Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КРИТЕРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ САМОПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Дарья Ильинична, Кузнецов Михаил Борисович

Отличная физическая подготовка курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел (МВД) России - это один из ключевых моментов их будущей успешной профессиональной деятельности. Однако, обычных занятий по физической подготовке может быть недостаточно. Выбранная тема до сих пор имеет свою актуальность, поскольку курсанты ради достижения своих целей нередко прибегают к самостоятельной физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреева Дарья Ильинична, Кузнецов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Excellent physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is one of the key points of their future successful professional activity. However, regular physical training sessions may not be enough. The chosen topic still has its relevance, since cadets often resort to independent physical training in order to achieve their goals.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

УДК 796.011.3+378

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

SOME ASPECTS OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE

MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Киреева Дарья Ильинична

курсант

Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Kireeva Darya llyinichna cadet

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Кузнецов Михаил Борисович

старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. Отличная физическая подготовка курсантов образовательных орга-низаций Министерства внутренних дел (МВД) России - это один из ключевых моментов их будущей успешной профессиональной деятельности. Однако, обычных занятий по физической подготовке может быть недостаточно. Выбранная тема до сих пор имеет свою актуальность, поскольку курсанты ради достижения своих целей нередко прибегают к самостоятельной физической подготовке.

Abstract. Excellent physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is one of the key points of their future successful professional activity. However, regular physical training sessions may not be enough. The chosen topic still has its relevance, since cadets often resort to independent physical training in order to achieve their goals.

Ключевые слова: физическая подготовка; курсант; самостоятельная физическая подготовка; принципы самостоятельной подготовки; критерии физической самоподготовки.

Keywords: physical training; cadet; independent physical training; principles of independent training; criteria of physical self-training.

Несмотря на то, что процессу физической подготовки в образовательной деятельности сотрудников Министерства внутренних дел (МВД) выделяется достаточно большое количество времени, доказано, что преуспевание в овладении курсантами МВД России навыков и умений во многом зависит от процесса их личностного восприятия себя.

Разумеется, еще в процессе своего обучения курсанты - будущие сотрудники МВД, очень много свободного времени уделяют физическому воспитанию. Однако, этого недостаточно. Причину этому очень легко объяснить - нехватка времени. Нехватка времени спровоцирована наличием у курсантов других научно-образовательных дисциплин.

В условиях ограниченности временном плане процесса обучения, преподаватели берут ориентир на профессиональную подготовленность курсантов МВД -будущих сотрудников. Образовательный процесс как одно из важнейших условий качественной физической самоподготовки заслуживает в нашем исследовании особое внимание.

Он берет свое направление, как правило, на какие-либо конкретные поставленные цели в самом начале своего становления, а в дальнейшем спектр его ориентиров направлен на формирование навыков незаменимых для реализации себя в грядущей профессионально-служебной деятельности.

Отличный залог готовности курсантов не только физической, но и психологической стороны к будущим профессионально-служебным обязанностям выступает одной из ключевых целей специалистов по физической подготовке [1, с. 159; 2, с. 261].

В современных реалиях представленный нами процесс состоит из следующих компонентов:

1) способность к выполнению такой работы, которая пригодится в будущей профессии;

2) обладание физическими возможностями, которые необходимы для занятий по физподготовке;

3) раскрытие и воспитание в себе незаменимых многофункциональных возможностей и способностей организма для успешной деятельности в рамках выполнения служебных задач;

4) умение экстренно и четко реагировать на различные ситуации, которые в условиях современных реалий постоянно меняются;

5) заинтересованность курсантов образовательных организаций МВД России на положительный результат и выбор направления для этого достижения;

6) развитие в себе профессионально значимых качеств личности [3, с. 51].

В научной и специальной литературе заложена мысль, что развитие курсантов в их профессиональной сфере с помощью физической подготовки - это системный и многоуровневый процесс.

Здесь нам хотелось бы выделить внушительный ряд аспектов, способствующих

оказанию непосредственного влияния на успех выполнения профессионально-служебных задач:

1) постоянная, возможно даже каждодневная, работа человека над собой -улучшение за счет регулярности профессионально-значимых качеств, а также воспитание в себе личности;

2) четкая направленность личности, которая определяет ход событий, в которых курсант будет реализовывать себя - непрерывность развития и деятельности курсантов МВД;

3) постоянная работа над уже ранее сформированными качествами, а также раскрытие важнейших новых качеств;

4) взаимосвязь степень достижения результатов и связей личности с процессами внешней среды [4, с. 138].

Как было подчеркнуто нами выше, профессиональная подготовка курсантов -это не только реализация высшей образовательной организацией специально организованных занятий, которые подходят каждому курсанту, в свою очередь, это также помощь в самоподготовке.

Нужно понимать, что эта деятельность и даже помощь должны быть разумной и активной. Здесь речь идет о том, что нужда обусловлена эффективной и успешной психофизической адаптацией к уже сложившимся в современных реалиях социально-правовым условиям.

Если следовать утвержденному учебному плану, мы можем увидеть, что физическая подготовка курсантов осуществляется регулярно, на протяжении всего процесса становления курсантов сотрудниками. Не будем забывать, что особое внимание, разумеется, уделяется именно самоподготовке, однако преподаватели все равно регулярно осуществляют контроль за деятельностью курсантов. Он представляет собой регулярное принятие нормативов контрольных упражнений общей физической подготовки и выполнение боевых приемов борьбы.

Не стоит забывать, что развитие физической подготовки не заканчивается исключительно учебным процессом, также важна самоподготовка курсантов вузов МВД России.

Физическая самоподготовка - это достаточно сложный, серьезный и целенаправленный процесс. Физическая самоподготовка - это одна из основных и особенных форм подготовки курсантов, которая подвергается изучению обучающимися индивидуально.

Рассматривая определение понятия «самостоятельная физическая подготовка», мы можем сделать акцент на один из принципов, лежащих в основе данного понятия. Этим принципов является тот факт, что преподавателю отдается важная роль, можно сказать даже - определяющая. Консультирования преподавателя - это один из ключевых и необходимых этапов представленного процесса.

Формирование основных и важнейших умений и навыков физической подготовки курсантов МВД осуществляется под внимательным руководством и контролем преподавателя, в основном с целью недопущения ошибок в технической части выполнения каких-либо конкретных упражнений общей физической подготовки или при отработке боевых приемов борьбы. Несомненно, процесс физической самопод-

готовки сопровождается усовершенствованием и развитием особых физических качеств личности [5, с. 59].

Поскольку преподаватель и так обязан активно участвовать в процессе самостоятельной физической подготовки обучающихся, отметим, что он также обязан соблюдать еще принцип организации представленных мероприятий.

Здесь важным основанием выступает планомерность и умеренность в распределении, а при необходимости и увеличении физических нагрузок. Грамотный и профессиональный подход специалистов в распределении физических нагрузок очень важен, поскольку без соблюдения малейших инструкций можно с легкостью оказаться травмированным или слишком уставшим. Нельзя ни в коем случае бездумно заниматься активной деятельностью. Для этого даже в процессе самостоятельной подготовки необходимо участие педагога.

Отметим еще один особо важный принцип самостоятельной физической подготовки курсантов - принцип преемственности видов нагрузки.

Остановимся на раскрытии данного принципа более подробно.

Представленный нами принцип означает, что процесс физической подготовки должен с простых упражнений, а по мере нарастания активности переходить к более сложным видам упражнений. То есть речь идет о постепенном переходе, а не резком. Важность этого принципа обусловлена тем, что очень часто курсанты ради быстрого достижения своих целей пренебрегают, например, разминкой или берут слишком большой вес для выполнения упражнений. Из-за этого могут появиться как физические, так и психологические травмы.

у>-> и /■"■ и и и | и

Следующий принцип, способствующий успешной самостоятельной физической подготовке - это принцип факультативности. Данный принцип находит свое отражение в том, что в процессе самостоятельной физподготовки обучающийся проходит этап саморазвития. В данном контексте она выполняет функцию решения дополнительных задач в развитии и совершенствовании у курсантов профессионально-значимых качеств.

Стоит также отметить, чем же должны руководствоваться курсанты при выборе физических упражнений для самостоятельных занятий.

Рассмотрим данный аспект подробнее.

По нашему мнению, внимание нужно обращать на представленные ниже критерии:

1) предлагаемые упражнения должны сопровождаться отличным оздоровительным эффектом;

2) способ выполнения упражнений по самостоятельной физической подготовке должен быть абсолютно любым;

3) упражнения должны быть доступны и легко дозируемы;

4) функции такого рода упражнений должны служить развитию физических качеств и аэробных возможностей.

При систематическом выполнении упражнений и соблюдении наших критериев возникают тренировочные эффекты или позитивные физические сдвиги.

Ответственный преподаватель при организации самостоятельной физподготовки должен постоянно внимательно и четко отслеживать представленный процесс

каждого курсанта, учитывая его индивидуальные, психические, психологические и физические возможности и достижения. Все эти инструкции позволяют объективно оценить быстроту и полноту освоения и усвоения материала.

Заострим внимание на том положении, что в процессе проведения тренировок преподавателю следует обращать особое внимание на тех курсантов, которые по различным причинам не могут справиться с поставленными задачами. Таким курсантам нужно уделять немного больше времени, нежели остальным. Для них разрабатывается и адаптируется программу тренировок, согласно замечаниям контролирующего преподавателя.

На наш взгляд, самостоятельные занятия по физической подготовке курсантов МВД рекомендуется проводить ради уменьшения или даже снятия у курсантов умственного переутомления на занятиях. Беря во внимание эту информацию, мы можем отметить, что сильным толчком для курсантов могут и даже должны стать постоянные самостоятельные занятия по физической подготовке.

Не будем забывать, что они должны быть тесно связаны с учебной и внеучеб-ной деятельностью. Для этого нам изначально необходимо изучить, раскрыть и решить ряд некоторых задач:

1) в первую очередь нужно определить ряд условий физической самоподготовки курсантов, при которых она способна давать наибольший положительный результат, а также определить высокую эффективность;

2) затем необходимо разработать, представить и обосновать содержание, методику внедрения и систему оценивания, которые реализуются в качестве контроля [1, с. 159; 6, с. 8].

Опытный преподаватель осознает, что наибольшая эффективность в их реализации возможна лишь при условии соблюдения ряда требований:

1) взаимодействие изучаемого конкретного материала учебной программы с программой массовых спортивных мероприятий, которые планируются на базе образовательной организации - это выражено необходимостью полного закрепления умений курсантов - взаимосвязь должна быть обязательной;

2) доступность и простота, из-за которых курсант способен выполнять любые упражнения, находясь дома - понятно, что не каждый человек может позволить себе посещать какие-либо секции или тренажерные залы по различным причинам, поэтому очень важно, что есть доступная альтернатива;

3) наличие поставленной цели и овладение занимающимися курсантами правильной методикой выполнения упражнений - для избежания травм данный фактор очень важен;

4) постоянное контролирование со стороны преподавателя и занимающегося курсанта - процесс должен сопровождаться советами и помощью преподавателя на постоянной основе;

5) эмоциональный настрой курсанта на выполнение самостоятельных упражнений - без гармонии в состоянии курсанта физические упражнения не рекомендуется выполнять, поскольку также велик риск получения травмы;

6) содержательность комплекса упражнений, выполняемых курсантом -упраж-нения должны быть выполнены в комплексе, не рекомендуется прерываться

на середине или не начинать с самого начала [7, с. 349; 8, с. 32].

Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что в сложившихся условиях современного общества - постоянного повышения условий и требований к профессиональной физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, работа курсантов по поддержанию и совершенствованию приобретенных на занятиях по физической подготовке знаний, умений и навыков выступает как важное составляющее профессионально подготовленного курсанта.

Литература

1. Герасимов И. В., Моськин С. А., Подрезов И. Н. Самостоятельные занятия в системе подготовки сотрудников полиции // Наука-2020. 2016. № 4 (10). С. 159-165.

2. Осипов Д. В. Методика самостоятельной тренировки функциональной выносливости и взрывной силы ног у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России// Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: совре-менные направления и образовательные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск : Дальневосточный юридический институт МВД России, 2016. С. 261-265.

3. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Дифференцированная физическая подготовка атлетической направленности для курсантов юридических вузов // Вестник спортивной науки. 2018. № 2. С. 51-54.

4. Кузнецов М. Б. Метод спортивной тренировки в процессе обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России // Наука и инновации в сфере образования и производства: сборник научных трудов. Орел : Орловский государственный университет, 2015. С. 138-143.

5. Баркалов С. Н. Проектирование учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России с учетом реализации современных требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Наука-2020. 2021. № 3 (48). С. 59-65.

6. Алдошин А. В. Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 8-11.

7. Осипов Д. В., Кузнецов М. Б. Некоторые особенности круговой тренировки единоборцев // Государство и право в эпоху глобальных перемен : материалы Международной научно-практической конференции. Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2017. С. 349-350.

8. Кузнецов М. Б. К проблеме возникновения травматизма на занятиях по физи-ческой подготовке у курсантов образовательных организаций системы МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей. Орел : Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. С. 32-34.

References

1. Gerasimov I. V., Mos'kin S. A., Podrezov I. N. Samostoyatel'nye zanyatiya v sisteme podgotovki sotrudnikov politsii [Independent studies in the training of police officers]. Nauka-

2020, 2016, no. 4 (10), pp. 159-165.

2. Osipov D. V. Metodika samostoyatel'noy trenirovki funktsional'noy vynos-livosti i vzryvnoy sily nog u kursantov i slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii [Methods of self-training, functional endurance and explosive strength of legs of cadets and students of educational institutions of the MIA of Russia]. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noy deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Sbornik materialov Mezhduna-rodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical culture and sports in professional activity: modern trends and educational technologies. A collection of materials of the International scientific and practical conference]. Khabarovsk, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016, pp. 261-265. (In Russia).

3. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Differentsirovannaya fizicheskaya podgotovka atleticheskoy napravlennosti dlya kursantov yuridicheskikh vuzov [Differentiated physical training of athletic orientation for law school cadets]. Vestnik sportivnoy nauki - Bulletin of Sports Science, 2018, no. 2, pp. 51-54.

4. Kuznetsov M. B. Metod sportivnoy trenirovki v protsesse obucheniya boevym priemam bor'by kursantov i slushateley v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [The method of sports training in the process of teaching fighting techniques to cadets and trainees in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka i innovatsii v sfere obrazovaniya i proizvodstva. Sbornik nauchnykh trudov [Science and innovation in education and production. Collection of scientific papers]. Orel, Orel State University Publ., 2015, pp. 138-143.

5. Barkalov S. N. Proektirovanie uchebnogo protsessa po distsipline «Fizicheskaya podgotovka» v vuzakh MVD Rossii s uchetom realizatsii sovremennykh trebovaniy federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Design of educational process in the discipline "Physical training" in the educational institutions of the MIA of Russia taking into account the implementation of modern requirements of Federal state educational standards of higher education]. Nauka-2020, 2021, no. 3 (48), pp. 59-65.

6. Aldoshin V. A. Psikhofizicheskaya rabotosposobnost' kursantov i slushateley Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova [Psychophysical performance cadets Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov. Sbornik statey [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2016, pp. 8-11. (In Russia).

7. Osipov D. V., Kuznetsov M. B. Nekotorye osobennosti krugovoy trenirovki edinobortsev [Some features of circular training of martial artists]. Gosudarstvo i pravo v epokhu global'nykh peremen. Materialy Mezhduna-rodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [State and law in the era of global changes. Materials of the International scientific and practical conference]. Barnaul, Barnaul Legal Institute-here the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017, pp. 349-350.

8. Kuznetsov M. B. K probleme vozniknoveniya travmatizma na zanyatiyakh po fizicheskoy podgotovke u kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy sistemy MVD Rossii [On the problem of injury occurrence in physical training classes for cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov. Sbornik statey [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students. Collection of articles. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2015, pp. 32-34. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.