Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в стар0их классах общеобразовательной организации'

Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в стар0их классах общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2106
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание и обучение / духовно-нравственное развитие / иноязычное образование / personal development and education / spiritual and moral development / foreign language education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Ирина Анатольевна

Цель данной работы выявить, какое место отведено воспитанию в современных нормативных документах РФ, рассмотреть воспитательный компонент иноязычного образования в России, проанализировать воспитательный потенциал иностранного языка в старших классах средней школы. В статье также приведены примеры заданий, основной задачей которых является реализация воспитательной функции предмета «Иностранный язык», что и обусловливает практическую значимость настоящей статьи. Автором осуществлён анализ таких документов, как Закон об образовании в Российской Федерации, ФГОС среднего общего образования и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, с целью выявления задач по воспитанию подрастающего поколения в рамках образовательной системы. Особое внимание уделено воспитательно-значимым аспектам, которые следует учитывать учителю иностранного языка в старших классах средней школы. Рассматриваются также возрастные особенности данной категории учащихся. Статья адресована учителям иностранного языка и руководителям образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE SUBJECT “FOREIGN LANGUAGE” AT SENIOR GRADES OF A SECONDARY EDUCATIONAL ORGANIZATION

The purpose of this article is to analyze the role of an educative component in teaching a foreign language at senior grades of school in Russia, including the way it is reflected in the normative documents of the Russian Federation. The article includes the examples of the tasks the main purpose of which is to activate the educative and developmental function of a foreign language as a subject at senior school. This stipulates for the practical importance of the article. The author analyzed the following documents: the Law on Education in the Russian Federation, FSES of secondary education and the Strategy for the Education Development in the Russian Federation for the period up to 2025. The analysis was aimed at disclosing the tasks on upbringing the coming generation in the framework of the educational system. Special attention is given to the aspects which are significant for the process of upbringing and which should be taken into consideration by foreign language teachers in senior grades of a secondary school. The age peculiarities of senior pupils are also considered. The article is addressed to foreign language teachers and heads of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в стар0их классах общеобразовательной организации»

УДК 372.881.1

DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-26-36

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Басова И. А.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 13, Российская Федерация

Аннотация. Цель данной работы - выявить, какое место отведено воспитанию в современных нормативных документах РФ, рассмотреть воспитательный компонент иноязычного образования в России, проанализировать воспитательный потенциал иностранного языка в старших классах средней школы. В статье также приведены примеры заданий, основной задачей которых является реализация воспитательной функции предмета «Иностранный язык», что и обусловливает практическую значимость настоящей статьи. Автором осуществлён анализ таких документов, как Закон об образовании в Российской Федерации, ФГОС среднего общего образования и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, с целью выявления задач по воспитанию подрастающего поколения в рамках образовательной системы. Особое внимание уделено воспитательно-значимым аспектам, которые следует учитывать учителю иностранного языка в старших классах средней школы. Рассматриваются также возрастные особенности данной категории учащихся. Статья адресована учителям иностранного языка и руководителям образовательных организаций.

Ключевые слова: воспитание и обучение, духовно-нравственное развитие, иноязычное образование.

EDUCATIVE POTENTIAL OF THE SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE" AT SENIOR GRADES OF A SECONDARY EDUCATIONAL ORGANIZATION

I. Basova

Moscow State Lomonosov University

1, build. 13, Leninskie gory ul, Moscow 119991, Russian Federation

Abstract. The purpose of this article is to analyze the role of an educative component in teaching a foreign language at senior grades of school in Russia, including the way it is reflected in the normative documents of the Russian Federation. The article includes the examples of the tasks the main purpose of which is to activate the educative and developmental function of a foreign language as a subject at senior school. This stipulates for the practical importance of the article. The author analyzed the following documents: the Law on Education in the Russian Federation, FSES of secondary education and the Strategy for the Education Development in the Russian Federation for the period up to 2025. The analysis was aimed at disclosing the tasks on upbringing the coming generation in the framework of the educational system. Special attention

© CC BY Басова И. А., 2019.

is given to the aspects which are significant for the process of upbringing and which should be taken into consideration by foreign language teachers in senior grades of a secondary school. The age peculiarities of senior pupils are also considered. The article is addressed to foreign language teachers and heads of educational institutions.

Key words: personal development and education, spiritual and moral development, foreign language education.

Сегодня модернизация общеобразовательной школы в России направлена как на повышение качества преподавания и усвоения знаний, так и на создание всех необходимых условий для всестороннего развития личности учащихся, их самоопределения, а также для формирования их ценностных ориентиров. Это значит, что на передний план в системе российского образования выходит концепция воспитания, которая реализуется средствами различных учебных дисциплин.

Иностранный язык, являясь общеобразовательным предметом, имеет большой развивающий и воспитательный потенциал в силу ряда причин. Во-первых, он позволяет приобретать знания в разных областях и тем самым расширять кругозор и выступает инструментом осуществления социального взаимодействия обучающихся. Во-вторых, он содействует развитию памяти, критического и творческого мышления и эмоциональной сферы. В-третьих, правильно подобранные учебные материалы могут способствовать формированию мировоззрения школьников, их убеждений, нравственных и культурных ценностей. В-четвёртых, он знакомит учащихся с историей и культурой разных стран, прививает толерантность и уважение к представителям иных культур и религий.

Актуальность проблемы развития воспитательной системы Российской

Федерации и реализации воспитательного потенциала школьного образования признана на государственном уровне, что прослеживается в содержании ряда нормативных документов, которые регулируют процесс обучения, определяют приоритеты образовательной политики и устанавливают стандарты образовательных программ.

Прежде всего следует рассмотреть федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образование - это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства»1.

В документе отмечается, что педагогические работники обязаны воспитать у учеников взаимоуважение, трудолюбие, гражданственность, патриотизм, ответственность, правовую культуру, бережное отношение к природе и окружающей среде, рациональное природопользование, а также «познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современно-

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 (с изменениями 2017-2016 года) [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 13.01.2018).

го мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни»1.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (далее - Стандарт), обеспечивающем единство образовательного пространства Российской Федерации, определяется содержание учебных программ, нацеленное на формирование «российской гражданской идентичности обучающихся»2, на их воспитание, духовно-нравственное развитие и сохранение их здоровья.

В Стандарте описывается «портрет выпускника школы». Так, выпускник должен:

1) любить Отечество и родной край;

2) уважительно относиться к своему народу и его культуре;

3) знать и принимать общечеловеческие ценности, а также русские культурные и духовные ценности и традиции;

4) иметь развитое критическое и творческое мышление, осознавать важность образования, самообучения, «науки, труда и творчества для человека и общества»3;

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 (с изменениями 2017-2016 года) [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 13.01.2018).

2 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: Ы{р8://минобрнауки. рф/документы/2365 (дата обращения: 29.03.2018).

3 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL: Ы1:р8://миноб-рнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 29.03.2018).

5) быть активным гражданином и членом российского общества, соблюдающим законы Российской Федерации;

6) уважать окружающих людей и их мнение, а также стремиться к достижению взаимопонимания;

7) вести здоровый и безопасный образ жизни и бережно относиться к окружающей среде;

8) быть готовым к осознанному выбору будущей профессии и ориентированным на дальнейшее саморазвитие в течение всей своей жизни.

Однако в Стандарте не обозначены инструменты измерения уровня воспитанности школьников, отсутствуют чёткие критерии того, как необходимо оценивать личностные результаты; в рамках итогового тестирования предусмотрена лишь проверка приобретённых знаний, навыков и умений и не учитываются результаты воспитательной деятельности; обозначенные национальные ценности являются крайне многозначными и сложными в содержательном смысле [5].

В связи с этим представляется необходимым дальнейшее усовершенствование как учебных, так и воспитательных программ, чтобы они были больше ориентированы на практику и учитывали особенности образовательной организации, педагогического состава и самих обучающихся [3; 12].

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (далее - Стратегия) отмечается, что главной задачей в сфере воспитания является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной

реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины»1.

Согласно Стратегии, планируется обновить содержание воспитания, внедрить методы, которые помогут реализовать воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов, в полной мере использовать потенциал различных учебных дисциплин, разрабатывать и внедрять программы воспитания в образовательных организациях, развивать вариативность систем воспитания, направленных на развитие личности обучающихся в зависимости от их потребностей, индивидуальных способностей, возможностей и интересов, совершенствовать условия для выявления и развития одарённых детей и т. д.

Сегодня исследователями и педагогами отмечается, что иноязычное образование в России должно не только формировать у учащихся языковую и коммуникативную компетенции, но и способствовать их развитию, формированию ценностных ориентиров, а также помогать им усваивать модели поведения, необходимые для полноценной и счастливой жизни в современном социуме. Другими словами, в рамках иноязычного образования должна произойти переориентация на личность обучающегося, её внутренний потенциал, индивидуальный опыт и особенности развития, в том числе

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok. html (дата обращения: 03.02.2018)

её волевой и эмоциональной сфер [9].

Согласно Е. И. Пассову, иноязычное образование должно включать 4 аспекта:

1) познавательный аспект, или культурологическое содержание (изучение иностранной культуры; формирование умения понимать и принимать менталитет представителей других культур для обеспечения взаимопонимания и профилактики национализма и ксенофобии; усвоение ценностных нормативов народов, говорящих на изучаемом языке; формирование патриотизма и интернационализма посредством сравнения родной культуры с иностранной);

2) развивающий аспект, или психологическое содержание (развитие индивидуальности учащихся, т. е. формирование их картины мира, ценностных ориентиров и умения действовать и принимать решения самостоятельно; развитие различных способностей, в том числе, к эмоционально-оценочной и познавательной деятельности);

3) воспитательный аспект, или педагогическое содержание (формирование у детей: а) общенациональных и общечеловеческих ценностей; б) осознания собственного достоинства; ценности жизни и сопричастности к мировой культуре; в) правового сознания; г) уважительного отношения к другим людям; д) способности взаимодействовать и достигать согласия, даже если есть различия в мировоззрении и понимании ситуации);

4) учебный аспект, или социальное содержание (овладение основными видами речевой деятельности и умением общаться) [10].

М. В. Ветчинова, в свою очередь, считает, что иноязычное образова-

ние - это процесс обучения, развития и воспитания детей путём изучения иностранного языка и иностранной культуры. Это способствует культурному обогащению обучаемых, учит их взаимодействию с соотечественниками и иностранцами и позволяет им в дальнейшем осуществлять самообразование, используя иностранный язык для получения знаний в разных областях [2].

Обучение, развитие и воспитание в рамках иноязычного образования, в свою очередь, возможны благодаря тому, что язык, как родной, так и иностранный, является средством мышления, которое позволяет обучающемуся выстраивать и дополнять свою картину мира, средством развития, так как его использование предполагает решение различных задач, в том числе учебных и повседневных, и средством воспитания культурности, образованности и толерантности.

Развитие и воспитание средствами иностранного языка осуществляются лишь при условии, что педагог не ограничивает своей деятельности, ориентируясь только на уровень владения языком и набор навыков и умений учащихся, т. е. на обучающий аспект, но учитывает «становление смысловой и психической сфер школьника, становление личностной культуры в её разнообразных аспектах» [1, с. 166].

Итак, обучающая, воспитательная и развивающая цели должны быть равнозначными в процессе преподавания иностранного языка, поскольку обучить языку невозможно без достижения воспитательной и развивающей целей. Это значит, что для формирования определённых практических умений и навыков важно прежде развить

у обучаемых способность самостоятельно мыслить, сформировать у них необходимые знания и отношение к действительности.

Таким образом, учителю необходимо знать и умело использовать не только определённые методы и приёмы обучения, но и различные инструменты, содействующие воспитанию и развитию детей, и принимать во внимание ряд воспитательно-значимых аспектов:

• содержательный аспект (содержание речевой деятельности на уроках): школьник получает знания и сведения на занятиях, сопоставляет их и вырабатывает своё отношение к ним и собственные убеждения;

• предметный аспект (лингвистический материал, представленный на уроках в виде упражнений): данный аспект позволяет школьнику сформировать положительное отношение к иностранному языку как к средству общения и источнику получения необходимой информации; помимо этого, знание закономерностей функционирования изучаемого языка содействует формированию речевой культуры обучаемого;

• трудовой аспект (участие в учебном труде): в процессе обучения школьники запоминают определённый материал, развивают умения и навыки, решают конкретные задачи, преодолевают встретившиеся трудности, что способствует формированию нравственных качеств и готовности к труду;

• социальный аспект: находясь в определённом социальном окружении в процессе изучения иностранного языка, обучаемые усваивают взгляды, убеждения и этические нормы (кото-

рые выступают в качестве общественных норм);

• методический аспект (средства обучения и методические приёмы, используемые на уроках, а также формы организации процесса обучения): разные формы работы и приёмы формируют разные аспекты и качества: одни содействуют развитию лидерства и индивидуализма, а другие учат сотрудничеству и взаимопомощи;

• контролирующий аспект: контроль - это важная часть процесса обучения, так как он позволяет учителю получить информацию, необходимую для дальнейшей работы и корректировки своего курса, а также позволяет сформировать у обучаемых критическое отношение к себе и другим;

• коммуникативный аспект: ученики наблюдают за способами общения участников процесса обучения, тем самым усваивая культурно-этические нормы поведения и развивая навыки межличностного общения;

• психолого-эмоциональный аспект: в процессе обучения немаловажную роль играют эмоции, сопровождающие любую деятельность, и психологический климат на уроках; в связи с этим учитель должен быть положительно настроен, чтобы сформировать положительное отношение к своему предмету, и должен стремиться достигать взаимопонимание с учениками.

Кроме того, для реализации воспитывающей функции обучения иностранному языку необходимо учитывать возрастные особенности обучаемых. Так, согласно Е. В. Борзовой, именно в 10-м и 11-м классах создаётся основа для «интенсивного становления личности» [1, с. 167], потому что:

1) старшеклассники накопили достаточно много опыта за предыдущие годы обучения в школе;

2) у подростков в старших классах расширяются как круг общения, так и сферы деятельности;

3) у них формируется готовность размышлять над сложными жизненными вопросами и принимать серьёзные решения;

4) в этот период происходит становление их самосознания, формируется умение контролировать эмоции и желания, самооценка и стремление к самоопределению, в то же самое время растёт роль сверстников в процессе самоутверждения.

Важно также учитывать, что на уроках иностранного языка у школьников:

• развиваются иноязычные речевые механизмы, что содействует совершенствованию артикуляции и оперативной памяти;

• формируется филологическое мышление посредством изучения различных языковых явлений и закономерностей;

• расширяются фоновые знания и развивается умение отбирать необходимый материал и ориентироваться в большом потоке информации;

• совершенствуется познавательная функция психики за счёт использования различных техник запоминания, развития абстрактного и логического мышления и воображения;

• развивается культура умственного труда;

• совершенствуются навыки межличностного общения, так как обучаемые учатся слушать друг друга, выражать отношение к какой-либо теме и аргументировать свою точку зрения;

• формируются представления о

материальных, социальных, политических, нравственно-этических и культурных ценностях родной страны и стран изучаемого языка и т. д. [4].

Итак, можно сделать вывод, что при учёте воспитательно-значимых аспектов, возрастных особенностей обучаемых, специфики предмета «Иностранный язык» и при использовании разнообразных инструментов учитель средствами иностранного языка может сформировать у школьников не только коммуникативную компетенцию, но и новые виды общения, мышления, активную социальную позицию, а также ряд личностных качеств и компетенций, таких как способность работать в команде, планирование своей деятельности для достижения требуемого результата, лидерство и др.

В процессе обучения иностранному языку учитель также может оказать влияние на формирование материальных, духовных, жизненных, профессиональных ценностей учащихся посредством: 1) правильной постановки целей обучения (первостепенной целью в данном случае должно быть становление вторичной языковой личности); 2) отбора содержания учебных материалов (они должны быть информативными, опираться на знания и опыт учащихся и вызывать определённые эмоциональные переживания); 3) использования как индивидуального, так и дифференцированного подходов и т. д.

Помимо этого, учитель иностранного языка может использовать потенциал своего предмета для:

• формирования социокультурной компетенции [11];

• осуществления профориента-ционной работы [8] и педагогической

поддержки личностного саморазвития детей [7];

• формирования творческих способностей на основе полученных теоретических знаний, в том числе посредством поиска нестандартных путей решения предложенных задач [6].

Представленные ниже задания в рамках темы «Учимся новому» направлены на реализацию воспитывающей функции предмета «Иностранный язык». Целевая аудитория - старшеклассники, изучающие английский язык на базовом уровне, уровень владения иностранным языком по Общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR): B1+/B2.

Задание 1. Игра «Что бы ты предпочёл?» На экране будут появляться две опции, Ваша задача - решить, что бы Вы предпочли. Будьте готовы объяснить своё решение.

Примеры вопросов, которые могут быть использованы в игре:

1. Would you rather be fluent in all languages and never be able to travel or be able to travel anywhere but never be able to learn a word of a different language? (Вы бы предпочли знать много языков и не иметь возможности путешествовать или не знать ни одного иностранного языка, но иметь возможность путешествовать по миру?)

2. Would you rather be unable to experience sadness or be unable to experience anger? (Вы бы предпочли: никогда не испытывать грусть или злость?)

3. Would you rather move to a new city or town every week or never be able to leave the city or town you were born in? (Вы бы предпочли переезжать в новый город каждую неделю или никогда не уезжать из своего родного города?)

Данная игра содействует достижению, во-первых, метапредметных результатов, так как она формирует умение обучаемых самостоятельно принимать решения и правильно использовать разнообразные языковые средства для того, чтобы ясно и логично выражать свою точку зрения. Во-вторых, достигаются предметные результаты, поскольку анализируемое задание позволяет сформировать коммуникативную иноязычную компетенцию учеников, а именно умение излагать мысли на иностранном языке в устной форме.

Воспитательный же потенциал игры реализуется посредством того, что школьникам предлагается в течение 5-7 секунд сделать выбор в пользу той или иной опции. Важно заметить, что опций всего две, и ученики должны быстро выбрать одну из них и пояснить свой выбор, даже если на самом деле ни одна из опций их не устраивает. Так они учатся самостоятельно принимать непростые решения в короткий промежуток времени и в условиях отсутствия возможности сделать максимально благоприятный выбор, отвечающий их потребностям и интересам.

Задание 2. Дискуссия. Объединитесь в группы по 4 человека, выберите одну из предложенных цитат и прокомментируйте её, опираясь на свой собственный жизненный опыт и используя лексику урока. У Вас есть 5-6 минут на обсуждение выбранного Вами высказывания, затем один представитель от группы расскажет всему классу, к какому выводу Вы пришли.

Список возможных цитат:

• Change is the end result of all true learning. (Leo Buscaglia) Изменения -

конечный результат любого обучения.

• Being ignorant is not so much a shame, as being unwilling to learn. (Benjamin Franklin). Не знать - не стыдно, стыдно не хотеть узнать.

• Habits are tools. ^ey can either propel you toward success or drag you down (Silvica Rosca) Привычки либо ведут вас к успеху, либо тянут назад.

Предложенное задание нацелено на достижение личностных результатов, а именно на формирование у старшеклассников положительного отношения к постоянному саморазвитию, самовоспитанию и непрерывному образованию и на развитие их способности вести диалог со своими сверстниками и достигать взаимопонимания. Метапредметные результаты, в свою очередь, достигаются посредством совершенствования у учеников умения продуктивно общаться, учитывать позиции других участников обсуждения и точно и логично излагать свою точку зрения. Что касается предметных результатов, это задание содействует формированию коммуникативной иноязычной компетенции, а именно умения участвовать в дискуссии, высказывая свою точку зрения и аргументируя её, задавая вопросы для вовлечения других участников общения и реагируя на их реплики, при этом используя адекватные языковые средства и разнообразные средства связности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательный потенциал задания реализуется за счёт того, что в процессе обсуждения школьники формируют свои мнения и узнают мнения сверстников относительно таких вопросов, как роль привычек в жизни человека и важность непрерывного образования. Кроме того, они учатся

слушать своих собеседников и в результате дискуссии приходить к общему выводу.

Задание 3. Подумайте о том, какие привычки Вы бы хотели выработать или искоренить, выберите одну из них и попытайтесь в течение 30 дней осуществить задуманное. Через месяц будьте готовы написать эссе, включив в него свои рассуждения о пережитом опыте и использовав изученную лексику (количество слов: 250-300).

Представленное задание содействует достижению личностных результатов, так как формирует у старшеклассников ценности здорового, активного и безопасного образа жизни и способствует их саморазвитию. Метапред-метные результаты достигаются посредством формирования у учеников умения определять цели, планировать, корректировать свою деятельность и находить пути достижения поставленных целей, а также путём совершенствования навыка саморефлексии. Предметные результаты, в свою очередь, достигаются за счёт того, что

у обучаемых формируется коммуникативная иноязычная компетенция, а именно умение писать эссе с соблюдением правил и норм английского языка, использованием различных средств связности и разнообразной лексики.

Воспитательный потенциал рассматриваемого задания реализуется посредством того, что старшеклассники учатся ставить достижимые цели и добиваться желаемого результата. Кроме того, это задание побуждает учеников научиться чему-то новому, выработать новую привычку или избавиться от старой, а также анализировать свои действия с точки зрения их эффективности и результативности.

Таким образом, представленные задания содействуют формированию коммуникативной компетенции, достижению личностных, метапред-метных и предметных результатов, установленных ФГОС, и реализации воспитывающей функции обучения иностранному языку.

Статья поступила в редакцию 12.11.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. Борзова Е. В. Общая характеристика иноязычного личностно ориентированного образования на старшем этапе средней школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 50. С. 163-169.

2. Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: смена парадигм. Курск, 2009. 328 с.

3. Вяземский Е. Е., Синельников И. Ю. Основы проектирования воспитательного потенциала школьного социально-гуманитарного образования // Проблемы современного образования. 2014. № 5. С. 49-65.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. 8-е изд., испр. и доп. М., 2015. 363 с.

5. Гейхман Л. К., Клейман Э. И., Кушнина Л. В., Теплоухова Л. А. Воспитательный и развивающий потенциал современного иноязычного образования // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2011. № 24 (241). С. 55-63.

6. Коблева С. Я. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в процессе обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 209 с.

7. Колонтаевская Т. В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2002. 202 с.

8. Кустова С. В. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 197 с.

9. Нечаев М. П. Методологические подходы к разрешению проблемы создания и развития воспитательной среды общеобразовательной организации // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. 2016. Т. 15. № 3. С. 9-23.

10. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования: концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 10-11 кл.: учебник. М., 2000. 172 с.

11. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 528 с.

12. Синельников И. Ю. Индивидуализация непрерывного образования учителей в целях обеспечения нового качества воспитательной деятельности школы // Непрерывное образование педагогов в современных условиях: опыт и перспективы: сб. материалов Международной научно-практической конференции, 22-23 апреля 2014 г. М., 2014. C. 191-195.

REFERENCES

1. Borzova E. V. [General characteristics of foreign language student-oriented education at the senior secondary school]. In: Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of Russian State Pedagogical University n.a. A. I. Herzen], 2008, no. 50, pp. 163-169.

2. Vetchinova M. N. Teoriya i praktika inoyazychnogo obrazovaniya v otechestvennoi peda-gogike vtoroi poloviny XIX - nachala XX veka: smena paradigm [Theory and practice of foreign language education in domestic pedagogics of second half of XIX - early XX century: a paradigm shift]. Kursk, 2009. 328 p.

3. Vyazemskiy E. E., Sinel'nikov I. Yu. [The basics of designing educational potential of the school of socio-humanitarian education]. In: Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2014, no. 5, pp. 49-65.

4. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: lingvodidaktika i me-todika [Theory of teaching a foreign language: didactics and methodology]. Moscow, 2015. 363 p.

5. Geikhman L. K., Kleiman E. I., Kushnina L. V., Teplouhov L. A. [Educational and developmental potential of modern foreign language education]. In: Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical science], 2011, no. 24 (241), pp. 55-63.

6. Kobleva S. Ya. Formirovanie tsennostnykh orientatsii starsheklassnikov vprotsesse obucheniya inostrannomu yazyku: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of value orientations of senior pupils in the process of learning a foreign language: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Maykop, 2006. 209 p.

7. Kolontaevskaya T. V. Pedagogicheskaya podderzhka lichnostnogo samorazvitiya studentov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support of personality self-development of students in the process of learning a foreign language: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Khabarovsk, 2002. 202 p.

8. Kustova S. V. Aktivizatsiya professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov sredstvami inostrannogo yazyka: dis. ... kand. ped. nauk [Activation of professional self-determination

of senior pupils by means of a foreign language: PhD thesis in Pedagogic sciences]. Barnaul, 2004. 197 p.

9. Nechaev M. P. [Methodological approaches to solving the problem of creating and developing the educational environment of educational organizations]. In: Gaudeamus: psikhologo-pedagogicheskii zhurnal [Gaudeamus: Psychological-pedagogical journal], 2016, vol. 15, no. 3, pp. 9-23.

10. Passov E. I. Programma-kontseptsiya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya: Kont-septsiya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur. 10-11 kl. [The program-concept of communicative foreign language education: the Concept of development of personality in the dialogue of cultures. 10-11 CL]. Moscow, 2000. 172 p.

11. Safonova V. V. Sotsiokul'turnyipodkhod k obucheniyu inostrannomuyazyku kak spetsial'nosti: dis. ... dokt. ped. nauk [A sociocultural approach to teaching a foreign language as a profession: D. thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 1992. 528 p.

12. Sinel'nikov I. Yu. [Individualization of continuous education of teachers in order to provide a new quality of the school educational activities]. In: Nepreryvnoe obrazovaniepedagogov v sovremennykh usloviyakh: opyt i perspektivy: sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (22-23 aprelya 2014g.) [Continuing education of teachers in modern conditions: experience and prospects: collection of materials of international scientific-practical conference, April 22-23, 2014]. Moscow, 2014, pp. 191-195.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Басова Ирина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Irina А. Basova - PhD in teaching, associate professor at the department of teaching theory at the faculty of foreign languages and area studies of Moscow State Lomonosov university; e-mail: [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Басова И. А. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» в старших классах общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 26-36. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-26-36

FOR CITATION

Basova I. А. Educative Potential of the Subject "Foreign Language" at Senior Grades of a Secondary Educational Organization. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 1, рр. 26-36. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-26-36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.