Научная статья на тему 'Финансовый рынок России и мировой финансовый кризис'

Финансовый рынок России и мировой финансовый кризис Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый рынок России и мировой финансовый кризис»

СОБЫТИЕ

ФИНАНСОВЫЙ рынок России И МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ кризис

Мировой финансовый кризис продолжает будоражить финансовую общественность и обывателей. Банкротства крупнейших мировых финансовых институтов заставляют задуматься о том, что будет с более мелкими и развивающимися экономиками. Россиян в первую очередь волнует благополучие отечественной банковской и финансовой системы, в том числе малых и средних региональных банков.

В связи с продолжающимся мировым финансовым кризисом на финансовом рынке России сложилась напряженная ситуация, — говорит президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — Очевидно, что у Правительства России и у ЦБ есть все инструменты, чтобы эту проблему снять. Но действовать нужно решительно и быстро. Это означает, что должно быть расширено рефинансирование кредитных организаций, активно размещаться временно свободные средства федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках, должен быть расширен ломбардный список. Важно однако, чтобы российские власти не забывали, что банковская система России включает в себя не только крупные московские банки, но и малые, средние региональные банки. ЦБ должен принимать во внимание особенности региональных финансовых институтов, в том числе снизить требования по размеру капитала для допуска к конкурсу на оперирование бюджетными деньгами. Это позволит пропорционально и эффективно распределить ресурсы по стране. Уверен, что ситуация на рынке находится под контролем регулятора и никаких кризисных явлений не будет. А возникшая финансовая «турбулентность» будет преодолена.

В 1998 году во время кризиса основные проблемы возникли у крупных банков, — комментирует действия Центрального банка РФ и Правительства РФ первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза. — В этот раз правительство помогает как раз крупным банкам, рассчитывая, вероятно, что, как и в 1998 г., малые и средние банки выживут самостоятельно, а те, кто

не сможет, не нанесут финансовой системе большого вреда. Но в условиях кризиса падение любого, даже небольшого регионального банка вызывает панику. А паника убьет всех. Поэтому в условиях кризиса самое главное поддержать стабильность всей банковской системы, не разделяя банки на системообразующие и малые-средние.

Сейчас важно поддерживать высокий уровень ликвидности, — подчеркивает Владимир Гамза. — Ради финансовой стабильности надо пожертвовать инфляцией. И конечно, повысить доступность рефинансирования для малых и средних банков.

Для этого можно предпринять следующие шаги.

Во-первых, ЦБ должен начать скупать у банков по разумной цене все виды государственных обязательств от федеральных до муниципальных. Рынок сегодня не берет эти бумаги с нормальной доходностью. И именно ЦБ должен дать банкам возможность реализовать такие обязательства и получить за счет этого ликвидность.

Во-вторых, временно открыть для всех кредитных организаций рефинансирование под нерыночные активы, т. е. под залог кредитных портфелей, ФОРы, признав, что кредитный портфель любого банка не может стоить менее 50 %. Нужно дать временную чрезвычайную ликвидность банкам под обеспечение, которое есть.

И наконец, в-третьих, включить в работу Банк развития — институт, специально созданный для поддержания банковской системы. Он тоже должен начать предоставлять ликвидность на межбанковском рынке. Очень важно поддержать межбанковский рынок, чтобы он не остановился. Думаю, ВЭБ сегодня способен обеспечить работу межбанковского рынка. Он должен взять на себя организацию, функционирование межбанковского рынка, поддержать доверие банков друг к друг и ко всей отечественной банковской системе. А для этого ему нужно договориться с Центральным банком РФ о возможности безакцептного списания с корсчетов обязательств по межбанку.

72

финансы и кредит

Изменения и пертурбации, происходящие в течение краткосрочных периодов, не могут оказать существенного воздействия на ипотеку и другие программы долгосрочного финансирования. Однако в последнее время рыночный тренд, далек от положительного. Еще несколько недель назад ситуацию оценивали как предкризисную. А сейчас российский рынок ипотеки определенно испытывает некоторые трудности.

В условиях изменяющейся макроэкономической конъюнктуры и ситуации на рынке российские банки ведут себя гибко, — говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов. — И это очень здорово. Отечественная банковская система доказывает, что может быстро и эффективно откликаться на внешние вызовы. Региональные и средние банки давно предвидели такое развитие событий. На протяжении последних нескольких месяцев шло снижение объемов кредитного портфеля, основные ресурсы переводились в ликвидные финансовые активы, в том числе в иностранную валюту. И многие из тех, кто позаботился об этом, в условиях изменений на рынке чувствуют себя достаточно комфортно. У них никаких проблем с возвратом краткосрочных потребительских кредитов и кредитов малому и среднему бизнесу не ощущается. Обязательства заемщиков перед этими банками выполняются полностью, что является основой стабильности банковской системы.

Многие банки, которые занимались ипотекой, но не специализировались на ней, подумывают над тем, чтобы переориентировать долгосрочные ипотечные программы на краткосрочные кредиты. Например, на финансирование малого и среднего бизнеса. В этом сегменте и доходность выше, и риск меньше, о чем свидетельствует незначительное количество дефолтов заемщиков.

В то же время в Российской Федерации существует несколько десятков уже зарекомендовавших себя специализированных ипотечных банков. И для этих институтов необычайно важен опыт властей США, которые материально поддержали американский рынок ипотеки, предоставив в явном виде государственных гарантий по ипотечным ценным бумагам Freddie May и Fannie Mac.

Надо сказать, что мощности американского и российского рынка ипотеки несопоставимы. Там рынок превысил 10 трлн долл. США, а в России общий объем предоставленных ипотечных займов не превышает одного триллиона рублей. В этом смысле это посильная ноша не только для россий-

ской банковской системы, но и для российского бюджета.

Самое главное при принятии решений, — считает Олег Иванов, — не допустить прямое участие государства на рынке акций. Должны быть выбраны более тонкие и более эффективные механизмы. Попытка накачать государство падающими акциями является преступлением против казны и госбюджета. Необходимы меры, способные повысить кредитное качество и вернуть доверие инвестора к тем или иным институтам и инструментам.

В настоящий момент бессмысленно говорить о поддержке государством всего российского рынка акций или рынка ценных бумаг в целом. Необходимо выбрать реперные точки, те важные инфраструктурные элементы, в отношении которых рынку должен быть подан сигнал. Среди таких элементов — системообразующие банки, в том числе с государственным участием. Дополнительные государственные гарантии, возможное участие в капитале и другие меры поддержки — будут очень важным стимулирующим моментом для поддержки всего российского банковского сектора. Очень важно, однако, чтобы такие заявления сопровождались не только авансами в пользу конкретных финансовых институтов с государственным участием, но и всего банковского сектора.

Первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза, выступая на заседании рабочей группы по подготовке к рассмотрению Государственной Думой РФ проекта основных направлений единой государственной кредитно-денежной политики на 2009г. и период 2010 и 2011 гг., отметил, что для правильного построения и выполнения кредитно-денежной политики — прежде всего исходя из интересов социально-экономического развития, необходимо определить ее цели, а затем выбрать инструменты достижения этих целей в различных сценарных условиях.

Например, в условиях финансовой нестабильности таргетирование инфляции не может являться основной целью денежно-кредитной политики, а искусственное укрепление обменного курса рубля (за счет изъятия из рыночного оборота процесса обмена рублевых средств Стабилизационного фонда на валютные средства Банка России) на фоне снижения реального курса (по паритету покупательной способности) ведет к значительному снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей и росту импорта.

В реализации денежно-кредитной политики на развивающемся российском рынке обязательно

должны быть задействованы институты развития, позволяющие через кредитный (безинфляцион-ный) механизм использовать накопленные государством денежные ресурсы в интересах развития национальной экономики.

Проблемы поддержания ликвидности и рефинансирования, особенно остро стоящие сейчас перед российской банковской системой, требуют комплексного решения, которое должно готовиться совместно Банком России и банковским сообществом. Необходимо создать организованный, надежно работающий рынок межбанковского кредитования.

На рабочем совещании в Агрохимбанке, посвященном обсуждению проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов», а также ситуации, сложившейся на финансовом рынке, принимали участие президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимир Гамза, а также представители HSBCBank (RR), Альфа-банка, КБ «Ассоциация», банковской группы «Зенит», Инвестторгбанка, Локо-банка, КБ «Московский капитал», Новикомбанка, Райффайзенбанка, банка «Санкт-Петербург», Урса банка.

В ходе обсуждения сложной ситуации, сложившейся на финансовом рынке России, участники встречи сформулировали предложение, содержащее комплекс мер, призванный стабилизировать ситуацию в банковском секторе. В частности, банкиры предлагают:

— при определении участников тендеров на размещение бюджетных денег ориентироваться не на рейтинги и размер капитала, а на качество активов кредитной организации;

— включить в ломбардный список векселя оборонных предприятий и предприятий, выполняющих государственный заказ, а также рассчитаться с предприятиями по выполненным государственным заказам;

— необходимо обеспечить прозрачность использования средств, получаемых государственными банками, чтобы часть этих средств в обязательном порядке поступала на рынок межбанковского кредитования;

— для сохранения рынка ипотечных кредитов рекомендовать Агентству по ипотечному жилищному кредитованию выкупить у банков кредиты, выданные в соответствии с его стандартами, для чего необходимо выделить из бюджета соответствующее финансирование;

— временно на срок до трех месяцев предоставить банкам возможность получить ликвидность в объеме 50 % от кредитного портфеля, предоставляемого в качестве залога;

— увеличить сроки предоставления Центральным Банком РФ кредитов в соответствии с Инструкцией № 312.

Участники совещания особо отметили необходимость сохранения на банковском рынке конкурентной среды, для чего финансовая помощь государства должна направляться не только в московские и банки с государственным участием, но и напрямую в регионы. Выполнение этих рекомендаций, по мнению собравшихся, должно обеспечить отечественному банковскому сектору необходимую стабильность, для чего у государства есть все ресурсы.

Депутат Государственной Думы, президент Ассоциации региональных банков России, член фракции «Справедливая Россия» Анатолий Аксаков внес в парламент проект закона, содержащий поправки в законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», которые направлены на правовое признание договоров ликвидационного неттинга. По словам депутата, предлагаемая законодательная новелла особенно актуальна в сложившейся непростой рыночной ситуации. Благодаря неттингу, т. е. сальдированию обязательств по финансовым сделкам, удается многократно уменьшить размер рисковых позиций, которые открывают кредитные организации и их партнеры. Таким образом существенно снижаются кредитные риски на контрагента и возникает возможность преодоления кризиса доверия, что немедленно вызывает блокирование рынка и рост вероятности банкротств участников рынка.

Кроме того, в случае неплатежей на рынке деривативов, межбанковского кредитования и рынке РЕПО ликвидационный неттинг позволяет избежать возникновения эффекта домино, когда неисполнение обязательств одним из участников вызывает цепную реакцию неплатежей. Размер единого нетто-обязательства, как правило, оказывается значительно меньшим, нежели размер требований по отдельным операциям.

Законопроект вводит определение договора неттинга (в терминах законопроекта — компенсационного соглашения) и устанавливает особенности правового режима таких договоров при несостоятельности (банкротстве) стороны такого договора. Данное в проекте определение в целом

согласуется с международными подходами, предложенными в том числе Международной ассоциацией свопов и деривативов (ISDA) в ISDA Model Netting Act 2006.

Актуальность детального регулирования рассматриваемых отношений объясняется бурным ростом российского срочного рынка и активности на нем кредитных организаций. По данным Банка России, с 1 января 2005 г. по 1 января 2008 г. суммарный объем обязательств и требований кредитных организаций по всем видам срочных сделок увеличился почти в пять раз и на 1 июня 2008 г. приблизился к 7 трлн руб., что составляет 30 % от величины банковских активов и 20 % российского ВВП.

Юридическое признание ликвидационного неттинга и практическое использование договора неттинга позволяет существенно — в пять раз — снизить кредитные риски на рынке деривативов. Так, по данным Международной ассоциации свопов и деривативов (ISDA), общий размер кредитного риска на рынке внебиржевых деривативов, например, в 2006 г. составлял 2,7 % номинальной суммы. При это размер фактических денежных выплат не превышал 0,5 % процента номинала де-ривативных контрактов, что достигалось именно благодаря использованию механизма ликвидационного неттинга. Таким образом, юридическое признание ликвидационного неттинга позволяет более чем на 80 % уменьшить кредитные риски на рынке внебиржевых деривативов. Именно в этом заключается важнейшая роль рамного договора — многократное снижение кредитных рисков.

В соответствии с законопроектом под договором неттинга (компенсационным соглашением) понимается договор, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, иностранным законодательством или международным правом, который охватывает деривативы, сделки РЕПО и еще ряд финансовых инструментов. Такой договор содержит условие о том, что в случае определенного сторонами нарушения договора и (или) наступления иных предусмотренных в нем обстоятельств все неисполненные и частично не исполненные обязательства (соглашения, сделки), возникающие из такого договора, подлежат одновременному прекращению. В нем также определяется порядок расчета размера единого денежного требования в случае определенного сторонами нарушения договора и (или) наступления иных предусмотренных в нем обстоятельств по заявлению любой из сторон договора.

Помимо этого договор неттинга должен быть признан уполномоченным органом или организацией, что позволит исключить злоупотребления и необоснованное применение ликвидационного неттинга к сделкам, не относящимся к деривати-вам. В случае кредитных организаций таким органом будет Банк России.

В настоящее время в российском законодательстве существует правовая неопределенность относительно допустимости ликвидационного нет-тинга в конкурсном праве, так как соответствующие договорные положения входят в противоречие с неотъемлемым правом временной администрации (для банков) и внешнего управляющего (для нефинансовых компаний) самостоятельно выбирать из числа договоров, срок исполнения обязательств по которым еще не наступил, те, которые должны быть исполнены. Причина опасений заключается в том, что, пользуясь этим правом, временная администрация (или внешний управляющий) может потребовать продолжения договорных отношений только по тем действующим деривативам, текущая рыночная стоимость которых является положительной и которые по этой причине позволяют ожидать будущего увеличения конкурсной массы, и в то же время отказаться от исполнения сделок кредитной организации, имеющих отрицательную рыночную стоимость.

Селективный отбор выгодных для конкурсной массы договоров ведет к нежелательному ущемлению прав конкурсных кредиторов. В этой ситуации добросовестный контрагент, будучи кредитором по деривативному договору, срок исполнения которого еще не наступил, хотя и получает право при отказе от исполнения обязательств должником требовать возмещения убытков, однако он не признается кредитором первой очереди, и его требования, как показывает опыт, будут удовлетворены лишь частично. В то же время он обязан в полном размере выполнить свои обязательства по убыточным для него трансакциям, по которым временная администрация (внешний управляющий) приняла решение продолжать договорные отношения. Таким образом, из-за особенностей процедуры банкротства добросовестная сторона договора при известных условиях может оказаться «в минусе» по причине неисполнения обязательств со стороны кредитной организации—должника, несмотря на то, что ее нетто-позиция, рассчитываемая как сальдо рыночной стоимости всех заключенных с неплатежеспособным должником деривативов, будет в целом прибыльной. Для такого нетто-кредитора существует опасность искусственного завышения

суммы неполученных средств из-за избирательного подхода временной администрации (конкурсного управляющего) к договорам.

Основным назначением договора неттинга является объединение совокупности срочных сделок (трансакций) и их совместное рассмотрение (единая юридическая судьба) прежде всего в случае неисполнения обязательств одной из сторон договора.

Анатолий Аксаков напомнил, что предварительные поправки были подготовлены думской рабочей группой более одного года назад. Тогда предлагалось ограничиться признанием договоров ликвидационного неттинга только в случае банкротства кредитных организаций. Законопроект обсуждался с российскими участниками срочного рынка, а также ведущими мировыми экспертами, представляющими Международную ассоциацию свопов и деривативов (ISDA), рейтинговые агентства, ЕБРР. После всестороннего обсуждения и с учетом поступивших замечаний авторами было принято решение распространить действие соответствующих норм на нефинансовые институты. Однако, необходимым требованием признания договора неттинга является условие, чтобы хотя бы одна из сторон такого договора являлась лицензируемой финансовой организацией.

На сегодняшний день Россия является единственным из крупных финансовых рынков, в законодательстве которого отсутствует признание ликвидационного неттинга. Это является одним из немаловажных факторов, который работает против устойчивости национального финансового рынка.

Несмотря на принятые Правительством и Центральным банком Российской Федерации экстренные меры по стабилизации отечественного финансового рынка, сохраняются сложности с оптимальным пе-рераспределениемресурсов поддержки внутри банковской системы. Позитивно оценивая оперативность действий государства, Ассоциация региональных банков России и Российский союз промышленников и предпринимателей считают, что в сложившейся ситуации меры прямой и по сути безадресной поддержки должны быть подкреплены конкретными шагами, направленными на оживление рынка межбанковского кредитования.

По сути функция принятия решений по предоставлению средств поддержки делегирована крайне ограниченному числу участников рынка, не имеющим возможности принять на себя полный объем кредитных рисков, — считает президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. — По нашему мнению, выделение госу-

дарственных средств поддержки должно сопровождаться предоставлением государственных гарантий банкам-членам системы страхования вкладов, размер которых определяется величиной банковских активов, что позволит развязать существующие узлы рынка межбанковского кредитования.

На сегодняшний момент Банк России и Министерство финансов РФ по сути разделили банковскую систему на две части, отдав предпочтение крупнейшим кредитным организациям с государственным участием, которые, как ожидалось, будут обеспечивать ликвидностью средние и малые банки. Однако, значительные государственные деньги, выделенные на поддержку банковской системы, оседают на корреспондентских счетах крупнейших банков либо на депозитах в Центральном банке, не двигаясь по системе, что разрушает конкурентную среду, стимулируя панические настроения среди клиентов и, самое главное, вредит развитию экономики, малого и среднего бизнеса.

Сбои в работе перераспределительного механизма привели к фактической остановке рынка межбанковского кредитования. Операции подавляющего большинства бывших активных участников межбанка остановлены. Попытка селективного подхода—оказания огромной помощи государственным банкам и некоторой помощи крупным коммерческим банкам — не встречает понимания со стороны остального банковского сообщества и клиентов банков.

В самом уязвимом положении на сегодняшний день оказались небольшие и средние российские банки. Они всегда выполняли важную социальную функцию в тех отраслях и регионах, где деятельность федеральных банков не была заметна, и поэтому заслуживают к себе более внимательного отношения государства.

Ассоциация региональных банков России считает, что в создавшемся положении Центральный Банк должен пойти на чрезвычайные меры по восстановлению межбанковского оборота. Для этого необходимо немедленно:

• оказать финансовую поддержку всем кредитным организациям, которые на момент вхождения в кризис имели устойчивое финансовое положение;

• не принимать депозиты от крупнейших банков, объем которых сейчас составляет более одной четверти всех средств на корреспондентских счетах, — эти средства должны размещаться на рынке межбанковского кредитования;

• предоставить небольшим и средним банкам рефинансирование под залог их кредитных

76

финансы и кредит

портфелей на условии их 50%-ной валовой оценки; срочно утвердить в связи с этим новую редакцию инструкции ЦБ № 312-П; • взять на себя определенные обязательства по гарантированию возврата межбанковских кредитов.

По мнению банковского и предпринимательского сообщества, только восстановление полноценного денежного оборота и возобновление эффективного рынка межбанковского кредитования гарантирует восстановление банковской системы и всей экономики России в целом.

о КОДЕКСЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ

В рамках VI Международного банковского форума «Банки России — XXI век», проходившего в г. Сочи 4-7 сентября 2008 г., обсуждался Кодекс ответственного потребительского кредитования. Формулируя основы морально-этического отношения к обслуживанию клиентов в сегменте потребительского кредитования, он направлен на создание условий по защите прав и законных интересов заемщиков и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе России и, таким образом, на повышение устойчивости финансовой системы.

С момента анонсирования в апреле этого года, — сказал президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, — принципы Кодекса прошли конструктивный путь консультаций и обсуждений с профессиональным сообществом и регуляторами, в том числе Банком России, Министерством экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службой. Это позволило нам создать на их базе основательно проработанный Кодекс, который мы рекомендуем к применению банковскому сообществу России. Соблюдение банками норм, заложенных в Кодексе ответственного потребительского кредитования, позволит повысить доверие между заемщиками и кредиторами, а также стать дополнительным и, главное, добровольным саморегулирующим инструментом для участников рынка потребительского кредитования. При этом Кодекс остается «живым» документом, который будет совершенствоваться по мере его применения участниками рынка.

Мы приняли участие в обсуждении Кодекса, поскольку считаем его инструментом, который поможет установить и в дальнейшем поддерживать

добросовестную конкуренцию на рынке потреб-кредитования, — сказала начальник управления контроля финансовых рынков Федеральной антимонопольной службы Юлия Бондарева. — Это весьма своевременная инициатива, поскольку сами банки признают необходимость неких единых стандартов работы, что, собственно, и предлагает Кодекс. Кодекс, как саморегулирующий документ, помогает создать более прозрачные условия креди -тования для банковского сообщества.

Наш опыт внедрения Стандартов ответственного кредитования показывает, что те банки, которые применяют добросовестные практики, выигрывают в долгосрочном периоде, поскольку они следуют не только букве законодательства, но и его духу, а значит, клиенты начинают больше доверять таким банкам, — говорит Ричард Гаскин, Президент ЗАО «ДжиИ Мани Банк». — Предлагая прозрачные правила работы, Кодекс позволит выстраивать долгосрочные отношения с заемщиками, основанные на доверии. Тем самым Кодекс создаст дополнительные условия, которые позволят повысить конкуренцию в сфере сервиса. И контроль, таким образом, будет у самих заемщиков, которые проголосуют своим рублем в пользу банков, добровольно следующих принципам, заложенным в Кодексе.

Полный текст Кодекса ответственного потребительского кредитования можно получить в Ассоциации региональных банков России. Любые банки, физические и юридические лица могут направлять вопросы, комментарии, предложения по применению или чтению Кодекса непосредственно в Ассоциацию региональных банков России — в приемную или по электронным адресам — info@sros.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.