Научная статья УДК 61:796] :378-3
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-156-158 NIION: 2018-0077-1/22-120 MOSURED: 77/27-024-2022-01-319
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования.
Физическая грамотность студентов как бриджинг между знаниями и вовлеченностью в физическую активность
Татьяна Ивановна Толстова1, Александра Львовна Шумова2, Галина Владимировна Пономарева3,
Лариса Викторовна Клишунова4
12 3 4 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова, Рязань,
Россия, [email protected]
Аннотация. Запросы общества на физически активное население побуждают исследователей к поиску образовательных моделей, влияющих на физическую активность и выбор образа жизни для достижения социальных результатов и получения удовольствия, которые являются основными факторами, способствующими вовлечению в физическую активность на протяжении всей жизни. Наиболее обсуждаемой моделью на современном этапе развития является модель физической грамотности. Только физически грамотный человек берет на себя ответственность за поддержание целенаправленных физических упражнений на протяжении всей жизни.
Ключевые слова: физическая активность, физическая грамотность, поведение студентов, медицинская грамотность
Для цитирования: Толстова Т. И., Шумова А. Л., Пономарева Г. В., Клишунова Л. В. Физическая грамотность студентов как бриджинг между знаниями и вовлеченностью в физическую активность // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 156-158. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-156-158.
Original article
Physical literacy of students as a bridge between knowledge and
involvement in physical activity
Tatyana I. Tolstova1, Alexandra L. Shumova2, Galina V. Ponomareva3, Larisa V. Klishunova4
1 2 3 4 Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlova, Ryazan, Russia,
Abstract. Society's demands for a physically active population encourage researchers to search for educational models that influence physical activity and lifestyle choices to achieve social results and gain pleasure, which are the main factors contributing to involvement in physical activity throughout life. The most popular model at the present stage of development is the model of physical literacy. Only a physically literate person assumes responsibility for maintaining purposeful physical exercises throughout life.
Keywords: physical activity, physical literacy, student behavior, health literacy
For citation: Tolstova T. I., Shumova A. L., Ponomareva G. V., Klishunova L. V. Physical literacy of students as a bridge between knowledge and involvement in physical activity // Psychology and pedagogy of service activity. 2022;(1):156-158. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-156-158.
Международная Европейская ассоциация медицинского образования именно в образовании видит возможность улучшения готовности врачей. «Готов-
ность» к трудовой деятельности представляет собой нечто большее, чем знания и навыки. Запросы общества на физически активное население современ-
© Толстова Т. И., Шумова А. Л., Пономарева Г. В., Клишунова Л. В., 2022
№ 1 / 2022 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ное образование обеспечить не может, как не может обеспечить вовлеченность студентов в физическую активность и подготовки их к применению и использованию знаний и навыков в своей жизни после физкультуры. Трудности клинической обстановки ошеломляют некоторых молодых врачей. Они признают, что не знают, как улучшить свою собственную деятельность [1, 2, 3].
Целью нашей работы явилась желание определить проблемные зоны в формировании физической активности студентов медиков на основе анализа медицинской грамотности студентов - медиков.
Материал и методы. Мы обследовали студентов - медиков в возраст от 19 до 21 года, всего 141 человек, из них 39 человек - мужского пола, 102 - женского. Применяли европейский опросник медицинской грамотности населения (HLS-EU-Q47) [4], опрос проводился в онлайн формате. Опросник включает 47 пунктов по оценке умений находить, понимать, оценивать и применять информацию, связанную с вопросами оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Каждый пункт оценивался по четырехбальной системе от одного балла (очень трудно) до четырех баллов (очень легко).
Результаты исследования. Медицинская грамотность в вопросах найти или получить информацию, касающуюся здоровья: факторы риска, такие как низкая физическая активность (3,0±0,07 баллов, уровень грамотности 76,2 %). Понять информацию, касающуюся здоровья: понимать влияние на здоровье факторов риска, таких как низкая физическая активность (3,0±0,07 баллов, 76,2 %). Составить мнение и оценить информацию, касающуюся здоровья (3,1±0,06 баллов; 76,6 %). Применить или использовать информацию, касающуюся здоровья: посещать спортивный зал (2,7±0,07; 67,2 %). Принимать участие в оздоровительных мероприятиях по месту жительства (2,5 ±0,07; 63,1 %).
Высокие показатели грамотности по таким вопросам, как найти, понять, оценить информацию связаны с тем, что студенты медики имеют достаточно высокий уровень подготовки. Из представленных результатов обращает на себя внимание значительное снижение медицинской грамотности именно в вопросах применения и использования информации, касающейся физической активности. Студенты могут найти информацию, понимать ее и оценивать, а вот изменить свое поведение в отношении физической активности оказалось самым сложным для студентов медиков. Авторы работы считают, что именно физическая грамотность может стать бриджингом между знаниями и вовлеченностью в физическую активность.
Традиционно физическая грамотность является воплощением человеческого опыта. Согласно этой точке зрения, физическая грамотность является частью нашей идентичности (опыта) и, следовательно, сама по себе имеет ценность. Но можно рассматривать физическую грамотность как средство достижения других целей (увеличения физической активности всего населения). Доминирующее внимание к физической области предполагает акцент на физическом мастерстве индивида, а не на холизме, описанном Уайтхед [5]. Этот акцент отражает внедрение физической грамотности организациями, ориентированными на спорт, и относительное отсутствие использования организациями, ориентированными на здравоохранение и инклюзивность. Современная оценка физической грамотности проводится путем оценки конкретных основных двигательных навыков и не учитывает аффективную и когнитивную области. Хотя эта оценка считается комплексной, она основана на навыках по физической подготовке и имеет ограниченную точность в отношении физической грамотности, как это предусмотрено Уайт-хед [5]. Исследователи утверждают, что выполнение двигательной активности само по себе недостаточно для обучения. Необходимо включение факторов выходящих за рамки предписаний быть физически активными, а включать такие области как аффективную и когнитивную. Современные подходы игнорируют социальные факторы, влияющие на выбор образа жизни и не учитывают участия в физической активности для достижения социальных результатов и получения удовлетворения, которые являются основными факторами, способствующими вовлечению в физическую активность. Именно положительное эмоциональное состояние удовольствия от физической деятельности и получение новых впечатлений от движения является важным компонентом, способствующим изменению поведения, приводит к желанию повторить навык и использовать его в дальнейшем. Физическая грамотность рассматривается как цикл взаимодействия, в котором взаимосвязи между двигательной компетентностью, социальными, аффективными и когнитивными процессами рассматриваются как взаимные и усиливающие. Основанные на знаниях подходы к физическому воспитанию, позволят студентам получить глубокое понимание, которое можно будет применить к ряду физических нагрузок в различных условиях. Исследователи утверждают, что студенты первого курса университета, которым читали лекции по физической грамотности имели значительное повышение мотивации и знаний по сравнению с контрольной группой [6]. Как утверждают исследователи, только физически грамотный человек берет на себя ответ-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
157
ственность за включение целенаправленных физических упражнений в свой распорядок дня на протяжении всей жизни.
Библиографический список
1. Толстова, Т. И. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования / Т. И. Толстова, А. Л. Шумова, В. Д. Про-шляков // Образование. Наука. Научные кадры. 2021, № 3. С. 300-302.
2. Толстова, Т. И. Определение приоритетов в физическом воспитании врача / Т. И. Толстова, А. Л. Шумова, О. А. Куликова // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 162-164.
3. Толстова, Т. И. Место спортивной медицины в современном образовательном процессе / Т. И. Тол-стова, А. Л. Шумова, О. А. Куликова // Образование. Наука. Научные кадры. М. : Юнити-Дана, 2021. № 2. С.258-259.
4. Sukys, Saulius, Vida Janina Cesnaitiene, и Zbigniew Marcin Ossowsky. «Is Health Education at University Associated with Students' Health Literacy? Evidence from Cross-Sectional Study Applying HLS-EU-Q». BioMed Research International 2017 (2017): 1-9.
5. Whitehead, M. Definition of physical literacy and clarification of related issues. J Int Counc Sport Sci Phys Educ. 2013; 65:29-34.
6. Kwan MYW, Graham JD, Bedard C, Bremer E, Healey C, Cairney J. Examining the effectiveness of a
year university students: the PLUS program. SAGE Open. 2019;9(2):2158244019850248.
Bibliographic list
1. Tolstova, T. I. Expansion of the tasks of physical education of students in the context of the formation of physical literacy and the model of sports education / T. I. Tolstova, A. L. Shumova, V. D. Proshlyakov // Education. The science. Scientific personnel. 2021, No. 3. pp.300-302.
2. Tolstova, T. I. Definition of priorities in physical education of a doctor / T. I. Tolstova, A. L. Shumova, O. A. Kulikova // Psychology and pedagogy of official activity. 2021. No. 1. pp. 162-164.
3. Tolstova, T. I. The place of sports medicine in the modern educational process / T. I. Tolstova, A. L. Shu-mova, O. A. Kulikova // Education. The science. Scientific personnel. M. : Unity-Dana, 2021. No. 2. pp. 258259.
4. Sukis, Saulius, Vida Yanina Chesnaitiene, Zbigniew Marcin Ossovsky. «Is health education at the university related to medical literacy of students? Data from a cross-sectional study using HLS-EU-Q». BioMed Research International 2017 (2017): 1-9.
5. Whitehead, M. Definition of physical literacy and clarification of related issues. J Int Council Sport Sci Phys Education. 2013; 65:29-34.
6. Kwan MEW, Graham J. D., Bedard K., Bremer E., Healy K., Kearney J. To study the effectiveness of a pilot exercise to improve physical literacy aimed at first-year university students: the PLUS program. THE SAGE is Open. 2019;9(2):2158244019850248.
pilot physical literacy-based intervention targeting first-
Информация об авторах
Т. И. Толстова - доцент кафедры физвоспитания и здоровья, кандидат медицинских наук;
А. Л. Шумова - ассистент кафедры сестринского дела, кандидат медицинских наук;
Г. В. Пономарева - заведующая кафедрой физвоспитания и здоровья, кандидат медицинских наук;
Л. В. Клишунова - ассистент кафедры сестринского дела.
Information about the authors
T. I. Tolstova - As-sociate Professor of the Department of Physical Education and HealthState, Candidate of Medical Sciences;
A. L. Shumova - Assistant of the Department of Nursing, Candidate of Medical Sciences;
G. V. Ponomareva - Head of the Department of Physical Education and Health, Candidate of Medical Sciences;
L. V. Klishunova - Assistant of the Department of Nursing.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 14.03.2022; принята к публикации 21.03.2022.
The article was submitted to the editorial office on 29.12.2021; approved after review on 14.03.2022; accepted for publication on 21.03.2022.