Научная статья на тему 'К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий'

К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2636
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ЧТЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / МЕТОД ЦЕЛЫХ СЛОВ / ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / FOREIGN-LANGUAGE READING / COMMUNICATIVE TASKS / READING FOR SPECIFIC INFORMATION / CASE-TECHNOLOGY / GLOBAL METHOD / PHONOLOGICAL METHOD / COMMUNICATIVE-ORIENTED TEACHING / TEACHING ENGLISH IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Валентина Сергеевна

В статье приводится краткий обзор литературы, связанной с обучением иноязычному чтению младших школьников. Особое внимание уделяется использованию для достижения этой цели коммуникативных и проблемно-поисковых заданий. Автор рассматривает существующие методики обучения чтению и классификации учебного чтения. Выделяются трудности данного процесса и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий»

Киреева В. С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

ДРТ 470101 УДК 372.881.111.1

Киреева Валентина Сергеевна,

магистрант кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань к^ееуа [email protected]

К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников

с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий

Аннотация. В статье приводится краткий обзор литературы, связанной с обучением иноязычному чтению младших школьников. Особое внимание уделяется использованию для достижения этой цели коммуникативных и проблемно-поисковых заданий. Автор рассматривает существующие методики обучения чтению и классификации учебного чтения. Выделяются трудности данного процесса и возможные пути их решения.

Ключевые слова: иноязычное чтение, коммуникативные задания, проблемно-поисковые задания, кейс-технология, метод целых слов, фонологический метод, коммуникативно-ориентированное обучение, начальная школа.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность вопроса обучения англоязычному чтению младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий продиктована временем. Социальным заказом современного общества является поликультурная личность, владеющая как минимум одним иностранным языком, в связи с чем он включен в образовательные программы начальной школы. Вплоть до окончания обучения в школе находит свое место принцип реализации непрерывности языкового образования. Поскольку одним из компонентов речевой деятельности является чтение, ему уделяется достаточно большое внимание в процессе обучения иностранному языку. Иноязычное чтение способствует развитию интеллекта и познавательных способностей. В практическом плане оно создает базу дополнительных возможностей не только для продолжения изучения первого иностранного языка, но и для освоения других. Также иноязычное чтение предоставляет возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, с обычаями, нравами, традициями ее народов через образцы художественной литературы. В образовательном процессе иноязычное чтение способствует формированию вторичной языковой личности, что является одной из целей обучения иностранному языку [1]. Более того, чтение служит основой для развития смежных языковых и речевых навыков и умений, таких как говорение и письмо.

Для планирования и организации современного урока учителя английского языка применяют различные методы, способы и приемы для обучения младших школьников чтению, часть из которых основана на коммуникативных и проблемно-поисковых заданиях. В связи с тем, что коммуникативная методика становится одной из ведущих в процессе обучения иностранному языку, вопросам внедрения ее в учебный процесс занимаются ученые, методисты и учителя. В частности, Чубарова Е. В. [2] считает, что вытеснение классического метода обучения, основанного на первоочередном изучении грамматических структур, произошло из-за процессов глобализации и необходимости развития возможностей общения за счет более свободной устной речи. Именно коммуникативная методика позволяет снять страх перед общением, снизить языковой

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киреева В. С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

барьер. Она полностью погружает обучающегося в языковую среду, заставляя его не только говорить на иностранном языке, но и думать на нем. В ходе ее применения на практике с наибольшей популярностью используются ролевые игры, работа в парах и группах, а основным принципом становится применение языка непосредственно на практике (например, за счет составления диалогов или чтения аутентичных текстов).

Изучение исследований, посвященных процессу обучения иноязычному чтению младших школьников, поможет в дальнейшем систематизировать коммуникативные задания и поисково-проблемные приемы и разработать рекомендации по их применению для обучения чтению. Так, Балина Л. Г. в своей работе «Обучение чтению младших школьников на уроках английского языка» [3] выделяет особенности обучения данному виду речевой деятельности учающихся начальной школы, выявляет возможные трудности, возникающие у них, а также анализирует эффективные приемы и методы, применяемые учителями для этой цели. Автор определяет чтение как коммуникативно-познавательный вид деятельности, позволяющий извлечь информацию из письменного текста. Отмечена важность обучения младших школьников не только озвучиванию иноязычного текста, но и умению понимать и оценивать полученную из текста информацию, или, другими словами, умению соотносить звуко-буквенную сторону текста с его смысловым значением. Соответственно, в зависимости от цели чтения и уровня понимания прочитанного текста выделяются три вида чтения: ознакомительное, изучающее и поисково-просмотровое. При обучении младших школьников данным видам чтения перед учителем могут возникнуть определенные трудности из-за другой системы графических знаков, несформированности навыка звуко-буквен-ного соотношения. Для решения подобных проблем применяются два основных метода: метод целых слов и фонологический метод. Суть первого заключается в том, что школьники учатся распознавать слово как целостную единицу, исключая отдельное изучение звуков и букв. В свою очередь, фонологический метод основан на предварительном изучении букв и соответствующих им звуков, затем обучении чтению по слогам и только после этого чтению целых слов. К фонологическому методу близок метод Н. Зайцева, который основан на работе с кубиками, на которых написаны буквы и буквосочетания. С его помощью дети учатся читать фонемы или, другими словами, распознавать звуко-буквенные сочетания. Таким образом, единой методики обучения иноязычному чтению младших школьников нет, но при этом существуют определенные рекомендации для учителей. К их числу необходимо отнести следующие: обучение технике чтения должно быть основано на хорошо усвоенном лексическом материале, тексты должны быть доступны, а приемы работы с ними разнообразны и целесообразны возрасту и психологическим особенностям данной возрастной группы. В начальной школе учитель должен развить у обучающихся ряд умений в области чтения: определение и выделение основной информации из текста, установление между описываемыми событиями, умение сделать вывод по прочитанному, полностью и точно понимать представленные факты, сравнивать информацию, в общих чертах определять тему и жанр текста.

Вопросом обучения чтению на английском языке младших школьников занималась также Тертышная С. Н. [4]. Автор более подробно рассматривает процесс обучения чтению на примере учебно-методического комплекса «Английский в фокусе» ("Spotlight", авторы: Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс), в основе которого лежит метод «глобального чтения». Согласно данному методу изначально дети запоминают зрительно и на слух лексический материал, на основе которого в дальнейшем выводится технология чтения различных текстов. Это связано с тем, что у детей в данном возрасте особенно развито наглядно-образное мышление, которое

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киреева В. С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

позволяет воспринимать и запоминать информацию глобально, «фотографируя» слова. Автор статьи полагает, что такой подход способствует более быстрому овладению техникой чтения и сокращению числа орфографических ошибок при написании ранее изученных слов. Сам процесс обучения чтению по данному учебнику условно подразделяется на три этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и их практическое применение. При этом накопление зрительного образа происходит одновременно с накоплением звукового образа слов за счет различных стихотворений, диалогов, песен, работы со звукозаписями, а также многочисленных игр ("Show me", "Bingo", "Промелькнувшая карточка" и т. д.). Таким образом, данные приемы и техники способствуют быстрому овладению техникой чтения, а также позволяют учителю разнообразить формы деятельности на уроке и обеспечивают возможность их быстрой смены, что весьма важно для младших школьников.

В свою очередь, Васильева Т.Г. придерживается мнения, что единого метода обучения технике иноязычного чтения на данный момент нет [5]. В зарубежной методике выделены три основные группы методов: Acoustic Methods (Аккустические методы), Global Methods (Глобальные методы) and Eclectic Methods (Смешанные методы). Автор отмечает существенный недостаток данных методов: они были разработаны для обучения чтению носителей языка. Этот факт подтверждает отсутствие учета особенностей правописания русскоязычных обучающихся и их уровня техники чтения на родном языке. В результате чего возрастает негативная роль интерференции при обучении иноязычному чтению. В российской методике существует несколько классификаций методов обучения чтению на иностранном языке. Одна из них подразделяет методы на три группы: метод целых слов, звуковой метод и метод целых предложений. В современной практике обучения иноязычному чтению преобладают два метода: метод целых слов и метод чтения с опорой на фонетическую транскрипцию. Автор отмечает, что зачастую эти методы не дают нужного эффекта. Это объясняется тем, что к началу периода обучения иностранному языку у обучающихся 2 класса еще окончательно не сформированы навыки чтения на родном языке, а параллельное использование разных методов обучения чтению (на родном и английском языке) приводит к возникновению затруднений. Это свидетельствует о том, что каждый из существующих методов обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. Согласно мнению Васильевой Т. Г., правильный метод обучения технике чтения должен учитывать особенности раннего начала обучения чтению, а также особенности орфографии русского и английского языков, что будет способствовать увеличению положительного переноса из родного языка

Как уже было замечено, на сегодняшний день для обучения чтению младших школьников активно применяется методика коммуникативных и проблемно-поисковых заданий. За счет подобного рода заданий и коммуникативного подхода в целом, по мнению Зайцевой С. Е. [6], можно наглядно увидеть систему иноязычной коммуникации: источник - ситуация - канал связи - обратная связь. Иными словами, коммуникативность образовательного процесса предполагает его речевую направленность. В реальной коммуникации все виды речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и аудирование) взаимосвязаны и обучение им, соответственно, должно быть коммуникативно-направленным. Так, например, чтение используется не как самостоятельный отдельный вид речевой деятельности, а как предпосылка для устной или письменной речи. Поэтому учебные тексты должны сопровождаться коммуникативными заданиями. Объем и характер этих заданий должны зависеть от этапа обучения, степени и уровня подготовленности обучающихся, характера изучаемого материала. В

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киреева В. С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

статье «Формирование учений в чтении на основе методики коммуникативных заданий» Киндт О. В. [7] уделяет внимание рассмотрению нескольких типов коммуникативных заданий, которые учитель может применять на уроках. Основой данных упражнений служит решение таких практических задач, с которыми обучающиеся могут столкнуться в реальной жизни. Они создают обстановку эффективного и естественного чтения, в ходе которого обучающиеся ищут в тексте ту информацию, которая соответствует поставленной цели. Одним из видов таких заданий являются задания на предугадывание информации. Например, определение темы текста по его заголовку или отрывку. При этом учитель может организовать как фронтальную, так парную или групповую форму работы для обсуждения текста. Также учитель может предложить обучающимся дописать текст, прочитав большую его часть, или наоборот, придумать его начало, узнав концовку. Учитывая значительную роль наглядности в начальной школе, учитель может предложить задание на написание текста по его иллюстрациям, на создание иллюстраций к прочитанному тексту или определение темы текста по предложенным иллюстрациям. Автор статьи отмечает, что при применении коммуникативных заданий большая часть урока будет отводиться именно на их выполнение, потому что обучающимся надо не только выполнить само задание, но и прочитать текст. Данный процесс можно подразделить на три этапа. В ходе подготовительного этапа учитель обсуждает текст (например, отдельные лексические единицы, заголовок, иллюстрации) без полного его прочтения. Затем текст читается полностью, и обучающиеся в группах или парах приступают к выполнению поставленного задания. После выполнения задания они сообщают о результатах своей работы, что позволяет тренировать языковой материал в устной речи. С особой важностью автор статьи отмечает, что при использовании коммуникативных заданий роль учителя сводится к роли помощника, стимулирующего их выполнение.

Что касается проблемно-поисковых заданий, они сами являются коммуникативно-направленными. Голомолзина Е. Ю. в своей монографии «Коммуникативное развитие младших школьников посредством проблемных ситуаций» [8] отмечает большой потенциал развития коммуникативных способностей обучающихся начального звена естественным путем за счет создания проблемных ситуаций. Такие задания формируют желание иноязычного общения без прямого «навязывания» готовых знаний. По определению, данному Е. С. Полат, проблемная ситуация представляет собой «совокупность условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих обучающихся на решение проблемной задачи». Как считает Голомолзина Е. Ю., применение проблемных ситуаций делает уроки иностранного языка гораздо интереснее, поскольку обучающиеся могут использовать свой собственный опыт, а также применять знания из других предметных областей.

Более детально работу с заданиями проблемного характера при обучении чтению (на примере художественных текстов) рассматривает Ерёмина В. М. [9]. Автор полагает, что этапы работы должны быть основаны на классических приемах обучения чтению и должны включать в себя предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания проблемного характера. Так, например, на начальном этапе роль учителя сводится к тому, чтобы создать у обучающихся настрой на совместную деятельность, ввести их в ситуацию текста. Данный этап может подразумевать под собой работу с заголовком, иллюстрациями и высказыванием предположений относительно содержания текста. Затем обучающиеся читают предложенный им текст (при этом могут быть использованы разные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, детальное). После чего обучающиеся передают основное содержание текста, эмоционально оценивая прочитанное, выделяют главную мысль, а также возможно составление так

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киреева В. С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

называемых карт-характеристик героев. На заключительном этапе учитель может организовать дискуссию по прочитанному материалу либо между группами обучающихся со схожими точками зрения, либо между всеми учащимися одновременно. Подобные задания позволяют развивать навыки общения, распределения ролей (если речь идет о работе в группе), взаимодействия и высказывания своей точки зрения, что в свою очередь, стимулирует физическую и эмоциональную активность обучающихся.

Проблемное обучение может быть основано на кейс-технологии, которая является одной из наиболее эффективных среди интерактивных методов обучения, по мнению Омаровой П. А. и Омаровой Д. А. [10]). Кейс-метод позволяет поместить обучающихся в реальные условия, требующие речевого взаимодействия. Использование данного метода на уроках подразумевает активизацию речевой активности, необходимую для формирования коммуникативных навыков. Любой кейс включает в себя ситуацию, ее контекст, комментарии к ней, задания и вопросы для работы с кейсом, приложения. Кейсы помогают создать такую языковую среду, которая эффективно позволяет формировать потребности для использования иностранного языка как средства реального общения. Соответственно, применение технологии кейсов способствует развитию такого вида речевой деятельности, как чтение, а также способствует отработке лексики, ее закреплению и совершенствованию языковых и речевых навыков. При включении любого кейса в процесс урока учителю, прежде всего, нужно отработать необходимые лексические и грамматические конструкции, сделать их понятными и доступными для свободного использования обучающимися. Подобные лек-сико-грамматические единицы могут включать в себя фразы согласия, несогласия, одобрения, возражения, дополняющего или уточняющего характера, эмоциональные фразы. Материал кейса заранее дается для изучения и дальнейшего обсуждения между группами обучающихся с противоположными мнениями. Таким образом, в ходе разыгрывания той или иной ситуации обучающиеся овладевают последовательно чтением, говорением и аудированием, что в свою очередь, подчеркивает взаимосвязь всех видов речевой деятельности.

Положительное влияние использования кейс-метода как одного из средств обучения иностранному языку подчеркивают С. В. Беспалова и Я. А. Кармишина [11], которые относят его к одному из наиболее эффективных способов изучения английского языка. По их мнению, при помощи данных заданий обучающиеся не только осмысливают какую-либо жизненную ситуацию, но и актуализируют уже имеющиеся у них знания, необходимые для решения данной проблемы. Кейс-метод подразумевает под собой воссоединение теоретической подготовки и практических умений, что ведет к совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции. Среди положительных эффектов от использования кейсов также можно отметить не только развитие творческого мышления, умение вести дискуссию, аргументировать свои ответы, но и совершенствование навыков чтения и обработки информации.

Таким образом, стоит отметить, что коммуникативные и проблемно-поисковые задания, используемые в начальной школе, способствуют снятию языкового барьера у обучающихся, повышению мотивации к изучению иностранного языка, а также расширению возможностей использования устной речи. Правильно подобранные задания формируют и развивают навыки иноязычного чтения у младших школьников, что впоследствии может стать основой для их устных и письменных высказываний. Данный факт еще раз подчеркивает важность и значимость чтения как вида речевой деятельности, навыки и умения которого необходимо систематически и последовательно развивать с самого начала изучения иностранного языка.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Киреева В. С. К вопросу об обучении чтению на английском языке младших школьников с использованием коммуникативных и проблемно-поисковых заданий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S8. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470101.htm.

Ссылки на источники

1. Горина В. А. Формирование языковой личности в условиях преподавания второго иностранного языка // Вестник МГЛУ. - 2015. - № 4 (715). - С. 44-55.

2. Чубарова Е. В. Коммуникативная методика в преподавании иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 5. - С. 186-188. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56188.htm.

3. Балина Л. Г. Обучение чтению младших школьников на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1581-1585. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96235.htm.

4. Тертышная С. Н. Обучение чтению на английском языке младших школьников // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 3. - С. 56-61.

5. Васильева Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. - 2008. - № 35 (76), ч. 2: (Педагогика, психология, теория и методика обучения). - С. 47-54.

6. Зайцева С. Е. Коммуникативность как главная черта современного урока иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 396-400. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86982.htm.

7. Киндт О. В. Применение метода коммуникативных заданий на начальном этапе обучения для формирования иноязычных лексических навыков // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 1 (1). - С. 99-100.

8. Голомолзина Е. Ю. Коммуникативное развитие младших школьников посредством проблемных ситуаций // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9 (51). - С. 99-101.

9. Ерёмина В. М. Применение проблемных заданий в процессе обучения чтению художественной литературы на иностранном языке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. - 2013. - № 6 (53). -С. 172-177.

10. Омарова П. А., Омарова Д. А. Использование кейс-метода в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 2 (31). - С. 57-60.

11. Беспалова С. В., Кармишина Я. А. К понятию кейс-метода как одного из способов обучения иностранному языку (на материале английского языка) // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 2. - С. 13-15.

Valentina Kireeva,

Master's Degree Student, Chair of Foreign Languages, Department of History and International Relations, Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan kireeva [email protected]

On Teaching Reading in English with the Help of Communicative and Reading for Specific Information Tasks in Primary School

Abstract. This article contains a review of research concerning the problem of teaching foreign-language reading in primary school. The special focus is on the communicative reading and reading for specific information. The author gives a review of the existing methods of teaching reading and classification of reading strategies. The difficulties of this problem and their possible solutions are also under consideration. Key words: foreign-language reading, communicative tasks, reading for specific information, case-technology, global method, phonological method, communicative-oriented teaching, teaching English in primary school.

Рекомендовано к публикации:

Исаевой О. Н., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 29.03.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 31.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 31.03.17 Опубликована Published 10.04.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Киреева В. С., 2017

977230412017346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.