Научная статья на тему 'Система фермерского кредита в сша: структура, механизмы и результаты работы'

Система фермерского кредита в сша: структура, механизмы и результаты работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / СИСТЕМА ФЕРМЕРСКОГО КРЕДИТА / БАНКИ СИСТЕМЫ ФЕРМЕРСКОГО КРЕДИТА / КРЕДИТНЫЕ АССОЦИАЦИИ / АДМИНИСТРАЦИЯ ПО ДЕЛАМ ФЕРМЕРСКОГО КРЕДИТА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ БАНКОВ / RURAL CREDIT COOPERATION / FARM CREDIT SYSTEM / FARM CREDIT BANKS / AGRICULTURAL CREDIT ASSOCIATIONS / FARM CREDIT ADMINISTRATION / FEDERAL FARM CREDIT BANKS FUNDING CORPORATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тушканов Михаил Павлович, Максимов Анатолий Федорович

Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года, принятая на Первом Всероссийском съезде сельских кооперативов (г. Санкт-Петербург, 21-22 марта 2013 г.) предусматривает приоритетное развитие различных форм кооперации. Однако в ней нет целостного видения институционального и организационного развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. Для решения этой проблемы важно учитывать имеющийся опыт финансирования фермеров и сельской местности в других странах. В статье раскрывается общая структура системы фермерского кредита США, роль и значение учреждений, входящих в систему, дается анализ результатов их работы и финансового состояния. Авторами показана привлекательность системы с точки зрения ее кооперативной сущности, минимизации транзакционных издержек, регулирования и страхования, распределения полученных доходов между членами кредитных ассоциаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern structure, mechanisms of interaction and outcomes of the U.S. Farm Credit System1RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev

The Concept of co-operative development in rural areas by 2020, adopted at the First All-Russian Congress of Rural Cooperatives (St. Petersburg, 21-22 March 2013), provides for the priority development of various forms of cooperation. However, it does not have a holistic view of the institutional and organizational development of the agricultural credit cooperatives. To solve this problem, it is important to take into account the existing experience of financing of farmers and rural development in other countries. The general structure of the U.S. Farm Credit System, the role and importance of institutions in the system, an analysis of their activity and financial condition has been considered in the article. The authors demonstrated the attractiveness of the system in terms of its cooperative structure, minimize transaction costs, regulation and insurance, distribution of revenues between the members of the credit associations.

Текст научной работы на тему «Система фермерского кредита в сша: структура, механизмы и результаты работы»

Известия ТСХА, выпуск 6, 2013 год

УДК 334.732.2:63

СИСТЕМА ФЕРМЕРСКОГО КРЕДИТА В США: СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

М.П. ТУШКАНОВ1, А.Ф. МАКСИМОВ2

(1 РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2 ГНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова»)

Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года, принятая на Первом Всероссийском съезде сельских кооперативов (г. Санкт-Петербург, 21-22 марта 2013 г.) предусматривает приоритетное развитие различных форм кооперации. Однако в ней нет целостного видения институционального и организационного развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. Для решения этой проблемы важно учитывать имеющийся опыт финансирования фермеров и сельской местности в других странах.

В статье раскрывается общая структура системы фермерского кредита США, роль и значение учреждений, входящих в систему, дается анализ результатов их работы и финансового состояния. Авторами показана привлекательность системы с точки зрения ее кооперативной сущности, минимизации транзакционных издержек, регулирования и страхования, распределения полученных доходов между членами кредитных ассоциаций.

Ключевые слова: сельскохозяйственная кредитная кооперация, система фермерского кредита, банки системы фермерского кредита, кредитные ассоциации, администрация по делам фермерского кредита, федеральная корпорация по финансированию банков.

Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года, принятая на Первом Всероссийском съезде сельских кооперативов (г. Санкт-Петербург, 21-22 марта 2013 г.), предусматривает приоритетное развитие различных форм кооперации, включая сельскохозяйственную кредитную кооперацию, которая уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент финансирования малых форм хозяйствования на селе. Однако в ней нет целостного видения институционального, инфраструктурного и организационного развития этой системы, механизмов привлечения финансовых ресурсов и снижения транзакционных издержек, внедрения систем страхования, регулирования и саморегулирования.

Для решения этих проблем важно учитывать имеющийся опыт организации финансирования фермеров и в целом сельской местности в других странах. Многие авторы, рассматривая кооперативные формы кредитования, ограничиваются изучением опыта европейских стран, стран Юго-Восточной Азии или СНГ. Опыт же Северной Америки в кредитовании сельского хозяйства через кредитные ассоциа-

102

ции (кооперативы) освещается недостаточно. В связи с этим весьма полезным может быть опыт работы системы фермерского кредита в США (Farm Credit System) (далее по тексту — СФК), которая имеет почти столетнюю историю и по существу является кооперативной структурой.

Отдельные аспекты деятельности СФК нашли отражение в целом ряде работ. В частности, в них рассматриваются: вопросы институционального развития [1], условия кредитования фермеров [2], организации инфраструктуры [3], меры государственной поддержки [4], правовые вопросы деятельности СФК [5], что не дает полной картины того, как функционирует СКФ. Научная новизна представленной статьи заключается в том, что в ней дополнены знания о СФК и дан ее комплексный анализ; раскрыт механизм организации финансовых потоков между рынком капитала и конечными заемщиками — фермерами; через институт собственности определены взаимосвязи между организациями инфраструктуры СФК, в основе которых лежат кооперативные принципы организации кредитования фермеров; дана оценка практической реализуемости отдельных элементов и механизмов СФК в России.

СФК является общенациональной сетью кредитных институтов и специализированных вспомогательных организаций США, миссия которой заключается в организации надежного финансирования роста качества жизни сельского населения и развития фермерских хозяйств посредством предоставления им кредитов по приемлемым процентным ставкам, обеспечивая страхование и предоставление сопутствующих услуг1. Она существует с 1916 г., имеет 12970 работников и обслуживает свыше 500 тыс. заемщиков из числа фермеров, владельцев ранчо (скотоводов), сельских домохозяйств, производителей аквакультур, лесозаготовителей, агробизнеса, сельскохозяйственных и обслуживающих село (инфраструктурных) кооперативов.

По данным Департамента сельского хозяйства США, СФК финансирует примерно 43% потребностей сельскохозяйственного бизнеса2. В соответствии со своей миссией СФК также создает альянсы с коммерческими банками с целью привлечения дополнительных инвестиций в сельскую местность. Участие в таких программах составляет от 10 до 12% от общего объема активов банков системы.

Основные финансовые показатели деятельности СФК в динамике показаны в таблице 1. Валовой кредитный портфель в целом по системе за последние пять лет вырос на 18,9% и на 1 января 2013 г. достиг 191,9 млрд долл., сумма размещенных ценных бумаг системы выросла на 11,5% и достигла 200,4 млрд долл., чистый доход вырос на 41,2% и достиг 4,1 млрд долл. США.

Проблемные кредиты и доля кредитного портфеля под риском резко возросли в 2009 г., что привело к снижению окупаемости активов и собственного капитала. Это объясняется влиянием мирового финансового кризиса 2008 г. Доля собственного капитала в структуре баланса выросла на 3,0 процентных пункта, что характеризует повышение устойчивости системы.

Важным показателем эффективной работы системы в целом является процентная маржа. Она за последние пять лет не превышает 2,9%, т.е. процентная ставка по

1 См. http://www.farmcreditnetwork.com

2 Доля кредитования сельского хозяйства коммерческими банками составляет около 44%, индивидуальными и прочими инвесторами — около 6%, страховыми компаниями — около 5% и Министерством сельского хозяйства США — около 3%.

103

Т а б л и ц а 1

Основные финансовые показатели деятельности системы фермерского кредита, млн долл. США (данные на 31 декабря)

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г. в % к 2008 г

Валовой кредитный портфель 161423 164830 175351 174664 191904 118,9

Размещенные ценные бумаги 179769 178358 189575 186889 200365 111,5

Проблемные кредиты* 2416 3535 3386 2997 2608 107,9

Чистый доход 2916 2850 3495 3940 4118 141,2

Доля кредитного портфеля под риском, % 1,50 2,14 1,93 1,72 1,36 -0,14 п.п.

Доля собственного капитала в активах, % 12,65 13,90 14,46 15,60 15,65 +3,00 п.п.

Доля добавочного капитала в активах, % 10,80 11,48 11,80 12,90 12,94 +2,14 п.п.

Окупаемость активов, % 1,41 1,32 1,59 1,71 1,73 +0,32 п.п.

Окупаемость собственного капитала, % 10,70 9,86 10,85 11,17 10,89 +0,19 п.п.

Процентная маржа, % 2,41 2,65 2,82 2,86 2,87 +0,46 п.п.

* Проблемные кредиты определены как сумма неработающих кредитов, реструктурированных кредитов и кредитов, просроченных более чем на 90 дней.

Источник: Администрация по делам фермерского кредита. См. http://www.fca.gov.

кредитам, проходя путь от финансового рынка до конечного заемщика, увеличивается менее чем на 2,9 процентных пункта.

Устойчивой работе системы способствует также рост доли собственного капитала, который остается на уровне 20% от кредитного портфеля системы (рис. 1).

СФК — это не отдельные банки и кредитные ассоциации, а хорошо отлаженная система организаций и учреждений. На рисунке 2 представлена ее общая структура.

Динамичному росту системы в немалой степени способствует то, что она имеет статус организации, имеющей государственную поддержку (Government-Sponsored Enterprise — GSE). Такой статус предоставляется организациям, созданным для решения значимых для государства задач. Обеспечение доступа к финансовым ресурсам целевых секторов экономики, к которым относится и сельское хозяйство, является одной из таких задач. С одной стороны, это содействует СФК в достижении своей миссии, а с другой — обусловливает наличие регулятора, определяемого государством.

основная задача СфК состоит в том, чтобы с учетом имеющихся рисков организовать постоянное и бесперебойное движение денег в системе. На рисунке 3 представлена схема движения денежных средств.

104

2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012

20,4% 19,0% 17,4% 19,0% 19,8% 21,3% 20,8% Соотношение собственных средств к кредит ному портфелю

Источник: [3, с. 11].

¡Дополнительно оплаченный капитал

i Резервы на потери но ссудам

Страховой фонд

i Добавочный капитал (нераспределенная прибыль)

■ Акционерный (паевой) капитал

Рис. 1. Собственные средства системы фермерского кредита, млрд долл. (данные на 31 декабря)

Общий надзор

Регулирование/ контроль/прочее

Финансовый агент банков

Банки системы

фермерского

кредита

Сельскохозяйственные комитеты Конгресса США

Администрация по делам фермерского кредита (регулятор)

Страховая корпорация системы фермерского кредита

Совет по делам фермерского кредита

Федеральная корпорация по финансированию банков

CoBank, ACB

т

AgFirst, FCB

I

AgriBank, FCB

I

Texas, FCB

Кооперативы и другие квалифицированные заемщики

J

Розничные кредитные ассоциации

Квалифицированные заемщики

Источник: [1, с. 5].

Рис. 2. Структура системы фермерского кредита в США на 1 января 2013 г

105

Совет по делам фермерского кредита

Члены \ ассоциаций-заемщики

Администрация по делам фермерского кредита (регулятор)

Банки системЫ^ фермерского

Кредитные^—■ ассоциации

%

кредита

Федеральная корпорация по финансированию V банков

Дилеры по продаже облигаций

Инвесторы (международные и США)

Страховая корпорация системы фермерского кредита

Условные обозначения: ^ I — привлечение средств; ^^Я

■ выдача кредитов;

возврат привлеченных средств.

Источник: [3, с. 4].

Рис. 3. Схема движения денежных средств в системе фермерского кредита в США

Рассматривая схему движения денежных средств, следует остановиться на учреждениях системы.

Федеральная корпорация по финансированию банков (Federal Farm Credit Banks Funding Corporation)3 обеспечивает маркетинг и продвижение общесистемных ценных бумаг (векселей и облигаций) на внутренние и международные финансовые рынки. Она занимает исключительно важное место в СФК, являясь единственным финансовым агентом банков, так как банки системы не принимают вклады (депозиты). Они обращаются в корпорацию, чтобы привлечь деньги за счет продажи общесистемных ценных бумаг.

В обязанности корпорации также входит раскрытие и распространение публичной информации о финансовом состоянии и деятельности системы, организация взаимодействия с существующими и потенциальными инвесторами, консультирование, помощь банкам системы в подготовке финансовых отчетов и в управлении рисками процентных ставок.

Для привлечения финансирования корпорация пользуется услугами группы дилеров, представляющих 29 инвестиционных и дилерских банков, которые обеспечивают распределение и продажу общесистемных ценных долговых бумаг. Через дилеров общесистемные векселя и облигации распространяются среди инвесторов по всему миру и могут быть предложены каждый день с различными сроками погашения. Информация о размещаемых общесистемных ценных бумагах также распространяется через агентства Bloomberg и Reuters, предоставляющие финансовые информационные услуги, а также через сайт самой корпорации.

Покупателями ценных бумаг СФК выступают коммерческие банки, штаты, муниципалитеты, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, частные инвесторы, корпорации, иностранные банки и государства.

3 См. http://www.farmcreditfunding.com

106

Банки системы фермерского кредита. в систему входят четыре банка: AgFirst FCB, AgriBank FCB, FCB of Texas и CoBank ACB. они подразделяются на два типа — банки для кредитования фермеров и банки для кредитования сельского хозяйства. Первые осуществляют оптовое кредитование кредитных ассоциаций, вторые дополнительно предоставляют прямые кредиты крупным предприятиям агробизнеса, сельскохозяйственным кооперативам и обслуживающим сельские поселения (инфраструктурным) кооперативам.

Каждый из банков через свои аффилированные кредитные ассоциации действует на определенной территории. основные финансовые показатели банков и аффилированных с ними кредитных ассоциаций СфК приведены в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т а б л и ц а 2

Основные финансовые показатели банков и аффилированных с ними кредитных ассоциаций, млн долл. США (данные на 31 декабря)

Банк Активы Валовой кредитный портфель Неработающие кредиты Резервы на возможные потери по кредитам Инвестиции и наличные деньги Собственный капитал Операционная эффективность, %

Банки

AgFirst 28890,5 20209,2 80,2 44,5 8372,6 2298,2 0,48

AgriBank 82299,2 69698,6 51,4 13,3 12081,3 4255,8 0,14

CoBank 92477,7 71980,5 170,2 437,4 19286,7 6441,1 0,38

Texas 15375,7 11338,8 63,7 17,3 3878,1 1273,8 0,55

Итого 219043,2 173227,1 365,5 512,4 43618,8 14269,0 0,31

Кредитные ассоциации, аффилированные с банками

AgFirst 17777,2 16588,7 500,7 168,9 382,3 3326,5 1,99

AgriBank 75410,1 69201,2 649,5 249,8 2650,8 12688,0 1,36

CoBank 42406,6 39843,5 559,6 322,2 586,5 8133,2 1,38

Texas 13184,1 12681,6 222,9 88,6 90,1 2338,3 1,43

Итого 148777,9 138315,0 1932,7 829,6 3709,7 26486,0 1,45

Всего* 246664,0 91904,0 2300,0 1343,0 46928,0 38609,0

* Исключен двойной счет при расчете показателей.

Источник: Администрация по делам фермерского кредита. См. http://www.fca.gov

наиболее крупным банком является CoBank. он располагает 42,2% активами, 41,6% кредитного портфеля и 45,1% собственных средств банков системы. в соответствии со своим статусом он может предоставлять кредиты напрямую конечным заемщикам.

операционная эффективность банков составляет 0,31%, а самую лучшую операционную эффективность имеет AgriBank — 0,14%. Это обусловлено тем, что он

107

не осуществляет розничное кредитование и аффилирован с наиболее крупными кредитными ассоциациями, которые располагают 50,7% активами, 50,0% кредитного портфеля и 47,9% собственных средств всех кредитных ассоциаций.

Для снижения рисков СФК диверсифицирует кредитный портфель в основном по четырем признакам: географический, отраслевой, по видам и сумме кредитов.

В десяти штатах размещена почти половина кредитного портфеля системы. Однако максимальный объем кредитования одного штата не превышает 10%, что позволяет снизить риски, связанные с территориальным размещением сельского хозяйства.

По отраслевому признаку кредитный портфель разбивается на 22 вида. По данным за 2012 г., 18% кредитного портфеля предоставлено на производство зерна (включая кукурузу, пшеницу и сою), далее идут мясное скотоводство и молочное животноводство — соответственно 9,2 и 7,7%. Значительную долю имеют кредиты, предоставленные на развитие сельской инфраструктуры (энерго- и водоснабжение и системы канализации) (7,6%) и на развитие домохозяйств (6,7%).

Производство продуктов питания, лесное хозяйство и производство технических культур занимают соответственно 5,7, 5,3 и 5,2%. Остальные отрасли в отдельности занимают менее 5%.

Благодаря слаженной работе системы в целом достигается низкий уровень риска кредитного портфеля. Доля проблемных кредитов не превышает 2%. На 1 января 2013 г. проблемные кредиты составили 2,6 млрд долл., в том числе недействующие кредиты — 2300 млн долл., реструктурированные — 271 млн долл. и просроченные свыше 90 дней кредиты — 37 млн долл.

Розничные кредитные ассоциации. СФК, по данным на 1 января 2013 г., имеет сеть из 82 независимых кредитных ассоциаций, которые охватывают всю территорию США (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Банки и кредитные ассоциации системы фермерского кредита по видам

(данные на 1 января 2013 г)

Банк Сельскохозяйственные кредитные ассоциации, ед. Федеральные земельные кредитные ассоциации, ед. Всего, ед.

CoBank, ACB 27 2 29

AgFirst, FCB 17 0 17

AgriBank, FCB 19 0 19

FCB of Texas 16 1 17

Итого 79 3 82

Из них 79 имеют статус сельскохозяйственных кредитных ассоциаций с дочерними производственными кредитными ассоциациями и федеральными земельными кредитными ассоциациями. Они могут напрямую или через дочерние ассоциации выдавать кредиты под залог недвижимости, среднесрочные кредиты, кредиты на производственные цели, кредиты на развитие агробизнеса и кредиты на приобретение/строительство домов (недвижимости) в сельской местности.

108

Еще три кредитные ассоциации имеют статус федеральных земельных кредитных ассоциаций. Они имеют более узкую направленность своей деятельности и могут выдавать только долгосрочные ипотечные кредиты, включая кредиты на приобретение/строительство домов (недвижимости) в сельской местности. Они освобождаются от региональных и федеральных налогов на доходы.

Кредитные ассоциации предоставляют кредиты конечным заемщикам — фермерам, владельцам ранчо, производителям аквакультур, предприятиям, сопутствующим развитию фермерских хозяйств, и сельским домохозяйствам на следующие цели:

• ипотечные кредиты (кредиты под залог недвижимости) — на покупку недвижимости для фермерских хозяйств; рефинансирование действующей ипотеки; строительство различных объектов, используемых в сельском хозяйстве, или приобретение иной сельской недвижимости. Кроме того, кредиты можно привлечь и для других целей и потребностей семьи фермеров. Кредиты под залог недвижимости предоставляются сроком от 5 до 40 лет и обеспечиваются правом первоочередного ареста и изъятия недвижимости. Сумма кредита не должна превышать 85% оценочной стоимости залогового имущества или 97% оценочной стоимости залогового имущества, если гарантом по кредиту выступает правительство, штат или другое государственное агентство;

• кредиты на производственные цели и среднесрочные кредиты — на текущие расходы, приобретение оборудование и иные цели. Среднесрочные кредиты обычно предоставляются для приобретения основных средств для фермы или ранчо. Они выдаются на 10 лет или меньше. Такие кредиты, как правило, предоставляются под обеспечение;

• кредиты на развитие агробизнеса — могут предоставляться под обеспечение и без обеспечения;

• кредиты на переработку и маркетинг — для организации переработки и сбыта продукции, произведенной фермерами, владельцами ранчо (скотоводами), производителями аквакультур или кооперативами;

• кредиты на связанные с сельским хозяйством бизнесы — заемщикам, которые оказывают определенные услуги фермерам или владельцам ранчо, непосредственно связанные с сельскохозяйственным производством;

• кредит на приобретение недвижимости в сельской местности — на приобретение жилья, которое будет основным местом жительства семьи, в деревне или городе с населением не более 2500 человек. Кроме того, кредит может быть использован для реконструкции, улучшения или восстановления сельского дома, а также для рефинансирования существующей задолженности по кредиту, полученному на эти цели.

Администрация по делам фермерского кредита (Farm Credit Administration — FCA)4 (далее по тексту — АФК) была образована в 1933 г. и является независимым федеральным регулирующим органом, отвечающим за регулирование, надзор и обеспечение безопасности и надежности всех учреждений СФК. Она осуществляет мониторинг и имеет ряд властных и обязательных к исполнению полномочий по отношению к кредитным учреждениям системы, чтобы они работали в соответствии с законами и установленными нормами. В целом ее деятельность аналогична деятельности регуляторов в сфере банковской деятельности.

4 См. http://www.fca.gov/index.html

109

АФК возглавляет совет директоров в составе трех человек, назначаемых президентом по согласованию с Сенатом США. Ее операционные расходы покрываются за счет поступления средств от кредитных учреждений СфК.

По состоянию на 1 января 2013 г. АФК осуществляла регулирование и мониторинг 82 кредитных ассоциаций, 4 банков, 6 обслуживающих корпораций и одного специализированного учреждения — Федеральной корпорации по сельскохозяйственным залогам (Federal Agricultural Mortgage Corporation -FarmerMac).

Как регулятор системы АФК использует различные подходы для оценки системных рисков в сельском хозяйстве и сфере финансовых услуг, которые могут повлиять на отдельные учреждения системы или на систему в целом. основное внимание она уделяет следующим моментам.

• Кредитный портфель системы. Эксперты АФК осуществляют надзор за системами и процессами, которые используют советы директоров учреждений, входящих в систему, для планирования, управления, контроля и мониторинга кредитных операций.

• Управление рисками, связанными с залогами. Эксперты оценивают, как учреждения системы проводят постоянный мониторинг рисков, связанных с залогами, и как они реагируют и корректируют свои действия по управлению рисками.

• Рентабельность и платежеспособность. Эксперты оценивают системные и возможные в будущем риски, которые могут повлиять на доходы заемщиков и на их способность погашать кредиты.

• Социальная миссия. Эксперты оценивают, выполняют ли в полной мере учреждения системы свои уставные миссии по предоставлению кредитов и связанных с ними услуг для всех имеющих право и кредитоспособных клиентов.

АФК проводит выездной мониторинг (обследование) входящих в него учреждений не реже одного раза в полтора года. она также устанавливает определенные финансовые нормативы. К примеру, минимальный уровень собственного капитала, который в настоящее время установлен в размере 7,0% от работающих активов. В 2012 г. его фактическое значение в банках системы составило 16,1-22,6%, в кредитных ассоциациях — 12,1-34,8%.

Совет по делам фермерского кредита (Farm Credit Council)5 является общенациональной профессиональной ассоциацией и представляет интересы СФК в Конгрессе США по вопросам законодательства и регулирования, обеспечивает широкий спектр деловых услуг учреждениям системы. Совет обеспечивает механизм участия низовых организаций СФК в разработке политики и позиции системы для совершенствования федерального законодательства и действий правительства, которые усилят систему.

Страховая корпорация системы фермерского кредита (Farm Credit System Insurance Corporation)6 создана для управления страховым фондом системы, который обеспечивает своевременное погашение основной суммы и процентов по ценным бумагам, размещенным на рынке от имени банков СФК. Страховым фондом управляет независимая федеральная корпорация, контролируемая государством.

Слаженная работа совокупности рассмотренных выше учреждений СФК обеспечивает высокий рейтинг долговым ценным бумагам системы.

Являясь кооперативной структурой, СФК в конечном итоге принадлежит членам кредитных ассоциаций — конечным заемщикам (рис. 4).

5 См.: http://www.fccouncil.com/

6 См.: http://www.fcsic.gov/index.html

110

Собственность членов ассоциаций - заемщиков

Члены ассоциаций-заемщики __К Кредитные ассоциации к Банки системы фермерского кредита к Федеральная корпорация по финансированию банков

■=>

Условные обозначения:

/ ^ — движение денежных средств; И Ч — отношение собственности.

Рис. 4. Взаимосвязь организаций системы фермерского кредита через институт собственности

федеральная корпорация по финансированию банков посредством размещения долговых ценных бумаг системы через уполномоченных дилеров привлекает средства на финансовом рынке и предоставляет их банкам системы. Банки системы предоставляют эти средства аффилированным с ними кредитным ассоциациям, которые, в свою очередь, предоставляют их своим членам. При этом следует отметить, что через институт собственности владельцами системы являются фермеры — члены кредитных ассоциаций. Они являются собственниками кредитных ассоциаций, которые, в свою очередь, являются собственниками (акционерами) сельскохозяйственных банков, а банки являются собственниками (акционерами) федеральной корпорации по финансированию банков.

Это позволяет системе работать прежде всего в интересах фермеров —членов кредитных ассоциаций. Доля доходов, выплаченных сельскохозяйственными кредитными ассоциациями своим членам по результатам деятельности за 2012 г., составила 25,8% (или 772,9 млн долл.), банками своим акционерам (кредитным ассоциациям) — 47,8% (или 961,0 млн долл.).

Оценивая практическую реализуемость аналогичной системы в России, следует отметить, что ее вероятность мала. Это обусловлено недостаточным уровнем развития финансового рынка, особенностями системы кредитования сельскохозяйственного производства, различием в подходах к построению системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в россии. Однако многие ее элементы могут применяться уже в настоящее время. Практический интерес представляют вопросы организации регулирования, саморегулирования и системы страхования, формирования финансового потока между рынком капитала и конечными заемщиками, сочетания коммерческой и кооперативной форм кредитования. в частности, в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» предусмотрено, что регулирование, контроль и надзор за деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов с 1 сентября 2013 г. осуществляет Банк России. В настоящее время идет поиск приемлемого варианта организации системы государственного регулирования и саморегулирования на рынке сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Эта система бу-

111

дет создаваться с учетом отечественного и международного опыта, в том числе СФК. ряд региональных систем сельскохозяйственной кредитной кооперации в россии уже сегодня рассматривают возможность создания фондов по страхованию сбережений членов кооперативов, обсуждается вопрос создания центральной финансовой структуры (банка для кредитной кооперации), в реализации которых, безусловно, опыт СФК будет также весьма полезным.

Поэтому можно констатировать, что развитие сельскохозяйственной кредитной кооперации в россии может идти по пути дальнейшего формирования многоуровневой системы, своего центрального финансового института, системы государственного регулирования и саморегулирования, формирования резервов и страхования сбережений членов СКПК с четким распределением функций между различными институтами системы.

Библиографический список

1. Максимов А.Ф. Развитие системы фермерского кредита США в исторической ретроспективе // Международный научный журнал. 2013. № 4. С. 39-44.

2. Черняков Б.А., Янбых Р.Г. Кредит в аграрном секторе США // США: экономика, политика, идеология. 1997. №5. С. 81-82.

3. Янбых Р.Г. Уроки Farm Credit System для зарождающейся системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 4. С. 14-20.

4. Мальцева В.А. Программно-целевые методы реализации аграрной политики США // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 6. С. 167-170.

5. Попова О.В. Сельскохозяйственный кредит (agriculturalcredit) в зарубежных странах. Опыт США // Международное публичное право. 2005. № 1. С. 57-63.

6. 2012 Annual Information Statement of the Farm Credit System. Federal Farm Credit Banks Funding Corporation. March 1, 2013. 203 р. http://www.farmcreditfunding.com

7. 2011 Annual Report on the Farm Credit System. Farm Credit Administration. 2012. 70 p. http://www.fca.gov

8. Farm Credit Investor Presentation «The Farm Credit System». February 2013. 28 p. http://www.farmcreditfunding.com

THE MODERN STRUCTURE, MECHANISMS OF INTERACTION AND OUTCOMES OF THE U.S. FARM CREDIT SYSTEM

M.P. TUSHKANOV1, A.F. MAKSIMOV2

0 RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, 2 Agrarian Institute of the Russian Academy of Agricultural Sciences)

The Concept of co-operative development in rural areas by 2020, adopted at the First All-Russian Congress of Rural Cooperatives (St. Petersburg, 21-22 March 2013), provides for the priority development of various forms of cooperation. However, it does not have a holistic view of the institutional and organizational development of the agricultural credit cooperatives. To solve this problem, it is important to take into account the existing experience of financing of farmers and rural development in other countries.

The general structure of the U.S. Farm Credit System, the role and importance of institutions in the system, an analysis of their activity andfinancial condition has been considered in the article. The authors demonstrated the attractiveness of the system in terms of its cooperative structure, minimize transaction costs, regulation and insurance, distribution of revenues between the members of the credit associations.

Key words: Rural Credit Cooperation, Farm Credit System, Farm Credit Banks, Agricultural Credit Associations, Farm Credit Administration, Federal Farm Credit Banks Funding Corporation.

Тушканов Михаил Павлович — д. э. н., проф. кафедры организации и предпринимательства в АПК РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 49; тел.: (499) 976-45-71).

Максимов Анатолий Федорович — к. э. н., вед. науч. сотр. ГНУ «Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова» (105064, г. Москва, Б. Харитоньевский пер., 21/6; тел.: (916) 776-59-84, e-mail: anatoly.f.maksimov@gmail.com).

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.