Научная статья на тему 'РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ / ДИНАМИЧНОСТЬ / НЕОБХОДИМОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзев Кирилл Александрович, Пахомов Вячеслав Иванович

В данной статье раскрывается роль и значение воспитательно - психологического аспекта в профессиональной служебно - прикладной физической подготовке на примере мотивации курсантов, слушателей, а так же действующих практических сотрудников к повышению индивидуально - личностного уровня физической подготовленности, необходимого для качественного выполнения профессиональных обязанностей по борьбе с преступностью. Выделяются и анализируются основные группы мотивационной составляющей к занятиям физической подготовкой среди курсантов, а так же динамические изменения в период обучения в образовательных организациях системы Министертства внутренних дел России, выделяется актуальность данного направления и его значимость для формирования и развития основных профессионально - физических навыков защиты и задержания среди всех групп сотрудников органов внутренних дел. Делается вывод о важности правильной мотивационной составляющей в повышении индивидуального уровня физической подготовки курсанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобзев Кирилл Александрович, Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE EDUCATIONAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT IN THE SERVICE-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

This article reveals the role and significance of the educational and psychological aspect in professional service - applied physical training on the example of motivation of cadets, trainees, as well as current practical staff to increase the individual and personal level of physical fitness necessary for the qualitative performance of professional duties in the fight against crime. The main groups of the motivational component among cadets for physical training are identified and analyzed, as well as dynamic changes during training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the relevance of this topic and its significance for the formation and development of basic professional and physical skills of protection and detention among all groups of police officers are highlighted. The conclusion is made about the importance of the correct motivated component in increasing the individual level of physical fitness of the cadet.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 796.819

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE ROLE OF THE EDUCATIONAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT IN THE SERVICE-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS

Кобзев Кирилл Александрович

курсант

факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Kobzev Kirill Aleksandrovich

cadet

faculty of training of traffic police specialists Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Пахомов Вячеслав Иванович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Pakhomov Vyacheslav Ivanovichn

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье раскрывается роль и значение воспитательно-психологического аспекта в профессиональной служебно-прикладной физической подготовке на примере мотивации курсантов, слушателей, а так же действующих практических сотрудников к повышению индивидуально-личностного уровня физической подготовленности, необходимого для качественного выполнения профессиональных обязанностей по борьбе с преступностью. Выделяются и анализируются основные группы моти-вационной составляющей к занятиям физической подготовкой среди курсантов, а так же динамические изменения в период обучения в образовательных организациях системы Министертства внутренних дел России, выделяется актуальность данного направления и его значимость для формирования и развития основных профес-сионально-физи-ческих навыков защиты и задержания среди всех групп сотрудников органов внутренних дел. Делается вывод о важности правильной мотивационной составляющей в повышении индивидуального уровня физической подготовки курсанта.

Abstract. This article reveals the role and significance of the educational and psychological aspect in professional service-applied physical training on the example of motivation of cadets, trainees, as well as current practical staff to increase the individual and personal level of physical

fitness necessary for the qualitative performance of professional duties in the fight against crime. The main groups of the motivational component among cadets for physical training are identified and analyzed, as well as dynamic changes during training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the relevance of this topic and its significance for the formation and development of basic professional and physical skills of protection and detention among all groups of police officers are highlighted. The conclusion is made about the importance of the correct motivated component in increasing the individual level of physical fitness of the cadet.

Ключевые слова: физическая подготовка; мотивационный аспект; динамичность; необходимость; воспитательная деятельность; психология.

Keywords: physical training; motivational aspect; dynamism; necessity; educational activity; psychology.

Безусловно, воспитательно-психологический аспект является одной из важнейших составляющих любой деятельности человека, особенно, если речь идет о таком трудном и планомерном процессе как совершенствование индивидуального уровня физической подготовки. В этой связи, следует обратить особое внимание на такую категорию, как «мотивация» в сфере психологической и воспитательной работы.

Под термином «мотивация» в контексте физической подготовки курсантов предлагает понимать такое состояние личности, при котором она направлена на достижения определенного уровня физической подготовленности [1, с. 54]. Считается, что указанное определение достаточно лаконично и точно описывает мотивацион-ную составляющую деятельности действующих сотрудников и курсантов по совершенствованию их индивидуального уровня физической подготовки. Однако, думается, что понятие может быть дополнено указанием на предвидение итогового результата, на достижение которого и направлена сама деятельность субъекта. Этим мотивация и цель отличаются от таких психологических явлений, как мечты и грезы. Итак, мотивация - это состояния человека, при котором он моделирует желаемое будущее и пути его достижения и стремится все это реализовать. В нашем случае, целью будет повышение уровня индивидуальной физической подготовки и моделирование пути достижения с помощью комплексов упражнений, тренировки и тому подобное.

Мотивация является центральной категорией для лиц, которые занимаются спортом. Постоянные тренировки, совершенствования собственного уровня, усердные занятия - все это требует выдержки и активного стремления, направленного на достижение личностно важного результата. В литературе немало исследований посвящено именно мотивам, которые лежат в основе деятельности курсантов по совершенствованию своего уровня физической подготовки. В связи с анализом данного понятия можно выделить следующие мотивационные аспекты [2, с. 104]:

1. Социальное самоутверждение - высокая физическая подготовленность позволяет курсантом осознавать свои передовые позиции в данной деятельности. Для ряда занимающихся спорт является способом проявить свое превосходство, получить авторитет в коллективе. Некоторые курсанты и вовсе сочетают высокий уровень физической подготовленности с успехами в освоении теоретических дисцип-лин, что формирует особый статус для лица, который обуславливает, в том числе, его социальное положения в пределах учебной организации. Стремление к всеобъемлющему

превосходству может приводить и к отрицательным предпосылкам, например, излишней педантичности. Однако, в контексте мотивации к совершенствованию индивидуального уровня физической подготовки это служит мощным толчком к активным тренировкам и занятиям.

2. Физическое (личностное) самоутверждение - у самоутверждения как мотива есть и вторая сторона - внутренняя. Она выражается в желании курсанта укрепить свое физическое здоровье, чтобы быть не слабее других. Повторимся, что в последние годы набирают обороты тенденции, связанные с распространением «моды» на здоровый образ жизни. Но развитие уровня физической подготовленности у большинства в обществе или его отдельных частях, вызывает стремления членов коллектива не отставать в этой сфере. Особенно это проявляется в ведомственных вузах, где многие обучающиеся имеют высокий уровень физической подготовленности уже с первого курса, так как от этого напрямую зависит возможность поступления и получения высокого бала на экзамене. Помимо этого, мотив физического самоутверждения позволяет самому занимающемуся более уверенно ощущать себя в социуме. Лицо, у которого практически нет недостатков, связанных с физической подготовленностью, обладает решимостью и занимает определенную нишу в обществе и социальных группах.

3. Эмоциональные мотивы - физическая подготовка выступает как средство поддержания хорошего настроения. Реализация этого мотива зависит сильно от индивидуальных психологических особенностей каждого индивида. Существует немалая доля курсантов, для которых спорт является важной частью эмотивной сферы жизнедеятельности. Именно находясь на тренировках, человек чувствует расслабление, его настроение улучшается. Кроме того, сосредоточение на спортивных нагрузках заставляет отложить повседневные проблемы в личной жизни, учебе и т. п. Однако, такой мотив превалирует далеко не у всех курсантов. Для ряда занимающихся тренировки - нужный, но стресс, не дающий возможность эмоционально разгрузиться. Именно поэтому мы подчеркнули, что такой мотив является сугубо индивидуальным с психологической точки зрения.

4. Моральные мотивы - связаны с морально-волевой сферой жизни курсанта. У большинства лиц выражается в стремлении внести свой вклад в деятельность своего подразделения, группы и тому подобное. У ряда занимающихся подобные мотивы достигают максимума, и они считают, что, поддерживая индивидуальный уровень, такие люди обеспечивают здоровье нации, укрепляют генофонд, принимают эстафету поколений и многое другое. Главное в таких мотивах то, что они поддерживаются именно морально-волевыми качествами - гордостью, патриотизмом и т. д.

5. Мотив достижения успехов - очень похож на социальные, но имеет свои особенности. Главная состоит в том, что при превалировании, человек стремиться к повышению своего уровня для достижения конкретного результата - выступление на соревнованиях, медали, гранты и тому подобное. Курсанту это необходимо для самосовершенствования, а не для достижения какого-либо положения в социуме. Чаще всего, такой мотив преобладает у членов институтских сборных, которые занимаются спортом профессионально еще до момента поступления в образовательную организацию.

6. Спортивно-познавательный мотив - исследователи отмечают, что ряд занимающихся участвуют в тренировках для развития пределов своего организма. Совершенствуя свой индивидуальный уровень физической подготовки, такие курсанты исследуют самих себя: свою эмотивную, психологическую и физиологическую сферы. Иногда их интересуют собственные пределы. Однако, превалирование такого мотива может показывать тревожные тенденции. Осуществляя поиск, курсант может не ощутить, как перешел пределы своего организма и навредить себе. Так, у ряда занимающихся существует «мода» на повышение уровня выносливости путем применения в тренировках респираторов, затрудняющих дыхание. Вместе с тем, подобного рода кислородное голодание может приводить к проблемам в кардиологической и неврологической сферах в перспективе.

7. Рекреационный мотив - схож с эмоциональным, но имеет свои особенности. Если в рамках эмоционального мотива курсанты рассматривают физические упражнения как часть жизни, значительно влияющую на их эмотивный потенциал, то в рамках рекреационного мотива спорт используют именно как средство физической разгрузки. Особенно это актуально для образовательных организаций системы Министерства внутренних дел (МВД) России, где режим службы предусматривает высокие физические, умственные и психологические нагрузки. В этой связи, тренировки выступают способом абстрагирования, выплескивания пара, расслабления. При превалировании рекреационного мотива преобладают в большей степени виды тренировок, которые не дают чрезмерных нагрузок на организм, а позволяют именно расслабиться. Так, часто применяются игровые методы, аэробика, йога, спортивный туризм и тому подобное. Изнурительные тренировки выбирают далеко не все курсанты, поскольку они могут создавать дополнительный стресс.

8. Прикладной мотив - физическая подготовка рассматривается как необходимая часть профессиональной подготовки, а потому полицейский должен быть индивидуально физически готов к выполнению оперативно-служебных задач, которые нередко могут быть связаны с дополнительными нагрузками. Так рассуждают курсанты, у которых превалирует указанная мотивация.

9. Необходимость - схожа с предыдущим, но имеет специфику. При необходимости, как мотив, курсанты занимаются повышением уровня физической подготовленности, поскольку это является обязательной частью их текущей служебной деятельности. Неудовлетворительные оценки по физической подготовке влекут массу негативных последствий прикладного характера - дополнительные самостоятельные подготовки, отказ в предоставлении разрешения на выезд за пределы дислокации учебной организации и тому подобное. Естественно, что большинство курсантов хотят этого избежать, поэтому активно занимаются тренировками.

10. Мотив удовлетворения материальных потребностей - ряд занимающихся стремятся извлечь выгоду из своих занятий. Крупные и престижные спортивные соревнования могут приносить доход. Также в практических органах возможно получение классности, которая влияет на оплату труда. Для курсантов указанный мотив является менее превалирующим, так как в условиях образовательных организаций системы МВД России превратить спортивную деятельность в материально-релевантную достаточно сложно.

Следует отметить главную особенность мотивов повышения уровня физической подготовленности в среде курсантов. Это ее чрезвычайная динамичность [3, с. 104]. Период обучения в образовательной организации - переломный момент в жизни большинства молодых людей. В это время они уходят от детской беззаботной жизни и погружаются в мир взрослых проблем. Происходит переосмысление жизненных ценностей, частичная профессиональная деформация как в положительную сторону, так и в отрицательную, строятся перспективы на будущее и многое другое. Иными словами, за время обучения в образовательной организации окончательно формируется личность курсанта, при чем ее показатели из года в года сильно разнятся.

Это сказывается и на мотивации занятия спортом. Исследователи отмечают, что в процессе взросления и перехода на старшие курсы обучения, курсанты резко меняют приоритет в мотивации своей тренировочной деятельности. Так, проведя опрос респондентов, следует прийти к выводу, что у первокурсников часто превалируют социально значимые мотивы. Это связано с юношеским максимализмом и незаконченностью детского, школьного периода в жизни [4, с. 32].

Полицейский рассматривается такими людьми как некая идеальная субстанция, которая должна обладать высоким уровнем физической подготовки. Именно поэтому спорт считается у такой категории курсантов социально-значимым. Молодые люди определяют свое место в коллективе, стараются совершенствовать свой уровень для общественно-значимых целей. Самой неиспользуемой группой мотивов становятся прикладные. Молодые люди еще не знают сути самой практической деятельности, а потому редко рассматривают спорт, как средство достижения конкретных, неидеальных целей. К старшим курсам расстановка приоритетов меняется. Социально-значимые мотивы отходят на последний план. Курсанты осознают прикладную значимость физической подготовки, а потому и занимаются повышением своего индивидуального уровня. Интересно отметить, что оздоровительные мотивы сохраняют свое срединное положение для всех категорий респондентов. Это связано с тем, что поддержание здоровья и красоты является явным преимуществом занятий спортом, однако, никогда не выступает как превалирующий мотив, поскольку в образовательных организациях системы МВД России физическая подготовка - обязательная дисциплина, в которой оздоровительным вопросам также отводится второй план [5, с. 42].

Таким образом, мотивация играет важную роль в повышении индивидуального уровня физической подготовки курсанта. Выделяют разные группы мотивации для обучающихся высших учебных заведений системы МВД России, но условно их можно делить на три большие группы. Главной особенностью мотивации курсантов является ее динамичность. Приоритеты в мотивах меняются из года в год при переходе на старшие курсы обучения, поскольку занимающиеся начинают осознавать прикладной характер физической подготовки. Стремление сотрудников органов внутренних дел (ОВД) обеспечить свой личный потенциал по физической подготовке и физическому развитию способствует более профессиональному и качественному результату в своей служебной деятельности, поскольку это будет приносить значимый вклад в борьбе с преступностью.

Литература

1. Моськин С. А., Еремин Р. В. Организация самостоятельных занятий физической культурой в целях повышения двигательной активности человека [Электронный ресурс] // Наука-2020. 2018. № 2-2 (18). С. 47-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnyh-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-v-tselyah-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-cheloveka (дата обращения 05.04.2022).

2. Моськин С. А. Роль физической подготовки в профессиональном обучении курсантов и слушателей для практической деятельности в ОВД [Электронный ресурс]// Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 104-109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-podgotovki-v-professionalnom-obuchenii-kursantov-i-slushateley-dlya-prakticheskoy-deyatelnosti-v-ovd (дата обращения 15.04.2022).

3. Баркалов С. Н. Воспитательные аспекты учебных дисциплин в формировании опыта профессионального поведения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова. 2019. № 2 (79). С. 102-105.

4. Кузнецов М. Б. Средства формирования мотивации курсантов и слушателей к практическим занятиям по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России [Электронный ресурс] // Наука-2020. 2019. № 2 (27). С. 31-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-formirovaniya-motivatsii-kursantov-i-slushateley -k-prakticheskim-zanyatiyam-po-distsipline-fizicheskaya-podgotovka-v (дата обращения 15.05.2022).

5. Пахомов В. И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в формировании личности. Основные формы, методы, направления информационно-пропагандистской работы по воспитанию патриотизма и духовности у молодежи [Электронный ресурс] // Автономия личности. 2021. № 2 (25). С. 36-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-v-formirovanii-lichnosti-osnovnye-formy-metody-napravleniya-informatsionno (дата обращения 25.05.2022).

References

1. Mos'kin S. A., Eremin R. V. Organizatsiya samostoyatel'nykh zanyatiy fizicheskoy kul'turoy v tselyakh povysheniya dvigatel'noy aktivnosti cheloveka [Organization of independent physical education in order to increase human motor activity] Nauka-2020 -Science-2020, 2018, no. 2-2 (18), pp. 47-53. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnyh-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-v-tselyah-povysheniya-dvigatelnoy-aktivnosti-cheloveka (accessed 05.04.2022).

2. Mos'kin S. A. Rol' fizicheskoy podgotovki v professional'nom obuchenii kursantov i slushateley dlya prakticheskoy deyatel'nosti v OVD [The role of physical training in the professional training of cadets and students for practical activities in the Department of Internal Affairs] Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-1 (17), pp. 104-109. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-podgotovki-v-professionalnom-obuchenii-kursantov-i-slushateley-dlya-prakticheskoy-deyatelnosti-v-ovd (accessed 15.04.2022).

3. Barkalov S. N. Vospitatel'nye aspekty uchebnykh distsiplin v formirovanii opyta professional'nogo povedeniya kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Educational aspects of educational disciplines in the formation of the experience of professional behavior of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of

Russia]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta Ministerstva vnutrennikh del Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2019, no. 2 (79), pp. 102-105.

4. Kuznetsov M. B. Sredstva formirovaniya motivatsii kursantov i slushateley k prakticheskim zanyatiyam po distsipline «Fizicheskaya podgotovka» v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [Means of creating motivation for cadets and students for practical classes in the discipline "Physical training" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 2 (27), pp. 31-35. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-formirovaniya-motivatsii-kursantov-i-slushateley -k-prakticheskim-zanyatiyam-po-distsipline-fizicheskaya-podgotovka-v (accessed 15.05.2022).

5. Pakhomov V. I. Dukhovno-nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie v for-mirovanii lichnosti. Osnovnye formy, metody, napravleniya informatsionno-propagandistskoy raboty po vospitaniyu patriotizma i dukhovnosti u molodezhi [Spiritual, moral and patriotic education in the formation of personality. The main forms, methods, directions of advocacy for the education of patriotism and spirituality among youth]. Avtonomiya lichnosti - Autonomy of the individual, 2021, no. 2 (25), pp. 36-45. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-v-formirovanii-lichnosti-osnovnye-formy-metody-napravleniya-informatsionno (accessed 25.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.