Научная статья на тему 'О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ'

О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Моисеенко Светлана Александровна, Ярошенко Валерия Олеговна, Тютюков Вячеслав Григорьевич, Небураковский Александр Александрович

В последние годы в спортивной науке уделяется достаточно большое внимание по проблемам физического воспитания студенческой молодежи, являющейся потенциальным кадровым ресурсом социума. Целым рядом авторов отмечается устойчивую тенденцию к снижению состояния здоровья и физической подготовленности и у студентов медицинских вузов страны. Это связано, прежде всего, с определенными пробелами, в духовно-нравственном воспитании приводящими к искажению ценностной структуры сознания, способов регуляции поведения, во всех сферах жизни включая и все то, что «формирует» здоровье. В сегодняшнее время фаст-фуда, лени, вредных привычек, плохой экологии очень важна забота студенчества о своем здоровье. В статье представлены данные анализа ряда последних научных публикаций, к сожалению таковых не столь много сделанных компетентными отечественными экспертами, которые отражают современные проблемы физического воспитания студентов медицинских вузов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Моисеенко Светлана Александровна, Ярошенко Валерия Олеговна, Тютюков Вячеслав Григорьевич, Небураковский Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE STATE OFPHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES OF RUSSIA

In recent years, the sports science has been paying quite a lot of attention to the problems of physical education of the student youth, which is potential human resource of society. A number of authors note the steady trend towards decrease in the state of health and physical fitness of the students of medical universities of the country. This is primarily due to the certain gaps in spiritual and moral education that lead to distortion of the value structure of consciousness, ways of regulating behavior in all spheres of life, including everything that "forms" health. In today's time of fast food, laziness, bad habits, bad ecology, it is very important for students to take care of their health. The article presents the data of the analysis of a number of recent scientific publications, unfortunately there are not so many of them made by competent domestic experts, which reflect the modern problems of physical education of students of medical universities of the country.

Текст научной работы на тему «О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволили подтвердить качественную взаимосвязь ряда личностных качеств военнослужащих ВИ(ИТ) и профессиональных показателей их деятельности с уровнем физической подготовленности. При подборе верных средств и методов физической подготовки можно рассчитывать на повышение уровня позитивного отношения курсантов к учебе, росту их трудолюбия, ответственности, активности, что в целом положительно скажется на процессе их профессионального становления и существенно улучшит готовность к прохождению службы в войсках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисов А. А. Формирование психофизической готовности курсантов военных вузов к выполнению служебных и боевых задач средствами физической подготовки / А.А. Борисов, Д.В. Салькова // Военный инженер. - 2019. - № 2 (12). - С. 34-46.

2. Борисов А.А. Силовая направленность физической подготовки курсантов и слушателей вузов ВМФ для совершенствования профессиональных навыков / А.А. Борисов, Л.В. Никулин, Ф.В. Подколзин // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2020. -№ 5 (6). - С. 155-158.

3. Борисов, А.А. Путь повышения эффективности обучения курсантов - наличие экстремальных факторов в учебном процессе / А.И. Щемелинин, Е.А. Саркисова, Д.В. Салькова // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2020. - № 5 (6). - С. 163-169.

4. Борисов, А.А. Анализ роли физической подготовки в профессиональной подготовленности военных инженеров/ А.А. Борисов, М.П. Чернобай, А.И. Щемелинин // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2020. - № 9 (10). -С. 342-350.

5. Борисов, А.А. Оптимизация тренировочного процесса на основе экспресс-анализа функционального состояния организма спортсмена / А.А. Борисов, А. И. Щемелинин // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2020.- № 4 (5). -С. 456-463.

REFERENCES

1. Borisov, A.A. and Salkova, D.V. (2019), "Formation of psychophysical readiness of cadets of military universities to perform service and combat tasks by means of physical training", Military Engineer, No. 2 (12), pp. 34-46.

2. Borisov, A. A., Nikulin, L.V. and Podkolzin, F.V. (2020), "Power orientation of physical training of cadets and students of naval universities for improving professional skills", Actual problems of military scientific research, No. 5 (6), pp.155-158.

3. Borisov, A. A., Shchemelinin, A. I., Sarkisova, E. A. and Salkova D. V. (2020), "The way to improve the effectiveness of training cadets - the presence of extreme factors in the educational process", Actual problems of military scientific research, No. 5 (6), pp.163-169.

4. Borisov, A. A., Chernobai, M. P. and Shchemelinin, A. I. (2020), "Analysis of the role of physical training in the professional readiness of military engineers", Actual problems of military scientific research, No. 9 (10), pp. 342-350.

5. Borisov, A. A. and Shchemelinin, A. I. (2020), "Optimization of the training process based on the express analysis of the functional state of the athlete's body", Actual problems of military scientific research, No. 4 (5), pp. 456-463.

Контактная информация: iwan.lavrentev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.09.2021

УДК 796.077.5

О СОСТОЯНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ РОССИИ

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Александровна Моисеенко, кандидат педагогических наук, доцент, Валерия Олеговна Яро-шенко, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук,

доцент, Алексей Леонидович Крамаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры

Аннотация

В последние годы в спортивной науке уделяется достаточно большое внимание по проблемам физического воспитания студенческой молодежи, являющейся потенциальным кадровым ресурсом социума. Целым рядом авторов отмечается устойчивую тенденцию к снижению состояния здоровья и физической подготовленности и у студентов медицинских вузов страны. Это связано, прежде всего, с определенными пробелами, в духовно-нравственном воспитании приводящими к искажению ценностной структуры сознания, способов регуляции поведения, во всех сферах жизни включая и все то, что «формирует» здоровье. В сегодняшнее время фаст-фуда, лени, вредных привычек, плохой экологии очень важна забота студенчества о своем здоровье. В статье представлены данные анализа ряда последних научных публикаций, к сожалению таковых не столь много сделанных компетентными отечественными экспертами, которые отражают современные проблемы физического воспитания студентов медицинских вузов страны.

Ключевые слова: медицинские вузы, физическое воспитание, здоровье студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p36-44

ABOUT THE STATE OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES OF RUSSIA

Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana

Aleksandrovna Moiseenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valeria Olegovna Yaroshenko, the senior teacher, The Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk; Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Aleksandrovich Neburakovsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Leonidovich Kramarenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Abstract

In recent years, the sports science has been paying quite a lot of attention to the problems of physical education of the student youth, which is potential human resource of society. A number of authors note the steady trend towards decrease in the state of health and physical fitness of the students of medical universities of the country. This is primarily due to the certain gaps in spiritual and moral education that lead to distortion of the value structure of consciousness, ways of regulating behavior in all spheres of life, including everything that "forms" health. In today's time of fast food, laziness, bad habits, bad ecology, it is very important for students to take care of their health. The article presents the data of the analysis of a number of recent scientific publications, unfortunately there are not so many of them made by competent domestic experts, which reflect the modern problems of physical education of students of medical universities of the country.

Keywords: medical universities, physical education, students' health.

ВВЕДЕНИЕ

Наше время характеризуется небывалым технологическим развитием мирового сообщества и столь же стремительно быстрым разрушением природных, в первую очередь конституционных, и нейродинамических свойств человека. Сохранение здоровья нации, как физического, так и духовного, составляет задачу общегосударственной важности. Студенческая молодежь является ресурсом современного общества, его профессионально-кадровым и интеллектуальным потенциалом. Именно она в перспективе во многом будет задавать стандарты поведения и жизнедеятельности общества, оказывать влияние на формирование его ценностных ориентаций. Студенчество рассматривается как социальная группа, которая идет по определенным профессионально ориентированным программам, нацеленным на выполнение высоких трудовых и иных социальных ролей. Такое ровное предназначение должно основываться на крепком здоровье и высокой работоспо-

собности. Поэтому воспитание у студенческой молодежи ценностей здорового образа жизни в период получения профессионального образования является одним из важнейших условий образовательного учреждения [3, 4].

Учебный процесс во многих вузах России, в том числе и в медицинских, с каждым годом становится все более интенсивным и требует от обучающихся рационального планирования временных и жизненных ресурсов, которые должны постоянно пополняться. Напряженность учебного распорядка обусловлена множество факторов, среди которых: продолжительный учебный день, который включает не только аудиторные занятия с теоретическим и практическим (клиническим содержанием), местонахождение клинических баз в удаленных друг от друга частях города; объемная самостоятельная учебная деятельность; необходимость заучивания огромного материала по осваиваемым дисциплинарным курсам и т.д.). Перешагнув «экватор» обучения большая часть студентов начинает свою трудовую деятельность в качестве среднего медицинского персонала, что приводит к еще большей напряженности их жизнедеятельности [3]. Именно поэтому исследованиями В.Б. Мандрикова (2002), С.А. Моисеенко (2006), П.В. Бородина (2017), М.Ф. Рзянки-ной (2017) подтверждено то, что процесс обучения в медицинском вузе сопровождается не улучшением показателей здоровья и повышением уровня развития физических качеств, а их снижением. Более того, примерно 20% выпускников приобретают за период обучения по 2-3 хронических заболевания. [3, 10, 11, 15]. Лишь немногие студенты-медики (менее 10%) за время учебы могут приобрести бонус в виде хорошего физического развития, физической подготовленности и высокой работоспособности.

Тем не менее, приступая к своей профессиональной деятельности, выпускник медицинского вуза, должен демонстрировать эмоциональную устойчивость, физическую и психическую выносливость, обладать достаточной статической силой отдельных мышечных групп, иметь хорошо развитую «мелкую» моторику (ловкость) и т.д. Все эти качества прекрасно развиваются и совершенствуются средствами физической культуры и спорта [1, 3]. Отметим еще один немаловажный факт. Выпускники медицинских вузов должны обладать определенным уровнем «физкультурной образованности», которую они должны реализовывать в своей профессиональной деятельности. Неслучайно среди студенчества медицинских вузов страны становится все более популярным физкультурно-спортивный фестиваль «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» [2]. Именно благодаря участию в нем студенты-медики познают многогранную суть спортивной деятельности и узнают ее закономерности на уровне функционирования систем обеспечения.

Не следует забывать и о том, что например, в соответствии с профессиональным стандартом врача-лечебника (врач-терапевт участковый) одной из трудовых функций данного специалиста является проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни. Последнее, бесспорно, предполагает наличие познаний в области организации двигательного активного режима жизнедеятельности населения. Кроме того, согласно стандарту, данный работник должен обладать умениями обеспечивать все сознательные и возрастные группы населения необходимой информацией о здоровом образе жизни. Проводить мотивационное (поведенческое) профилактическое консультирование по вопросам ведения ЗОЖ, осуществлять консультирования и разработку индивидуальных программ профилактики и формирования ЗОЖ, включая программы здорового питания, физической активности [12]. Безусловно, что основы врачебно-профессиональных компетенций будущих медицинских работников формируются как в процессе занятий по физической культуре, так и во время внеучебных спортивно-тренировочных (секционных) занятий.

МЕТОДИКА

Целью проводимого исследования явилось обобщение некоторых литературных данных, касающихся уровня физического развития и физической подготовленности сту-

дентов медицинских вузов России. Теоретическому анализу были подвержены отдельные публикации по исследованию интересующей нас проблем вышедшие в свет в период с 2015 по 2020 годы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первой статьей, заинтересовавшей авторов данного обобщения, стала статья с названием «О необходимости формирования у студентов медицинского вуза мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом», авторами которой являются сотрудники Рязанского государственного медицинского университета В.Д. Прошлякова и А.С. Никитина (2015). В данном повествовании представлена информация об уровне физической подготовленности студентов младших курсов медицинского университета, раскрываются причины их низкой физкультурной активности и отсутствия устойчивой мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями. Авторами установлено, что низкий уровень физической подготовленности студентов первых курсов является следствием некачественного школьного учебного процесса. Последствия этого можно исправлять путем привлечения студентов к участию в массовых внутривузовских соревнованиях. Подобная практика способствует формированию у студентов положительной мотивации к занятиям спортом [14].

Сотрудник первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова Н.В. Сивас (2015) в статье «Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры студентов медицинских вузов» полностью поддерживает идеи рязанских коллег. Он считает, что важной задачей в процессе физического воспитания студентов является создание мотивации ведения здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спортом [17].

В статье «Распространённость факторов риска социально значимых заболеваний среди обучающихся в медицинском вузе» авторами которой являются Рзянкина М.Ф, Горбачев А.В. (2017) представлена оценка распространения факторов риска заболеваемости среди студентов Дальневосточного государственного медицинского университета (г. Хабаровск). Указанными авторами было проведено анкетирование среди студентов с 1 по 6 курсы. В ходе исследования был доказан достоверный рост распространенности факторов риска заболеваемости среди студентов с увеличением стажа их обучения. В работе отмечена прямая корреляционная зависимость между ростом количества студентов с III группой здоровья и частотой факторов риска. По данным указанных авторов распространенность факторов риска, с учетом гендерных различий опрошенных, выглядит следующим образом: курение и нерациональное питание преобладает у мужской половины опрошенных; употребление алкоголя и избыточная масса тела чаще всего распространены среди женской половины; малоактивный образ жизни данные категории обучающихся ведут с одинаковой частотой. Рост распространенности факторов риска среди студентов на протяжении шестилетнего периода обучения составляет от 5% до 30% [15].

В статье «Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт», авторами которой являются сотрудники Рязанского государственного медицинского университета В.Д. Прошляков, Т.И. Толстова (2017), говорится о том, что формирование компетенций в области ЗОЖ является сложным педагогическим процессом. Это связано с тем, что занятия по физической культуре проводятся при большом количестве одновременно занимающихся студентов в спортивных залах, что затрудняет изучение весьма значимых теоретических разделов учебных программ. Отмечено, что большинство современных студентов отличается низким уровнем физической подготовленности. Выявлено, что у студентов нет четкого сложившегося понимая значения занятий физической культуры для профессии врача [13].

С заключением вышеуказанных исследователей из Рязани согласен А. В. Доронцев (сотрудник Астраханского медицинского университета), что отмечается им в статье

«Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах» (2017). Автор указывает на то, что формирование компетенций возможно при условии одновременного решения двух задач - повышения уровня физической подготовленности студентов и приобретения ими конкретных знаний о влиянии регулярных физических нагрузок на функциональное состояние организма. Автором установлено и то, что интерес к самостоятельным занятиям у студентов повышается, когда они обучаются самооценке своего физического развития и сравнивают его с нормативными показателями. Завершается это тем, что дальше вместе с преподавателем студенты разрабатывают рекомендации по коррекции отстающих показателей физического развития и по истечении определенного тренировочного периода оценивают достигнутые в ходе тренировок результаты. Все это позволяет более осмысленно подходить к выбору физической нагрузки и пониманию ее положительного влияния [6].

Весьма интересными являются две публикации хабаровских исследователей П.В. Бородина, В.Г. Тютю ко ва и А.В. Захарова с названиями «Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинского университета на основе внедрения ап-паратно-компьютерных комплексов» (2015) и «Информатизация в решении задач повышения уровня психофизического состояния и профессионально-прикладной подготовленности будущих специалистов медицинского профиля» (2018). В данных работах были представлены данные анализа динамики уровня здоровья студентов Дальневосточного государственного медицинского университета с 2003 по 2013 годы. Было установлено, что из года в год растет число студентов отнесенных по результатам медицинского осмотра к специальной группе с достаточно низкими показателями физического развития и физической подготовленности [1, 4]. А в статье А. В. Доронцева (2017) «Показатели физической подготовленности и уровень функциональных резервов у первокурсников астраханского государственного медицинского университета» констатируется, что значительный рост числа студентов отнесенных к специальной медицинской группе и снижение большинства показателей физического развития и физической подготовленности у этого контингента наблюдается с конца 90 годов прошлого столетия и продолжается в настоящее время. Кроме того, автором отмечается рост количества случаев развития дез-адаптационных реакций у студентов основной медицинской группы на студенческих соревнованиях по видам спорта. Исследователь считает, что расширение секционной работы в группах спортивного совершенствования, ориентирование студентов на самостоятельные занятия оздоровительными видами спорта, а также систематический медицинский контроль, позволяют повысить функциональные резервы студентов без срыва адаптационных возможностей [7].

Подтверждением наличия вышеупомянутой проблемы в среде медицинских вузов является статья коллектива авторов Тихоокеанского государственного медицинского университета (г. Владивосток) Е.В. Каеровой, А.А. Шестёра, И.С. Степановой, Е.А. Козиной (2019) с названием «Диагностическое тестирование физической подготовленности и параметров физического здоровья студентов первого курса медицинского вуза». В данной работе приведены результаты оценки уровня физической подготовленности и параметров физического развития студенток. Было выявлено, что по всем нормативным контрольным испытаниям (кроме теста «наклон вперед») почти 50% студенток не справляются с существующими заданиями, что свидетельствует о недостаточном уровне их физической подготовленности. Авторами разработаны и внедрены в учебный процесс рекомендации по повышению физической подготовленности студенток для выполнения нормативов ВФСК ГТО [8].

Крайне любопытной является статья, выполненная сотрудниками Волгоградского государственного медицинского университета В.Б. Мандрикова, И.А. Ушаковой, Н.В. Замятиной (2019) с названием «Физическая культура как средство адаптации студентов». Авторы, считают, что деятельность в сфере физической культуры позволяет молодым лю-

дям разных национальностей (зарубежные студенты) расширить круг общения, является источником сопереживания многогранной, двигательной деятельности, спортивного характера, предоставляет возможность эстетического и эмоционального восприятия, приобщает к решению разнообразных задач в окружающем социуме, формирует специальные качества (физические и психические), умения и навыки для будущей профессиональной деятельности. Это особенно важно в условиях международной интеграции систем образования и нахождения студентов в стремительном ритме современной жизни. Последнее весьма часто неблагоприятно отражается на успешности их адаптации к новым условиям обучения. Участие в соревнованиях и совместных тренировках с российскими студентами является одним из факторов, который способствует эффективному изучению русского языка, свободному и активному их поведению в неформальной обстановке, оптимальной формой расширения и закрепления двигательных навыков, приобретаемых на учебных занятиях. Кроме того, это - средство создания здоровьесберегающего пространства, которое способствует самоопределению и самореализации обучающихся, дает возможность не только приобрести, но и далее внедрять полученные навыки сохранения здоровья в работу с будущими пациентами. Спортивные межнациональные контакты способствуют сплочению и взаимному пониманию, усилению дружеских связей и сближению национальных культур [9].

Сотрудники Алтайского медицинского университета П.Г. Воронцов, В.Н. Иванов, К.Е. Полотнянко, М.С. Терентьев, В. А. Эртель (2019) в статье «Комплексная учебная и организационно-массовая работа кафедры и спортивного клуба по формированию здорового образа жизни студентов в АГМУ», делятся опытом совместной работы кафедры физической культуры и спортивного клуба вуза. В данной публикации широко освящена деятельность по формированию здорового образа жизни студентов-медиков, показана неразрывная связь реализации планов учебно-воспитательной работы структурных подразделений университета. Кроме того здесь приведен перечень комплексных спортивных, спортивно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий в вузе в соответствии с программой ежегодного Всероссийского конкурса среди медицинских вузов России по направлению «Вуз здорового образа жизни», где АГМУ регулярно занимает призовые места демонстрируя высокий уровень двигательной подготовленностью обучающихся по ряду номинаций [5].

В статье сотрудницы Астраханского медицинского университета А.А. Светлички-ной (2020) «Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А» имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области» установлено, что студенты данной медицинской группы, имеющие в анамнезе сочетанные патологии позвоночного столба и ССС имеют недостаточную физическую подготовленность. У подавляющего большинства этого контингента отмечается увеличение ЧСС до субмаксимальных показателей даже при непродолжительной малоинтенсивной физической нагрузке. Нормализация гемодинамики у данных студентов наблюдается при регулярных занятиях всеми видами структурированной двигательной активности. При анализе показателей риска развития дезадаптив-ных реакций на физическую нагрузку, наиболее выраженный их уровень проявления наблюдается при беге и упражнениях на гибкость с задержкой дыхания. Автор исследования утверждает, что применение индивидуально-структурированной физической нагрузки с использованием фитбола, спортивных тренажеров с заданным вектором нагрузки, спортивных игр с возможностью контроля ЧСС в реальном времени, способствуют улучшению гемодинамических показателей и снижают риск травмы опорно-двигательного аппарата у обучающихся в специальной медицинской группе «А» [16].

В диссертационном медицинском исследовании, проведенном Н.Н. Царевым, результаты которого были защищены в 2020 году и основывались на данных, полученных начиная с 2003 по 2018 годы, подтверждено, что за последние 15 лет средняя масса тела у

студентов-юношей медицинского вуза за годы обучения к моменту завершения обязательных занятий по физической культуре возросла на 12,8%. На последний год наблюдений (2018 г.) 42,9% представителей данного контингента имели избыточную массу тела. В 16,5% случае это было свойственно и женскому контингенту третьекурсников. Показатели сердечной деятельности обследованных студентов (вариабельность сердечного ритма) находятся на нижней границе нормы, и у них отмечается гиперреактивность на орто-стаз и гипертензия [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ научных публикаций, выполненных отечественными авторами, показал, что уровень здоровья и физической подготовленности у студентов-медиков находится не на должном уровне. Считаем, что необходимо предусмотреть реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи медицинского профиля и формирования у них навыков ведения здорового образа жизни. Только совместная, кропотливая работа целого ряда ведомств и структур даст положительный результат.

Во все времена медицинские работники стояли на страже здоровья всего человечества, в отдельных случаях даже ценою своей жизни. В нынешнее время, когда современный мир впервые столкнулся с глобальной угрозой всему человечеству и беспрецедентными вызовами, связанными с распространением COVID-19, работать на «передовой», «в красной зоне» в качестве активного действующего, а значит физически (функционально) подготовленного и высоко работоспособного медицинского работника, это как никогда актуально и почетно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин П.В. Информатизация в решении задач повышения уровня психофизического состояния и профессионально-прикладной подготовленности будущих специалистов медицинского профиля / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 54-59.

2. Бородин П.В. Позиционирование дальневосточных медицинских вузов на фестивалях студенческого спорта «Физическая культура и спорт - вторая профессия врача» / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков, А.В. Захаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 59-63.

3. Бородин П.В. Совершенствование методики физического воспитания студентов медицинского вуза на основе использования информационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бородин Петр Владимирович. - Улан-Удэ, 2017. - 26 с.

4. Бородин П.В. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинского университета на основе внедрения аппаратно-компьютерных комплексов / В.П. Бородин, В.Г. Тютюков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 24-31.

5. Комплексная учебная и организационно-массовая работа кафедры и спортивного клуба по формированию здорового образа жизни студентов в АГМУ / П.Г. Воронцов, В.Н. Иванова, К.Е. Полотнянко, М.С. Терентьев, В.А. Эртель // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи : материалы 5-я международной научно-практической конференции. - Омск, 2019. - С. 131-136.

6. Доронцев А.В. Концепция общекультурных компетенций по физической культуре в медицинских вузах / А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 4 (146). - С. 61-64.

7. Доронцев А.В. Показатели физической подготовленности и уровень функциональных резервов у первокурсников астраханского государственного медицинского университета / А.В. До-ронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 34-37.

8. Диагностическое тестирование физической подготовленности и параметров физического здоровья студенток первого курса медицинского вуза / Е.В. Каерова, А.А. Шестёра, И.С. Степанова, Е.А. Козина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28473 (дата обращения: 20.08.2021).

9. Мандриков В.Б. Физическая культура как средство адаптации студентов / В.Б. Мандри-ков, И.А. Ушакова, Н.В. Замятина // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи студенческого спорта : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2019. - С. 505-509.

10. Мандриков В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов медицинских вузов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мандриков Виктор Борисович. - Волгоград, 2002. - 40 с.

11. Моисеенко С.А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моисеенко Светлана Александровна. - Хабаровск, 2006. - 21 с.

12. Профстандарт: 02.009 Врач-лечебник (врач-терапевт участковый) // КлассИнформ.Ру : справочник кодов общероссийских классификаторов. - URL: https://classinform.ru/profstandarty/02.009-vrach-lechebnik-vrach-terapevt-uchastkovyi-.html (дата обращения: 17.02.2020).

13. Прошляков В.Д. Формирование компетенций у студентов медицинского вуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» / В.Д. Прошляков, Т.И. Толстова // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2017. - Т. 25, № 3.- С. 501-506.

14. Прошляков В. Д. О необходимости формирования у студентов медицинского вуза мотивации к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом / В. Д. Прошляков, А.С. Никитин // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2015. - Т. 23, № 4. - С. 121-125.

15. Рзянкина М.В. Распространенность факторов риска социально значимых заболеваний среди обучающихся в медицинском вузе / М.В. Рзянкина, А.В. Горбачев // Здоровье и образование в XXI веке : журнал научных статей. - 2017. - Т. 19, № 12. - С. 122-127.

16. Светличина А.А. Особенности планирования уровня физических нагрузок у студентов специальной медицинской группы «А» имеющих сочетанные заболевания сердечно-сосудистой системы и вертебральной области / А.А. Светличина, А.В. Доронцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 245-250.

17. Сивас Н.В. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры студентов медицинских вузов / Н.В. Сивас // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. - 2015. - Т. 22, № 4. - С. 13-16.

18. Царев Н.Н. Динамика морфофункциональных показателей психофизического состояния студентов медицинского института и его оптимизация средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Царев Николай Николаевич. - Москва, 2020. - 23 с.

REFERENCES

1. Borodin, P.V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Informatization in solving problems of increasing the level of psychophysical state and professional and applied readiness of future medical specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 54-59.

2. Borodin, P. V., Tyutyukov, V.G. and Zakharov, A.V. (2018), "Positioning of far Eastern medical universities at the festivals of student sports "Physical culture and sports-the second profession of a doctor", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 59-63.

3. Borodin, P.V. (2017), Improving methods of physical education of medical students based on the use of information technologies, dissertation, Ulan-Ude.

4. Borodin, P.V. and Tyutyukov, V.G. (2015), "Improving the process of physical education of medical university students on the basis of the introduction of hardware and computer complexes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 24-31.

5. Vorontsov, P.G., Ivanova, V.N, Polotnyanko, K.E., Terentyev, M.S. and Ertel, V.A. (2019), "Complex educational and organizational-mass work of the department and the sports club on the formation of a healthy lifestyle of students at ASMU", V International scientific and practical conference "Physical culture and sport in the life of student youth", Omsk, pp. 131-136.

6. Dorontsev, A.V. (2017), "The concept of general cultural competencies in physical culture in medical universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 61-64.

7. Dorontsev, A.V. (2017), "Indicators of physical fitness and the level of functional reserves in first-year students of the Astrakhan State Medical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No. 5, pp. 34-37.

8. Kaerova, E.V., Shestera, A.A. and Kozina, E.A. (2019), "Diagnostic testing of physical fitness and parameters of physical health of first-year medical university students", Modern problems of science and education, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28473 (accessed: 20.08.2021).

9. Mandrikov, V.B., Ushakova, I.A. and Zamyatina, N.V. (2019), "Physical culture as a means of adaptation of students", Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference "Actual issues of physical education of youth of student sports", Saratov, pp. 505-509.

10. Mandrikov, V.B. (2002), Methodology for profiling physical education of medical students, dissertation, Volgograd.

11. Moiseenko, S.A. (2006), Improving the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes ofprofessional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.

12. Professional standard: 02.009 Medical doctor (district therapist), available at: https://classinform.ru/profstandarty/02.009-vrach-lechebnik-vrach-terapevt-uchastkovyi-.html (accessed: 02 February 2020).

13. Proshlyakov, V.D. and Tolstova, T.I. (2017), "Formation of competencies among students of a medical university when studying the discipline "Physical culture and sport", Russian Medical and Biological Bulletin of Academician I. P. Pavlov, Vol. 25, No. 3, pp. 501-506.

14. Proshlyakov, V.D. and Nikitin, A.S. (2015), "On the need to form motivation for a healthy lifestyle and physical culture and sports among students of a medical university", Russian Medical and Biological Bulletin of Academician I. P. Pavlov, No. 3, pp. 121-125.

15. Rzyankina, M.V. and Gorbachev, A.V. (2017), "The spread of risk factors for socially significant diseases among students at a medical university", Journal of scientific articles Health and education in theXXI century, Vol. 19, No. 12, pp. 122-127.

16. Svetlicina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2020), "Features of the planning level of physical activity of students of special medical group "A" with concomitant cardiovascular disease and vertebral region", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 245-250.

17. Sivas, N.V. (2015), "Physical culture as an integral part of the general culture of medical university students", Scientific notes of St. Petersburg State Medical University academician I. P. Pavlov, Vol. XXII, No. 4, pp. 13-16.

18. Tsarev, N.N. (2020), Dynamics of morphofunctional indicators of the psychophysical state of students of the medical institute and its optimization by means ofphysical culture, dissertation, Moscow.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.09.2021

УДК 796.077.5

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Владимировна Моор, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Цуман, старший преподаватель, Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск; Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск, Андрей Викторович Захаров, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД РФ, г. Хабаровск

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатами научных исследований подтверждается, что из года в год уровень здоровья и физической подготовленности студентов медицинских вузов России ухудшается. Считаем, что это вызвано, прежде всего, пробелами в нравственном и духовном воспитании, неответственным отношением молодежи к своему здоровью, пониженной двигательной активностью. В статье представлены данные о многолетней динамике показателей уровня здоровья и физической подготовленности студентов Дальневосточного государственного медицинского университета (г. Хабаровск).

Ключевые слова: студенты, состояние здоровья, физическая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.