УДК 336.67
М.Н. Михайлов, О.Ю. Патласов Омская гуманитарная академия
АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОЦЕНКЕ УЧАСТНИКОВ ТЕНДЕРА
Недостаточная разработанность методического обеспечения оценки надежности предпринимателя при проведении тендера на закупку товаров государственными, муниципальными органами и частными организациями обусловила целесообразность дополнения тендерной документации инструментами анализа финансовых показателей деятельности поставщика. Как вариант оценки приведена система анализа ключевых финансовых показателей деятельности предпринимателя с учетом региональной специфики.
Ключевые слова: тендер, финансовый анализ, предпринимательская деятельность, степень надежности поставщика.
Система тендеров, проводимых государством, является набором правил поведения для заказчиков, уполномоченных органов и поставщиков, принимающих участие в определенных конкурентных процедурах заказа. Предполагается, что если все стороны следуют закону, то результатом этих процессов должна быть покупка товаров, заключение договоров на выполнение работ или услуг необходимого качества по минимальной доступной цене. Но у всех участников системы государственных заказов могут возникать стимулы к отступлению от этих правил: созданию определенных горизонтальных или вертикальных коммуникаций [1], искажению информации о соответствии товара или услуг заявленным требованиям.
В марте 2013 г. был принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013г.1 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот закон принят вместо Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и является основным документом для регламентации отношений между заказчиками (государственными и муниципальными учреждениями) и поставщиками товаров, работ и услуг. Федеральный закон № 44-ФЗ вступает в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон № 94-ФЗ претерпел ряд существенных изменений, как идеологических и конструктивных, так и информативных. В тексте Федерального закона № 44-ФЗ реализованы следующие отличия:2
1) наличие единой информационной системы;
2) новые правила обеспечения заявки и контракта;
3) реестр банковских гарантий;
4) конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков и исполнителей);
5) заключение, исполнение, изменение и расторжение контракта;
6) антидемпинговые меры;
7) условия для участников закупок в Контрактной системе - активное участие в тендерах, квалификация участника, опыт работы, деловая репутация.
Перечисленные отличия обусловливают цели создания Федерального закона - повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг; обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.3
Важными принципами, гарантирующими осуществление перечисленных целей, являются принципы обеспечения конкуренции, открытости и прозрачности информации о системе закупок, которые были недостаточно качественно проработаны в ФЗ-94. Также в ФЗ-44
появилось указание ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Ряд перечисленных мер и требований должны оказать на участников торгов, как заказчиков, так и исполнителей, положительное влияние, снизить коррупционную составляющую в области закупочных операций, исключить так называемый «личный интерес» чиновников и в целом улучшить систему взаимодействия сторон осуществления торгов.
Требования, изложенные в ФЗ-44, не являются исчерпывающими и не полно характеризуют надежность поставщика с точки зрения финансовой устойчивости. Анализ законов ФЗ-44 и ФЗ-94 выявил, что в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 44-ФЗ и статьей 11 Федерального закона № 94-ФЗ к предпринимателям предъявляются требования, перечисленные в следующих пунктах:
1) соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать контракт;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы согласно законодательству Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
6) отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки -юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на
такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
При этом в действующем законе ФЗ-94 прописаны только 1, 3, 4 и 5 пункты из тех, которые перечислены в законе ФЗ-44, что говорит о значительном прогрессе в области повышения надежности закупочной деятельности после начала исполнения нового закона. На данном этапе сложно прогнозировать то, насколько качественно будут применяться введенные изменения. Поскольку все дополнения и существующие требования являются абсолютными и не учитывают различий статуса предпринимателей, осуществляющих продажу и обслуживание автомобильной техники, а также различий по видам деятельности предпринимателей, то предлагаемый закон не может полноценно предупредить возможность возникновения рисковых ситуаций при осуществлении поставок товаров или оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Назовем перечисленные требования базовыми условиями в системе надежности тендерных закупок.
Второй ступенью в системе повышения надежности закупок может служить наличие в тендерной документации запросов о предоставлении поставщиком копий учредительных документов, всевозможных лицензий и финансовой отчетности (копии ОГРН, ЕГРЮЛ, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, другие финансовые, юридические документы и деловые отчеты).
Третью ступень составляют деловые и индивидуальные требования к поставщику, значимость предпринимателя на том или ином рынке, а также дополнительные условия, которые предлагает поставщик при той же стоимости контракта.
Четвертой ступенью можно обозначить наличие собственной методики оценки надежности поставщика для того или иного государственного органа, муниципального образования или частного лица, проводящего закупку.
Пятой, заключительной ступенью, предполагающей максимальную надежность потенциального поставщика, является наличие стандартизированной методики оценки финансовой и деловой стабильности. При этом методика должна учитывать не только отраслевую принадлежность с указанием граничных значений ключевых показателей деятельности предпринимателя, но и учитывать территориальную принадлежность к федеральному округу, краю, субъекту и т.д.
В рамках данного исследования были проанализированы 20 примеров тендерной документации по приобретению автомобилей различных марок, помещенной в официальных источниках на открытых электронных площадках для проведения аукционов. В табл. 1 представлены результаты анализа в соответствии с предложенной градацией по ступеням надежности. Стоит отметить, что на данном этапе функционирования системы закупок отсутствует предложенная пятая ступень.
Анализируя результаты, представленные в табл. 1, можно сделать вывод: обязательные требования, заложенные в № 94-ФЗ, предоставления бухгалтерской документации (ступени 1 и 2) выполняют практически все участники, но наиболее качественный анализ потенциального поставщика осуществляют частные организации.
Обязательное условие функционирования системы ступеней при оценке стабильности предпринимателя - это последовательное выполнение условий каждой ступени. Графически предлагаемая система представлена на рис.1 .
Таблица 1
Организации и требования к участникам__
№ п\п Организация, проводящая тендер Ступень
1 2 3 4
1 Администрация сельского поселения Серединское V V
2 Администрация Стародубского муниципального района V V V
3 ЦКБ транспортного машиностроения, г. Тверь V V
4 ГУП МО «МОСТРАНСАВТО» Можайское ПАТП V V
5 «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» V V V V
6 Министерство внутренних дел Чувашской Республики V V V
7 ОАО «Мосинжпроект» V V V V
8 Администрация Партизанского муниципального района V V V
9 Администрация Северного района V V
10 Администрации Фировского района Тверской области V V
11 ООО «Олимп» V V
12 ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» V
13 МБУЗ «Пушкинская станция скорой медицинской помощи» V V
14 ГУМО «Московская областная противопожарно-спасательная служба» V V V
15 МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Выборга» V
16 МУЗ «Омская центральная районная больница» V V
17 ГУВ МО «Чеховская районная станция по борьбе с болезнями животных» V V
18 Администрация Чановского района Новосибирской области V V
19 Администрация муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» V V V
20 Администрация Бельского района V V V
Организаторы торговых площадок, федеральные и муниципальные учреждения могут учесть отраслевые и хозяйственные особенности предпринимателей, положить за основу количественный подход к анализу предпринимательской деятельности. Как наиболее простой, но существенно повышающий надежность закупочных операций подход рассмотрим анализ при помощи создания методики на основе количественных показателей финансово-хозяйственной деятельности предпринимателей в области продаж и обслуживания автотранспортных средств.
Таблица 2
Значения основных финансовых показателей для Омского региона5
Косоа Ктл/10
Рис. 2. Коэффициенты за 2005-2012 гг., доверительные границы
В качестве основного инструментария выявления условно нормативных значений финансовых коэффициентов выбрано построение параметрических моделей [2]. Лепестковая диаграмма позволяет визуально оценивать поля и области допустимых значений. В качестве источника информации были взяты статистические данные, опубликованные в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС)4.
В связи с тем, что пороговые значения финансовых коэффициентов являются значимыми при оценке финансового состояния предпринимателей, разработка методики установления пороговых значений является актуальной. Данные, собранные Росстатом, позволяют получить информацию о средних по стране значениях финансовых коэффициентов: коэффициенте текущей ликвидности, коэффициенте автономии, рентабельности активов, рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), коэффициенте обеспеченности собственными оборотными средствами. Эти данные представлены в табл. 2. Значения показателей выбраны для Омского региона в период с 2004 по 2012 г. по виду деятельности «Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт».
Таблица 3
Формулы для расчета показателей__
Расчетные зна-
Показатель Пояснения по данным ЕМИСС Формула для расчета чения по данным баланса ОАО «Омск-Лада»
Убыток от продаж к себе-
Рп стоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг убыточных организаций 0 стр.2200 1АА0/ Рп = —--х 100% стр.2110 1,54
Ра Отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций Ра_ стр.1100 стр. 1600(нач - кон) / /2 0,88
Ктл Отношение суммы оборотных средств к краткосрочным обязательствам стр.1200 Ктл =--- (стр. 1500 - стр. 1530 - - (стр.1540 + стр. 1430)) 155,00
Отношение собственных
Косоа оборотных средств к фактической стоимости всех оборотных средств, нахо- стр.1300 + стр.1400 - стр.1100 Косоа = —------ стр.1200 34,03
дящихся в наличии у ор-
ганизации
Кавт Доля собственных средств в общей величине источников средств орга- Т. стр.1300 + стр.1530 Кавт = —---- стр.1100 44,73
низаций
Далее при использовании полученных значений коэффициентов определяются пороговые значения (нижняя и верхняя границы) каждого коэффициента. Для этого из имеющихся данных исключаются минимальное и максимальное значения того или иного коэффициента, а из оставшихся значений выбирается последующее. Полученное значение и будет являться пороговым значением конкретного финансового коэффициента. Такие значения определяются по каждому коэффициенту, далее получаем область доверенных значений выбранных показателей. Имея данные по нескольким годам в разрезе этих показателей, можно обозначить границу среднестатистических значений, которая будет служить ориентиром при выборе поставщика методом анализа финансовых показателей. Графически значения показателей с годовым интервалом и указанием границ верхних (Грмах), нижних (Гртт), средних (Грсред) и
доверительной области представлены на рис. 2. Для большей наглядности умножим значения рентабельности проданных товаров и услуг Рп на 10, а значения коэффициента текущей ликвидности Ктл разделим на 10.
Ограничением данной методики является то, что, в связи с попаданием во временное поле мирового финансового кризиса, возможно занижение финансовых показателей в период спада. Поэтому для более эффективной оценки рекомендуется производить мониторинг значений коэффициентов с наименьшими временными интервалами.
Для примера произведем расчет показателей для компании ОАО «Омск-Лада» по данным на 2012 г. Формулы для расчета показателей с пояснениями (сайт ЕМИСС) приведены в табл.3.
Из расчетов видно, что основная часть финансовых показателей деятельности ОАО «Омск-Лада» по итогам 2012 г. соответствуют области доверительных значений, при этом рентабельность продаж невысокая относительно средних значений по Омской области. Но такие показатели, как коэффициент автономии и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, значительно выше средних значений. Этот факт говорит о том, что предприниматель имеет высокую степень финансовой стабильности и может быть признан надежным поставщиком автомобилей по Омской области.
Подобным образом предложенную методику могут использовать государственные, муниципальные и частные организации для оценки надежности поставщика автомобильной техники при проведении тендеров в пределах соответствующего региона или субъекта.
Примечания
1 Российская газета : [сайт]. URL: http://www.rg.ru.
2 Википедия : [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org.
3 Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru.
4 Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) : [сайт]. URL: http://fedstat.ru.
5 В таблице 2 не указаны значения показателей Ра для 2006 и 2007 гг., а также Косоа для 2004 г. по причине отсутствия данных в ЕМИСС.
Библиографический список
1. Кузьминов, Я.И. Возможности горизонтальной и вертикальной координации при осуществлении государственных закупок: анализ ситуаций : препринт WP10/2012/01 / Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич // Научные доклады Института институциональных исследований / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Высшая школа экономики, 2012. - 80 с.
2. Васина, Н.В. Разработка пороговых значений показателей деятельности субъектов предпринимательства / Н.В. Васина // Академический журнал Западной Сибири. - 2009. - № 3. - С. 46-48.
M.N. Mikailov, O. Y. Patlasov Omsk Academy of the Humanities ANALYSIS OF FINANCIAL PERFORMANCE OF ENTREPRENEURS IN EVALUATING
THE PARTIES TO TENDER
Insufficient development of software reliability assessment methodology entrepreneur in the tender for the purchase of goods by state, municipal authorities and private organizations led expediency additions tender documentation analysis tools financial performance supplier. As an alternative evaluation system analysis shows the key financial indicators of the entrepreneur from a regional perspective.
Keywords: tender, financial analysis, entrepreneurship, reliability Supplier.
References
1. Kuzminov Y.I., Yudkevich M.M. Horizontal and vertical coordination in the implementation of public procurement: the analysis of situations: preprint WP10/2012/01. Nauchnye doklady Instituta institutsional'nykh issledovaniy, 2012, 80 p.
2. Vasina N.V. Development of the threshold levels of business activities. Akademicheskiy Zhurnal Zapadnoy Sibiri, 2009, no 3, pp. 46-48.
© М.Н., Михайлов, О.Ю. Патласов
Авторы статьи:
Михаил Николаевич Михайлов, аспирант, Омская гуманитарная академия;
Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор, Омская гуманитарная академия; Омский региональный институт, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина; e-mail: [email protected].
Рецензенты:
Н.Е. Алексеев, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия;
Е.А. Дмитренко, кандидат экономических наук, доцент, Институт экономики и финансов Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.