Научная статья на тему 'Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей'

Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2654
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Динер Александр Артурович, Стурова Ирина Сергеевна

В работе приводится зарубежный опыт дополнительного образования взрослых и пожилых людей, анализируется мировые тенденции и значение обучения взрослых на современном этапе. Описаны главные принципы государственной политики разных стран в данном образовательном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор зарубежного опыта в сфере дополнительного профессионального образования взрослых и пожилых людей»

УДК 378(091)

Александр Артурович Динер

(кандидат юридических наук, доцент, директор Института дополнительного профессионального образования Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

Ирина Сергеевна Стурова (специалист по учебно-методической работе 1 категории Института дополнительного профессионального образования Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Ключевые слова: образование для взрослых, дополнительное профессиональное образование, система профессиональной подготовки и повышения квалификации, формальное и неформальное образование, университеты третьего возраста.

В последние годы крупные университеты, правительственные и неправительственные организации во всем мире активно участвуют в обсуждении вопросов реализации принципов образования на протяжении всей жизни. Большое значение этим вопросам придается в связи с прогнозируемым увеличением численности населения Земли к 2050 г. (до 9,7 млрд человек) [1], ожидаемая продолжительность жизни может приблизиться к отметке 100 лет.

Знание становится самым важным активом, который подвержен постоянным изменениям. Образование для взрослых в настоящее время играет очень важную роль в системе обучения во многих странах. Необходимость учиться на протяжении всей жизни больше, чем просто экономическая необходимость, поэтому существует мнение, что образование взрослых самоценно. Взрослый человек в процессе обучения меняет свое видение мира, расширяет горизонты в зависимости от условий, диктуемых современностью, В понятие «взрослый человек» включается:

- биологическое состояние (после полового созревания);

- дееспособность и правоспособность;

- психологическое состояние;

- форма поведения;

- набор социальных ролей.

В основе теории западноевропейского дополнительного профессионального образования лежат следующие концепции: «обучение в течение всей жизни» - «lifelong learning», непрерывное образование, «образование взрослых»

- «adult education», «продолженное образование» - «continuing education», возобновляемое образование - «recurrent education», которое включает в себя девять принципов образовательных систем в будущем: адаптивность, контекстность, разнообразие, эффективность, равенство, участие, персонализация, качество, единство. «Продолженное профессиональное образование» - «continuing professional education» - подразумевает повышение квалификации специалистов по своей основной профессии. На практике западноевропейское дополнительное профессиональное образование характеризуется выражением диверсификации в их терминологии, гибкая смесь форм и видов образования определяется квалификацией к требованиям рынка труда [2].

В соответствии с установившейся практикой в международном образовательном сообществе образование взрослых подразделяется на формальное образование, признанный диплом или сертификат; неформальное образование, как правило, не сопровождается выпускным документом и происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также при частных занятиях с преподавателем или тренером; неофициальное (спонтанное) образование

- индивидуальное когнитивная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь и не обязательно имеет целенаправленный характер.

Таким образом, если мы рассмотрим термины, используемые в разных странах для

обозначения образования взрослых, то увидим общий подход, который находит отражение в различных международных документах.

Определение понятия «образование взрослых» давалось многими авторитетными организациями. На Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры, состоявшейся в Найроби в 1976 г., образование взрослых трактовалось как комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе - всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии [3].

Гамбургская конференция (СООТЮТЕА V, Германия, 1997) проходила под общим лозунгом «Образование взрослых как право, средство, радость и общая ответственность», где «образование для всех» было провозглашено «ключом в XXI в.», а одним из направлений выделено «Образование взрослых и стареющего населения» [4].

Обучение в течение жизни переосмысливалось в «Гамбургской декларации об обучении взрослых» (1997) в ракурсе непрерывного образования, формального и неформального образования взрослых [5].

Традиционный университетский сектор Великобритании сегодня предлагает гораздо больше возможностей для взрослых. По данным Национального института образования взрослых, увеличение числа студентов высших учебных заведений в Великобритании в 1990 г. произошло из-за взрослых, большинство из которых прошли обучение на рабочем месте. Число взрослых, обучающихся в секторе высшего образования, выросло в три раза быстрее, чем число студентов, получающих базовое образование. Увеличение числа взрослых, желающих продолжить свое образование, отвечает главной цели, поставленной прави-

тельством страны: «повысить международную конкурентоспособность Великобритании, повышая стандарты и уровень знаний в области образования и профессиональной подготовки до мирового уровня» [6].

Особое место в будущем образования взрослых в Великобритании занимает обучение людей пенсионного возраста, которое является одним из наиболее динамично развивающихся областей в области образования взрослых в последние десятилетия. Эту тенденцию эксперты объясняют ежегодным увеличением числа пожилых людей. Если, например, в 1991 г. в Великобритании было 2,4 млн пожилых людей, то в 2016 г. эта цифра выросла до 10 млн человек.

В системе продолженного образования во Франции важное место занимает Национальная ассоциация профессионального образования взрослых - AFPA. Ее главная цель - регулирование рынка труда, борьба с безработицей, обучение персонала, помощь специалистам в адаптации к изменяющимся требованиям производства. В состав Ассоциации входят 130 учебных центров, из которых 7 участвуют в учебно-исследовательской деятельности, составлении учебных программ. Работают 23 психологических центра, осуществляющие профессиональный отбор слушателей. Французское законодательство поддерживает разработку и распространение непрерывного профессионального образования взрослых в стране. Рабочие в государственном и частном секторах имеют доступ к той или иной образовательной программе, в рамках плана корпоративного обучения или во время индивидуальных оплачиваемых учебных отпусков. Закон обязывает работодателей вносить свой вклад в развитие возобновляемых источников образования. В то же время работники имеют право на оплачиваемый учебный отпуск не только для завершения учебных курсов, направленных на повышение квалификации, но и на образовательные программы культурной ориентации. Во Франции обычной формой непрерывного образования для специалистов является обучение в учреждениях (от нескольких дней до 3-5 недель) с получением подтверждающего квалификацию документа.

Вследствие того, что дополнительное образование взрослых является обширной областью в общей системе образования Германии,

андрагоги различают общее, профессиональное, научное, культурное и политическое образование для взрослых. Оно основано на знаниях, навыках и опыте, приобретенных в школе, при получении своего первого образования, при прохождении производственной практики, а также знаниях, исходящих из личного опыта. Дальнейшее образование характеризуется как продолжение или возобновление обучения после первого образования и, как правило, после начала работы [7]. Вместе с организованными формами обучения, такими как учебные курсы, семинары, дистанционное обучение, приобретает значение неформальное обучение, например, обучение на рабочем месте и в свое свободное время. Имеющиеся почти у каждого взрослого и широко используемые функции компьютеров, телевидения и телекоммуникаций дают новые импульсы для дальнейшего развития неформальных форм обучения. Поставщики дополнительного обучения взрослых в Германии, т.е. организации, которые предоставляют дополнительные образовательные услуги, постоянно развиваются, чтобы адаптироваться к изменяющимся темпам жизни. Европейские эксперты высоко оценили систему дополнительного образования взрослых в стране, в том числе и ее провайдеров как высокоорганизованных, продуктивных и успешных [8]. Структура учебных заведений взрослых в Германии чрезвычайно разнообразна. Более двух тысяч учреждений, среди которых насчитывается около 1000 народных институтов, финансируются государством (Союзом и землями). Примерно такое же количество учреждений непрерывного образования для взрослых - в компаниях, на фабриках, в сфере торговли, на промышленных предприятиях, в церквях. Есть также многочисленные коммерческие учреждения. Только в крупных городах, таких как Гамбург, Берлин, Лейпциг, Франкфурт и Мюнхен, насчитывается от 300 до 600 подобных заведений.

В соответствии с законом об общих принципах организации высшей школы в каждом вузе должны проводиться программы дополнительного образования. 30 высших и профессиональных учебных заведений имеют свои собственные центры с различными структурами, целями и содержанием предмета. Характерной современной тенденцией является сотрудничество с предприятиями и другими

учреждениями высшего образования. Многие университеты предлагают курсы в сотрудничестве с учебными заведениями, профсоюзами и промышленными предприятиями. Деятельность профсоюзных учреждений основана на традиции повышения уровня квалификации работников.

В Финляндии более 60 лет существуют народные университеты, которые открыты для всех желающих. Как университеты, так и колледжи, участвующие в стандартном образовании и образовании взрослых, обеспечивают обучение для желающих любого возраста, в том числе для пожилых людей.

Образование для взрослых осуществляется благодаря вузам, государственным и частным учреждениям, профессионально-техническим образовательным центрам и летним университетам. Эти учебные заведения обеспечивают образование взрослых и обучение около 1 млн студентов каждый год, что составляет около 10 млн аудиторных часов. Таким образом, шанс получить самое лучшее образование имеет каждый.

Одним из лучших учебных заведений Финляндии является университет Аалто (Aalto University), который собрал в своем преподавательском коллективе лучших ученых страны. В этом учреждении, как и в других вузах Финляндии, можно пройти дополнительное профессиональное обучение, записавшись на специализированные курсы по различным дисциплинам. Старейшим университетом считается университет в Хельсинки, в котором учится примерно 40 тыс. студентов. В Финляндии университет считается самым разнообразным и широко признанным академическим поставщиком профессионального непрерывного образования. Наиболее востребованы программы в сфере культуры и искусства. Курсы обеспечивают специалистам, получающим дополнительное образование, возможность обучения в творческой среде. Другой университет - Университет прикладных наук Метрополия в Хельсинки - предлагает универсальные возможности для непрерывного обучения, поддержания и развития профессиональных навыков в соответствии с требованиями трудовой жизни в области технологии, здравоохранения, социальных услуг, бизнес-администрирования и культуры.

Также достойны упоминания и открытые университеты. Они, как следует из их названия, принимают на учебу всех желающих, независимо от гражданства. В этой связи интерес представляет форум «Финские технологии в системе образования взрослых» (место проведения - финское консульство в Санкт-Петербурге, 13 марта 2014 г.). Особый интерес представляет сетевое объединение университетов, позволяющее обеспечить практически любой индивидуальный образовательный маршрут по запросу заказчика образования. Вузы исследовательского, прикладного и педагогического направления, объединившись, дают возможность человеку освоить новейшие технологии обучения и практической деятельности. Интересной и продуктивной представляется технология «Обучение через развитие», представленная центром LAUREA.

Непрерывное обучение является важным принципом норвежской политики в области образования. Термин «обучение на протяжении всей жизни» означает установку, с помощью которой обучение - в различных формах и в различных областях - происходит на всех этапах жизни, от рождения до смерти.

В 1976 г. Норвегия стала первой страной в мире, принявшей закон об образовании для взрослых. Учебные программы для взрослых предлагаются как в системе формального образования, так и рядом общественных организаций.

Новый закон о неформальном обучении взрослых был введен в силу в 2010 г. для регулирования организованной учебной деятельности за пределами формального сектора. Кроме того, есть отдельный закон о народных вузах. Министерство образования и науки несет ответственность за все уровни формального образования в Норвегии - от детского до пожилого возраста. Содержание образования взрослых, а также начального и среднего в целом регулируется Норвежским директоратом по образованию и подготовке кадров. Норвежская ассоциация образования взрослых включает в свой состав 15 ассоциаций с сетью 475 членов по всей стране.

В Дании с численностью населения 5,6 млн человек - один из самых высоких уровней жизни в мире. Получить образование можно в двух типах школ - муниципальных и незави-

симых (свободных). Независимые школы не контролируются государством и не подвержены инспектированию. К независимым школам относятся школы для взрослых Хайсколе.

Для взрослых на базе муниципальных школ формируются специальные центры образования, которых обычно несколько в каждой коммуне.

Формальное образование они могут получить в окружных центрах образования для взрослых. Учиться могут не только граждане Дании, но также иностранцы. В таких центрах существует консультационный пункт, где каждому новичку помогают выбрать нужную программу, соответствующую его уровню образования. Если у вновь пришедшего нет сертификата об окончании общеобразовательной школы, то ему придется изучить соответствующие предметы и сдать экзамены. Взрослые, кроме того, могут посещать курсы и поступать затем в специализированные учебные заведения.

Еще одним сектором послешкольного образования является открытое образование, учреждения которого принимают взрослых и работающих людей, желающих поменять профессию или повысить квалификацию. Этот тип обучения является платным и строится на изучении отдельных предметов или дисциплин. Результаты экзаменов в открытом секторе образования должны иметь ту же силу, что и результаты программ высших учебных заведений. Обучение работающих осуществляется в центрах образования рабочих, а также технических и торговых школах. Программы для профессионального обучения служат следующим целям:

- внести свой вклад в поддержание и совершенствование профессиональных навыков и компетенций специалистов в соответствии с потребностями рынка труда;

- участвовать в решении реструктуризации рынка труда и проблемы адаптации в соответствии с его потребностями в короткой и долгосрочной перспективе;

- дать взрослым возможность повышения компетенций для личного самосовершенствования;

- удовлетворить потребности в переобучении для эмигрантов и беженцев.

Народные высшие школы, домоводства, рукоделия и дополнительного образования

субсидируются правительством, которое не вмешивается ни в содержание, ни в форму обучения. За исключением других учебных заведений, все эти школы - для взрослых. «Обучение длиною в жизнь» - так называют программу образования взрослых в Дании, при которой существует возможность изменить статус аттестата в ходе жизни и получить высшее и специальное образование независимо от того, какие отметки были получены на выпускных экзаменах в школе. Провайдерами образования взрослых являются: центры образования для них; языковые центры; частные учреждения; техникумы, бизнес-школы, сельскохозяйственные школы и основные школы социальных и медицинских услуг, центры по высшему образованию и университеты [9].

Среди европейских стран особое место в развитии непрерывного профессионального образования принадлежит Швеции, где разработана и внедрена собственная модель ДПО, основанная на концепции непрерывности образования, его опережающем характере и тесном сотрудничестве с работодателями, государственной финансовой поддержки и адаптации системы ДПО потребностям рынка труда. Шведские программы конкурентоспособны за счет своей практической направленности, сочетания практических занятий и теоретических исследований, гибкой системы современного образования в быстро меняющихся условиях рынка труда. Координирует развитие системы ДПО Шведское национальное агентство по дополнительному профессиональному образованию. Развитие и популярность системы ДПО в Швеции обусловлены несколькими факторами, среди которых наиболее значимы:

- сочетание теоретических знаний и обучения на рабочем месте;

- возможность быстрого освоения новой профессии в случае смены деятельности;

- увеличение числа развивающихся передовых отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей промышленности, что требует оперативной подготовки;

- гибкость системы профессионально-технического образования в быстро меняющихся условиях рынка труда.

Уже более ста лет неформальное образование взрослых играет важную роль в создании шведского общества. Система образования

взрослых была создана в 1968 г. Целью базового формального образования для взрослых была помощь им в получении знаний и навыков, необходимых для участия в жизни общества и трудовой деятельности, а также их подготовка для дальнейшего обучения. Образование для взрослых представляет собой важную часть общей инфраструктуры образования.

С 1997 г. в Швеции реализуются программы взрослого образования на сумму 15-20 млрд шведских крон.

Инициативы в области образования взрослых направлены на обеспечение платформы для продолжающейся реформы данной сферы. Параллельно с этим на парламентскую комиссию (Комиссия по инициативе образования взрослых) была возложена задача мониторинга программ и представление предложений по реформированию образования взрослых. Муниципальное образование для взрослых (Komvux), образование взрослых для лиц с функциональными нарушениями (Sarvux) и шведское обучение для иммигрантов (СФИ) вместе составляют систему государственного образования для взрослых.

Дополнительное образование выполняет важную функцию, предоставляя специальную профессиональную подготовку, например, в области искусства и творчества.

Развитие систем дополнительного образования в США стало одной из его приоритетных задач. Закон США «Workforce Investment Act / Adult Education and Literacy» в ст. 201-251 обозначил приоритеты политики государства в развитии системы образования для взрослых [10]. Специалист, претендующий на сохранение заработной платы в следующем финансовом году, должен в своем самоотчете (Self-evaluation) показать, что он находится в процессе непрерывного образования. Если он не посещал курсы повышения квалификации, то можно написать статью, сделать презентацию или доклад, принять участие в реализации какого-либо проекта. Таким образом, показателем непрерывного образования считается профессиональное развитие (Professional development). Непрерывное повышение квалификации в США стимулируется систематическими аттестациями специалистов. Мотивами для получения дополнительного образования являются: непрерывные экономические изменения, стремительное

наступление информационных технологий, возросшая необходимость в получении новой квалификации, повышенная потребность в приобретении новых навыков, желание улучшить свое положение на меняющемся рынке труда. Многие также хотят расширить свои знания и узнать что-то привлекательное, например, изготовление печатных книг, танцы или фотография. Второй причиной можно назвать влияние глобализации на занятость в стране. Миллионы американцев теряют рабочие места в результате перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта. Третья причина - продолжающийся рост доходов населения США, увеличение у граждан свободного времени и постоянного увеличения числа американцев среднего возраста. Четвертой причиной необходимости дальнейшего образования для взрослых является огромный приток иммигрантов в Соединенные Штаты, которым необходимо выучить язык и адаптироваться к новым условиям жизни.

Свободные университеты создаются для обучения работающих взрослых. Государственные курсы обеспечивают разные виды обучения, в зависимости от потребностей студентов. Занятия проходят в неформальной обстановке в библиотеках, общественных центрах, частных домах. Руководство Свободного университета осуществляется традиционными университетами, такими как Национальный университет США.

Непрерывное образование взрослых в США основано на принципе неформальности и характеризуется высокой степенью гибкости для удовлетворения разнообразных потребностей в обучении. Институты пожизненного обучения (LLI's) работают на базе колледжей и университетов, привлекают своих преподавателей для работы по соответствующим образовательным программам. Службы и информационные системы для пожилых людей (OASIS) предлагают программы по искусству и гуманитарным наукам, поддержке здоровья, деятельности в качестве волонтеров. На базе местных сообществ действует и сеть центров Шепарда. Клубы для старшего поколения (Senior centers) также предлагают широкий ряд образовательных программ. Многие из этих программ создавались на местном уровне с помощью национальных сетей или под сенью

различных принимающих организаций (host organizations), таких как центры Шепарда, а не возникли в результате принятия специального государственного законодательства. Фактически многие программы являются личной инициативой руководителей тех организаций, которые осознали необходимость образования пожилых людей. Так, Сесил колледж в округе Мэриленд предлагает обучение по следующим программам: изобразительное искусство, компьютерная грамотность, финансовая грамотность, история и гуманитарные науки, языки, фитнес.

В США и Канаде существует еще одна форма обучения - «обучение на базе опыта». Эту модель характеризует тесная связь образования с практической профессиональной деятельностью обучающихся. Обучение по этим программам происходит непосредственно на рабочих местах. Следует отметить, что в модели «обучения на базе опыта» акценты смещены с подготовки на учебную деятельность самих слушателей. Существуют и другие разновидности кооперированного обучения, обеспечивающие связь ДПО с практической деятельностью в промышленности. Например, инженерная мастерская университета Макгилл (Канада), в которой студенты старших курсов совместно с преподавателями занимаются разработкой проектов, использующихся затем в различных областях промышленности. На роль преподавателей часто приглашаются ведущие специалисты предприятий. В этом случае выигрывают обе стороны: студенты получают навыки практической деятельности в будущей профессии, а работники фирм пополняют свои теоретические знания и таким образом повышают квалификацию. Несколько университетов в Канаде имеют академические программы по обучению андрагогов [11].

Образование в Израиле - хорошо отлаженная система, которая может принести пользу как гражданам и иммигрантам, так и иностранцам. Особое внимание уделяется образованию взрослых. Министерство образования Израиля имеет специальный отдел для этой цели, приоритетами которого являются: обеспечение образовательных потребностей иммигрантов в изучении языка и культуры; гарантирование равных прав для женщин в области образования; вовлечение в систему образования людей

пенсионного возраста, которые имеют большой опыт работы, а также нееврейских граждан Израиля; содействие в получении дополнительной профессиональной подготовки для заключенных, наркоманов, инвалидов, больных и лиц с психическими расстройствами с целью уменьшения границы между различными секторами общества. Существует широкий спектр образовательных программ для взрослых, которые повышают уровень образования и квалификации. В Законе «Об образовании взрослых», представленном в Кнессет в 2000 г., было определено, что «важнейший приоритет есть право человека на образование в течение всей его жизни, основывающееся на положении, что обучение позволяет раскрыться и усовершенствоваться личности человека» [12]. Министерство образования Израиля издает учебные материалы для программ образования взрослых, а также еженедельную газету на облегченном иврите «Шаар ле-Матхиль» («Врата для начинающих»). Муниципальные власти, профсоюзы, культурные и спортивные клубы, государственные и частные учебные заведения проводят курсы для завершения среднего образования, а также профессиональные, образовательные курсы и семинары. Вооруженные силы также имеют систему подготовки и завершения образования для солдат.

Народные университеты являются институтами повышения уровня образования, они предназначены для образования взрослых в свободное время без выдачи документов об окончании курса обучения. Эти учреждения организуют огромное разнообразие курсов, кружков и художественных студий, являются городскими и региональными центрами образования взрослых и осуществляют свою деятельность от имени местных властей, культурных центров, колледжей.

В настоящее время понятие дополнительного образования взрослых обрело новый социальный контекст: не только массовое непрерывное образование стало социально необходимым, но возросли общие социальные требования к масштабам и качеству образования, удовлетворению которых прежде всего должно служить дополнительное образование.

В Польше наибольшее распространение приобрели университеты третьего возраста. Первым центром постдипломного образова-

ния стал центр, организованный профессором Халиной Шварц. В 1975 г. начал свою работу Варшавский университет третьего возраста. Сегодня в Польше действует 22 университета третьего возраста, а в последние годы отмечена тенденция к созданию федерации польских университетов третьего возраста.

Можно выделить несколько образовательных целей, реализующихся в польских учебных заведениях:

- предупреждение старости;

- желание увеличить и углубить знания;

- подготовка к пенсии;

- участие в общественной деятельности.

Японское правительство обеспокоилось

перестройкой системы образования в направлении расширения возможностей для старшего поколения раньше всех остальных стран. В 1949 г. в результате принятия Закона «Образование для взрослых» по всей стране на основе местных сообществ были созданы неформальные образовательные центры - социальные клубы «Комин-кан». Для реализации данного закона (поправки в него вносились в 1959, 1999 и 2001 гг.) муниципалитеты частично были обеспечены правительственными субсидиями. Эти общественные клубы имели разнообразные обучающие программы задолго до того, как Поль Ленгран предложил сам термин «lifelong learning». «Komin-kan» является для японцев одним из самых важных неформальных образовательных учреждений, наряду с музеями и библиотеками. По данным Министерства образования, в 2002 г. в стране насчитывалось почти 19 тыс. [13] «Komin-kan». Наиболее важную роль они играют в сельской местности, где управляются энтузиастами без вмешательства правительства. Деятельность этих центров ограничивается минимумом руководства, они могут свободно организовывать практически любой тип обучения для взрослых и детей, живущих в данной местности (конечно, под руководством городского совета). Занятия обычно проводятся специалистами, которые обладают теми или иными ремеслами, навыками, в том числе в народных танцах и музыке. Социальное воспитание на протяжении всей жизни - это компонент обучения. Он рассматривается как средство сохранения и популяризации японских культурных практик, которые ослаблены за счет модернизации. По мере старения насе-

ления роль «Komin-kan» в качестве места социального общения, вероятно, будет только возрастать. Специалисты авторитетных в Японии профессий - врачи, воспитатели, стоматологи, бухгалтеры, юристы, учителя, инженеры - вынуждены постоянно повышать квалификацию.

Для основной массы специалистов дополнительное образование в университетах на протяжении жизни недоступно из-за его высокой стоимости и нехватки свободного времени. Необходимость и желание продолжать обучение побудила профессионалов обратиться к созданию специальных профессиональных клубов с целью продолжения образования за относительно небольшие деньги. Эта - неформальная форма обучения проходит в темпе, который определяют сами участники, без инструкторов. Министерство образования работает над расширением разнообразия системы обучения. Попытки расширить доступ к формальному высшему образованию включают совершенствование процедуры отбора взрослых претендентов, увеличение количества предложений относительно вечерних курсов, специальные системы регистрации. Министерство образования признает, что «общество пожизненного обучения» является прямой противоположностью существующему в Японии «обществу, ориентированному на диплом». В настоящее время японское правительство спонсирует ряд программ, которые нацелены на поддержку образования среди пожилых людей (от 65 лет). Тремя крупнейшими программами являются: Senior Citizens' Colleges, посвященная здоровью и восстановлению сил; The Silver Audit System, позволяющая пожилым прослушивать учебные курсы в местных колледжах; The Senior Citizens' Continuing Education Program, которая включает учебные курсы, преподаваемые в образовательных центрах «Komin-kan». Именно в рамках последней программы содержатся курсы по актуальным вопросам жизни японского общества, хобби и традиционному искусству, организации деятельности местных сообществ и социальным навыкам. Другие образовательные возможности, в том числе для людей старшего возраста, предлагают ELNET (Educators' Learning Network Open College) и Университет воздуха (UAJ). ELNET использует спутниковую связь для трансляции лекций из университетов и других высших учебных

заведений страны в специальные помещения общественного характера. Университет воздуха является четырехгодичным университетом, который транслирует все свои учебные курсы по телевидению, радио и другим средствам массовой информации. Университет предлагает возможность получения образования для тех, кто, возможно, прервал свое обучение или никогда не имел возможности учиться после школы (целевая аудитория - рабочий класс, женщины и пожилые). Такие слушатели получают доступ к университетской системе без сдачи вступительных экзаменов, могут усваивать знания в собственном темпе. Университет воздуха также является альтернативным вариантом для тех, кто имеет ограниченный доход.

Многие австралийские ученые считают жизненный опыт учащихся главным фактором, содействующим обучению. Они отмечают, что опыт может охватывать события в жизни учащегося, произошедшие ранее, а также те, которые проистекают в процессе учебной деятельности, направляемой фасилитаторами. Ключевым элементом эмпирического обучения является анализ учащимися получаемого опыта, его обдумывание, оценивание и реконструирование. Человек анализирует свой опыт, индивидуально и/или коллективно. Результат анализа представляет собой список из прошлого опыта, новых знаний и связи с предыдущим опытом [14]. Эмпирическое обучение в Австралии широко используется в различных контекстах образования для взрослых. Рефлексирование является мощным инструментом для оценки своих собственных профессиональных позиций и признание эффективности их практики. Эмпирическое обучение используется в ДПО при обучении на рабочем месте, в сообществе, в больницах, при проведении научных исследований и др. Его идеи используются в организации ролевых игр, активного обучения в классе, компьютерной обучающей симуляции, обучения с применением видео и групповых дискуссий, написания автобиографических произведений в самонаправленных учебных программах [15].

Следует отметить особенности организации образования в развивающихся странах. Так, в Эфиопии основой стратегии образования взрослых является обучение элементарной грамотности бедных, социально незащищен-

ных слоев населения. Образование взрослых понимается как процесс получения общего образования, а также передачи технических или профессиональных знаний, навыков, ценностей и установок для людей, не обучавшихся в детстве. Многие ученые считают, что грамотность имеет большое значение для развития человеческого потенциала, она является основой для достижения социально-экономического развития и институтов демократии. Так, Уганда и Кения являются сельскохозяйственными странами, поэтому, наряду с основами грамоты, взрослых людей обучают навыкам повседневной жизни. Обучение чтению, счету и письму является главной целью для посещения занятий. Некоторые из них, особенно в Уганде и Кении, видят в программах обучения грамоте возможность изучать другой язык (английский).

В 1956 г. в Индии было создано управление по образованию взрослых, основными задачами которого являлось обеспечение академической и технической поддержки ресурсов для национальной миссии по распространению грамотности. Основной стратегией на ближайшее время является: стимулирование образовательных учреждений к разработке активных программ с целью дальнейшего развития женщин, ликвидация женской неграмотности, устранение препятствий к начальному образованию и проведение политики по ликвидации гендерных стереотипов в обучении и получении профессии.

В результате анализа систем дополнительного образования взрослых разных стран мы приходим к выводу, что значительное увеличение доли взрослого населения, участвующего в различных формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает важность усилий по развитию данной отрасли государствами, международными и национальными, неправительственными организациями. В контексте старения населения в развитых странах повышенное внимание направлено на потребности

и возможности образовательной деятельности для пожилых людей, что привело к развитию новых направлений образования - университетов третьего возраста, которые обучают пенсионеров и дают им возможность дальнейшей познавательной деятельности и передачи знаний и опыта других. Все это свидетельствует о расширении границ трудоспособного населения, охваченного образовательной деятельностью. Образование для взрослых является ключевым компонентом комплексной и всеобъемлющей системы обучения на протяжении всей жизни. Проявляется общая тенденция увеличения участия взрослых в различных формах подготовки и переподготовки.

Стабильной тенденцией в образовательной стратегии современного общества стало сотрудничество промышленных компаний и университетов в реализации дополнительных образовательных программ [16]. В мире накоплен значительный положительный опыт в области теории и практики образования взрослых в качестве дополнительной подсистемы непрерывного образования. Различные формы обучения взрослых на протяжении всей жизни позволяют им не только лучше удовлетворять свои потребности, но и стать свободным творцом своей жизни, реализовать себя. Таким образом, дополнительное образование взрослых является уникальным шагом в дальнейшем обучении, которое удовлетворяет потребности граждан в знаниях и навыках, необходимых для профессионального роста, личностного развития, способствующего увеличению их общего культурного и интеллектуального уровня с учетом тенденций в социально-экономическом и социально-культурном развитии общества. Несмотря на то что существуют значительные различия между регионами и странами с позиции доступа, содержания и политики в области образования взрослых, растет консенсус в понимании образования взрослых, непрерывного обучения и образования в интересах устойчивого развития (ОУР).

Библиографический список

1. Department of Economic and Social Affairs Population Division World Population Prospects The 2015 Revision. - URL : http://esa.un.org/unpd/wpp/publications/files/key_findings_wpp_2015.pdf.

2. Кравченко, В.В. Сопоставительный анализ отечественного и западноевропейского дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук / В.В. Кравченко. - М., 2012. - С. 11.

3. Рекомендация о развитии образования взрослых (26 ноября 1976 г.). - URL : http://docs.cntd.ru/ document/901839537.

4. CONFINTEAV. UNESCO. Adult Education. The Hamburg Declaration. The Agenda for the Future. Fifth International Conference on Adult Education 14-18 July 1997. - P. 1-3. - URL : http://www.unesco.org/ education/uie/confintea/pdf/con5eng.pdf.

5. Сергеева, О.С. Образование взрослых в Европе: роль гамбургской декларации об обучении взрослых / О.С. Сергеева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сборник статей по материалам XXXI Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК, 2013. - С. 2.

6. Jarvis, P. Adult education and lifelong learning: theory and practice / P. Jarvis. - London ; New York, NY : Routledge Falmer, 2004. - P. 144.

7. Митина, A.M. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие / А.М. Митина. - М. : Наука, 2004. - С. 200.

8. Митина, А.М. Теория образования в течение жизни в зарубежной андрагогике / А.М. Митина // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 102.

9. Исаев, В.А. Образование в Дании / В.А. Исаев. - URL : http://kira.org.ru/ae/models.htm.

10. U.S. Department of Education. - URL : http://www.ed.gov/policy/adulted/leg/legis.html.

11. McLean, S. They're Happy, but did they Make a Difference? Applying Kirkpatrick's Framework to the Evaluation of a National Leadership Program / S. McLean, M. Gwenna // Canadian Journal of Program Evaluation. - 2003. - Vol. 18 (1). - P. 8.

12. Tokatli R. An Overview of Adult Education in Israel / R. Tokatli. - URL : http://cms.education.gov. il/NR/rdonlyres/513BEF32-75A1-4D95-9586-6D66273083D0/158096/2An0verviewofAdultEducationinIsrae l1.pdf.

13. Seiko, O. Lifelong Learning and demographics: a Japanese perspective / O. Seiko // International Journal of Lifelong Education. - 2005. - Vol. 24. - July-August. - P. 354.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Lifelong learning policies : Europe, Australia and the place of education in the post-2015 sustainable development goals : report of a policy briefing conducted by the European Union Centre at RMIT, April 2014 / Professor Bruce Wilson. - URL : http://cradall.org/content/lifelong-learning-and-sustainable-development-goals-post-2015.

15. Рекомендация о развитии образования взрослых (26 ноября 1976 г.). - URL : http://docs.cntd.ru/ document/901839537.

16. Ан, Е.А. Современные интеграционные процессы в сферах науки, образования и производства (бизнеса) / Е.А. Ан // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2014. - №1. - С. 31.

References

1. Department of Economic and Social Affairs Population Division World Population Prospects The 2015 Revision. - URL : http://esa.un.org/unpd/wpp/publications/files/key_findings_wpp_2015.pdf.

2. Kravchenko, V.V. Sopostavitelnyiy analiz otechestvennogo i zapadnoevropeyskogo dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya : dis. ... kand. ped. nauk / V.V. Kravchenko. - M., 2012. - S. 11.

3. Rekomendatsiya o razvitii obrazovaniya vzroslyih (26 noyabrya 1976 g.). - URL : http://docs.cntd.ru/ document/901839537.

4. CONFINTEAV. UNESCO. Adult Education. The Hamburg Declaration. The Agenda for the Future. Fifth International Conference on Adult Education 14-18 July 1997. - P. 1-3. - URL : http://www.unesco.org/ education/uie/confintea/pdf/con5eng.pdf.

5. Sergeeva, O.S. Obrazovanie vzroslyih v Evrope: rol gamburgskoy deklaratsii ob obuchenii vzroslyih / O.S. Sergeeva // Lichnost, semya i obschestvo: voprosyi pedagogiki i psihologii : sbornik statey po materialam XXXI Mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Novosibirsk : SibAK, 2013. - S. 2.

6. Jarvis, P. Adult education and lifelong learning: theory and practice / P. Jarvis. - London ; New York, NY : Routledge Falmer, 2004. - P. 144.

7. Mitina, A.M. Dopolnitelnoe obrazovanie vzroslyih za rubejom: Kontseptualnoe stanovlenie i razvitie / A.M. Mitina. - M. : Nauka, 2004. - S. 200.

8. Mitina, A.M. Teoriya obrazovaniya v techenie jizni v zarubejnoy andragogike / A.M. Mitina // Pedagogika. - 2005. - №5. - S. 102.

9. Isaev, V.A. Obrazovanie v Danii / V.A. Isaev. - URL : http://kira.org.ru/ae/models.htm.

10. U.S. Department of Education. - URL : http://www.ed.gov/policy/adulted/leg/legis.html.

11. McLean, S. They're Happy, but did they Make a Difference? Applying Kirkpatrick's Framework to the Evaluation of a National Leadership Program / S. McLean, M. Gwenna // Canadian Journal of Program Evaluation. - 2003. - Vol. 18 (1). - P. 8.

12. Tokatli R. An Overview of Adult Education in Israel / R. Tokatli. - URL : http://cms.education.gov. il/NR/rdonlyres/513BEF32-75A1-4D95-9586-6D66273083D0/158096/2AnOverviewofAdultEducationinIsrae l1.pdf.

13. Seiko, O. Lifelong Learning and demographics: a Japanese perspective / O. Seiko // International Journal of Lifelong Education. - 2005. - Vol. 24. - July-August. - P. 354.

14. Lifelong learning policies : Europe, Australia and the place of education in the post-2015 sustainable development goals : report of a policy briefing conducted by the European Union Centre at RMIT, April 2014 / Professor Bruce Wilson. - URL : http://cradall.org/content/lifelong-learning-and-sustainable-development-goals-post-2015.

15. Rekomendatsiya o razvitii obrazovaniya vzroslyih (26 noyabrya 1976 g.). - URL : http://docs.cntd.ru/ document/901839537.

16. An, E.A. Sovremennyie integratsionnyie protsessyi v sferah nauki, obrazovaniya i proizvodstva (biznesa) / E.A. An // Ekonomika. Professiya. Biznes. - 2014. - №1. - S. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.