Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка преподавателей в Финляндии'

Профессиональная подготовка преподавателей в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHERS / VOCATIONAL EDUCATION / REFRESHER TRAINING / ECONOMIC LIFE / LABOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаукиа Яри

В статье рассматриваются становление, развитие и современная ситуация в области профессионального образования и профессиональной подготовки преподавателей в Финляндии, а также оцениваются с разных точек зрения возможные будущие направления развития этой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher Training in Finland

The paper considers formation, development and the present situation in teacher training in Finland, future trends being anayzed

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка преподавателей в Финляндии»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

УДК 378

Я. Лаукиа

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В ФИНЛЯНДИИ

Аннотация. В статье рассматриваются становление, развитие и современная ситуация в области профессионального образования и профессиональной подготовки преподавателей в Финляндии, а также оцениваются с разных точек зрения возможные будущие направления развития этой сферы.

Ключевые слова: преподаватель, профессиональная подготовка, повышение квалификации, экономическая жизнь, трудовая деятельность.

Abstract. The paper considers formation, development and the present situation in teacher training in Finland, future trends being anayzed.

Index terms: teachers, vocational education, refresher training, economic life, labour activity.

Образование как фактор развития экономической жизни

Сфера образования претерпевает изменения по мере того, как развиваются общество и экономические отношения. В предлагаемой вниманию читателей статье кратко обрисованы история развития и современное состояние профессиональной подготовки преподавателей в Финляндии. Образ преподавателя изменился: теперь он не просто источник информации, но инструктор и руководитель учебного процесса. Студент превратился из пассивного слушателя в активного деятеля и ученика, обучающегося действием. Учеба не заканчивается по окончании школы, училища или университета, а продолжается и в последующей трудовой деятельности выпускника. Думается, что данные изменения свойственны не только финскому обществу, но - более или менее - одинаковы для всех стран, организующих профессиональное образование. Один из способов поддержки этих изменений - увеличение числа международных исследований по профессиональной педагогике.

Профессиональная подготовка преподавателей развивается вместе с профессиональным образованием. В свою очередь, развитие профессионального образования связано с общим развитием социальной и трудовой жизни. Школа традиционно воспитывает учеников как членов об-

щества. Профессиональное образование дает и практические, и социальные навыки, прежде всего связанные с избранной специальностью. Сегодня профессиональное образование стало выполнять и еще одну функцию - оказывать существенное влияние на совершенствование трудовых и экономических отношений и способствовать развитию предпринимательства. В связи с изменениями задач образования меняется и работа преподавателя.

Становление и развитие системы образования в Финляндии

В современной Финляндии традиционно высоко ценятся образование и культура. Хотя в области профессионального образования так было не всегда.

В 1866 г. в Финляндии было издано постановление о народных школах, согласно которому дети простого народа могли посещать бесплатную общественную школу. Профессиональные училища разных отраслей стали учреждаться позднее и развивались разными темпами. Первые из них были основаны в стране в конце XIX в. Учебные заведения для медсестер начали появляться уже с 1889 г. Тогда Финляндия была сильной в аграрном отношении страной, поэтому в первую очередь инвестировалось создание учебных заведений в области сельского хозяйства. Некоторые частные предприниматели основывали коммерческие училища в больших городах.

В 1906 г. в Финляндии путем выборов был сформирован демократический парламент. Либеральная экономическая политика ликвидировала систему ученичества, организуемую профессиональными гильдиями в городах Финляндии. В данной системе мастера-ремесленники отвечали за образование начинающих ремесленников по своим профессиям. В новых условиях любой желающий мог создать собственную мастерскую без обучения у мастера. Никто не нес ответственности за осуществление профессиональной подготовки.

Количество профессиональных училищ начало медленно расти в 1920-30-х гг. Но крестьяне пока не были готовы к финансированию создания профессиональных учебных заведений за счет налоговых средств -в сельской местности такие заведения считались ненужными. В конце 1930-х гг. 60% молодежи не получало образования и профессиональной подготовки после окончания народной школы. Обычно они усваивали навыки осуществления той или иной деятельности дома от родителей или непосредственно на месте работы от старших работников. Однако при существовавшем росте производительности сельского хозяйства всем желающим уже невозможно было гарантированно устроиться на работу в сельских округах.

В Финляндии высоко ценились общеобразовательная школа, средняя школа и университет. Это был реликт старого классового общества, в котором интеллигенция автоматически занимала самые престижные

должности. Профессиональное образование получали только дети из рабочих или крестьянских семей. Постепенно численность населения в городах стала увеличиваться. Образование ценилось все больше. Оно имело целью не только подготовку по специальности или профессии, но и воспитание. После окончания народной школы выпускник не мог устроиться на работу из-за слишком молодого возраста. Считалось, что ему лучше учиться в профессиональном училище, чем стать бездельником и хулиганом на городских улицах.

После Второй мировой войны рождаемость в Финляндии повысилась. Нужно было организовать новые места обучения. Законодательство о профессиональном образовании изменилось в сторону увеличения государственных субсидий при создании учебных заведений для муниципалитетов и частных предприятий. Таким образом, профессиональных учебных заведений становилось больше.

Значительный рост объема профессионального образования произошел в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Финляндия быстро начала превращаться в «страну городов». В результате неуклонного развития производственных методов сельского хозяйства спрос на рабочую силу в деревнях и на фермах продолжал уменьшаться. Население переезжало в поисках работы из сельской местности в города или даже эмигрировало в Швецию или США. Наблюдался также рост производства лесной промышленности, в стране основывались новые бумажные и целлюлозные комбинаты и лесопилки. Развивалась металлообрабатывающая промышленность, которая стала значительной отраслью экономики. Финляндия -маленькая страна, и уже в то время ее благосостояние сильно зависело от внешней торговли. Внешняя торговля расширялась одновременно и со странами Западной Европы, и с Советским Союзом.

Профессиональное образование подчинялось семи разным министерствам, отвечающим за разные отрасли образования. В связи с этим процесс разработки содержания образования на государственном уровне был очень сложным, и развитие образования происходило медленно: в первую очередь развивались социальные системы, а школа - только тогда, когда это было необходимо. В 1960-х гг. профессиональное образование перешло в ведение Министерства просвещения. Планирование образовательного процесса, определение перспектив будущего и сотрудничество разных отраслей образования совершенствовались. Была проведена реформа системы образования.

К 1970-м гг. сельскохозяйственное общество Финляндии превратилось в общество услуг. Уступила первенство сфере обслуживания и промышленность. Сфера обслуживания, торговля, общественные услуги, страхование и банковский сектор превратились в самых значительных работодателей в стране. В промышленном производстве росла доля электроники.

В 1970-х гг. в Финляндии была учреждена девятилетняя основная школа, которая служила базой для всех видов продолжения учебы. Целью

органов управления образованием являлось предоставление возможности дальнейшей учебы в гимназии или профессиональном учебном заведении после окончания основной школы. Выпускники этих двух видов учебных заведений могли теперь поступать в вузы. Для этого были проведены реформы профессионального и гимназического образования.

В 1990-х гг. в Финляндии были основаны высшие профессиональные школы, иначе - университеты прикладных наук. Наряду с классическими университетами они предлагают прикладное альтернативное высшее образование.

Сегодня около 95% выпускников основной школы продолжают учебу в профессиональных учебных заведениях или в гимназиях. Около половины из них учатся впоследствии либо в классическом университете (в Финляндии их 28), либо в университете прикладных наук (число которых достигло в настоящее время 21) (рис. 1).

Классические университеты -------•<------

Звание магистра

I1—

1,5

4,5

Университеты прикладных наук

3

2 Гимназии

1

10 1 *

1

9

3

3

Профессиональные училища 2

1

І

Основные школы

Рис. 1. Система образования Финляндии

Задачи профессионального образования

Профессиональное образование в Финляндии реализуется в восьми направлениях:

1. Гуманитарные и педагогические науки.

2. Деятельность в сфере культуры.

3. Бизнес и администрирование.

4. Естественные науки.

5. Техника и транспорт.

6. Природные ресурсы и окружающая среда.

7. Социальное обеспечение, здравоохранение и физкультура.

8. Туризм, общественное питание и хозяйство.

4

По каждому из них срок обучения в профессиональных училищах составляет три года. В последние годы отмечается рост привлекательности профессионального образования среди молодежи. В 1998 г. около половины выпускников основной школы поступило в профессиональные училища, а половина - в гимназии. Ситуация значительно изменилась в сравнении с той, что была 20 лет назад. Молодым уже не приходится продолжать учебу в профессиональном училище только по необходимости, поскольку этот вид образования стал престижной и желанной альтернативой. Во многих отраслях уже не хватает мест для всех претендующих на существующие вакансии выпускников, и существует несколько причин такой перемены.

Влияние экономической ситуации, работа органов власти в сфере образования и деятельность учебных заведений позволяют повышать привлекательность профессионального обучения и совершенствовать его качество. Развивается сотрудничество между школами и сферой труда. Каждый учебный план училищ включает стажировку сроком не менее по-лугода. Стажировка и обучение на месте работы могут продолжаться и дольше. Во время стажировки преподаватель и представитель фирмы договариваются о том, какие темы ученик должен практически освоить на месте работы. Учебные планы, базирующиеся на предметах, превратились в планы, основывающиеся на компетентностях: в них включены компетентности, которыми учащийся должен обладать после окончания школы. Кроме того, в учебных планах содержатся педагогические методы и учебные решения, при помощи которых учащийся приобретает нужные для него знания и компетентности.

Еще одной причиной, повлиявшей на повышение привлекательности профессиональных училищ, возможно, является основание в 1990-х гг. университетов прикладных наук, в которых по желанию можно продолжить учебу. Выпускник училища может поступить также и в классический университет, хотя происходит это пока довольно редко. Множество путей продолжения учебы повышает привлекательность профессионального образования. Выпускники учреждений профессионального образования также удачно устраиваются на работу, которая сегодня становится все более многосторонней и интересной, а заработная плата - конкурентоспособной. Влияние всех вышеуказанных факторов привело к тому, что престижность профессионального образования сравнялась с престижностью обучения в гимназии.

Предназначение профессиональных учебных заведений следующее:

• дать студенту основные навыки для работы по своей специальности и осуществления предпринимательской деятельности;

• воспитать из обучающегося хорошего человека и гражданина;

• совершенствовать трудовую жизнь в обществе.

Целью деятельности университетов прикладных наук являются подготовка конкурентоспособного специалиста, поддержка профессионального роста студента и выполнение научно-исследовательской работы.

Профессиональное образование ставит перед собой, таким образом, задачи обучения профессии, воспитания и совершенствования сферы труда. Новой задачей, определяемой обществом для образования, является совершенствование данного общества. Это означает, что учебные заведения должны более интенсивно, чем прежде, сотрудничать с экономической сферой, способствуя совершенствованию трудовой жизни и создавая инновации.

Образовательная политика Финляндии в Европейском сообществе

В 1995 г. Финляндия стала членом Европейского сообщества, которое играет важную роль в развитии образования на всей территории Европы. В 1999 г. министры 29 стран подписали Болонскую декларацию о едином европейском пространстве высшего образования. Задачей Болонского процесса является повышение качества образования путем увеличения конвертируемости курсов, унифицирования структуры учебных программ, увеличения мобильности студентов и преподавателей вузов и возможностей признания квалификаций, приобретаемых в разных странах.

В 2005 г. Европейское сообщество приняло решение о переходе высших учебных заведений на учебные планы, основывающиеся на компетенциях. Структура экзаменов в этих заведениях должна стать единой. В классических университетах срок учебы для получения степени бакалавра составляет около трех лет, степени магистра - еще около двух лет.

Конвертируемость учебных программ повышается также путем унифицирования систем расчета обучения. Единицей измерения является ects-пункт (European Credit Transfer System). Один пункт означает рабочую нагрузку примерно в полторы недели. Объем работы одного учебного года составляет около 60 ects-пунктов. Объем учебы магистра равен 300360 пунктам, а бакалавра университета прикладных наук - 180-270 пунктам. Переход к применению учебных планов на основе компетенций является огромным изменением в работе учебных заведений, которые должны оценивать, какими компетенциями и навыками студенты должны обладать после окончания классического университета или университета прикладных наук. Кроме того, преподаватели решают, как будут приобретаться эти навыки. Частично эта задача осуществляется на лекциях, в ходе аудиторного обучения, но возможно и применение других методов.

В профессиональных училищах система ects-пунктов находится в настоящее время на подготовительном этапе. Расчетной единицей обучения пока остается учебная неделя. Объем профессиональной специальности -120 учебных недель. Как правило, срок обучения составляет три года.

Постоянно развивается сотрудничество преподавателей с предприятиями и разными органами власти. Принято решение об идентификации и признании приобретенных ранее компетенций, если студент до начала учебы, например, работал в фирме или организации либо где-то обучался по тому же или смежному профилю. В итоге структура профессио-

нального образования должна быть организована так, что для работодателей в разных концах Европы станет доступным определение уровня любой учебной программы и звания выпускника. Однако целью реформы не является полное унифицирование образования, каждая страна может по своему усмотрению применять рекомендации ЕС.

Конкретным вопросом, связанным с выполнением положений Болонского процесса, является внедрение европейской системы экзаменов EQF (European Qualifications Framework). Для облегчения конвертируемости экзаменов и квалификаций в разных странах они изображаются в системе отчета с восемью разрядами в зависимости от требований экзамена и уровня квалификации. Экзамены и квалификации профессионального учебного заведения соответствуют 4-му уровню, экзамены и квалификации университета прикладных наук - 6-му, высшая квалификация университета прикладных наук и квалификация магистра классического университета - 7-му уровню. Самому высокому, 8-му уровню, соответствует специальная подготовка научных работников и степень доктора наук.

В Европейском сообществе развитие профессионального образования рассматривается с точки зрения положения дел в экономике. В Лиссабоне в 1999 г. была разработана и принята стратегия развития Европы до 2010 г., которая, однако, не была осуществлена до конца из-за экономической регрессии. Но бесспорно, что при развитии общего рынка труда лица, работающие в разных странах, должны иметь возможность для освоения новых навыков и повышения уровня своих компетенций. Для этого следует продолжать совершенствовать профессиональное образование, обращая внимание на подготовку и повышение квалификации преподавателей.

История подготовки преподавателей профессионального образования

Началом истории подготовки преподавателей в Финляндии считается 1864 г., когда был проведен первый семинар по обучению учителей народной школы. Некоторые из них позднее стали работать и в профессиональных учебных заведениях.

Если преподавателей лицеев обучали в университетах, то преподавателями профессиональных предметов вначале были лица, обладающие профессиональным опытом, но не имеющие педагогической подготовки. При этом учитывалась их профессиональная квалифицированность. Постепенно в работе преподавателя начали выделять разные аспекты: особенности его личности, степень его профессиональной компетентности или педагогического мастерства.

В начале 1900-х гг. стало желательным, чтобы преподаватель профессиональных предметов имел не только опыт работы в данной отрасли, но и подходящее профессиональное образование. Однако качество обучения часто оставалось неудовлетворительным. В центре процесса обуче-

ния был преподаватель, а ученики являлись скорее пассивными слушателями, чем активными деятелями. Многие студенты бросали учебу.

Отраслевое профессиональное образование в Финляндии развивалось неравномерно. Это касается и профессиональной подготовки преподавателей. История ее развития позволяет проследить, в какие отрасли экономики и какие специальности общество предпочитало вкладывать инвестиции. В 1909 г. началась подготовка преподавателей сельскохозяйственных училищ. В 1920-х гг. Министерством торговли и промышленности были организованы добровольные педагогические курсы для учителей, просуществовавшие до 1950-х гг. В 1931 г. началась подготовка преподавателей медицинских училищ. Во время Второй мировой войны был составлен план по увеличению объема образования в области техники и торговли. В 1950 г. стали готовить преподавателей сферы торговли1. Одними из последних отраслей подготовки преподавателей начали развиваться техника и промышленность - в 1959 г.

В 1987 г. для преподавателей разных отраслей был создана единая педагогическая подготовка длительностью 40 учебных недель. В то время для этой цели в стране насчитывалось 20 мелких учебных заведений. В 1996-97 гг. в Финляндии была создана система университетов прикладных наук. Стал актуальным и вопрос об улучшении качества и месте организации подготовки преподавателей: должен ли им стать классический университет или университет прикладных наук? В результате парламент принял решение о создании специальных высших учебных заведений по подготовке преподавателей при университетах прикладных наук, в том числе при университете ХААГА-ХЕЛИА. В стране было основано пять подобных специализированных вузов, которые и сегодня отвечают за подготовку преподавателей для профессионального образования. Кроме того, они обучают специальных преподавателей для учащихся с особыми потребностями, а также наставников.

В настоящее время преподаватель профессионального образования считается инструктором ученика, партнером - «застройщиком» его трудовой жизни, работающим в тесном тандеме с другими преподавателями и представителями производства.

Подготовка преподавателей профессионального образования в современной Финляндии

Число преподавателей всех видов образования составляет в современной Финляндии примерно 80 тыс. Из них около 12 тыс. работают в профессиональных учебных заведениях, около 5,5 тыс. - в университетах прикладных наук и около 2 тыс. - в сфере профессиональной переподготовки взрослых. Этот расклад остается неизменным в течение дол-

1 Деятельность ХААГА-ХЕЛИА - вуза по профессиональной подготовке преподавателей - построена на традициях подготовки преподавателей сферы торговли, имеющей, таким образом, 60-летнюю историю.

гого времени. Новые школы не открываются, потому и прогнозируемое количество студентов и учащихся останется почти прежним. Существенным изменением является лишь то, что мелкие учебные заведения объединяются в многоотраслевые образовательные учреждения. Вузы и классические университеты также образуют более крупные единства.

Однако новые преподаватели нужны прежде всего для того, чтобы заменить тех, кто выходит на пенсию. Кроме того, новые специалисты требуются в связи с ростом привлекательности профессионального образования, которому в течение последних лет общество уделяет большое внимание. Квалификационные условия преподавателя профессионального образования регулируются определенными документами и зависят от отрасли образования, но действительны по всей Финляндии. Обычно преподаватель профессиональных предметов должен иметь высшее образование университета прикладных наук. Однако в сфере торговли или социального обеспечения и здравоохранения необходимо иметь диплом магистра классического университета. Кроме того, опыт работы будущего преподавателя на предприятиях или в организациях в отрасли своего образования должен насчитывать не менее трех лет. Если эти условия выполнены, становится возможным поступление в вуз по подготовке преподавателей. Следует оговориться, что поскольку в профессиональных училищах осуществляется обучение и общим предметам, позволяющим поддерживать профессиональную компетентность (например, родному языку, иностранным языкам, физкультуре и т. д.), то от будущих преподавателей этих предметов трехлетний опыт работы не требуется. Они, будучи магистрами классических университетов, они могут получать дальнейшее образование в своем университете или университете прикладных наук.

Ежегодно на обучение по программе профессиональной подготовки преподавателя поступает 1,5 тыс. студентов. Решение о количестве мест принимает Министерство образования, оно же выделяет университету прикладных наук средства для организации учебного процесса. Таким образом, для студента обучение является бесплатным. Объем педагогической подготовки преподавателя составляет 60 е^в. Это соответствует полной рабочей нагрузке одного учебного года (40 недель). В течение последних лет спрос на получение педагогической подготовки преподавателя превышает возможности учебных заведений. В текущем году число заявителей составило около 5,5 тыс. Престижность работы преподавателя в обществе растет вместе с престижем профессионального образования. Деятельность преподавателя профессионального образования стала более многосторонней благодаря расширившемуся сотрудничеству представителей данной специальности с производственной сферой, возможностям виртуального обучения и международных контактов. Одной из причин увеличения числа желающих получить образование преподавателя профессиональной подготовки также может являться нестабильное экономическое развитие в течение нескольких прошедших лет.

Все пять профессиональных вузов, готовящих преподавателей профессионального образования, являются многосторонними педагогическими образовательными учреждениями. Это означает, что они предлагают подготовку преподавателей для всех отраслей профессионального образования. Как уже было сказано выше, студент данного вуза обычно имеет высшее образование и опыт работы в отрасли своего будущего предмета преподавания, т. е. по программе профессиональной подготовки преподавателя учатся взрослые, работающие люди. Это определяет условия реализации учебных программ. Согласно постановлению о профессиональной подготовке преподавателя, ее целью является оснащение будущего преподавателя знаниями и компетенциями, нужными в обучении по различным специальностям, и формирование у него способности к разработке своей собственной траектории обучения с учетом потребностей рынка труда.

Учебная программа должна содержать профессионально-педагогические курсы, курсы педагогической науки, педагогическую практику и курсы по выбору. Чаще всего обучение длится один год, но если студент учится в режиме неполного учебного дня, срок обучения может составлять до трех лет. Вузы по профессиональной подготовке преподавателей обучают также специальных преподавателей. Наставников по вопросам обучения готовят в двух вузах по профессиональной подготовке преподавателей.

Часть студентов уже работает преподавателями. К учебной деятельности их мотивирует возможность приобретения постоянного места работы после окончания обучения. Те же студенты, кто не работает преподавателями, согласно исследовательским данным, получают рассматриваемую подготовку, в основном, чтобы расширить свои возможности на рынке труда. Большинство выпускников устраиваются преподавателями. Их заработная плата обычно не превышает заработную плату специалистов с таким же образованием, которые трудятся в государственных учреждениях или организациях (зарплата преподавателей, работающих в коммерческих учебных заведениях, особенно в сфере промышленности и техники, часто выше).

Отраслевая подготовка преподавателя

Профессиональная подготовка преподавателей регулируется соответствующим законом, который соблюдают все вузы. Но методы обучения и учебный план могут быть разными в разных вузах. Расположенный в Хельсинки специализированный вуз по подготовке преподавателей при университете прикладных наук ХААГА-ХЕЛИА, начавший свою деятельность в 1950 г. с обучения преподавателей сферы торговли, сегодня является профессиональным вузом многих отраслей.

Самыми крупными отраслями подготовки преподавателей в Финляндии являются торговля и администрирование, а также техника и транс-

порт, однако и другие отрасли оказываются достаточно востребованными (рис. 2).

100

90

80

70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60

50

40

30

20

10

Ш 3 .о н I ш п. 5 га Ч

ч:

ш

^ о о £ <и 5 £ ш § ? т ю

го к

ИЛ

О

с;

ю

о

^ ф « 1 1 I

т го

^ X

и о

£ я

О £.

:

00

.

Отрасли

Рис. 2. Количество поступивших в вуз по подготовке преподавателей при ХААГА-ХЕЛИА в 2009 г., %

0

Ежегодно вуз по подготовке преподавателей при университете ХА-АГА-ХЕЛИА может принимать 310 абитуриентов, самостоятельно определяя количество студентов разных отраслей. Основным географическим регионом деятельности вуза является столичный район, в том числе столица Хельсинки и область Турку в Западной Финляндии, однако учиться сюда приезжают студенты из всех районов Финляндии. В вузе осуществляется подготовка преподавателей на английском языке, что позволяет обучаться в нем и иностранным гражданам.

Ежегодно оценивается потребность преподавателей в регионе, для этого используются данные Министерства образования и Государственного управления по образованию. В вузе существует Совет образования преподавателей, членами которого, кроме сотрудников вуза, являются представители сфер экономики и производства, других учебных заведений и университетов. Совет играет значительную роль в определении потребности в подготовке преподавателей в разных отраслях.

Так как студенты - взрослые люди, многие из которых уже работают, вузу приходится принимать гибкие решения и подбирать подходящие методы обучения, но не в ущерб требованиям и критериям качества. Учебный процесс состоит из периодов очного, заочного и виртуального обуче-

ния. Период очного аудиторного обучения организуется примерно раз в месяц. В это время студенты приезжают в учебное заведение, слушают лекции, посещают другие занятия, проводят презентации выполненных заданий. Часть студентов обучается в больших учебных группах, когда число слушателей в одной аудитории может достигать 150 человек, часть - в группах по 15 человек или в мини-группах из 4-5 студентов во главе с инструк-тором-преподавателем. Важно, что при общении между собой обучающиеся учатся и друг у друга. Благодаря различным, не всегда совпадающим точкам зрения на работу профессионального преподавателя в процессе обмена мнениями подчас возникают новые идеи.

Между периодами очного обучения будущие преподаватели выполняют письменные домашние задания, читают литературу, проходят педагогическую практику и занимаются созданием проектов. В периоды заочного обучения студенты работают на виртуальной учебной платформе, где могут собираться для обсуждения того, что усвоили и изучили. Таким же образом передаются задания. Инструктор студентов может также принимать участие в разговоре, давать и личную, и групповую консультацию в сети. В виртуальном обучении помимо традиционных письменных работ и чтения все больше используются видеоизображения и звук. С помощью веб-камеры преподаватель может беседовать со студентом в реальном времени.

Педагогическую практику студент проходит или на своем месте работы, или, если он не работает преподавателем, в партнерском учебном заведении ХААГА-ХЕЛИА. Оценивают практику преподаватель-инструктор вуза и однокурсники студента, которые посещают уроки педагогической практики своего сокурсника и могут их комментировать.

В чем же заключается подготовка преподавателя профессионального образования и какими знаниями он должен владеть?

ХААГА-ХЕЛИА - вуз по профессиональной подготовке преподавателей - осуществляет реализацию учебного плана, основывающегося на компетенциях. В сотрудничестве с другими учебными заведениями, представителями производства, сферы обслуживания и бизнеса были выделены три группы необходимых преподавателю профессионального образования знаний и компетентностей:

1) по обучению и консультированию;

2) по деятельности в трудовых коллективах и бизнес-сетях;

3) по исследованию и разработке.

Естественно, преподаватель должен быть экспертом своей собственной специальности или своего предмета. Однако он им уже и является благодаря полученной предварительно специальности и опыту работы. Поэтому учебный план профессиональной подготовки преподавателя не содержит курс собственно предмета или его специальности.

Три вышеназванные основные группы компетентностей мы разделили на более дробные. Например, компетентность по обучению и кон-

сультированию включает в себя компетентность в сфере личной и групповой консультации, специальную компетентность, связанную с управлением и консультацией учеников со специальными потребностями, а также навыки коммуникации и диалога. Компетентность по деятельности в трудовых коллективах и бизнес-сетях соотносится, например, со знанием целей профессиональных учебных заведений, способностью участия в разработке деятельности учебного заведения и пониманием разных культур. К компетентностям по исследованию и разработке принадлежат умение следить за развитием собственной специальности, владение исследовательскими методами, связанными с собственной работой, и способность управления студентами в разных видах деятельности.

Студенты имеют различные способности и навыки, которые оценивают в начале учебы вместе с инструктором. Потом составляют свой личный учебный план. Важно, чтобы его разработка и выполнение были ориентированы на овладение новыми необходимыми знаниями и компетентностями.

Целенаправленная и оптимальная организация обучения обеспечивается благодаря оперативной обратной связи между преподавателями-инструкторами и студентами, практическому применению полученных теоретических знаний во время стажировки и в процессе создания проекта по выбранной теме, т. е. предпочтение отдается методам обучения действием.

Содержание и повышение квалификации

Преподаватели в Финляндии имеют возможность регулярно участвовать в повышении квалификации по своей специальности. Частота их участия в этом процессе в разных учебных заведениях различна, но продолжительность повышения квалификации должна составлять не менее пяти дней в году. Нередко это время используется для совершенствования различных видов деятельности учебного заведения. Обязательности участия в длительных программах повышения квалификации или дополнительной подготовки в финской системе нет. Однако на качество образования в стране обращается большое внимание. По этой причине многие преподаватели принимают добровольное решение в увеличении времени на повышение своего профессионализма.

В ХААГА-ХЕЛИА организованы курсы повышения квалификации по отраслям. В последние годы важными составляющими данного вида профессиональной подготовки стали специальная педагогика, контакты преподавателя с производством и виртуальная педагогика.

Повышение квалификации финансируется Государственным управлением по образованию. Вуз приглашает слушателей и отвечает за реализацию программы. Часть программ по повышению квалификации организуется так, что их оплачивают учебные заведения или отдельные слушатели. Разработка содержания образования требует сотрудничества

между руководителями учебных заведений и преподавателями, поэтому реализуются и программы по управлению образованием для ректоров, руководителей училищ и школ.

Профессиональная педагогика в Финляндии является молодой отраслью науки. В ХААГА-ХЕЛИА - вузе по профессиональной подготовке преподавателей - ведутся научные исследования деятельности профессионального преподавателя (совершенствование виртуальной педагогики, изучение проблем управления образованием и др.). Недостаточное финансирование, однако, затрудняет эту работу. Государственные субсидии в исследовательские разработки небольшие. Вузам по подготовке преподавателей не выделяются специальные исследовательские ресурсы. Для получения финансирования нужно подавать заявки в разные фонды страны или, например, в фонды Европейского сообщества.

Одной из важнейших проблем, связанных с работой профессиональных учебных заведений и преподавателей в университетах прикладных наук, является идентификация и признание ранее приобретаемого знания. Уже не надо доказывать, что студент усваивает знания и навыки, связанные со своей профессией, не только в учебном заведении. Их источником может служить, например, летняя работа, увлечения или различные короткие обучающие курсы, не предусматривающие получения диплома. Чтобы верно оценить такие знания, преподаватель должен обладать очень высокой степенью компетентности.

Мнение о том, что из себя представляет учебный процесс, в настоящее время меняется. Сегодня акцентируются активный и социальный характер образования, необходимость опоры обучения на действия. Учебный процесс, особенно в области профессионального образования, важно выстраивать в тесном сотрудничестве с коллегами, с наиболее яркими и талантливыми, обладающими большим опытом представителями промышленности, предпринимательства, бизнеса, науки и культуры. Ни один преподаватель не может научить всему, что потребуется студентам в будущей работе. Он (преподаватель) превращается из транслятора информации в «гида» к источникам информации, консультанта, инструктора, который знает, что такое современная трудовая жизнь. Новая роль не умаляет значение квалификации и компетентности преподавателя, который останется экспертом и в процессе обучения, и в области своей собственной специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.