УДК 800:372.8
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
© 2013 О. С. Зацепина
соискатель каф. иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: kaznacolga@yandex. ru
Курский государственный университет
Данная статья посвящена проблеме использования информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации воспитательного аспекта в старших классах средней школы на занятиях по иностранному языку. В статье представлена методика реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания иностранного языка на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, иноязычная культура, воспитательный аспект, информационные и коммуникационные технологии.
Изменения в различных сферах современной жизни - политике, экономике, культуре, науке, общественных взаимоотношениях диктуют новые условия и требования к формированию личности будущего гражданина, патриота и достойного представителя своей страны. В связи с изменением потребностей общества, новым социальным заказом, меняется и преобразуется и система образования, которая изначально направлена на воспитание личности, ее всестороннее развитие, формирование определенных ценностей, взглядов и приоритетов. В настоящее время гуманизация образования приобретает огромное значение, а процессы межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества приводят к тому, что обучение иностранным языкам и в средней, и в высшей школе становится одним из приоритетных направлений модернизации современного образования.
Огромным потенциалом обладает сегодня иноязычное образование [Пассов 2010], включая четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих аспекта: познавательный, развивающий, учебный и воспитательный, оно способствует духовному развитию личности, ее культурному обогащению, воспитанию нравственных качеств, развитию творческого потенциала.
«Спецификой иноязычного образования является то, что изучается не только язык, но и, что самое важное и ценное, культура иного народа, в чем заложен большой воспитательный потенциал» [Ветчинова 2009]. Представляется значимым отметить, что через воспитательный аспект осуществляется духовное совершенствование личности в процессе взаимодействия родной и мировой культуры.
Вхождение нашей страны в общеевропейское образовательное пространство, обеспечение мобильности обучающихся, направленность на сотрудничество и интеграцию с европейскими странами подразумевает подготовку уже
старшеклассников к интенсивной межкультурной коммуникации. На наш взгляд, для обеспечения полноценного диалога культур и взаимопонимания на международном уровне необходимо произвести фундаментальные изменения в методике и практике
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
преподавания иностранного языка. Чтобы воспитать культуру общения и сформировать уважение к другим культурам, необходимо не только обеспечить принятие новым поколением глобальных ценностей, знание культуры и традиций страны изучаемого языка, формирование у обучающихся старших классов умений общаться с представителями других культур, но при этом также добиться, чтобы они достойно представляли свою родную культуру. Для этого необходимо обеспечить в ходе урока решение задач, способствующих воспитанию патриотизма, гуманности и
интернационализма.
Однако учителям иностранных языков не всегда представляется возможным обеспечить межкультурную коммуникацию обучающихся и взаимодействие между представителями различных культур, ведь не все старшеклассники имеют возможность попрактиковаться языку за границей, «окунуться» в иностранную культуру, посетить музеи, галереи, места исторической важности в другой стране. Немногие школы приглашают к сотрудничеству иностранных преподавателей, что обусловлено недостаточностью бюджетного финансирования и организационными трудностями. Возникает вопрос, как же при вышеупомянутых условиях реализовать воспитательный аспект иноязычной культуры, который обеспечит принятие культурных достижений не только своей страны, но и иноязычных культур, вхождение обучающегося в контекст мировой культуры, становление индивида как субъекта и творца собственной жизни? Мы полагаем, что на помощь педагогу могут прийти современные информационные и коммуникационные технологии, способствующие организации и осуществлению совместных международных проектов, созданию условий для организации общения на уроке иностранного языка, максимально приближенного к реальному общению. Информационные технологии, новые сервисы сейчас очень активно используются в обучении и образовании, способствуя решению разного рода коммуникационных задач. Поэтому нам представляется возможным использование информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации воспитательного аспекта в иноязычном образовании.
Являясь средством общения, передачи информации, информационные и коммуникационные технологии становятся одним из способов передачи знаний об иноязычной культуре, о развитии цивилизации страны изучаемого языка. С помощью данных технологий представляется возможным организовать общение обучающихся не только в пределах одного города, страны, но и между представителями разных стран, носителями различных культур. Такие известные формы телекоммуникации, как Skype, ICQ, электронная почта, форум, чат, видео- и веб-конференции, получили широкое применение в образовании, в частности в обучении иностранному языку [Сысоев 2008]. Очевидно, что не следует переоценивать возможности информационных и коммуникационных технологий в образовании, они должны служить лишь средством обучения, познания, развития и воспитания, а никак не самоцелью. Любая образовательная система является открытой, подвергается изменениям и инновациям, однако содержание и цели обучения должны соотноситься со стандартами и законами, принятыми в определенной стране. Информационные и коммуникационные технологии привносят новизну и необычность в процесс обучения. По мнению профессора Е.С. Полат, «возможности ИКТ позволяют раздвинуть стены классного помещения, открыть вход в широкий мир познания, включая диалог культур» [Полат 2008: 145], а также способствуют развитию воспитательного потенциала иноязычного образования.
Рассмотрим особенности применения информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации воспитательного аспекта на уроке иностранного языка на старшей ступени в средней школе. Воспитательный аспект иноязычной
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)
Зацепина О. С. Возможность использования информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации воспитательного аспекта в иноязычном образовании
на старшей ступени в средней школе культуры базируется на нескольких объединенных между собой принципах, среди которых важнейшими являются: 1) принцип педагогической этики; 2) принцип индивидуализации; 3) принцип коммуникативной направленности.
Одна из задач учителя - добиться, чтобы обучающиеся овладели языком на должном уровне, и решением этой задачи становится практическое пользование языком. Старшие школьники имеют множество точек зрения на существующую проблему, способны аргументировать, приводить доводы, формулировать проблемные вопросы, поэтому, зная данные особенности, педагог должен использовать упражнения, направленные на выражение правильного отношения к этической проблеме, относясь с уважением к мнению каждого обучающегося. В данной стратегии поведения реализуется принцип педагогической этики. Учитель иностранного языка может организовать не только реальное общение на уроке, но и обсуждение актуальных и интересных для старшеклассников тем в режиме онлайн на иностранном языке. Например, затронуть такие темы, как: «Values of Different Cultures», «Images of Britain and the USA», «China and Its Unique Way of Development», «Is it Possible to be a Citizen of Russia Following American Values». Допустим, организуя чат в Интернете или общение по Skype, учитель дает возможность всем обучающимся участвовать в обсуждении; даже те, кто боится выступать публично, получают возможность выразить свою неординарную точку зрения.
Представляется целесообразным обсуждение следующих проблем со старшеклассниками: взаимоотношения, субкультура, профессиональное самоопределение. При этом воспитывается чувство такта, толерантность, уважительное отношение к мнению другого, принятие истинных ценностей, а внедрение информационных и коммуникационных технологий позволяет овладеть важными аспектами культуры посредством свободного социально значимого общения, развить речевые умения и повысить интерес к познанию. Обсуждая на языке такие темы, как здоровый образ жизни, обучающиеся воспитывают как в себе, так и в других отрицательное отношение к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому и психическому здоровью, чувство сострадания, отзывчивости.
Следующим важнейшим принципом реализации воспитательного аспекта является принцип индивидуализации. Невозможно добиться хороших результатов в обучении и воспитании без учета индивидуальности обучающегося, его способностей и умений. Интересы в юности разнообразны, однако внимание становится
избирательным и зависит от направленности интересов, старшеклассники начинают интересоваться общественными ценностями, опираться на авторитет, поэтому педагогу, использующему информационные и коммуникационные технологии на занятиях иностранного языка, представляется возможным индивидуализировать обучение, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Затрагивая интересные для старших школьников темы, можно эмоционально воздействовать на участников коммуникативного процесса посредством включения видео- и аудиозаписей. Это, по нашему мнению, позволит повысить мотивацию к затронутой теме. Мы предлагаем преподавателю организовать видеоконференцию, посвященную рассмотрению особенностей проявления национальных стереотипов в различных культурах. При использовании такой компьютерной программы, как Team Speak, возможна организация конференц-связи, позволяющей участвовать в одновременном голосовом общении до 25 абонентов. Очень трудно просто словесно описать культуру, ее особенности, трудно наглядно представить образы различных культур, поэтому отводя время на самостоятельную работу старшеклассников, опираясь на их индивидуальные резервные способности и скрытые таланты, учитель вполне может организовать видеоконференцию. Обучающиеся будут представлять культуры, используя видео- и аудионаглядность, они могут предварительно записать свои
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
репортажи, а затем презентовать результаты на уроке. Информационные и коммуникационные технологии позволяют заранее подготовить материал по теме, глобальная сеть предоставляет обширный материал, посвященный той или иной стране, ее культуре, традициям и обычаям. Поэтому, пропуская найденный материал через призму собственного сознания, старшие школьники проводят собственное миниисследование, каждый выделяет сходства и различия родной и иностранной культур. Воспитательная ценность такой работы очевидна, так как умение вести исследовательскую работу воспитывает трудолюбие, творческое отношение к учению, жизни, ответственность, прилежность, самодисциплину.
Прекрасные возможности для реализации принципа коммуникативной направленности предоставляют телекоммуникационные проекты. В процессе реализации телекоммуникационных проектов учитель создает коммуникативную реальность на уроке, стимулирует интерес к общению, воссоздает такие модели общения, которые позволяют обучающимся использовать уже имеющиеся навыки и совершенствовать умения для достижения поставленной задачи. Так, например, телекоммуникационный проект на тему охраны окружающей среды способствует реализации экологического воспитания, формированию ценностного отношения к природе, бережного отношения к растениям и животным. При этом отбор материала должен быть адекватен коммуникативной ситуации, обучающиеся используют в своей речи речевые единицы, выполняющие определенные функции (сообщение, объяснение, убеждение, сомнение, похвала). Учитывая рост творческой активности старшеклассников, педагог при помощи внедрения информационных и коммуникационных технологий активизирует познавательную и творческую деятельность обучающихся: это и поиск информации в лингвострановедческих словарях, и просмотр видео онлайн, и чтение лингвострановедческих текстов. Затрагиваемые темы не должны повторяться, ведь это снижает интерес к обучению, новизна является одним из компонентов воспитательного аспекта.
Данные принципы воспитательного аспекта можно реализовать посредством использования информационных и коммуникационных технологий на уроке иностранного языка на старшей ступени. При этом важно учитывать особенности развития обучающихся данной возрастной группы, а также тот факт, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс никак не должно стать самоцелью, а лишь средством оптимизации обучения и воспитания. Они только в некоторой степени могут моделировать межличностную коммуникацию, не заменяя живого человеческого общения. Следовательно, задача учителя - не только грамотно привлекать информационные и коммуникационные технологии, но и постоянно вести работу по воспитанию культуры работы в Интернете у обучающихся.
Библиографический список
Ветчинова М. Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис.... докт. пед. наук. М., 2009.
Пассов Е. И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1 Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. 272 с.
Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных интернет-материалов в обучении иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. 1 февраля. URL: http://www.eidos.ru/iournal/2008/0201-8.htm (дата обращения: 21.03.2013).
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)