Научная статья на тему 'Специфика применения информационных технологий в процессе формирования лексических навыков на уроках иностранного языка'

Специфика применения информационных технологий в процессе формирования лексических навыков на уроках иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1525
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / МУЛЬТИМЕДИА-ПРОГРАММА / MULTIMEDIA PROGRAM / ЛЕКСИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. / TEACHING ENGLISH VOCABULARY.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Е. Н.

В статье описана специфика организации процесса обучения лексическому аспекту английского языка с помощью информационных технологий, рассмотрены возможности применения данных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES USE IN THE PROCESS OF FORMING LEXICAL SKILLS AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE

In the article the specificity of teaching English vocabulary with the help of information technologies is described. The author considers the possible use of such technologies with regard to age and individual characteristics of pupils.

Текст научной работы на тему «Специфика применения информационных технологий в процессе формирования лексических навыков на уроках иностранного языка»

УДК 372.881.111.1 ББК 74.268.19

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

THE SPECIFICITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES USE IN THE PROCESS OF FORMING LEXICAL SKILLS AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE

Е. Н. Власова

В статье описана специфика организации процесса обучения лексическому аспекту английского языка с помощью информационных технологий, рассмотрены возможности применения данных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация учебного процесса, мультимедиа-программа, лексический аспект обучения английскому языку.

E. N. Vlasova

In the article the specificity of teaching English vocabulary with the help of information technologies is described. The author considers the possible use of such technologies with regard to age and individual characteristics of pupils.

Keywords: information technologies, informatization of the educational process, multimedia program, teaching English vocabulary.

В настоящее время иностранный язык признан предметом, способствующим развитию коммуникативной культуры и расширяющим познавательные возможности обучающихся, следовательно, изучение его целесообразно начинать уже в начальной школе, поскольку это создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует успешному преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного (английского) языка как средства общения, а также приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения и формирует у обучающихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей [1, с. 69].

Очевидно, что одним из условий успешного общения на английском языке на доступном детям уровне являются качественно сформированные лексические навыки как важный компонент содержания обучения иностранному языку. В начальной школе закладывается определенная база, позволяющая обучающимся совершенствовать лексические навыки на более поздних ступенях изучения иностранного языка. Не вызывает сомнений тот факт, что наличие своевременно сформированной базы оказывает значительное влияние на процесс обучения в дальнейшем. Именно поэтому обучению лексике в начальной школе целесообразно уделять как можно больше внимания [2, с. 43].

Младшие школьники не всегда способны к восприятию английского языка как предмета в целом и лексиче-

ской его составляющей в частности. Они с трудом запоминают предложенные им лексические единицы, будучи уверенными, что по окончании изучения темы они им больше никогда не понадобятся. Таким образом, обучение лексике перестает быть процессом как таковым.

В данном случае следует учитывать тот факт, что одним из основных видов деятельности у детей младшего школьного возраста остается игровая деятельность, которой, несомненно, находится место и в процессе обучения иностранному языку. Вместе с тем классический подход к играм на уроке постепенно теряет свою значимость, поскольку современные дети, с раннего возраста знакомые с такими понятиями, как «Интернет», «компьютерные игры» и т. п., достаточно неохотно соглашаются принимать участие в менее динамичных и красочных классических играх. В то же время базировать весь урок английского языка на использовании компьютерных программ также не рекомендуется по целому ряду причин. В проводимом нами исследовании мы предположили, что наиболее подходящим вариантом проведения урока английского языка является комбинация классического и современного подхода. Использование муль-тимедиапрограмм, как показывает практика, наиболее продуктивно на этапах ознакомления и закрепления лексического материала [3, с. 4]. Знакомство с новыми иностранными словами можно начать с определенного визуального ряда, демонстрируемого на экране компьютера. Современные технологии позволяют заменить скучные и статичные картинки на более привлекательные для детей видеофрагменты и другого рода мульти-медиаматериалы, в которых изучаемые объекты и явле-

ния могут быть показаны так, как они «проявляют себя» в действительности. Например, животные двигаются и издают звуки, предметы используются кем-либо по прямому назначению и т. п. Во время такого рода демонстрации целесообразно проговаривать названия предметов и явлений, которые видит ребенок, а также показывать написание английского слова и его транскрипции для аудиального и визуального запоминания материала обучаемыми. Результаты нашего исследования говорят о том, что такого рода ознакомление с лексическим материалом гораздо более продуктивно. Обучающиеся концентрируются не на самом учебном процессе, который зачастую вызывает психологическое отторжение и подсознательное нежелание постигать что-то новое по причине его трудности, недоступности; они воспринимают все происходящее как интересную игру, соревнование, кто запомнит больше, кто произнесет лучше и т. п. В то время, когда учитель переводит занятие в аудиторный режим, обучающиеся с удовольствием демонстрируют полученные знания, желают их приумножить и не отказываются от классического запоминания слов и работы с ними. Следовательно, подача материала играет немаловажную роль: дружелюбная атмосфера и отсутствие привычного «учебного» напряжения во время ознакомления с лексическим материалом приводит к более успешному запоминанию слов, а последующая отработка не вызывает никакого отторжения. Существует ряд обучающих программ, в том числе входящих в различные учебно-методические комплекты, предоставляющих обучаемым возможность тренировки изучаемого лексического материала. Как показывает наше исследование, целесообразно использовать такого рода «помощников» не столько на уроке, сколько во время выполнения домашней работы, в качестве вспомогательного средства запоминания.

Весьма интересными, в свою очередь, представляются разработки, предназначенные для закрепления и повторения изученного лексического материала: компьютерные мини-игры, обучающие мультфильмы на английском языке для младших школьников и т. п. Практика показывает, что дети младшего школьного возраста с большим трудом сосредотачивают внимание на процессе обучения. Несмотря на высокую познавательную активность, в силу возраста и влияния социальной среды лишь небольшой процент обучающихся показывает тот результат в изучении английского языка, который соответствует их образовательному потенциалу. В ходе исследования в качестве вспомогательного средства для закрепления изученного лексического материала нами использовались специально подобранные компьютерные мини-игры и мультфильмы, использование которых привело к заметному росту мотивации обучающихся: школьники, не наделенные от природы внимательностью, гораздо более заинтересованно и терпеливо участвовали в выполнении игровых заданий, просмотре мультфильмов и дальнейшем их обсуждении; обучающиеся, не отличающиеся заметными способностями к

овладению английским языком, также с удовольствием и заметно большей легкостью усваивали предлагаемый материал и демонстрировали полученные знания. В то же время абсолютного результата достичь не удалось: проблема формирования лексического навыка для ряда младших школьников по-прежнему остается актуальной. В продолжение данного исследования мы ставим перед собой задачу разработать такого рода медиаприложе-ние, которое было бы составлено с большей опорой на дифференциацию и индивидуализацию обучаемых, чтобы разные группы школьников и разные обучающиеся могли воспользоваться предложенным им информационным ресурсом наиболее подходящим для себя образом. Это не снимает ответственности с учителя, а, напротив, обязывает его с еще большей тщательностью подойти к изучению психологических особенностей обучающихся, поскольку младшие школьники не всегда адекватно оценивают собственные возможности, а совет учителя в данной ситуации может послужить хорошим стимулом для дальнейшей продуктивной работы.

Переходя к результатам исследования, касающимся обучающихся среднего звена общеобразовательной школы (5-9-й классы), следует подчеркнуть значимость использования дифференцированного подхода в преподавании иностранного языка, поскольку возрастной разброс в 4-5 лет между обучающимися 5-го и 9-го классов является значительным с точки зрения образовательного процесса. В рамках данного исследования мы поделили обучающихся на группы: 5-6-е, 8-9-е классы, а также обучающиеся 7-х классов, для которой частично использовались методики и разработки, предназначенные для обеих вышеназванных групп. Помимо классических видов работы с лексическими материалами, использовались адаптированные и аутентичные аудио- и видеоматериалы, ресурсы сети Интернет, пользоваться которыми разрешалось как в урочное, так и во внеурочное время. Любопытен тот факт, что наиболее высокие показатели в освоении лексического материала продемонстрировали обучающиеся самой старшей возрастной категории - 8-х и 9-х классов. Они с большим удовольствием прослушивали аудио, просматривали фильмы на иностранном языке, проявляли большой интерес к аутентичным материалам.

Согласно результатам проведенной работы, нововведения, предложенные возрастной группе 5-х и 6-х классов, вызвали мощный рост мотивации к изучению иностранного языка данной категорией обучающихся. С позволения учителя они могли пользоваться ресурсами сети Интернет и файлами мультимедиа на уроках английского языка в том случае, если данная деятельность была непосредственно связана с темой урока. Современная ситуация показывает, что увлеченность подростков технологическими разработками настолько велика, что им зачастую не столь важно, чем именно они занимаются в Интернете, а интересен сам процесс использования ресурсов глобальной сети. Такого рода зависимость необходимо переводить в «мирное» русло, а использование Интернета на уроках как раз является одним из наиболее

рациональных методов, который крайне благоприятно сказывается на успеваемости по предмету. Результаты проведенного эксперимента говорят о следующем: обучающиеся возрастной категории 5-х и 6-х классов продемонстрировали значительный прогресс в изучении иностранных языков, прежде всего, это связано с изменившимся статусом предмета в глазах подростков: иностранный язык - больше не обуза, не непостижимая реальность, а особенный мир с многочисленными вопросами, ответы на которые может дать в том числе Всемирная паутина. Процесс обучения лексическому аспекту англоязычной речи значительно упростился: школьники самостоятельно с большим удовольствием изучали и отрабатывали лексический материал, выполняли задания педагога, пользовались тестовыми материалами для самоконтроля в том случае, если им предлагалось активно задействовать Интернет и другие компьютерные технологии в рамках подготовки к учебным занятиям. Обучающиеся активно осваивали проектные методики, готовили презентации, доклады, газеты, разыгрывали диалоги и изучали песни. Немалый ажиотаж вызывал и просмотр видеоматериалов повышенной трудности: фильмов на английском языке с английскими же субтитрами. Создавалось впечатление, что дети воспринимают урок как игру, а усложнение уровней прохождения этой игры только повышает и без того немалый интерес.

Результаты промежуточной возрастной группы семиклассников говорят о том, что по восприятию иностранного языка как предмета они находятся практически на той же самой ступени, что и представители младших групп: язык активно изучается тогда, когда он подается интересно, не академично, когда обучающиеся сами имеют возможность найти необходимую и интересующую их информацию. Изучение иностранного языка как прохождение уровней компьютерной игры - вот что вызывает особенный интерес, тем более что использование компьютера на уроках и дома, в рамках подготовки к занятию, лишь усиливает подобного рода ассоциации. Дети данной возрастной группы все еще сильно зависимы от родителей, их убеждений. Современные родители осознают значимость иностранного языка с точки зрения будущих перспектив его использования «во взрослой жизни», и зачастую они заставляют собственных детей заниматься языком дополнительно, что не всегда приветствуется самими детьми и нередко вызывает у них моральное отторжение. Это и приводит к неадекватному отношению подростков к иностранному языку как учебному предмету. Использование же современных технологий не только и не столько помогает обучать конкретно лексике, сколько позволяет избавиться от предубеждений школьников относительно иностранного языка как неинтересного и сложного предмета. Им предоставляется возможность внести что-то свое в процесс обучения, пользоваться теми источниками информации, которые в большей степени соответствуют их представлениям об идеальных средствах обучения. Разумеется, данный процесс сопровождается незаметным для обучающихся, но вместе с тем

строгим и четким контролем со стороны преподавателя. Педагог в данном случае направляет обучающихся в нужное русло, подсказывает, редактирует, советует.

Говоря о работе с наиболее старшей категорией обучающихся из предложенной выборки, стоит отметить, что наибольший интерес для них вызывает просмотр видеофильмов на иностранном языке (с русскими либо английскими субтитрами в зависимости от сложности лексического запаса, наполняющего фильм), а также прослушивание аудиофайлов на различные темы, воспроизведенных коренными носителями языка. Дети данной возрастной категории на высоком уровне владеют компьютерными технологиями и без труда самостоятельно пользуются ресурсами сети Интернет, электронными словарями и прочими вспомогательными источниками информации. Многие из них всерьез увлечены онлайн-играми, большая часть которых представлена на английском языке, это значительно расширяет словарный запас обучающихся, к тому же они имеют возможность самостоятельно общаться с игроками из других стран, и это общение, как правило, протекает на интернациональном языке - английском. Такую же возможность предоставляют и популярные сегодня социальные сети. У детей, интересующихся иностранными языками, всегда есть возможность найти подходящего собеседника из числа коренных носителей языка, а большое количество вспомогательных компьютерных программ, таких как онлайн-словари и переводчики, помогает превратить подобное общение в по-настоящему плодотворный процесс. Обучающиеся 8-9-х классов уже всецело осознают значимость иностранного языка для человека XXI в., понимают, что, вероятнее всего, им предстоит обязательная сдача экзамена по английскому языку в форме ЕГЭ в 11-м классе. Это несколько облегчает процесс обучения, поскольку дети уже достаточно мотивированы и нет необходимости вызывать у них мотивацию искусственным образом. В то же время они не всегда бывают в состоянии подобрать именно тот материал для изучения, который принесет им пользу в дальнейшем. Они выбирают зачастую не те фильмы, не те сайты и не тех собеседников, которые действительно представляют для них ценность с точки зрения изучения иностранного языка в целом и его лексической составляющей в частности. Учитель в данном случае способен сыграть некую направляющую роль, он задает тот курс, в котором обучающиеся смогут работать плодотворно и увлеченно, указывает им на те источники лексической информации, работа с которыми в действительности позволит им достичь значительного прогресса в изучении лексического аспекта речевой деятельности на английском языке. В рамках нашего исследования обучающимся было предложено подготовить презентацию в PowerPoint по заданной теме, стоит отметить, что подобного рода задание не вызвало у них ни малейших затруднений, напротив, они проявили себя как заинтересованные и творческие люди, обладающие значительным исследовательским потенциалом. Даже те обучающиеся, которые не показывают высоких результатов в рамках классического урока иностранного языка, с

подобного рода заданиями справились с меньшими трудностями, объяснив это возросшим интересом к изучению предмета.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что в настоящее время является невозможным изучение иностранного языка в отрыве от информационных технологий, поскольку в XXI в. люди не представляют себе жизни без современных источников информации и прочих удобств, которые значительно расширяют как общечеловеческие, так и образовательные возможности. Обучая лексическому аспекту иноязычной речи на уроках английского языка, мы должны помнить о значимости использования информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют превратить обычный урок в захватывающий, и в то же время не забывать и не отрицать проверенные временем методики и техники классического типа, роль и актуальность которых многократно апробирована в течение долгих лет и, следовательно, подтверждает свою состоятельность и по сей день.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике: Исправление школьного конвейера. М.: Ин-т обще-гуманитар. исследований, 2001. 320 с.

2. Цветкова Л. А. Использование компьютера при

обучении лексике в начальной школе: [На примере английского языка] // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 43-47.

3. Емельянова С. А. Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка на начальном этапе // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 684-686.

REFERENCES

1. Grinder M., Lloyd L. NLP v pedagogike: Ispravle-nie shkolnogo konveyera (Neuro-linguistic programming in pedagogics: correction of school conveyer). Moscow: In-t obshchegumanitar. issledo-vaniy, 2001. 320 p.

2. Tsvetkova L. A. Use of computer at teaching lexis at primary school (on the example of the English language) [Ispolzovanie kompyutera pri obuchenii leksike v nachalnoy shkole (na primere angliysko-go yazyka)]. Inostrannye yazyki v shkole (Foreign languages at school), 2002, no. 2, pp. 43-47.

3. Emelyanova S. A. Multimedia programs at teaching lexis of the English language at the initial stage [Multimediaprogrammy v obuchenii lek-sike angliyskogo yazyka na nachalnom etape]. Molodoy uchenyy (Young researcher), 2013, no. 5, pp. 684-686.

УДК 372.881.1 ББК 74.268.19

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

IMPLEMENTING THE UPBRINGING ASPECT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT UPPER SECONDARY SCHOOL USING INFORMATION TECHNOLOGIES

О.С.Зацепина

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий в процессе реализации воспитательного аспекта иноязычного образования в старших классах средней школы. В статье представлена технология реализации принципов воспитательного аспекта в процессе преподавания иностранного языка на примере создания сетевого дневника.

O. S. Zatsepina

The article deals with using information technologies in the process of implementing the upbringing aspect of foreign language education at upper secondary school. The author describes the technology of implementing the principles of the upbringing aspect in the process of teaching foreign languages with the help of weblog.

Ключевые слова: воспитательный аспект иноязычного образования, ценности, технология работы с сетевым дневником.

Keywords: upbringing aspect of foreign languages education, values, weblog technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.