УДК 796.022
ФИТБОЛ: ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация
Использование на урочных занятиях по физической культуре современных фитнес-технологий, отвечающих интересам обучающихся, способствует формированию у них положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. К таким технологиям относится фит-бол-гимнастика, которая проводится с использованием больших упругих мячей. В настоящее время фитболы активно используются в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры в дошкольных, школьных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, в специальных коррекционных учреждениях, в реабилитационных центрах, в спортивных клубах и фитнес-центрах. В статье представлена история создания фитбола, рассмотрены его особенности и ключевые параметры, обеспечивающие наибольшую результативность занятий с ним. Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. В связи с чем безусловно целесообразно использование фитболов в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры. Фитбол-гимнастика является одним из эффективных тренировочных и коррекционных средств, доступных для людей разного возраста и разного уровня физической подготовленности.
Ключевые слова: фитбол, фитбол-гимнастика, особенности и использование, оздоровительная и адаптивная физическая культура.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p542-546
FITBALL: ITS FEATURES AND USE
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific National University, Khabarovsk
Abstract
The use of modern fitness technologies in physical education lessons that meet the interests of students contributes to the formation of the positive motivation for them to be engaged the in physical culture and sports. These technologies include fitball gymnastics, which is carried out by using the large elastic balls. Currently fitballs are actively used in the practice of health-improving and adaptive physical education at the preschools, schools, colleges and higher educational institutions, in special correctional institutions, in rehabilitation centers, in sport clubs and fitness centers. The article presents the history of fitball creation, considers its features and key parameters that ensure the best effectiveness of training with it. Fitballs have a complex of beneficial effects on a human's body. In this connection it is undoubtedly advisable to use fitballs in the practice of health-improving and adaptive physical education. Fitball gymnastics is one of effective training and corrective tools available for people of different ages and different levels of physical fitness.
Keywords: fitball, fitball gymnastics, features and use, health-improving and adaptive physical education.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из проблем физического воспитания обучающихся в школах, вузах - снижение у них с возрастом мотивации к урочным занятиям физической культурой, что в большей степени характерно для девушек. Это обусловлено тем, что нередко им неинтересно заниматься физической культурой по общепринятым стандартам. Кроме того, многие из них страдают от собственных комплексов (недостаточная физическая подготовленность, плохое владение изученными двигательными действиями, лишняя масса тела и пр.). Использование на урочных занятиях по физической культуре современных фитнес-технологий, отвечающих интересам обучающихся, способствует формированию у них положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом [5, 7].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как показывает практика, к таким технологиям относится фитбол-гимнастика, которая проводится с использованием больших упругих мячей - фитболов (англ. Fitball, fit - одоровление, ball - мяч). Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
В настоящее время фитболы активно используются в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры в дошкольных, школьных, средних профессиональных и высших учебных заведениях, в специальных коррекционных учреждениях, в реабилитационных центрах, в спортивных клубах и фитнес-центрах.
Фитболы пришли в оздоровительную физическую культуру и фитнес из медицины.
Впервые фитболы стала использовать в лечебных целях с середины 50-х гг. XX в. швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах в г. Базеле на занятиях с больными детским церебральным параличом в одном из реабилитационных центров. В 1970 г. она выступила с докладом об этой методике на Международном Конгрессе по реабилитации в г. Амстердаме. Её работа «Гимнастика с мячами для функциональной кинетики» была опубликована в 1980 г. и получила широкую известность [2, 3].
Одной из наиболее активных учениц и последовательниц Фогельбах стала американская врач-физиотерапевт Джоан Познер Мауэр, которая с 1989 г. стала использовать фитболы для восстановления больных после травм опорно-двигательного аппарата. В дальнейшем вместе с группой своих последователей она разработала оздоровительные программы для детей.
Положительные результаты врачей заинтересовали специалистов в области оздоровительной физической культуры, которые переняли их опыт и стали проводить занятия с различным контингентом занимающихся. Так, в 1992 г. в США Майк и Стефания Моррис предприняли попытку использования фитбола в системе оздоровительных занятий как с детьми, так и со взрослыми [3]. Таким образом, в Америке фитболы впервые были использованы как оборудование для занятий в оздоровительных группах.
С этого периода фитбол все больше и больше начал распространятся по миру. В январе 1996 г. в Италии состоялся Первый Международный семинар по фитбол-гимнастике, в котором приняли участие 9 стран, в том числе и Россия.
В России фитболы появились с 1995 г., вначале в г. Москве, затем в г. Санкт-Петербурге. В апреле 1998 г. на базе кафедры адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта прошёл международный семинар по фитболу с участием ведущего в Европе инструктора по фитбол-аэробике Кати Зупан (Словения) [2].
В разных странах эти упругие мячи большого диаметра имеют различные названия (Swiss ball, Exercise ball) и различные названия фитнес программ с ним (Resist-a-ball, Body ball).
Фитболы изготавливают из специального высокопрочного материала - ледрапла-стика. Основу технологии производства фитбола заложил итальянец Аквелино Касани. В технологии изготовления фитболов учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная травмобезопасность, т. е. в случае механического повреждения мяч не лопнет, а будет медленно сдуваться. Фитбол выдерживает вес более 300 кг, позволяя заниматься людям разного возраста и комплекции [1, 4].
Современные производители мячей предлагают большой выбор моделей различных размеров (диаметров), внешнего вида и назначения. Поэтому чтобы выбрать фитбол и обеспечить наибольшую результативность занятий с ним необходимо учесть ключевые параметры:
1. Размер мяча. Фитболы, в основном, выпускаются нескольких стандартных диаметров: 45, 55, 65, 75, 85 см. Для подбора оптимального размера лучше «примерить»
фитбол - просто сесть на него и расставить ноги на ширине плеч. Если угол между бедром и голенью составляет 90 градусов (стопы должны плотно располагаться на полу) -мяч подобран правильно. При несоблюдении этого условия невозможно достичь правильной осанки при сидении на фитболе, что может привести к недопустимому возрастанию нагрузки на суставы.
В случае, когда невозможно «примерить» на себя фитбол, необходимо ориентироваться на рост. Если рост 155 см и ниже - рекомендуется фитбол 45 см в диаметре. Такие мячи подойдут детям. Обычно при росте 155-170 см оптимальным диаметром является 55 см, для людей ростом 170-185 см лучше приобрести мяч с диаметром 65 см. Более высоким людям (185 см и выше) нужен фитбол больших диаметров (75 см, 85 см).
2. Тип поверхности мяча (гладкая, с рельефом или пупырчатая, с «рожками» или без них) нужно выбирать в зависимости от планируемого использования фитбола.
Классический фитбол (гладкий). Такой мяч подходит всем занимающимся. Круглая модель с гладкой поверхностью имеет универсальный спектр применения - её можно использовать как тренажёр при занятиях фитнесом, аэробикой, пилатесом в спортивном зале или дома, для спортивных упражнений на свежем воздухе, для лечебной физкультуры в группах пациентов с различными заболеваниями и для посттравматической физиотерапии. Такой вариант гимнастического мяча чаще всего используется для занятий беременных женщин и новорождённых детей. Подобные фитболы применяются не только для тренировок, но и для различных релаксационных техник.
Массажный (пупырчатый, с шипами). Такие фитболы имеют по всей поверхности выступающие пупырышки или же шипы. Помимо всех свойств, которыми обладает классический гимнастический мяч, подобная модель даёт ещё и массажный эффект, улучшая кровообращение.
Такой мяч хорошо подойдёт для борьбы с целлюлитом, растяжками и подкожными отложениями. Также его используют при лечении разных заболеваний позвоночника, в периоды восстановления после травм. Мяч рекомендуется врачами в период лечения заболеваний вестибулярного аппарата.
Однако такой мяч противопоказан людям, склонным к отёчности, так как выступающие элементы на поверхности мяча могут способствовать возникновению гематом.
Также необходимо учесть, чтобы полы в месте для занятий были с покрытием, по которому легко будет передвигаться фитбол с неравномерной поверхностью.
Фитбол с рожками или скобами. Подобные мячи для гимнастики абсолютно гладкие, как и классические модели, но имеют специальные ручки либо в виде рожек, либо в виде скобы. Они нужны для удержания равновесия.
Чаще всего такие фитболы используются при занятиях с детьми. Это позволяет им сидеть на мяче и подпрыгивать, не теряя при этом равновесия. Фитболы с ручками пользуются популярностью у детей, помогая повысить интерес ребенка к тренировкам или лечебным процедурам, превращая спортивное занятие или реабилитационный процесс в увлекательную игру.
Неопытные занимающиеся также начинают свои упражнения с фитболами, оснащёнными ручками. Существуют специальные тренировки, которые потребуют наличия рожек или скоб для более удобного выполнения.
Фитбол - это надувной спортивный инвентарь. Для накачивания мяча используется насос любой конструкции с ниппелем соответствующего размера: ручной, ножной или электрический. Большинство качественных фитболов комплектуются насосом и инструкцией, где даны рекомендации по правильной закачке воздуха в изделие.
При выборе мяча также важно, чтобы он был изготовлен из качественного материала и имел противовзрывную систему.
Фитболы бывают не только разного размера, но и разного цвета. На современном рынке представлена разнообразная цветовая гамма. Выбор цвета гимнастического мяча
полностью зависит от вкуса человека (стоит выбирать цвет, который будет приятен глазу и будет поднимать настроение). Всемирно известен жемчужно-белый фитбол. Его классический цвет никогда не менялся с момента его первого появления на рынке. Он был первым мячом и со временем дал свое название популярной дисциплине.
Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Так, тёплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрго-тропное влияние, повышают активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропный эффект, то есть успокаивают, повышают активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека [1].
Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека.
Кроме цветового влияния на организм, фитболы обладают ещё вибрационным воздействием. Вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, ускоряется обмен веществ, повышаются интенсивность процессов пищеварения, защитные силы и сопротивляемость организма.
Вибрация во время упражнений сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал ещё Гиппократ. Верховая езда как метод лечебной и адаптивной физической культуры используется при таких заболеваниях, как остеохондроз, сколиоз, заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с нарушением кинетики, последствия полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемическая болезнь сердца, ожирение, простатит, неврастения, астеноневротический синдром и др. Лечебное воздействие во многом объясняется тем, что верховая езда - это сложнокоординационное движение, особенностью которого является то, что мышечная деятельность происходит в условиях подвижной опоры и для сохранения равновесия необходимо совмещение центров тяжести всадника и лошади. То же происходит при выполнении упражнений на фит-болах - чтобы сохранить устойчивое положение, центр тяжести занимающегося должен совпадать с центром мяча [1, 4 ].
Условия выполнения упражнений на мяче гораздо сложнее чем на жёсткой устойчивой опоре (на полу) из-за постоянной балансировки и необходимости совмещать центр тяжести тела с центром мяча, чтобы не упасть. Круглая форма мяча позволяет выполнять движения по полной амплитуде, а его нестабильная поверхность требует держать мышцы в постоянном напряжении. Усложнённые условия работы позволяют получить быстрые результаты за короткое время. Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Также, гимнастический мяч делает занятие более интересным и разнообразным [4, 6].
При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, оказывается мощное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу. Кроме оздоровительного воздействия, несомненно, также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося [2, 4].
В связи с чем, безусловно, целесообразно использование фитболов в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры. Фитбол-гимнастика является одним из эффективных тренировочных и коррекционных средств, доступных для людей разного возраста и разного уровня физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Потапчук А. А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте / А. А. Потапчук, Г.Г. Лукина ; под ред. С.П. Евсеева. - Санкт-Петербург : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 80 с.
2. Потапчук А.А. Фитболы: использование в практике лечебной и адаптивной физической культуры / А.А. Потапчук // Адаптивная физическая культура. - 2002. - № 1. - С. 28-30.
3. Сайкина Е.Г. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - Санкт-Петербург : Изд-во рос. гос. пед. ун-та м. А.И. Герцена, 2011. - 114 с.
4. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / С.П. Евсеев [и др.] ; под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. - Москва : Советский спорт, 2010. - 488 с.
5. Фролова А.Н. На фитболах / А.Н. Фролова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 3. - С. 26-29.
6. Щетинина С.Ю. Организация занятий физической культурой в специальной медицинской группе / С.Ю. Щетинина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 92 с.
7. Щетинина С.Ю. Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 287-292.
REFERENCES
1. Potapchuk, A.A. and Lukina, G.G. (1999), Fitball gymnastics in preschool age" Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.
2. Potapchuk, A.A. (2002), "Fitballs: usage in practice of therapy and adaptive physical culture", Adaptive physical education, No. 1, pp. 28-30.
3. Saikina, E.G. and Kuzmina, S.V. (2011), Theoretical and methodological foundations offt-ball-aerobics, Publishing House of The Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg..
4. Evseev, S.P. et al (2010), Physical rehabilitation of disabled people with musculoskeletal system impairment, Soviet sport, Moscow.
5. Frolova, A.N. (2013), "On fitballs", Physical education in school, No. 3, pp. 26-29.
6. Schetinina, S.Yu. (2010), Organization of physical education classes in a special medical group, Publishing House of Pacific National University, Khabarovsk.
7. Schetinina, S.Yu. (2017), "Needs-motivational sphere of students as the factor of physical education effectiveness increase in the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 287-292.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.11.2021
УДК 615.825
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ В ФИЗИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ С ЦЕЛЬЮ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Яна Константиновна Ясинская, преподаватель, Людмила Александровна Добрынина,
кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва
Аннотация
Рассеянный склероз (далее РС) - хроническое, постоянно прогрессирующее неврологическое заболевание. Основная проблема, с которой сталкиваются многие пациенты - снижение физической и бытовой активности на фоне прогрессирования заболевания. Целью нашей работы было изучить влияние программы физической реабилитации с использованием скандинавской ходьбы на физическое состояние пациентов с РС. Мы предположили, что использование скандинавских палок в занятиях улучшит способность пациентов к удержанию статического и динамического равновесия. Это позволит расширить количество упражнений в исходном положении стоя и увеличит преодолеваемую дистанцию во время дозированной ходьбы. Для подтверждения гипотезы был прове-