Научная статья на тему 'ФИНАНСЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ'

ФИНАНСЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИИ / САНКЦИИ / МИРОВОЙ РЫНОК / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Османов Махач Магомедович, Эфендиева Джамиля Сабировна

В статье изучены вопросы эффективного использования финансовых ресурсов в условиях санкций. Рассмотрены проблемы инвестирования свободных денежных средств на мировом рынке, вопросы использования финансов в условиях полной международной финансовой изоляции. Отмечается, что в сложной геополитической и общеэкономической ситуации потенциальные частные инвесторы не будут проявлять активность. В этой связи повышается влияние социальной сферы на современную экономику. Система госгарантий может существенно помочь мобилизации финансовых средств в высокотехнологичные отрасли и проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Османов Махач Магомедович, Эфендиева Джамиля Сабировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCE MUST WORK

The article studies the issues of effective use of financial resources in the context of sanctions. The problems of investing free money in the world market, the issues of using finance in conditions of complete international financial isolation are considered. It is noted that it is necessary to take into account that in a difficult geopolitical and general economic situation, potential private investors will not be active. In this regard, the influence of the social sphere on the modern economy is increasing. The system of state guarantees can significantly help mobilize funds for high-tech industries and projects.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_3_1_20 УДК 336

Османов Махач Магомедович,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой и региональной экономики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: makhach_2000@mail.ru

Эфендиева Джамиля Сабировна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: efendieva.d.s@mail.ru

ФИНАНСЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ

В статье изучены вопросы эффективного использования финансовых ресурсов в условиях санкций. Рассмотрены проблемы инвестирования свободных денежных средств на мировом рынке, вопросы использования финансов в условиях полной международной финансовой изоляции. Отмечается, что в сложной геополитической и общеэкономической ситуации потенциальные частные инвесторы не будут проявлять активность. В этой связи повышается влияние социальной сферы на современную экономику. Система госгарантий может существенно помочь мобилизации финансовых средств в высокотехнологичные отрасли и проекты.

Ключевые слова: финансы; международные финансы; инвестиции; санкции; мировой рынок; национальные финансы.

UDC 336

Osmanov Makhach Magomedovich,

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of World and Regional Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: makhach_2000@mail.ru

Efendieva Jamilya Sabirovna,

Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: efendieva.d.s@mail.ru

FINANCE MUST WORK

The article studies the issues of effective use of financial resources in the context of sanctions. The problems of investing free money in the world market, the issues of using finance in conditions of complete international financial isolation are considered. It is noted that it is necessary to take into account that in a difficult geopolitical and general economic situation, potential private investors will not be active. In this regard, the influence of the social sphere on the modern economy is increasing. The system of state guarantees can significantly help mobilize funds for high-tech industries and projects.

Keywords: finance; international finance; investments; sanctions; world market; national finances.

«Финансы должны работать» (как вариант: «деньги должны работать») - кому не известна эта фраза, отражающая нестареющую экономическую истину? Столь же известна и причина, определяющая эту истину: свободные деньги, не используемые в экономических операциях, теряют в цене, во-первых, из-за инфляции, во-вторых, вследствие упущенной выгоды.

Сегодня, однако, обстоятельства, вызванные беспрецедентным санкционным давлением на нашу страну, складываются таким образом, что речь идет уже не об упущенной выгоде и даже не об обесценивании неиспользуемых средств, а о том, что находящиеся на национальной экономической территории финансовые ресурсы скорейшим образом необходимо сосредоточить:

- на поддержании текущей устойчивости экономики и социальной среды жизнеобита-ния российского населения;

- на обеспечении дальнейшего устойчивого экономического роста на основе преимущественно инновационных факторов.

Российский экономист профессор Сергей Бодрунов в этой связи подчеркивает, что в современных условиях сам процесс экономического роста вообще и собственно его ускорение могут быть достигнуты, прежде всего, на путях инновационного развития, которые, в свою очередь, невозможны без внедрения новых технологий [4].

Важность сегодняшнего момента состоит в том, что решение обеих указанных задач должно происходить одновременно, поскольку очевидно, что в сложившихся геополитических реалиях обеспечить экономическую безопасность и способность к дальнейшему эффективному развитию, причем на долгосрочную перспективу, возможно лишь в усло -виях перевода экономики и всей социальной жизни общества на инновационную основу.

Понятно, что для достижения этого потребуются значительные финансовые вложения, во-первых, в ключевые отрасли реального сектора российской экономики, работа которых имеет жизненно важное значение для нашей страны, во-вторых, в отрасли социальной сферы, прежде всего в образование и науку, состояние дел в которых не только определяет возможности переноса передовых знаний и разработок в реальный сектор, но и вообще является важнейшим

показателем степени развитости всего общества в целом [2].

Таким образом, мобилизация необходимых для расширения инвестиционной деятельности финансовых ресурсов, причем имеется в виду «мобилизация» без какого-либо налета чрезвычайщины, в условиях сохранения общих рыночных принципов организации экономики, должна быть проведена в скорейшие сроки, с опорой на те ресурсы, которые реально имеются в наличии. Соответственно, экономическими и финансовыми властями должны ставиться конкретные задачи. Поэтому, например, главным направлением работы следует считать не мечту лишить Соединенные Штаты власти доллара и не пассивное ожидание этого события, а конкретные действия по выводу российской экономики из-под такой власти [7].

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов международный финансовый фон, который складывается в режиме реального времени.

Так, с одной стороны, по данным ведущего мирового экономического издания -американской Wall Street Journal, на конец 2020 - начало 2021 г. почти 60 процентов мировых валютных резервов (в виде авуаров центральных банков) все еще приходилось на доллары. Поэтому рассчитывать на какие-либо кардинальные, революционные изменения в системе международных финансов, которые бы сильно нам помогли, в ближайшем будущем не приходится. Тем более что в адрес нашей страны раздаются все новые угрозы о полной международной финансовой изоляции в случае дальнейшего обострения ситуации, в том числе лишения возможности пользоваться международной системой кредитования [8].

С другой стороны, беспрецедентный акт заморозки (фактически ареста) значительной части золотовалютных резервов Центрального банка России, осуществленный США, Евросоюзом и их ближайшими союзниками, может ускорить сокращение доли доллара как в структуре национальных резервов мно -гих стран, так и в международных расчетах. При этом подчеркнем еще раз, такой процесс при любом развитии событий быстрым не будет [3].

Поэтому, во-первых, для сбережения остающихся в нашем распоряжении резервов и повышения эффективности использования

национальных финансов в целом необходимо способствовать активизации позитивных тенденций, наметившихся к настоящему моменту.

Так, Китай, являющийся официально второй по величине экономикой мира и основным торговым партнером нашей страны, и Россия уже значительно сократили свою зависимость от доллара в двусторонней торгов -ле, хотя целиком отказаться от долларовой системы в условиях сохраняющегося научно-технологического превосходства США - в чем необходимо отдавать себе отчет - пока не удается. В то же время на этом направлении заметны и другие подвижки. Индия - на сегодняшний день одна из крупнейших экономик мира и третий по величине импортер нефти - всерьез прорабатывает возможность использования китайского юаня как ба -зисной валюты для создания альтернативного механизма расчетов в торговле с Россией в национальных валютах по схеме «рупия -рубль» [17].

Однако все сказанное относится, назовем это так, к мерам внешнего порядка. Поэтому, во-вторых, необходима комплексная система мероприятий государственной экономической политики, направленных на максимальное использование внутренних возможностей финансирования инвестиций.

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет, что в нынешней сложной геополитической и общеэкономической ситуации потенциальные частные инвесторы не будут проявлять активность - и это подтверждают многочисленные примеры из международной практики - без получения соответствующего импульса, каковой может последовать только со стороны государства. Таким импульсом призваны стать декларируемые государством конкретные действия в отношении скорейшего разворачивания инвестирования в приоритетные направления экономики и социальной жизни [6].

По нашему мнению, такие действия включают две составляющие. Во-первых, государство выступает в роли общенационального гаранта особой значимости и важности тех или иных направлений инвестирования (а подчас и отдельных особо значимых проектов или объектов общенационального значения), причем на четко определяемую перспективу. Во-вторых, государство принимает

на себя роль инвестиционного локомотива, само осуществляя финансовые вложения на приоритетных направлениях и тем самым демонстрируя надежность и выгодность инвестирования владельцам частных капиталов.

Конечно, для этого потребуется концентрация государственных ресурсов, тем более необходимая в условиях вполне обоснованных рисков сокращения доходов федерального бюджета.

Необходимо напомнить, что с подобной проблемой сталкиваемся не мы первые, и периодически перед государственной экономической политикой возникает очень сложная дилемма - причем такое происходит и в наши дни, так случалось и в не столь давней истории. Так, авторы коллективной монографии «Великая депрессия и великая реформа (Успехи и провалы экономической политики Ф.Д. Рузвельта)» под редакцией профессора Р. М. Нуреева и доктора социологических наук Ю. В. Латова напоминают, что для преодоления последствий Великой депрессии конца 1920-х - 30-х гг. в США «требовались дополнительные бюджетные деньги. Однако кризис привел к резкому падению налоговых поступлений. Надо было выбирать между падением производства и очень сильным бюджетным дефицитом, сопряженным с инфляцией» [5].

Как известно, правительство президента Ф. Д. Рузвельта, избранного на свой пост в но -ябре 1932 г. и вступившего в права (согласно прежним нормам американской конституции) 4 марта 1933 г., практически избрало второй вариант ради оживления производства и сокращения потрясавшей основы американского общества безработицы. Дальнейшие события показали правильность выбранного пути, и рост производства и потребления населения в конечном счете перекрыл отрицательные моменты, связанные с дополнительной финансовой «накачкой» экономики [1; 5].

Любая возможная дополнительная денежная эмиссия должна четко соотноситься с понимаемым ожидаемым результатом, чтобы избежать обычного очередного всплеска инфляции [11].

Однако куда более перспективным вариантом, на наш взгляд, является активизация уже имеющихся ресурсов. Начнем с государ-

ственных резервов, часть из которых (разумеется, при наличии просчитанного плана), по нашему мнению, может быть в скорейшем порядке направлена на организацию внедрения в промышленность, сельское хозяйство и социальную сферу результатов передовых фундаментальных и прикладных разработок, имеющихся в распоряжении отечественных научных учреждений. Это позволит, решить многие задачи критического импортозаме-щения, создать механизм передачи научных достижений в реальный сектор и социальную сферу на долгосрочную перспективу [14].

Далее, областью приоритетного направления государственных финансовых средств должны стать непосредственно отрасли социальной сферы - образование и наука. Для того чтобы упомянутые выше научные достижения были направлены в реальный сектор экономики, их необходимо обеспечить, а это напрямую зависит от модернизации научных учреждений и материальной поддержки научных (а также и образовательных) коллективов.

В этой связи еще раз необходимо напомнить, что влияние социальной сферы на современную экономику огромно и многогранно и охватывает самым непосредственным образом производственную сферу. Так, когда в сфере современного образования отрабатываются, например, передовые управленческие схемы и новые программы, находящие свое непосредственное применение в виде общего повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров, то впоследствии затраты на них многократно окупаются благодаря притоку в производство высокообразованного инженерно-технического контингента и высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей. И, разумеется, качественные улучшения, происходящие в сфере организации научных исследований, также несут значительную материальную отдачу посредством ускоренной передачи результатов исследований в сферу материального производства [11-13].

Поэтому неслучайно видный американский экономист-теоретик XX в., убежденный сторонник государственного регулирования экономических процессов в условиях рыночной системы хозяйствования Дж. К. Гэлбрейт отмечал: «Поскольку техни-

ческие и научные успехи представляют собой общепринятое мерило общественных достижений, то... организация образования и другие виды оказания помощи в этих областях являются не только правильным, но и крайне желательным применением государственных средств (выделено мной -М.О.)» [8].

Наконец, перейдем к вопросу об эффективном использовании частных финансовых средств. Конечно, следует не забывать об ограничениях на какой-либо оборот иностранной валюты для физических лиц и предпринимательских структур и об установлении лимитов на снятие наличных средств с валютных счетов граждан, которые были введены в начале марта 2022 г. в качестве экстренных защитных мер в ответ на разворачивание масштабных антироссийских санкций со стороны Запада. Очевидно, однако, что такие меры носят действительно экстренный характер и могут в будущем отменяться по мере достижения прогресса в межгосударственных отношениях.

Поэтому необходимы, во-первых, срочные предложения по аккумуляции фактических финансовых ресурсов частных лиц в том виде, в каком они наличествуют на текущий момент, с целью максимально эффективного их использования не только для поддержания нашей экономики в ее нынешнем виде, но и обеспечения материальных условий для ее будущего устойчивого роста, во-вторых, четкие наработки по возможному использованию валютных средств граждан и предпринимательских структур после отмены ограничений [9; 10; 16].

В целом необходимо исходить из того, что любое привлечение средств физических лиц к инвестиционной деятельности в сегодняшних условиях должно обеспечиваться:

- привлекательным уровнем рентабельности инвестиций, заметно превышающим официальный уровень инфляции;

- наличием специальных государственных гарантий по тем конкретным направлениям экономического и социального развития (либо по отдельным проектам), в которые инвестиции привлекаются.

Еще раз подчеркнем, что специальные (особые) государственные гарантии тем более важны, что коммерческая отдача от многих научных исследований и интеллекту-

альных разработок - особенно в конкретных условиях сегодняшнего дня - является не столь быстрой, что представляет собой дополнительный «отрицательный стимул» для инвесторов. Четко и в максимально сжатые сроки разработанная и реализуемая система госгарантий может существенно помочь мобилизации финансовых средств частных владельцев, как крупных, так и мелких, в высокотехнологичные отрасли и проекты.

Список литературы

1.Алексеев В. Quality progress управление финансами и качество // Стандарты и качество. 2007. № 9. С. 96-100.

2.Бабкина Е. В., Низамутдинов А. И., Белов Д. О. Перспективы глобализации международных финансов // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 444-450.

3.Барабицкий А. А. Что такое финансовая грамотность // Международная научно-практическая конференция судей арбитража ICSNGD: сб. докладов участников конференции International Arbitrage ICSNGD «Развитие экономики в кризисный и посткризисный период. Усиление роли арбитражей ICSNGD в современной геополитической ситуации». 2015. С. 33-38.

4.Бодрунов С.Д. Новое индустриальное общество: перезагрузка. М.: Культурная революция. 2016. С. 97.

5.Великая депрессия и великая реформа: (успехи и провалы экономической политики Ф.Д. Рузвельта) / под ред. Р. М. Нуреева, Ю. В. Латова. М.: Норма: ИНФРА-М. 2016. С. 57.

6.Газизова А.Р. Финансовое планирование и бюджетирование // Сборник научных трудов, посвящ. 40-летию экономического факультета ЧелГУ «Голиковские чтения» / отв. ред. А. Ю. Даванков. Челябинск, 2018. С. 123-127.

7.Гуц Д. Эффективное управление ресурсами - залог финансового развития организации // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Инструменты и механизмы формирования конкурентоспособной государственно и региональной экономики». 2017. С. 153-155.

8.Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели об -щества / под ред. акад. Н. Н. Иноземцева и чл.-кор. АН СССР А.Г Милейковского. М.: Прогресс, 1976. С. 98.

9.Заяц Т. И., Заздравина Н. А. Международные финансы и их роль в мировой экономике // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях «Новая наука как результат инновационного развития общества». 2017. С. 99-102.

10.Зворыкина Ю. В., Семенцов С. П. О влиянии «зеленой экономики» на мировую экономику, финансы, международную торговлю // Материалы Международной научной конференции «Современные проблемы управления внешнеэкономической деятельностью». 2018. С. 31-38.

11.Караганова К. А., Закунова Е. Д., Анисимова А. Е. Проблемы финансовой системы России в настоящее время // Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и права». В II частях / под общей ред. Б. М. Магомедова. 2020. С. 269-271.

12.Петракова Н. Г Управление корпоративными финансами // Сборник научных работ студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы учета, анализа и аудита в социальной сфере». 2016. С. 312-318.

13.Раджабова И. Р., Абдулаева М. Р. Финансы до-мохозяйств как источник воспроизводства человеческого капитала // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-4. С. 79-83.

14.Терновых Е. В. Формирование эффективного механизма управления финансами предприятия на основе левериджа // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2017. № 2 (53). С. 186-196.

15.Хидирова Р. М., Саадуева М. М. Международные финансы, их сущность, проблемы реформирования // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2019. № 10. С. 45-49.

16.Шмелев В. В., Хмыз О. В. Направления использования международных финансов для стабилизации валютного курса российского рубля // Финансы. 2015. № 3. С. 27-31.

17.Якунина М. А., Ли Й. Тенденции развития международных финансов Китая в мировой финансовой системе // Сборник трудов Международной студенческой научной конференции «Проблемы и перспективы развития корпоративных и общественных финансов» / Хабаровский государственный университет экономики и права. 2017. С. 226-230.

References

1.Alekseev V. Quality progress upravlenie finansami i kachestvo. Standarty i kachestvo. 2007. № 9. S. 96-100.

2.Babkina E. V., Nizamutdinov A. I., Belov D. O. Perspe-ktivy' globalizacii mezhdunarodny'x finansov. Alleya nauki. 2018. T. 5. № 5 (21). S. 444-450.

3.Barabiczkij A. A. Chto takoe finansovaya gramotnost'. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferen-ciya sudej arbitrazha ICSNGD: sb. dokladov uchastnikov konferencii International Arbitrage ICSNGD «Razvitie e'konomiki v krizisny'j i postkrizisny'j period. Usilenie roli arbitrazhej ICSNGD v sovremennoj geopoliticheskoj situa-cii». 2015. S. 33-38.

4.Bodrunov S.D. Novoe industrial'noe obshhestvo: per-ezagruzka. M.: Kul'turnaya revolyuciya. 2016. S. 97.

5. Velikaya depressiya i velikaya reforma: (uspexi i provaly e'konomicheskojpolitiki F.D. Ruzvella) / pod red. R. M. Nureeva, Yu. V. Latova. M.: Norma: INFRA-M. 2016. S. 57.

6.Gazizova A.R. Finansovoe planirovanie i byudzhet-irovanie. Sbornik nauchnyx trudov, posvyashh. 40-letiyu e'konomicheskogo fakul'teta ChelGU «Golikovskie chteni-ya» / otv. red. A. Yu. Davankov. Chelyabinsk, 2018. S. 123127.

7. Gucz D. E'ffektivnoe upravlenie resursami - zalog finansovogo razvitiya organizacii. Sbornik statej po ito-gam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Instrumenty' i mexanizmy formirovaniya konkurentospo-sobnoj gosudarstvenno i regional'noj e'konomiki». 2017. S. 153-155.

8.Ge'lbrejt Dzh. K. E'konomicheskie teorii i celi obsh-hestva / pod red. akad. N. N. Inozemceva i chl.-kor. AN SSSR A.G. Milejkovskogo. M.: Progress, 1976. S. 98.

9.Zayacz T. I., Zazdravina N. A. Mezhdunarodny'e fi-

nansy' i ix rol' v mirovoj e'konomike. Sbornik statej Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 17 chastyax «Novaya nauka kak rezul'tat innovacionnogo raz-vitiya obshhestva». 2017. S. 99-102.

10. Zvory'kina Yu. V., Semenczov S. P. O vliyanii "zelenoj e'konomiki" na mirovuyu e'konomiku, finansy', mezhdunarodnuyu torgovlyu. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Sovremenny'e problemy' uprav-leniya vneshnee'konomicheskoj deyatel'nost'yu». 2018. S. 31-38.

11. Karaganova K. A., Zakunova E. D., Anisimova A. E. Problemy' finansovoj sistemy' Rossii v nastoyashhee vremya. Sbornik nauchnyx statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy' e'konomiki i prava». VII chastyax/pod obshhej red. B. M. Magomedova. 2020. S. 269-271.

12. Petrakova N. G. Upravlenie korporativny'mi fl-nansami. Sbornik nauchnyx rabot studentov, aspirantov i professorsko-prepodavatel'skogo sostava «Aktual'nye problemy' ucheta, analiza i audita v social'noj sfere». 2016. S. 312-318.

13. Radzhabova I. R., Abdulaeva M. R. Finansy'

domoxozyajstv kak istochnik vosproizvodstva chel-ovecheskogo kapitala. Tendencii razvitiya nauki i obra-zovaniya. 2020. № 61-4. S. 79-83.

14. Ternovy'x E. V. Formirovanie e'ffektivnogo mex-anizma upravleniya finansami predpriyatiya na osnove leveridzha. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 2 (53). S. 186-196.

15. Xidirova R. M., Saadueva M. M. Mezhdunarodny'e flnansy', ix sushhnost', problemy' reformirovaniya. Aktual'nye voprosy sovremennoje'konomiki vglobal'nom mire. 2019. № 10. S. 45-49.

16. Shmelev V. V., Xmy'z O. V. Napravleniya ispol'zovaniya mezhdunarodny'x flnansov dlya stabilizacii valyutnogo kursa rossijskogo rublya. Finansy'. 2015. № 3. S. 27-31.

17. Yakunina M. A., Li J. Tendencii razvitiya mezhdunarodny'x finansov Kitaya v mirovoj finansovoj sisteme. Sbornik trudov Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Problemy' i perspektivy razvitiya korporativnyx i obshhestvennyx finansov» / Xabarovskij gosudarstvenny'j universitet e'konomiki i prava. 2017. S. 226-230.

MHflyCTPI/IAflbHAfl 3KOHOMIIKA* № 3, tom 1, 2022 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.