УДК 616.831-009.11:616-082.6 ББК 60.99-56.12
ФИТНЕС-ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Махмудова А. И.
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва, Россия
FITNESS-APPROACH FOR WORKING WITH CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
Makhmudova A. I. FSC VNIIFK, Moscow, Russia Аннотация
Актуальность. Проблема реабилитации двигательных нарушений чрезвычайно актуальна, учитывая, что в мире отмечается рост числа детей с детским церебральным параличом. Автор изучил литературные данные, посвященные применению методики фитнеса у детей с данной патологией. Источником информации стали работы преимущественно отечественных авторов, в которых описываются различные варианты фитнеса. Наряду со специальными физическими упражнениями направленного действия в фитнес входят комплексы физических упражнений с предметами, расширяющие мануальные двигательные возможности людей с последствиями детского церебрального паралича.
Материалы и методы. Собственный опыт автора заключается в оценке эффективности различных методик фитбол-гимнастики в комплексной реабилитации детей со спастической формой детского церебрального паралича в условиях специализированного центра. Исследование проведено на базе государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Результаты исследования и обсуждение. На основании результатов исследования можно отметить, что трехнедельная реабилитация с применением различных методик фитбол-гим-настики у детей с детским церебральным параличом привела к снижению мышечного тонуса, увеличению пассивной подвижности в пораженных суставах и силовых способностей, улучшению равновесия.
Заключение. Обучение, воспитание и социализация детей с детским церебральным параличом тесно связаны с физическим воспитанием, которое направлено на поиск эффективных методик развития двигательной сферы, локомоторной функции и повышение общего уровня физического развития.
Ключевые слова: церебральный паралич, фитнес, реабилитация, физическая культура
Контакты: Махмудова Алевтина Искандаровна: [email protected]
Abstract
Relevance. The problem of rehabilitation of movement disorders is extremely urgent, given that there is an increase in the number of children with cerebral palsy in the world. The author studied the literature data on the use of the fitness technique in children with this pathology. The source of information was the work, mainly by domestic authors, which describe various options for fitness. Along with special directed physical exercises, fitness includes complexes ofphysical exercises with objects that expand the manual motor capabilities of people with the consequences of cerebral palsy.
Materials and methods. The author's own experience consists in assessing the effectiveness of various methods offitball gymnastics in the complex rehabilitation of children with a spastic form of infantile cerebral palsy in a specialized center. The study was conducted on the basis of the State Budgetary Institution of the Republic of Crimea "Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities".
Research results and discussion. Based on the results of the study, it can be noted that three-week rehabilitation using various methods of fitball gymnastics in children with infantile cerebral palsy led to a decrease in muscle tone, an increase in passive mobility in the affected joints and strength abilities, and an improvement in balance.
Conclusion. Education, upbringing and socialization of children with cerebral palsy are closely related to physical education, which is aimed at finding effective methods for the development of the motor sphere, locomotor function and an increase in the general level of physical development.
Keywords: cerebral palsy, fitness, rehabilitation, physical culture Contacts: Makhmudova Alevtina: [email protected] Сведения об авторе:
Махмудова Алевтина Искандаровна, выпускник-магистр, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр физической культуры и спорта», 105005, Российская Федерация, г. Москва, Елизаветинский пер., 10, стр. 1
Information about the author:
Alevtina I. Makhmudova, master of physical education sciences, Federal Science Center of Physical Culture and Sport, p. 1, 10, Elizavetinsky lane, Moscow, 105005, Russia
Для цитирования: Махмудова А. И. Фитнес-подход в работе с детьми с церебральным параличом // Педиатрический вестник Южного Урала. 2021. № 1. С. 24-31.
DOI: 10.34710/Chel.2021.68.72.004
Актуальность. На сегодняшний день на всех уровнях оздоровления признана необходимость реабилитационных процедур для разных категорий людей с ограниченными возможностями средствами физической культуры [1, 2]. Занятия физической культурой и спортом сегодня — одно из важных направлений реабилитации. Иногда это единственное условие разносторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации их к жизни, фактор оздоровления и профилактики роста числа инвалидов среди населения [3, 4].
Под физической реабилитацией следует понимать лечебно-профессиональную отрасль научно-практической деятельности естественно-валеологического и физкультур-но-реабилитационных направлений, которая изучает и использует на практике закономерности механизмов оздоровления человека после болезни с целью достижения оптимального уровня функционирования систем организма, развития способностей адаптироваться к независимой деятельности в различных сферах социальных отношений, повышения качества жизни, чистоты внутренней и окружающей экологии, овладения навыками здорового образа жизни за счет двигатель-
ной активности и повышения собственной ответственности за индивидуальное здоровье
[5-8].
Особенно важны физические методы реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [9]. Одной из самых многочисленных групп детей-инвалидов по опорно-двигательным проблемам являются дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Заболевание затрагивает многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы, а степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений и ориентировки в пространстве. Для этих детей занятия фитнесом являются одной из возможных методик реабилитации.
Анализ имеющихся литературных данных по всему кругу вопросов, которые относятся к исследуемой проблеме физической реабилитации инвалидов вследствие ДЦП, показал, что в нашей стране система реабилитации детей-инвалидов с последствиями ДЦП включает в себя следующие основные аспекты: медицинская реабилитация, физическая реабилитация, социальная
реабилитация и интеграция в жизнь общества [10]. Количество детей с перинатальной церебральной патологией в последние годы не уменьшается даже с улучшением качества послеродовой медицинской помощи [11, 12]. Общеоздоровительные мероприятия для детей-инвалидов с детским церебральным параличом не ограничиваются узкими рамками восстановления отдельных психических и физических функций [13]. Мероприятия по двигательной реабилитации направлены на уменьшение воздействия инвалидизирую-щих факторов и на социальную адаптацию больных с церебральным параличом.
Фитнес — это специально разработанный комплекс упражнений, который направлен на работу всех основных групп мышц, суставов и связок, дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы [14]. Этот вид деятельности имеет значительные преимущества, которые отличают его от других видов спортивной деятельности: баланс физических возможностей и физической нагрузки [15]. Регулярные занятия по оздоровительным фитнес-курсам означают меньше поездок к врачу, красивое подтянутое тело, больше энергии. Различают общий, спортивный и оздоровительный фитнес.
Общий фитнес. В своей основной, самой простой форме фитнес — это размеренная, доступная каждому, мягкая нагрузка. Относительно простые упражнения повторяются много раз. Такой подход позволяет поддерживать тело в хорошей форме. Рельефные мышцы после такой тренировки не появятся, но вы будете чувствовать себя намного лучше [16].
Спортивный фитнес. Этот вид, напротив, нацелен на интенсивное развитие мышечной массы, скорости и выносливости. Как правило, это фитнес в сочетании с некоторыми другими видами спорта. Например, дети, которые любят скалолазание, могут одновременно посещать занятия, помогающие развивать мышцы живота, рук и спины. Однако иногда этот вид спортивной деятельности выбирают в качестве основного, даже проводят соревнования [17, 18].
Оздоровительный фитнес. Оздоровительные фитнес-программы состоят из двух вещей: однородных щадящих нагрузок и си-
ловых упражнений. Отношения между этими двумя компонентами определяют специфику конкретного раздела. Например, есть места, где они сосредоточены на борьбе с лишним весом; программы здорового позвоночника; тренировка для детей со слабым сердцем и так далее. Есть много вариантов. Часто для полного эффекта рекомендуется сочетать такие упражнения с определенной диетой и режимом сна [19].
Оздоровительные виды фитнеса наиболее востребованы. Н. В. Ганзина предлагает метод реабилитации детей-инвалидов с помощью применения различных форм синтезирования средств физического, нравственного, психического воздействия [20]. Отмечается положительное влияние упражнений фит-нес-характера в сочетании с общеразвиваю-щими и корригирующими [21]. Фитнес-под-ход как метод реабилитации инвалидов с церебральным параличом, включающий разработку и растяжение тазобедренных суставов, использовался на протяжении многих лет [22].
Одной из немногих работ, которые посвящены коррекции двигательных нарушений в более поздней стадии церебрального паралича, является работа В. А. Исановой (2015), где она предлагает комплексный подход к лечению данной категории инвалидов. Основой данного подхода также выступают фитнес-упражнения [23].
Особое внимание уделяется индивидуальному подходу, когда учитываются конкретная патология, двигательные возможности и способность к освоению правильных движений [3]. Г. В. Дремова и соавт. (1997) провели большую работу по определению социального положения лиц с последствиями ДЦП в поздней резидуальной стадии (от 18 до 45 лет), предложили оригинальную методику восстановления двигательного и психоэмоционального состояния больных на основе методики с активным использованием фитнеса [24]. М. О. Лянной (2003) предлагает для расширения круга средств физической реабилитации включить в программу тренировочных занятий обучающие методики по оздоровительному фитнесу. В занятия фитнесом вошли комплексы специальных физических упражнений, направленные на укрепление
мышц спины, брюшного пресса, развитие и улучшение координации движений, тренировку вестибулярного аппарата, расслабление мышц; коррекцию мелкой моторики и мани-пулятивной функции рук, упражнения с сопротивлением; упражнения на увеличение объема активных движений в суставах верхних и нижних конечностей [25].
Индивидуальная и групповая формы занятий должны занимать основное место в процессе фитнеса. Главной задачей на первом этапе являлось укрепление опорно-двигательного аппарата и развитие компенсаторных возможностей [26]. Наряду с этим должны решаться такие частные задачи, как поднятие общего тонуса организма и улучшение психоэмоционального состояния, определение мотивов к систематическим занятиям физической культурой, профилактика контрактур, нормализация мышечного тонуса, а также повышение общей физической тренированности функциональных систем организма инвалидов с последствиями ДЦП.
Цель исследования. Настоящая работа посвящена анализу и оценке эффективности различных методик фитбол-гимнастики в комплексной реабилитации детей со спастической формой ДЦП в условиях специализированного центра.
Материалы и методы. Исследование проведено на базе государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». В ходе исследования было обследовано 20 детей 4-6 лет с диагнозом «ДЦП, спастическая ди-плегия средней степени тяжести».
В рамках исследования все дети проходили плановый трехнедельный курс реабилитации, который включал в себя следующие процедуры: ежедневные процедуры массажа, лечебной гимнастики, логопедические занятия. Пациенты были разделены на две группы по 10 человек для дополнительных занятий фитбол-гимнастикой от 20 до 25 минут ежедневно по двум разным методикам.
В 1-й группе детей за основу был взят комплекс упражнений на обычном фитболе диаметром 55 см. Во 2-й группе применялись рекомендации оригинальной методики «Мяч — батут — растяжение» с использо-
ванием неполностью накаченного мяча диаметром 90 см. Для оценки эффективности курса в первый и заключительный дни реабилитации определялись показатели мышечного тонуса по шкале Эшуорта, силы мышц — по Medical Research Council Scale.
Измерения проводились в следующих группах мышц: разгибателях голеностопного сустава, разгибателях коленного сустава, аддукторах бедра, сгибателях предплечья, пронаторах предплечья, сгибателях кисти — с последующим вычислением среднего показателя отдельно для верхних и нижних конечностей правой и левой сторон для каждого пациента. Объем движений в тазобедренном и голеностопном суставах определялся методом гониометрии, уровня двигательных навыков по модифицированной шкале GMFCS.
Результаты исследования и обсуждение. Согласно полученным в ходе исследования результатам, можно отметить улучшение некоторых показателей у детей обеих групп. К примеру, при использовании фит-бола большого размера отмечается снижение мышечного тонуса нижних и верхних конечностей у всех обследуемых в среднем на 10-13 %. Такая же ситуация, но в большей степени, в части снижения спастичности нижних конечностей (до 25 %) наблюдалась у детей, которые занимались на обычном мяче. Показатели силы мышц демонстрировали тенденцию к серьезному увеличению во 2-й группе и умеренную положительную динамику в 1-й группе.
На основании результатов вышеописанного исследования можно отметить, что трехнедельная реабилитация с применением различных методик фитбол-гимнастики в обеих группах детей с ДЦП привела к следующему: снизились показатели мышечного гипертонуса, увеличилась пассивная подвижность в пораженных суставах, увеличились силовые способности, улучшилось равновесие.
Вместе с тем следует отметить различную степень выраженности изменений по этим показателям. Кроме того, довольно короткий срок реабилитации стал ограничивающим фактором достижения более высоких результатов.
Заключение. В настоящее время проблема лечения, профилактики и социаль-
ной помощи людям с ДЦП остается одной из главных в любой возрастной группе. Фит-нес рассматривается многими авторами как возможная технология абилитации/реабили-тации. Кроме того, проблема обучения, воспитания и социализации детей с ДЦП тесно связана с плоскостью физического воспитания, поиском эффективных методик развития двигательной сферы.
Лечебно-восстановительные фитнес-уп-ражнения позволяют стимулировать и нор-
мализовать физиологические процессы в организме, оказывают благотворное влияние на нервную систему, трофику тканей. Кроме того, фитнес-упражнения ускоряют функциональную перестройку органов, что способствует восстановлению нарушенных функций. На основании проведенной работы, изученного материала можно подтвердить эффективность использования фитнес-под-хода для развития физических качеств у детей с ДЦП.
Литература
1. Клещунов С. С., Чечельницкая С. М. Верти-кализация пациентов с травматической болезнью спинного мозга // Вестник Московского городского педагогического университета. 2017. Т. 3, № 27. С. 34-44. (Сер.: Естественные науки).
[Kleshunov SS, Chechelnitskaya SM. Verticali-zation of patients with traumatic spinal cord disease. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogich-eskogo universiteta / Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. 2017;3(27):34-44. Seriya: Yestestvennyye nauki [Series: Natural Sciences] (In Russ.).]
2. Светлакова М. В., Петрушкина Н. П. Организация занятий по мини-футболу, направленных на развитие внимания у детей с синдромом Дауна // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: XXX юбилейная региональная научно-методическая конф., посвящ. 50-летию УралГУФК: материалы конф. Челябинск, 2020. С. 74-76.
[Svetlakova MV, Petrushkina NP. Organization of mini-football classes aimed at developing attention in children with Down syndrome. In: Optimi-zatsiya uchebno-vospitatel'nogo protsessa v obra-zovatel'nykh organizatsiyakh fizicheskoy kul'tury [Optimization of the educational process in educational institutions of physical culture]: XXX Yubi-leynaya regional'naya nauchno-metodicheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 50-letiyu Ural-GUFK: materialy konferentsii. Chelyabinsk; 2020. P. 74-76. (In Russ.).]
3. Дубровский В. И. Реабилитация инвалидов-спортсменов // Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 411-417.
[Dubrovsky VI. Reabilitatsiya invalidov-sports-menov [Rehabilitation of disabled athletes]. In: Spor-
tivnaya meditsina [Sports medicine]: uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy. 2nd ed. Moscow: Gumanitarnyy izdatel'skiy tsentr VLADOS; 2002. P. 411-417. (In Russ.).]
4. Чечельницкая С. М. Обучение здоровью — реальный шаг к снижению заболеваемости и смертности среди детей и подростков // Школа здоровья. 2000. № 4. С. 3-8.
[Chechel'nitskaya SM. Health education is a real step towards reducing morbidity and mortality among children and adolescents. Shkola zdorov'ya / School of Health. 2000;(4):3-8. (In Russ.).]
5. Banas B., Kowalczyk B. Rehabilitacja dzie-ci z wrodzonym brakiem blizszego konca kosci udowej, leczonych zmodyfikowana plastyka rotacyj-na wedlug Van Nesa // Chir. Narzadow Ruchu Ortop. Pol. 2006. Vol. 71, № 4. P. 313-315.
[Banas B, Kowalczyk B. Rehabilitation of children with congenital absence of the proximal end of the femur, treated with modified rotational plastic surgery according to Van Nes. Chir. Orthopedic Organs. Half. 2006;71(4):313-315. (In Pol.).]
6. Петрушкина Н. П., Жуковская Е. В., Коло-миец О. И., Карелин А. Ф. Физическая подготовка к службе в вооруженных силах подростков с высоким риском развития дезадаптационных нарушений. М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. 154 с.
[Petrushkina NP, Zhukovskaya EV, Kolomi-ets OI, Karelin AF. Fizicheskaya podgotovka k slu-zhbe v vooruzhennykh silakh podrostkov s vysokim riskom razvitiya dizadaptatsionnykh narusheniy [Physical preparation for service in the armed forces of adolescents with a high risk of developing maladaptive disorders]. Moscow: Izdatel'skiy dom Akademii Yestestvoznaniya; 2017. 154 p. (In Russ.).]
7. Incorvati C., Romeo A., Fabrizi A., Defila L., Vanti C., Gatto M. R. A., et al. Effectiveness of physical therapy in addition to occlusal splint
in myogenic temporomandibular disorders: protocol of a randomised controlled trial // BMJ Open. 2020. Vol. 13, № 10 (8). P. e038438. DOI: 10.1136/bm jopen-2020-038438.
8. Hills A. P., Dengel D. R., Lubans D. R. Supporting public health priorities: recommendations for physical education and physical activity promotion in schools // Prog. Cardiovasc. Dis. 2015. Vol. 57, № 4. P. 368-374. DOI: 10.1016/j.pcad.2014.09.010.
9. Дубровский В. И. Детские церебральные параличи // Спортивная медицина: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 425-426.
[Dubrovsky VI. Cerebral palsy. In: Sportivnaya meditsina [Sports medicine]: uchebnik dlya studen-tov vysshikh uchebnykh zavedeniy. 2nd ed. Moscow: Gumanitarnyy izdatel'skiy tsentr VLADOS; 2002. P. 425-426. (In Russ.).]
10. Реабилитация инвалидов: национальное руководство. Краткое издание / Разумов А. Н., Абусева Г. Р., Андриевская А. О., Афонина К. П., Бадтиева В. А., Батышева Т. Т., и др. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 544 с. DOI: 10.33029/9704-5618-7-REI-220-1-544.
[Reabilitatsiya invalidov [Rehabilitation of the disabled]: natsional'noye rukovodstvo. Kratkoye izdani-ye / Razumov AN, Abuseva GR, Andrievskaya AO, Afonina KP, Badtieva VA, Batysheva TT, et al. Moscow: GEOTAR-Media; 2020. 544 p. (In Russ.).]
11. Кожевникова Т. О., Азыдова З. В. Детский церебральный паралич. Гемипаретическая форма (особенности клиники, диагностики) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 7. С. 29-31.
[Kozhevnikova TO, Azidova ZV. Cerebral palsy. Hemiparetic form (clinical features, diagnostics). Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yest-estvennykh nauk / International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2017;(7):29-31. (In Russ.).]
12. Ткаченко Е. С., Голева О. П. Анализ инвалидности детей, страдающих ДЦП, в Омской области за 2003-2012 гг. // Вести МАНЭБ в Омской области. 2013. Т. 2, № 2. С. 32-35.
[Tkachenko ES, Goleva OP. Analysis of the disability of children with cerebral palsy in the Omsk region for 2003-2012. Vesti MANEB v Om-skoy oblasti / News MANEB in the Omsk region. 2013;2(2):32-35. (In Russ.).]
13. Смычек В. Б., Богданович А. И. Динамика показателей заболеваемости и первичной инвалидности детей по классам болезней нервной системы и психических расстройств // Вопросы
организации и информатизации здравоохранения. 2019. Т. 2, № 99. С. 35-44.
[Smychek VB, Bogdanovich AI. Dynamics of indicators of morbidity and primary disability in children by classes of diseases of the nervous system and mental disorders. Voprosy organizatsii i infor-matizatsii zdravookhraneniya / Issues of organization and informatization of health care. 2019;2(99):35-44. (In Russ.).]
14. Donnelly J. E., Hillman C. H., Castelli D., Etnier J. L., Lee S., Tomporowski P., et al. Physical Activity, Fitness, Cognitive Function, and Academic Achievement in Children: A Systematic Review // Med. Sci. Sports. Exerc. 2016. Vol. 48, № 6. P. 11971222. DOI: 10.1249/MSS.0000000000000901.
15. Чайковская И. А., Головко Ю. А., Петруш-кина Н. П., Сидоренко Л. В., Жуковская Е. В. Психологические аспекты физической подготовки к соревнованиям «Игры победителей» пациентов, излеченных от онкологических заболеваний // Современные технологии и оборудование для медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения и спортивной медицины: материалы III Международного научно-практического конгресса. М., 2019. С. 90-91.
[Tchaikovskaya IA, Golovko YuA, Petrushki-na NP, Sidorenko LV, ZHukovskaya EV. Psychological aspects of physical training for the competition «Game of winners» of patients recovered from cancer. In: Sovremennyye tekhnologii i oborudovaniye dlya meditsinskoy reabilitatsii, sanatorno-kurort-nogo lecheniya i sportivnoy meditsiny [Modern technologies and equipment for medical rehabilitation, spa treatment and sports medicine]: materialy III Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo kon-gressa. Moscow; 2019. P. 90-91 (In Russ.).]
16. Bermejo-Cantarero A., Álvarez-Bueno C., Martinez-Vizcaino V., García-Hermoso A., Torres-Costoso A. I., Sánchez-López M. Association between physical activity, sedentary behavior, and fitness with health related quality of life in healthy children and adolescents: A protocol for a systematic review and meta-analysis // Medicine (Baltimore). 2017. Vol. 96, № 12. P. e6407. DOI: 10.1097/ MD.0000000000006407.
17. Tomkinson G. R., Carver K. D., Atkinson F., Daniell N. D., Lewis L. K., Fitzgerald J. S., et al. European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 years: results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries // Br. J. Sports. Med. 2018. Vol. 52, № 22. P. 1445-14563. DOI: 10.1136/bjsports-2017-098253.
18. Андреева А. М., Мельников А. А., Сквор-
цов Д. В., Драугелите В. А., Чечельницкая С. М. Постуральная устойчивость спортсменов: роль спортивной направленности // Управление движением 2020 (Motor Control 2020): VIII Российская с международным участием конференция по управлению движением: материалы конференции. Петрозаводск, 2020. С. 47-48.
[Andreeva AM, Melnikov AA, Skvortsov DV, Draugelite VA, Chechel'nickaya SM. Postural stability of athletes: the role of sports orientation. In: Up-ravleniye dvizheniyem 2020 [Motor Control 2020]: VIII Rossiyskaya s mezhdunarodnym uchastiyem konferentsiya po upravleniyu dvizheniyem: mate-rialy konferentsii. Petrozavodsk; 2020. P. 47-48. (In Russ.).]
19. Braam K. I, van Dijk-Lokkart E. M., Kaspers G. J. L., Takken T., Huisman J., Bier-ings M. B., et al. Cardiorespiratory fitness and physical activity in children with cancer // Support Care Cancer. 2016. Vol. 24, № 5. P. 2259-2268. DOI: 10.1007/s00520-015-2993-1.
20. Ганзина H. B. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 25 с.
[Ganzina NV. Sistema rekreativno-vosstanovi-tel'nykh meropriyatiy v sotsial'noy adaptatsii inva-lidov s posledstviyami detskogo tserebral'nogo paral-icha [The system of recreational and rehabilitation measures in the social adaptation of disabled people with the consequences of cerebral palsy] [Dissertation abstract]. Moscow; 1997. 25 p. (In Russ.).]
21. Сафронова Н. С., Филь Е. И., Филь А. В. Эффективность различных методик фитбол-гим-настики в комплексной реабилитации детей с ДЦП // Проблемы современной науки и образования. 2016. Т. 9, № 51. С. 80-83.
[Safronova NS, Fil EI, Fil AV. The effectiveness of various methods of fitball gymnastics in the complex rehabilitation of children with cerebral palsy. Prob-lemy sovremennoy nauki i obrazovaniya / Problems of modern science and education. 2016;9(51):80-83. (In Russ.).]
22. Кирюхина И. А. Адаптивная двигательная рекреация как средство социальной и двигательной реабилитации детей и подростков с де-задаптивным поведением: учебно-методическое пособие. Пенза, 2010. 92 с.
[Kiryukhina IA. Adaptivnaya dvigatel'naya rekreatsiya kak sredstvo sotsial'noy i dvigatel'noy reabilitatsii detey i podrostkov s dezadaptivnym po-vedeniyem [Adaptive motor recreation as a means
of social and motor rehabilitation of children and adolescents with maladaptive behavior]: ucheb-no-metodicheskoye posobiye. Penza; 2010. 92 p. (In Russ.).]
23. Исанова В. А. Комплексная медико-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях учреждений системы здравоохранения, образования, социальной защиты // Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей: V юбилейная междисциплинарная научно-практическая конф. с международным участием: материалы конф. М., 2015. С. 84-86.
[Isanova VA. Comprehensive medical and social rehabilitation of children with disabilities in the conditions of institutions of the health care system, education, social protection. Detskiy tserebral'nyy paralich i drugiye narusheniya dvizheniya u de-tey [Cerebral palsy and other movement disorders in children]: V yubileynaya mezhdistsiplinarnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdun-arodnym uchastiyem: materialy konferentsii. Moscow; 2015. P. 84-86. (In Russ.).]
24. Дремова Г. В., Соколов П. Л., Столяров В. И. Комплексное использование иппотера-пии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с ДЦП // Спорт, духовные ценности, культура. 1997. Вып. 8. С. 130-174. Режим доступа: https:// studwork.org/shop/34319-fizicheskaya-reabilitaci ya-pri-dcp-diplom.
[Dremova GV, Sokolov PL, Stolyarov VI. Complex use of hippotherapy and the Spartan program for the purpose of social rehabilitation and integration of disabled people with cerebral palsy [Internet]. Sport, dukhovnyye tsennosti, kul'tura / Sport, spiritual values, culture. 1997;(8):130-174. Available from: https://studwork.org/shop/34319-fiziches kaya-reabilitaciya-pri-dcp-diplom (In Russ.).]
25. Лянной М. О. Физическая реабилитация старшеклассников-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича в поздней ре-зидуальной стадии: дис. . канд. пед. наук. Малаховка, 2003. 188 с.
[Lyannoy MO. Fizicheskaya reabilitatsiya star-sheklassnikov-invalidov s posledstviyami detsko-go tserebral'nogo paralicha v pozdney rezidual'noy stadii [Physical rehabilitation of senior pupils with disabilities with the consequences of cerebral palsy in the late residual stage] [Dissertation]. Malakhov-ka; 2003. 188 p. (In Russ.).]
26. Сидоренко Л. В., Петрушкина Н. П., Жуковская Е. В., Коломиец О. И., Копкане Пла-
чи Дж. Динамика психологического статуса излеченных от онкологических заболеваний детей в процессе физической подготовки к соревнованиям «Игры Победителей» // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13, № 1. С. 34-43. DOI: 10.14529^200104.
[Sidorenko LV, Petrushkina NP, Zhukov-
skaya EV, Kolomiec OI, Kopkane Plachy J. Dynamics of the psychological status of children cured of cancer in the process of physical preparation for the competition "Games of Winners". Psikhologi-ya. Psikhofiziologiya / Psychology. Psychophysiolo-gy. 2020;13(1):34-43. DOI: 10.14529/jpps200104. (In Russ.).]
Источник финансирования: автор заявляет об отсутствии финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
УДК 159.922.76 ББК Ю971.1 + Ю928.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ КРАТКОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОНЛАЙН-ГРУППЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ОНКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
Мирошкин Р. Б., Фисун Е. В. НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена описанию опыта проведения психологических групп в он-лайн-формате для родителей детей, перенесших онкологическое заболевание, в период пандемии COVID-19 и самоизоляции. Потребность в работе с психологами была продиктована актуализацией тревоги за здоровье детей в условиях пандемии, режимом самоизоляции и ограничений, нарастающими сложностями в организации образовательного процесса у детей, срывом планов посещения реабилитационных выездных программ. Психологические онлайн-группы для родителей детей, перенесших онкологическое заболевание (ремиссия от 1 года до 10 лет), проводились в период с апреля по июнь 2020 г. Всего состоялось 10 групповых встреч. В качестве методологической основы использовались принципы и техники краткосрочной стратегической терапии Дж. Нардонэ. Целью проведения группы стало психологическое сопровождение в ситуации хронической травмы, вызванной тяжелым заболеванием у ребенка, на фоне ситуационного стресса. Задачи психологических групп: способствование безопасной канализации чувств, блокирование дисфункциональных способов решения эмоциональных и повседневных проблем, коррекция детско-родительских отношений, обучение методам саморегуляции и релаксации, способствование выработке эффективных стратегий совладания с трудностями. В статье проанализированы основные трудности, о которых сообщали родители детей-онкопациентов: последствия психотравмы, стресс, тревога; признаки психоэмоционального выгорания; проблемы детско-родительских отношений. Описана структура занятий, приведены некоторые использованные техники. Отмечены трудности и преимущества онлайн-формата проведения психологических групп.
Ключевые слова: психологическая группа, онлайн-формат, родители детей, перенесших онкологическое заболевание, краткосрочная стратегическая терапия
Контакты: Мирошкин Роман Борисович: [email protected]