Научная статья на тему 'Финансовый анализ предпринимательских структур при проведении тендеров на покупку автомобильной техники'

Финансовый анализ предпринимательских структур при проведении тендеров на покупку автомобильной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов М. Н.

Выбор поставщика автомобильной техники государственными и предприниматель-скими структурами должен проводиться на тендерной основе. В статье изложены суще-ствующие подходы и методики выбора потенциального поставщика, указаны их недостат-ки, предложена собственная методика на основе анализа финансового состояния постав-щика посредством сравнения наиболее существенных показателей финансово-хозяйственной деятельности с нормативными для автомобильной отрасли значениями. Автомобильный дилер, тендеры, финансовый анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ предпринимательских структур при проведении тендеров на покупку автомобильной техники»

УДК 336.67

М.Н. Михайлов,

аспирант НОУ ВПО «ОмГА»

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕНДЕРОВ НА ПОКУПКУ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Выбор поставщика автомобильной техники государственными и предпринимательскими структурами должен проводиться на тендерной основе. В статье изложены суще-ствующие подходы и методики выбора потенциального поставщика, указаны их недостат-ки, предложена собственная методика на основе анализа финансового состояния постав-щика посредством сравнения наиболее существенных показателей финансово-хозяйственной деятельности с нормативными для автомобильной отрасли значениями.

Автомобильный дилер, тендеры, финансовый анализ.

The financial analysis of enterprise structures during tenders on buying

of automobile technics

The choice of the supplier of automobile technics should be spent by the state and enterprise structures on a tender basis. In article existing approaches and techniques of a choice of the potential supplier are stated, their lacks are specified, own technique on the basis of the analysis of a financial condition of the supplier by means of comparison of the most essential indicators of financial and economic activity with standard values for automobile branch is offered.

The automotive dealer, tenders, financial analysis.

Ежегодно государственные и муниципальные структуры производят закупку автотранспортных средств. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ регламентирует порядок проведения закупок. Также существуют «Методические рекомендации по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд», в которых используется метод балльных оценок количественных показателей; для показателей, не поддающихся балльной оценке, применяется экспертная оценка. Основным недостатком данной методики является то, что она не предусматривает специфику отраслей, а также в ней не прописаны необходимые показатели для оценки организаций.

Для того чтобы осуществить выбор поставщика при проведении тендера, необходимо учитывать финансовое положение потенциального партнера. Как инструмент анализа финансовой деятельности фирм различных отраслей была разработана методика -«Мето-дические указания по проведению анализа финансового состояния организаций» (МСФО, 2001г.), в соответствии с которой предлагается рассчитывать 26 показателей. Данная мето-дика имеет существенный недостаток: не приводятся ориентиры нормативов коэффициентов, поэтому финансовые аналитики по-прежнему обращаются к «Методическим положениям по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной струк-туры баланса» (1994 г.), которые применяются в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству, и используются для определения соответствующих показа-телей структуры баланса предприятия в совокупности с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

В случаях, когда официальные методики не приводят ориентировочных значений финансовых индикаторов, возможно сравнение со среднеотраслевыми показателями (такой подход содержался в «Плане финансового оздоровления (бизнес-план)» (1994г.; документ действовал до 2003г.). Гибкость установления нормативных значений в анализируемой методике заключается в использовании интервальных значений, аналогичный подход мы находим в действующих «Методических рекомендациях по реформе предприятий (органи-заций)» (1997г.). Они включают в себя, в частности, раздел V «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия», где для ряда показателей (ликвидности и финансовой устойчивости) определены границы оптимальных значений. Кроме того, методикой выделен класс ненормируемых показателей (рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств), значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования организации и ее финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию, и имеющих производственные мощности, сравни-мые с мощностями исследуемого предприятия.

Во «Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» (Утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 855) заложена идеология анализа динамики 10 финансовых коэффициентов, рассчитанных в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, в случае установления существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника.

В качестве основного инструментария выявления условно нормативных значений фина-нсовых коэффициентов мы выбрали построение параметрических моделей. Лепестковая диаграмма позволяет визуально оценивать поля и области допустимых значений. В качестве источника информации мы взяли статистические данные, опубликованные в статистических сборниках «Россия в цифрах» (2008), «Российский статистический ежегодник» (2008), данные из которых представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика финансовых показателей организаций по продаже и обслуживанию

автомобильной техники (в процентах)

Рентабельность Коэффициент обеспеченности

проданных това- Рентабе- Коэффициент собственными

ров, продукции льность текущей оборотными Коэффициен

(работ, услуг) активов ликвидности средствами т автономии

Год Рп Ра Ктл Косоа Кавт

2003 -0,7 -10,1 100,9 -6,1 26,6

2004 4,1 10,4 108,3 -1,2 24,6

2005 4,3 12,2 113,3 3,7 25,6

2006 5 14,5 125,4 7 29,4

2007 5,5 15,9 127,8 6 26,9

Граница 5 14,5 125,4 6 26,9

Источник: Российский статистический ежегодник 2008 // Сб. ст. Росстат. - М., 2008. - С. 680693.

Обработка данных производилась с применением электронных таблиц MS Excel, граничное значение рассчитывалось следующим образом: убирались из расчета минималь-ные и максимальные значения, из оставшихся выбирался лучший для каждого конкретного коэффициента. Так были получены данные для построения лепестковой диаграммы (рис. 2), в которой отображены поля допустимых значений каждого коэффициента. Получены границы (нормативы) для автомобильной промышленности в области торговли и обслуживания автотранспортных средств по общероссийским показа

телям. Динамика финансовых коэффициентов организаций по

продаже и обслуживанию автомобильной техники

Рп

Ра

Кавт

-У-2003 2004

_2005

- 2006

X 2007 Граница

Ктл

Косоа

50

50

Рис.1. Динамика финансовых коэффициентов предпринимательских структур, занима-ющихся продажей и обслуживанием автомобилей

Использование унифицированных нормативов в целом по России для всех отраслей, в том числе и по группам нормируемых индикаторов (платежеспособности, ликвидности; финансовой устойчивости), для анализа конкретной организации связано с большими искажениями в ориентирах. Для примера можно показать отраслевые различия средних значений финансовых показателей (табл. 2) по Омской области. Построенное нами поле (рис. 3) по оптовой и розничной торговле, а также ремонту автотранспортных средств позволяет сравнивать результаты финансово-хозяйственной деятельности любого автосервиса г. Омска со сложившимися в регионе

среднеотраслевыми параметрами коэффициентов.

Таблица 2

Значения отраслевых показателей финансово-хозяйственной деятельности

омских организаций

Отрасль Показатель

Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) Рентабельность внеоборотных активов Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Коэффициент автономии

Рп Рва Ктл Косоа Кавт

Сельское хозяйство 14,1 13,3 199,9 19,5 63,8

Строительство 5,6 8,4 112,7 -7,5 18,3

Оптовая и розничная торговля 3,9 37,1 112,3 9 29,1

Транспорт и связь 106,5 48,4 303,8 56,3 87,2

Источник: Омский областной статистический ежегодник 2008

Необходимо отметить, что статистическое ведомство по Омской области предлагает рекомендуемые значения по трем показателям, хотя юридических последствий не возникает (однако в федеральном ежегоднике рекомендуемых значений нет); рекомендуемое значение > 200% - для коэффициента текущей ликвидности; рекомендуемое значение 60-80% у ко-эффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами; рекомендуемое значение > 50% для коэффициента автономии.

Сравнивая межотраслевую дифференциацию по данным Омской области удалось выявить, что лучшие показатели всех коэффициентов принадлежат отрасли «Транспорт и связь». Для сравнения: коэффициент рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) (Рп) этой отрасли в 2007г. Равен 106,5%, а самый низкий показатель у оптовой и розничной торговли. Самый низкий показатель коэффициента рентабельности внеоборотных активов (Рва) у отрасли строительства. Сельское хозяйство демонстрирует достаточно высокий коэффициент текущей ликвидности (Ктл) в размере 1,7 в сравнении с другими отраслями. Отрицательное значение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами (Косоа) наблюдаем в строительстве (-7,5%). Оптовая и розничная торговля также имеет самый низкий коэффициент автономии (Ка) 0,18%, тогда как в сельском хозяйстве его значение составляет 0,64.

Рп

Рва

Кавт

Ктл

Косоа

Сельское хозяйство ■ | Строительство Оптовая и розничная ■ ■ Транспорт и связь

торговля

Рис. 2. Многомерная модель параметрической интерпретации финансовой состоятельности по отраслям Омской области.

При построении данных диаграмм рекомендую вводить определенные методологические ограничения, которые учитывают, что в границы ориентиров могут попасть значения коэффициентов за разные годы, также желателен вариант, учитывающий корреляцию между выбранными коэффициентами. К сожалению, статистическими органами отслеживаются 5-6 финансовых коэффициентов, поэтому выбор индикаторов при построении параметрических моделей весьма ограничен. Допускаю, что в этой системе могут попасть взаимосвязанные коэффициенты.

Данный методологический подход анализа финансового положения предприниматель-ских сруктур, занимающихся производством и поставками автомобильного транспорта, мо-жет использоваться при проведении тендеров на закупку государственными и муниципаль-ными структурами автомобильной техники для обеспечения собственных нужд.

Рецензент: О. Ю. Патласов, д.э.н., профессор, зав. кафедрой коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.