Зарубежный опыт
ОПЫТ СЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВНОГО КРЕДИТОВАНИЯ США
Г.И. панаедова,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и менеджмента
Е.А. АнДРЕЕВА
Г.И. панаедов
Институт дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь)
Одним из важнейших условий укрепления рыночных основ экономики и ее интеграции в мировое финансовое сообщество, а также развития российского финансового рынка является глубокое и всестороннее реформирование отечественной кредитной системы с включением кооперативных форм, направленных на успешное функционирование экономики в изменившихся условиях хозяйствования на основе динамичного развития отечественных товаропроизводителей. С другой стороны, расширение сферы деятельности кооперации финансов и изучение опыта кооперативного кредитования развитых стран актуализируется необходимостью реализации в России приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и задачами расширения в стране сектора кредитной кооперации.
В современном мире страны с высокоразвитым аграрным производством обладают большим опытом развития кооперативных финансовых организаций, удовлетворяющих значительную потребность в сельскохозяйственных кредитах — от 30 до 90 %. Даже в небольших государствах кредитная кооперация — заметное и динамично развивающееся явление. В результате деятельности систем кооперативного кредитования в ряде стран образованы кооперативные банки, входящие в число ведущих банковских структур: Рабобанк (Нидерланды), Креди Агриколь и Креди Мютюэль (Франция), Норинчукин Банк (Япония), Дойче Генноссеншафт банк (Германия), Система фермерского кредита (США).
Анализ деятельности кооперативных банков показывает, что они предоставляют услуги значительно более широкой, чем совокупность их членов, клиентской базе, демонстрируют свою жизнеспособность во время кризисов, представляют собой наиболее устойчивую часть финансовых систем данных государств и превратились в видных представителей международного кредита. В связи с этим представляется целесообразным более подробно рассмотреть международный опыт сельскохозяйственного кооперативного кредитования ведущих зарубежных государств.
Предметом нашего исследования является изучение закономерностей и специфики деятельности Системы фермерского кредита США (Farm Credit System — FCS), опыт которой распространяется в нашей стране с 1992 г. американской компанией ACDI/VOCA (ЭЙСИДИАЙ/ВОКА) в партнерстве с Фондом развития сельской кредитной кооперацией Союза сельских кредитных кооперативов. Реализация приоритетного Национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» привела к сотрудничеству ACDI/VOCA с Министерством сельского хозяйства РФ, где в рамках образованного консорциума издаются методические материалы, проводятся обучающие мероприятия для специалистов создаваемых кредитных кооперативов. Одновременно активизировалась деятельность компании на юге России, где успешно реализуется совместный российско-американский проект «Развитие сельских кредитных кооперативов и агробизнеса на Северном Кавказе», что
еще раз подтверждает актуальность и 32% (1) необходимость эмпирического анализа исследуемой проблемы.
В эволюции Farm Credit System американские исследователи выделяют несколько этапов, мы обозначим только наиболее значимые даты. Farm Credit System была образована в 1916 г. по решению Конгресса США, в целях обеспечения сельского хозяйства надежным источником заемных средств. В соответствии с решением правительства было образовано 12 федеральных земельных банков, и в качестве первоначального капитала правительство инвестировало в банки 125 млн долл. США. Долг государству был окончательно выплачен в 1968 г. и с этого времени фермерская кредитная система является собственностью входящих в нее банков и ассоциаций, владеющих ею на кооперативной основе.
В 80-е гг. ХХ в. — период экономического спада в сельском хозяйстве США и серьезного финансового кризиса Farm Credit System, причиной которого послужили: сочетание высоких затрат фермеров на производство сельхозпродукции, рост процентных ставок по ссудам и снижение цен на товары. Негативное влияние оказало и соблюдение принципа «солидарной и субсидиарной ответственности», который требовал от успешно работающих кредитных учреждений делиться своими средствами с более слабыми по всей стране. В результате, FCS оказался обремененным большим количеством проблемных ссуд, начался отток клиентов в коммерческие банки. В течение трехлетнего периода (1985 — 1987 гг.) конгресс США принял несколько законов, направленных на борьбу с экономическим спадом сельского хозяйства и модификацией системы фермерского кредита. Были внесены кардинальные изменения в структуру и деятельность кооперативного кредитования:
• администрация фермерского кредита (FCA) стала независимым регулирующим органом и была наделена полномочиями по надзору за кредитными кооперативами, управлению рисками и соблюдению стандартов капитала;
• учреждена страховая корпорация, финансируемая за счет ежегодных взносов банков системы;
• образована корпорация по финансированию банков фермерского кредитования, аккумулирующая финансовые средства путем продажи ценных бумаг;
42% (2)
17%(5)
6% (4)
□ СФК - 32% (1)
■ Правительство США - 3,5% (3)
□ Частные и прочие - 17% (J)
3,50% (3)
■ Коммерческие банки - 42% (2) □ Страховые компании - 6% (4)
Рис. 1. Структура рынка сельскохозяйственного кредитования США
на 31.12.2006
• началась концентрация банков и кредитных ассоциаций Системы фермерского кредита;
• под гарантии федерального правительства Farm &edit System была предоставлена финансовая помощь из частных источников, на условиях полного погашения средств.
В конце 80-х гг. ХХ в. сельское хозяйство и система фермерского кредита начали восстанавливаться после спада, в начале ХХ1 в. тенденция финансового оздоровления продолжилась.
В современной экономике США Farm &edit System продолжает оставаться важной составляющей системы кредитования фермеров и сельского населения США. На сельскохозяйственном рынке страны функционируют различные кредитные организации — коммерческие банки, система фермерского кредита, страховые компании, правительство, частные инвесторы и др., доля участия которых представлена на рис. 1.
Из рисунка видно, что наряду с коммерческими банками, занимающими 42 % рынка сельскохозяйственного кредита, сектор кооперативного кредитования занимает второе место в стране и обслуживает более 1/3 рынка аграрного кредита США.
По организационно-правовой форме Farm Credit System США является кооперативом в собственности заемщиков, владеющих паями/акциями, и при отсутствии внешних инвесторов, опосредованной помощи государства на получение заемных средств и освобождение от некоторых налогов, она уполномочена государством обслуживать сельское хозяйство страны.
Почти вековая эволюция позволила превратить систему фермерского кредита в современную стройную иерархическую структуру общенациональной сети, включающую: регулирующую и специализированные обслуживающие организации, кредитные
Рис. 2. Организационная структура Farm Credit System США
учреждения в форме 5 кооперативных банков, 86 кредитных ассоциаций заемщиков, 600 тыс. пайщиков и 1 млн 500 тыс. клиентов (рис. 2).
В числе элементов данной структуры наиболее значимы: регулирующая организация — Администрация по делам фермерского кредита (Farm Crédit Administration); специализированные обслуживающие организации, из числа которых следует выделить Совет по делам фермерского кредита (Farm Crédit Council,) страховую корпорацию (Farm Crédit System Insurance Corporation (FCSIC), Федеральную корпорацию по финансированию банков (Federal Farm Crédit Banks Funding Corporation).
Администрация по делам фермерского кредита (Farm Credit Administration) является независимым федеральным регулирующим органом, отвечающим за проверку и обеспечение безопасности и надежности всех учреждений системы. Первоначально созданное в 1933 г. распоряжением президента Франклина Д. Рузвельта, агентство получило свои полномочия и власть в 1971 г., а в 1987 г. полномочия были расширены.
Организационная структура системы Farm Credit Administration на 31.12.2006 представлена на рис. 3.
Возглавляет администрацию по делам фермерского кредита Совет директоров в составе трех человек, назначаемых президентом США по рекомендации и утверждению Сената, со сроком
полномочий 6 лет. В настоящее время в состав Совета директоров входят: председатель — Нэнси К. Пеллетт (Nancy C. Pellett), члены Совета — Леланд А. Стром (Leland A. Strom) и Даллас П. Тонсагер (Dallas P. Tonsager).
В задачи и полномочия Farm Credit Administration входят: надзор за безопасностью и надежностью кредитных кооперативов; оперативное управление системой; оказание организационной, правовой, методической и финансовой помощи.
FCA насчитывает 256 сотрудников, половина из которых аудиторы, выполняющие следующие функции: проведение проверок окружных банков и местных ассоциаций в целях определения кредитного и институционального рисков; разработка корректирующих действий и принуждение к их выполнению; разработка и обеспечение соблюдения норм и инструкций, а также других применяемых правовых норм, касающихся кредитования; разработка уставов кредитных учреждений и внесение в них поправок; проведение анализа юридических вопросов и оказание помощи в разрешении судебных споров (рис. 4).
Штаб-квартира FCA расположена в г. Мак-Лине (штат Вирджиния), кроме того, FCA имеет в стране четыре инспекционных отделения: в г. Брумингтоне (штат Миннесота), г. Далласе (штат Техас), г. Денвере (штат Колорадо) и г. Сакраменто (штат Калифорния). Инспекционные отделения
Рис. 3. Организационная структура Farm Credit Administration
осуществляют непрерывный контроль за деятельностью учреждений Farm Credit System, используя удаленный мониторинг финансовой и кредитной информации, а также проводят их периодические проверки непосредственно на местах. Обычно каждая кредитная организация Farm Credit System проходит аудиторскую проверку не реже одного раза каждые полтора года. Если активы организации превышают 1 млрд долл. США, такая организация проходит аудиторскую проверку ежегодно. Инспекционные отделения присваивают категорию уровня риска каждому кредитному учреждению
Farm Credit System на основе сильных (слабых) сторон его капитала, качества активов (надежности ссуд), качества управления, доходов и ликвидности по системе CAMEL.
FCA не получает федеральных ассигнований и операционные расходы ее оплачиваются за счет взносов и поступлений от проверок кредитных учреждений Farm Credit System. Комитет по ассигнованиям конгресса США устанавливает лимит расходов агентства и контролирует его деятельность. Так, административные расходы Farm Credit Administration в 2006 г. составили 44,25 млн долл. США.
Проверки окружных банков и местных ассоциаций
Контроль за соблюдением норм и инструкций кредитования
Разработка корректирующих действий и принуждение к их выполнению
Функции Farm Credit Administration (FCA)
Разработка уставов кредитных учреждений и внесение в них поправок
Разработка норм и инструкций кредитования
Анализ юридических вопросов и помощь в судебных спорах
Рис. 4. Функции Farm Credit Administration
рис. 5. Районы обслуживания кооперативными банками Farm Credit System территории США
Совет по делам фермерского кредита (Farm Credit Council) является общенациональной профессиональной ассоциацией и представляет интересы Системы фермерского кредита в области законодательства и вопросов регулирования, обеспечивая широкий спектр деловых услуг учреждениям системы фермерского кредита.
Страховая корпорация (Farm Credit System Insurance Corporation (FCSIC) является собственностью банков системы фермерского кредита и имеет 11 филиалов по всей стране. Корпорация предоставляет услуги по лизингу техники и оборудования сельскохозяйственным товаропроизводителям, кооперативам и сельским коммунальным службам.
Федеральная корпорация по финансированию банков (Federal Farm Credit Banks Funding Corporation) является собственностью банков системы фермерского кредита и возглавляется Советом директоров в составе 10 человек. Корпорация выполняет главные функции управления, учета и оформления процедур получения кредитов для всей фермерской кредитной системы. Кроме того, фермерская кредитная корпорация Америки занимается продажей и приобретением ценных бумаг (облигаций и векселей) для кооперативных банков на рынках капитала и для обеспечения денежным фондом всех подразделений системы. Долговые ценные бумаги являются основным источником средств для системы фермерского кредита, а также совокупным и раздельным обязательством всех банков системы. Корпорация также предоставляет банкам системы
финансовые консультационные услуги, включая управление рисками.
Далее проанализируем основные закономерности и особенности развития FCS за последние два десятилетия (1987 — 2007 гг.). Следует отметить, что в связи с тенденцией укрупнения кредитных организаций в сфере кооперативного кредитования США Farm Credit System претерпела значительные изменения. Так, если в 1980 г. система фермерского кредита насчитывала порядка 1 000 кредитных ассоциаций (кооперативов), в 1987 г. — 387, к концу 2001 г. - 125, 2002 г. - 111, 2003 г. - 97, 2006 г. - 85, 2007 г. - 86. Приведенные данные характеризуют как процессы концентрации банковского капитала внутри системы, так и сокращение числа ассоциаций. Институциональные преобразования в системе позволили устранить такие недостатки, как отсутствие единых стандартов для всех округов, сокращение административных расходов, увеличение ссудного портфеля, а главное, значительное улучшение его качества.
В настоящее время система фермерского кредита представлена пятью кооперативными банками (CoBank, AgFirst, AgriBank, Texas, U. S. AgBank), предоставляющими различный спектр услуг во всех 50 штатах США. Обслуживание кооперативными банками территории страны представлено на рис. 5. Из приведенного рисунка видно, что на северо-востоке и северо-западе страны обслуживание своих клиентов осуществляет CoBank. Финансовым посредником, оптовым поставщиком
• Агрооизнес (1)
(2)
• Коммунальные службы (3) Экспортные операции (4)
31%
30* 23% 16%
i
Рис. 6. Структура кредитного портфеля CoBank на 31.12.2006
средств и услуг для фермерских кредитных организаций северных и центральных штатов США является AgriBank. Банк AgFirst обслуживает юго-западные штаты. Банк Texas оказывает кредитные и сервисные услуги в южных штатах. U. S. AgBank обслуживает фермерские кредитные ассоциации в юго-восточных штатах США.
CoBank — крупнейший банк системы фермерского кредита США, имеющий статус национального банка, функционирующий на кооперативной основе. Его владельцами являются более 2 300 сельскохозяйственных кооперативов, фермерских кредитных ассоциаций, сельскохозяйственных кредитных ассоциаций, сельских коммунальных служб и предприятий агробизнеса.
CoBank осуществляет обслуживание своих клиентов через 11 региональных центров, расположенных в различных регионах страны, имеет свыше 500 корреспондентских банковских отношений с 85 странами, а также международные представительства в Сингапуре и Мехико. Главный офис банка находится в г. Денвере шт. Колорадо и управляется CoBank Советом директоров, состоящим из 22 человек, из которых: 21 человек избирается сельскохозяйственными кооперативами — владельцами банка и один, внешний директор, назначается Советом директоров.
На 31. 12.2006 активы CoBank составляли более 41 млрд долл. США, кредитов предоставлено на сумму 33,1 млрд долл., из них: — 31 % составляли ссуды сельскому хозяйству и агробизнесу, 30 % — выделялось на стратегическое развитие, 23 % — коммунальным службам и 16 % приходилось на экспортные операции (рис. 6).
Функционируя как кооперативный банк, CoBank распределяет существенную часть своей прибыли среди его владельцев. Так, в 2006 г. чистая прибыль банка составила 334,5 млн долл. США,
из них выплаты владельцам равнялись 193 млн долл., что составило более 50 % от всей чистой прибыли.
Основными потребителями финансовых средств СоВапк являются сельские кооперативы, различающиеся как по объемам проводимых операций (от мелких до крупных, осуществляющих деятельность на международных рынках), так и по направлениям деятельности. Прежде всего, это кооперативы, занимающиеся переработкой, сбытом, транспортировкой и экспортом сельскохозяйственных продуктов и товаров. Затем кооперативы, специализирующиеся на обеспечении фермеров средствами производства (семенами, кормами, удобрениями, горюче-смазочными материалами, техникой и др.). Кооперативы могут пользоваться кредитами банка при выполнении следующих условий: не менее 50 % объема операций кооператива приходится на его членов; не менее 80 % паевого капитала кооператива принадлежит фермерам, владельцам ранчо или производителям рыбной продукции; более 50 % голосов на общем собрании кооператива принадлежит фермерам, владельцам ранчо и производителям рыбной продукции, функционирование на кооперативной основе и осуществление членами кооператива контроля за распределением доходов.
Следующим важным клиентом банка являются фермерские кредитные ассоциации и сельскохозяйственные кредитные ассоциации, предоставляющие финансовые услуги сельским товаропроизводителям и населению. Банк осуществляет прямое финансирование фермерских кредитных ассоциаций и сельскохозяйственных кредитных ассоциаций, если они обслуживают сельхозтоваропроизводителей в шт. Нью-Йорк, Нью-Джерси. Любые другие ассоциации не могут напрямую брать кредиты, а только через партнеров СоВапк по бизнесу. Связи СоВапк с ассоциациями осуществляются согласно специальному документу — «Основному финансовому соглашению», в котором изложены условия финансирования и правила построения деятельности ассоциации.
К коммунальным службам, которые финансируются из средств СоВапк, относятся системы электрической и телефонной связи, водоснабжения и канализации. Коммунальные службы, независимо
от того, носит ли их деятельность кооперативный или некооперативный характер, могут получить кредит от банка, если они в соответствии с Актом электрификации 1936 г. могут получить кредиты, гарантии, поручительства от федерального Сельского банка коммунального хозяйства (Rural Utilities Bank) или Сельского телефонного банка (Rural Telephone Bank). Кроме того, службы водоснабжения и канализации могут получить кредит от банка, если они обслуживают сельскую местность или населенные пункты с численностью 20 000 жителей и менее.
В настоящее время CoBank уделяет большое внимание кредитованию экспорта и импорта сельскохозяйственных продуктов и средств сельскохозяйственного производства. Банк обслуживает сельскохозяйственные кооперативы, входящие в структуры организаций, функционирующих на международных рынках. Банк может финансировать и некооперативные организации, занимающиеся экспортом и импортом сельскохозяйственной продукции, однако приоритет в финансировании принадлежит сельскохозяйственным кооперативам.
CoBank имеет гибкую систему кредитования и предоставляет кредиты: в денежной и товарной форме, краткосрочные, средне- и долгосрочные, под фиксированный и плавающий проценты, а также кредиты под залог будущего урожая, так называемые «ценовые транши». Краткосрочные кредиты предоставляются на срок от 12 до 18 мес., под фиксированный и плавающий проценты, на оплату текущих затрат (покупку семян, удобрений, кормов, недорогостоящего оборудования).
Для оперативного и квалифицированного обслуживания клиентов CoBank имеет ряд специализированных отделений и служб: текущего финансирования, финансирования инвестиционных проектов, товарного кредита, управления финансовыми рисками, размещения ценных бумаг, лизинговую службу и др. Кроме того, работа с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями, фермерскими хозяйствами позволяет выступать в качестве агента по синдицированным кредитным операциям.
AgriBank, расположенный в г. Сент-Поле штата Миннесота, оказывает услуги для фермерских кредитных организаций 15 штатов США: Арканзаса, Иллинойса, Индианы, Айовы, Кентукки, Мичигана, Миннесоты, Миссури, Небраски, Северной Дакоты, Южной Дакоты, Огайо, Теннеси, Висконсин, Вайоминга, представляющих вместе
около 40 % национального сельскохозяйственного производства страны.
Владельцами банка AgFirst являются 23 ассоциации в 15 юго-западных штатах: Алабама, Делавэр, Флорида, Джорджия, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина, Пенсильвания, Вирджиния, Пуэрто-Рико, Теннесси и части штатов Кентукки, Луизиана, Огайо, Миссисипи. В 2006 г. доходы банка составили 410 млн долл. США, что на 8,8 % выше предыдущего года. Дивиденды и другие кооперативные выплаты заемщикам в 2006 г. равнялись 297 млн долл., что на 7 % больше, чем в 2005 г.
Банк Texas принадлежит 20 сельским кредитным ассоциациям и предоставляет услуги в южных штатах: Алабама, Луизиана, Миссисипи, Нью-Мексико и Техасе. При этом особый интерес вызывает дифференцированное финансирование по территориям: краткосрочные ссуды предоставляются — в штатах Нью-Мексико и Луизиане, а долгосрочные — в штатах Алабама, Луизиана, Миссисипи и Техасе.
U. S. AgBank обслуживает фермерские кредитные ассоциации в 10 юго-восточных штатах США: Аризона, Калифорния, Колорадо, Гавайи, Айдахо (восточное), Канзас, Невада, Оклахома, Нью-Мексико и Юта.
Учредителями (акционерами) кооперативных банков являются кредитные ассоциации, они же являются и заемщиками кооперативных банков. В свою очередь кредитные ассоциации предоставляют займы непосредственно своим членам: фермерам, хозяевам ранчо, сельским домовладельцам, сельскохозяйственным кооперативам, сельским коммунальным службам и предприятиям агробизнеса. Маржа кооперативных банков и сельских кредитных ассоциаций не превышает 2 %.
Возглавляют фермерские кредитные банки Советы директоров, которые избираются членами банков и ассоциаций. Клиентами FCS являются заемщики, среди которых фермеры, хозяева ранчо, сельские домовладельцы, сельскохозяйственные кооперативы, сельские коммунальные службы, предприятия агробизнеса.
Традиционно в кооперативном кредитовании используются различные формы привлечения финансовых ресурсов. Как правило, Farm Credit System не привлекает вкладов своих членов или населения. Предпринятые раннее отдельные попытки сберегательной деятельности Farm Credit System вызвали яростное сопротивление со стороны коммерческих банков, а также Американской банковской ассоциации, которые расценили
работу со сбережениями граждан как исключительно функцию коммерческих банков. Вследствие этого средства для предоставления ссуд в Farm Credit System привлекаются путем выпуска и размещения ценных бумаг на рынках капитала через сеть кредитных учреждений системы фермерского кредита. В последующем финансовые ресурсы предоставляются кооперативным банкам для удовлетворения кредитных потребностей фермеров и сельского населения США.
Рассмотрим более подробно финансовый цикл кредитных кооперативных организаций системы Farm Credit System США, показанный на рис. 7.
Из рисунка видно, что алгоритм формирования заемных средств системы фермерского кредита США включает следующие этапы:
1. Федеральная финансовая корпорация банков фермерского кредита (БФК) продает облигации и векселя на рынках капитала и предоставляет банкам фермерского кредита средства от реализации облигаций. Солидарную и субсидиарную ответственность за облигации,
реализуемые финансовой корпорацией, несут банки фермерского кредита.
2. Банки фермерского кредита предоставляют средства кредитным ассоциациям.
3. Ассоциации выдают займы заемщикам.
4. Процентный доход от займов используется на погашение облигаций.
Теперь, с позиции признания эволюции кооперативных банков как объективного факта реалий экономической дейс-
Владельцы облигаций Заемщики
Финансовая корпорация
Ассоциаци]
Рис. 7. Финансовый цикл кредитных кооперативных организаций США
твительности рассмотрим динамику их активов за 2002 - 2006 гг. (табл. l).
Анализ динамики активов банков FCS (см. табл. 1) показал стабильное увеличение темпов роста в банках системы (рис. 8). Так, совокупные активы банков системы фермерского кредита США в 2002 г. равнялись 89,3 млрд долл. США, а на 31.12.2006 составили 145,3 млрд долл. США, т. е. выросли на 62,7 %, при этом наивысшие темпы роста активов продемонстрировал AgriBank — на 95,2 % и банк Texas — на 92,5 %.
$150
$140
$130
$120
$110
$100
2002
2003 2004 2005
□Активы,млрддолл. США
2006
Рис. 8. Динамика активов кооперативных банков США за 2002 — 2006 гг.
Таблица 1
Динамика активов кооперативных банков системы фермерского кредита США (2002 — 2006 гг.)
млн долл. США
Банк Год Темп роста, в %
2002 2003 2004 2005 2006 2002/2006
AgFirst 14 701 190 15 879 548 16 887 523 20 483 031 24 412 164 66,0
AgriBank 24 073 941 33 604. 957 36 175 249 39 866 527 47 007 371 95,2
CoBank 26 960 540 30 880 786 30 855 882 33 834 917 41 379 092 55,5
Texas 6 706 026 7 410 824 8 801 205 11 284 788 12 915 760 92,5
U. S. AgBank 14 765 168 15 752 340 16 415 226 18 166 979 19 580 528 32,6
Всего 89 296 623 105 966 701 111.964 547 126 919 964 145 294 915 62,7
Таблица 2
Финансовые показатели деятельности банков FGS сшА на 31.12.2006 г.
млн долл. США
Банк Кредитный портфель чистый доход собственный капитал,% Дивиденды и средства, возвращаемые пайщикам
AgFirst 23 231 077 190 193 12 40 128 440
AgriBank 44 754 393 162 594 12 40 110 740
CoBank 38 339 034 334 517 11 40 192 936
Texas 10 055 428 64 994 11 61 52 165
U. S. AgBank 18 505 023 92 894 11 56 76 830
Итого 134 884 955 845 192 11 87 561 111
Учитывая данные факты, сосредоточим внимание на основных финансовых результатах деятельности банков, представленных в табл. 2.
По данным таблицы общий ссудный портфель банков Farm Credit System в 2006 г. составлял 134,9 млрд долл. США, выданных сельскохозяйственным производителям и кооперативам. К наиболее типичным видам услуг, предоставляемым банками и ассоциациями системы фермерского кредита, относятся: предоставление ссуд на приобретение фермерской недвижимости, на ведение хозяйственной деятельности, покупку сельских домов, кредитное страхование жизни и урожая, а также различные виды финансовых услуг, включая ведение учета в фермерском хозяйстве и финансовое планирование. В 2006 г. из общего количества выданных займов 51 % составляли долгосрочные займы на покупку недвижимости (15 — 30 лет); 28 % — кратко- и среднесрочные займы на приобретение техники и других средств производств (1 — 7 лет); 16 % — кредиты кооперативам на развитие межфермерской кооперации (5 — 10 лет); 3 % — кредиты на строительство жилья на селе; 2 % — на финансирование экспорта. Невозврат кредитов составляет менее 1 %.
Анализ доходности банков Farm Credit System за 2002 — 2006 гг. показал, что полученный чистый доход равнялся 845 192 млн долл. США. В 2006 г. наивысшие показатели по полученным чистым доходам банков отмечены в CoBank — 334.517 млн долл. США.
Специфика кооперативной собственности банков Farm Credit System обязывает их распреде-
наличные кооперативные вы
лять ежегодно получаемую банковскую прибыль, выдача которой проводится в двух направлениях: выплата дивидендов акционерам-инвесторам и кооперативные выплаты клиентам-пайщикам. Так, в 2006 г. дивидендах и кооперативные выплаты системы равнялись 561 111 млн долл. США, что составило 66,3 % от прибыли. Между тем в год объявления прибыли кооперативные выплаты не всегда выдаются в полном объеме, так как банки могут задерживать некоторые выплаты на несколько лет для обеспечения достаточного собственного капитала. Проиллюстрируем данное утверждение на примере кооперативного банка AgriBank. Методика наличных кооперативных выплат, представленная в табл. 3, позволяет показать их распределение по годам.
Так, в 2002 г. AgriBank кооперативных выплат в течение года не производил, в 2003 г. выплаты составили 57,4 % от общей суммы, в 2004 г. — 66,1 %, в 2005 г. - 80,6 %, в 2006 г. - 58,2 %. В среднем ежегодные кооперативные выплаты банка за 2002 — 2006 гг. равнялись 64,1 % от суммы общих выплат банка.
Весьма интересно рассмотреть данные деятельности одного из крупнейших банков фермерской кредитной системы — AgriBank, акционерами которого являются 18 фермерских кредитных ассоциаций. Говоря о масштабах деятельности AgriBank, следует отметить, что активы банка в 2006 г. равнялись 47 млрд долл., собственный капитал — 5,8 млрд долл., что составляет 12,4 % от всех активов (при нормативе 10 %), из них акционерный капитал — 6,6 %. Банк предоставляет финансовые, консультационные, информационные услуги около 370 тыс. заемщикам,
Таблица 3
лы пайщикам банка AgriBank
млн долл. США
год Выплаты в текущем году Выплаты в последующем году Общие выплаты
2006 64 547 46 193 110 740
2005 59 069 40 920 73 207
2004 55 112 28 187 83 299
2003 57 441 15 766 99 989
2002 - 55 824 55 824
Всего 236 169 186 890 368 114
Таблица 4
Показатели финансовой деятельности банка AgriBank FCS
млн долл. США
Показатель Год Всего
2002 2003 2004 2005 2006 2006/2002
Чистый доход по займам 122,2 110,6 111,8 152,9 173,8 561,32
Расходы на иную деятельность 67,1 29,2 21,3 17,7 11,5 146,8
Чистый доход — всего 179,6 81,4 157,2 138,5 162,5 719,2
Дивиденды и средства, возвращаемые пайщикам 176,3 73,2 83,3 99,9 111,0 543,7
Таблица 5
Финансовые показатели кредитных ассоциаций кооперативных банков США на 31.12.2006
млн долл. США
Ассоциации Активы Собственный капитал Кредитный портфель Ссуды
AgFirst 16 835 857 2 502 795 15 394 419 62 441
AgriBank 44 051 704 7093134 41 006 616 167 082
СоВапк 10 117 541 1 677 420 9 472 714 80 973
Texas 11 102 497 1 638 222 10 671 729 32 790
и. 8. AgBank 18 544 604 3463323 16 867 641 82 259
Всего 100 652 203 16 474 894 93 413 119 425 545
которые получили в 2006 г. свыше 167 тыс. ссуд на сумму 44,7 млрд долл. США (в среднем — 2,48 млрд долл. США на одну ассоциацию).
Проведем анализ финансовых показателей AgriBank за 2002 — 2006 гг. на основе данных табл. 4.
Произведенные расчеты показывают, что после снижения финансовых показателей в 2003 — 2004гг. наблюдается их рост в 2005 — 2006 гг. Так, в 2006 г. чистый доход банка составил 162,6 млн долл. США, т е. увеличился на 24 млн долл, или на 11,7 %, по сравнению с 2005 г. Дивидендах и кооперативные выплаты равнялись 111 млн долл., или выросли на 11 млн долл., или на 11 %, к2005 г За исследуемый период значительно снизились расходы на иную деятельность с 67,1 млн долл. до 11,5 млн долл. США, т. е. более чем на 70 %.
Далее проведем анализ финансовых показателей кредитных ассоциаций, которые являются владельцами кооперативных банков США (табл. 5).
Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что активы кредитных ассоциаций банков на 31.12.2006 составили 100,6 млрд долл. США, в том числе активы ассоциаций AgriBank — 44 млрд долл. США, и. S. AgBank — 18,5 млрд долл. США, AgFirst — 16,8 млрд долл. США. Ситуация с собственным капиталом в фермерских кредитных ассоциациях аналогична банковской и составляет 16 % от всех активов при норме 10 %, что характеризует кредитные ассоциации как финансово устойчивые. Размер кредитного портфеля кредитных
ассоциаций равнялся 93,4 млрд долл. США, из которых на долю AgriBank приходилось 41 млрд долл. США, и. S. AgBank - 16,8 млрд долл. США. За 2006 г. кредитными ассоциациями кооперативных банков выдано более 425 тыс. ссуд.
Отраслевое разнообразие района обслуживания иллюстрирует структура диверсифицированного кредитного портфеля ассоциаций AgriBank (рис. 9).
О пропорциональном распределении финансовых ресурсов по штатам свидетельствует территориальная структура портфеля займов кредитных ассоциаций банка AgriBank (табл. 6).
Успешность развития кооперативного кредитования традиционно во многом зависит от государственной политики в данной сфере, от превращения государства из стороннего наблюдателя в непосредственного участника организации жизнедеятельности сельскохозяйственного кооперативного сектора экономики. Анализ структуры
жилье и недвижимость;
крупным рогатый скот; 9%
зерновые; 42%
молочное производство; 8%
■-свиноводство; 6%
другие сферы; 25%
Рис. 9. Доля отраслей, получивших займы в кредитных ассоциациях AgriBank
Таблица 6
доля территорий, получивших ссуды в кредитных ассоциациях AgriBank на 31.12.2006
штат % штат %
Айова 11 Теннесси 6
Миннесота 9 Миссури 5
Иллинойс 9 Южная Дакота 5
Небраска 8 Арканзас 4
Висконсин 7 Кентукки 4
Индиана 7 Северная Дакота 4
Мичиган 6 Вайоминг 1
Огайо 6 Другие штаты 8
государственного регулирования аграрного сектора США по основным направлениям показал, что сфера государственного регулирования включает такое направление, практически отсутствующее в России, как поддержание кредитной кооперации сельхозпроизводителей. В течение длительной эволюции государственное регулирование в сельской кредитной кооперации США стало привычным и воспринимается как должное. Государство, не сковывая инициативы кооперативов, создает общие правила функционирования аграрного кооперативного кредитования, определяет границы деятельности субъектов рынков, контролирует исполнение ими конкретных функций.
Более 90 лет система фермерского кредитования осуществляет миссию по поддержанию качества жизни фермерских хозяйств и населения сельской Америки. Необходимость сохранения данной тенденции в будущем поставила Администрацию фермерского кредита перед необходимостью разработать программу перспективного планирования «Горизонты». Проект призван обеспечить консенсус в системе и среди тех, кто заинтересован в решении вопросов, затрагивающих сельское хозяйство и сельские районы Америки, и преследует конкретные цели: определение тенденций рынка и факторов, влияющих на способность сельскохозяйственных кредитных кооперативов удовлетворять потребности сельских клиентов в настоящее время и в будущем; предложение конкретных рекомендаций для достижения новых целей.
Подводя итоги проведенного анализа, можно констатировать, что американская модель системы кредитования фермеров, сформированная за длительный период институционального развития при активной финансовой и административной поддержке государства, является крупным профессиональным участником рынка сельскохозяйственного кредитования США. Отдельные элементы американской модели в настоящее время успешно внедряются в практику деятельности сельских кредитных кооперативов России.
Таким образом, обобщение позитивного опыта организации и функционирования системы фермерского кредита США и сравнительный анализ с российскими реалиями позволяют сделать следующие выводы:
1. По мнению авторов, основная проблема, требующая неотложного решения, — отсутствие концептуально строгой доктрины государственного регулирования кооперативного кредитования, а также несовершенство правового регулирования вопросов координации деятельности, связанного с управлением кредитной кооперацией;
2. Отмечая высокую социально-политическую значимость и результативность реализации российского приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в области формирования сельскохозяйственных кредитных кооперативов в стране, следует признать необходимость предоставления долгосрочной финансовой государственной поддержки сектору кооперативного кредитования;
3. Сравнительно медленное формирование элементов сервисно-информационной инфраструктуры кооперативного кредитования в России замедляет процессы эффективного взаимодействия кооперации финансов с рыночными субъектами, освоение ими современных банковских, страховых, информационных технологий.
Литература
1. Основные параметры и приоритеты национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». — М.: Минсельхоз РФ, 2006. - С. 6.
2. Абрамова И.Е. Принципы формирования аграрной политики: национальные интересы, государственные приоритеты и место в них аграрного сектора. — Ростов-н/Д.: Изд-во СКАГС, 2007. — 36 с.
3. КононовН. Богатеющие должники. — Forbes. — 2007. — № 8(41). — С. 54 — 58.
4. Пахомов В. М. Российско-американская программа поддержки сельских кредитных потребительских кооперативов в Российской Федерации // Сельский кредит. — 2001. — № 8. — С. 5 — 9.
5. AgriBank 2006 Annual Report. — 2007. — P. 3, 8, 27.
6. AgFirst Farm Credit Bank2006Annual Report.—Columbia. — 2007. — P. 5,15, 49.
7. Partnering for a stronger rural Amerika. CoBank 2006 Annual Report. — Denver. — 2007. — P. 3, 16 — 17, 21.
8. Farm Credit System Major Financial Indikators, By District / Federal Farm Credit Banks Funding Corporation. — Press Release on. Feb. 14, 2007.
9. U. S. AgBank District 2006 Annual Report. — 2007. — P. 4.
10. Farm Credit Bank of Texas 2006 Annual Report. — 2007. — P. 15, 30.
11. Agricultural Outlook ERS USDA. — Wash DS. — Nov 2002. — P. 62 — 64.