Научная статья на тему 'Эффективность упражнений на растягивание при спастических формах церебрального паралича у подростков'

Эффективность упражнений на растягивание при спастических формах церебрального паралича у подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
999
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детский церебральный паралич (ДЦП) / фитнес / реабилитация / лечебная физическая культура (ЛФК) / церебральный паралич у подростков / растяжка / тонус мышц / стрейч-рефлекс / Гольджи-рефлекс / cerebral palsy (CP) / fitness / rehabilitation / physical therapy (exercise therapy) / cerebral palsy in adolescents / stretching / muscle tone / stretch reflex / Golgi reflex

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махмудова Алевтина Искандаровна

Настоящая работа посвящены анализу имеющейся литературы в целях анализа эффективности и необходимости проведения упражнений по растяжке для взрослых, страдающих церебральным параличом. В ходе анализа можно обозначить следующие ключевые моменты: не все растяжки одинаково полезны для всех. Это зависит от того, какой тонус мышц у человека – повышенный или пониженный. При этом – при повышенном тонусе растяжки нужно делать достаточно аккуратно, чтобы не усугубить ситуацию, но это единственный существующий на данный момент не операционный метод удлинения мышц и снизить отставание ее развития от развития трубчатых костей. Обязательным является учет рефлекторных реакций стрейч-рефлекса и гольджи-рефлекса или как его еще называют в некоторой литературе обратным стрейч-рефлексом. Из немедикаментозных методов в комплексном лечении детского церебрального паралича по распространенности первое место занимают лечебная гимнастика и массаж. Для преодоления отставания развития детей с ДЦП обычно проводят оздоровительные занятия стандартной физической терапией. Реализация указанных методов позволяет также решить социальные проблемы, так как люди с инвалидностью данного генеза, испытывают сложности при поиске метода в обществе, прикладывают большие усилия в процессе трудоустройства и построение отношений, а также создания семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махмудова Алевтина Искандаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF STRETCHING EXERCISES FOR SPASTIC FORMS OF CEREBRAL PALSY IN ADOLESCENTS

This work is devoted to the analysis of the available literature in order to analyze the effectiveness and necessity of stretching exercises for adults with cerebral palsy. During the analysis, the following key points can be identified: not all stretch marks are equally useful for everyone. It depends on what kind of muscle tone a person has – increased or decreased. At the same time, with an increased tone, stretching should be done carefully enough so as not to aggravate the situation, but this is the only non-operational method of muscle lengthening that exists at the moment and to reduce the lag of its development from the development of tubular bones. It is mandatory to take into account the reflex reactions of the stretch reflex and the Golgi reflex, or, as it is also called in some literature, the reverse stretch reflex. Of the non-drug methods in the complex treatment of cerebral palsy in terms of prevalence, therapeutic exercises and massage take the first place. To overcome the developmental lag in children with cerebral palsy, they usually carry out wellness classes with standard physical therapy. The implementation of these methods also makes it possible to solve social problems, since people with disabilities of this genesis experience difficulties in finding a method in society, make great efforts in the process of employment and building relationships, as well as creating a family.

Текст научной работы на тему «Эффективность упражнений на растягивание при спастических формах церебрального паралича у подростков»

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА, ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА, КУРОРТОЛОГИЯ И ФИЗИОТЕРАПИЯ

Эффективность упражнений на растягивание при спастических формах церебрального паралича у подростков

Махмудова Алевтина Искандаровна,

соискатель, Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта E-mail: alevtinaclimber@mail.ru

Настоящая работа посвящены анализу имеющейся литературы в целях анализа эффективности и необходимости проведения упражнений по растяжке для взрослых, страдающих церебральным параличом. В ходе анализа можно обозначить следующие ключевые моменты: не все растяжки одинаково полезны для всех. Это зависит от того, какой тонус мышц у человека - повышенный или пониженный. При этом - при повышенном тонусе растяжки нужно делать достаточно аккуратно, чтобы не усугубить ситуацию, но это единственный существующий на данный момент не операционный метод удлинения мышц и снизить отставание ее развития от развития трубчатых костей. Обязательным является учет рефлекторных реакций стрейч-рефлекса и гольджи-рефлекса или как его еще называют в некоторой литературе обратным стрейч-рефлексом. Из немедикаментозных методов в комплексном лечении детского церебрального паралича по распространенности первое место занимают лечебная гимнастика и массаж. Для преодоления отставания развития детей с ДЦП обычно проводят оздоровительные занятия стандартной физической терапией. Реализация указанных методов позволяет также решить социальные проблемы, так как люди с инвалидностью данного генеза, испытывают сложности при поиске метода в обществе, прикладывают большие усилия в процессе трудоустройства и построение отношений, а также создания семьи.

Ключевые слова: детский церебральный паралич (ДЦП), фитнес, реабилитация, лечебная физическая культура (ЛФК), церебральный паралич у подростков, растяжка, тонус мышц, стрейч-рефлекс, Гольджи-рефлекс.

в и

Основное место в системе детских диагнозов, приводящих к первичной инвалидности, занимают врожденные аномалии развития ребенка и болезни центральной нервной системы. По данным литературных источников, на 1000 новорожденных приходится 5-6 случаев рождения детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Данное заболевание возникает и проявляется в перинатальном, интранатальном раннем постна-тальном периодах (т.е. до рождения внутриутробное, в период от появления схваток и до появления ребенка через родовые пути, так же в период новорожденности) или вследствие произошедшей аномалии развития ребенка.

Основная характеристика данного заболевания - это стойкие нарушения двигательных и ста-токинетических функций, частично корректирующиеся и облегчающиеся как медикаментозно, так и за счет воздействия на мышцы и сухожилия путем формирования двигательных навыков, мас-сажей, снятия напряжения с тонусных мышц, или приведение в тонус мышц, которые слабо развиты или слабы [2, 4, 6].

Довольно много литературы, подробнейшим образом описывающей течение заболевания и путей поддержания организма у детей. Однако, по информации по вопросам эффективности и необходимости проведения упражнений по растяжке для взрослых, страдающих церебральным параличом, число источников ограничено. Вместе с тем, это серьезная не только медицинская, но и социальная проблема, так как люди с инвалидностью данного генеза, ищут свое место в обществе, прикладывают большие усилия в процессе трудоустройства и построение отношений, а также создания семьи.

Важно отметить, что, как и для детей, так и для взрослых, наиболее эффективным является комплексный подход к восстановлению нарушенных функций (массаж, иппотерапия, физиотерапия и обязательно лечебная физическая культура (ЛФК)). При ее проведении особое внимание, вне зависимости от возраста, следует уделить не только развитию координированности движений и ориентированности в пространстве, но и изучение комплекса упражнений для растягивания сухожилий, что так, же способствует наращива-

нию длинны мышц, которые, в процессе роста организма и возрастных изменений, укорачиваются [1, 3, 5].

Следует отметить, что не все растяжки одинаково полезны для всех. Это зависит от того, какой тонус мышц у человека - повышенный или пониженный. При этом - при повышенном тонусе растяжки нужно делать аккуратно, чтобы не усугубить ситуацию, но это единственный существующий на данный момент не операционный метод удлинения мышц и снизить отставание ее развития от развития трубчатых костей.

Обязательным является учет рефлекторных реакций стрейч-рефлекса и гольджи-рефлекса или как его еще называют в некоторой литературе обратным стрейч-рефлексом.

Стрейч-рефлекс - это рефлекторное сокращение мышц в ответ на их растяжение, и чем более резким и широко амплитудным будет растяжение, тем, соответственно, сильнее будет проявляться данный рефлекс. Его основное предназначение -это поддержание постоянного мышечного тонуса и защита мышц человека от излишнего травмирования в процессе жизнедеятельности. Именно благодаря ему, человек может наращивать силу и мощность мышечного корсета. Его проявление позволяет замахнуться перед броском мяча или пружинить перед прыжком.

При активном выполнении упражнений на растягивание мышц и сухожилий рефлекс создает барьер, для уменьшения его влияния. Выполнять все упражнения комплекса для растяжки необходимо максимально плавно и медленно с минимальными амплитудами движений, постепенно увеличивая их [7].

Так же данный рефлекс проявляется по-разному в разогретых и не разогретых мышцах, поэтому комплексу для растягивания мышц должно предшествовать качественное разминание и разогрев той группы мышц, на которую будет осуществлено воздействие.

Гольджи-рефлекс - это еще один инструмент реабилитации и восстановлении больных с ДЦП. Он срабатывает, если в сокращенной мышце накапливается напряжение, доходя до определенного предела, то срабатывает эффект рефмилек-торной цепи, что заставляет мышцу расслабиться. Это основа пост-изометрического расслабления. Основой методики работы с данным рефлексом становится кратковременное, но интенсивное изометрическое (без двигательное) напряжение мышц и их последующее растяжение. Для достижения наибольших результатов рекомендуется начинать такое чередование с 4-6 повторений, в зависимости от подготовленности организма. Применение такого комплекса положительно сказывается на стойкой гипотонии, снижении спастично-сти и болезненности в мышцах и сухожилиях.

Так же не стоит забывать о природе возникновения заболевания, которая обусловлена нарушением работы зон головного мозга и нарушением центральной нервной системы, которая при

умеренной нагрузке на нее будет адаптироваться и восстанавливаться. С психологической точки зрения наиболее важным является мотивация такого рода деятельности, ведь не все видят сразу значительный результат в изменении своего состояния. Но поддержка человека на протяжении длительного процесса восстановления со стороны близких крайне важна.

В комплексном лечении детей с ДЦП применение лечебной физической культуры, массажа и физиотерапевтических методов занимают одно из ведущих мест среди применяемых методов. В связи с этим, целью работы явилось исследование эффективности комплексного применения средств физической реабилитации в коррекции двигательных нарушений у детей с ДЦП.

Из немедикаментозных методов в комплексном лечении детского церебрального паралича по распространенности первое место занимают лечебная гимнастика и массаж. Для преодоления отставания развития детей с ДЦП обычно проводят оздоровительные занятия стандартной физической терапией.

Все средства реабилитации больных ДЦП подбираются индивидуально для каждого больного, в зависимости от особенностей тех патологических мышечных синергий, которые определяют основные характеристики патологического двигательного стереотипа с учетом стадии, формы ДЦП, наличия контрактур, интеллектуального развития и других индивидуальных особенностей.

Многие авторы отводят большую роль в реабилитации больных ДЦП лечебной физической культуре. В настоящее время лечебная физкультура продолжает занимать ведущую позицию в восстановительной терапии в области неврологии. При этом до сегодняшнего дня считается, что основным средством лечебной физкультуры в целом, в том числе и в неврологии, было и остается физическое упражнение в различных своих вариациях: пассивное, активное, рефлекторное.

Обследовано 12 детей-подростков обоих полов с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. Исследуемые были разделены на 2 группы по 6 человек: контрольную (группа № 1) и экспериментальную (группа № 2). За ними наблюдали полгода. При этом у исследуемых из первой группы реабилитационные мероприятия подразумевали стандартный массаж, лечебную гимнастику, упражнения по растягиванию. У исследуемых из второй группы занятия включали одни и те же процедуры, но только стандартный массаж и лечебная гимнастика были заменены на фиксационный массаж и онтогенетическую гимнастику соответственно. Соответствующие обследования были проведены до и после курса [8, 9].

Приемы и техника массажа для детей с ДЦП значительно отличаются от тех, что делают здоровым детям. Для исследуемых применялись такие приемы массажа как поглаживание, растирание, разминание, растягивание. При этом усилия массажиста возрастают постепенно.

сз о

о Л о

о сз о в

в u

В результате применения фиксационного массажа и онтогенетической гимнастики все шестеро ребят с ДЦП экспериментальной группы № 2 за полгода улучшили показатели своего общего моторного развития в среднем на величину 0,26: с (-0,76 ± 0,06) при первоначальном исследовании до (-0,5 ± 0,07) при вторичном исследовании. В контрольной группе № 1 у всех шестерых ребят с ДЦП средний показатель общего моторного развития изменился в положительную сторону, лишь на 0,01: с (-0,72 ± 0,08) при первоначальном до (-0,71 ± 0,07) при вторичном исследовании.

Полученные результаты показали, что фиксационный массаж с онтогенетической гимнастикой как средства адаптивной физической культуры позволяют значительно повысить ее эффективность в развитии общей моторной активности, тонкой моторной координации, восприятия, мышления и в развитии подвижности суставов нижних конечностей.

На основании всего изученного материала, можно сделать следующие выводы:

1. За последние годы количество больных ДЦП выросло в несколько раз, в том числе из-за родовых травм и инфекций.

2. Своевременная и постоянная работа с пациентами с таким недугом позволит их лучше адаптировать к жизни в обществе, улучшить качество их жизни.

3. Среди двигательных расстройств как у взрослых, так и у детей с ДЦП чаще всего проявляется синдром спастичности. Вместе с тем, у взрослых людей с ДЦП спастические расстройства проявляются на 17% чаще, чем у тех же пациентов в детском возрасте. Особенность клиники у взрослых пациентов с ДЦП - высокая частота проявления синдрома мышечной дисто-нии. Согласно статистике, дистония у взрослых пациентов с ДЦП встречается на 27% чаще, чем в детском возрасте.

4. В числе современных методов восстановления нарушенных двигательных функций как в детском, так и более взрослом возрасте, хорошие результаты показывает физиотерапия, масса-жи и постуральная терапия.

5. Анализируя динамику амплитуды движений в суставах, функциональные показатели дыхательной и нервно-мышечной системы в исследуемых группах в процессе реабилитации, можно отметить повышение двигательной активности в суставах, снижение спастической активности в мышцах; укрепление мышц; улучшение координации; улучшение дыхательной системы у больных спастическим церебральным параличом.

6. Массажи у специалистов, ЛФК, растяжка с дозированной силой показали себя как высокоэффективное средство для улучшения развития общей моторики у детей с ДЦП и, на сегодняшний день, являются одними из основных методов.

Литература

1. Дубровский, В.И. Детские церебральные параличи. - В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. /

B.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 425-426.

2. Дубровский, В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. - В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. / В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2002. - С. 411-417.

3. Сафронова Н.С. Эффективность различных методик фитбол-гимнастики в комплексной реабилитации детей с ДЦП / Н.С. Сафронова, Е.И. Филь, А.В. Филь // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9 (51). -

C.80-83.

4. Васильева, В.С. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие /В.С. Васильева, В.Н. Рязанова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. - 2015. -149с.

5. Гусаров, А.В. Упражнения с непредельной статической нагрузкой в практике адаптивной физической культуры / А.В. Гусаров, Н.Е. Ереш-ко, В.Л. Ростовцев // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. - 2018. - Т. 3, № 2. -С. 9-24.

6. Ерешко Н.Е. Правила организации инклюзивных физкультурно-спортивных занятий / Н.Е. Ерешко, А.С. Махов // Комплексная безопасность и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: материалы III науч. (нац.) конф., 16-17 октября 2017 г. - Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ. - 2017. - С. 4449.

7. Киселёв Д.А. Стабилометрия в диагностике и лечении детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича: авто-реф. дис. канд. мед. наук / Д.А. Киселёв. - М. -2007. - 26 с.

8. Степанова О.Н. Технология педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий со студентками специальных медицинских групп / О.Н. Степанова, Н.Н. Венгерова, С.В. Савин, О.В. Бородулина // Физ. культура, спорт - наука и практика. - 2014. -№ 3. - С. 16-21.

9. Скворцов Д.М. Диагностика двигательной патологии инструментальными методами: анализ походки, стабилометрия / Д.В. Скворцов. -М.: Т.М. Андреева. - 2007. - 640 с.

THE EFFECTIVENESS OF STRETCHING EXERCISES

FOR SPASTIC FORMS OF CEREBRAL PALSY IN

ADOLESCENTS

Makhmudova A.I.

All-Russian Scientific Research Institute of Physical Culture and Sports

This work is devoted to the analysis of the available literature in order to analyze the effectiveness and necessity of stretching exercises for adults with cerebral palsy. During the analysis, the following key points can be identified: not all stretch marks are equally useful for everyone. It depends on what kind of muscle tone a person has -increased or decreased. At the same time, with an increased tone, stretching should be done carefully enough so as not to aggravate the situation, but this is the only non-operational method of muscle lengthening that exists at the moment and to reduce the lag of its development from the development of tubular bones. It is mandatory to take into account the reflex reactions of the stretch reflex and the Golgi reflex, or, as it is also called in some literature, the reverse stretch reflex.

Of the non-drug methods in the complex treatment of cerebral palsy in terms of prevalence, therapeutic exercises and massage take the first place. To overcome the developmental lag in children with cerebral palsy, they usually carry out wellness classes with standard physical therapy.

The implementation of these methods also makes it possible to solve social problems, since people with disabilities of this genesis experience difficulties in finding a method in society, make great efforts in the process of employment and building relationships, as well as creating a family.

Keywords: cerebral palsy (CP), fitness, rehabilitation, physical therapy (exercise therapy), cerebral palsy in adolescents, stretching, muscle tone, stretch reflex, Golgi reflex.

References

1. Dubrovsky, V.I. Cerebral palsy. - In the book: Sports medicine: Textbook. for stud. higher. study. institutions. - 2nd ed., Add. / IN AND. Dubrovsky. - M.: Humanit. ed. center VLADOS, 2002. - S. 425-426.

2. Dubrovsky, V.I. Rehabilitation of disabled athletes. - In the book: Sports medicine: Textbook. for stud. higher. study. institutions. - 2nd ed., Add. / IN AND. Dubrovsky. - M.: Humanit. ed. center VLADOS - 2002. - S. 411-417.

3. Safronova N.S. The effectiveness of various methods of fitball gymnastics in the complex rehabilitation of children with cerebral palsy. Safronova, E.I. Fil, A.V. Fil // Problems of modern science and education. - 2016. - No. 9 (51). - S. 80-83.

4. Vasilieva, V.S. Education and upbringing of preschoolers with dysfunctions of the musculoskeletal system in inclusive education [Text]: textbook. manual / V.S. Vasilieva, V.N. Ryazanov. -Chelyabinsk: Publishing house Chelyab. state ped. un-ta. -2015. - 149s.

5. Gusarov, AV Exercises with unsaturated static load in the practice of adaptive physical culture / AV Gusarov, NE Ereshko, VL Rostovtsev // Phys. culture. Sport. Tourism. Move. recreation. - 2018. - T. 3, No. 2. - P. 9-24.

6. Ereshko N.E. Rules for the organization of inclusive physical culture and sports activities / N.E. Ereshko, A.S. Makhov // Comprehensive safety and rehabilitation of children with disabilities in inclusive education: materials of III scientific. (nat.) Conf., October 16-17, 2017 - Shuya: Publishing house of Shuisky phil. IvSU. - 2017. - S. 44-49.

7. Kiselev DA Stabilometry in the diagnosis and treatment of children with hemiparetic form of infantile cerebral palsy: author. dis. Cand. honey. Sciences / D.A. Kiselev. - M. - 2007. - 26 p.

8. Stepanova ON Technology of pedagogical design of physical culture and health-improving classes with students of special medical groups / ON Stepanova, NN Vengerova, SV Savin, OV Borodulina // Phys. culture, sports - science and practice. -2014. - No. 3. - P. 16-21.

9. Skvortsov DM Diagnosis of motor pathology by instrumental methods: gait analysis, stabilometry / DV Skvortsov. - M.: T.M. Andreeva. - 2007. - 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.