7. Shutova, T.N., Andryushchenko L.B., Orlan I.V. and Ryzhkin N.V. (2021), "Digital approach in the organization of physical culture and sports at the university", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 12-14.
8. Masi, E., Peterman J.E. and Kaminsky L.A. (2019), "The Health Benefits of a Pedometer -Based 100,000 Steps", Journal of Science in Sport and Exercise, Vol. 1, No. 2, рр. 176-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.04.2022
УДК 796.011.3
ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация
Физическая культура студентов основной и специальной медицинской группы в настоящее время требует индивидуального двигательного режима и организации занятий, способных оказать наибольший оздоровительный и воспитательный эффект. Для достижения поставленной задачи необходима правильная организация учебно-тренировочных занятий, знание современных оздоровительных технологий, интересных и востребованных среди студентов. К таким технологиям относится фитбол-гимнастика. Немаловажное значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в домашних условиях, среди которых также в приоритете выступают упражнения с фитболом. На основе многолетней практики в работе систематизированы методические принципы организации занятий фитбол-гимнастикой, способствующие эффективному использованию фитболов как на практических учебных занятиях физической культурой и спортом в вузе, так и на самостоятельных занятиях студентов, а также других возрастных групп. Обозначены проблемы, связанные с организацией фитбол-гимнастики на учебных занятиях в вузе, актуализирующие общую проблему повышения эффективности физического воспитания студентов.
Ключевые слова: фитбол-гимнастика, методические принципы организации занятий, пила-тес, учебные занятия по физической культуре и спорту в вузе, основная и специальная медицинская группа, самостоятельные занятия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p524-529
FITBALL GYMNASTICS AT PHYSICAL CULTURE AND SPORTS CLASSES AT THE UNIVERSITY FOR STUDENTS OF BASIC AND SPECIAL MEDICAL GROUP
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, docent, Pacific National
University, Khabarovsk
Abstract
Physical culture of students of basic and special medical groups currently requires the individual motor mode and organization of classes that can have the greatest health-improving and educational effect. To achieve this task it is necessary to properly organize training sessions, knowledge of modern health-improving technologies that are interesting and in demand among students. These technologies include fitball gymnastics. Students' independent physical exercises at home are also of a great importance, among which exercises with fitball are also a priority. Based on many years of practice, the work systematizes methodological principles of organizing fitball gymnastics classes, which contribute to the effective use of fitballs both in practical physical education and sports classes at the University and in independent self-study of students, as well as other age groups. The problems associated with the organization of fitball gymnastics classes at the University are identified, actualizing the general problem of the students' physical education effectiveness increase.
Keywords: fitball gymnastics, methodological principles of classes organization, Pilates, physical culture and sports classes at the University, basic and special medical group, self-study.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура студентов основной и специальной медицинской группы в настоящее время требует индивидуального двигательного режима и организации занятий, способных оказать наибольший оздоровительный и воспитательный эффект. Для достижения поставленной задачи необходима правильная организация учебно-тренировочных занятий, знание современных оздоровительных технологий, интересных и востребованных среди студентов. К таким технологиям относится фитбол-гимнастика. Немаловажное значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в домашних условиях, среди которых также в приоритете выступают упражнения с фитбо-лом.
На основе многолетней практики в работе систематизированы методические принципы организации занятий фитбол-гимнастикой, способствующие эффективному использованию фитболов как на практических учебных занятиях физической культурой и спортом в вузе, так и на самостоятельных занятиях студентов, а также других возрастных групп.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Учёт потребностно-мотивационной сферы студентов при организации учебных занятий по физической культуре и спорту является фактором повышения эффективности физического воспитания в вузе. Проведённые нами исследования показывают, что в рейтинге приоритетных видов активности на занятиях физической культурой и спортом наиболее значимы для студентов: во-первых, специализированные виды спорта; во-вторых, различные виды фитнеса для девушек, атлетическая гимнастика для юношей [3].
В этой связи нами составлен практический раздел программы по физической культуре для студенток основной и специальной медицинской группы на основе видов гимнастики оздоровительной направленности и средств лечебной физической культуры, кото -рый интегрирует элементы современных оздоровительных технологий, фитнес-программ, наиболее популярных и востребованных среди девушек, имеет коррекционную и тренировочную направленность. Программа апробирована на учебно-тренировочных занятиях в Тихоокеанском государственном университете и показала высокую эффективность.
Вначале осеннего и в конце весеннего семестров в течение месяца занятия проходят на улице, в остальное время - в специализированном спортивном зале. Также программа предусматривает возможность занятия оздоровительным плаванием в течение месяца каждого семестра.
Фитбол-гимнастика является одним из компонентов этой программы.
Занятия фитбол-гимнастикой строятся по тем же принципам, что и занятия оздоровительной и адаптивной физической культурой: в зависимости от цели и направленности занятия.
Структура занятия стандартная: 1) подготовительная (вводная) часть, в которой проводится подготовка организма к нагрузке, создается положительный эмоциональный фон; 2) основная часть - решаются тренировочно-коррекционные задачи; 3) заключительная часть - направлена на восстановление дыхания, растяжку и расслабление.
Занятия фитболом представляют собой последовательное выполнение комплекса упражнений на различные группы мышц. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность [1]:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- укрепления мышц ног и свода стопы;
- укрепления мышц спины и таза;
- укрепления мышц брюшного пресса;
- развития выносливости;
- развития ловкости и координации движений;
- развития равновесия и вестибулярного аппарата;
- увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- формирования осанки;
- развития танцевальных способностей и ритмичности;
- как средство профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов);
- для расслабления и релаксации.
Как правило, на занятии фитбол-гимнастикой решается комплекс задач.
Обозначим методические рекомендации по организации фитбол-гимнастики:
1. Зал для занятий должен быть с мягким покрытием для предотвращения травм при падении. За неимением этого необходим тренировочный коврик с нескользящей поверхностью, обеспечивающий безопасность в процессе выполнения упражнений. Важно безопасное размещение на мяче, что включает наличие удобной одежды и нескользящей обуви, отсутствие на полу и одежде занимающихся острых предметов.
2. При выполнении упражнений важно соблюдать правильное исходное положение на фитболе, предусматривающее оптимальное расположение всех звеньев тела, что способствует устойчивости и симметричности, сохранению правильной осанки.
Так, при посадке на мяче необходимо, чтобы угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был равен 90 градусам; спина выпрямлена, плечи развёрнуты, живот втянут; ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Центральная линия головы должна совпадать с осью туловища. Недопустим прогиб в спине или наклон корпуса назад. Руки фиксируют мяч ладонями сбоку.
При выполнении упражнений лёжа на животе на мяче с упором руками на полу ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов.
При выполнении упражнений лёжа на спине на мяче и лёжа на груди на мяче голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять прямую линию.
3. Начинать необходимо с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Упражнения не должны доставлять дискомфорт или причинять боль.
4. Необходимо концентрировать внимание на работающей мышечной группе, сохранять правильную технику на протяжении всего подхода. Самым важным элементом тренировки является не количество выполненных упражнений, а качество их выполнения.
5. Следует обращать внимание на правильное дыхание: делать выдох во время приложения усилия («на усилие»), а вдох - во время расслабления.
6. Необходимо чередовать упражнения на силу с упражнениями на расслабление и растягивание.
При выполнении тренировочных упражнений в большинстве случаев рекомендуется использовать суперсерию:
- вариант 1: чередование двух-трёх подходов на две различные мышечные группы: например, мышцы спины, затем брюшного пресса, затем снова спины и так 2-3 подхода;
- вариант 2: меняя исходное положение или сами упражнения, повторно нагружать те же самые мышечные группы для их более полной проработки.
При выполнении упражнений на развитие гибкости необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- амплитуда движений должна зависеть от индивидуальных возможностей занимающихся;
- необходимо постепенно увеличивать амплитуду движений;
- статические растягивающие упражнения рекомендуется выполнять без пауз отдыха, плавно переходя из одного положения в другое;
- для развития гибкости желательно выполнять упражнения ежедневно, для поддержания формы - 2-3 раза в неделю.
Занятия на фитболе (базовые упражнения) доступны и показаны всем: детям, школьникам, студентам, беременным женщинам, пенсионерам. Заниматься можно самостоятельно дома или в спортивном (специализированном) зале под руководством тренера (инструктора).
Занятия на фитболе могут проводиться ежедневно как разминка (15-20 мин) или 23 раза в неделю как комплексная тренировка. Продолжительность занятий для детей до 5 лет - 15-20 мин, 6-7 лет - 25-30 мин, в более старшем возрасте до 40-45 мин. Для школьников среднего и старшего звена, студентов вузов упражнения с фитболом могут быть включены в подготовительную, основную или заключительную части урока или всё урочное занятие по физической культуре может быть построено на основе фитбол-гимнастики.
При выполнении упражнений с фитболами на урочных занятиях преподаватель должен контролировать правильное исходное положение и технику выполнения упражнений.
Так, при исходном положении стоя, руки вперёд с мячом, руки должны быть на уровне плеч (параллельно полу). Характерной ошибкой является сгибание рук, подъём рук выше или опускание их ниже уровня плеч. При выполнении из этого исходного положения поворота с мячом в сторону руки должны оставаться на уровне плеч.
При исходном положении стоя, мяч над головой в вытянутых руках, затылок и позвоночник должны составлять прямую линию. Характерной ошибкой является сгибание рук, а также то, что мяч не находится точно над головой (смещён вперёд или назад).
Практика использования фитболов на учебных занятиях по физической культуре и спорту в университете со студентками основной и специальной медицинской группы и женщинами в группе фитнеса сотрудников университета показывает, что вначале целесообразно делать вводную часть без мячей (ходьба, бег по залу, общеразвивающие разогревающие упражнения) или фитнес-разминку на месте, а потом комплексы упражнений с мячами [4].
Если фитбол-гимнастика планируется на протяжении всего занятия, можно практиковать следующую последовательность упражнений. Вначале выполнять упражнения с фитболом из положения стоя для мышц рук, ног, туловища, на вытяжение позвоночника, на гибкость и координацию движений. Потом выполнять упражнения на основные группы мышц в положении сидя на мяче из различных исходных положений, включая повороты туловища, наклоны к ногам и пр. Потом в положении лёжа спиной на фитболе, затем из положения лёжа животом на мяче. Здесь целесообразно включать упражнения из положения упор коленями на мяче, руки на полу - выход в «планку» и пр., отжимания из упора лёжа, голень на мяче или отжимания в более лёгком варианте - на мяче бедро и низ живота занимающегося.
Потом выполнять упражнения с фитболом в партере: из положений сидя на полу, лёжа на полу на спине, лёжа на животе, лёжа на боку, стоя на коленях, в том числе стоя на одном колене, боком касаясь мяча.
Завершать выполнение всего комплекса можно в положении седа на мяче - выполнять упражнения на растяжку, упражнения для мышц шеи, вытяжения позвоночника. В
конце также можно попрыгать на мяче (вверх-вниз, влево-вправо, сделать лёгкие круговые движения тазом и пр.), дыхательные упражнения.
Безусловно, можно начинать выполнять комплекс упражнений на занятии из разных исходных положений, например, из положения сидя на мяче. Целесообразно сочетать в комплексе динамические и статические упражнения, упражнения на расслабление. Также необходимо менять комплексы упражнений, постепенно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку.
На учебных занятиях можно выполнять фитбол-гимнастику в системе в течение какого-то периода (1,5-2 месяца), а потом включать её не на каждое занятие, тем самым будет сохраняться фитбол-практика у обучающихся и при этом поддерживаться интерес к данному виду двигательной активности.
Практика организации занятий фитбол-гимнастикой со студентами основной и специальной медицинской группы показывает, что эффективно на учебных занятиях выполнять комплексы упражнений с фитболом по принципу пилатеса. Пилатес - это безопасная программа упражнений без ударной нагрузки, главное отличие которой от всех других видов - сведенная практически к нулю вероятность травм и негативных реакций.
Основные принципы пилатеса, используемые при выполнении упражнений на фитболе [2]:
1) центрирования - акцент на прямые и поперечные мышцы живота, являющиеся зоной источника энергии, каркасом прочности по пилатесу. При выполнении упражнений нижняя часть живота должна быть подтянута, сохраняется тонус внутренней поверхности ног, тонус ягодичной мышцы. Пресс находится в постоянном напряжении на протяжении всего занятия, в пилатесе он занимает центральное место. Это помогает улучшить осанку, облегчить боли в позвоночнике и устранить их причины, а также улучшить общее самочувствие;
2) вытяжения - максимально вытягивать позвоночник от копчика до макушки, вытягивая и удлиняя мышцы рук и ног. При выполнении большинства движений плечи должны быть опущены и расправлены, а лопатки мягко тянуться друг к другу и вниз к копчику. Очень важно держать голову прямо, это позволит увеличить расстояние между позвоночными дисками и соответственно гибкость и подвижность позвоночника;
3) выравнивания - выравнивать в одну линию плечи, подвздошные косточки, лопатки. Все оси должны быть симметричны и находиться в одной плоскости - плечевых суставов, тазобедренных суставов. При выполнении упражнений на мяче не должна нарушаться симметрия, не должно быть смещения в одну сторону;
4) медленного движения - делать движения в медленном темпе. В пилатесе принципиально важен спокойный темп выполнения упражнений, плавный, без пауз переход от одного движения к другому. При увеличении динамичности и энергичности выполнения некоторых движений возможно сочетание динамичного выполнения и статического отдыха в этой же позе;
5) грудного (рёберного) дыхания - необходимо дышать грудью, пресс должен постоянно оставаться в напряжении. Делая глубокий вдох через нос, почувствовать, как растягиваются плечи, выдыхая медленно через рот, сокращать мышцы пресса;
6) осознанности - контролировать свои движения, мышцы, отслеживать их работу, технически правильно выполнять упражнения.
Практика организации учебных занятий со студентами в рамках элективной физической культуры показывает, что возможно заниматься фитбол-гимнастикой вместе обучающимся, имеющим основную и специальную медицинскую группу здоровья (с учётом противопоказаний по выполнению отдельных упражнений). Для студентов специальной медицинской группы необходимо обеспечить возрастающее в своём воздействии на организм тренировочное влияние; использование недостаточных по величине и интенсивности физических нагрузок приводит к детренированности и ослаблению организма.
Несмотря на интерес студентов к данному виду двигательной активности, следует обозначить проблемы, связанные с организацией фитбол-гимнастики на учебных занятиях в вузе:
- студенты-первокурсники в основном не владеют техникой фитбол-гимнастики (на уроках физической культуры в школе они не занимались фитболом);
- за последние годы наблюдается снижение общей физической подготовленности студентов, и как следствие этого, снижение их подготовленности в выполнении комплексов упражнений с фитболами. Переход в течение 2019/20-2021/22 учебных годов частично на дистанционное обучение, обусловленное новой коронавирусной инфекцией, ещё более осложнил ситуацию с физической подготовкой студентов;
- в большинстве учебных группах занятия элективной физической культурой в рамках новых образовательных стандартов высшего образования (3+ и 3++) проходят один раз в неделю, что не позволяет в достаточной степени сформировать навыки владения мячом и улучшить физическую подготовку студентов. В этой связи акцент делается на технику выполнения упражнений и методические рекомендации студентам для самостоятельных занятий;
- при больших учебных группах не хватает фитболов на всех студентов (в последние годы сокращено поступление нового инвентаря из-за недостаточного финансирования этой статьи расходов в вузах).
Таким образом, обозначенные проблемы усиливают значимость организованных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе и секционных занятий на некоммерческой основе для компенсации дефицита двигательной активности студентов. Использование на учебных занятиях современных фитнес-технологий, отвечающих интересам обучающихся, способствует формированию у них положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Методические принципы организации занятий фитбол-гимнастикой позволят студентам и всем заинтересованным повысить уровень своей подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сайкина Е.Г. Фитбол-аэробика и классификация её упражнений / Е.Г. Сайкина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 7. - С. 43-46.
2. Щетинина С.Ю. Организация занятий физической культурой в специальной медицинской группе / С.Ю. Щетинина. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - 92 с.
3. Щетинина С.Ю. Потребностно-мотивационная сфера студентов как фактор повышения эффективности физического воспитания в вузе / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 287-292.
4. Щетинина С. Ю. Фитбол-гимнастика в практике оздоровительной и адаптивной физической культуры / С.Ю. Щетинина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 499-506.
REFERENCES
1. Saikina, E.G. (2004), "Fitball-aerobics and classification of its exercises", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 43-46.
2. Schetinina, S.Yu. (2010), Organization of physical education classes in a special medical group, Publishing House of Pacific National University, Khabarovsk, 92 p.
3. Schetinina, S.Yu. (2017), "Needs-motivational sphere of students as the factor of physical education effectiveness increase in the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 287-292.
4. Schetinina, S.Yu. (2022), "Fitball gymnastics in the practice of health-improving and adaptive physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1, pp. 499-506.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2022
УДК 796.42
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-РАНЖИРОВАННОГО МЕТОДА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 11-13 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ольга Николаевна Эшкинина, кандидат педагогических наук, мастер спорта, тренер высшей категории, Спортивная школа олимпийского резерва «Дмитров М.Б.М.», Дмитров; Ульяна Юрьевна Эшкинина, аспирант, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва; Юрий Егорович Эшкинин, мастер спорта, тренер первой категории, Спортивная школа олимпийского резерва «Дмитров М.Б.М.», Дмитров; Елена Викторовна Шустова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет, Мытищи; Сергей Сергеевич Пугачев, мастер спорта, тренер высшей категории, Клинская спортивная школа олимпийского резерва
имени М.В. Трефилова, Клин
Аннотация
Одной из наиболее важных задач многолетней спортивной подготовки на начальном этапе является общая физическая подготовка подрастающих легкоатлетов. Трудоемкость, цикличность и малая эмоциональность процесса закладки атлетического фундамента на этапе начальной подготовки юных спортсменов вызывает затруднения в работе тренера и в выполнении тренировочного плана. Целью данного исследования явилось изучение эффективности использования экспериментального индивидуально-ранжированного метода в процессе общей физической подготовки. В работе представлена технология, основанная на применении в общей физической подготовке юных легкоатлетов индивидуально-ранжированного метода, который предполагает индивидуальное выполнение классических для легкой атлетики упражнений ОФП в каждом тренировочном занятии в мезоциклах подготовительного периода. Апробация данной технологии продемонстрировала его высокую эффективность. Использование индивидуально-ранжированного метода будет уместно в практике подготовки юных спортсменов не только в легкой атлетике, но и в других видах спорта.
Ключевые слова: индивидуально-ранжированный метод, легкая атлетика, общая физическая подготовка, начальный этап подготовки, легкоатлеты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p530-536
USE OF INDIVIDUALLY-RANKED METHOD IN INCREASING THE LEVEL OF GENERAL PHYSICAL FITNESS OF 11-13 YEAR OLD ATHLETES AT THE INITIAL STAGE OF LONG-TERM SPORTS TRAINING
Olga Nikolaevna Eshkinina, the candidate of pedagogical sciences, master of sports, coach of the highest category, Sports School of Olympic Reserve "Dmitrov MBM", Dmitrov, Moscow Region; Uliana Yurievna Eshkinina, the post-graduate student, Lomonosov Moscow State University, Moscow; Yuri Egorovich Eshkinin, the master of sports, coach of the first category
of Sports School of Olympic Reserve "Dmitrov MBM", Dmitrov, Moscow Region; Elena Viktorovna Shustova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State Regional University, Mytishchi, Moscow Region; Sergey Sergeevich Pugachev, the master of sports, coach of the highest category, Trefilov Klin Sports School of Olympic Reserve, Klin, Moscow
Region
Abstract
General physical training of young athletes is an important stage of sports preparation. This is a laborious, cyclical and low-emotional process for athletes. It also caused difficulties in coaching. The purpose of this study is to analyze the effectiveness of using the experimental individually-ranked method in the process of general physical training. The article presents the technology based on the application of the individually-ranked method in the general physical training of young athletes. The method implies the in-