УДК 796.819
МЕСТО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
THE PLACE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE TRAINING OF POLICE OFFICERS
Моськин Сергей Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России
имени В. В. Лукьянова г.Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel,Russia
Демидова Анастасия Владимировна
слушатель
факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России
имени В. В. Лукьянова г.Орел, Россия DemidovaAnastasiaVladimirovna
student
department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В настоящей статье рассматривается значение развития физической подготовки для сотрудников органов внутренних дел. Профессиональная подготов-ка сотрудников органов внутренних дел как неотъемлемый элемент совершенствова-ния их деятельности. Вопросы совершенствования специальной физической подготовки сотрудников полиции.
Abstract. This article discusses the importance of the development of physical fitness for law enforcement officers. Professional training of employees of internal affairs bodies as an integral element of improving their activities. Issues of improving the special physical training of police officers.
Ключевые слова: спорт; физическая подготовка; подготовка сотрудников; совершенствование физической подготовки.
Keywords: sport; physicaltraining; employeetraining; improvement fphysicaltraining.
Физическую подготовку сотрудников полиции можно рассматривать как процесс управления. Важным является приобретение личностного опыта и развития.
Процесс формирования такого вида деятельности связан с решением ряда проблем: с выработкой специальных технологий, выбором приемов обучения, режимов работы на тренировочных занятиях.
Физическое воспитание является одним из составных элементов подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД) к обеспечению грамотного выполнения своих служебных обязанностей по охране общественно порядка, общественной безопасности, защите жизни и здоровья окружающих граждан, личных интересов от противоправных посягательств.
Физическая подготовка и спорт всегда рассматривались как важное средство подготовки личного состава к овладению профессиональными навыками. Регулярные тренировки являются одним из наиболее простых и эффективных способов влияния на самочувствие и состояние человека, а также поддержание его в хорошей физической форме для обеспечения полноценного развития и выполнения всех рабочих задач.
Улучшение качества всех сторон мастерства сотрудника повышает эффективность управления тренировочным воздействием, создается модель планируемого результата. Важным элементом, без которого не может быть достигнуто повышение эффективности процесса, является специальная подготовленность сотрудников.
Актуальность обусловлена:
- развитием физических способностей, их реализацией в условиях учебно-тренировочного процесса у сотрудников полиции групп спортивного совершенствования;
- необходимостью обеспечения готовности сотрудников полиции к достижению результатов высокого уровня.
Таким образом, предполагалось, что моделирование ситуаций из служебной деятельности позволит наиболее эффективно управлять физической подготовленностью сотрудников полиции и, тем самым, повысить результативность.
В данном исследовании была предпринята попытка разработать и теоретически обосновать модели физической подготовки в малых тренировочных циклах сотрудников полиции. В процессе обобщались и анализировались данные научно-методической литературы об особенностях моделирования подготовки сотрудника на этапах многолетнего и годового циклов, а также структура малых тренировочных циклов, виды и характеристика физической подготовки.
Физическое совершенствование сотрудников ОВД заключается в улучшении, поддержании и восстановлении их физического состояния в результате систематического выполнения физических упражнений и воздействия других благоприятных условий. В процессе физического совершенствования осуществляется, также формирование соответствующих убеждений, знаний и умений по вопросам физической подготовки и спорта.
Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел является неотъемлемым элементом совершенствования их деятельности. Она представляет собой систему обучения сотрудников определенным навыкам и умениям с целью формирования у них готовности к грамотным и четким действиям в ситуациях любой сложности.
Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел являются:
- подготовка квалифицированных специалистов для органов внутренних дел Российской Федерации;
- грамотное применение законодательства в осуществлении служебной деятельности;
- совершенствование правовой культуры сотрудников;
- обучение действиям, обеспечивающим эффективное выполнение оперативно-служебных задач;
- выработка профессионального самосознания;
- формирование физической и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях;
- обучение сотрудников способам обеспечения личной безопасности;
- постоянное совершенствование умений и навыков, необходимых для успешного выполнения поставленных задач [2, с. 263].
В высших учебных заведениях по подготовке кадров для органов внутренних дел в целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности проводятся специальные конкурсы и соревнования, в которых большое значение имеет уровень физической подготовленности сотрудника.
Задачами данных соревнований являются:
- выработка заинтересованности у сотрудников к новым знаниям, умениям, получение новых навыков для облегчения профессионально-служебной деятельности;
- совершенствование уровня правовой культуры сотрудников;
- выработка у сотрудников навыков в решении неординарных, трудных задач в служебной деятельности;
- совершенствование навыков применения боевых приемов борьбы и умение действовать в экстремальных ситуациях.
Физическая подготовка и спорт являются неотъемлемой частью подготовки личного состава к грамотному и точному овладению профессиональными навыками. Регулярные тренировки являются залогом эффективного влияния на физическое развитие и моральное состояние человека. Ведь от готовности сотрудника и его психологического состояния будет зависить грамотное и правильное выполнение им профессиональных и служебных задач. Одним из наиболее значимых факторов при выполнении физических нагрузок будет являться, полученное в процессе или конце тренировки, чувство удовлетворенности от проделанной работы.
Большинство сотрудников имеет несколько причин для поддержания требуемого уровня физической подготовки:
1) желание защитить себя, своих близких, оказывать помощь иным лицам, которые нуждаются во вмешательстве сотрудников для предотвращения каких-либо нарушений.
2) поддержание уровня физического развития, который был приобретен ранее.
3) возможность психологического отдыха от работы и выполнения профессиональных обязанностей;
4) желание повысить уровень физического развития для удовлетворения своих моральных потребностей.
На занятиях по физической подготовке необходимо учитывать личностные особенности обучающихся, так как сами по себе учебные занятия по данной дисциплине требуют не пассивного восприятия и фиксации материала, а активизации познавательной деятельности и мышечной памяти. Бесспорным являются то, что процесс обучения и формирования умений и навыков подчиняется в первую очередь физиологическим законам. По своей сущности, обучение любым умениям и навыкам не должно концептуально отличаться, что в спортивной тренировке, что в обучении в профессионально-прикладной физической подготовке. По мнению многих специалистов в области профессионально-прикладной физической подготовки, в обучение служебно-прикладным упражнениям (боевым приемам борьбы) целесообразен перенос средств и методов спортивной тренировки именно из спортивных единоборств.
На желаемый результат, который сотрудник может достичь, во многом будет влиять не только физические возможности сотрудника, но и его моральные установки. Всегда двигательное действие заключает в себе определенное психологическое ядро в виде цели (мотива), обеспечивающее этому движению положительный результат. В частности, конечным результатом выполнения боевых приемов борьбы является задержание, обезвреживание или даже физическое подавление правонарушителя. Именно конечный результат, перерастая в цель двигательных действий, управляет двигательной деятельностью сотрудника полиции, характер которой зависит от условий служебно-оперативной обстановки, нервно-мышечным и эмоциональным состоянием участников противоборства.
Необходимо также ориентироваться на учет особенностей стереотипной повседневной деятельности сотрудника. Разрешить проблемную ситуацию, например, связанную с выполнением норматива, можно при понимании того, чем занимается человек ежедневно: находится в кабинете или в течение нескольких часов патрулирует улицы. Так же многое будет зависеть от внутреннего личностного мотива и цели, которую перед собой ставит сотрудник при выполнении физических комплексов. Незаинтересованный сотрудник будет менее восприимчив к методам и способам проведения занятий по физической подготовке. Необходимо достигать равных, партнерских отношений в определении нормативов по физической подготовке.
Тем не менее, оптимизация физической подготовленности должна быть связана с практической направленностью обучения: возможно, будущих следователей или дознавателей необходимо направлять на реализацию определенных нормативов, а участковых, уполномоченных полиции и оперуполномоченных уголовного розыска на реализацию иных требований для осознания практической ценности полученной информации. Грамотно построенное занятие по физической подготовке будет мотивировать обучающихся для того, чтобы жизненная ситуация способствовала необходимости усвоить знания, умения и навыки [1, с. 147].
В современных условиях вопрос о совершенствовании специальной физической подготовки сотрудников полиции не вызывает сомнений. Заинтересованность в данном вопросе находит отражение в требованиях президента России и МВД России. Данные требования заключаются в повышении уровня специальной физической подготовки, которые заложены, как в программных документах, так и в приказах по оперативной информации [3, с. 215].
Представляется, что образовательные организации МВД России системы призваны в первую очередь, решать данные задачи, не только в отношении курсантов и слушателей, но и оказывать практическую помощь территориальным органам. Это, в первую очередь, относится к разработке новых приемов и методов обучения.
Таким образом, полученные результаты дают основание считать, что моделирование малых циклов тренировочного процесса группы спортивного совершенствования профессиональных качеств сотрудников полиции позволит наиболее эффективно управлять физической подготовленностью и, тем самым, повысить результативность их служебной деятельности.
Таким образом, повышение уровня обученности курсантов может достигаться систематической тренировкой подразделений, повышением качества планирования мероприятий профессиональной служебной и физической подготовки, целенаправленной подготовкой руководящего звена, улучшением всестороннего обеспечения подразделений. Это чрезвычайно масштабная, сложная и многоплановая работа, которая является одним из основных направлений служебной деятельности, ее положительные результаты позволяют в установленные сроки наиболее полно реализовать потенциальные возможности полиции, обеспечивая успешное выполнение поставленных им задач.
Литература
1. Моськин А. С., Баркалов С. Н. Значение физической подготовки в профессиональном совершенствовании сотрудников ОВД и проблемы организационно-методического обеспечения тренировочного процесса в служебно-прикладных видах единоборств // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 05-06 июня 2014 года). Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России, 2014. С. 132-137.
2. Алдошин А. В., Моськин С. А. Физическая подготовка как неотъемлемая составная часть профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов : сборник статей Всероссийского круглого стола (г. Орел, 26 февраля 2016 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 11-14.
3. Моськин С. А. Особенности практической направленности организации и проведения занятий по физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт :
сборник статей Всероссийского круглого стола (г. Орел, 24 июня 2021 г.). Орел : Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России имени В. В. Лукьянова, 2015. С. 105-107.
References
1. Mos'kin A. S., Barkalov S. N. [The importance of physical training in the professional improvement of police officers and the problems of organizational and methodological support of the training process in service-applied types of martial arts]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (g. Irkutsk, 05-06 iyunya 2014 g.) [Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Materials of the International Scientific and Practical Conference (Irkutsk, 05-06 June 2014). Irkutsk, VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2014, pp. 132-137. (In Russia).
2. Aldoshin A. V., Moskin S. A. [Physical training as an integral part of professional training of cadets and trainees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov, slushateley i studentov. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola (g. Orel, 26 fevralya 2016 g.) [Actual problems of physical culture and sports of cadets, trainees and students. Collection of articles. (Orel, February 26, 2016)]. Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2016, pp. 11-14. (In Russia).
3. Mos'kin S. A. [Features of the practical orientation of the organization and conduct of physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy, ognevoy i taktiko-spetsial'noy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Fizicheskaya podgotovka i sport. Sbornik statey Vserossiyskogo kruglogo stola (g. Orel, 24 iyunya 2021 g.) [Improvement of physical, fire and tactical-special training of law enforcement officers. Physical training and sports. Collection of articles (Orel, June 24, 2021). Orel, ORYUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2015, pp. 105-107. (In Russia).