Научная статья на тему 'Инновационный подход в повышении физической активности на основе формирования физической грамотности '

Инновационный подход в повышении физической активности на основе формирования физической грамотности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая грамотность / физическая активность / медицинское образование / физическое воспитание / медицинская грамотность / physical literacy / physical activity / medical education / physical education / health literacy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Татьяна Ивановна Толстова, Галина Владимировна Пономарева, Владимир Дмитриевич Прошляков, Александра Львовна Шумова, Лариса Викторовна Клишунова

Физическая грамотность — это современная многомерная концепция, включающая мотивацию, физическую компетентность, знание и понимание, участие в физической активности на протяжении всей жизни. Эти четыре области вместе воплощают целостный подход, который учитывает социальные процессы, связанные в том числе с вовлечением населения в физическую активность на протяжении всей жизни. Физически грамотными считаются люди, которые обладают знаниями, навыками и установками, позволяющими им вести здоровый образ жизни, а также помогать другим в приобретении этих навыков. При этом физическая активность рассматривается именно как самоцель, а не только как средство для достижения других значимых для человека целей. В настоящее время физическая грамотность стала одним из основных направлений физического воспитания, спорта, пропаганды физической активности во всем мире. Единственным учебным предметом, в центре внимания которого находится физическая компетентность с ценностными ориентациями, такими как общение, групповая работа, помощь и поддержка, является физическое воспитание, которое обеспечивает целенаправленное освоение человеком необходимых двигательных навыков для развития физической грамотности. Однако преподаватели физического воспитания не одиноки в своей работе по развитию физической грамотности. Другие заинтересованные лица, которые могут повлиять на отношение к физической активности, также играют свою определенную роль, в том числе и медицинские работники. Понимание возможности использования физической грамотности в контексте здоровья способствует разработке эффективных программ в области физического воспитания, практического и общественного здравоохранения. Обучение пациентов, сохранение собственного здоровья актуализируют внедрение физической грамотности не только в программы физического воспитания, но и в профессиональную подготовку медицинских работников, а также в систему непрерывного медицинского образования. Понимание физической грамотности способствует разработке эффективных программ в области медицинского образования, практического и общественного здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Татьяна Ивановна Толстова, Галина Владимировна Пономарева, Владимир Дмитриевич Прошляков, Александра Львовна Шумова, Лариса Викторовна Клишунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative approach to increasing physical activity based on the formation of physical literacy

Physical literacy is a modern multidimensional concept that includes motivation, physical competence, knowledge and understanding, and participation in physical activity across the lifespan. Together, these four domains embody a holistic approach that takes into account social processes related, among other things, to population engagement in physical activity across the lifespan. People are considered physically literate if they have the knowledge, skills and attitudes that enable them to lead healthy lifestyles and to help others acquire these skills. Physical activity is seen as an end in itself and not just as a means to achieve other goals that are meaningful to the individual. Nowadays, physical literacy has become one of the main focuses of physical education, sport, and physical activity promotion all over the world. The only academic subject that focuses on physical competence with value orientations such as communication, group work, help and support is physical education, which provides a purposeful mastery of the necessary motor skills for an individual to develop physical literacy. However, physical education teachers are not alone in their work to develop physical literacy. Other stakeholders who can influence attitudes toward physical activity also have a role to play, including health professionals. Understanding the possibility of using physical literacy in the context of health contributes to the development of effective physical education, practice, and public health programs. Patient education, maintaining one's own health, actualizes the implementation of physical literacy not only in physical education programs, but also in the professional training of health professionals and in continuing medical education. Understanding physical literacy supports the development of effective health education, practice and public health programs.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в повышении физической активности на основе формирования физической грамотности »

Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 259 — 264. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):259 — 264.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 796 NIION: 2007-0062-1/22-063

doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-259-264 MOSURED: 77/27-004-2022-01-263

Инновационный подход в повышении физической активности на основе формирования физической грамотности

Татьяна Ивановна Толстова1, Галина Владимировна Пономарева2,

Владимир Дмитриевич Прошляков3, Александра Львовна Шумова4,

Лариса Викторовна Клишунова5

1, 2, 3, 4, 5 РязГМУ Минздрава России, Рязань, Россия

1 [email protected]

2 galinatulpan@mаil.ru

3 [email protected]

4 [email protected]

5 [email protected]

Аннотация. Физическая грамотность — это современная многомерная концепция, включающая мотивацию, физическую компетентность, знание и понимание, участие в физической активности на протяжении всей жизни. Эти четыре области вместе воплощают целостный подход, который учитывает социальные процессы, связанные в том числе с вовлечением населения в физическую активность на протяжении всей жизни. Физически грамотными считаются люди, которые обладают знаниями, навыками и установками, позволяющими им вести здоровый образ жизни, а также помогать другим в приобретении этих навыков. При этом физическая активность рассматривается именно как самоцель, а не только как средство для достижения других значимых для человека целей.

В настоящее время физическая грамотность стала одним из основных направлений физического воспитания, спорта, пропаганды физической активности во всем мире. Единственным учебным предметом, в центре внимания которого находится физическая компетентность с ценностными ориентациями, такими как общение, групповая работа, помощь и поддержка, является физическое воспитание, которое обеспечивает целенаправленное освоение человеком необходимых двигательных навыков для развития физической грамотности. Однако преподаватели физического воспитания не одиноки в своей работе по развитию физической грамотности. Другие заинтересованные лица, которые могут повлиять на отношение к физической активности, также играют свою определенную роль, в том числе и медицинские работники. Понимание возможности использования физической грамотности в контексте здоровья способствует разработке эффективных программ в области физического воспитания, практического и общественного здравоохранения.

Обучение пациентов, сохранение собственного здоровья актуализируют внедрение физической грамотности не только в программы физического воспитания, но и в профессиональную подготовку медицинских работников, а также в систему непрерывного медицинского образования.

Понимание физической грамотности способствует разработке эффективных программ в области медицинского образования, практического и общественного здравоохранения.

Ключевые слова: физическая грамотность, физическая активность, медицинское образование, физическое воспитание, медицинская грамотность

Для цитирования: Толстова Т.И., Пономарева Г.В., Прошляков В.Д., Шумова А.Л., Клишунова Л.В. Инновационный подход в повышении физической активности на основе формирования физической грамотности // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 259 — 264. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-259-264.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

An innovative approach to increasing physical activity based on the formation of physical literacy

Tatyana I. Tolstova1, Galina V. Ponomareva2, Vladimir D. Proshlyakov3, Alexandra L. Shumova4, Larisa V. Klishunova5

1, 2, 3, 4, 5 Ryazan State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Ryazan, Russia

1 [email protected]

2 galinatulpan@mаil.ru

3 [email protected]

4 [email protected]

5 [email protected]

© Толстова Т.И., Пономарева Г.В., Прошляков В.Д., Шумова А.Л., Клишунова Л.В., 2022

Abstract. Physical literacy is a modern multidimensional concept that includes motivation, physical competence, knowledge and understanding, and participation in physical activity across the lifespan. Together, these four domains embody a holistic approach that takes into account social processes related, among other things, to population engagement in physical activity across the lifespan. People are considered physically literate if they have the knowledge, skills and attitudes that enable them to lead healthy lifestyles and to help others acquire these skills. Physical activity is seen as an end in itself and not just as a means to achieve other goals that are meaningful to the individual.

Nowadays, physical literacy has become one of the main focuses of physical education, sport, and physical activity promotion all over the world. The only academic subject that focuses on physical competence with value orientations such as communication, group work, help and support is physical education, which provides a purposeful mastery of the necessary motor skills for an individual to develop physical literacy. However, physical education teachers are not alone in their work to develop physical literacy. Other stakeholders who can influence attitudes toward physical activity also have a role to play, including health professionals. Understanding the possibility of using physical literacy in the context of health contributes to the development of effective physical education, practice, and public health programs.

Patient education, maintaining one's own health, actualizes the implementation of physical literacy not only in physical education programs, but also in the professional training of health professionals and in continuing medical education.

Understanding physical literacy supports the development of effective health education, practice and public health programs.

Keywords: physical literacy, physical activity, medical education, physical education, health literacy

For citation: Tolstova T.I., Ponomareva G.V., Proshlyakov V.D., Shumova A.L., Klishunova L.V. An innovative approach to increasing physical activity based on the formation of physical literacy // Obrazovaniye. Nauka. Nauch-nyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):259-264. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-33052022-1-259-264.

Актуальным запросом современного общества является повышение физической ак-■а. .Активности населения с целью сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время большая часть населения не следует рекомендациям по физической активности, которые были предложены Всемирной организацией здравоохранения (далее — ВОЗ), специалистами по физической культуре, фитнесу и физической реабилитации. Это привело к тому, что избыточный вес и ожирение стали ведущим фактором риска ухудшения здоровья в развитых странах. В многочисленных исследованиях было показано, что регулярная физическая активность человека на протяжении всей жизни в значительной степени зависит от развития его физической грамотности и способствует сохранению и поддержанию необходимого уровня здоровья [12].

Термин «физическая грамотность» (physical literacy) опирается на современный подход к выделению «прикладной грамотности», связанной с представлением о том, что грамотные люди обладают определёнными знаниями и навыками и могут применять их для решения различных практических задач (ВШЭ). Знания также лежат в основе физической грамотности, обеспечивая фундамент для понимания того, что делать, как и когда выполнять физические упражнения, осваивать новые навыки, повышать свою физическую активность с целью самосовершенствования и сохранения здоровья [7].

Концептуальная инновация в области физического воспитания в части опоры на физическую грамотность началась в середине XX в. на

уровне образовательных учреждений как один из альтернативных подходов к базовым занятиям физкультурой. В дополнение к занятиям физкультурой использовались текстовые материалы и аудиторные занятия для обучения кинезиологи-ческим концепциям и принципам физической подготовки и физической активности, способствующей укреплению здоровья детей [3; 6; 9].

Развитие знаний является важной характеристикой физической грамотности и включается в концепции, занимающие центральное место в современном определении медицинской грамотности. Медицинская грамотность — это степень, в которой индивиды имеют возможности получить, понять, оценить и применить базовую медицинскую информацию, необходимую для принятия соответствующих решений в заботе о своем здоровье. Медицинские работники являются ключевыми пропагандистами медицинской грамотности, неотъемлемой частью которой является физическая грамотность [1]. Физическое образование студентов в части формирования физической грамотности — отправная точка для участия в физической активности на протяжении всей жизни. Во всем мире многие из основных причин смерти обусловлены неинфекционными заболеваниями (НИЗ), связанными с недостаточной физической активностью, такие как ожирение, болезни сердца, инсульт, рак, хронические респираторные заболевания и диабет. Действительно, от 6 до 10% всех смертей от НИЗ можно отнести к гиподинамии [7].

Современные исследования показывают, что физическая грамотность может создать новую и

целостную основу для мероприятий по укреплению здоровья, направленных на повышение физической активности на протяжении всей жизни. Понимание физической грамотности и возможности ее применения в контексте сохранения и укрепления здоровья будет способствовать разработке эффективных программ в области медицинского образования, практического и общественного здравоохранения.

Цель этой работы состоит в том, чтобы раскрыть понимание физической грамотности на данном этапе развития общества по результатам изучения и обобщения современных исследований.

Материалом послужили отечественные и зарубежные источники литературы, посвященные данной проблеме.

Результаты исследования

Согласно данным Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, грамотность — это не просто умение читать и писать [7]. Она включает в себя такие характеристики, как, например, то, как мы общаемся в обществе, а также социальные практики и отношения, знания, язык и культура.

Различные определения физической грамотности существуют уже более четырех десятилетий. В одном из первых определений было указано, что для того, чтобы быть физически грамотным, человек должен быть творческим, изобретательным и четким в выразительных движениях, компетентным и эффективным в базовых движениях и изобретательным, разносторонним и искусным в объективном движении. Тело рассматривается как средство, с помощью которого реализуются идеи и цели, поэтому оно должно быть чувствительным и ловким. Понятие физической грамотности используется в различных контекстах, в частности, в связи с «образованием», «деятельностью», «физической подготовкой», «здоровьем», «концепцией», «компетенцией», «пониманием». Наиболее актуальной концепцией, связанной с физической грамотностью, является «образование», тот самый термин, который обычно заменяется «грамотностью» [9].

Впервые концепция физической грамотности была озвучена в 1993 г. доктором Маргарет Уайтхед, одной из ведущих экспертов в области физической грамотности, на Международном конгрессе по физическому воспитанию и спорту женщин и детей. На основе этого исследования были разработаны понятие и определение физической грамотности. С тех пор во всем мире идет внедрение и обсуждение этой концепции.

Маргарет Уайтхед первоначально определила физически грамотного человека как челове-

ка, который двигается с самообладанием, экономичностью и уверенностью в широком разнообразии физически сложных ситуациях; проницательно «читает» все аспекты физического окружения, предвидит потребности или возможности движения и реагирует на них соответствующим образом, с умом и воображением [8].

В дальнейшем Уайтхед (2007) обновила свое определение и указала, что физическая грамотность может быть описана как способность и мотивация к использованию потенциала движения для внесения значительного вклада в качество жизни. В 2013 г. определение Уайтхед претерпело изменения, оно гласило, что физическую грамотность следует рассматривать как мотивацию, уверенность, физическую компетентность, знания и понимание, позволяющие ценить и брать на себя ответственность за поддержание целенаправленных физических занятий/ деятельности на протяжении всей жизни. Однако окончательного глобального определения (пока) не существует, потому что физическая грамотность также зависит (от культурного) контекста [11].

Первоначальное определение физической грамотности приняло более целостную перспективу, признавая, что физически грамотные люди не только эффективно двигаются, но и двигаются творчески, компетентно и с энтузиазмом. Пересмотренное Уайтхед рабочее определение физической грамотности актуализировало эту перспективу, расширило определение, включив в него элементы социальной ответственности. Следовательно, люди, которые физически грамотны, обладают знаниями, навыками и установками, позволяющими им вести здоровый образ жизни, а также помогать другим в приобретении этих навыков. Подводя итог, можно сказать, что определение физической грамотности продолжает развиваться как ответ на те вызовы и перемены, которые происходят в обществе [2; 10; 11].

К настоящему времени физическая грамотность — это многомерная концепция, которая описывает целостную основу для вовлечения в физическую активность. Она исходит из экзистенциальной и феноменологической философии и рассматривает ее как важнейший компонент человеческого существования; который позволяет людям вести полноценную активную жизнь за счет обогащения жизненного опыта. Ранее физическая грамотность рассматривалась как результат, конечная точка, а не как индивидуальный процесс, который развивается на протяжении всей жизни, и подменялась термином «основные двигательные навыки».

Большинство современных зарубежных авторов рассматривают физическую грамотность как многогранную концепцию, включающую аффективную (мотивацию), физическую (физическую компетентность), когнитивную (знание и понимание) и поведенческую (участие в физической активности для жизни) области. Эти четыре области вместе воплощают целостный подход, который учитывает социальные процессы, связанные с обучением на протяжении всей жизни [2].

Физическая грамотность рассматривается как цикл взаимодействия, в котором взаимосвязи между двигательной компетентностью, социальными, аффективными и мотивационными процессами и знаниями рассматриваются как взаимные и усиливающие. Например, успешное овладение новым навыком может привести к

чувству компетентности, что повышает уверенность и вызывает положительные эмоции, такие как удовольствие и радость. Эта многомерная конвергенция на основе опыта моторных, аффективных, социальных и когнитивных компонентов и составляет воплощенное знание (опыт), которое само по себе поощряет дальнейшее участие. Авторы утверждают, что двигательная активность сама по себе недостаточна для обучения, если она эмпирически не связана с положительными эмоциональными состояниями удовольствия, что приводит к желанию повторить навык и использовать его для занятий другими видами деятельности. Физическая грамотность помещается вне цикла, подчеркивая, что она возникает как результат процесса цикла взаимодействия и может влиять на позитивное взаимодействие (рис. 1) [11; 2].

Рис. 1. Определение физической грамотности

Отдельные области физической грамотности достаточно широко освещаются в литературе. Имеются исследования, где они использовались в качестве руководящей модели для вмешательства в физическую активность. Аффективная область (мотивация и уверенность) относится к индивидуальному энтузиазму, удовольствию и уверенности в том, что физическая активность является неотъемлемой частью жизни. Люди, которым не хватает уверенности, мотивации и самооценки, с большей вероятностью будут иметь более низкий стимул к участию в физической активности. Однако известно, что можно быть мотивированным, но при этом не менять своего поведения в отношении физической активности.

Поведенческая область (вовлечение в физическую активность на протяжении всей жизни) означает, что человек берет на себя личную ответственность и самостоятельно выбирает различные формы регулярной физической активности. Такой подход включает в себя определение приоритетов и постоянное участие в ряде значимых видов физической активности как неотъемлемой части образа жизни [10].

Поведенческая область отражает представление о том, что физическая грамотность призвана влиять на такие виды поведения, как физическая активность, поведение в отношении здоровья, участие в спорте и активный образ жизни вне соревновательного спорта. В каждом слу-

чае существуют аргументы в пользу того, что физическая грамотность может способствовать достижению этих желаемых результатов, но также и в пользу того, что такое поведение само по себе может способствовать повышению физической грамотности [2].

В рамках когнитивной области физической грамотности (знание и понимание) следует отметить, что современные подходы к физическому воспитанию на уровне образовательного учреждения не могут обеспечить вовлеченность студентов в физическую активность в свободное время и подготовить их к применению и использованию знаний и навыков в своей дальнейшей жизни.

Необходим инновационный подход, интегрирующий физическую активность со знанием и пониманием принципов безопасности деятельности, пониманием здоровья и здорового образа жизни. Основанные на знаниях подходы к физическому воспитанию позволяют студентам получить глубокое понимание, которое можно будет применить к ряду физических нагрузок в различных условиях [4; 5].

Физическая грамотность в прежнем понимании преуменьшала использование физической грамотности для достижения целей, связанных со здоровьем. Новые модели физической грамотности порывают с этой традицией.

Таким образом, проведенная нами работа будет способствовать современному пониманию концепции физической грамотности в том, что касается здоровья и повышения качества медицинской помощи. Применение и развитие концепции физической грамотности обеспечивает раскрытие основных маршрутов для содействия оказанию медицинской помощи, ориентированной на пациента, путем внедрения инновационных подходов, которые хорошо себя зарекомендовали. Физическая грамотность может быть использована в качестве инновации в системе здравоохранения для достижения целей в сохранении и укреплении здоровья населения. В будущей работе следует продолжить изучение характера и направленности взаимосвязи между физической активностью и физической грамотностью и медицинской грамотностью для определения надлежащих целенаправленных подходов к укреплению здоровья.

Список источников

1. Котляров С.Н., Шумова АЛ, Клишунова Л.В. Медицинская грамотность населения как приоритетная образовательная задача в подготовке медицинских сестер: уроки пандемии С0УГО-19 / /

Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 4 (35). С. 366— 376. doi: 10.23888/humJ20214366-376/

2. Международная ассоциация физической грамотности. IPLA около 2019 года // URL: https://www.physical-literacy.org.uk/

3. Прошляков В.Д., Толстова Т.И. Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» / / Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017. Т. 25, № 3. С. 501 — 506. D0I:10.23888/PAVL0VJ20173501-506.

4. Толстова ТИ., Шумова АЛ., Прошляков ВД. Расширение задач физического воспитания студентов в контексте формирования физической грамотности и модели спортивного образования / / Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 300—302. D0I:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.

5. Толстова Т.И., Шумова АЛ., Куликова ОА. Определение приоритетов в физическом воспитании врача / / Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 162—164. DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-162-164.

6. Урясьев О.М., Прошляков В.Д. Как обучить студентов медицинского вуза основам оздоровительной физической культуры // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журнал. 2018. Т. 6, № 2 (21). URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=323

7. ЮНЕСКО. Качественное физическое образование (QPE): Руководящие принципы для лиц, определяющих политику. Париж: ЮНЕСКО, 2015 // URL: https://en.unesco.org/inclusi-vepolicylab/sites/default/files/learning/document/ 2017/1/231101E.pdf

8. Bulletin Journal of Sport Science and Physical Education № 65, October 2013 Feature: Physical Literacy // URL: https://www.icsspe.org/ sites/default/files/bulletin65_0.pdf

9. Cairney, J., Dudley, D, Kwan, M, Bulten, R., & Kriellaars, D. Physical literacy, physical activity and health: Toward an evidence-informed conceptual model // Sports Medicine, 2019. 49(3), 371—383.

10. Cornish K, Fox G., Fyfe T., Koopmans E., Pousette A., Pelletier CA. Understanding physical literacy in the context of health: a rapid scoping review // BMC Public Health. 2020; 20 (1): 1569. Published 2020 Oct 19. doi:10.1186/s12889-020-09583-8.

11. Giblin S., Collins D, Button C. Physical Literacy: Importance, assessment and future directions. Sports Med. 2014; 44: 1177—1184. doi: 10.1007/s40279-014-0205-7.

12. Global action plan on physical activity 2018— 2030: more active people for a healthier world. Geneva: World Health Organization; 2018. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. https://www.un.org/ development/desa/dspd/wp-content/uploads/sites/ 22/2019/09/WH0_GAPPA_2018-2030 .pdf

References

1. Kotlyarov S.N., Shumova A.L., Klishunova L.V. Medical literacy of the population as a priority educational task in the training of nurses: lessons from the COVID-19 pandemic // Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021. V. 9, No. 4 (35). pp. 366—376. doi:10.23888/ humJ20214366-376/

2. International Physical Literacy Association. IPLA circa 2019 // URL: https://www.physical-literacy.org.uk/

3. Proshlyakov V.D., Tolstova T.I. Formation of competencies among students of a medical university in the study of the discipline "Physical culture and sport" // Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I.P. Pavlova. 2017. V. 25, No. 3. P. 501 — 506. D0I:10.23888/PAVL0VJ20173501-506.

4. Tolstova T.I., Shumova A.L., Proshlyakov V.D. Expansion of the tasks of physical education of students in the context of the formation of physical literacy and the model of sports education / / Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 3. P. 300— 302. DOI:10.24411/2073-3305-2021-3-300-302.

5. Tolstova T.I., Shumova A.L., Kulikova O.A. Determination of priorities in the physical education of a doctor // Psychology and Pedagogy of Service Activities. 2021. No. 1. P. 162—164. DOI 10.24412/2658-638X-2021-1-162-164.

6. Uryasiev O.M., Proshlyakov V.D. How to teach students of a medical university the basics of health-improving physical culture / / Personality in a changing world: health, adaptation, development: an online journal. 2018. V. 6, No. 2 (21). URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=323

7. UNESCO. Quality Physical Education (QPE): Guidelines for Policy Makers. Paris: UNESCO, 2015 // URL: https: / / en .unesco .org / inclusivepolicylab / sites/default/files/learning/document/2017/1/ 231101E.pdf

8. Bulletin Journal of Sport Science and Physical Education No. 65, October 2013 Feature: Physical Literacy / / URL: https://www.icsspe.org/ sites/default/files/bulletin65_0.pdf

9. Cairney, J., Dudley, D, Kwan, M., Bulten, R., & Kriellaars, D. Physical literacy, physical activity and health: Toward an evidence-informed conceptual model // Sports Medicine, 2019. 49 (3), 371—383.

10. Cornish K., Fox G., Fyfe T., Koopmans E., Pousette A., Pelletier C.A. Understanding physical literacy in the context of health: a rapid scoping review // BMC Public Health. 2020; 20 (1): 1569. Published 2020 Oct 19. doi:10.1186/s12889-020-09583-8.

11. Giblin S., Collins D., Button C. Physical Literacy: Importance, assessment and future directions. Sports Med. 2014; 44: 1177—1184. doi: 10.1007/s40279-014-0205-7.

12. Global action plan on physical activity 2018— 2030: more active people for a healthier world. Geneva: World Health Organization; 2018. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. https://www.un.org/ development/desa/dspd/wp-content/uploads/sites/ 22/2019/09/WHO_GAPPA_2018-2030.pdf

Информация об авторах

Т.И. Толстова — кандидат медицинских наук, доцент кафедры физвоспитания и здоровья;

Г.В. Пономарева — кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой физвоспитания и здоровья;

В.Д. Прошляков — доктор медицинских наук, профессор кафедры физвоспитания и здоровья;

А.Л. Шумова — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела;

Л.В. Клишунова — ассистент кафедры сестринского дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors T.I. Tolstova — candidate of medical sciences, associate professor of the department of physical education and health; G.V. Ponomareva — candidate of pedagogical sciences, head of the department of physical education and health; V.D. Proshlyakov — doctor of medical sciences, professor, department of physical education and health; A. L. Shumova — candidate of medical sciences, assistant of the department of nursing; L. V. Klishunova — assistant of the department of nursing.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.01.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 22.02.2022.

The article was submitted 1 4.01.2022; approved after reviewing 1 4.02.2022; accepted for publication 22.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.