Личные финансы
финансы домашних (сельских) хозяйств в самообеспечении комфортным жильем: вопросы теории и практики
А.И. гончаров,
доктор экономических наук, доктор юридических наук,
профессор
О.И. БАРКОВА
Финансовая состоятельность населения, являясь элементом социально ориентированной «экономики потребления», может быть включена как звено в систему финансов непроизводственной сферы. Процесс финансового самообеспечения домашних (в том числе сельских) хозяйств объединяет оценку объемов и формирование источников необходимых финансовых ресурсов, способы и организацию финансирования расходов, стимулирование достижения результативности затрат, контроль за своевременностью и законностью операций на всех этапах движения денежных потоков1.
В настоящее время на село «пошли» финансовые потоки, инициированные сразу двумя национальными проектами — «Развитие АПК» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Однако пока сельское жилищное строительство не вышло на линию устойчивого, поступательного развития.
Финансово-экономический механизм жизнедеятельности сельских домохозяйств в России. Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности домашних (сельских) хозяйств установлены Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2. В соответствии с ним фермерское хозяйство
1 Гончарова, М. В., Гончаров А. И. Финансовое обеспечение социальной поддержки в России: теория и практика: монография. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - С. 44 - 46.
2 До вступления в силу закона № 74-ФЗ правовые основы создания крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) определялись Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве», в соответствии с которым КФХ регистрировались как юридические лица. С вступлением в силу закона № 74-ФЗ КФХ осуществляют деятельность без
представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на личном участии.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации, осуществляемой в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей3.
К деятельности фермерских хозяйств применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не предусматривается законодательством РФ. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии со ст. 4 закона № 74-ФЗ граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
Соглашение о создании фермерского хозяйства подписывается всеми его членами и должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства. Ими могут быть:
образования юридического лица (п. 3 ст. 1 закона № 74-ФЗ). Пунктом 3 ст. 23 закона № 74-ФЗ установлено, что КФХ, которые были созданы как юридические лица до вступления в силу этого закона, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
3 Ст. 5 закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
- супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При этом указано, что лишь по достижении возраста 16 лет дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства;
- граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, о полномочиях главы фермерского хозяйства и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и выхода из его членов;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
Фермерское хозяйство может быть создано и одним гражданином, в этом случае заключения соглашения не требуется, и этот гражданин является главой фермерского хозяйства.
По взаимному согласию членов фермерского хозяйства в него могут быть приняты новые члены на основании их заявлений, представляемых в письменной форме.
Члены фермерского хозяйства, исходя из собственных интересов, самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции. Основные виды деятельности фермерского хозяйства: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
В состав основных финансово-хозяйственных отношений фермерского хозяйства следует включить:
1) производство и переработку сельхозпродукции;
2) перевозки:
- сырья, кормов;
- произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
- сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
- семян;
- удобрений;
- горюче-смазочных материалов;
- иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.
В целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих финансово-экономических интересов фермерские хозяйства могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций4.
Сельскохозяйственное производство по своей природе отличается от других направлений хозяйственной деятельности тем, что производит продукцию животного и растительного происхождения и использует в процессе труда землю в качестве главного, ничем другим незаменимого средства производства. Поэтому воспроизводство в сельском хозяйстве и функционирование финансов сельскохозяйственных организаций обладают рядом особенностей, которые определяются природно-климатическими и естественно-биологическими условиями, технологическими факторами и социально-экономическими отношениями. Все эти особенности можно объединить в следующие группы.
Природно-климатические и естественно-биологические особенности.
Почвенно-климатические особенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих циклов производства, различая в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциацию в себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции.
Погодные условия влияют на время проведения и темпы работ, объем и качество продукции, отсюда возникает необходимость создания в сельскохозяйственных организациях натуральных и денежных страховых и резервных фондов.
Природный, естественно-биологический цикл развития растений и животных определяет кругооборот финансовых ресурсов. Необходимость концентрации материальных, денежных и трудовых ресурсов возникает к определенным периодам, что вызывает привлечение кредитов.
Технологические и организационные особенности.
При сочетание в сельском хозяйстве двух взаимодополняющих отраслей — растениеводства и животноводства — осуществляются раздельное
4 Статья 20 закона № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве».
планирование, учет и финансирование по этим направлениям сельхозпроизводства, а также наличие внутрихозяйственной резервной продукции. Резерв необходим для обеспечения непрерывности производственного цикла. Эта часть продукции хотя и получает стоимостную оценку, но в процесс реализации не вступает5.
Особенности сельского хозяйства предопределяют специфику планирования издержек производства сельскохозяйственной продукции между продукцией текущего и будущего года. Кроме того, сезонность сельскохозяйственных работ обусловливает необходимость исчисления себестоимости не только по видам продукции, но и по видам работ. Планирование осуществляется в следующей последовательности: сначала определяются затраты по видам работ на 1 га посева и на голову скота, затем с учетом урожайности и продуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции. При планировании себестоимости продукции учитывается влияние основных технико-экономических факторов:
— повышение технического уровня и комплексной механизации производства;
— внедрения прогрессивных технологий производства;
— проведение мероприятий по улучшению плодородия земель;
— повышение качества производственных ресурсов;
— внедрение лучших высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных;
— изменение цен на материальные ресурсы и основные средства;
— применение прогрессивных форм организации труда и его оплаты.
Выявление закономерностей и количественных взаимосвязей между основными факторами производства, определение количественного значения отдельных факторов в формировании себестоимости продукции обеспечиваются с помощью методов системного экономического анализа.
Все затраты возмещаются через выручку от реализации произведенной продукции. Затраты на расширение основных и оборотных средств, а также на покрытие непроизводственных расходов осуществляются, как правило, за счет прибыли, а в ряде случаев — за счет бюджета и других источников. Различают общую прибыль, которая характеризует общий результат финансовой деятельности,
5 Колчина, Н. В. Финансы предприятий. — М., 2001. — С. 411.
и прибыль от реализации, — разность между суммой выручки и полной себестоимостью реализованной продукции.
На общую прибыль, кроме реализации, также влияют внереализационные доходы и поступления, расходы и потери. К внереализационным доходам относятся: суммы, полученные в погашение ранее списанной дебиторской задолженности, а также суммы возмещения из страхового фонда на покрытие убытков от стихийных бедствий; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; штрафы, пени, неустойки, полученные в связи с невыполнением договорных обязательств, и т. д. К внереализационным расходам относят: убытки от уценки до закупочных цен переходящих запасов семян и кормов собственного производства, остатки молодняка животных — и животных на откорме; списание безнадежной дебиторской задолженности из-за неплатежеспособности должников; убытки от стихийный бедствий, не возмещенные в установленном порядке, от не полностью амортизированных основных фондов; выплаченные пени, штрафы и неустойки и т. д.
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между его членами. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить:
— земельный участок;
— насаждения;
— хозяйственные и иные постройки;
— мелиоративные и другие сооружения;
— продуктивный и рабочий скот;
— птица;
— сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
— транспортные средства;
— инвентарь;
— иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
Члены фермерского хозяйства по взаимному согласию устанавливают перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, и порядок формирования имущества фермерского хозяйства6.
Общим имуществом членов фермерского хозяйства являются плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования имущества
6 Закон № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»: п. 4 ст. 6.
фермерского хозяйства. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения, пользования и распоряжения этим имуществом определяется соглашением. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется его главой в интересах фермерского хозяйства.
При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства разделу не подлежат. В этом случае гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто в судебном порядке. Срок выплаты компенсации не может превышать года с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства7.
На наш взгляд, в настоящее время недостаточно уделяется внимание социально-экономическому развитию жизни на селе. «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2010 годы» предусматривает следующие финансовые вложения:
— на мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности в 2008 г. заложен 1 млрд руб., в 2009 г. — 3 млрд руб.;
— на газификацию сельской местности предусмотрено в 2008 г. — 1,2 млрд руб., в 2009 — 2,3 млрд руб., в 2010 — 2,9 млрд руб. 8
Практические пути развития финансовой состоятельности домохозяйств российского села. В России важнейшим вопросом в развитии села является достаточное количество работоспособной молодежи самой разной квалификации, которую необходимо не только заинтересовать сельскохозяйственным производством, но и помочь в приобретении качественного жилья.
Для сельского жителя существуют различные способы получения жилья. Это, например, часть федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.», в рамки которой постановлением Правительства РФ указанные мероприятия были включены самостоятельным разделом, включая параметры конечных результатов их реализации. За период 2006 — 2010 гг. 73,65 тыс. молодых специалистов или их семей смогут приобрести или
30 % средства федерального бюджета
40 % средства региональных бюджетов
30 % средства внебюджетных источников
Рис. 1. Долевое участие средств в финансовом механизме реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов на селе
построить в сельской местности комфортное жилье с использованием государственной поддержки. Финансовый механизм реализации мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов предусматривает долевое участие средств федерального бюджета (30 %), средств региональных бюджетов (40 %) и внебюджетных источников (30 %) (рис. 1) 9.
Главной отличительной чертой «сельской части» национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» является то, что на селе строительство, прежде всего — индивидуальное, неиндустриальное, малоэтажное, причем с самым активным участием в его проектировании и строительстве будущих собственников — сельских жителей.
По нашим оценкам, до 30 % сельских домохо-зяйств строят свое жилье собственными силами. Виду сезонной занятости селян на сельхозработах основные объемы выполняемых строительных работ приходятся в этих домохозяйствах на осенне-зимний период, что сопровождается зимним удорожанием и работ, и стройматериалов. Около 20 % семей не приемлют возможности строительства своего жилья в кредит и строятся за счет финансового самообеспечения. Еще примерно 20 % семей убеждены в собственном бессилии и пока вообще не занимаются жилищным вопросом. В пределах 50 % сельских домохозяйств занимают инертно-выжидательную позицию, изучая складывающуюся ситуацию со строительством жилья. До 10 % сельских жителей пока вообще не осознают, какие современные возможности по приобретению
7 Там же: п. 2 ст. 9.
8 Лисовский С. Ф. О сельском хозяйстве снова забыли // На-
циональные проекты. — 2007. — № 9. — С. 74.
9 Торопов Д. И. Молодым специалистам на селе — социальную поддержку государства // Национальные проекты. — 2007. № 7. - С. 73.
жилья существуют для сельских жителей.
В настоящее время в России набирает обороты кредитование домашних (сельских) хозяйств. Многие банки начали работать в данном направлении. Стандартный расчет платежеспособности может производиться с учетом следующих доходов заемщика:
— по основному месту работы и от ведения личного подсобного хозяйства;
— исключительно от ведения личного подсобного хозяйства в случае предоставления им в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору гарантии субъекта РФ или муниципального образования, либо поручительства платежеспособного юридического лица — клиента банка.
При расчете платежеспособности с учетом доходов, полученных от ведения личных подсобных хозяйств, применяется понижающий коэффициент в размере 0,510.
Р = (Д1-К1 + Д2-К2) -I, (1)
где I — период кредитования в месяцах, максимальный период — 60 мес.; Д1 — среднемесячный доход (чистый) за 6 мес. за вычетом всех обязательных платежей (для пенсионеров — размер получаемой ими пенсии), на основании документов, подтверждающих величину доходов и размер производимых удержаний; Д2 — среднемесячный доход, который может быть получен от ведения личного подсобного хозяйства за период не менее года;
К1 — коэффициент в зависимости от величины чистого дохода по основному месту работы;
К2 — коэффициент в зависимости от доходов, полученных от ведения личного подсобного хозяйства.
Предполагаемый среднегодовой доход заемщика от ведения личного подсобного хозяйства рассчитывается, учитывая единую цену за единицу продукции и вес единицы производимой продукции по основным видам сельскохозяйственной продукции личного подсобного хозяйства. Эта единая цена и вес единицы производимой продукции по основным видам сельскохозяйственной продукции определяется на основании:
— информации уполномоченных органов статистики о сложившихся закупочных ценах по основным видам сельскохозяйственной продукции (запрашивается по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал);
10 Временный порядок предоставления Сбербанком России и его филиалами кредитов физическим лицам, ведущим личное подсобное хозяйство. От 19.05.2006 № 1429-р.
— данных, полученных от предприятий, осуществляющих закупку и переработку сельскохозяйственной продукции.
Если рассматривать финансовые операции Сбербанка России по предоставлению кредитов сельским частным клиентам, следует указать, что перечень цен за единицу продукции и веса единицы производимой продукции по основным видам сельхозпродукции устанавливаются Кредитным комитетом головного (областного) отделения Сбербанка. При отсутствии в указанном перечне наименования производимой продукции отделением формируется запрос для внесения данной продукции в перечисленный перечень на рассмотрение соответствующего комитета.
Также в российском селе применяется ипотечное кредитование под залог земель сельскохозяйственного назначения. В условиях рыночных отношений указанный вид кредитования невозможен без адекватного механизма инвестирования в ипотеченые ценные бумаги. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» на формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования под залог сельскохозяйственных земель в 2006 — 2007 гг. предусематривалось выделение 1,3 млрд руб. из федерального бюдежета. Данные средства были направлены на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», което-рый выступает основным кредитно-финансовым институтом реализации программы долгосрочного кредитования под залог земель в сельском хозяйстве. На наш взгляд, собственники земли в таких финансовых операциях вправе сами решать вопрос о целях использования кредитных средств. Либо кредит будет использован на расширение сельхоз-производства, либо на строительство комфортного жилья. Авторы полагают, что кредитные ресурсы должны предоставляться в связке двух указанных целей. Тогда сельское домохозяйство одновременно получит социально-финансовый стимул для развития своего производства, совершенствования и создания более комфортного быта.
Как прогнозируется специалистами Мин-сельхоза России в 2008 г. в систему ипотечного кредитования буедут вовлечены 5 тыс. хозяйств со средним наделом земли в 100 га11. При этом развитие системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей различных групп (сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств, а также граждан, ведущих личное подсобное хо-
11 Кулов А. Р. Институт ипотеки в сельском хозяйстве и инвестиционные фонды // Финансы. — 2007. — №5. — С. 12.
зяйство) обеспечивается при непосредственной государственной поддержке. Одним из основных направлений такой поддержки выступает предоставление субсидий субъектам РФ из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договоерам, заключенным с российскими кредитными органиезациями12.
Предусматривается дифференцированный подход к возмещению части затрат на уплату процентов: для сельскохозяйственных организаций субсидируется 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ; для граждан, ведущих личное подесобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов из федерального бюджета возмещаются затраты на уплату проецентных ставок в размере не менее 95 % ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более, чем 95 % их фактических затрат.
Формирование институтов и организационно-экономического механизма привлечения инвестиций в систему ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения можно подразделить на три этапа:
— формирование инфраструктуры системы инвестирования в ипотечные облигации и ее организационно-правовой основы;
— создание системы вторичного рынка ипотечных ценных бумаг;
— развитие системы государственного регулирования инвестиционной деятельности в части обращения ипотечных ценных бумаг, обеспеченных залогом земель сельскохозяйственного назначения, на фондовом рынеке (например, ограничения по размещению среди иностранных инвесторов).
Проблема организации инфраструктуры системы инвестирования в ипотечные облигации предопределяется многообразием форм хозяйствования в сельском хозяйестве. Из 192,6 млн га сельскохозяйственных угодий 73,8 % использовались сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 9,7 %, личными подсобными хозяйствами — 3,4 %.
Общая площадь используемых сельскохозяйственных угодий продолжает уменьшаться. Только за последние годы из сферы производства в Российской Федерации было выведено земель площадью свыше 6,6 млн га, или 2,3 %. При этом площадь пашни сократилась за аналогичный период на 3,1 млн га, площадь кормовых угодий — на 1,7 млн га. Анализ использования земли по категориям
12 Закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»: п. 2 и 3 ст. 11.
землепользователей показывает, что сокращение идет преимущественно в сельскохозяйственных организациях. Тогда как в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах наблюдаются процессы расширения сельскохозяйственных угодий и пашни.
Развитие системы инвестирования в ипотечные ценные бумаги, реализуемое в рамках программы ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения, обусловлено экономическими факторами, определяющими финансовое состояние аграреных товаропроизводителей.
Учитывая, что инвестор ожидает отдачи от вложений капитала, как минимум, на уровне доходности инвеестиций в государственные долговые обязательства, необеходимым условием повышения активности инвесторов в сегменте рынка земельно-ипотечных облигаций выступает проведение мероприятий по финансовому оздоровлению товаропроизводителей. В связи с этим весьма важным представляется комплексное развитие системы инвестирования в ипотечные ценные бумаги, составляющих земельно-ипотечный рынок (рынок ипотечных кредитов под залог земель сель-скохозяйественного назначения и рынок ипотечных ценных бумаг) и его регулирование в целях обеспечения доступности товаропроизводителей к заемным ресурсам.
Под системой инвестирования в ипотечные ценные бумаги понимается совокупность взаимосвязанных инеститутов формирования, распределения сбережений, ориентированных на обеспечение кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения. Следует осоебо подчеркнуть, что данная система выступает только составным звеном формируемой национальной системы ипотечного кредитования сельскохозяйственного товаропроизводителя. Другим, не менее значимым, звеном, как было отмечено, являются собственные финансы домашних (сельских) хозяйств. Импульс инвестиций в ипотечные ценные бумаги вне системы механизмов развития финансовой состоятельности сельских домохозяйств не может дать того общефедерального экономического эффекта, который ожидается в связи с реализацией на селе параллельно двух национальных проектов.
Одним из действенных инструментов функционирования рынка ипотечных ценных бумаг выступают институты, способные аккумулировать финансовые ресурсы. Однаеко вследствие действия постановления Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг от 14.08.2002 № 31/пс «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» 13, регламентирующего состав и структуру вложений инвестиционных фондов, привлечение капитала в аграрный сектор посредством данного инвестиционного института очень незначительно.
Учитывая отраслевые особенности сельского хозяйества, можно поддержать позицию А. Р. Ку-лова, что возможными направлениями разевития системы инвестирования в ипотечные ценные бумаги в сельском хозяйстве России являются:
— создание и развитие инвестиционных институтов, ориентированных на вложения в эмиссионные ипотечные ценные бумаги (акционереный инвестиционный фонд земельной недвижимости);
— установление видов ипотечных ценных бумаг и удостоверяемые ими права, а также регламентация их эмиссии;
— формирование механизма гарантированного дохода по купонам ипотечных ценных бумаг;
— развитие двухуровневой модели привлечения инвестиций в ипотечные облигации: первый уровень — для сельскохозяйственных организаций и КФХ, располагающих земельным участком свыше 100 га, второй уровень (на кооперативной основе) — для сельских домохозяйств, имеющих площади менее 100 га;
— формирование системы налоговых льгот для инвесторов в ипотечные облигации;
— страхование государством частных инвестиций в ипотечные облигации14.
Вопрос об эмитентах ипотечных ценных бумаг до настоящего времени остается открытым. Поэтому одним из возможных решений видим вариант, при котором первоначально в качестве специализированного эмитента ипотечных ценных бумаг выступит ОАО «Россельхозбанк», который в настоящее время вырабатывает собственную программу развития системы ипотечного кредитования в стране.
В рамках предлагаемого варианта сельскохозяйственный товаропроизводитель (домохозяйство) подает заявку на получение ссуды под залог сельскохозяйственных угодий и недвижимого имущества в кредитную организацию. На основе оценки имущества принимается решеение о возможности
13 С последующими изменениями и дополнениями (Аудит и налогообложение. — 2007. — № 7.).
14 Кулов А. Р. Институт ипотеки в сельском хозяйстве и инвестиционные фонды // Финансы. — 2007. — №5. — С. 13.
выдачи кредита в размере, не превышающем 50 % рыночной стоимости заложенного имущества. При этом кредит предоставляется в виде ипотечных облигаций. В дальнейшем осуществляется продажа заемщиком облиегаций уполномоченной организации «Акционерный инвестиционный фонд земельной недвижимости», которая в дальнейшем аккумулирует их либо продает на фондовом рынке частным инвесторам. По мере повышения доверия инвесторов к инструментам ипотечных ценных бумаг доходность по ним может устанавливаться на уровене процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, либо процентной ставки по долгосрочным депозитам АКБ «Сбербанк России».
Свыше 13,1 % сельскохозяйственных угодий, или 25,2 млн га, используются крестьянскими, (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, поэтому необходимо создавать адекватную их условиеям систему привлечения капитала в рамках развертывания программы ипотечного кредитования сельского хоезяйства. Такой системой может стать развернутая модель ипотечных кооперативов.
В рамках этой модели товаропроизводители, не имеющие площадей сельскохозяйственных угодий в размере 100 га, объединяются в ипотечный кооператив, в который передают имеющиеся угодья в оперативное управление, вплоть до права отчуждения в случае неисполнения обяезательств по ипотечному кредиту членом кооператива. Сформировав «пул» сельскохозяйственных угодий, ипотечный кооператив получает ипотечный кредит в виде пакета ипотечных облигаций в ОАО «Россель-хозбанк», который реализует их «Акционерному инвестиционному фонду земельной недвижимости». Полученные инвестиции данный кооператив направляет на приобретение производственных основных средств, а также на строительство комфортного жилья для пайщиков.
Поскольку не все земли могут использоваться в залоговых отношениях, как следствие, реальный объем рынка ипотечных облигаций не может отражать его максимального потенциального уровня. Такие факторы, как период обращения, доходность ипотечных облигаций, сроки размещения, периодичность выплат купонного дохода, уровень ликвидности выпускаемых ипотечных облигаций, в значительной степени определяют вложения капитала в данные инвестиционные инструменты.
Инвестиционная деятельность является важнейшей составляющей развития сельского хозяйства. В связи с этим эффективный механизм
привлечения капитала (частного и государственного) в систему рефинансирования ипотечного кредитования в сельском хозяйстве под залог сельскохозяйственных угодий неразрывно связан с повышением привлекательности сельского хозяйства для инвесторов. Это предопределяет необходимость развития государственной поддержки инвестиционной деятельносети в сфере вложений частного капитала в ипотечные цененые бумаги. Привлечение «длинных» и относительно дешевых денег в аграрную экономику возможно в условиях резкого снижения уровня политических, экономических и других рисков, что в складывающихся условиях макроэкономической стабилизации в стране представляется вполне достаточным и реальным фактором повышения интереса инвесторов к таким инструментам инвестиционного рынка, как ипотечные ценные бумаги сельского хозяйства.
По нашему мнению, государственная поддержка не должна ограничиваться этими мерами, поскольку многие вопросы, такие как уменьшение степени неопределенности в аграрной политике государства, включая таможенное регулирование импорта продовольственных товаров, те или иные налоговые преференции стратегическим инвесторам в аграрный сектор экономики, гарантии безопасности зарубежных инвестиций в сельское хозяйство страны и другие вопросы, также будут способствовать привлечению долгосрочного капитала в эту важнейшую отрасль народного хозяйства. Например, в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. наряду с другими мерами регулирования аграрного сектора предусмотрены различные виды субсидий сельхозтоваропроизводителям, в том числе на компенсацию части стоимости финансовых услуг.
Необходимость субсидирования сельским домохозяйствам стоимости таких финансовых услуг, как жилищное кредитование и страхование, определяется их социально значимым характером. Без финансовой поддержки государства получение указанных финансовых услуг домохозяйствами аграрного сектора затруднено, так как обеспечить стабильный финансовый результат в аграрном секторе в настоящее время невозможно из-за зависимости сельскохозяйственного производства от природно-климатических условий и сложившегося диспаритета цен. В то же время значимость
социального прогресса на селе настолько велика, что его финансовая государственная поддержка обеспечивает большие выгоды перевода средств из общественного сектора в частный. Например, создавая возможности для повышения продовольственной безопасности страны и демографического прироста сельской части населения.
Построение финансового механизма субсидирования стоимости финансовых услуг сельским домохозяйствам предполагает организацию такого взаимодействия между аграрным сектором, кредитными и страховыми финансовыми институтами, которое позволяло бы использовать финансовые ресурсы последних для реализации социально-экономической роли сельского хозяйства и развития внутренних источников финансового самообеспечения сельских домохозяйств. Форма реализации этого механизма может различаться по кругу охваченных субъектов, взаимодействию между ними, источникам, срокам, целям предоставления финансовых ресурсов. В модельном варианте система (механизм) субсидирования стоимости финансовых услуг домохозяйствам села является двухуровневой, денежные средства предоставляются на условиях софинансирования из различных бюджетов. Система многовариантна в зависимости от вида участвующих финансовых институтов, пользователей финансовых услуг; охватывает коммерческие банки, страховые организации, кредитные потребительские кооперативы и сами сельские домашние хозяйства (рис. 2).
С 2007 г. часть процентной ставки компенсируется и по кредитам сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК). Имеется возможность подачи заявки на получение субсидии не только самим заемщиком, но и кредитором, предоставляющим займ — СКПК. От получения субсидии для уменьшения стоимости услуг по жилищному кредитованию, например, действующий порядок компенсации затрат на страхование урожая отличается следующим:
— пакет документов на получение субсидии предоставляет в уполномоченный орган застрахованное лицо;
— страховая организация в системе субсидирования не задействована, так как не требуется ее участия в предоставлении документов, компенсация перечисляется непосредственно на банковский счет застрахованного лица;
— не требуется доказательств отсутствия просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам.
Федеральные бюджет и центральные органы управления 1-
7*
Субфедеральные бюджеты и органы управления (софинансирование, дополнительное к федеральным субсидиям)
5
4
5
т т
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы
Сельские домашние хозяйства т
Кредитные потребительские кооперативы
рис. 2. Модель субсидирования стоимости финансовых услуг сельским домохозяйствам в России
Условные обозначения:
- направления финансовых и информационных потоков: 1 - лимиты субсидий;
2 - кредиты (страховые взносы для страховых организаций); 3 - документация на получение субсидий; 4 - субсидии; 5 - страхование за счет субсидируемых кредитов;
- финансовые потоки, связанные с субсидированием финансовых услуг, предоставляемых:
коммерческими банками сельскохозяйственным потребительским кооперати-коммепческими банками сельским домохозяйствам; --- страховыми организациями сельхозпроизводителям;
---- кредитными потребительскими кооперативами сельским домохозяйствам.
До 3 лет (6%)
До 5 лет по национальному проекту «Развитие АПК» (54%)
Рис. 3. Структура сроков инвестиционных кредитов, представленных на субсидирование процентной ставки в 2006 г.
В субъектах Федерации (например, в Волгоградской области) субсидируется стоимость финансовых услуг сельхозпроизводителям по производственному кредитованию, в том числе лизингу, и страхованию. В отличие от федерального уровня, предусмотрены более широкие возможности целевого использования средств (в том числе на решение социальных вопросов), а также более широкий круг их получателей (в том числе работники социальной сферы сельской местности). В частности, увеличиваются объемы и доля инвестиционных кредитов, причем среди последних преобладают долгосрочные заимствования (рис. 3) 15.
В целом пока не существует единой системы субсидирования стоимости финансовых услуг сельским домохозяйствам, что влечет использование различных организационно-экономических подходов. К негативам российской модели субсидирования относятся ее двух-уровневость, многовариантность, ухудшение финансового состояния сельхозпроизводителей за счет сезонных кассовых разрывов, кредитование преимущественно успешных хозяйств , которые за счет финансового самообеспечения изыскали средства на заключение договоров кредитования и страхования.
Для повышения эффективности обоих национальных проектов в аграрном секторе предлагают систематизировать субсидирование стоимости финансовых услуг сельским домохозяйствам в рамках следующей модели. (рис. 4).
Финансовая состоятельность домохозяйств за рубежом. Если провести сравнение с другими странами, то можно отметить следующее: уровень качества жизни домашних хозяйств в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) в 2006 г. продолжает улучшаться:
— финансовое состояние домашних хозяйств в ЦВЕ выросло до 583 млрд евро. Приоритетом домашних хозяйств в ЦВЕ становится инвестирование в собственное жилье; — финансовые активы домашних хозяйств стран ЦВЕ продолжили увеличиваться, третий год подряд демонстрируя уверенный рост, и концу 2006 г. достигли 583 млрд евро (+14 %, 2005 г. - 510 млрд евро), что составляет 57 % ВВП.
Это является результатом роста экономик региона, существенного увеличения стоимости активов и аккумулирования средств в системах пенсионного обеспечения. Сейчас на ЦВЕ приходится порядка 1 % мирового благосостояния домашних хозяйств, которое в 2006 г. превысило 81 трлн евро16.
До 5 лет (40%)
> www//mcx. ru
16 Прогноз основан на данных ОБСЕ, центральных банков и BCG, включая Северную Америку (США и Канада), Европу (Восточная и Западная), Азию, Тихоокеанский регион, Латинскую Америку и Ближний Восток.
1
5
5
4
2
5
Рис. 4. Система субсидирования стоимости финансовых услуг сельским домохозяйствам
Увеличение стоимости активов в странах ЦВЕ сопровождалось еще более быстрым ростом задолженности домашних хозяйств. 2006 г. стал очередным годом бурного развития розничного банковского кредитования: задолженность домашних хозяйств по отношению к предыдущему году увеличилась на 33 % (в 2005 г. — на 43 %; в 2001 — на 6 %) до 180 млрд евро. Тем не менее уровень задолженности домашних хозяйств по отношению к ВВП остается сравнительно низким, составив в 2006 г. всего 17 %, тогда как в еврозоне он достигает 54 %.
Домашние хозяйства наращивают объемы инвестиций в недвижимость; спрос на ипотечное финансирование находится на высоком уровне. Домашние хозяйства также продолжают увеличивать сбережения, но постепенно выводят их на рынок недвижимости. Потребительское поведение домашних хозяйств в ЦВЕ все больше изменяется, адаптируясь к новым, более высоким, стандартам жизни. Расходы в регионе обеспечиваются за счет быстрого роста доходов и более простого доступа к кредитованию, развитие которого также поддерживается за счет эффекта благосостояния, создаваемого ростом цен на жилье. Тем не менее ситуация по странам различается. Инвестиции в материальные активы и потребление не остановили процесса накопления в таких странах, как Болгария, Польша, Словения и с недавнего времени Хорватия, где оба показателя — чистое благосостояние
и скорректированное чистое благосостояние17 по отношению к ВВП постоянно увеличиваются.
Противоположную ситуацию можно наблюдать в Румынии, Словакии, России и Турции. В этих странах население отдает явное предпочтение открывшимся новым возможностям и использует преимущества хороших перспектив развития экономики своих стран и быстрого роста цен на активы для улучшения качества жизни. Вместе с тем стоит отметить, что в случае России и Турции, где очень велика разница в уровне доходов населения, делать выводы о среднестатистическом потребительском поведении домашних хозяйств представляется в определенной степени затруднительным.
Параллельно тенденциям, наблюдаемым в еврозоне, ипотека является основной движущей силой потребительского кредитования в ЦВЕ18. С 2000 по 2006 г. объем выданных ипотечных кредитов вырос на 44 %, чему способствовали факторы и спроса, и предложения. Но в целом в регионе ЦВЕ на ипотеку приходится всего 7 % ВВП, что значительно ниже уровня в 38 % в еврозоне. Эти цифры говорят об огромном потенциале рынка ипотечного кредитования в долгосрочной перспективе.
Ожидаемый в дальнейшем экономический рост продолжит оказывать свое воздействие на аккумулирование финансовых средств домашних хозяйств в регионе. Улучшение финансового благосостояния домашних хозяйств в ЦВЕ приведет к увеличению уровня проникновения благосостояния по отношению к ВВП до предположительно 61 % в 2009 г. (2006 г. — 57 %).
Наибольшего роста (порядка 20 — 25 % в год) можно ожидать в быстро развивающихся странах, таких как Россия, Сербия, Румыния, Босния и Герцеговина. Рост активов будет сопровождаться еще большим увеличением задолженности, которое будет стимулироваться возрастающим спросом на
17 Измеряется как валовое финансовое благосостояние за вычетом неипотечных долговых обязательств.
18 Доля ипотеки в странах ЦВЕ в общем объеме задолженности самая высокая.
товары длительного пользования, далеким от насыщения рынком жилья и сильной конкуренции в финансовом секторе. Эти факторы позволяют экономистам по ЦВЕ Группы ишС^й прогнозировать, что задолженность в странах ЦВЕ будет расти на 19 % в год в период с 2007 по 2009 г. и достигнет 22 % ВВП в 2009 г. (2006 г. — 17 %). Наибольший рост (22 %) прогнозируется в сфере ипотечного кредитования19. Ожидается, что ипотека сыграет наибольшую роль в увеличении задолженности домашних хозяйств региона. Инвестирование в собственное жилье останется основным приоритетом домашних хозяйств. Значительная часть сбережений домашних хозяйств будет по-прежнему направляться на рынок недвижимости на фоне быстро развивающегося ипотечного рынка.
В комплексе мероприятий финансового стимулирования особое место должен занимать мониторинг нуждаемости сельских домашних хозяйств в финансовой поддержке. Оценивать эффективность системы такой поддержки, в том числе в свете предложенных практических путей, можно лишь на основе систематического анализа параметров фактических расходов домашних хо-
19 рг@ишсгеёйёгоир. ги
зяйств на потребление, а также действительных размеров их накоплений.
Если понимание семейных расходов на потребление не вызывает вопросов, то в части фактических накоплений сельского населения следует отметить, что оценки этих ресурсов очень приблизительны. Достоверно неизвестно, сколько денежных средств, движимого и недвижимого имущества в денежном выражении имеет среднее сельское домохозяйство. Безналичные вклады в банках, инвентаризационная стоимость домов в технических паспортах БТИ отражают, по нашим оценкам, не более 50 % финансового потенциала сельских домашних хозяйств. К таким же выводам можно придти, анализируя итоги последней переписи сельского населения. Кроме того, авторы считают, что для эффективной финансовой поддержки необходим регулярный мониторинг доходов населения. Тогда принцип нуждаемости сельских домашних хозяйств в поддержке будет реализован на практике надлежащим образом, и финансовые субсидии получат те, кому они действительно необходимы. На взгляд авторов, мониторинг обязателен для всех, без исключения, доходов сельского населения, в том числе проверка эффективности использования домохозяйствами средств предоставляемой поддержки.
Подписка eLIBRARy.RU
Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).
На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.