимые для интеллектуального и физического развития способностей человека. Это область социальной деятельности, которая направлена на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности. Выполнение физических упражнений способствует совершенствованию анатомического строения, физиологических возможностей тканей и органов организма человека, его двигательной активности, социальной адаптации. Данные положения содержатся в Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации» [4].
Развитие физической культуры и массового спорта в России стимулируют законы, нормы права, положения.
Авторы В.А. Масляков и В.С. Матяжов считают, что содержание занятий физкультурой и спортом со студентами вуза «основано на знаниях и умениях применения средств физической культуры» [1, с. 12]. Оно базируется на проведении профессионально-прикладной физической и спортивной подготовки в целях приобретения коллективного и индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности. Формируя гармонически развитую личность, физическое воспитание способствует эстетическому, нравственному, умственному воспитанию студентов вузов, формированию у них здорового образа жизни [3, с. 156].
Для студентов физическая активность и спорт, снимающие стрессовые состояния, повышающие работоспособность, снижающие уровень агрессивности, являются важным условием нормального развития их тела и ума. Физическая культура выступает уникальным средством потенциала здоровья молодежи. По мнению
0.В. Масияускене и Ж.Г. Муравянникова, в системе высшего образования основополагающими задачами в области развития физической культуры и спорта среди студентов вузов признаны:
1) формирование навыков организации регулярного двигательного режима студентов;
2) развитие ведущих двигательных качеств студентов;
3) обучение студентов двигательным умениям и навыкам и их применению в сложных условиях;
4) повышение уровня образованности студентов в сфере физической культуры и спорта;
5) формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании [2, с. 31].
От успешного выполнения вышеперечисленных задач зависит качество процесса физического образования и воспитания подрастающего поколения.
В вузах «Физическая культура» представлена в качестве обязательной дисциплины и значимого компонента целостного развития личности. В целенаправленном педагогическом процессе физического образования физическая культура осуществляет свои развивающие функции. Процесс обучения в вузах организуется в зависимости от состояния здоровья студентов. Как отмечает Ю.А. Ямпольская, в рамках физического воспитания студентов вуза преподаватели физической культуры проводят комплекс воспитательных, пропагандистских, методических мер, которые способствуют обеспечению оздоровления студентов. Личность преподавателя физического воспитания, владеющего особой технологией формирования практических навыков у студентов, играет немаловажную роль в формировании здоровья российских студентов [5, с. 10].
Таким образом, физическая культура и спорт призваны сохранять и укреплять здоровье людей. Одним из показателей состояния физической культуры и спорта в обществе является степень использования физической культуры в сфере образования. Современный уровень общественного развития требует систематического повышения физической подготовленности студентов вузов. Расширение физкультурной и спортивной работы будет способствовать повышению массовости физической культуры и спорта в России.
Список литературы
1. Масляков В.А., Матяжов В.С. Массовая физическая культура в вузе. М.: Высшая
школа, 1991. 239 с.
2. Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология. Р.-н-Д.: Феникс, 2008. 249 с.
3. Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2014. № 5 (111). С. 154-159.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garantm/12157560/#friends/ (дата обращения: 01.12.2017).
5. Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал, 1998. № 1. С. 9-11.
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА Уминская М.Б.
Уминская Марина Борисовна - старший преподаватель, кафедра физической культуры, Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Нижний Новгород
Аннотация: с развитием производства, техники и новых технологий, а также освоением космоса, атмосфера не только загрязняется, но и насыщается большим количеством солнечной радиации. Поэтому для оптимизации всех функций организма, а в первую очередь, защитной, необходимо использовать такое средство - как закаливание.
Ключевые слова: постепенность, систематичность, водные процедуры, закаливание.
С развитием производства, техники и новых технологий, а также освоением космоса озоновый слой Земли разрушается, следовательно, атмосфера не только загрязняется выхлопами различных газов, но и насыщается большим количеством солнечной радиации. Все это пагубно влияет на организм человека, и как следствие, на его здоровье. Поэтому для оптимизации всех функций организма, а в первую очередь, защитной, необходимо использовать такое средство как закаливание.
Закаливание - эффективное средство оптимизации всех функций и общего укрепления человеческого организма [2].
Данный способ укрепления здоровья будет являться эффективным только в случае, если будут соблюдаться обязательные принципы закаливания:
- Постепенность (с определенной периодичностью понемногу повышать дозу того или иного элемента процедуры закаливания) [1, с. 184].
- Систематичность (для того, чтобы данная процедура имела наибольший положительный эффект, закаляться нужно постоянно, не прерываясь) [1, с. 185].
- Комплексность (совместно использовать все природные источники жизнедеятельности и оздоровления: вода, воздух и солнце) [1, с. 185].
- Учет индивидуальных особенностей каждого человека (пол, возраст и самое главное - состояние здоровья человека, как физическое, так и психологическое).
Виды закаливания организма.
Различают два основных вида закаливания: активное и пассивное [2].
Пассивное закаливание представляет собой ношение облегчённой одежды, длительное пребывание на открытом воздухе, проживание в холодной или жаркой климатических зонах. Эффективность такого пассивного закаливания все же невелика.