подобного рода заданиями справились с меньшими трудностями, объяснив это возросшим интересом к изучению предмета.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что в настоящее время является невозможным изучение иностранного языка в отрыве от информационных технологий, поскольку в XXI в. люди не представляют себе жизни без современных источников информации и прочих удобств, которые значительно расширяют как общечеловеческие, так и образовательные возможности. Обучая лексическому аспекту иноязычной речи на уроках английского языка, мы должны помнить о значимости использования информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют превратить обычный урок в захватывающий, и в то же время не забывать и не отрицать проверенные временем методики и техники классического типа, роль и актуальность которых многократно апробирована в течение долгих лет и, следовательно, подтверждает свою состоятельность и по сей день.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике: Исправление школьного конвейера. М.: Ин-т обще-гуманитар. исследований, 2001. 320 с.
2. Цветкова Л. А. Использование компьютера при
обучении лексике в начальной школе: [На примере английского языка] // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 43-47.
3. Емельянова С. А. Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка на начальном этапе // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 684-686.
REFERENCES
1. Grinder M., Lloyd L. NLP v pedagogike: Ispravle-nie shkolnogo konveyera (Neuro-linguistic programming in pedagogics: correction of school conveyer). Moscow: In-t obshchegumanitar. issledo-vaniy, 2001. 320 p.
2. Tsvetkova L. A. Use of computer at teaching lexis at primary school (on the example of the English language) [Ispolzovanie kompyutera pri obuchenii leksike v nachalnoy shkole (na primere angliysko-go yazyka)]. Inostrannye yazyki v shkole (Foreign languages at school), 2002, no. 2, pp. 43-47.
3. Emelyanova S. A. Multimedia programs at teaching lexis of the English language at the initial stage [Multimediaprogrammy v obuchenii lek-sike angliyskogo yazyka na nachalnom etape]. Molodoy uchenyy (Young researcher), 2013, no. 5, pp. 684-686.
УДК 372.881.1 ББК 74.268.19
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
IMPLEMENTING THE UPBRINGING ASPECT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT UPPER SECONDARY SCHOOL USING INFORMATION TECHNOLOGIES
О.С.Зацепина
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в старших классах средней школы. В статье представлена технология реализации принципов воспитательного аспекта в процессе преподавания иностранного языка на примере создания сетевого дневника.
O. S. Zatsepina
The article deals with using information technologies in the process of implementing the upbringing aspect of foreign language education at upper secondary school. The author describes the technology of implementing the principles of the upbringing aspect in the process of teaching foreign languages with the help of weblog.
Ключевые слова: воспитательный аспект иноязычного образования, ценности, технология работы с сетевым дневником.
Keywords: upbringing aspect of foreign languages education, values, weblog technology.
Информатизация современного образования предполагает такие изменения в педагогической теории и практике, которые позволяют не только улучшить его качество, но и помочь школьникам стать полноценными членами современного общества. Многие обучающиеся, особенно старшеклассники, сегодня мастерски владеют информационными и телекоммуникационными технологиями, однако, к сожалению, чаще всего они преследуют отнюдь не образовательные цели. Исследователи отмечают огромное отрицательное влияние компьютерных технологий на подрастающее поколение, во многих случаях сопровождающееся деформацией личности [1, с. 4]. Учитывая данный факт, педагоги должны решить весьма нелегкую задачу - не только организовать учебный процесс в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к современной системе образования, но и при помощи информационных и телекоммуникационных технологий, которые многие школьники используют сегодня как средство развлечения, реализовать воспитательный потенциал. Перед современным учителем стоит важнейшая задача - воспитание гуманной, высокоморальной личности с устойчивой гражданской позицией, сохраняющей свою национальную идентичность, уважающей другие культуры, ориентирующейся на общечеловеческие ценности. В условиях развития современного информационного общества, руководствующегося потребительскими интересами и прагматизмом, от современного учителя требуется сформировать целостную личность подростка, его индивидуальность.
Реализация информационных технологий иноязычного образования представляет не только возможности для развития языковых способностей и познавательных стратегий личности, для познания фактов иностранной культуры, но и для воспитания нравственности. Целью данной статьи является описание реализации воспитательного аспекта иноязычного образования посредством применения информационных технологий. Достижение данной цели потребовало описания особенностей применения информационных технологий для решения задач воспитательного аспекта на уроках иностранного языка на старшей ступени обучения. В этой связи представляется целесообразным обогатить учебно-воспитательный процесс иноязычного образования данными технологиями с учетом интересов и возрастных особенностей старшеклассников.
Приоритетной целью воспитательного аспекта иноязычного образования старшеклассников является воспитание национальной идентичности российского гражданина, способного достойно представлять образ своей страны в условиях глобализации, предполагающей взаимодействие различных культур. Указанная цель предполагает разработку спецкурса "Images of Russia", который потребовал от обучающихся овладения системой ценностей и нравственных норм, характерных не только для представителей родной страны, но и для представителей стран изучаемого языка - Великобритании, Америки, Австралии. В процессе изучения данного спецкурса проводился сравнительно-сопоставительный анализ ценностей и особенностей их проявления в культурах России и англогово-
рящих стран, что позволило обучающимся сравнить нравственные идеалы и ценности своей культуры с аналогичными за рубежом. Образовательный процесс реализовы-вался как в режиме аудиторной деятельности в классе, так и в процессе интерактивного общения в условиях организации самостоятельной работы в сети Интернет.
Учитель организовывал совместную дискуссию, формулируя проблемные вопросы, которые вызвали интерес старшеклассников к затронутой проблеме: Is culture the same in different countries? Why are cultures different? What makes cultures different? What form cultural values? Do you agree with the statement that every country has its unique culture and the way of development?
Обучающиеся определяли компоненты и составляющие понятия «культура»: culture is not only traditions, customs, languages and social norms, it's also art and music, national heritage and religion, lifestyle etc. В ходе обсуждения старшеклассники подробно характеризовали компоненты культуры. Обязательным условием достижения целей образовательного процесса являлось применение информационных технологий, которые помогли проводить сравнительно-сопоставительный анализ фактов культуры представителей различных стран.
Учитель: You can paint a sight of the Tower of London or assemble some construction in the science museum in Atlanta or, what is even more fascinating, get the meaning of some symbols represented in Aboriginal art. But is it possible with the help of music express culture? What is folk music for the Russians? Could you give three examples of Russian folk music masterpieces? Учитель представил четыре аудиозаписи с музыкой народов Австралии, США, Британии и России. Задача обучающихся - соотнести мелодию со страной, пояснив свой выбор. Каждый старшеклассник описывал образы, которые он ассоциировал с услышанной музыкой. В процессе обсуждения прослушанных мелодий проводился сравнительно-сопоставительный анализ с песенными произведениями русской народной музыки, школьники называли сходства и отличия. Обучающиеся разбились на группы и создали презентации Power Point, в которых презентовали образы (пейзажи, памятники архитектуры, предметы быта и т. д.) той или иной страны, сопровождаемые национальными музыкальными произведениями. В ходе индивидуальной и групповой работы в классе и дома школьники самостоятельно подбирали картинки в Интернете, делали надписи к ним, создавали презентации.
На следующем этапе учитель предложил рассмотреть еще один компонент культуры - стиль жизни. На уроке педагог и старшеклассники обсудили и сравнили привычки, занятия в свободное время, спортивные предпочтения, нормы поведения россиян, британцев, американцев и австралийцев.
Учитель: As we already know in different cultures the leisure activities are wildly different, in some countries they are more diverse than in others, some countries today share much more - from listening to music to going out. What do you think of Russian way of life? How the British and the Australians enjoy their leisure? What is American lifestyle like? Is there anything for the Russians to learn from other cultures?
В ходе индивидуальной работы дома каждому обучающемуся было необходимо создать свой блог - сетевой дневник с открытым доступом, в котором старшеклассники в форме эссе представили свои точки зрения на достоинства и недостатки стиля жизни в России, Англии, Австралии и США. Обучающиеся выбрали сайт для создания своих блогов. Их дневники имели открытый доступ, поэтому каждый «блогер» прочел и прокомментировал рассказы одноклассников, а учитель оценил грамматическую и лексическую правильность и содержание написанного, прокомментировал ошибки, что помогло сохранить время для работы на уроке. На следующем уроке эссе анализировались, старшеклассники находили общие черты и различия стилей жизни в нашей стране и за рубежом.
Таким образом, классные занятия, интегрируемые с самостоятельной работой на основе использования сетевого дневника, дают возможность реализовать главную цель воспитательного аспекта иноязычного образования - присвоение и обмен ценностями в процессе об-
суждения актуальных социокультурных проблем, что способствует процессу идентификации личности старшеклассника.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федосов А. Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ. М.: Изд-во РГСУ, 2008. 240 с.
REFERENCES
1. Fedosov A. Yu. Teoretiko-metodologicheskie i me-todicheskie podkhody k resheniyu zadach vospi-taniya v shkolnom kurse informatiki i IKT (Theoretical, methodological and methodical approaches to education at the school course of informatics and ICT). Moscow: Izd-vo RGSU, 2008. 240 p.
УДК 811.111-26 ББК 81.432.1
АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА КОНЦЕПТА «ОГРАНИЧЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ» В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
THE ANALYSIS OF THE AXIOLOGICAL COMPONENT OF THE CONCEPT "LIMITED PHYSICAL ABILITIES" IN AMERICAN LINGUOCULTURE
М. И. Санков
В настоящей работе представлены результаты изучения ценностного компонента концепта «Ограниченные физические возможности» в американской лингвокультуре. Цель статьи - проследить отражение основополагающих американских ценностей в дискурсе инвалидов. Материалом для анализа послужили биографии и автобиографии известных в США людей с ограниченными возможностями. Материал, отобранный с помощью метода сплошной выборки, был подвергнут дискурс-анализу.
M. I. Sankov
This article presents the results of studying the axi-ological component of the concept "Limited physical abilities" in American linguoculture. The aim of the article is to observe how major American national values are reflected in the discourse of people with disabilities. Biographies and autobiographies of famous Americans with disabilities were used as the material for the analysis. The material, selected with the help of continuous sampling method, was subjected to discourse analysis.
Ключевые слова: концепт, ценностный компонент концепта, дискурс, дискурс-анализ, лингвокульту-ра, номинативное поле концепта.
Keywords: concept, axiological component of the concept, discourse, discourse analysis, linguoculture, nominative field of the concept.
Многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, пишут о том, что концепт является сложным многоуровневым образованием, имеющим определенную структуру. Сложность внутренней структуры концепта объясняется прежде всего тем, что в
процессе концептуализации окружающего мира человек оперирует различными фрагментами действительности. Ключевую роль в формировании структуры концепта играют различные формы познания и, как следствие, разные способы образования концептов.