ОИТБОЯ-ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
УДК/UDC 796.077-056.266
Поступила в редакцию 29.12.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент С.П. Михайловский1 М.М. Громов1 А.И. Коваленко1
1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
FiTBALL GYMNASTICS iN REHABILITATION OF SPECiAL HEALTH GROUP STUDENTS
PhD, Associate Professor S.P. Mikhailovsky1 M.M. Gromov1 A.I. Kovalenko1
1 Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg
Информация для связи с автором: Mikhaylovskiy_SP2@pers.spmi.ru
Аннотация
Цель исследования - обосновать эффективность применения средств и методов фитбол-гимнастики в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет» в 2019/2020 учебном году.
В программу исследования были включены: анализ документов о состоянии здоровья студентов, разработка программы профилактики нарушения осанки, педагогический эксперимент по оценке эффективности программы физического воспитания с применением средств фитбол-гимнастики и интерактивных методов физической культуры.
Результаты исследования и выводы. В результате исследования были выявлены особенности проблемы состояния здоровья студентов, отнесённых к специальной медицинской группе. На данной основе разработана программа занятий, в которой предусмотрено применение средств фитбол-гимнастики в рамках учебного материала по физической культуре. Разработанная программа легла в основу эксперимента, в процессе которого студенты на учебных занятиях по физической культуре изучали элементы фитбол-гимнастики, а в дальнейшем выбирали фитбол-гимнастику как избранный вид спорта в объёме элективных дисциплин по физической культуре и спорту. Выявленные особенности проблем со здоровьем студентов, отнесённых к специальной медицинской группе, позволили подобрать профилактические средства и методы физического воспитания на основе фитбол-гимнастики и обосновать эффективность их применения в рамках дисциплины «Физическая культура».
Ключевые слова: фитбол-гимнастика, специальная медицинская группа, физическое воспитание, физическая культура, студенты, опорно-двигательный аппарат, осанка.
Annotation
Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the fitball gymnastics means and methods in physical education of special health group students.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of FSBEI of HE "Saint Petersburg State University" in the 2019/2020 academic year. The study included: analysis of the documents on the state of the students' health; development of a program to prevent postural abnormalities; educational experiment to assess the effectiveness of the physical education program using the fitball gymnastics means and methods and interactive physical education tools.
Results and conclusions. The study enabled to identify health problems typical of students attributed to the special health group. From this, we developed a physical training program intended to use the fitball gymnastics means and methods in physical education classes. The developed program formed the basis of the experiment, during which the students attended the physical education classes with the elements of fitball gymnastics and later chose fitball gymnastics as an elective course. The identified health problems in the special health group students enabled to select preventive measures and physical education tools with the elements of fitball gymnastics and substantiate their effectiveness within the Physical Education discipline.
Keywords: fitball gymnastics, special health group, physical education, physical culture, students, locomotor system, body posture.
Введение. На учебных занятиях со студентами, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, используются различные виды двигательной активности - плавание, йога, оздоровительная гимнастика [1, 3]. Но, несмотря на проводимые в данной области научные исследования [2, 4], в настоящее время необходим поиск новых подходов в дисциплине «Физическая культура», способствующих оптимизации процесса обучения студентов специальной медицинской группы.
Исследования, проведенные в Санкт-Петербургском горном университете показали, что на 1000 студентов 1 -го
курса приходится 237 (23,7 %), определенных в специальную медицинскую группу. При этом значительная часть (31 %) имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
Нарушение осанки у студентов является одной из часто встречаемых проблем, а значительная часть времени, уделяемая учёбе в сочетании с дефицитом двигательной активности, ещё больше усугубляет проблемы с костно-мышечной системой.
Предполагается, что применение средств фитбол-гимнастики в процессе физического воспитания студентов,
№3 • 2021 Март | March
http://www.teoriya.ru
Результаты тестирования координационных способностей КГ и ЭГ
№ п/п Параметры КГ M1±m ЭГ M2±m Разница M1- M2 р
ед. %
1 Время прохождения 5 м, с 3,2±0,2 2,8±0,1 0,4 14,3 <0,05
2 Количество шагов, ед. 6,5±0,2 6,2±0,1 0,3 4,8 <0,05
3 Отклонение от прямой, см 2,1±0,2 1,9±0,1 0,2 10,5 <0,05
В нестандартных условиях
4 Время прохождения 5 м, с 4,1±0,1 3,2±0,1 0,9 28,1 <0,05
5 Количество шагов, ед. 6,2±0,5 5,4±0,3 0,8 14,8 <0,05
6 Отклонение от прямой, см 7,3±0,2 6,9±0,1 0,4 5,8 <0,05
□ и
£ г. CL
ч—
о
0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
отнесенных к специальном медицинском группе, позволит оптимизировать учебный процесс по физической культуре.
Цель исследования - обосновать эффективность применения средств и методов фитбол-гимнастики в физическом воспитании студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в три этапа на базе ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет» с 2019 по 2020 г.
На первом этапе исследования проводился:
а) анализ документов о состоянии здоровья студентов Санкт-Петербургского горного университета, цель которого - выявление основных проблем в состоянии здоровья;
б) анализ средств физического воспитания, имеющих профилактическую направленность в процессе обучения студентов, отнесенных к специальной медицинской группе.
На втором этапе были намечены пути оптимизации процесса физического воспитания студентов, имеющих проблемы с осанкой, и разработана программа профилактики.
На 3-м этапе был проведен педагогический эксперимент для проверки эффективности программы физического воспитания с применением средств фитбол-гимнастики и интерактивных методов на занятиях по физической культуре. Педагогический эксперимент проводился с привлечением двух групп студентов 1 -го курса по 20 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из данных, полученных на 1-м и 2-м этапах исследования, в содержание программы по физической культуре с целью повышения интереса и мотивации к учебным занятиям были использованы интерактивные методы обучения. В рамках практических занятий для увеличения физического и функционального потенциала организма в программу были включены упражнения с мячами-фитболами.
Во время эксперимента студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, в экспериментальной (ЭГ) и в контрольной (КГ) группах посещали занятия 2 раза в неделю. ЭГ занималась по программе, которая включала в себя изучение элементов фитбол-гимнастики с применением интерактивных методов обучения. В дальнейшем студенты ЭГ выбрали фитбол-гимнастику в объеме элективных дисциплин по физической культуре и спорту как избранный вид спорта. Студенты КГ занималась по программе дисциплины «Физическая культура» для студентов специальной медицинской группы.
Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что у студентов ЭГ достоверно повысилась силовая и статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса. Прирост показателей в тестовом упражнении на косые мышцы живота составил: в динамике - 30 % (р<0,005), в статике - 19 % (р<0,01). В упражнении «Подъем туловища за 1 мин» и в упражнении «Подъем туловища, ноги на фит-боле» прирост составил 20 % (р<0,005). На 18 % (р<0,05) увеличились результаты в упражнении «Удержание прямых ног под углом 45°».
У студентов ЭГ также выявлено повышение уровня физической подготовленности. Прирост результатов в скоростных, силовых упражнениях, в тестах на координацию и общую выносливость составил соответственно 11%, 44 %, 18 %, 22 % (р<0,005).
Результаты эксперимента свидетельствуют о достоверном улучшении координационных способностей при выполнении упражнения на время прохождения пятиметровой дистанции в стандартных и нестандартных условиях (выключение зрительного анализатора) (см. таблицу).
Выводы. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности использования программы по физической культуре для студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, с использованием средств фитбол-гимнастики и интерактивных методов на учебных занятиях по физической культуре.
Применение средств фитбол-гимнастики в сочетании с интерактивными методами в процессе физического воспитания студентов, отнесённых по состоянию здоровья к СМГ, позволяет улучшить функциональное состояние организма и повысить их физическую подготовленность.
Литература
1. Аношина Т.В. Организация процесса физического воспитания в вузе у студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Т.В. Аношина // Матер. всерос. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт в современном обществе». - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. - С. 91-94.
2. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А.Э. Болотин, Д.Б. Селюкин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 7. - С. 32-34.
3. Коррекция нарушений суставно-связочного аппарата студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Дрогомерецкий. - СПб., 2012. - 23 с.
4. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 21-22.
References
1. Anoshina T.V. Organizatsiya protsessa fizicheskogo vospitaniya v vuze u studentov s narusheniyami oporno-dvigatelnogo apparata [Organization of academic physical education process for students with musculoskeletal system disorders]. Fizicheskaya kultura i sport v sovremennom obshchestve [Physical education and sports in modern society]. Proc. national research-practical conference. Arkhangelsk: IPTs SAFU publ., 2012. pp. 91-94.
2. Bolotin A.E., Selyukin D.B. Struktura i soderzhanie pedagogicheskoy kontseptsii fizicheskogo vospitaniya studentov na osnove tsennostey zdorovogo obraza zhizni [Structure and content of academic physical education concept in context of healthy lifestyle values]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 7. pp. 32-34.
3. Drogomeretskiy V.V. Korrektsiya narusheniy sustavno-svyazochnogo apparata studentov spetsialnykh meditsinskikh grupp sredstvami ozdorovitelnogo plavaniya [Therapeutic swimming to correct articular-ligamentous system disorders in special health group students]. PhD diss. abstract. St. Petersburg, 2012. 23 p.
4. Kuvanov V.A., Korostelev E.N. Zdorovy obraz zhizni studencheskoy molodezhi v aspekte sotsiologicheskogo analiza [Students' awareness of healthy lifestyles: questionnaire survey and analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2017, no. 5. pp. 21-22.
66
http://www.teoriya.ru
№3^ 2021 Март | March