3. Усенков Д.Ю. Школьная доска обретает «разум»/ Д.Ю Усенков// Информатика и образование. 2005. № 12 с. 96.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ Идрисова Р.Ф.1, Крылов В.М.2
1 Идрисова Регина Фидусовна - студент, факультет башкирской и тюркской филологии;
2Крылов Владимир Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
Аннотация: в работе рассмотрены проблемы воспитания личности на уроках физической культуры, возможности реализации данного направления в образовательно-воспитательных учреждениях в рамках современного Федерального государственного образовательного учреждения, которое ставит перед собой цель - развить всесторонне развитую личность. И развитию данного направления будет успешно способствовать усердная работа педагога и школьного коллектива в целом, при этом опираясь на современные образовательные стандарты нового поколения.
Ключевые слова: образование, физическая культура, воспитание.
Введение: занятие физической культурой развивают личность всесторонне, тем самым развивая не только образовательные, но и личностные качества.
Актуальность: в связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс, перед учителями была поставлена цель не просто обучить ребенка чему-либо, но воспитать его как личность.
Цель: проследить факторы и условия при которых преподавание физической культуры будет способствовать воспитанию гормональной личности.
Задачи:
-Изучить литературу по данной теме;
-Обработать данные и систематизировать их;
-Определить условия, при которых корректно будет осуществлен воспитательный процесс на уроках физической культуры;
Научная новизна: в связи с нововведениями в образовательный процесс, роль воспитательного процесса как отдельный аспект почти не изучался.
Еще в античное время ведущие ученые-педагоги уделяли особое внимание воспитанию ребенка. Для того, чтобы понять в чем же заключается сам процесс воспитания дадим определение данному термину.
В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни [2].
Из данных определений можно понять,что в процессе воспитание должно способствовать развитию человека как личности, индивида и индивидуальности.
В данной статье я решила рассмотреть воспитательный аспект на уроках физической культуры. Для того, чтобы в полной мере раскрыть данную тему обратимся к понятию физическая культура.
Физическая культура (греч. physis, природа + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни,
социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [4].
Какую же роль играет физическая культура в развитии нравственных качеств и формировании гормональной личности?
Начнем наше исследование с более обширного понятия образование. Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Также образовательный процесс включает в себя не только формирование ЗУН, но и воспитание ребенка, формирование у него навыков и умений, которые он сможет использовать в дальнейшей жизни [1].
Также в связи с тем, что в нашем образовании появились изменения, а именно переход в ФГОС, то данный «Закон Об Образовании» гласит, что цель работника образовательного учреждения не только дать какие то определенные знания, но и формировать у них личностные, коммуникативные, регулятивные навыки, то есть в ходе образовательного процесса ребенок должен научиться общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, достигать поставленные цели, уметь слушать и слышать своего собеседника, развивать в себе моральные, правовые и духовные качества, которые будут способствовать воспитанию полезного гражданина своего общества [2].
Урок физической культуры - это та дисциплина, где ребенок может развиваться духовно и физически. Именно этот урок воспитывает в них личностные, коммуникативные, регулятивные навыки. В ходе непосредственно самого урока детям дается основы дисциплины, в ходе ролевых или командных игр дети учатся поддерживать друг - друга в каких-то трудных ситуациях, приходят к какому-то общему мнению, также учатся придерживаться определенных норм и правил [6].
Также уроки физической культуры развивают в детях психические процессы: внимание, память, мышление, речь, ощущение и восприятие, что играет немаловажную роль в развитии ребенка как личность [5].
Я могу с уверенностью сказать, что в рамках нашего университета тоже соблюдается данный аспект. На уроках физической культуры и во время спортивных мероприятиях студентам прививаются не только физические качества: быстрота, беглость, ловкость но и личностные и образовательные качества. В рамках физической культуры у нас проводятся такие соревнования как, «Кросс Наций», соревнования по волейболу, баскетболу и настольному теннису. Также студенты сдают нормы ГТО тем самым приучая себя к основам дисциплинированности еще в стенах нашего университета [6].
Таким образом, воспитание - это важнейший аспект, который педагоги должны осуществлять в ходе образовательного процесса [3]. Урок физической культуры не чуть не отличается поставленными целями, задачами и путями их решения которые ставит перед собой и перед детьми педагог в ходе урока или мероприятия. Ведь главная цель - образовательного учреждения воспитание не просто специалиста или обучающегося, а гармоничной личности, отвечающая требованиям современного мира.
Список литературы
1 Масляков В.А., Матяжов В.С. Массовая физическая культура в вузе. М.: Высшая школа, 1991. 239 с.
2 Масияускене О.В., МуравянниковаЖ.Г. Валеология. Р.-н-Д.: Феникс, 2008. 249 с.
3 Садовников Е.С., Гуляихин В.Н., Андрющенко О.Е. Здоровый образ жизни молодежи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта, 2014. № 5(111). С. 154-159.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garantru/12157560/#friends/ (дата обращения: 28.05.2018).
5 Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников // Российский педиатрический журнал, 1998. № 1. С. 9-11.
6 Национальный исследовательский Томский политехнический университет. [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Томск, 2002. Режим доступа: http://www.tpu.ru/ (дата обращения: 17.03.2011).