REFERENCES
1. Andreichenko, A.V. and Shchetina, B.M. (2019), "Objective qualification standards as a condition for the development of classical triathlon", Life safety, physical culture and sport: current state and prospects, collection of scientific works, Khabarovsk, pp. 122-127.
2. Shchetina, B.M. and Andreichenko, A.V. (2021)? "Olympic prospects of powerlifting: classic triathlon", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 4 (194), рp. 470-473.
3. Shchetina, B.M. and Shchetina, M.B. (2017). «Comparative data of the contribution of competitive exercises to the sports result of athletes in powerlifting (classic triathlon)", Modern problems of physical culture and sports: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference, Khabarovsk, pp. 401-404.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2022
УДК 796.011
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА В ПРАКТИКЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация
Фитбол-гимнастика обладает комплексным воздействием на организм занимающихся и повышает интерес к занятиям физической культурой. В контексте этого в работе представлены теоретико-методические аспекты использования фитбол-гимнастики в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры. В том числе обозначено использование фитболов для реабилитации больных детским церебральным параличом; для лиц, страдающих ожирением; при заболеваниях и статических деформациях опорно-двигательного аппарата. Обосновано использование фитбол-гимнастики в практике физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Проводится анализ практики использования фитболов на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре и спорту со студентами основной и специальной медицинской группы университета, а также на занятиях женской группы фитнеса сотрудников университета.
Ключевые слова: фитбол-гимнастика, особенности и использование, оздоровительная и адаптивная физическая культура, образовательные учреждения, учебные занятия по физической культуре и спорту в вузе, основная и специальная медицинская группа, фитнес.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p499-506
FITBALL GYMNASTICS IN THE PRACTICE OF HEALTH-IMPROVING AND ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk
Abstract
Fitball gymnastics has a complex effect on the body of those involved and increases interest in physical culture. In this context the paper presents theoretical and methodological aspects of use of fitball gymnastics in the practice of health-improving and adaptive physical culture, including the use of fitballs for rehabilitation of patients with cerebral palsy; for obese people; in diseases and static deformation of musculoskeletal system. The use of fitball gymnastics in the practice of physical education in educational institutions, including for students assigned to a special medical group for health reasons, is substantiated. The analysis of practice of using fitballs in training sessions of physical education and sports with students of basic and
spécial médical groups of the University is conducted, as well as in training of the female fitness group of the University employees.
Keywords: fitball gymnastics, features and use, health-improving and adaptive physical culture, educational institutions, physical education and sports classes at a University, basic and special medical group, fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Фитбол-гимнастика обладает комплексным воздействием на организм занимающихся, способствует, при щадящем режиме тренировки, эффективному развитию всех физических качеств и повышению уровня физической подготовленности. Даёт возможность регулирования эмоционального состояния занимающихся, способствует формированию и коррекции осанки, содействует профилактике различных нарушений в состоянии здоровья и повышает интерес к занятиям физической культурой [6, 10]. В контексте этого в работе представлены теоретико-методические аспекты использования фитбол-гимнастики в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры. Проводится анализ практики использования фитболов на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре и спорту со студентами основной и специальной медицинской группы университета, а также на занятиях женской группы фитнеса сотрудников университета.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Возможности фитбола безграничны - он применяется в фитнесе, в лечебной и адаптивной физической культуре для профилактики и коррекции различных деформаций опорно-двигательного аппарата, для расслабления спастичных мышц и тренировки равновесия при неврологической патологии, для дренажных упражнений при бронхолёгочных заболеваниях, для улучшения функционирования всех внутренних органов и систем [5].
Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции различных заболеваний и деформаций позволяет разнообразить занятия, внести эмоциональный заряд, способствует активному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий.
Сама форма мяча, выполнение упражнений в положении сидя обеспечивают совместную работу двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного анализаторов. Механическое вибрационное воздействие низкой частоты при фитбол-гимнастике оказывает специфическое и неспецифическое воздействие на все органы и системы человека. Эти механические колебания могут являться успокаивающим фактором при непрерывной вибрации и возбуждающим - при прерывистой вибрации.
Физические упражнения с лёгким покачиванием на мяче улучшают лимфатический и венозный отток, увеличивают сократительную способность мышц, нормализуют перистальтику кишечника, стимулируют надпочечники. Кроме того, вибрация на мяче обладает обезболивающим действием, активизирует местную трофику тканей и регенеративные процессы, способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата.
Упражнения в положении сидя способствуют включению физиологических механизмов сохранения равновесия из-за необходимости постоянного совмещения центра тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека. Мышечные напряжения обеспечивают поддержание позы и сохранение равновесия, а низкочастотные колебания вызывают активизацию положительных адаптационных сдвигов [7].
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Условия выполнения упражнений лёжа на мяче гораздо тяжелее, чем на полу - на жёсткой устойчивой опоре, так как упражнения выполняются в постоянной балансировке, при этом ра-
ботают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в симметричном положении.
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать коррекционно-тренировочный процесс за счёт широких возможностей и разнообразия упражнений.
Обозначим использование фитболов при некоторых заболеваниях.
Так, фитболы широко используются для реабилитации больных детским церебральным параличом (ДЦП). Согласно современной международной концепции, детский церебральный паралич является клиническим описательным термином, характеризующим чрезвычайно неоднородную группу этиологических факторов, вызывающих нарушения развития нервной системы плода или ребенка и приводящих к последующим стойким двигательным нарушениям. ДЦП является наиболее распространённой причиной инвалидности в детском возрасте, главной причиной детской инвалидности среди заболеваний нервной системы. Распространённость ДЦП в мире составляет в среднем 2-3 случая на 1000 детей в течение последних четырёх десятилетий.
Одним из самых эффективных средств при реабилитации ДЦП является лечебная физическая культура. Корригирующие упражнения направлены на укрепление мышечного корсета, разгрузку и «вытяжение» позвоночника. Укрепление мышечного корсета тела способствует лучшему кровоснабжению и иннервации тканей. Хороший мышечный корсет предотвращает разнообразные искривления, деформации костей и позвоночника. Упражнения при ДЦП должны не только увеличивать мышечную силу, но и снимать напряженность пораженных мышц, тем самым увеличивая объём активных движений. Встряхивания минимизируют нервные импульсы и ослабляют процессы возбуждения мышцы. К этому же эффекту приводят упражнения на фитболах [9].
Больным ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач. Так, покачивание и вибрация на фитболе снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы.
Упражнения в исходном положении лёжа животом на фитболе с паравертебраль-ной стимуляцией разгибателей спины и большой ягодичной мышцы способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и подниманию нижних конечностей.
Упражнения в исходном положении лёжа спиной на фитболе способствуют растягиванию спастичной большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.
Упражнения сидя на фитболе способствуют выработке навыка правильной осанки, уменьшают спастичность приводящих мышц бёдер.
Фитбол-гимнастика в практике адаптивной физической культуры даёт положительные результаты и может эффективно применяться у детей с церебральным параличом. Тем же эффектом, но с большей устойчивостью обладают двойные фитболы - физи-ороллы и цилиндрические мягкие модули, широко используемые в практике дошкольных учреждений, школ и реабилитационных центров [7].
При ДЦП необходима многоплановая специальная реабилитационная программа. Особенно существенна для больных с ДЦП организация групповых занятий, что способствует как их физическому развитию, так и социальной адаптации.
В связи с чем принципиально важно не только занятие больных с ДЦП в группе лечебной физкультуры в лечебно-профилактическом учреждении, но и включение их с раннего возраста и в дальнейшем на всех уровнях образования в учебную и внеучебную физкультурно-спортивную деятельность, создание инклюзивной среды образовательного учреждения.
Так, школьники и студенты с ДЦП в зависимости от тяжести заболевания могут заниматься физической культурой в специальной медицинской группе вместе с другими обучающимися, что обусловлено спецификой организации учебных занятий с обучающими специальной медицинской группы. Важно в занятиях физической культурой с инвалидами с ДЦП использовать принцип общей тренировки, включать об-
щеукрепляющие упражнения и не сводить весь комплекс упражнений только к специальным упражнениям лечебной гимнастики. Занятия физической культурой благоприятно влияют на функциональное и физическое состояние обучающихся с ДЦП [9].
Занятия на фитболе рекомендуются для лиц, страдающих ожирением. Упражнения на фитболе выполняются из различных исходных положений: сидя, лёжа на спине, животе, на боку, сидя с упором спиной на мяч, лёжа на полу с упором задней поверхностью бедра на мяч и т.д. Выполнение упражнений лёжа на мяче спиной, животом или на боку значительно тяжелее, чем на устойчивой опоре, но гораздо эмоциональнее и более эффективнее в плане снижения веса.
При выраженном ожирении положение лёжа животом на мяче вызывает гораздо меньше неприятных ощущений, чем на ровной поверхности, что обусловлено упругими свойствами опоры и возможностью варьировать расположение мягких тканей на опоре. Многие упражнения на фитболе не противопоказаны и доступны больным III степенью ожирения, для которых выбор реабилитационных методик весьма ограничен.
При этом для занятий на фитболе дозировка интенсивности и объёма нагрузки подбирается более тщательно в связи со значительным напряжением организма. Количе -ство повторов гораздо меньше, чем в упражнениях без мяча. При начальных степенях ожирения рекомендуется выполнять упражнения в более быстром темпе, количество повторов увеличивать на 20-30 %. Фитбол-гимнастика позволяет укреплять мышцы и снижать вес [7].
Упражнения на фитболах широко используются при заболеваниях и статических деформациях опорно-двигательного аппарата.
К статическим деформациям опорно-двигательного аппарата относятся нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях, продольное и поперечное плоскостопие и сколиотическая болезнь. Основными задачами коррекции статических деформаций позвоночника и стоп является воспитание навыка правильной осанки и правильной установки стоп, а также создание мышечного корсета.
Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа постуральных мышц по удержанию тела в правильном статическом положении, что способствует формированию навыка правильной осанки. Кроме того, упражнения в исходном положении сидя на мяче тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции сколиотических отклонений позвоночника в грудопояснич-ном отделе.
Фитболы позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать все типы нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза и лордоза [4].
Упражнения покачивания в положении сидя на мяче благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя их и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение, лимфоотток и ликвородинамику позвоночного столба, активизируя местную трофику тканей и регенеративные процессы. Это свойство используется для реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация вместе с движением усиливает импульсацию из проприорецепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга.
Таким образом, упражнения верхом на фитболе по своему физиологическому воздействию содействуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневротический синдром и др. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами - это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани [2, 8, 10]. Занятия фитболом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но
главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Поэтому фитбол-гимнастика стала активно внедряться в практику физического воспитания в образовательных учреждениях, в том числе для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены в занятия, начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счёт введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
Фитбол-гимнастика успешно используется и как психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Всё, что связано с двигательной активностью, трудовыми действиями, освоением двигательных умений, характеристиками опорно-двигательного аппарата (ходьба, бег, прыжки), особенностями поведения и речедвигательной активности, - всё это сложнейшая система психомоторной организации человека [2].
Проблемы «неуклюжести» детей с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев объясняются задержкой психомоторного развития. Именно поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не могут долго выполнять упражнения типа «замри», не могут выполнять упражнения на равновесие, неловко владеют предметами, не запоминают последовательности движений, не ориентируются в пространстве и не выполняют правила в игре.
Для таких детей на основе диагностики определяется уровень их психомоторного развития, выявляются наиболее выраженные нарушения координации и осуществляется планирование и построение коррекционного курса занятий.
Широкое применение находит использование фитболов в практике образовательных учреждений для повышения физической и функциональной подготовленности обучающихся на урочных занятиях по физической культуре.
Результаты исследований свидетельствуют, что применение комплексов упражнений фитбол-аэробики в различных частях урока по физической культуре для школьников младших классов способствует эффективному развитию у них координационных способностей, статической выносливости мышц спины, гибкости и вызывает интерес к урокам физической культуры [1].
Результаты исследований комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на школьников разных возрастных групп, студентов вузов свидетельствуют о функциональном тренинге, ускоренном развитии двигательных качеств (силы, гибкости, координации), повышении мотивации обучающихся к занятиям физической культурой [6, 8]. Проведённые нами исследования на базе Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) показали, что включение фитбол-гимнастики в программу по физической культуре и спорту для студентов основной и специальной медицинской группы имеют высокую эффективность и позитивно воспринимаются студентами (как девушками, так и юношами). Упражнения с фитболом можно включать фрагментарно в урок или полностью строить всё занятие на основе комплексов упражнений с фитболом. На учебных занятиях можно использовать фитбол-гимнастику в системе в течение какого-то периода (1,5-2 месяца), а потом включать её не на каждое занятие, тем самым будет сохраняться фитбол-практика у обучающихся и при этом поддерживаться интерес к данному виду двигательной активности.
При этом практика организации учебных занятий в университете в течение более 10 лет показывает, что в основном приходят студенты, не владеющие техникой фитбол-гимнастики, на уроках физической культуры в школе они не занимались фитболом. К со-
жалению, во многих общеобразовательных учреждениях продолжают превалировать традиционно укоренившиеся виды двигательной активности (легкая атлетика, спортивные игры), элементы современных оздоровительных технологий, фитнес-программ, популярных и востребованных среди школьников, ещё не находят должного места в программе по физической культуре. Создание в школе условий для такой деятельности, а также готовность учителя к изучению новых оздоровительных технологий, фитнес-программ, интересных и востребованных в среде молодёжи, и овладение ими - необходимое условие для привлечения школьников, особенно специальной медицинской группы, к урочным и внеурочным секционным занятиям.
Также практика включения фитбол-гимнастики в учебно-тренировочные занятия по физической культуре и спорту для девушек основной и специальной медицинской группы выявила снижение за последние годы их физической подготовленности, в том числе координации, силы, силовой выносливости. Что обусловлено, на наш взгляд, снижением общего уровня физической подготовленности молодых людей вследствие их недостаточной двигательной активности и тренированности, связанной как с организацией учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» и внеучебной физкуль-турно-спортивной деятельности в вузе, так и с их мотивацией дополнительно посещать спортивно-оздоровительные секции или заниматься самостоятельно.
Так, переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (3+ и 3++) обусловил возможность сокращения практических занятий в вузе до одного раза в неделю в рамках элективной физической культуры, что приводит к дефициту двигательной активности студентов и актуализирует значимость самостоятельных занятиях физическими упражнениями студентов.
Методические принципы и комплексы упражнений с фитболом также апробированы были нами на занятиях фитнесом сотрудников ТОГУ (женская группа), где среди занимающихся были женщины разных возрастных групп, в том числе имеющие возраст «60 плюс». Фитнес-группа сотрудников университета существует более 10 лет. Занятия проходят два раза в неделю, начинаются сразу после окончания работы, что удобно для сотрудников, так как нет необходимости дополнительно приезжать. Программа включает разнообразные упражнения из современных систем фитнеса: коррекционной гимнастики, фитбол-гимнастики, пилатеса, фитнес-йоги, шейпинга и др., направленные на коррекцию женской фигуры и поддержание хорошей физической формы.
Сравнительный анализ включения общих комплексов упражнений с фитболом в учебно-тренировочные занятия по физической культуре и спорту студенток и в занятия группы фитнеса сотрудников университета, включая дозировку интенсивности и объёма нагрузки, показывает, что многие студентки хуже владеют фитболом и физически слабее, чем сотрудницы университета, занимающиеся фитнесом в системе. Участники группы, даже в возрасте «60 плюс», выполняют в активном темпе силовые упражнения и упражнения на выносливость, они более подготовлены физически, чем студенты, которые редко занимаются физкультурой.
Практика использования фитболов на учебных занятиях по физической культуре и спорту в университете со студентами основной и специальной медицинской группы и женщинами в группе фитнеса сотрудников университета показывает, что вначале целесообразно делать вводную часть без мячей (ходьба, бег по залу, общеразвивающие разогревающие упражнения) или фитнес-разминку на месте, а потом комплексы упражнений с мячами. Также очень важен подбор музыки для занятий. Музыка является не только мерой ритма для выполнения упражнений, но приносит радость на занятиях, служит прекрасным средством мотивации.
Специфичность комплексного воздействия занятий фитбол-гимнастикой на организм занимающихся обусловливается следующими факторами: свойствами самого фит-бола (упругость, размер, форма, цвет), многофункциональностью его использования (как
предмета, опоры, отягощения, тренажёра, массажёра, препятствия, ориентира), целенаправленно подобранными средствами фитбол-гимнастики (гимнастические упражнения, профилактико-корригирующие упражнения, танцевальные упражнения и др.), музыкальным сопровождением [3, 6, 10].
Это дает возможность широкого применения фитбол-гимнастики в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры, в том числе в образовательных учреждениях, как эффективного тренировочного и коррекционного средства, оказывающего положительное воздействие на психоэмоциональную сферу занимающихся и способствующего повышению интереса к занятиям физической культурой. Современная образовательная ситуация требует активного внедрения продуктивных оздоровительных технологий, обеспечивающих оптимизацию психофизического состояния обучающихся, профилактику и коррекцию отклонений в состоянии здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьмина С.В. Развитие физических способностей детей младшего школьного возраста и повышение интереса к урокам физической культуры средствами фитбол-аэробики / С.В. Кузьмина // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 2 (32). - С. 15-18.
2. Овчинникова Т. С. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика / Т.С. Овчинникова, О.В. Черная, Л.Б. Баряева ; под ред. Т.С. Овчинниковой. - Санкт-Петербург : КАРО, 2010. - 248 с.
3. Пономарев Г.Н. Комплексное воздействие упражнений фитбол-аэробики на физическое и эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста / Г.Н. Пономарев, С.В. Кузьмина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 161-165.
4. Потапчук А.А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте / А.А. Потапчук, Г.Г. Лукина ; под ред. С.П. Евсеева. - Санкт-Петербург : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 80 с.
5. Потапчук А.А. Фитболы: использование в практике лечебной и адаптивной физической культуры / А.А. Потапчук // Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 1. - С. 28-30.
6. Сайкина Е.Г. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - 114 с.
7. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / С.П. Евсеев [и др.] ; под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. - Москва : Советский спорт, 2010. -488 с.
8. Фролова А.Н. На фитболах / А.Н. Фролова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 3. - С. 26-29.
9. Щетинина С.Ю. Занятия физической культурой при детском церебральном параличе / С.Ю. Щетинина, А.С. Горшкова // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23-24 марта 2018 г. - Хабаровск : ДВГАФК, 2018. - С. 358-364.
10. Щетинина С.Ю. Фитбол: его особенности и использование / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 11 (201). - С. 542-546.
REFERENCES
1. Kuzmina, S.V. (2011), "Development of physical abilities of children of primary school age and interest increase in physical education lessons by means of fitball-aerobics", Physical culture and health, Vol. 32, No. 2, pp. 15-18.
2. Ovchinnikova, T.S. and others (2010), Classes, exercises and games with balls, on balls, in balls. Training, correction, prevention, KARO, St. Petersburg.
3. Ponomarev, G.N. and Kuzmina, S.V. (2011), "Integrated impact of the fitball-aerobic exercises on physical and emotional condition of the primary school age children", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 72, No. 2, pp. 161-165.
4. Potapchuk, A.A. and Lukina, G.G. (1999), Fitball gymnastics in preschool age, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
5. Potapchuk, A.A. (2002), "Fitballs: usage in practice of therapy and adaptive physical culture", Adaptive physical education, No. 1, pp. 28-30.
6. Sikina, E.G. and Kuzmina, S.V. (2011), Theoretical and methodological foundations of fit-ball-aerobics, Publishing House of The Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg.
7. Evseev, S.P., [et al] (2010), Physical rehabilitation of disabled people with musculoskeletal system impairment, Soviet sport, Moscow.
8. Frolova, A.N. (2013), "On fitballs", Physical education in school, No. 3, pp. 26-29.
9. Schetinina, S.Yu. and Gorshkova, A.S. (2018), "Physical culture with cerebral palsy", Physical culture and sports in a modern society, DVGAFK, Khabarovsk, pp. 358-364.
10. Schetinina, S.Yu. (2021), "Fitball: its features and use", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 201, No. 11, pp. 542-546.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2022
УДК 796.325
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ПРИ ИГРЕ НА
БЛОКЕ
Юрий Николаевич Эртман, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Вячеславович Ходус, аспирант, Елена Юрьевна Ковыршина, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г.
Омск; Анатолий Александрович Гераськин, кандидат педагогических наук, доцент,
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета), г. Ишим Тюменской области; Омский Государственный Технический Университет, г. Омск
Аннотация
Основываясь на ранее опубликованной методике совершенствования техники выполнения индивидуального блокирования волейболистками высокой квалификации, получены результаты её внедрения в практику тренировочного и соревновательного процессов. Динамика роста эффективности блокирования, в ходе соревновательного сезона, доказывает положительные воздействия от внедрения разработанной методики в тренировочный процесс волейбольной команды. Результаты исследования позволяют сделать заключение о целесообразности применения разработанной методики при подготовке волейболисток различного уровня.
Ключевые слова: методика, соревновательная деятельность, блокирование, волейбол.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p506-510
PERFORMANCE INDICATORS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF QUALIFIED VOLLEYBALL PLAYERS WHEN PLAYING ON THE BLOCK
Yuri Nikolaevich Ertman, the candidate of pedagogical sciences, docent, Denis Vyacheslavo-vich Hodus, the post-graduate student, Elena Yuryevna Kovyrshina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk; Ana-
toly Alexandrovich Geraskin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (Branch) Tyumen State University, Ishim, Tyumen Region; Omsk State Technical University, Omsk
Abstract
Based on the previously published methodology for improving the technique of individual blocking by highly qualified volleyball players, the results of its implementation into the practice of training and competitive processes were obtained. The dynamics of blocking efficiency growth during the competitive season proves the positive effects from the introduction of