Научная статья на тему 'Адаптивное физическое воспитание для детей в первый год жизни с церебральным параличом с использованием фитбол - гимнастики'

Адаптивное физическое воспитание для детей в первый год жизни с церебральным параличом с использованием фитбол - гимнастики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
739
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ / ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ / ЦЕПНЫЕ ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВОЧНЫЕ РЕФЛЕКСЫ / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / FITBALL-GYMNASTICS / CEREBRAL PALSY / FIRST YEAR OF LIFE / PATHOLOGICAL REFLEXES / CONTINUED RECTIFIER INSTALLATION REFLEXES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковалева Ю. А.

В работе показана эффективность использования фитбол-гимнастики для детей в первый год жизни с церебральным параличом на занятиях адаптивного физического воспитания. Раннее применение фитбол-гимнастики в адаптивном физическом воспитании у детей с церебральным параличом, направлено на своевременное гашение патологических установок и на формирование цепных выпрямительных установочных рефлексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковалева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive physical education for children in the first year of life with cerebral palsy using fitball gymnastics

The paper shows the effectiveness of using fitbolgymnastics for children in the first year of life with cerebral palsy in the classroom of the adaptive physical education. Early adoption fitball gymnastics-in adaptive physical education for children with cerebral palsy, is aimed at the timely extinguishing pathological settings, and on the formation of chain reflexes rectifier installation.

Текст научной работы на тему «Адаптивное физическое воспитание для детей в первый год жизни с церебральным параличом с использованием фитбол - гимнастики»

вождение ребенка в форме консультирования, индивидуальных занятий;

- разработка и реализация совместно со службой сопровождения коррекци-онной работы по преодолению зависимости подростка в рамках учебно-воспитательной работы; - работа по формированию у подростка культуры здорового образа жизни; - информирование родителей о выявленной зависимости, рекомендации родителям.

По нашим наблюдениям, эффективной формой профилактики отклоняющегося поведения подростков является использование в учебном процессе здо-ровьесберегающих технологий. Подростки более успешно адаптируются в образовательном и социальном пространстве. Здоровьесберегающие технологии интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся: образование обучающихся в сфере здоровья, школьное питание, медицинские услуги, служба сопровождения, повышение квалификации педагогов в области здравоохранения, активное участие семьи и социальных партнеров в сфере здоровья. Применение в работе здоровь-есберегающих педагогических технологий способствует повышению результативности воспитательно - образовательного процесса, формирует у обучающихся стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

УДК 796.012.268:612

Ю. А. Ковалева

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ФИТБОЛ - ГИМНАСТИКИ

СПБ ГКУЗ Городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями

Аннотация

В работе показана эффективность использования фитбол-гимнастики для детей в первый год жизни с церебральным параличом на занятиях адаптивного физического воспитания. Раннее применение фитбол-гимнастики в адаптивном физическом воспитании у детей с церебральным параличом, направлено на своевременное гашение патологических установок и на формирование цепных выпрямительных установочных рефлексов.

Ключевые слова, адаптивное физическое воспитание, фитбол-гимнастика, детский церебральный паралич, первый год жизни, патологические рефлексы, цепные выпрямительные установочные рефлексы. Abstract

KovalevaYu.A. Adaptive physical education for children in the first year of life with cerebral palsy using fitball gymnastics.

The paper shows the effectiveness of using fitbol- gymnastics for children in the first year of life with cerebral palsy in the classroom of the adaptive physical education. Early adoption fitball - gymnastics-in adaptive physical education for children with cerebral palsy, is aimed at the timely extinguishing pathological settings, and on the formation of chain reflexes rectifier installation.

Keywords: adaptive physical education, fitball-gymnastics, cerebral palsy, the first year of life, pathological reflexes, continued rectifier installation reflexes.

Для формирования и развития двигательной системы большое значение имеет первый год жизни ребенка, так как именно в это время закладываются основы произвольных движений на базе безусловных рефлексов. Важными задачами в адаптивном физическом воспитании - раннее выявление двигательной патологии и снижение гипертонуса мышц, которые приводят к порочным установкам, а так же вырабатывание противоположных выпрямительных установочных рефлексов. Важно тренировать равновесие и развивать рефлекторный механизм, обеспечивающий функцию сохранения равновесия при сидении, стоянии на четвереньках и высоких коленях, при стоянии и ходьбе (Бортфельд С.А.,1986, Потапчук А.А., 2003). Как показывает практика, чем раньше начать занятия с ребенком с угрозой церебрального паралича, тем легче устранить патологические рефлексы и тем больше возможностей у ребенка быть здоровым.

Занятия по адаптивному физическому воспитанию стимулируют формирование новых навыков и правильных движений.Занятия должны быть регулярными, систематичными и непрерывными, также важны, индивидуальный подход, степень тяжести заболевания и уровень психического развития ребенка. Немаловажное значение имеет увеличение физических нагрузок (Евсеев С.П., 2000). Оно должно быть строго индивидуальным и соответствовать возрастным особенностям. Раннее начало занятий у детей первого года жизни с двигательной патологией очень важна. Как быстро будут наступать те или иные улучшения, зависит от особенностей и развития детского мозга, его пластично-

сти и способности к компенсации нарушенных функций. Занятия должны проводиться с первого месяца жизни ребенка, и должны способствовать восстановлению нарушенных функций. С первых недель, занятия по адаптивному физическому воспитанию должны воздействовать дифференцированно на группы мышц сгибателей и разгибателей, что будет способствовать правильному распределению мышечного тонуса. К задачам адаптивного физического воспитания также входят коррекция неправильной постановки головы, верхних и нижних конечностей. Для решения этих задач, с детьми первого года жизни, проводятся упражнения, способствующие нормализации позотонических рефлексов, а также упражнения, соответствующие онтогенетической последовательности. Для решения поставленных задач на занятиях по адаптивному физическому воспитанию мы использовали фитбол - гимнастику, с помощью которой значительно повысилась эффективность тренировки рефлекторного механизма, активизировались регенеративные процессы, улучшились кровообращение и лимфоотток, увеличилась сократительная способность мышц.

Расслабляющие упражнения на фитболах имеют важное значение. Эти упражнения способствуют снижению тонуса мышц, что в свою очередь приводит к ослаблению импульсов, которые идут от мышцы к коре больших полушарий мозга. Вследствие ослабления процессов возбуждения происходит значительное снижение напряжения соответствующих мышц (Потапчук А.А., 2005). Условия выполнения упражнений на мяче тяжелее, чем на твердой поверхности, так как упражнения выполняются в постоянной балансировке.

Ребенок укладывается в позу, противоположную той, при которой возникает повышенный мышечный тонус (гипертонус), и это приводит к тому, что патологический двигательный стереотип постепенно разрушается, патологическая афферентация с рецепторных полей патологически активного рефлекса снижается, и нормализуется регуляция мышечного тонуса в покое и при произвольных движениях (Семенова К.А., 1972; Фонарев М.И.,1981).В занятия адаптивного физического воспитания с использованием фитбол-гимнастики при ДЦП необходимо включать упражнения на координацию движений, сохранение равновесия и нормализации подвижности в суставах. Упражнения выполняются в различных положениях - стоя, сидя, лежа на животе, боку и на спине. Также очень полезны упражнения с передвижением на четвереньках и на коленях, с их помощью устраняются тонические рефлексы. В освоении акта ходьбы это является важным этапом.

Развитию координации способствуют упражнения, в которых задействованы руки и ноги.

Нами предложены комплексы упражнений для занятий по адаптивному физическому воспитанию на фитболах, направленные на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгиба-тельно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы.

Нами было проведено исследование в течение года, с сентября 2015г. по сентябрь 2016 г., на базе СПБ ГКУЗ Городского центра восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями. Исследуемый контингент включал 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) первого года жизни (0-1), с диагнозом (угроза ДЦП). В начале исследования давались рекомендации о продолжении занятий по адаптивному физическому воспитанию в домашних условиях, после курса лечения в центре. Занятия по адаптивному физическому воспитанию с использованием фитбол-гимнастики проходили на протяжении всего периода наблюдения, что является оптимальным для получения достоверных и адекватных результатов. За год дети получили 2 курса массажа по 15 сеансов, 2 курса по адаптивному физическому воспитанию по 15 занятий. По результатам опроса родителей, в конце периода исследования были выявлены следующие данные: между курсами, родители шестерых детей занимались дома самостоятельно, а родители четверых детей дома не занимались. После второго курса занятий, у шестерых детей, которые занимались на протяжении всего периода первого года жизни. как в центре восстановительного лечения детей. так и дома самостоятельно, наблюдается положительная динамика: трое детей самостоятельно ходят, двое детей ходят самостоятельно 5-8 шагов, один ребенок встает за опору и с помощью нее передвигается. Четверо детей, которые проходили курс лечения в центре и самостоятельно не занимались: трое детей без положительной динамики (из диагноза - угроза ДЦП, диагноз: ДЦП, спастическая ди-плегия), а у четвертого ребенка (из диагноза - угроза ДЦП, диагноз - ДЦП, двойная гемиплегия).

При систематических занятиях по адаптивному физическому воспитанию с использованием фитбол-гимнастики, нормализуется мышечный тонус, вырабатываются выпрямительные установочные рефлексы, создается сильный мышечный корсет, развивается координационные навыки, улучшается функция

внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Литература

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом) : метод. пособие / под ред. А.А. Потапчук ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2003. - 226 с.

2. Бортфельд, С.А. Двигательные нарушения и ЛФК при ДЦП // С.А.Бортфельд, Е.Н.Рогачева.- Л.: Медицина, 1986.-320с.

3. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Советский спорт, 2000. - 240 с.

4. Потапчук А.А. Влияние средств АФК на физическое состояние детей с ДЦП, коррекция двигательных нарушений при ДЦП средствами АФК / А.А. Потапчук. И.П.Машадо// Девятый Российский национальный конгресс "Человек и его здоровье",-СПб.,2005.С.184-185.

5. Семенова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. - М. : Медицина, 1972. - 329 с.

6. Фонарев, М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М.И. Фо-нарев, Т.А. Фонарева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Л. : Медицина, 1981. - 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.