Научная статья на тему 'Финский опыт реализации профессионального образования'

Финский опыт реализации профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНИСТЕРСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА / ЦЕНТРЫ ОБУЧЕНИЯ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ / ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Татьяна Геннадьевна

Автор описывает особенности профессионального образования в Финляндии, где цели достигаются в сотрудничестве с экономикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финский опыт реализации профессионального образования»

ЗА РУБЕЖОМ

Автор описывает особенности профессионального образования в Финляндии, где цели достигаются в сотрудничестве с экономикой.

Новикова Татьяна Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор

АПКиППРО г. Москва

Финский опыт

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Каковы особенности профессионального образования в Финляндии?

^______________________________________________________________________________________

Ключевые слова: деятельность Министерства; образовательная политика; стратегия образования; система управления; управление качеством; подушевое финансирование; подготовка преподавателей; профессиональные училища; Центры обучения; муниципалитет; принципы подготовки; формы сотрудничества.

В мире происходят стремительные изменения, поэтому для удовлетворения постоянно меняющихся требований даже собственной сферы деятельности квалификацию приходится непрерывно повышать. Изменение предмета собственного интереса и меняющиеся жизненные ситуации могут послужить мотивом для получения дополнительной квалификации или даже совершенно новой специальности. Все эти факторы обусловили растущий спрос на непрерывное образование, с которым удалось познакомиться в Финляндии.

Финны сидят на школьной скамье долго - при получении профессиональной квалификации большинству за 20 лет. Целью является пожизненная учеба, которая предоставляет много возможностей для повышения квалификации с государственной поддержкой, и переподготовкой к новой профессии.

В Финляндии можно увидеть на практике, что в мир труда можно попасть только через образование. Образование, которое реализуется не в лозунгах, а на деле, в течение всей жизни жителей Финляндии. Задача финской образовательной системы состоит в создании информационного общества, в котором образование находится на высоком уровне, а для научных исследований и разработок отведено достаточное количество ресурсов.

Значимую роль в реализации этой линии играет Министерство образования (МО). Глобальными (ключевыми) задачами МО являются ответственность за развитие и международное сотрудничество в области политики образования, науки, культуры, физкультуры и спорта, а также работы с молодежью. Роль МО как высшей образовательной инстанции заключается в контроле всей государственной бюджетной сферы образования, подготовки законодательства и решений Государственного совета об образовании.

Органы местного самоуправления, частный сектор экономики и физические лица играют важную роль в финансировании образования, науки и культуры. Доля МО в госбюджете из года в год занимает третье место и составляет около 16%.

В сферу деятельности Министерства образования входят: образование, наука, культура, авторское право (право на музыкальные, художественные и др. произведения), физкультура и спорт, молодежь, пособия учащимся, вопросы церкви (лютеранство, православие), международное сотрудничество и вопросы, связанные с ЕС.

Задачами Министерства образования являются -разработка основных направлений и стратегии деятельности, разработка законодательной базы в сфере образования, определение рамок бюджетирования, результативно-информационное управление.

Министерство образования ведет постоянный сбор сведений о количестве людей пенсионного и предпенсионного возраста, что позволяет определять потребности рынка труда (деловой жизни) в специалистах.

Профессиональное образование имеет большую популярность у молодежи Финляндии и молодежь заинтересована в этом образовании. Достижению таких результатов способствовала проводимая политика, позволившая изменить тенденцию, при которой в 90-е годы многие отрасли (металлообработка, машиностроение, строительство и т. п.) не имели достаточного количества желающих.

Работа велась в нескольких направлениях и позволила изменить ситуацию благодаря:

1. хорошему уровню информированности;

2. подтверждению примерами, что профессиональное образование дает высокий уровень как практический (строительный, машиностроительный), так и академический;

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ЗА РУБЕЖОМ

3. на основе отдельных разработок, практик;

4. изменяемой структуре экзамена (от теории к практике), исходя из реальных потребностей промышленности (делового мира).

Система образования Финляндии представляет обязательное для всех общее девятилетнее образование, после которого на основании конкурса аттестатов учащиеся могут выбрать гимназическое или профессиональное образование. Выбор учебного заведения профессионального образования осуществляется по предпочтениям учеников (каждый из которых определяет для своего дальнейшего обучения из 5 альтернатив) с обязательным учетом конкурса аттестатов. В медицинские училища учениками сдаются дополнительные экзамены.

Во время обучения в профессиональном училище, каждый из учеников имеет право «взять» дополнительно учебные курсы (предметы) гимназического направления. Осуществляется это в самых различных формах в зависимости от конкретных условий: учащиеся могут посещать курсы (предметы) в гимназии; если учащихся набирается целая группа, то преподаватель гимназии приходит в училище, где и ведет свой курс; часто гимназия и училище находятся в одном здании, тогда реализуются наиболее удобные и простые для этого случая способы «изучения» курсов.

Ежегодно порядка 40% выпускников девятилетней школы переходит в систему профобразования. Средний возраст учеников составляет 19 лет. Во время обучения студенты получают пособие, дотацию на проживание, одноразовое горячее питание также входит в обучение, а также гарантию на работу.

Аттестат о начальной профессиональной квалификации можно получить:

1. в профтехучилище;

2. при обучении на производстве по контракту;

3. независимо от способа приобретения навыков путем сдачи показного зачета.

Одной из особенностей профессионального образования в Финляндии является возможность учащимся влиять на содержание учебной программы благодаря взаимодействию учебных заведений (гимназии и училища) и системе зачета ранее изученных предметов. Учащиеся имеют возможность выбирать и изучать предметы, преподаваемые в другом учебном заведении - другом ПТУ, городских курсах, университете или профессиональном ВУЗе.

Организаторами профессионального обучения на начало 2009 года являются: муниципалитеты - всего 18; объединения муниципалитетов - всего 46; общественные организации, фонды - всего 89; государство.

Реформа в системе законодательства в профессиональном образовании позволила государству искоренить фрагментарность старого законодательства и избежать жестких положений об учреждениях. Законодательство представляет собой двухступенчатую систему, которая касается всего образования. На высшем уровне задаются требования, которые спускаются на местный уровень, где необходимо тесное сотрудничество с деловой жизнью. Предметом регулирования на местном уровне является обучение и условия его реализации, а не образовательные учреждения. Доста-

точно жестко министерством образования регламентированы цели и содержание обучения, формы организации обучения, права и обязанности учащихся. При этом одним из важнейших принципов, претворяемых в жизнь, является принцип больше власти на местах, учет требований экономики и трудовой (деловой) жизни.

Ключевыми принципами нового законодательства о профессиональном образовании являются:

- уменьшение инертности, повышение адаптируемости системы образования;

- увеличение взаимодействия между учебными заведениями;

- нейтральное отношение к возрасту учащихся;

- укрепление основных гарантий в области образования;

- повышение качества и значимости образования;

- уменьшение административной ориентации.

Законодательство о профессиональном образовании предполагает выполнения двух уровней целей -общих и конкретных. К общим целям профессионального образования относятся:

- повышение профессиональной грамотности населения;

- совершенствование производственных отношений, отвечая их потребностям в компетенции;

- способствование занятости населения.

Цели достигаются в сотрудничестве с экономикой!!!

Конкретные цели профессионального образования:

- давать знания и умения, необходимые для получения профессиональной компетенции;

- готовить к самостоятельной профессиональной деятельности;

- поддерживать принцип обучения в течение всей жизни;

- поддерживать становление положительной, сбалансированной личности, полноправных членов общества;

- давать знания и навыки, необходимые для дальнейшего образования, хобби, многостороннего личностного развития учащихся;

- ставить акцент на взаимодействие с экономикой и производством.

Особый интерес представляет законодательство о профессиональном образовании. Для организации профессионального обучения необходимо получить лицензию на данную деятельность у Министерства образования. Условиями выдачи лицензии являются - наличие необходимости в данном виде обучения; наличие у заявителя профессиональных и экономических предпосылок для организации полноценного обучения. Запрещается организация обучения с целью получения экономической выгоды. Лицензия выдается на отрасль (например, техника и транспорт, а не на профессии). В лицензии на организацию обучения указаны: образовательная миссия; необходимые положения, в том числе (область обучения, квалификации (специальности), число учащихся, формы обучения, особая образовательная миссия). При несоблюдении требований законодательства лицензия может быть отозвана МО.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

73

ЗА РУБЕЖОМ

Организаторами базового профессионального обучения могут выступать: муниципалитеты, объединения муниципалитетов, зарегистрированные общественные организации и фонды, государственные унитарные предприятия. При этом закон нейтрален относительно формы собственности организатора. Организатор обучения в рамках выданной лицензии вправе самостоятельно решать, как организовать свою деятельность. Направление деятельности организаторов обучения осуществляется через законодательно установленные задачи и нормативы учебных планов.

Особенностью системы профессионального образования Финляндии является то, что базовые профессиональные квалификации дают всеобщее право на поступление в университеты и вузы.

Базовые профессиональные квалификации дают широкий базис знаний и навыков по всей профессии и углубленные навыки по какой-то одной специальности.

В профессиональном образовании выделено 53 базовые квалификации, 116 учебных программ.

Формы обучения в профессиональном обучении: -очная, заочная и смешанная, на производстве по контракту, предполагающая вступление в трудовые отношения с работодателем и в основном выполнение практической работы на рабочем месте, которая дополняет теоретическое обучение и гарантирует за время учебы получение учащимися заработной платы.

В чем же успех финской системы профессионального образования?

В грамотно разработанной и реализованной системе управления. Ключевым рычагом является управление результатами и качеством! Качество и значимость образования рассматриваются как одно из условий существования организатора обучения. Основным управляющим фактором является постоянное совершенствование качества работы и результатов. Понимая, что качество профессионального обучения -сложное понятие, возникал вопрос как его определить и измерить?

Формирование системы качества занимало продолжительное время, и было направлено в первую очередь на объединение сильно разрозненной сети учебных предприятий. Стратегия при этом направлена на объединение в большой крупный единый политехникум. Объединение всех ресурсов и повышение качества, выстраивалось путем создания региональных учебных центров (комплексов) до 20-60 филиалов. Так как государство лучше финансирует крупные центры. Организация построена таким образом, что учебный центр охватывает все секторы. Ключевыми задачами при этом были:

- предусматривать потребность заданных профессий;

- способствовать развитию малых и средних предприятий;

- лучший учет личных потребностей в повышении квалификации;

- учет потребностей промышленности и реакция на изменения;

- повышение качества обучения;

- тесное сотрудничество со всеми регионами.

Вся деятельность Министерства, направленная на повышение качества, принесла свои результаты.

Значимая роль в формировании стратегии образования отводится Национальному Совету по образованию. Одной из задач Национального Совета по образованию является сбор информации о том, что требуется на настоящий момент промышленности. Также одной из задач Национального Совета является разработка и утверждение квалификаций (стандартов) по профессии. Рамка стандартов наряду со знаниями и умениями, раскрывает компетенции, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки. Разработка осуществляется совместно с преподавателями и представителями деловой жизни.

Еще одной рамкой деятельности Национального Совета является разработка и утверждение диагностических процедур и инструкций для учащихся.

Учебная базовая программа в профессиональном обучении построена таким образом, что 2/3 времени отводится на профессиональные знания и навыки, а 1/3 на развитие личности.

Особенностью обучения является то, что профессиональное обучение выстраивается на основе школьного обучения. В стране приблизительно 160 профессиональных направлений (много профильных), частных и государственных учреждений очень мало, в основном все - муниципальные.

Финансирование муниципальных учреждений осуществляется 50% от государства, 50% - от муниципалитета. Финансирование осуществляется на основе подушевого принципа и качества подготовки, которое обеспечивает учебное заведение. В понятие качества включаются -% завершивших обучение% закрепленных на работе,% учащихся покинувших в процессе обучения учреждение.

Учебные заведения проводят самооценку и работают на уровень знаний. Как организована работа, чтобы достичь высоких результатов?

Каждое учебное заведение составляет систему самооценки. Внешняя оценка остается в руках управления. Внутренняя оценка, то есть оценка подготовленности специалистов подтверждается только «показательными» работами повышенного уровня. Показательная работа (специальная профессиональная квалификация) которая для высших специалистов может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней. Качество работы определяется на основе письменных работ для учащихся и на основе опыта для взрослых. Целью данной работы является доказательство имеющихся навыков.

После этого выстраивают направления самосовершенствования и проводят замер результатов, которые достигают заданного уровня.

Учебный процесс выстраивается на трех уровнях:

- национальный (государственный) уровень;

- уровень учреждения;

- уровень для каждого специалиста.

Совещательный Совет муниципалитета выбирает

директора училища. После чего образовательное уч-

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ЗА РУБЕЖОМ

реждение разрабатывает стратегию, распределяет ответственность, которая в последствии, утверждается муниципалитетом. 14% годового бюджета муниципалитета выделяется на образование.

Особая роль в Финляндии отводится взаимодействию производственного сектора с образованием. Примером может служить Концерн АВВ в Хельсинки, который выпускает двигатели, генераторы и преобразователи частоты (трансформаторы). 7 тысяч работников предприятия, 2,4 млрд. евро в год доход, в Финляндии 40 точек предприятия АВВ, 80% продукции уходит на экспорт. АВВ делает большие вклады в разработки и исследования. Одним из направлений АВВ является сотрудничество с учебными заведениями, начиная от младших школьников до училищ и вузов. Для этого выделены специалисты, которые организовывают деятельность по работе с учебными заведениями.

Формы сотрудничества:

- мастерская по физике

- лаборатории для проведения работ и исследований для базовых школ и профессиональных училищ

- информационная работа в учебных заведениях.

Руководят работой в вышеназванных подразделениях педагоги и студенты политехнического университета.

Одной из основных идей последних лет стала идея повышения заинтересованности девочек к отрасли (к физике и естественно-научным дисциплинам). Для этого проводятся специальные кампании для девочек, целью которых является доказательство, что физика - это не страшно. Школьная программа 9 класса предлагает девочкам совершенствоваться (обучаться на материале) техники, а мальчикам сферы обслуживания. Организуются экскурсии (специальные) для всех уровней школ, на которых проводятся обязательные целевые установки, связанные с обучением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также разработан специальный курс непрерывного совершенствования с 2000 года в области математики и физики. Курс включает: посещение объектов промышленности, ознакомление с утилизацией отходов и охраной окружающей среды (для гимназий).

АВВ предоставляет возможность учащимся профессиональных училищ летом работать на предприятии для дополнительного заработка. Летом работает порядка 1010 человек. Дипломные работы учащихся политехникума защищаются на материале АВВ.

Интересно выстроена работа с учащимися проходящими практику на АВВ. За работником закрепляется группа учеников, которые учатся на практике под руководством выполнять основные производственные операции. При этом закрепленный работник, не освобожден от выполнения своих основных обязанностей.

Все учебные заведения и организации различных ведомства «болеют» проблемой качества. Во всем чувствуется продуманная политика качества. Министерство образования постоянно собирает информацию по количеству полученных дипломов, количеству

учащихся закончивших школу, количеству устроенных на работу. За внутренним качеством наблюдают по количеству устроенных на престижные и не престижные места.

Один раз в 6 лет проводится аудит - оценку осуществляет Совет по высшим учебным заведениям.

Политика по качеству включает:

- успех;

- ответственность за деятельность;

- обновление.

Качество деятельности университета - это качество каждого в ежедневной работе.

Учащиеся заполняют формы, в которых проверяется способствовала ли учеба в Хаага-Хелиа их успеху.

У студентов один день посвящен качеству.

Наряду с обучением студентов в Хаага-Хелиа проводится повышение квалификации, которое тесно связано с изменениями, происходящими в реальной (деловой) жизни. На настоящий момент повышение квалификации в Финляндии не обязательно. Однако уже готовится закон об обязательном повышении квалификации.

Особый интерес представляет подготовка преподавателей для профессиональных училищ. Такая практика не может не давать высокие результаты профессиональной школы, поскольку подготовка преподавателей осуществляется из числа людей получивших высшее образование и успешно проработавших в течение 3-5 лет на производстве (производство - современное, со всеми существующими инновационными технологиями). После успешной работы на предприятии, специалист в праве пойти учится сроком на три года на преподавателя профессионального училища. В этот период он осваивает необходимые ему техники, технологии, методику и теорию работы с учащимися. После успешной защиты выпускной работы может претендовать на работу в училище.

Непрерывное образование включает в себя очень важную составляющую - профессиональное образование взрослых. Основными элементами философии профессионального образования взрослых является развитие и сотрудничество. 45 центров обучения взрослых, которые различаются по величине организации, формам и источникам финансирования. Выгоды от создания сетей:

1. для клиента - получает информацию по всей стране;

2. обширная почва для сотрудничества;

3. для сообщества - более обширная деятельность, т. к. в нее входит 45 членов.

Разрабатываются совместные модели предоставления услуг. Ежегодно рассылается отчет о деятельности по экономике и организации. Отчеты составляются на всех уровнях от федерального до муниципального. Самая высшая форма отчетности - форум директоров.

Главным принципом работы центров обучения является высокое качество. Контроль и оценка качества обучения проводится на постоянной основе. Одним из ключевых слагаемых качества работы центров обучения взрослых является разнообразие пред-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

75

ЗА РУБЕЖОМ

лагаемых ими квалификационных аттестаций. Айке собирает взнос с организаций и является координатором, который собирает материалы, обрабатывает и рассылает членам организации. Разрабатываются 3 варианта подхода к решению вопросов. Учащийся может сдать экзамен на начальную профессиональную квалификацию, среднюю профессиональную квалификацию и высшую профессиональную квалификацию. Разработанная для взрослых учащихся система показных зачетов является отличным показателем качества обучения.

Широкий спектр учебно-развивающих услуг дает возможность расширить и углубить свою профессиональную квалификацию, получить новую специальность, сдать квалификационный экзамен или выучиться на предпринимателя. Обучение осуществляется по индивидуальным учебным планам. Обучение может быть организовано на базе предприятия, включать сдачу квалификационных экзаменов, а разнообразие предлагаемых методов обучения и хорошая техническая оснащенность позволяют проводить обучение в форме проекта или через Интернет.

Центры Aike организуют обучение по заказу органов занятости, свободное обучение, по желанию любого жителя и контрактно-производственное обучение. Для подтверждения профессиональных навыков разработана система показных зачетов, необходимых для получения квалификационного свидетельства. Показные зачеты позволяют получить начальную, среднюю или высшую профессиональную квалификацию. Центры обучения Aike групп работают по законам бизнеса, как независимые частные компании, инвестируя прибыль в развитие учебного процесса и материально-технической базы, подготовку своих кадров и главное - в высокие технологии. Следующим шагом деятельности Айке являются инновации и использование информационной техники. Для обучения, не привязанного к месту и времени, разработаны технологии сетевого обучения, открытая образовательная среда и гибкие методы обучения. Соблюдение установленных критериев качества обеспечивается повышением квалификации собственных преподавателей и работников. Основным критерием качества, достигаемым через подготовку своих кадров, является адресность обучения, то есть ориентация на требования производства.

Эдду Поли представляет собой объединение муниципалитетов для решения задач профессионального образования, обучения молодежи и взрослых. И является примером объединения учебных заведений в большой крупный единый политехникум. Объединение всех ресурсов и повышение качества, выстраивалось путем создания региональных учебных центров (комплексов). Муниципалитеты являются владельцами учебных заведений. Закончив базовое образование, многие выпускники стремятся в профессиональное образование, наиболее продвинутые, стремятся объединить профессиональное образование и гимназическое, выбирая ряд предметов гимназического курса для обучения. Эдду Поли объ-

единяет несколько учебных заведений, деятельность которых направлена удовлетворение потребностей в профессиональном обучении. Учреждения объединены в сети, что позволяет при удовлетворении запросов различных потребителей услуг реализовывать гибкое расписание, тем самым, обеспечивая для ряда потребителей полный учебный курс, а для ряда прохождение отдельных модулей.

При поступлении на обучение засчитываются дипломы и аттестаты, требования к материалам, которые были пройдены, соответствуют ли они современным требованиям. Если нет, то экзаменуют в теории и на практике. В отрасли существуют четкие даты изменений произошедших на производстве, а, следовательно, и в обучении, поэтому полученные сертификаты с указанной в них датой позволяют точно определить соответствие уровня подготовки клиента современным требованиям.

Структура обучения в профессиональной школе изменилась, когда задумались о качестве образования. И тогда поняли, что главным в обучении является учащийся и самое существенное происходит на высшем уровне - между учащимися и преподавателем, остальные же должны поддерживать этот процесс. Поддерживают процесс обучения преподаватели, административные структуры, директор.

Главным вопросом является вопрос, что нужно, чтобы иметь лучшие возможности преподавания? Ключевой вопрос философии мышления. Педагогические подходы должны быть различными для молодежи и взрослых.

1.60-70% взрослых совмещают обучение с работой;

2. взрослые учатся очень целенаправленно;

3. необходимо учитывать, что у взрослых есть семья.

Обучение взрослых проводится на фирме и при этом учитываются все три фактора.

Структура управления муниципалитетом. Муниципальный Совет собирается 2 раза в год. Подушевое финансирование учреждений образования идет из муниципалитета. Министерство выделяет деньги муниципалитету. Совет выделяет деньги учреждению, а как их расходует учреждение, никто не инспектирует. При этом осуществляется внутреннее инспектирование, аудиторы дают присягу, и государство им полностью доверяет. Владельцы (муниципалитет) дают направление деятельности для учреждения образования, но в ежедневную работу не вмешиваются. Владельцы задумываются над тем, что нужно сделать лучше, чтобы удержать высокий уровень обучения. Информация об изменениях и потребностях берется из окружающей жизни и для этого нужны представители.

Инициатива об изменении профессиональных направлений (профессиях и специальностях) исходит от учреждений НПО. С инициативой они обращаются в Национальный Совет по образованию и входят в состав группы разработчиков. Заручаются поддержкой союза работодателей, а затем и профсоюзов. На продвижение инициативы по открытию новых направлений и упразднению

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ЗА РУБЕЖОМ

невостребованных временем уходит до полугода. Сертификация прошедших обучение осуществляется экзаменационной комиссией. Комиссия состоит из представителей: преподавателей, рабочих, мастеров. Базовые показательные работы сдаются в училище. Практические работы - на предприятии.

Концепция Эдду Поли: Мы создаем нашим клиентам предпосылки для успеха.

Управление современным образованием выстраивается с учетом 4-х факторов:

1. Клиенты, которые в деловой жизни

2. Кадры

3. Партнерство

4. Будущее

Все они работают на благосостоятельность учебного заведения, хорошее будущее.

Оценка качества складывается из оценок:

1. клиентов - насколько они довольны обучением (оценка должна быть 3,5 и выше)

2. Системы качества EFROM (около 400 кредитов). Если за первый год аудита учреждение набирает 200 кредитов - это хорошо. Учебные заведения должны реагировать быстро и эффективно.

3. Системы оценки успеха и удовлетворенности учащихся.

Педагогические аспекты должны быть на высоком уровне, чтобы обеспечивать успех и удовлетворенность учащихся. Удовлетворенность кадров обеспечивается 60% от выделенных средств идет на зарплату и нужды персонала. Осуществляется постоянный, непрерывный контакт с деловой жизнью. Регулярно преподаватели отправляются в деловую жизнь, то есть на предприятия и в организации. Процесс обучения обеспечивается ресурсами, для выполнения основной функции - обучения. Вся работа выстраивается с прицелом в 10 лет. Какие профессии будут востребованы, а какие уйдут. Стратегическое планирование, грамотно выстроенный менеджмент и стремление к высокому качеству, позволяет достигать высоких результатов в области подготовки профессиональных кадров.

Учитывая, что проект «В мир профессий через образование» предполагает запуск многопрофильных ресурсных центров, то все направления представленные в процессе стажировки имеют непосредственное отношение к проекту.

Во-первых, целесообразно обратить внимание на построение деятельности профессиональных центров, которые имеют четкую уверенность в необходимости данного вида обучения (и соответственно профессий) в деловой жизни, наличный состав кадров и ресурсов позволяют организовать качественный процесс и учреждения очень четко определяют свою

образовательную миссию и ее реализуют в своей деятельности.

Во-вторых, не стоит оставлять без внимания объединение ресурсов, направленное на общее благо -удовлетворение профессиональных потребностей обучающихся и потребностей мира труда посредством гибкого, индивидуального построения учебного процесса с включением в реальную практику, что, возможно апробировать в разрабатываемых и реализуемых в России проектах.

В-третьих, система работы с молодыми людьми, направленная на привлечение их в мир труда и пропагандирующая естественные и технические направления, как ключевые для развития экономики - этот подход также реально можно реализовать в рамках ресурсных центров (учебные лаборатории для школьников).

В-четвертых, система работы с клиентами по определению их предпочтений и включению в мир труда, более продвинутая и построенная на других основаниях работа по ориентации и нахождению себя в мире профессий.

В-пятых, что вызывает особое восхищение, отработанная система качества во всем, начиная с индивидуального места каждого ученика и работника и заканчивая качеством работы руководителя самого высокого уровня.

В-шестых, способы работы с реальными работодателями как в организации процесса обучения и производственной практики, так и в разработке и инициировании создания профессиональных стандартов по новым профессиям.

И в заключении нельзя не сказать про производственные мастерские, их оснащенность, организацию труда и продуманность во всех составляющих, которые в первую очередь создают условия для высокого качества.

Ознакомление с системой профобразования в Финляндии показывает, что каждый житель страны очень четко понимает, что в мире труда можно попасть только через образование и достигать результатов и продвижения по профессиональной (карьерной)лестнице можно тоже только через образование.

Литература

1. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Концепция профессиональной подготовки педагогических кадров к реализации деятельностного метода обучения.//Инновационные проекты и программы в образовании -2009.-№ 1.

2. Кайса Хууско, Корепанова А. А. Образование в Финлян-дии//Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2010. - № 5.

3. Болотов В., Ковалёва Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников//Инновацион-ные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.