Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (МВД) РОССИИ / КУРСАНТЫ И СЛУШАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покорская Анастасия Николаевна, Еремин Роман Владимирович

С целью формирования профессиональных компетенций при подготовке выпускников в высших учебных заведениях системы Министерства внутренних дел (МВД) России, в частности, формирования военно - прикладных умений и навыков, необходимо интегрировать в систему физической подготовки профессионально ориентированные программы, направленные на формирование фундаментальных знаний в данной области и в дальнейшем, на основании которых, отрабатываются умения и формируются профессиональные навыки. Актуальность изучения данной тематики является то, что служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) сопровождается большим нервным напряжением. Поэтому занятия по физической подготовке могут проводиться не только для совершенствования физических качеств, но и для нервной разрядки и эмоциональной устойчивости и развития взаимоотношений. Это дает повод перейти к пересмотру базовых подходов к применению спорта в рамках физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покорская Анастасия Николаевна, Еремин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

In order to form professional competencies in the preparation of graduates in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular, the formation of military - applied skills and abilities, it is necessary to integrate professionally oriented programs into the system of physical training aimed at the formation of fundamental knowledge in this field and further on the basis of which the development of skills and the formation of professional skills. The relevance of the study of this topic is that the official activity of the police officers is accompanied by great nervous tension. Therefore, physical training classes can be conducted not only to improve physical qualities, but also for nervous relaxation and emotional stability and the development of relationships. This gives a reason to proceed to the revision of the basic approaches to the use of sports in the framework of physical training.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

Покорская Анастасия Николаевна

сержант полиции, курсант факультет подготовки следоватпелей Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Pokorskaya Anastasia Nikolaevna sergeant police, cadet faculty of training of investigators Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Научный руководитель: Еремин Роман Владимирович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Eremin Roman Vladimirovich

lecturer

department of physical culture and sport Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. С целью формирования профессиональных компетенций при подготовке выпускников в высших учебных заведениях системы Министерства внутренних дел (МВД) России, в частности, формирования военно-прикладных умений и навыков, необходимо интегрировать в систему физической подготовки профессионально ориентированные программы, направленные на формирование фундаментальных знаний в данной области и в дальнейшем, на основании которых, отрабатываются умения и формируются профессиональные навыки. Актуальность изучения данной тематики является то, что служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД) сопровождается большим нервным напряжением. Поэтому занятия по физической под -готовке могут проводиться не только для совершенствования физических качеств, но и для нервной разрядки и эмоциональной устойчивости и развития взаимоотношений. Это дает повод перейти к пересмотру базовых подходов к применению спорта в рамках физической подготовки.

Abstract. In order to form professional competencies in the preparation of graduates in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular, the formation of military-applied skills and abilities, it is necessary to integrate professionally oriented programs into the system of physical training aimed at the formation of fundamental

knowledge in this field and further on the basis of which the development of skills and the formation of professional skills. The relevance of the study of this topic is that the official activity of the police officers is accompanied by great nervous tension. Therefore, physical training classes can be conducted not only to improve physical qualities, but also for nervous relaxation and emotional stability and the development of relationships. This gives a reason to proceed to the revision of the basic approaches to the use of sports in the framework of physical training.

Ключевые слова: навыки; умения; знания профессионально-ориентированная подготовка; Министерства внутренних дел (МВД) России, курсанты и слушатели.

Keywords: skills; abilities; knowledge professionally-oriented preparation; the Ministry of internal Affairs of Russia; cadets and listeners.

В процессе службы сотрудникам органов внутренних дел постоянно приходится сталкиваться с преодолением ряда трудностей: человеческой жестокостью, нарушением норм законодательства. В таких условиях просто необходима психологическая и физическая подготовка сотрудника органов внутренних дел, от чего зависит его жизнь и жизнь окружающих.

Наиболее важным моментом в вопросе подготовки сотрудника к действиям в условиях, при которых требуется применение физической силы, является не только совершенствование профессиональных навыков сотрудника, но и его психологическая подготовка к действиям в данной ситуации.

Любая ситуация (патрулирование; розыск, преследование подозреваемого; его задержание) требует от сотрудника наиболее быстрой эмоциональной перестройки. Прежде всего, формирование у сотрудника необходимого уровня эмоционального состояния зависит непосредственно от грамотных действий преподавателей в вузах системы Министерства внутренних дел (далее - МВД) России, поскольку именно они формируют необходимые навыки у обучающихся курсантов и слушателей [1].

Вопросы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел всегда находились в центре внимания органов управления и обеспечения кадровой службы. От того, на каком уровне находится физическая подготовка зачастую зависит выполнение поставленных задач перед сотрудником. Поэтому не менее актуальным остается вопрос о физической подготовке будущих сотрудников, ведь никто иной, как они должны будут в дальнейшем защищать Родину, в том числе, используя физическую подготовку.

Важнейшей задачей учебно-тренировочного процесса является подготовка курсантов МВД для профессиональной деятельности. Решение этой задачи в наибольшей степени определено организационно-методической работой в вузах МВД.

Содержание занятий по физической подготовке в органах внутренних дел (ОВД) должно соответствовать современному уровню развития, который предъяв-ляет высокие требования к физической подготовленности сотрудника ОВД.

При изучении возрастных особенностей развития физических качеств установлено, что избирательность воздействия зависит от сенситивных периодов, то есть, в период активного развития определенной способности, применение упражнений данной направленности значительно повышает уровень ее развития, то и определяет направленность используемых средств.

Важными из основных физических качеств, которые содействуют прогрессу

физической подготовки, считаются скоростно-силовые качества. Целенаправленное систематическое воспитание скоростно-силовых способностей на этапе начальной подготовки содействует успешному овладению и техническими приемами.

Оперативно-служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел в экстремальных ситуациях называется служебно-боевой деятельностью, а подготовка к такой деятельности и обучение - служебно-боевой подготовкой [2].

Эффективность деятельности и личная безопасность сотрудников полиции в экстремальных ситуациях прямо зависят от уровня их служебно-боевой подготовленности.

Многие специалисты в области педагогики и профессионального образования, одним из специфических факторов такой ситуации, называют отсутствие связи между развитием необходимых профессионально значимых качеств, в нашем случае, личностной саморегуляции и увлеченностью будущего сотрудника ОВД физической культурой и спортом [4].

Вместе с тем, на наш взгляд, физическая культура и спорт не представлены как отдельный метод развития личностной саморегуляции и профессионально-значимого аспекта будущих сотрудников ОВД. Необходимо рассматривать спорт как один из педагогических методов развития саморегуляции и становления будущих сотрудников ОВД в профессиональной подготовке, используемый в учебном и воспитательном процессе, а также, как инструмент для поддержания духовного и личностного профессионального роста сотрудника ОВД не только в спорте, но и в целостном формировании личности.

Данный подход позволяет выполнять не только физические упражнения на должном уровне, но и повышают спортивную составляющую, которые необходимы для развития таких качеств, как выносливость, ловкость, сила, скорость, координация, быстрота реакции и.так далее.

Все эти физические качества тесно связаны друг с другом, и они влияют друг на друга. Следует отметить, что сегодня нельзя говорить о приоритетном развитии какого-либо конкретного физического качества, а также о развитии одного из них во вред другому, что, в конечном итоге, окажет негативное влияние на общую подготовку курсантов. Курсанты и слушатели МВД должны тренировать силу, выносливость, скорость и другие физические качества, в практической работе они могут оказаться в ситуации, когда эти качества необходимо применить молниеносно и непромедлительно. Также одной из основных задач физической и спортивной подготовки является обеспечение психологической подготовленности курсантов и слушателей к будущей профессиональной деятельности. Профессиональная психологическая подготовка включает в себя достаточную профессиональную компетентность, необходимую для быстрой адаптации неразвитого организма к изменяющимся условиям профессиональной и внешней среды, интенсивности работы, способность завершить восстановление в установленные сроки, наличие, мотивацию и личностные качества для достижения определенных целей.

В процессе физического обучения процесс формирования личности курсантов и слушателей является единым, многогранным и многоуровневым явлением и выражается в:

- в личностном развитии и самообразовании;

- в обновлении ранее сформированных качеств и дополнении в развитии недостающих.

Постоянная систематическая подготовка курсантов и слушателей в сферах различных видов спорта МВД России способствует эффективному развитию физических качеств, формированию профессиональных прикладных навыков и воспитанию психолого-нравственных качеств высококвалифицированных специалистов в области деятельности правоохранительных органов.

Вышеупомянутые аспекты играют важную роль в профессиональном развитии курсанта и слушателей вузов МВД. Таким образом, учитывая специфику оперативной и служебной деятельности подразделений органов внутренних дел, можно определить, что наличие спортивной и физической подготовки, психологической стабильности, морально-нравственных качеств и высокой физической подготовленности является основой эффективной профессиональной деятельности полиции лишь в том случаи, когда все вышесказанное опирается на фундамент физической культуры и спорта в целом.

Так же физическая культура и спортивная подготовка курсантов и слушателей способствует выполнению поставленных задач в экстремальных, боевых и обыденных обстоятельствах, которое является еще одним важным направлением совершенствования системы физической и спортивной подготовки в образовательных организациях системы МВД России.

Физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности человека, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также совершенствования профессионально значимых качеств, двигательной сферы и другие. Физическая культура и спорт являются важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством всестороннего и гармоничного развития личности [3].

Служебная деятельность сотрудников ОВД сопровождается большим нервным напряжением. Поэтому занятия по физической подготовке могут проводиться не только для совершенствования физических качеств, но и для нервной разрядки и эмоциональной устойчивости. Это достигается включением в обучение, занятий по спортивным и подвижным играм, а также проведением групповых занятий с умеренной физической нагрузкой.

Поскольку физическая подготовка и спорт обладают огромным потенциалом для укрепления не только здоровья, но и контактов между людьми, то, именно в процессе общения, во время таких занятий курсанты и преподаватели устанавливают контакты, информируют, побуждают, влияют и корректируют какие-либо связи в поведение друг друга, то есть вступают в отношения на уровне взаимосвязей между собой.

Следует отметить, что курсанты и слушатели образовательных организаций МВД России, это в основном подростки и молодежь, то есть мобильная и активная часть общества, у которых сформировано представление об окружающем мире и себя в этом мире. Это отдельная категория, на которую общество и государство возлагают большие надежды.

Исходя из специфики рассматриваемой нами категории, необходимо понимать, что курсантам МВД, прежде всего, присуще специфические проявления поведения, зачастую у них возможны проявления девиантного поведения, которое возникает на фоне их специфической будущей профессии, а также отличающейся от других вузов системы обучения.

На основании вышеизложенного, на наш взгляд, необходима корректировка базовых стандартов, регламентирующая физическую подготовку сотрудников органов внутренних дел с использованием всех средств социального становления для достижения всестороннего и гармоничного развития личности.

Литература

1. Баркалов С. Н. Профессиографический подход к физической подготовке сотрудников органов внутренних дел // Научный портал МВД России. 2015. № 4 (32). С. 121-129.

2. Ахметов Р. С. Физическая подготовка как предиктор, определяющий качество развития личности сотрудника ОВД // Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 18 февраля

2019 г.). Краснодар : Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 6-9.

3. Волошин Г. Г., Костин А. В. Роль физической подготовки в деятельности сотрудника ОВД // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции (г. Иркутск, 26-27 сентября 2019 г.). Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. С. 24-27.

4. Исаев Р. А. Физическая подготовка как важнейший компонент профессиональной подготовки сотрудников ОВД // Достижения вузовской науки 2020 : сборник статей XIII Международного научно-исследовательского конкурса (г. Пенза, 20 апреля

2020 г.). Пенза : Наука и Просвещение, 2020. С. 133-135.

References

1. Barkalov S. N. Professiograficheskiy podkhod k fizicheskoy podgotovke sot-rudnikov organov vnutrennikh del [Professional approach to the physical training of employees of internal affairs bodies]. Nauchnyy portal MVD Rossii - Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 4 (32), pp. 121-129.

2. Akhmetov R. S. [Physical training as a predictor that determines the quality of development of the personality of an internal affairs officer]. Sovershenstvovanie metodiki prepodavaniya spetsial'nykh professional'nykh distsiplin v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Krasnodar, 18 fevralya 2019 g.) [Improving the methodology of teaching special professional disciplines in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Krasnodar, February 18, 2019)]. Krasnodar, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2019, pp. 6-9. (In Russia).

3. Voloshin G. G., Kostin A. V. [The role of physical training in the activities of a police officer]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Sbornik statey XXI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Irkutsk, 26-27 sentyabrya 2019 g.) [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of articles of the XXI All-Russian Scientific and Practical Conference (Irkutsk, September 26-27, 2019)]. Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2019, pp. 24-27.

4. Isaev R. A. [Physical training as the most important component of professional training of police officers]. Dostizheniya vuzovskoy nauki 2020. Sbornik statey XIII Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa (g. Penza, 20 aprelya 2020 g.) [Achievements of university science 2020. Collection of articles of the XIII International Research Competition (Penza, April 20, 2020)]. Penza, Science and Education Publ., 2020, pp. 133-135. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.