Гимнастика на фитболах как средство развития баланса лиц со спастической формой ДЦП
Махмудова Алевтина Искандаровна,
выпускник- магистр, соискатель, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта E-mail: [email protected]
В данной статье на основании работ ученых определены основ -ные направления фитбол -гимнастики при детском церебральном параличе (спастических его формах), а также представлены результаты проведенного практического исследования. Цель статьи - определить необходимость проведения упражнений фитбол -гимнастики при спастической форме детского церебрального паралича. В качестве базы исследования был выбран центр реабилитации и спорта «Гросско». Исследова -ние продемонстрировало эффективность такого метода, как фитбол - гимнастика, так как у детей с ДЦП сократился мышеч -ный тонус, повысилась подвижность в пораженных суставах, усовершенствовались силовые способности, а также равновесие. Также было выявлено несколько целей, которые имеет фитбол гимнастика: адаптивная (профилактика и коррекция определенных нарушений в организме), воспитательная (раз витие физических качеств и двигательных способностей), оз доровительная (улучшение общего состояния здоровья за счет организации досуга и развлечений).
Ключевые слова: детский церебральный паралич, спасти -ческая форма, адаптивная физическая культура, фитбол, фитбол гимнастика.
в и Е
см о см
03
Введение
Основным проявлением детского церебрального паралича (ДЦП) является развитие моторных расстройств, которые достигают наибольшей степени выраженности при спастической диплегии. Синдром спастичности развивается при протекании различных процессов и взаимодействии структур центральной нервной системы. Если спастичность сохраняется на протяжении длительного периода времени, то конечности подвергаются деформа -ции, в них развивается болевой синдром, у ребенка ограничиваются привычные для обычной жизнеде -ятельности функции, снижается качество жизни. При спастической форме ДЦП необходимо прибегнуть к адаптивной физической культуре, среди самых доступных из средств которой можно выделить фитбол-гимнастику.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что назначение фитболов в системе физиче ской реабилитации детей с ДЦП имеет большое значение. Фитбол - это резиновый мяч большого размера в диаметре от 45 до 85 см. Мяч - это уникальная форма и сфера. При фитбол-упражнениях включаются все мышцы, однако, суставы и позвоночник не испытывают повышенной нагрузки. Вместе с тем укрепляются все группы мышц без излишнего наращивания мускулатуры. Практика показывает, что упражнения с мячом эффектив ным при работе с детьми, у которых спастичная форма ДЦП.
Методы проведения исследования, организация исследования
В процессе проведенного в настоящей работе ис следования использовалась следующая совокуп -ность методов: структурный, сущностный, а также разнообразные логические методы, к которым можно отнести метода анализа, синтеза, обобщения, дедукции и индукции. В качестве базы для проведения исследования был избран центр реабилитации и спорта «Гросско».
Итоги исследования и их обсуждение
Результаты исследования показали, что занятия на фитбол-мячах или фитбол-гимнастика имеют несколько целей: адаптивную, воспитательную, оздоровительную. Адаптивная цель предусматривает профилактику и коррекцию определенных наруше -ний в организме, а именно в опорно-двигательном аппарате, внутренних органах и системах (сердечно-
сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.). Воспитательная цель предусматривает развитие физических качеств и двигательных способностей (силы, ловкости, равновесия, координации). Оздоровительная цель способствует улучшению обще -го состояния здоровья за счет организации досуга и развлечений, во время отдыха и занятий спортом [1, с. 123].
С точки зрения В.В. Мелихова: «Упражнения с использованием мячей имеют существенный оздоровительный эффект. Вибрация, которая имеет место при осуществлении упражнений с мячом, приводит к улучшению обмена веществ, кровоо бращению, движению межпозвоночных дисков. Это позволяет значительно уменьшить нагрузку на позвоночник, задействовать в движении все его отделы, исправить искривление позвоночни ка» [6, с. 8].
Мяч позволяет выполнять упражнения с опти мальной амплитудой движений. При выполнении упражнений на мяче развивается чувство равно весия, ощущение своего тела в пространстве. Это происходит благодаря тому, что ребенок на мяче не может находиться в статичном положении, он всегда в движении. Возраст детей, которым можно заниматься на мяче, не ограничен. Наиболее хорошие результаты приносят упражнения на мя че, если занятия начать с самого раннего возрас та, в начальной стадии заболевания. Так как дети не могут самостоятельно освоить движения и, тем самым, сформировать двигательные умения и на выки, основанные на установочных рефлексах, работа на мяче позволяет: обучиться опороустой чивости рук; переворачиванию со спины на живот и обратно; удержанию головы; разгибанию ту ловища и многому другому. Ребенок с помощью упражнений на фитболе учится координировать свои движения в пространстве, чувствовать свое тело и кинестетику движений [4, с. 163].
По эффективности фитбол гимнастику можно сравнить с верховой ездой, так как у находящего ся на лошади или мяче человека постоянно име -ется необходимость поддерживать равновесие, задействовать все мышцы туловища. Если одновременно также выполняются движения конечно стями, то удержать равновесие, находясь на мече, становится еще сложнее. То есть, фитбол гимнастика позволяет восстановить способность к передвижению, которая ранее была утрачена че ловеком по определенными причинам [1, с. 125].
В процессе работы с детьми с ДЦП на больших гимнастических мячах следует придерживаться ряда методических принципов.
1. До момента участия в активной или пассивной гимнастике необходимо расслабить все мышцы.
2. Лечебная физкультура должна проводиться постепенно с учетом развития моторики здоровых детей.
3. Каждое двигательное упражнение должно сменяться упражнением на расслабление.
4. Перед началом каждого из упражнений ме тодист должен давать ребенку указание о том,
каким будет являться характер следующего дви жения. Это необходимо для того, чтобы на осно -вании слухо -моторных связей у ребенка закрепилась определенная схема выполнения упражнений [3].
Рассмотрим далее опыт работы центра физи ческой реабилитации и спорта «Гросско». Центр осуществляет в качестве основного следующий вид деятельности - развивает физические и когнитивные способности ребенка в возрасте от трех месяцев до совершеннолетия. Сотрудниками цен -тра для каждого ребенка подбирается персональ ная программа, которая позволяет проводить ре -абилитацию детей, имеющих нарушения двигательной деятельности. Центр основывает свою текущую работу на следующих принципах: персо нальных подход к каждому, проведение активных занятий при любой сложности болезни, поддержа ние комфортной и доброжелательной обстановки на занятиях [2].
Для того, чтобы понять насколько эффективной является фитбол-гимнастика, после получения согласия от родителей в обследовании приняли участие 20 детей (по 10 человек девочек и мальчиков) в возрасте от 4 до 6 лет, страдающих спасти ческим ДЦП средней тяжести. При проведении об -следования для каждого ребенка был установлен курс реабилитации продолжительностью в три не дели, который предусматривал занятия с исполь зованием фитбол-мячей
Все дети были разделены на две группы, в каждую из которых входит по 10 человек. Это позволило проводить дополнительно занятия по фитбол-гимнастике каждый день по 20-25 минут на основе двух методик. Для первой группы детей были предусмотрены занятия на простом мяче диаметром 55 см. [7, с. 464]. Для детей из второй группы была выбрана оригинальная методика «мяч-батут - растяжение», в которой был задействован не до конца накачанный мяч, имеющий диаметр 90 см. [5, 240].
Исследование показало, что по многим параметрам улучшения наступили в функциональ ном состоянии участников каждой из двух групп. Мышечный тонус нижних и верхних конечностей у участников второй группы был уменьшен на 1013%, а для первой группы данный показатель составил около 25%. Сила мышц больше возросла у детей первой группы, а положительная динамика была характерная для первой группы.
По мере снижения спастичности мышц всех анализируемых детей увеличивался объем движе -ний в суставах ног, движения становились более свободными. В результате участия в упражнениях дети первой группы на 46% лучше стали держать равновесие в положении стоя без опоры, а дети второй группы - только на 34%.
Таким образом, участие в трехнедельном курсе фитбол-гимнастики, привело к тому, что у всех де -тей с ДЦП значительное снизился мышечный тонус, возросла подвижность пораженных суставов, улучшилось равновесие. Однако, отличие наблю -
сз о
о Л о
о сз о в
далось в степени выраженности изменений по не которым показателям.
Опыт работы данного центра в процессе медико педагогического исследования позволил определить методику занятий на фитболах и ме тодическую последовательность. В начале заня тия любой направленности, необходимо выпол нить упражнения на расслабление и растягивание пассивного характера. При растягивании и рас слаблении инструктор методист добивается сни жения спастики, увеличивается амплитуда движе -ний в суставах, что дает возможность наиболее эффективно решать двигательные задачи. У де -тей с ДЦП необходимо, прежде всего, развивать и укреплять мышцы разгибатели шеи, спины, яго дичные мышцы и мышцы живота. Также следует учитывать релаксирующее действие мяча на орга низм человека и то, что упражнения на фитболе повышает эмоциональный фон занятий.
По мнению автора, специалисту в области адаптивной физической культуры следует привле -кать к процессу занятий родителей ребенка. Сле -дует обучить родителей методике занятий на мяче, чтобы они дома самостоятельно могли заниматься с ребенком. Важно выполнять упражнения ежедневно, по нескольку раз в день для достиже ния более устойчивого результата. Родителей не -обходимо обучать правильной страховке во время занятий, объяснять варианты выполнения упражнений, их дозировку. Также родители должны активно помогать методисту во время занятия с ре -бенком: подавать ребенку игрушки; расставлять пальцы на поверхности пола; привлекать его вни мание звуком для поднимания головы и т.д.
Выводы
1. Реабилитация на основе проведения фитбол-гимнастики на сегодняшний день является очень эффективной, так как в результате занятий у детей сократился мышечный тонус, повысилась подвиж ность в пораженных суставах, усовершенствова -лись силовые способности, а также равновесие.
2. При постоянном занятии фитбол-гимнастикой развивается координация, значительно улучшаются функции внутренних органов, психоэмоциональное состояние ребенка, развиваются физиче ские качества, приходит в равновесие вся нервная система и происходящие в ней процессы.
Литература
1. Акош, К./ К. Акош, М. Акош. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная пе -дагогика. - М.: Просвещение. - 2011. -195 с.
2. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. проф. В.А. Епифанова. - 2-е изд., пе -
е рераб. и доп. - М.: Медицина, 2014. - 592 с е! 3. Гридасова, Е.Г. / Е.Г. Гридасова. Сравнитель-^ ные характеристики акта стояния здоровых детей и больных детским церебральным пара-
личом. //Тезисы II Всесоюзной конференции, посвященной медицинской реабилитации и социальной адаптации больных церебральным параличом. - М.: Медицина, 2012. - 80 с.
4. Холодов, Ж.К./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания и спорта. -М.: Физкультура и спорт, 2010. - 478 с.
5. Шамарина, Т.Г./ Т.Г. Шамарина, Г.И. Белова. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. - Калуга: Издательский педагогический центр, 2011. -170с.
6. Мелихов, В.В. Фитбол-гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Учебное пособие. - Липецк. - ГУ ИАЦ РФКиС ЛО, 2009. -128 с.
7. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике / Е.Г. Попова. - М.: Терра- Спорт, 2000. - 72 с.
GYMNASTICS ON FITBALLS AS A MEANS OF DEVELOPING BALANCE IN PERSONS WITH SPASTIC FORM OF CEREBRAL PALSY
Makhmudova A.I.
Vserossiyskiy Nauchno-Issledovatel'skiy Institut Fizicheskoy Kul'tury I Sporta
In this article, based on the work of scientists, the main directions of fitball gymnastics in infantile cerebral palsy (its spastic forms) are determined, and the results of the conducted practical research are presented. The purpose of the article is to determine the need for fitball -gymnastics exercises in spastic form of infantile cere -bral palsy. The study was conducted on the basis of the Grossko Children's Center for Physical Rehabilitation and Sports. The re -sults of the study showed the effectiveness of fitball gymnastics, since the children showed a decrease in muscle tone indicators, increased passive mobility in the affected joints, strength abilities and improved balance. It was also identified several goals that have a fitbol -gymnastics: adaptive (prevention and correction of certain disorders in the body), educational (development of physical qualities and motor abilities), health -improving (improving overall health by organizing leisure and entertainment).
Keywords: infantile cerebral palsy, spastic form, adaptive physical culture, fitball, fitball-gymnastics.
References
1. Akosh, K./K. Akosh, M. Akosh. Helping children with cerebral palsy. Conductive pedagogy. - Moscow: Prosveshchenie. -2011. - 195 c.
2. Therapeutic physical training: Handbook / Ed. by Prof. V.A. Epi -fanov. - M.: Medicine, 2014. - 592 c
3. Gridasova, E.G. / E.G. Gridasova. Comparative characteristics of the act of standing of healthy children and patients with in fantile cerebral palsy. // Theses of the II All -Union conference on medical rehabilitation and social adaptation of patients with cerebral palsy. - Moscow: Medicine, 2012. - 80 c.
4. Kholodov, J.K./ J.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. Theory and Methodology of Physical Education and Sports. - M.: Fizkultura i sport, 2010. - 478 c.
5. Shamarina T.G., Belova G.I. Opportunities of rehabilitation treatment of infantile cerebral palsy. - Kaluga: Publishing Peda gogical Center, 2011. - 170c.
6. Melikhov, V.V. Fitball gymnastics for persons with disabilities. A training manual. - Lipetsk. -GU IAC RFKiS L.O., 2009. - 128 c.
7. Popova E.G. General development exercises in gymnastics / E.G. Popova. - Moscow: Terra Sport, 2000. - 72 c.