УДК 796 ББК 74.4
DOI 10.24411/2073-3305-2021-3-300-302
РАСШИРЕНИЕ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ И МОДЕЛИ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Татьяна Ивановна ТОЛСТОВА,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья
Рязанского государственного медицинского университета
E-mail: [email protected]
Александра Львовна ШУМОВА,
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела Рязанского государственного медицинского университета
Владимир Дмитриевич ПРОШЛЯКОВ,
доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета
Аннотация. Физическая грамотность является необходимым компонентом физического воспитания будущих медицинских работников и определяется как мотивация, уверенность, физическая компетентность, знание и понимание ценности и ответственности за участие в физической деятельности на всю жизнь. Наиболее эффективным методом ее формирования является включение элементов модели спортивного образования в физическое воспитание студентов.
Ключевые слова: физическое воспитание; физическая грамотность; модель спортивного образования.
EXPANSION OF THE PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF FORMATION OF PHYSICAL LITERACY AND THE MODEL OF SPORTS EDUCATION
Tatyana Ivanovna TOLSTOVA,
Candidate of Medical Sciences, Associated Professor of the Department of Physical Education and Health, Ryazan State Medical University
E-mail: [email protected]
Alexandra Lvovna SHUMOVA,
Candidate of Medical Sciences, Assistant
of the Department of Nursing, Ryazan State Medical University
Vladimir Dmitrievich PROSHLYAKOV,
Doctor of Medical Sciences, Professor
of the Department of Physical Education and Health,
Ryazan State Medical University
Abstract. Physical literacy is a necessary component of physical education for future healthcare professionals and is defined as motivation, confidence, physical competence, knowledge and understanding of the value and responsibility of participating in physical activity for life. The most effective method of its formation is the inclusion of elements of the model of sports education in the physical education of students.
Key words: physical education; physical literacy; sports education model.
В последнее время в медицинском сообществе все активнее обсуждаются вопросы, связанные с двигательной компетентностью (movement competence) и физической грамотностью (physical literacy) аналогично грамотности в вопросах здоровья (health literacy). Грамотность в вопросах здоровья включает умение находить, применять информацию по вопросам, связанным со здоровьем и факторами, на него влияющими, в число которых входит и физическая активность. Физическая грамотность определяется как мотивация, уверенность, физическая компетентность, знание и понимание ценности и ответственности за участие в физической деятельности на всю жизнь [3].
Цель работы — рассмотрение и обсуждение вопросов целенаправленного развития физической грамотности и возможности включения элементов спортивного образования в части управления здоровьем в программы физического воспитания специалистов медицинского профиля.
Студенты вузов находятся на стадии перехода от обязательного физического воспитания в школе к более самостоятельному физическому образу жизни во взрослом возрасте. Поэтому важно, чтобы они развивали физическую грамотность и позитивное отношение к физической активности, позволяющей сохранить профессиональное здоровье. К сожалению, несмотря на свою значимость, развитие физической грамотности среди студентов вузов не находит в настоящее время должного изучения [1].
Требования, связанные с пациент-ориентированной направленностью и нарастанием сложности организации медицинской помощи, внедрением современных технологических и научных достижений, ставят высокую профессиональную рамку перед медицинскими работниками. Нарастает разрыв между подготовкой медицинских работников в части сохранения профессионального здоровья и решением тех задач, которые предъявляет практическая деятельность. В результате не только развивается профессиональное выгорание у специалистов, но и снижается качество оказания медицинской помощи. Задачи подготовки специалистов к непрерывному самостоятельному профессиональному развитию должны сочетаться с формированием у них на-
выков самоуправления здоровьем с учетом воздействия профессиональных рисков [1].
Сегодня широкое использование таких терминов, как «умение», «компетентность» и «грамотность», является основным при определении образовательных и квалификационных стандартов. При этом в основу подготовки, по мнению ряда авторов, следует положить именно грамотность как опору для дальнейшего развития [2].
Средством, в наибольшей степени зарекомендовавшем себя с позиции эффективности тренировки самоуправления, является физическое воспитание, которое неразрывно связано с осознанием важности тренировок, понимания их влияния на организм человека и с развитием эффективного самоконтроля за состоянием собственного здоровья.
Концепция физической грамотности в последние годы стимулировала повышенное внимание исследователей к физическому воспитанию, участию в спорте и пропаганде физической активности среди населения. Физическая грамотность как концепция, описывающая предпосылки для участия человека в физической активности и формирования приверженности к ней, стала одним из основных направлений пропаганды физического воспитания, физической активности и спорта во всем мире и была предложена в качестве ключевого понятия в понимании физической активности [4]. Физическая грамотность — это многогранное понятие, состоящее из аффективной (мотивация и уверенность), физической (физическая компетентность), когнитивной (знание и понимание) и поведенческой (участие в физической деятельности на всю жизнь) областей. Эти четыре области вместе воплощают целостный подход к физической активности, рассматривающий вопросы, связанные с обучением [3].
В концептуальной модели «К здоровью — через спорт», разработанной на основе систематического обзора психологических и социальных преимуществ участия детей и подростков в спорте, обращено внимание на неразрывную связь всех составляющих здоровья как физического, психологического, так и социального благополучия и формирующего действия спортивной тренировки [5].
2021 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры
301
Модель спортивного образования позволяет развивать физическую грамотность студентов, позитивное отношение к физической активности и навыки управления собственным здоровьем. В ряде исследований представлены результаты изучения эффективности модели спортивного образования, предоставляемой студентам на обязательных занятиях физкультурой на университетском уровне. В работах оцениваются мотива-ционный климат, ситуационная мотивация и соответствующая им физическая грамотность, удовольствие от занятий физическими упражнениями и самоотчет, а также объективный уровень физической грамотности [6].
Таким образом, не только физическое воспитание, влияние которого на состояние здоровья не подлежит сомнению, но и формирование физической грамотности являются задачей физического воспитания в образовательном учреждении.
На наш взгляд, включение вопросов целенаправленного формирования физической грамотности и элементов спортивного образования в занятия физкультурой позволит сформировать у студентов приверженность к самостоятельной физической активности на протяжении всей жизни и будет способствовать сохранению профессионального здоровья.
Список литературы
1. Толстова Т.И., Шумова А.Л., Куликова О А Определение приоритетов в физическом воспи-
тании врача / / Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 1. С. 162—164.
2. Vogt T., Klein D. (2020) A Conceptual Perspective on Mediating Competence in Sports Coaching and Physical Education / / Advances in Physical Education, 10, 187—195. doi: 10.4236/ ape.2020.103016.
3. Cornish K., Fox G., Fyfe T., Koopmans E., Pousette A., Pelletier CA. Understanding physical literacy in the context of health: a rapid scoping review // BMC Public Health. 2020 Oct 19; 20(1):1569. doi: 10.1186/s12889-020-09583-8. PMID: 33076887; PMCID: PMC7570403.
4. Edwards L.C., Bryant A.S., Keegan R.J. et al. Definitions, Foundations and Associations of Physical Literacy: A Systematic Review / / Sports Med 47, 113 — 126 (2017). https://doi.org/ 10.1007/s40279-016-0560-7
5. Eime R.M., Young JA., Harvey J.T. et al. A systematic review of the psychological and social benefits of participation in sport for children and adolescents: informing development of a conceptual model of health through sport // Behaviour Phys Act 10, 98 (2013). https://doi.org/10.1186/1479-5868-10-98
6. Effect of Sport Education in University Required PE on Students' Perceived Physical Literacy and Physical Activity Level // https:// clinicaltrials.gov/show/NCT03888885, 2019 | added to CENTRAL: 31 May 2019 | 2019 Issue 05CT.gov