СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
84
УДК 336.67
М. Н. МИХАЙЛОВ О. Ю. ПАТЛАСОВ
Омская гуманитарная академия
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЛЕРОВ_______________
Статья посвящена изучению проблем предпринимательской деятельности российских автомобильных дилеров в условиях экономического кризиса, изложены основные принципы взаимодействия заводов-изготовителей и сервисно-сбытовых сетей автомобильных компаний. Проанализированы существующие и предложены инновационные методы диагностики экономического состояния предпринимательских структур в области продаж и обслуживания автомобилей, предложена модель определения группы финансовой устойчивости организации как для России в целом, так и для Омской области отдельно. Ключевые слова: автомобильный дилер, предпринимательство, финансовая устойчивость, лепестковая диаграмма.
Российский автомобильный рынок начал динамичный рост в 2003 году с принятием «Концепции развития автомобильной промышленности России», благодаря которой стало возможным производство зарубежных марок на территории России. Рост продаж автомобилей иностранных концернов увеличивался по причине неудовлетворенного спроса со стороны потребителей (рис. 1), гибкой банковской политики и продолжался до сентября-ноября 2008 года. Продажи начали падать с наступлением экономического кризиса, предпосылки которого были заметны уже в 2007 году.
Как видно из прогноза динамики рынка автомобилей, выполненного аналитическим агентством «Автостат» в 2008 году, не были учтены предпосылки начинающегося кризиса автомобильной промышленности, однако тенденция к увеличению производства, обусловленная работой совместных сборочных производств на территории России и повышением покупательского спроса, на данном графике заметна [1].
Продажи автомобилей начали сокращаться с августа 2008 года и имели нестабильный рост в зависимости от политики государства и доходов населения. В апреле 2009 года с принятием концепции поддержки автомобильной промышленности льготными кредитами, отмечалось оживление спроса со стороны
потребителей. Во втором квартале продажи автомобилей значительно превысили уровень продаж за первый квартал 2009 года. При этом рост идет за счет иномарок российского производства: количество выпускаемых российских автомобилей сократилось на 65 %, а зарубежных автомобилей, собранных в России — на 53 %. Доля автомобилей российского производства в общем объеме продаж составила в первом полугодии 2009 года 52 % [2].
В рамках мер по стабилизации и оздоровлению ситуации, сложившейся вокруг российского автопрома, в перечень автомобилей, реализуемых по государственной программе субсидирования потребительских кредитов на покупку автомобилей, включены новые модели [3]. Теперь стоимость автомобиля, предоставляемого по льготной программе, увеличена с 350 до 600 тыс. рублей. Но государство предъявляет требования по процентному соотношению количества запчастей российского производства в новых автомобилях, производимых на территории России, попадающих под льготное кредитование: узлов и деталей российского производства должно быть не менее 50 %. Таким образом, в расширенный список льготного кредитования попали Kia Spectra производства Ижевского автозавода (отметим, что предприятие с конца мая 2009 года не производит эти автомобили), Chevrolet Cruze (в сентябре 2009 года началось произ-
200 000 180 000 160 000 140 000 120 000 100 000 80 000 60 000 40 000 20 000 о-
,—, 1—11 1
2002 1 2003 ! 2004 1 20051 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010 I 2011 I 2012
Рис. 1. Динамика производства автомобилей с 2002 по 2012 (прогноз)
водство этого автомобиля на автозаводе в Петербурге), Skoda Fabia (выпускается на автозаводе VW в Калуге). Кроме того, в список были включены автомобили Hyundai Accent и Sonata, а также ТагАЗ LC100, ТагАЗ Tager, ТагАЗ Road Partner и ТагАЗ С100 (производства таганрогского автозавода).
Данная программа пришла в помощь предпринимательским структурам, занимающимся продажей и обслуживанием автомобилей, поскольку государственная программа льготного кредитования, действующая в России с апреля 2009 года, не пользовалась спросом у населения. Это было обусловлено недостаточно комфортными условиями покупки автомобиля в кредит: в рамках государственной программы можно было приобрести автомобиль, стоимостью до 350 тыс. рублей, при этом ставка в 8 % субсидировалась государством, а сумма первоначального взноса не превышала 30 %. По данной программе удалось продать около 16 тыс. машин и государство утвердило новую, более выгодную программу, в соответствии с которой потребитель может приобрести автомобиль, стоимостью до 600 тыс. рублей, уплатив первоначальный взнос всего 15 %. При этом значительно расширился перечень банков, участвующих в данной программе.
По состоянию на 9 июля 2009 года от физических лиц в банки с апреля 2009 года поступило 31 961 заявка на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых, выдано 17 519 автокредитов.
Сложная ситуация, сложившаяся для российской и мировой автомобильной промышленности, обуславливает повышение конкуренции между ведущими автомобильными производителями, а вместе с тем сокращение затрат и повышение эффективности управления собственными предпринимательскими структурами.
При анализе взаимоотношений автомобильных дилеров с компаниями производителями на основе дилерских договоров мы установили, что представителями автопроизводителя на территории дилера контролируются следующие аспекты хозяйственной деятельности: состояние и оформление рабочих помещений, состояние и перечень рекомендованного оборудования, ход работ, товарные запасы, а также запасные части, замененные по гарантии. Также специально назначенные лица могут контролировать порядок и качество проведения операций по ремонту автомобилей, находящихся на обслуживании у дилера.
Как ни странно, но финансовые коэффициенты, оценивающие эффективность работы автодилера, не контролируются производителем. По сути, производителя интересует объем закупок автомобилей и запасных частей у него представителями собственной сервисно-сбытовой сети. Между тем от благополучия функционирования дилера на рынке, его конкурентоспособности зависит напрямую прибыль производителя, поэтому контроль финансовой деятельности дилерской сети со стороны автомобильного концерна считаем целесообразным.
Кроме того, со стороны государства необходима разработка и внедрение программ по поддержанию и контролю финансового состояния предприятий автомобильной промышленности (как производителей, так и дилеров), поскольку в период повышенного спроса на автомобили предполагается повышение прибыли и, соответственно, отчислений в бюджет, а также повышения числа рабочих мест. Помимо этого закупкой автотранспортных средств занимаются министерства, ведомства, субъекты Федерации, муни-
ципальные структуры, имея в виду муниципальный транспорт, спецтехнику, спецавтомобили (скорая помощь и пр.), служебный транспорт. Для того, чтобы осуществить выбор поставщика при проведении тендера, необходимо так же учитывать финансовое положение потенциального партнера.
Как инструмент анализа финансовой деятельности фирм различных отраслей была разработана методика — «Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций» (МСФО, 2001 г.), в соответствии с которой предлагается рассчитывать 26 показателей. Данная методика имеет существенный недостаток: не приводятся ориентиры нормативов коэффициентов, поэтому финансовые аналитики, по-прежнему, обращаются к «Методическим положениям по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» (1994 г.), которые применяются в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству, и используются для определения соответствующих показателей структуры баланса предприятия, в совокупности с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
В случаях, когда официальные методики не приводят ориентировочных значений финансовых индикаторов, возможно сравнение со среднеотраслевыми показателями (такой подход содержался в «Плане финансового оздоровления (бизнес-план)» (1994 г.; документ действовал до 2003 г.; в настоящее время действуют «Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления» от 22 мая 2007 г. № 01/4850-АБ). Гибкость установления нормативных значений в методике 1994 г. заключается в использовании интервальных значений, аналогичный подход мы находим в действующих «Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций)» (1997 г.) включают в себя, в частности, раздел V. «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия», где для ряда показателей (ликвидности и финансовой устойчивости) определены границы оптимальных значений. Кроме того, методикой выделен класс ненорми-руемых показателей (рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств), значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования организации и ее финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями исследуемого предприятия. Среди достоинств методики — определение интегрального показателя, учитывающего значения как нормируемых коэффициентов, так и ненормируемых, и уровня экономического состояния фирмы.
Во «Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» (Утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 855) заложена идеология анализа динамики 10 финансовых коэффициентов, рассчитанных в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, в случае установления существенного ухудшения значений двух и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
Динамика финансовых показателей организаций по продаже и обслуживанию автомобильной техники (в процентах)
Год Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) Рентабельность активов Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Коэффициент автономии
Рп Ра Ктл Косоа Кавт
2003 -0,7 -10,1 100,9 -6,1 26,6
2004 4,1 10,4 108,3 -1,2 24,6
2005 4,3 12,2 113,3 3,7 25,6
2006 5 14,5 125,4 7 29,4
2007 5,5 15,9 127,8 6 26,9
Граница 5 14,5 125,4 6 26,9
Источник: Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./ М. : Росстат., 2008. С. 680-693
Таблица 2
Значения отраслевых показателей финансово-хозяйственной деятельности омских организаций
Отрасль Показатель
Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) Рентабельность внеоборотных активов Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Коэффициент автономии
Рп Рва Ктл Косоа Кавт
Сельское хозяйство 14,1 13,3 199,9 19,5 63,8
Стр оительств о 5,6 8,4 112,7 -7,5 18,3
Оптовая и розничная торговля 3,9 37,1 112,3 9 29,1
Транспорт и связь 106,5 48,4 303,8 56,3 87,2
Источник: Омский областной статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./ Омск., 2008. С. 206-218
В качестве основного инструментария выявления условно нормативных значений финансовых коэффициентов, мы выбрали построение параметрических моделей. Лепестковая диаграмма позволяет визуально оценивать поля и области допустимых значений. В качестве источника информации мы взяли статистические данные, опубликованные в статистических сборниках «Россия в цифрах» (2008), «Российский статистический ежегодник» (2008), данные из которых представлены в табл.1.
Обработка данных производилась с применением электронных таблиц MS Excel, граничное значение рассчитывалось следующим образом: убирались из расчета минимальные и максимальные значения, из оставшихся выбирался лучший для каждого конкретного коэффициента. Так, были получены данные для построения лепестковой диаграммы (рис. 2), в которой отображены поля допустимых значений каждого коэффициента. Получены границы (нормативы) для автомобильной промышленности в области торговли и обслуживания автотранспортных средств по общероссийским показателям.
Использование унифицированных нормативов в целом по России для всех отраслей, в том числе и по группам нормируемых индикаторов (платежеспособности, ликвидности; финансовой устойчивости), для
анализа конкретной организации связано с большими искажениями в ориентирах. Для примера, можно показать отраслевые различия средних значений финансовых показателей (табл. 2) по Омской области. Построенное нами поле (рис. 3) по оптовой и розничной торговле, а также ремонту автотранспортных средств позволяет сравнивать результаты финансовохозяйственной деятельности любого автосервиса г. Омска со сложившимися в регионе среднеотраслевыми параметрами коэффициентов.
Необходимо отметить, что статистическое ведомство по Омской области предлагает рекомендуемые значения по трем показателям, хотя юридических последствий не возникает (однако в федеральном ежегоднике рекомендуемых значений нет); рекомендуемое значение > 200 % — для коэффициента текущей ликвидности; рекомендуемое значение 60-80 % у коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами; рекомендуемое значение >50 % для коэффициента автономии.
Сравнивая межотраслевую дифференциацию по данным Омской области, удалось выявить, что лучшие показатели всех коэффициентов принадлежат отрасли «Транспорт и связь». Для сравнения: коэффициент рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) (Рп) этой отрасли в 2007 г. равен 106,5 %,
,y, 2GG3 О 2GG4 2GG5 — 2GG6 М 2GG7 Граница
Рис. 2. Динамика финансовых коэффициентов предпринимательских структур, занимающихся продажей и обслуживанием автомобилей
Рп
Кавт
Ктл
Косоа
Сельское хозяйство ■ ■ I Строительство Оптовая и розничная ■ ■ ■ Транспорт и связь
торговля
Рис. 3. Многомерная модель параметрической интерпретации финансовой состоятельности по отраслям Омской области
а самый низкии показатель у оптовой и розничном торговли (3,9 %). Самый низкий показатель коэффициента рентабельности внеоборотных активов (Рва) у отрасли строительства. Сельское хозяйство демонстрирует достаточно высокий коэффициент текущей ликвидности (Ктл) в размере 1,7 в сравнении с другими отраслями. Отрицательное значение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами (Косоа) наблюдаем в строительстве ( — 7,5%). Оптовая и розничная торговля также имеет самый низкий коэффициент автономии (Ка) 0,18, тогда как в сельском хозяйстве его значение составляет 0,64.
При построении данных диаграмм мы рекомендуем вводить определенные методологические ограничения, которые учитывают, что в границы ориентиров могут попасть значения коэффициентов за разные годы, также желателен вариант, учитывающий корреляцию между выбранными коэффициентами. К сожалению, статистическими органами отслеживаются 5 — 6 финансовых коэффициентов, поэтому выбор индикаторов при построении параметрических моделей весьма ограничен. Мы допускаем,
что в этой системе могут попасть взаимосвязанные коэффициенты.
Библиографический список
1. Маркетинговый отчет: рынок легковых автомобилей в России, итоги, тенденции, перспективы. — М. : Аналитическое агентство Автостат, 2008. — С.137.
2. Интернет газета Дни.ру [Электронный ресурс] http:// www.dni.ru/auto/2009/7/21/170992.html
3. Информационное агентство «Росбалт» [Электронный ресурс]. http://www.rosbalt.ru/2009/07/15/655309.html
МИХАЙЛОВ Михаил Николаевич, аспирант кафедры «Коммерция, маркетинг и реклама». e-mail: [email protected]
ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Коммерция, маркетинг и реклама».
644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.
Статья поступила в редакцию 26.08.2009 г.
© М. Н. Михайлов, О. Ю. Патласов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ