Научная статья на тему 'Педагогическое образование для преподавателей университетов в Финляндии'

Педагогическое образование для преподавателей университетов в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧНАЯ ПРОФЕССИЯ / DYNAMIC OCCUPATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / PROFESSIONAL TEACHER EDUCATION / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / CURRICULUM / ЦЕННОСТНАЯ ОСНОВА / VALUE BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махламяки-Култанен Сейя

Глобализация и развитие информационных технологий вызывают быстрое изменение трудовой жизни и профессий. Сегодня сама профессия и необходимые профессиональные знания перестали быть чем-то приобретенным раз и навсегда. Современные профессии становятся динамичными, непрерывно меняющимися, что требует постоянного обновления профессиональных навыков. Поэтому навыки преподавателей высшей школы должны соответствовать новым запросам, а сами преподаватели должны все время развиваться и совершенствоваться. Профессиональное педагогическое образование в Финляндии пользуется международным признанием благодаря высокому уровню профессионализма самих преподавателей, а также тому, что обучение носит исследовательский характер. Поэтому в данной статье проанализирована научная основа профессионального педагогического образования в Финляндии, его реализация и связь с изменениями в трудовой жизни. Данный анализ произведен на примере учебного плана педагогического факультета Университета прикладных наук региона Хяме (ХАМК). Проведенное исследование показывает, что пpограмма педагогического обучения преподавателей, получаемого без отрыва от производства, отвечает поставленным перед ней задачам. Она требует от обучаемых вовлеченности и активного погружения в учебный процесс. О его организации обучаемые отзываются положительно. В учебном плане особое значение придается важности развития самого преподавателя; в нем также представлено идеальное видение преподавательской деятельности. Для сохранения своей квалификации преподаватель обязан непрерывно совершенствоваться в профессиональном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Education for University Teachers in Finland

The world of work and occupations are changing rapidly as globalisation and digitalisation make headway. Today the occupation and its necessary competence requirements stopped being acquired once and forever. Modern professions become dynamic, should constantly reinvent themselves and be maintained by upgrading the competence. Consequently, the pedagogical competence of HEI teachers must also meet the new requirements, and the teachers should continuously widen the scope of their interests. Professional teacher training in Finland is internationally acknowledged thanks to high professionalism of instructors and due to the fact that training is based on research. The article analyses the scientific foundation of professional teacher training in Finland, its implementation and relationship with the changing world of work drawing on the example of the curriculum of HAMK University of Applied Sciences. The analysis of the curriculum shows that pedagogical studies for in-work learners meet the requirement of dynamism. They require involvement and active participation of the learners in the teaching process and its implementation receives positive student feedback.. The curriculum focuses on developing the teacher’s work and provides an idealistic view on what it is to work as a teacher. A strive for continuous professional growth stems from pedagogical competence.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование для преподавателей университетов в Финляндии»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2014. № 5

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

С. Махламяки-Култанен1,

Университет прикладных наук региона Хяме (XAMK) (Хямеенлинна, Финляндия)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФИНЛЯНДИИ

Глобализация и развитие информационных технологий вызывают быстрое изменение трудовой жизни и профессий. Сегодня сама профессия и необходимые профессиональные знания перестали быть чем-то приобретенным раз и навсегда. Современные профессии становятся динамичными, непрерывно меняющимися, что требует постоянного обновления профессиональных навыков. Поэтому навыки преподавателей высшей школы должны соответствовать новым запросам, а сами преподаватели должны все время развиваться и совершенствоваться.

Профессиональное педагогическое образование в Финляндии пользуется международным признанием благодаря высокому уровню профессионализма самих преподавателей, а также тому, что обучение носит исследовательский характер. Поэтому в данной статье проанализирована научная основа профессионального педагогического образования в Финляндии, его реализация и связь с изменениями в трудовой жизни. Данный анализ произведен на примере учебного плана педагогического факультета Университета прикладных наук региона Хяме (ХАМК).

Проведенное исследование показывает, что щограмма педагогического обучения преподавателей, получаемого без отрыва от производства, отвечает поставленным перед ней задачам. Она требует от обучаемых вовлеченности и активного погружения в учебный процесс. О его организации обучаемые отзываются положительно. В учебном плане особое значение придается важности развития самого преподавателя; в нем также представлено идеальное видение преподавательской деятельности. Для сохранения своей квалификации преподаватель обязан непрерывно совершенствоваться в профессиональном плане.

Ключевые слова: динамичная профессия, профессиональное обучение преподавателей, учебный план, ценностная основа.

S. Mahlamaki-Kultanen,

HAMK University of Applied Sciences (Hameenlinna, Finland)

PEDAGOGICAL EDUCATION FOR UNIVERSITY TEACHERS IN FINLAND

The world of work and occupations are changing rapidly as globalisation and digitalisation make headway. Today the occupation and its necessary competence requirements stopped being acquired once and forever. Modern profes-

1 Махламяки-Култанен Сейя, докт. философии, адъюнкт-профессор, декан педагогического ф-та; e-mail: seija.mahlamaki-kultanen@hamk.fi

sions become dynamic, should constantly reinvent themselves and be maintained by upgrading the competence. Consequently, the pedagogical competence of HEI teachers must also meet the new requirements, and the teachers should continuously widen the scope of their interests.

Professional teacher training in Finland is internationally acknowledged thanks to high professionalism of instructors and due to the fact that training is based on research. The article analyses the scientific foundation of professional teacher training in Finland, its implementation and relationship with the changing world of work drawing on the example of the curriculum of HAMK University of Applied Sciences.

The analysis of the curriculum shows that pedagogical studies for in-work learners meet the requirement of dynamism. They require involvement and active participation of the learners in the teaching process and its implementation receives positive student feedback.. The curriculum focuses on developing the teacher's work and provides an idealistic view on what it is to work as a teacher. A strive for continuous professional growth stems from pedagogical competence.

Key words: dynamic occupation, professional teacher education, curriculum, value base.

Введение

В статье проводится анализ существующего в Финляндии учебного плана подготовки преподавателей профессионального образования. Внимание автора к изучению таких учебных планов совпало с ростом интереса во всем мире к организации педагогического профессионального образования в Финляндии.

В международных дискуссиях часто затрагиваются темы исследовательской ориентированности педагогического образования Финляндии, автономии преподавателя, его возможности самосовершенствования. Типичной темой дискуссий также является образование педагогов начальных школ. Необходимо подчеркнуть, что в Финляндии даже от преподавателей профессиональных училищ и университетов прикладных наук требуется прохождение педагогического обучения объемом в 60 учебных кредитов.

В настоящий момент лицензию на подготовку педагогов профессионального образования на финском языке имеют пять университетов прикладных наук, на шведском — один университет. Обучение на педагогических факультетах ведется на финском, английском и шведском языках, а для иностранных партнеров — и на других языках, например на русском.

В Финляндии от преподавателей университетов прикладных наук требуется диплом магистра, кандидата или доктора наук, не менее трех лет стажа работы по специальности и педагогическое образование. Программа подготовки преподавателей длится 1—1,5 года и проводится без отрыва от производства. Выпускники педагогиче-

ского факультета получают право занять должность преподавателя (Постановление о требованиях..., 1998; Закон об университетах..., 2003). Педагогические факультеты отслеживают трудоустройство своих выпускников, большая часть которых становится педагогами, другие — специалистами по развитию персонала или руководящими работниками.

Средний возраст студентов педагогических факультетов Финляндии превышает 40 лет. Это опытные профессионалы, имеющие большой стаж работы. Знания и навыки, приобретенные ими во время трудовой деятельности, являются хорошей отправной точкой для получения педагогического образования. Поэтому зачастую обучение организуют без отрыва от производства.

Высшие учебные заведения составляют учебные планы самостоятельно. В соответствии с законодательством Финляндии в процесс профобразования педагогов включены базовые курсы основ педагогики и прикладной педагогики, а также учебная практика и дипломная работа. Закон об университетах прикладных наук подчеркивает необходимость объединения теории и практики. Учебный план Университета прикладных наук региона Хяме (ХАМК) был одобрен в 2013 г. В учебной программе педагогического факультета этого университета курс основ педагогики базируется на теории профессионального обучения, которая является одним из разделов теории обучения и исследует вопросы освоения профессии (Тиоштеп, ^Иегеаап, 2006, р. 87).

Обучение педагогов профессионального образования в Финляндии получило широкую известность в мире, в том числе благодаря высокому уровню и научной деятельности преподавателей. В связи с этим в начале статьи анализируется научная основа профессиональной подготовки педагогов с точки зрения теории профессионального обучения. Далее рассматривается структура, содержание учебной программы обучения профессиональных педагогов, цели программы и их реализация.

Профессиональное обучение как раздел науки и теоретическая

основа обучения педагогов профессионального образования

Я. Вихерсаари (Тиоштеп, ^Шегеаай, 2006, р. 95) онтологически описывает профессиональное обучение как состоящее из следующих компонентов:

— специальность и профессия;

— профессиональные навыки, квалификация и компетентность;

— идентификация и персональные особенности личности;

— воспитание и преподавание.

Если трактовать эту схему в контексте профессионального педагогического образования, необходимо учитывать разносторонние знания и навыки взрослых людей, получающих соответствующую профессию педагогов профессионального образования. Кроме того, необходимо иметь в виду видение ими своей будущей профессиональной карьеры, а также ее динамичный характер, поскольку современные профессии постоянно развиваются и требования к профессиональным навыкам возрастают. Для обоснования учебных планов педагогические факультеты систематически анализируют информацию об изменениях в трудовой жизни и отзывы выпускников, а при обновлении учебных планов и процесса они руководствуются различными государственными директивами, программами действий, рекомендациями и нормами в области образования.

Учебный план педагогического факультета Университета XAMK основывается на теории профессионального обучения, которую предложили М. Туоминен и Я. Вихерсаари (Tuominen, Wihersaari, 2006). Разработанная авторами модель подчеркивает динамически развивающийся онтологический характер профессии и профессиональных навыков и стимулирует будущего педагога к самоанализу (рисунок).

Профессиональный рост означает процесс обучения на протяжении всей трудовой карьеры, за счет чего человек усваивает навыки, позволяющие ему соответствовать изменяющимся профессиональным требованиям. Развитие информационных технологий, средств связи и автоматизации, а также глобализация рынка образования и труда ведут к постоянным переменам в области профессиональных требований (Tynjälä, 2003). Например, навыки использования компьютера и сетевых технологий, навыки в области коммуникации и применение практики мультикультурализма необходимы в наше время практически для всех специальностей. Может случиться так, что успешно освоенная профессия через какое-то время исчезнет или как минимум полностью изменится характер ее трудовой деятельности.

Для того чтобы сохранить позиции на рынке труда, работникам следует совершенствовать профессиональные навыки. Знания тоже имеют свой «период полураспада», поэтому в процесс профессионального роста необходимо включать наряду с накоплением профессионально ориентированных знаний базовые знания, обучение которым происходит на протяжении всей жизни (Euroopan parlamentin..., 2006; Elinikäisen oppimisen..., 2010), и способность к самоориентированию и самостоятельному обучению.

П. Руохотие (Ruohotie, 2000, p. 284) пишет: «Профессиональное обучение представляет собой организованную деятельность в целях получения знаний и развития навыков, необходимых в данной

о

Оч

Онтология профессионального обучения Источник: [Туоминен, Вихерсаари, 2006, с. 94—95].

профессии, а также создания предпосылок для самостоятельной профессиональной деятельности и постоянного совершенствования в своей специальности». Для профессионального обучения, в отличие от других его видов, характерна ориентированность на стимулирование профессионального образования и профессионального роста как у молодежи, так и у людей со стажем (Nokelainen, 2013). Объектом рассмотрения теории является профессиональная квалификация с точки зрения процесса обучения (Kanfer, Acker-man, 2005), а также с точки зрения сущности данной профессии (Nokelainen et al., 2009).

Исследования в сфере профессионального обучения дают данные для понимания изменений трудовой деятельности, профессий, производства, а также инструменты для моделирования современных учебных процессов. Такие исследования проводятся в аутентичной (учебные учреждения и рабочие места) и виртуальной (игры, симуляторы, обучающие платформы, социальные сети и т.п.) среде, которая по своему характеру может быть закрытой, открытой или комбинированной (Manninen et al., 2013).

Учебный план подготовки преподавателей

профессионального образования как объект анализа

В этом разделе проанализирован учебный план педагогического образования Университета ХАМК в условиях динамического подхода к требованиям изменяющейся трудовой деятельности и понятию профессии. В учебном плане содержатся лежащие в основе преподавательской деятельности представления о человеке, знаниях и обучении, а также теоретические отправные точки плана. В табл. 1 даны базовые понятия и профессиональные цели учебного плана.

Из табл. 1 видно, что в учебном плане сделан акцент на более или менее эксплицитно-гуманистический подход к саморазвитию человека, а также на конструктивизм, активность и общественную полезность знаний и обучения. В текстах учебных планов, как правило, выделяются постоянный анализ собственного опыта и взаимовлияния в группе учащихся. В целях получения мнения об учебных программах их предварительные варианты публикуют для общего доступа, особое внимание уделяется профессиональной этике преподавателя.

При описании педагогической подготовки преподавателя и при ее оценке подчеркивается активность учащихся, а также профессиональный рост в результате обучения в открытых сетях и по месту

Таблица 1

Базовые понятия и цели учебного плана педагогического факультета Университета

ХАМК

Учебное заведение Базовые понятия Цели обучения

Университет прикладных наук региона Хяме (ХАМК) Основа для оценки: • достижение совместных результатов, развитие за счет участия, смелое обновление и личностный рост. Представление о человеке: • гуманистическое. Представление о знаниях: • прагматичное и конструктивистское. Представление об обучении: • коллективное обучение и приобретение знаний Навыки преподавания и управления: • различные условия обучения; • различные типы учащихся и типы культурных традиций; • информационные и коммуникационные технологии. Навыки совместной работы и взаимовлияния: • общественное участие; • способность к диалогу. Объединение обучения и исследовательской деятельности. Способность к самооценке и управлению собственной деятельностью. Профессиональные навыки: • навыки в области трудовой деятельности и совместной работы

работы. Становление педагога уже на этапе получения педагогического образования возможно благодаря его тесной связи с будущей работой. В учебных планах объединены обучение и трудовая деятельность, что находит реализацию в развивающих занятиях, в процессе прохождения учебной практики и освоения других образовательных методик.

Общий объем программы обучения составляет 60 учебных кредитов, где один учебный кредит соответствует 27 часам учебной работы студента. В табл. 2 представлены структура и содержание учебного плана Университета ХАМК.

Понятие о человеке, знаниях и обучении в учебных программах

В педагогической подготовке большее внимание уделяется теоретической доступности обучения, компетенции и этическим навыкам, нежели знаниям. Это обосновывается тем, что условием для зачисления на курс профессионального педагогического обучения является профессиональная компетенция, заключающаяся в наличии соответствующей специальности и трехлетнего стажа работы. Цели по получению новых навыков представлены в табл. 1.

Таблица 2

Структура и содержание плана обучения в рамках профессионального образования по специальностям «преподаватель», «руководитель учебного процесса» и «специальная педагогика» в Университете ХАМК

Учебное заведение Структура Содержание

Университет прикладных наук региона Хяме (ХАМК) Один документ, 202 стр. + приложения 5 стр. 1. Среда деятельности и обучения. 2. Профессиональное преподавание. 3. Виды обучения. 4. Управление учебным процессом и его оценка. 5. Приложения: Схема учебного года ^ Очное обучение ^ Смешанное обучение ^ Заочное обучение Профессиональное педагогическое обучение (60 кредитов): — базовый курс теории обучения, профессиональное обучение (13 кредитов); — курс профессиональной педагогики (26 кредитов); — преподавательская практика (15 кредитов); — развивающая работа (6 кредитов)

Международное обучение преподавателей профобразования (60 кредитов): — образовательное сообщество (19 кредитов); — направление обучения (25 кредитов); — рабочая среда (16 кредитов)

Профессиональное обучение по специальности «руководитель учебного процесса» (60 кредитов): — курс теории обучения, управление (18 кредитов); — профессиональный курс управления (12 кредитов); — практика по управлению (20 кредитов); — развивающий проект (10 кредитов)

Профессиональная специальная педагогика (60 кредитов): — базовый курс специальной педагогики (12 кредитов); — курс профессиональной педагогики (31 кредит); — развивающая работа (11 кредитов); — преподавательская практика (6 кредитов)

Деятельность и карьера преподавателя с точки зрения учебного плана

Разумеется, основное содержание работы преподавателя — быть руководителем процесса профессионального обучения. В этом заключается одна из главных целей педагогического образования.

В табл. 3 представлены требования к педагогу с точки зрения профессиональной готовности к его деятельности.

Таблица 3

Требования к компетенции педагога профессионального педагогического образования Университета ХАМК

Учебное заведение Области компетенции в педагогической деятельности

Университет прикладных наук региона Хяме (ХАМК) 1. Умение работать с обучаемыми. 2. Умение управлять процессом обучения. 3. Умение работать в педагогической среде. 4. Умение осуществлять развитие

Цели учебного плана и базовые понятия (см. рисунок) акцентируют внимание преподавателя на его работе по развитию, основанной на процессе исследований. Это означает развитие как профессионального образования, так и трудовой деятельности.

Представления и задачи преподавателя-исследователя и новатора отражены и в учебных материалах, в которых большое значение придается исследовательскому подходу. В процессе обучения в качестве основы и образца для самостоятельной работы рекомендуется пользоваться теоретической литературой. Ее же предлагается использовать как теоретическое обоснование преподавательской практики. Помимо этого педагогическое образование включает в себя теоретически аргументированные индивидуальные или групповые развивающие задания.

В учебном плане под карьерой понимается постоянное развитие профессионального обучения. Это проявляется в содержании учебных материалов и побуждает к непрерывному образованию и собственному развитию на протяжении всей жизни. Учебные задачи дают направление обучению и развитию учащихся в различных условиях (исследовательская литература, работа, сетевое окружение). В период учебы используют сетевое профессиональное порт-фолио, которое может быть полезно и по окончании обучения.

Литературные источники учебного плана

В учебном плане перечисляются учебные пособия и дополнительная литература, на основе которых он составляется, а также другие источники, которые следует использовать при обучении. Теоретическую основу образования составляет литература по теории педагогики, опубликованная на языках Финляндии. Кроме этого используются действующие правовые акты и законодательные нормы, официальные инструкции, а также отчеты о выполнении инновационных проектов и практические знания.

Формирование групп учащихся и реализация педагогического

образования

В основе педагогического образования лежат понимание и принятие того, что на практике группы учащихся всегда отличаются друг от друга и состоят из представителей разных специальностей. Различие и многопрофильность групп принимается, например, как отправная точка для профессионального роста педагога. Лишь небольшая часть педагогического обучения организована с ориентацией на определенную специальность.

В учебном плане описывается структура обучения и культура деятельности, присущая данному педагогическому факультету. Культура деятельности подразумевает вовлеченность и познавательную активность учащихся. Участие студентов в работе по созданию учебных программ, а также в совете по педагогическому образованию является гарантией качества. Студенты составляют персональные учебные планы, что является частью процесса обучения и оценивается как одно из учебных заданий.

Существует много вариантов реализации учебных планов. Они различаются по продолжительности и методам организации: продолжительность учебы, обучение с полной занятостью/обучение без отрыва от работы, день недели, местоположение, виртуальность, финский/английский язык, международность, ориентированность на отрасль/специальность.

Дальнейшее распространение информации о финской системе

образования

Система высшего образования Финляндии, в том числе и педагогического, вызывает интерес во всем мире. В этой связи появилась необходимость организации международных программ обучения для иностранных преподавателей высших учебных заведений, чтобы они могли ознакомиться с системой высшего образования в Финляндии в целом и с финским педагогическим образованием в частности. В основу программ положены накопленные знания и опыт работы педагогического факультета, а также принципы динамичного развития требований к современной трудовой жизни и профессиональным навыкам.

Дополнительную информацию об этих программах обучения можно получить на сайте Университета ХАМК (www.hamk.fi/contedu).

Выводы

На основании анализа учебного плана можно сказать, что педагогическое обучение представляет собой модель современного образования. Его целью является получение передовой профессии

преподавателя университета прикладных наук. Обучение преподавателей профессионального образования является сложным, трудоемким и основательным процессом, в основе которого лежат ясные цели, а также четкие представления об их реализации.

Отзывы учащихся каждой группы собираются в два этапа в соответствии с их обучением. Согласно этим отзывам, студенты действительно считают педагогическое образование сложным и требующим самостоятельности мышления. Кроме того, они отмечают, что на протяжении многих лет качество обучения находится на высоком уровне (в среднем 4,1 балла по пятибалльной шкале).

В учебном плане особый упор сделан на важность развивающей деятельности преподавателя, и даже имеет место идеализированный взгляд на его работу. Цель обучения заключается в том, чтобы каждый студент стал новатором в педагогике и усовершенствовал существующую практику. На протяжении всей карьеры ему следует повышать преподавательскую квалификацию и соответствовать при этом современным требованиям трудовой жизни.

Список литературы

Закон об университетах прикладных наук 9.5.2003/351.

Постановление о требованиях к преподавательскому составу 14.12.1998/986.

Elinikaisen oppimisen avaintaidot // Opetushallitus sivusto. 2010. URL: http://www.oph.fi/koulutus_ja_tutkinnot/ammattikoulutus/ammatilliset_ perustutkinnot/elinikaisen_oppimisen_avaintaidot (Luettu: 28.09.2013).

Euroopan parlamentin ja neuvoston suositus (2006/962/EY) elinikaisen oppimisen avaintaidoista (EUVL L 394) // EUR-Lex sivusto. 2006. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=0J:L:2006:394:0010: 0018:FI:PDF (Luettu: 29.09.2013).

Kanfer R., Ackerman P.L. Work Competence: A Person-Oriented Approach // Handbook of Competence and Motivation / Ed. by A.J. Elliot, C.S. Dweck. N.Y., 2005.

Learning Outcomes Approaches in VET Curricula. A Comparative Analysis of Nine European Countries // European Centre for the Development of Vocational Training (CEDEFOP) Website. 2010. Research paper N 6. URL: http:// www.cedefop.europa.eu/EN/Files/5506_en.pdf (last accessed data: 28.09.2013).

Manninen J., Burman A., Koivunen A., Kuittinen E, Luukannel S, Passi S, Sürkkü H. Oppimista tukevat ymparistot. Johdatus oppimisymparistoajatteluun. Toinen painos. Helsinki, 2013.

Nokelainen P. Mita on ammattikasvatus ja ammattikasvatuksen tutkimus? // Ammattikasvatuksen aikakauskirja. 2013. Vol. 15 (1).

Nokelainen P., Korpelainen K, Ruohotie P. Ammatillisen huippuosaamisen kehittymiseen vaikuttavat tekijat: Tapausesimerkkina suomalaiset ammattitaidon maailmanmestaruuskilpailuihin osallistuvat ja valmentautuvat nuoret // Ammat-tikasvatuksen aikakauskirja. 2009. Vol. 11 (2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Opetustoimen henkilöstön elinikäisen oppimisen polkumallit // Opetus- ja kulttuuriministeriö sivusto. 2010. URL: http://www.minedu.fi/export/sites/default/ OPM/Koulutus/aikuiskoulutus_ja_vapaa_sivistystyoe/opetustoimenkoulutus/ julkaisut/Polkumallit.pdf (Luettu: 28.02.2014).

Ruohotie P. Ammattikasvatuksen yliopistollinen opetus ja tutkimus // Suomalaisen ammattikasvatuksen historia. OKKA-säätiön julkaisuja ja Tampereen yliopiston Ammattikasvatuksen tutkimus- ja koulutuskeskuksen julkaisuja // Teoksessa A. Rajaniemi (toim.). Helsinki, 2000.

Tuominen M., Wihersaari J. Ammattikasvatusfilosofia. Helsinki, 2006.

Tynjälä P. Ammatillinen asiantuntijuus ja sen kehittäminen tietoyhteiskun-nassa // Tietotyö ja ammattitaito — Knowledge work and occupational competence. Toinen täydennetty painos / Teoksessa J. Kirjonen (toim.). Jyväskylä, 2003.

Veermans M., Tapola A. Motivaatio, emootiot ja oppimisen itsesäätely teknologiaympäristössä // Oppimisen teoria ja teknologian opetuskäyttö / Teoksessa S. Järvelä, P. Häkkinen, E. Lehtinen (toim.). Helsinki, 2006.

The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

Zakon ob universitetah prikladnyh nayk 9.5.2003/361.

Postanovlenie o trebovanijah k prepodavatel'skomy sostavu 14.12.1998/986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.